Как человек учился летать
Как люди летать научились?
Когда человек начал мечтать о полёте? Вероятно, с тех самых пор, как впервые увидел птицу. Достаточно вспомнить древние мифы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона упоминает о греке по имени Беллерофонт, который, по преданию, долетел до вершины Олимпа. А Дедал, его сын Икар и Фаэтон? Да и редкая русская сказка обходится без полётов.
Теперь люди летать научились — не совсем как птицы, ведь ни аэропланы, ни вертолёты, ни ракеты крыльями не машут. Но люди начинали летать не как птицы, а как… рыбы. Здесь уместно воскликнуть в недоумении: «Да разве рыбы летают?! Разве что летучие, да и те еле-еле!» Конечно, рыбы не летают. Но держатся они в воде по тому же принципу, что и аэростаты в воздухе, — используя выталкивающую силу. И история аэронавтики полна примечательных событий и нерешённых загадок.
Кто был первым?
Казалось бы, все просто. Кто первый сделал вывод из того, что дым от костра поднимается вверх, и догадался заключить этот дым в некую оболочку, тот и полетел. Но кто это был? О приоритете в аэронавтике до сих пор идут споры. Если оставить в стороне легенды совсем уж незапамятных времён, проверить которые никак нельзя, то первым достоверным свидетельством, очевидно, будет рассказ французского миссионера Бассу. По его утверждению, в Пекине в 1306 году при вступлении на престол нового китайского императора в воздух взмыл воздушный шар. Однако Бассу не сообщает ни имени изобретателя, ни того, был ли кто-то «на борту» этого летательного аппарата. Скорее всего, это была просто часть праздничного шоу.
В Европе же идея воплотилась намного позже — лишь в 1709 году священник-иезуит Бартоломеу Лоуренсу де Гусман продемонстрировал при королевском дворе Португалии модель теплового аэростата. Несмотря на позитивный интерес короля, дальше модели дело, видимо, так и не пошло.
Серьёзную, как может представиться, заявку на приоритет сделала Россия. Помните кадры фильма Тарковского «Андрей Рублёв» — полёт на воздушном шаре? Этот эпизод основан на конкретном источнике (правда, единственном). А вот можно ли этому источнику доверять — попробуем разобраться.
Жил в России в начале XIX столетия человек по имени Александр Иванович Сулакадзев. Он коллекционировал старинные рукописи, но основным его занятием были исторические фальсификации и подделки. Такими вымышленными «сенсациями» тщеславный Сулакадзев завалил российский издательский рынок. Вот он-то и выпустил книгу «О воздушном летании», переизданную в 1901 и 1910 годах.
По интересующей нас теме там говорится (якобы цитируется) следующее: «1731 год. В Рязани подьячий нерехтец Никита Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за верёвку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
При этом Сулакадзев ссылается на некие «записки Боголепова». Ни сам Боголепов, ни его записки историкам неизвестны. Помимо того, ни в старорусском, ни в каком-либо другом языке нет слова «фурвин», которое долгое время считали каким-то единичным обозначением воздушного шара — возможно, производным от немецких слов fahren («двигаться») и wind («ветер»). Почему немецких? Да потому, что в оригинале рукописи Сулакадзева речь шла не о «подьячем Крякутном», а о «крещеном немце Фурцеле», что и было позже подправлено. Впрочем, и само существование Фурцеля-Крякутного не имеет подтверждений, поскольку никаких данных о нём и его полёте в документах рязанской канцелярии за 1731 год не найдено, как и ещё где-либо.
Словом, как мы видим, источник весьма сомнительный, но в советские времена Крякутного подняли на щит. Ну как же, первопроходец! о нём писали газеты, сочинялись книги, выпускались посвящённые ему марки и памятные медали, в Нерехте у памятника ему принимали в пионеры. Большая советская энциклопедия во 2-м издании сообщала о его полёте как об исторически достоверном факте.
Что ж, верить или нет — это, конечно, личное дело каждого, мы же обратимся к фактам. В сентябре 1783 года в Версале братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьен Монгольфье запустили аэростат, в корзине которого полетели баран, петух и утка. На успешных испытаниях присутствовал король Франции. А всего через полгода полетели и люди — Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. В 1797 году состоялся первый прыжок с аэростата с парашютом. Храбрецом был парижанин Андре-Жак Гарнерен.
«Генерал Львов летит до облаков…»
Гарнерен выступал и в России. Он прибыл в Санкт-Петербург в 1803 году. В России полёты на аэростатах были запрещены Екатериной II, как говорилось в высочайшем указе, «в предупреждение пожарных случаев и иных несчастных приключений». Однако Александр I, интересовавшийся воздухоплаванием, указ этот отменил, и Гарнерен получил привилегию подниматься на аэростате перед петербургской и московской публикой.
Несмотря на то что его воздушный шар наполнялся водородом и в пожарном смысле был небезопасен, 20 июня 1803 года в Санкт-Петербурге состоялся показательный полёт в присутствии самого императора. Летал с Гарнереном и русский пассажир, генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов. 18 июля Гарнерен предложил желающим из публики лететь с ним. Более того, он предложил смельчаку 2000 рублей. Вот тут-то и вызвался Сергей Лаврентьевич. Скоморохи мгновенно сочинили стишок: «Генерал Львов летит до облаков — просить богов об уплате долгов».
Герой Очакова и Измаила, прошедший Русско-турецкие войны от и до, занял место в корзине шара при полном параде, с лентой ордена Святой Анны 1-й степени. Полёт этот благословил император. Шар с двумя воздухоплавателями взмыл с плаца кадетского корпуса. Аэростат достиг высоты около двух километров, но ветер неожиданно переменился, и шар понесло к Финскому заливу. Гарнерен всё же совершил удачную посадку.
Именно после этого полёта в России всерьёз заинтересовались воздушными шарами. Вскоре начались самостоятельные полёты русских воздухоплавателей, например штаб-лекаря Кашинского. Его полёты на воздушном шаре состоялись в Москве, в Нескучном саду, 6 и 13 октября 1805 года.
Полёт в забвение
Если приоритет в воздухоплавании в какой-то мере и можно оспорить, всё же никто не сомневается в роли сильного пола. Ну а что же пол прекрасный, который по недоразумению именуют «слабым»? Оказывается, женщины от мужчин не отставали. Вскоре после полёта Розье и д’Арланда в небо взлетел аэростат Элизабет Тибль из Лиона. Андре-Жак Гарнерен выступал в России не один, а с супругой Жанной-Женевьевой. В мае 1804 года он предложил кому-либо из публики заменить его в гондоле аэростата. Откликнулась женщина — Александра Турчанинова, вдвоём с Женевьевой они и полетели. Её по праву можно считать первой русской воздухоплавательницей, но… Она была всего лишь пассажиркой, и наш рассказ не о ней.
«19 августа 1828 года в Москве на воздушном шаре поднялась некая госпожа Ильинская». Так, более чем лаконично, сообщается и сейчас в большинстве публикаций, посвящённых истории воздухоплавания. Даже без имени — «некая госпожа Ильинская», и все. Забегая вперёд, скажем, что имени Ильинской не удалось найти нигде, его поглотило время.
И всё же кем она была? В изданиях 1828 года о ней — почти ничего. Скудные сведения можно почерпнуть разве что из «Московских ведомостей», «Московского вестника» и «Дамского журнала». Цитируем «Московские ведомости» за июль: «Неблагоприятствующая погода препятствовала г-же Ильинской дать на даче г-на Ашанина, состоящей за Петровским дворцом, назначенного ею гулянья по случаю её полёта на монгольфьере. Но как многие уже места прежде на оное абонированы, то за сим, желая вполне удовлетворить господ пренумерантов, г-жа Ильинская честь имеет известить, что дано оное будет там же сего месяца 29-го в воскресенье».
«Московский вестник» пишет, что распускаются ложные слухи, будто Ильинская — шарлатанка и собрала деньги лишь для поправки своего катастрофического материального состояния. Он же поясняет, кто такая Ильинская: «Простая, необразованная русская мещанка, живущая в Пресненской части в самом бедственном положении». Но полёт 29 июля вновь не состоялся — вероятно, снова помешала погода, и «Дамский журнал» князя Шаликова отозвался об этом с нескрываемым ехидством.
Однако 19 августа, уже на даче генерал-губернатора Москвы Закревского, аэростат Ильинской взлетел. Смелая аэронавтка поднялась на высоту около 600 метров. Публики собралось хоть отбавляй, а касса осталась почти пустой. Как иронизировал тот же князь Шаликов в своём журнале, «любопытных было очень много, но немногие любопытствовали вблизи; прочие покрывали одну из трёх гор и представляли собой пёструю картину, приятную для глаз, но не для финансов воздушной путешественницы, которая строит воздушные замки, если надеется своим летанием составить какой-либо капитал…».
Затем Шаликов пишет: «Я люблю смотреть на летающие баллоны, но всякий раз думаю: маленькие дети пускают мыльные пузыри; большие дети пускают бумажные или холстинные шары; те и другие забавляются одним и тем же». Вот уж поистине, рождённый ползать…
Далее следы Ильинской окончательно теряются. Известно лишь, что она давала ещё одно объявление, где обещала вскоре запустить сразу три шара — первый с балластом, второй «с человеческой фигурой, которая спустится на парашюте», а на третьем собиралась полететь сама. Состоялось ли это предприятие? Едва ли, тогда были бы хоть какие-то упоминания о полёте. «Какими рукоплесканиями и деньгами, — с горечью отмечал «Московский вестник» после полёта 19 августа, — награждают у нас иностранных воздухоплавателей, и с каким равнодушием приняли г-жу Ильинскую, которая смело совершила воздушное путешествие… Ей же самой от этого путешествия не осталось ничего, кроме удовольствия побывать выше всего земного».
Да, супруги Гарнерен покинули Россию миллионерами. А кого интересовала московская мещанка? Всё могло бы сложиться иначе, будь она графиней или, скажем, итальянкой. О дальнейшей судьбе Ильинской мы не знаем ничего. Это вдвойне обидно, ведь она не только летала, но и сама конструировала свои воздушные шары (французские чертежи держались в секрете), несмотря на плачевное состояние её денежных дел. В английском языке есть выражение buried along with his name — буквально «похоронен вместе с именем», то есть погребён и начисто забыт. Жаль, что это можно сказать о судьбе отважной русской изобретательницы и аэронавтки.
Время полетов: воздушные шары и сказ о том, как человек стремился ввысь
С древних времен человек мечтал подняться в небо. Он смотрел на пролетающих птиц и думал о том, как обрести такую же свободу и путешествовать, куда глаза глядят. Он интуитивно чувствовал, что время полетов придет, нужно лишь немного подождать и дать волю фантазии. Так и случилось.
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
Константин Эдуардович Циолковский
Представление средневековых людей о полете было вполне логичным: для того, чтобы подняться в воздух, нужны крылья, ведь именно так птицы путешествуют по воздушному пространству. Именно поэтому во множестве рассказов и мифов, сохранившихся с тех времен, так много героев, которые обрели крылья и устремились вверх, к солнцу.
Самой известной считается легенда о том, Дедал и его сын Икар пытались сбежать с острова Крит, чтобы спастись от гнева царя Миноса. Для этого Дедал изготовил для себя и сына крылья из воска и перьев. Правда, в полете Икар, что называется, «психанул» и решил полихачить, взлетев слишком высоко к Солнцу. Воск на перьях растаял, крылья рассыпались, и юноша со скоростью пикирующего истребителя устремился вниз. Что произошло дальше – мы знаем. С одной стороны, такая легенда должна отбить желание летать у любого фантазера, но с другой ее смысл намного глубже и учит она нас совсем не полетам.
На самом деле, произведений с летающими персонажами достаточно много, а их авторы весьма изобретательны. Вспомните, например, Бабу Ягу и ее знаменитую ступу с помелом – это ведь целый летательный аппарат сложной конструкции. Сапоги-скороходы, ковер-самолет, ведьминские мётлы и многое другое – все это порождение фантазии мечтателей, которые хотели увидеть землю с высоты птичьего полета. Именно такие истории и вдохновляли реальных изобретателей на их изобретения, который позволяли оторваться от поверхности.
Первые попытки полета человека над землей
Если абстрагироваться от мифов и обратиться к исторической литературе и фактам, пришедшим к нам из прошлого, то в них можно найти упоминания о людях, которые в разные времена пытались соорудить некое подобие летательных аппаратов.
В 852 году арабский лихач-ученый и изобретатель по имени Аббас ибн Фирнас соорудил крылья из перьев и ткани на деревянной раме. С этой конструкцией он спрыгнул с минарета Великой мечети в Кордове. Спрыгнул удачно и даже не погиб: конструкция сработала, как парашют, поэтому ученый отделался лишь ушибами. Такой успех заразил его мечтой полететь по-настоящему, и остаток своей жизни Аббас ибн Фирнас посвятил разработке более совершенного летательного аппарата.
В 875 году Аббас ибн Фирнас вновь спрыгнул с высокой точки на искусственных крыльях, и этот прыжок сделал его первым человеком, совершившим управляемый полет на искусственных крыльях. Ученый продержался в воздухе почти 10 минут. Технически, это было скорее планирование, поэтому Аббаса ибн Фирнаса считают изобретателем прототипа дельтаплана.
В дальнейшем конструкция подобного планера не раз упоминалась в исторических хрониках, собранных по всей земле. Даже в средневековой Руси, если верить преданиям, на праздниках сорвиголовы любили развлекаться тем, что прыгали «с церкви или высокого дома на шелковых крыльях».
• Многие помнят момент из всеми любимой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где подвыпивший Иван Грозный рассказывает Шурику историю о том, как один из умельцев его времени сделал крылья, после чего царь посадил еретика на бочку с порохом, «пущай полетает!».
На самом деле, эта история реальна больше, чем кажется. В начале 20 века в архивах историки обнаружили документ, в котором написан указ Ивана Грозного от 1565 года, согласно которому нужно: «Холопа боярского сына Лупатова, смерда Никиты Крякутного, совершившего полет на самодельных крыльях с вышки дворца Ивана Грозного в Александровой слободе. Человек — не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окоянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнем сжечь».
Переход от крыльев к воздушным шарам
Еще долгое время люди пытались подняться в воздух на летательных аппаратах, построенных на основе формы птичьего крыла. Многие помнят знаменитые работы Леонардо да Винчи с чертежами летательных аппаратов, которые теоретически все же могли подняться в воздух, если их немного доработать.
На смену крыльям пришли шары и горячий воздух. Первые упоминания об удачном полете воздушного шара пришли из Китая – родины летающих фонариков, которые популярны по сей день. В 1306 году проходила праздничная церемония приветствия нового императора, и в его честь китайские умельцы подняли в воздух шар, заполненный горячим воздухом. Неизвестно, поднялся ли ввысь вместе с шаром человек, но гости из Франции утверждали, что этот аппарат взлетел достаточно высоко и отлетел от людей на большое расстояние.
Спустя четыре века, в 1709 году бразильский и португальский ученый-естествоиспытатель (а также священник!) Бартоломеу Лоуренсу де Гусман на глазах у изумленной публики и высокопоставленных персон смог поднять в воздух воздушный шар. Король Португалии Жуан V был настолько поражен увиденным, что немедленно отдал приказ о присвоении Бартоломеу звания профессора математических наук, а также полную привилегию на использование подобного изобретения. Существуют упоминания, что де Гусман смог пролететь на своем воздушном шаре «Passarola» целый километр, однако убедительных доказательств этому нет.
Опыт братьев Монгольфье
Убедившись, что воздушный шар – наиболее удобная конструкция для полета в реалиях технических достижений тех времен, люди начали развивать эту идею.
Владельцы бумажной фабрики во Франции братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье отличались живым умом и не зацикливались на зарабатывании денег, предпочитая заниматься научными изысканиями. Шла вторая половина 18 века, и ученость была в моде. Братья исследовали такую диковинку на тот момент, как электричество, которое, по их мнению, накапливалось в облаках, из-за чего те взмывали в воздух.
Чтобы проверить свою теорию, Жак и Жозеф решили сделать макет облаков из бумажных шаров, наполненных продуктами горения мокрой овечьей шерсти и сухой травы.
Когда братья приступили к опыту, то отметили, что некоторые шары взмыли высоко в воздух и долгое время не опускались на землю. Такой факт натолкнул исследователей на идею изготовить большой воздушный шар, способный не только взлететь в воздух, но и поднять полезный груз.
После целого года трудов, 5 июня 1793 года братья смогли представить свое произведение широкой публике. Шар был изготовлен из бумаги и плотного холста, ведь под рукой у ученых была своя собственная фабрика по изготовлению этих материалов. Конструкцию опоясывал матерчатый пояс, к которому были прикреплены веревки, с помощью которых планировалось удерживать конструкцию. Для тех времен шар был поистине огромным – больше 11 метров в диаметре.
Несмотря на то, что большинство людей в городе считали братьев-авантюристов, мягко говоря, чудаками, посмотреть на эксперимент пришли многие. Поскольку братья Монгольфье ошибочно предполагали, что шар взлетает из-за особого состава дыма, они опять решили использовать в качестве топлива овечью шерсть и солому, чтобы поднять конструкцию в воздух. Спустя некоторое время полость шара полностью заполнил горячий воздух, и люди на земле уже с трудом удерживали рвущуюся на волю мощь. Сбоку на шаре красовалась надпись: «Ad Astra» («К звездам»), которая была частью знаменитого изречения Луция Аннея Сенеки «через тернии к звездам».
За 10 минут шар Монгольфье взмыл в воздух на высоту почти 500 метров, подняв при этом груз почти 200 кг, и левитировал там около 10 минут. Приземлилась конструкция более чем в километре от места старта. Несмотря на то, что подобный опыт считался авантюрой, власти подошли к нему со всей строгостью: на протяжении всего эксперимента за процессом следила комиссия, которая протоколировала результаты. В итоге братьям Монгольфье был выдан один из первых патентов на изобретение.
Людовик XVI и профессор Шарль
Людовик XVI был хорошо известен как человек, не отличающийся консервативными взглядами. Он ценил науку и верил в технический прогресс человека. Успех братьев Монгольфье не мог пройти мимо монарха, поэтому в скором времени к ним приехал гонец с персональным приглашением от короля прибыть в Версаль для демонстрации сего чуда.
Пока братья раздумывали, что лучше надеть в гости к монаршей особе, версальский ученый Жак Шарль решил повторить эксперимент Монгольфье по просьбе Людовика. Поскольку слухи о конструкции воздушного шара распространялись довольно быстро, всего за одну ночь французский изобретатель сделал наброски похожего шара, но лишь за тем исключением, что наполнять его нужно газом легче воздуха, например, водородом. Также Шарль предложил сделать конструкцию шара легче и герметичнее: использовать для этого китайский шелк с особой пропиткой, чтобы газ не выходил сквозь поры в ткани.
27 августа 1783 года Жак Шарль собрал толпу своих фанатов на Марсовом поле (по некоторым данным собралось несколько сотен тысяч человек), после чего с гордостью продемонстрировал зрителям свое произведение под названием «Глобус». Этот шар был в несколько раз меньше того, что изготовили братья Монгольфье, зато был наполнен настоящим водородом, что делало его максимально эффективным. Как только шар отпустили, тот устремился ввысь с огромной скоростью, и набрал высоту почти полтора километра. После этого оболочка конструкции не выдержала и лопнула, приземлившись в паре десятков километров от места старта на крестьянские поля. Крестьяне такой шутки не оценили, посчитав упавший шар порождением сатаны, за что и наказали его вилами да лопатами. Впрочем, Шарль нисколько не расстроился, ведь его изобретение сработало.
• Научное сообщество отдает дань как изобретению братьев Монгольфье, так и Жака Шарля. Воздушные шары, которые работают на принципе подъема горячим воздухом называются «монгольфьеры», а шары, заполненные газом легче воздуха, называются «шарльеры».
Первые полеты людей на воздушных шарах
Братья Монгольфьер пудрили носы до осени, и лишь в начале сентября 1783 года доехали до Парижа. На самом деле, изобретатели просто совершенствовали конструкцию своего шара, чтобы не упасть в грязь лицом перед королевской особой. А также шокировали публику заявлением, что готовы осуществить первый полет человека на воздушном шаре.
Общественность всполошилась. Люди просто не представляли, что может случиться с человеком на высоте. Священники падали в обморок и пророчили кару божию всякому, кто попытается дотянуться до Бога. В общем, все как всегда. Глядя на это, братья не отказались от своих намерений подняться в воздух, но Людовик XVI считал иначе. Мудрый король решил, что нет смысла оплакивать возможную гибель столь светлых умов, поэтому предложил отправить ввысь отпетых преступников, чьи жизни нисколько не жаль. Так бы и произошло, но один из советников подсказал королю, что негоже делать героями-воздухоплавателями мерзавцев-смертников.
19 сентября 1783 года вокруг Версальского дворца опять собралась многотысячная толпа зевак, которые хотели зрелищ (желательно кровавых, как было заведено). Большинство людей считало, что испытатели просто упадут на землю и разобьются в кровь, поэтому не могло упустить подобное шоу. За опытом также наблюдала целая комиссия из ученых со всех уголков Европы.
Чтобы не идти на поводу у толпы, братья Монгольфье решили отправить в воздух не людей, а животных. Так, к шару привязали корзину, в которую посадили барана, утку и петуха. Шар взмыл ввысь, как и было задумано, однако на высоте его оболочка не выдержала и треснула. Несмотря на утечку горячего воздуха, шар сумел спланировать обратно на землю столь плавно, что животные в корзине нисколько не пострадали.
Ободренные опытом естествоиспытатели начали готовить новый полет воздушного шара, но теперь уже точно с человеком на борту. 21 ноября 1783 года молодые смелые авантюристы по имени Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд сумели не только взлететь на своем аэростате вверх, но и успешно пролетели на воздушном шаре типа «монгольфьер» почти 10 километров, после чего так же успешно приземлились, став первыми людьми, совершившими настоящий полет. Так началась эра путешествий человека в небе.
Спустя всего год небо над Европой запестрило самыми разнообразными воздушными шарами, на которых молодые смельчаки начали устанавливать разнообразные рекорды и совершать попытки настоящих путешествий.
Достижения человека в современном воздухоплавании
Всего 25 минут полета Пилатра де Розье сподвигли молодых людей-авантюристов и уважаемых ученых заняться воздухоплаванием.
Ученый Жак Шарль продолжил развитие воздушного шара собственной конструкции, и одним из первых взлетел на немыслимую высоту – почти 3 километра.
Уже 7 января 1785 года французский пионер авиации и воздухоплавания Франсуа Бланшар решается на безумный поступок – полет через Ла-Манш, который длился два с половиной часа. Пилатр де Розье решил повторить подвиг Бланшара, однако из-за плохой погоды его шар потерпел крушение, а сам Розье погиб.
Свою лепту в освоение неба внес и знаменитый писатель Жюль Верн, особенно его рассказ «Вокруг света за 80 дней». Глядя на успехи мореплавателей и их кругосветные путешествия, любители полетов решили, что наибольшим достижением для них станет кругосветное путешествие по воздуху. Долгое время никто не решался на столь самоубийственную авантюру, воздушные шары не были предназначены для столь длительных перелетов.
Шло время, технологии совершенствовались, в небе появились первые дирижабли. Наконец, в августе – сентябре 1929 года немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера смог совершить настоящий кругосветный перелет вокруг земного шара. Всего за 20 суток цеппелин преодолел более 34 тысяч километров и удачно приземлился в точке своего отправления.
Первое настоящее кругосветное путешествие без посадок состоялось лишь в 2002 году: американский путешественник Стив Фоссет сумел установить рекорд и облететь землю на своем аэростате.
В наши дни настоящим рекордсменом является российский путешественник Федор Конюхов, который смог совершить невероятное количество путешествий по нашей планете на самом разнообразном транспорте. Конюхов даже умудрился переплыть Атлантический океан на весельной лодке. В 2016 году Федор совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре, облетев планету всего за 11 дней.