Как эффективно учиться самостоятельно

Рекомендации по самостоятельному обучению

Как эффективно учиться самостоятельно. %D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B %D0%BF%D0%BE %D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E. Как эффективно учиться самостоятельно фото. Как эффективно учиться самостоятельно-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B %D0%BF%D0%BE %D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E. картинка Как эффективно учиться самостоятельно. картинка %D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B %D0%BF%D0%BE %D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E.

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую.

Есть и другой вариант: вы можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». На программе вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.

Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Постановка целей

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к составлению плана. Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами распоряжаетесь своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать матрицу Эйзенхауэра – не премините возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

Дополнительные рекомендации

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Источник

Как учиться быстрее и эффективнее: простые советы на каждый день

Как эффективно учиться самостоятельно. %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F %D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B5. Как эффективно учиться самостоятельно фото. Как эффективно учиться самостоятельно-%D0%BA%D0%B0%D0%BA %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F %D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B5. картинка Как эффективно учиться самостоятельно. картинка %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F %D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B5.

Получение новых знаний и самосовершенствование – ключевой элемент личностного роста и прогресса, жизненного успеха, построения карьеры, достижения счастья и благосостояния. Но обучение каким бы то ни было умениям и усвоение новой информации не всегда происходит с той скоростью, которая нас устраивает. Конечно, это зависит от развития интеллекта и способностей, а также от специфики изучаемого предмета, однако есть немало рекомендаций, которые позволят ускорить процесс обучения любому человеку.

Данная статья посвящена этим рекомендациям. Они подойдут как тем, кто обучается самостоятельно, так и тем, кто получает образование в учебных заведениях. Кроме того, большинство из них влияют не только на процесс обучения, но и на личную продуктивность вообще. Так что берите их на заметку и смело пользуйтесь.

Основные рекомендации по быстрому обучению

Материал мы разбили на несколько небольших разделов, в каждом из которых рассматриваются специфические советы по быстрому обучению. О каждой из них мы рассказываем в общих чертах, но понять смысл того или иного совета не составит никакого труда. Давайте приступим.

Используйте методики быстрого запоминания

Для начала напомним, что полезную информацию по быстрому запоминанию вы можете почерпнуть из нашей статьи «7 правил запоминания» и курса по развитию памяти. Поэтому укажем на специфические приемы.

Во-первых, для быстрого запоминания можно использовать музыку. Исследователи уже давно установили, что спокойная музыка помогает запоминать лучше. Если вы учитесь, включите что-нибудь ненавязчивое, например, музыку в стиле Нью-Эйдж. В нужный момент просто проиграйте знакомую песню в своих мыслях, и вспомнить необходимый материал будет проще.

Во-вторых, запоминание информации облегчают таблицы, благодаря которым данные фильтруются. В таблицах, как правило, находится только самое главное, и их легко по нескольку раз перечитывать, особенно в замедленном темпе. А благодаря медленному чтению внимание фиксируется на основной идее, что тоже упрощает запоминание.

И, в-третьих, не забывайте о мнемотехниках – специальных способах и приемах, которые увеличивают объем памяти и облегчают запоминание посредством образования ассоциаций. Как это работает, посмотрите в статье «Мнемотехника: запоминание иностранных слов».

Берите на вооружение принципы визуализации

В первую очередь отметим, что любая картинка уже является историей. Вы можете начертить или нарисовать то, что вам нужно запомнить или освежить в памяти. Поставив конкретную цель, вы поможете мозгу справиться с задачей.

Если вам необходим какой-то план, можете использовать ментальные карты, позволяющие посмотреть на задачу или проект детально или в целом или же включить в проект новые задания. О том, как это делается, мы писали в статье «Ментальные карты».

Если вам приходится записывать данные, у которых есть внутренняя структура, можете использовать информационный дизайн для представления информации в более структурированной форме. О том, что это такое, рекомендуем дополнительно почитать в Интернете.

Еще одним хорошим методом отображения и запоминания сведений являются всевозможные таблицы и диаграммы. А когда вы точно знаете последовательность задач в процессе своего обучения, составляйте пирамиды заданий и наглядные планы.

Применяйте аудиторные и вербальные техники

Применять вербальные и аудиторные техники очень просто. Для этого в процессе обучения нужно расслабляться и больше смеяться и шутить, т.к. расслабленная психика делает мозг более восприимчивым. Также нужно играть в разные рифмованные игры, например, запоминать что-то, зарифмовывая это, или составляя и зарифмовывая несуществующие слова.

Не пренебрегайте методом мозгового штурма, совмещающем в себе индивидуальную и групповую работу, письменные и вербальные действия. Подробно об этом методе читайте в нашей статье «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения».

Пользуйтесь кинестетическими техниками

Информация запоминается лучше, если человек пишет, а не печатает, т.к. задействуется моторная память и стимулируется творческая активность. Тут же можно упомянуть о наличии блокнота под рукой всегда и везде. Во-первых, в него можно записывать новые идеи, а во-вторых, при желании что-то вспомнить, можно это постепенно фиксировать, создавая целостную картину.

Говоря о письме, нельзя не упомянуть и ведение личного дневника. В него нужно записывать все свои задачи и планы, снабжая это графическими элементами, например, теми же ментальными картами, таблицами и диаграммами.

Для более качественной организации учебного процесса в блокноте и дневнике можно использовать цветные заметки, что позволит структурировать информацию и упростить навигацию. Не менее полезны и цветные стикеры с важными записями. Их можно развешивать на компьютере, зеркалах, дверях и т.д. Информация будет попадать в поле вашего зрения и автоматически фиксироваться и запоминаться.

Мотивируйте себя

Всегда фокусируйтесь на нужном результате. Это будет стимулировать генерацию хороших идей и заставлять ваш мозг отфильтровывать то, что вас мотивирует, от того, что просто отнимает время и вынуждает тратить силы. Кроме того, фокус на результате позволит вам лучше понимать, ради чего вы обучаетесь.

Важно не только концентрироваться на целях, но и сохранять позитивное мышление. Только в бодром расположении духа человек способен сохранять энтузиазм и желание учиться новому. Обязательно почитайте статью «Позитивное мышление», где мы подробно рассказываем о его преимуществах и о том, как его сформировать.

Сохранять мотивацию и успевать делать все вовремя вам поможет тайм-менеджмент. Освоив его, вы научитесь организовывать дела, избегать прокрастинации и находить время и на учебу, и на общение с друзьями, и на отдых, и на романтические отношения и т.д. А порядок во всех делах – это прекрасный способ сохранять позитив и хорошее настроение.

Чтобы быстрее достигать успеха, постарайтесь определить помехи на своем пути и начните хотя бы час-два в день уделять их устранению. Возможно, есть даже люди, которые как-то неадекватно воспринимают вашу занятость своим саморазвитием. Пробуйте проводить меньше времени с теми, кто тянет вас вниз, и больше общаться с успешными и мотивированными личностями.

Двигаться без промедлений поможет и наличие контрольных точек на пути – небольших ограниченных по времени результатов, для достижения которых не требуется больших усилий. Старайтесь двигаться планомерно, не выбиваться из графика и не давайте себе лениться. Иногда полезно даже заставлять себя сделать усилие, чтобы сохранить прогресс.

На этом моменте давайте сделаем небольшой перерыв и посмотрим видео о том, как повысить эффективность обучения. После просмотра продолжайте читать дальше.

Обращайтесь к вспомогательным способам повышения эффективности

Если вы учитесь в учебном заведении или ходите на курсы, не давайте себе скучать во время учебного процесса. Скука убивает мотивацию и желание двигаться дальше, поэтому делайте свои занятия более разнообразными, например, дискутируйте с преподавателем и однокурсниками, выносите на обсуждение то, что интересно вам.

Самостоятельно снабжайте себя дополнительной информацией. Обучение эффективно, когда приходится преодолевать трудности. Если возникают вопросы, ищите на них ответы, если чувствуете, что недопонимаете чего-то, обращайтесь к сторонним источникам. Если есть возможность, проверяйте то, что узнаете, на практике.

В обязательном порядке используйте для повышения скорости и эффективности обучения опыт. Общайтесь с другими людьми, чтобы узнать, в чем вы допускаете ошибки, учитесь использовать себе на пользу критику, проходите всевозможные тесты и экзамены. Чем больше обратной связи вы сможете получать извне, тем меньше прорех будет оставаться в ваших знаниях.

В наше время Интернета можно общаться на форумах, создавать свои собственные FAQ и даже wiki-справочники, в которых содержится все, что известно вам по какому-либо предмету. Также сегодня многие ведут свои блоги и влоги, в которых делятся с людьми идеям и знакомятся с точками зрения окружающих.

Упрощайте свое обучение. Прежде чем приступать к изучению чего-то нового, поищите информацию о том, с чего лучше начинать. Например, иностранный язык проще учить с изучения алфавита и расширения словарного запаса, а знакомиться с грамматикой и правилами построения предложений нужно чуть позже. У каждого предмета есть своя специфика, и вы должны в ней разбираться.

Планируйте свою деятельность. У вас всегда будет два варианта действий: либо работать хаотично и бессистемно, оказываясь там, куда «кривая заведет», либо заранее наметить канву процесса с возможностью внесения корректировок. Системность в обучении является одной из наиболее важных переменных, влияющих на успех.

Вносите изменения

Учиться можно разными способами – используя материал для чтения, видео- или аудиоматериалы. Попробуйте их все, чтобы понять, какой вариант подходит вам больше остальных. Советуем почитать о репрезентативных системах, а также определить свой психотип, а затем выстраивать процесс обучения, исходя из личностных особенностей.

Вносите изменения в свой распорядок. Не нужно безостановочно штудировать учебники – лучше от этого не станет. Поэтому, во-первых, каждый час делайте перерывы на 5-10 минут, чтобы мозг отдохнул. Во-вторых, в течение дня обязательно делайте один-два более продолжительных перерыва на обед и/или прогулку.

В дополнение к обычному отдыху используйте техники релаксации, проводите гимнастику для снятия физического напряжения. Будет очень хорошо, если утром и вечером, а также в течение дня вы будете хотя бы немного времени уделять медитации. Эта практика нормализует психическое состояние, восстанавливает энергию и придает бодрости. К тому же в состоянии медитации высвобождается творчески потенциал и в голову приходят интересные мысли.

Изменения касаются и пространства, в котором вы находитесь. Обязательно держите в порядке свое рабочее место. Обращайте внимание на освещение и наличие в помещении свежего воздуха – это очень влияет на бодрость. Кстати, когда хотите снять напряжение или взбодриться, если есть возможность, примите горячую ванну или прохладный/контрастный душ.

Следите за здоровьем

Здоровый образ жизни еще никому не вредил. Поэтому нужно элементарно заботиться о себе и своем состоянии. Первое – это здоровый сон. Он не только дает отдохнуть вашему телу и мозгу и восполняет силы, но и помогает привлекать хорошие идеи. Многие проблемы и трудности оказываются не такими уж страшными, а дела – не такими утомительными, если банально поспать.

Об отдыхе мы уже говорили, но заметим, что если работать и учиться без отдыха, можно заработать нехилый стресс, не говоря уже о простой усталости. Помимо 5-10-минутных перерывов каждый час, есть еще один метод – 20 минутные паузы каждые полтора часа. Если сильно захотеть, за это время можно и свежим воздухом подышать, и подремать немного.

Меняйте выполняемые задачи. Концентрация на одной и той же деятельности, особенно монотонной, отрицательно сказывается на состоянии организма и психики. Если по какой-то причине не удается отдохнуть, просто меняйте одну деятельность на другую. К примеру, составление отчета можно заменить чтением учебника, а конспектирование заучиванием каких-то правил.

Не забывайте правильно питаться. Ученые говорят, что завтрак служит пищей для ума, т.к. именно утром мозг наиболее активен. А чтобы избежать сонливости и снижения продуктивности, не ешьте много на обед. Сохранить здоровый сон поможет не сильно плотный ужин за 1,5-2 часа до отхода ко сну.

Чтобы помочь своему мозгу осиливать повышенные интеллектуальные нагрузки, ешьте больше фруктов и пейте воду. Но не менее полезно принимать витамины и натуральные усилители мозговых процессов, таких как орехи, шоколад, гинкго билбоа, корень женьшеня и т.д. Мы, конечно, не настаиваем, но для подготовки к экзаменам и когда нужно выучить много информации или выполнить большой проект, многие обращаются к ноотропным средствам.

Старайтесь не доводить себя до стресса и депрессии, т.к. это негативно сказывается на состоянии психического и физического здоровья. Чтобы сохранять бодрость и радость жизни, занимайтесь спортом, посещайте развлекательные мероприятия, смотрите хорошие фильмы и не перегружайте себя делами. В течение недели должен быть хотя бы один полноценный выходной.

В принципе, чтобы повысить эффективность и скорость обучения, вам должно хватить уже озвученных советов. Если же почему-то их вам кажется недостаточно, приводим еще несколько дополнительных рекомендаций.

Как эффективно учиться самостоятельно. %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F %D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B5. Как эффективно учиться самостоятельно фото. Как эффективно учиться самостоятельно-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F %D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B5. картинка Как эффективно учиться самостоятельно. картинка %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F %D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B5.

Дополнительные рекомендации по быстрому обучению

Уровень образованности повышается прямо пропорционально количеству прочитанной литературы. Поэтому если хотите больше знать и лучше разбираться в разных вещах, старайтесь и читать как можно больше. Кроме того, если изучаете какую-то конкретную тему, проводите свои исследования не только в «ширину», но и в «глубину».

Новые перспективы получения и усвоения дополнительных знаний будут открываться, если ваши интересы будут разносторонними. Соприкасаясь с непривычными направлениями, ваш мозг будет обзаводиться новыми нейронными связями, становясь все более податливым и адаптированным к восприятию информации.

Как бы странно ни звучало, но чтобы лучше и быстрее учиться, нужно учиться это делать. На сегодняшний день есть просто невероятное количество методов обучения и усвоения новых знаний и навыков. Желая оптимизировать процесс своего обучения, ищите в Интернете новые техники и приемы. Также советуем почитать нашу статью «Как учиться быстрее, лучше и не испытывать стресс».

Никогда не рассчитывайте не «волшебную таблетку». Нет какого-то единого метода повышения эффективности и скорости обучения, который подошел бы всем и каждому. В свой арсенал нужно включать все варианты, создавая тем самым целостную систему. Практика, опыт и постоянная оптимизация – вот что должно стать вашим лучшим инструментом.

Даже усвоенный материал легко забыть в потоке информации. Чтобы этого не допустить, повторяйте то, что уже знаете. Можно проходить тесты или перечитывать что-то. Главное – делать это систематически. К тому же, как говорится, повторенье – мать ученья, так что, повторяя, вы с каждым разом будете лучше понимать материал и разбираться в нем.

Используйте различные онлайн-сервисы для облегчения изучения материала. Такие сервисы как «Википедия», Gramota.ru, College.ru, Translate.ru и другие помогут вам сэкономить время на поиск информации, проверку грамотности, подготовку к ЕГЭ и перевод текстов. Также можно использовать специальный софт, например, разные расширения и аддоны для браузеров, выводящие полезные функции на рабочую панель или рабочий стол, блокирующие рекламу, организующие дела, планирующие занятия и т.д.

Развивайте критическое мышление, чтобы уметь анализировать все, с чем приходится сталкиваться. Аналитические навыки помогут вам научиться быстро определять достоверность источников, выделять главное и второстепенное, находить несоответствия и расхождения. В помощь вам у нас есть целый курс по развитию критического мышления.

Проявляйте настойчивость. Обучение часто кажется сложным, но не нужно воспринимать его как какое-то непосильное или ужасное занятие. Настойчивость в этом деле поможет вам сформировать полезную привычку делать важные дела и доводить их до конца, придаст мотивации и научит преодолевать трудности, лень и нежелание заниматься тем, чем заниматься не хочется.

Не сдавайтесь. Если кто-то говорит вам, что у вас что-то не получится, грош цена таким словам. Ни один человек не должен становиться на вашем пути помехой. То же самое касается и обстоятельств. Поставив перед собой цель, всегда напоминайте себе о ней. Научиться можно чему угодно. Но если вы будете давать слабину, ни о каком развитии не может быть и речи.

Преодолевайте себя. Настоящим врагом на пути к цели можете стать для себя только вы сами. Нетренированный ум, неразвитая сила воли и ленивый мозг всегда будут говорить вам, что «пора отдохнуть», «отложить на завтра», «ты и так уже много сделал», «а давай-ка посмотрим телек» и предлагать прочие отговорки. И в такие моменты нужно показывать свой характер самому себе. Как мышца становится больше и сильнее через преодоление своего первоначального порога, так и человек становится успешным и умным, преодолевая себя и свои слабости.

И, подводя итог нашей статье, хочется сказать, что для того чтобы учиться быстро и лучше, на самом деле вовсе не нужно быть семи пядей во лбу или прибегать к каким-то супертехнологиям. Сила человека, чего бы это ни касалось, кроется в нем и его сознании. Чтобы достичь успеха в любом деле, в том числе и в обучении, достаточно быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению, стараться вести свои дела гармонично и держать их в порядке, не упускать из вида главное, получать новые знания и навыки и постоянно преумножать и совершенствовать уже имеющиеся.

А в довесок к предложенным советам и рекомендациям предлагаем уделить 15 минут этому видео, из которого вы узнаете 37 секретов повышения эффективности обучения.

Источник

Эффективное обучение: практические советы

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе — это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция — один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That’s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *