Как делать ктп учителю
Поурочное планирование
В преддверии нового учебного года команда МЭШ большое внимание уделяет развитию и совершенствованию программных инструментов, на которые опираются в своей работе педагоги в рамках МЭШ. Одним из ключевых инструментов является конструктор поурочного планирования. Он помогает учителям выстраивать программу обучения, освобождая от множества рутинных функций.
Рисунок 1. Рабочий стол
Откроется страница, состоящая из трех блоков (рис.2).
Рисунок 2. Поурочное планирование
Для просмотра и заполнения информации в каждом блоке нажмите на пиктограмму «стрелка вниз» .
Поурочные планы
В блоке отображаются все поурочные планы, с которыми работал учитель (сохранил их как черновик или опубликовал) (рис.3).
Рисунок 3. Поурочные планы
Для быстрого поиска нужного поурочного плана можно воспользоваться фильтром поиска по параллели, а также настроить количество планов, отображаемых в списке по умолчанию.
Для создания нового поурочного плана нажмите на кнопку «Разработать поурочный план».
При создании поурочного плана с нуля необходимо заполнить общие сведения, в конструкторе поурочного плана добавить тему из тематического каркаса, добавить в нее урок, указать дидактические единицы.
После этого необходимо прикрепить к поурочному плану материалы.
Вы можете использовать собственные материалы, наработки других учителей или воспользоваться материалами партнеров проекта «Московская электронная школа».
После добавления всех тем, уроков и материалов нажмите на кнопку «Опубликовать».
При разработке поурочного плана на основе существующего вы можете выбрать шаблон из списка доступных поурочных планов.
После выбора шаблона откроется страница редактирования.
При создании поурочного плана на основе предыдущего все данные на всех шагах создания плана будут заполнены. Вы можете внести изменения в общие сведения о поурочном плане и в поурочный план.
После внесения и изменения всех данных нажмите на кнопку «Сохранить изменения». Программа поурочного плана опубликована.
Связь поурочных планов с группами
Для продолжения работы с поурочным планом его необходимо привязать к учебной группе (рис.4).
Рисунок 4. Связь поурочных планов с группами.
Выберите группу, к которой будет привязан поурочный план, и нажмите на пиктограмму «стрелка вниз» .Отобразятся все доступные для привязки к этой группе поурочные планы.
Для привязки поурочного плана к группе выберите нужный поурочный план из списка.
Календарно-тематическое планирование
После привязки поурочного плана к группе заполните календарно-тематическое планирование (КТП).
Выберите группу и нажмите на кнопку «Создать КТП».
Откроется страница «Разработка календарно-тематического плана» (рис.5).
Рисунок 5. Разработка календарно-тематического плана
Даты проведения уроков расставлены автоматически в соответствии с расписанием из электронного журнала школы.
После заполнения всех полей на странице «Разработка календарно-тематического планирования» нажмите на кнопку «Опубликовать».
Календарно-тематический план опубликован. Контрольные работы отправлены на согласование.
Ознакомьтесь с подробной инструкцией по созданию поурочного планирования можно здесь
Ознакомьтесь с видеообзором о последних обновлениях в поурочном планировании можно здесь
Что следует учитывать при составлении календарного плана
Календарно-тематическое планирование (КТП) – это головная боль для школьных учителей. Ведь два раза в год учителям приходится не только планировать учебный процесс, но и заполнять огромное количество отчетов и журналов техники безопасности.
Для того чтобы ускорить и облегчить написание календарного плана, ниже составлены список рекомендаций и план действия.
Во-первых, что такое календарный план и для чего он нужен?
Календарный план – это документ, который определяет, в какой последовательности и в какие сроки вы будете проходить с учениками ту или иную тему. Этот документ распределяет учебную нагрузку. Согласно КТП заполняется журнал. При грамотном составлении календарного плана планировать уроки проще и быстрее.
Советы для составления календарного плана
Результаты на конец полугодия, четверти, темы и урока должны быть заранее спланированы.
Итак, каков план действий при составлении КТП?
Если КТП правильно составлен и продуман, остается гораздо меньше работы в течении всего учебного полугодия, ведь цели урока и цели всего учебного процесса будут ясны.
“Постановка целей является первым шагом на пути превращения мечты в реальность” – Тони Роббинс.
Методические рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-интернат для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»»
Методические рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)
Методист: Яриловец Л.В
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
Назначение календарно-тематического плана:
-распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям;
-заранее спланировать формы и виды учебных занятий, лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры, учебные конференции т. п.;
-определить объем домашних заданий, их равномерное распределение;
-определить задания и контроль внеаудиторной самостоятельной работы;
-подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, учебно-методические материалы и средства обучения).
Задачами календарно-тематического планирования являются :
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.
Примерные методические рекомендации по составлению календарно – тематического планирования по учебным занятиям.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Примерные методические рекомендации
по составлению календарно – тематического планирования
по учебным занятиям.
Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.
Рекомендации по назначению КТП
КТП – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.
КТП является обязательным документом учителя – предметника, руководителя кружка, спортивной секции, факультатива, способствующим организации учебного процесса, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.
КТП составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом школы на основе программы по предмету.
Задачами составления КТП являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
КТП рассматривается на методическом объединении учителей, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором образовательного учреждения не позднее 10 сентября текущего года.
Степень разработанности КТП является критерием профессионализма учителя.
Календарно-тематический план необходим: 1) при подготовке к занятиям необходимых наглядных пособий; 2) При планировании проведения лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.; 3) Для осуществления систематического контроля со стороны завуча и предметного МО за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой учеников.
При разработке КТП учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:
— прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
— разработку программы необходимых мер, последовательности действий;
— выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
— точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
— определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.
2. Требования к структуре и оформлению календарно – тематического планирования
2.1. КТП включает в себя следующие структурные элементы:
— календарно – тематические планы по классам.
2.2. Титульный лист должен содержать следующие сведения:
— название документа (календарно-тематический план);
— название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане);
— реквизиты рассмотрения и утверждения календарно – тематического планирования.
2.4. Календарно- тематический план учителя должен содержать следующие разделы:
В графе «№ урока» применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количества часов программы и КТП, учитель по своему усмотрению в скобках может дать нумерацию и внутри каждого раздела.
В графе «Дата проведения урока» даты должны быть напечатаны (написаны) на весь учебный год, а коррективы вносятся в отдельную колонку.
В графе «Тема урока (раздела)» прописывается тема каждого урока, которая должна быть четкой, лаконичной, емкой, сформулированной в соответствии с программой.
Необходимо выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов.
Тема, записанная в журнале, должна соответствовать теме планирования.
В КТП не должно быть таких тем, как подготовка к контрольной работе, работа над ошибками, подготовка к ЕНТ и т.п.
В графе «Контроль» учитель прописывает виды и названия работ:
по физике, химии, биологии – контрольные, практические и лабораторные работы, тесты;
В графе «Примечания» могут содержаться пометки, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
— используемая дополнительная литература
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся.
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые нетрадиционные формы уроков;
— необходимое оборудование на уроке и др.
Учитель имеет право по своему усмотрению включить в КТП графы, необходимые для работы: домашние задания, тип урока и др.
В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем, в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования. Коррективы вносятся в графу «Примечания».
Содержание плана учебного предмета должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.
По предметам естественно-математического цикла включается графа проведения лабораторных, практических, контрольных и самостоятельных работ. Завучу отдельно сдаётся этот график работ.
Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.
КТП учителя: инструкция для новичков
Екатерина Черникова
«Календарно-тематическое планирование для меня — это…»
Когда я попросила коллег продолжить эту фразу, в очередной раз убедилась в том, что учителя — суперответственные люди и к данному документу относятся серьезно, понимая, что КТП учителядолжно быть основой качественно организованной работы. Правда, убедившись в том, что функцию свою оно не выполняет, — отчего, кстати, становится обидно — многие стараются времени на него тратить поменьше и обращаются к нему нечасто, но есть оно у всех. И даже те, кто нашел КТП в интернете или у коллег, пытаются соотнести его с реальностью и выжать из него хоть что-нибудь полезное.
КТП учителя: инструкция для новичков
Мой личный опыт
Когда я впервые столкнулась с написанием КТП, получила следующую инструкцию: придумай формулировки, которые будешь записывать в журнал, или возьми у кого-нибудь готовые.
Понятно, что с таким подходом сложно получить полноценный документ, на основе которого учитель сможет организовать свою работу в рамках целого курса. Но знаю, что и сегодня такое есть.
Однако поскольку мне очень повезло с научным руководителем в университете, и последние два года учебы я фактически провела на кафедре методики, я понимала, из каких этапов состоит изучение определенной темы и никаких трудностей написание плана у меня не вызвало, кроме распределения часов.
К счастью, моя трудовая деятельность началась до введения ФГОС, поэтому я застала те прекрасные времена, когда в рамках одной темы были уроки введения, закрепления, повторения, актуализации знаний. Однако и эта система оказалась неидеальной: были дети, которым явно не хватало отведенных часов.
Если была возможность, я проводила дополнительные консультации для ребят, а если время не позволяло или непонимающих было много, приходилось отступать от КТП учителя.
Когда я сказала об этом завучу, услышала, что темы в журнале должны совпадать с КТП и, если придут ко мне на урок, они опять же должны совпасть. Проблемы и успехи детей никого не интересовали.
В итоге КТП превратилось для меня в бумагу, минимально наполненную смыслом, с которой я просто списывала темы в журнал. Уже после урока.
В отдельной тетради я записывала итоги каждого урока и планировала следующий, подбирала наиболее интересные формы работы и контроля, придумывала новые наглядные материалы и рабочие листы. Так у меня появилось второе КТП, которое содержало гораздо больше информации о каждом уроке и которое можно было корректировать, ориентируясь на реальных детей.
Бывает ли по-другому?
Когда я обсуждала с коллегами вопросы, связанные с КТП, никак не ожидала, что и здесь невольно напросится сравнение советского и российского образования.
Стажисты, закончившие вузы в конце восьмидесятых, говорят, что у них никогда не было проблем с написанием планов как отдельных уроков, так и всего курса, потому что их прекрасно научили этому в институте.
Многие коллеги, ставшие учителями в условиях институтов уже российских, говорят о том, что они хотят и умеют работать с детьми, но терпеть не могут работу с документами. Я и сама при случае говорю, что пришла в школу детей учить, а не бумаги писать.
Не хочется искать виноватых, но, может быть, нас просто этому не научили?
Получается, мысль о том, что у каждого учителя должно быть КТП, все еще жива, а вот традиция написания основы для качественной работы утеряна. То, что должно нам помогать в проведении уроков, вызывает раздражение, желание написать, сдать и забыть. Ну и сегодняшние программы, предлагающие практически каждый урок изучать новую тему, усугубляют ситуацию.
Вряд ли кому-то встречался класс, состоящий из двадцати-тридцати одаренных детей, готовых учиться и показывать качественные результаты в таких условиях. А если такой план реализовать невозможно, зачем тратить на него время?
Что делать?
Возможно ли изменить ситуацию? С одной стороны, вряд ли, ведь каждый год от нас требуют сдать КТП, содержащее определенную, довольно краткую информацию: номер, тема, количество часов. При заполнении журнала, в том числе и электронного, добавляется домашнее задание. Может, не так и плохо, что на контроль мы должны предоставить только это.
Времени требуется немного и, действительно, год от года можно ничего не менять, конечно, если повезет и не сменится учебник. На этом можно и остановиться, но тогда КТП однозначно уходит в разряд непонятно зачем написанных бумаг.
Учитель, глядя на такой план, вряд ли сможет представить в подробностях каждый свой урок. Подготовка любого отдельного урока требует огромное количество времени. А мы же все здесь по призванию, люди идейные!
Так что, если душа все-таки требует, есть вариант немного облегчить эту работу: составьте более подробное планирование для себя. Такое, которое действительно будет работать на вас.
Каким может быть КТП учителя?
Выводы ниже были сделаны на основе опроса и последующего бурного обсуждения данного вопроса с учителями из нескольких школ.
От нумерации, формулирования тем и количества часов мы, конечно, никуда не уйдем. С этого и стоит начать. Разделив программу на блоки, постараемся выделить в каждом время для закрепления изученного. Сделать это в рамках ФГОС очень сложно, но это нужно нашим детям, поэтому мы продолжаем изобретать.
Представляя свой идеальный урок, добавляем информацию о формах работы и контроля, продумываем наглядный и раздаточный материал, оборудование, критерии оценки и самооценки, интернет-ресурсы, которые планируем использовать.
Вступаем в неравный бой и пытаемся встроить изученное в систему знаний: связать старое и новое, проследить межпредметные связи, чтобы в нужный момент память выдала то, что нужно. Пишем волшебное слово «дифференциация» и уже при подготовке урока вспоминаем, что нам нужны задания разных уровней сложности, а также дополнительная работа для тех, кто справляется раньше.
В журнале в графе «домашнее задание» мы запишем номера и страницы, а вот в плане логичнее записать, что нам нужно проверить после урока, сформированность каких конкретных умений или навыков.
В зависимости от предмета наверняка добавятся еще какие-то детали. Например, для меня как учителя английского языка важно использование аутентичных материалов. Тем, кто готовит детей к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ нужно учесть, что подготовка должна идти постепенно посредством выполнения заданий в соответствующих форматах. Чтобы не забыть об этом, сделаем пометку в КТП учителя.
Кому это нужно?
Конечно, написание такого подробного плана работы требует много сил и времени, которых и так уже почти не осталось. А ведь это только план и большая часть подготовки еще впереди, но он позволяет выстроить процесс обучения в систему, которая реально работает и дает качество, а значит, и удовлетворение от работы. Стоит ли тратить себя на это — выбор каждый из нас делает сам.