история создания суворовского училища
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
«Мы в погонах уходим из детства…»: к 75-летию со дня образования суворовских военных училищ
«Мы в погонах уходим из детства…»: к 75-летию со дня образования суворовских военных училищ
Источник: zvezdaweekly.ru
Начало образованию в 1943 году суворовских военных училищ положило письмо Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину кавалергарда Русской императорской армии Алексея Игнатьева.
В 2018 году исполняется 75 лет со дня образования в нашей стране военных учебных заведений особого типа — суворовских военных училищ. За время своего существования СВУ и, образованные несколько позже, нахимовские училища подготовили тысячи высокообразованных военных специалистов. Многие крупные военачальники с гордостью носят на своих мундирах знаки об окончании этих учебных заведений.
Однако далеко не все знают, кто был инициатором создания этих военных училищ. Пальма первенства в этом деле принадлежит замечательному человеку, патриоту России — генерал-майору Русской армии, кавалергарду, военному дипломату и разведчику, автору известной книги «50 лет в строю» графу Алексею Алексеевичу Игнатьеву.
Генерал Алексей Игнатьев
За проявленное в годы Русско-японской войны мужество Игнатьев был удостоен четырех боевых орденов. С 1907 года — на военно-дипломатической работе, служил военным агентом (атташе) в Дании, Швеции и Норвегии, а с 1912 года и до конца войны — во Франции.
Алексей Игнатьев был держателем банковских счетов, по которым российское правительство оплачивало Франции все военные закупки. Через его руки проходили огромные денежные средства. После Октябрьской революции на графа оказывали колоссальное давление руководители Белого движения, стремившиеся заполучить эти средства. Однако в 1925 году граф передал имевшиеся в его распоряжении денежные средства советскому правительству. В 1937 году Игнатьев вернулся на Родину, ему было присвоено воинское звание «комбриг», а в 1940 году, с введением в Красной Армии генеральских званий, он стал генерал-майором.
Письмо аристократа товарищу Сталину
«Международная политическая обстановка заставляет предвидеть необходимость для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификации её командных кадров, — писал 17 апреля 1943 года граф Алексей Игнатьев товарищу Иосифу Сталину. — Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней и школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, явились все же основным рассадником офицерского воспитания наших истинно военных людей».
«Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент ещё и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы, — продолжал Игнатьев. — Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши в духе высокого сознания воинского долга…»
Организацию подготовки военных кадров в Русской армии Алексей Алексеевич знал не понаслышке — сам был выпускником кадетского, а затем Пажеского корпуса, по первому разряду окончил Николаевскую военную академию. Он воочию видел, что в императорской России существовала стройная система военного образования. Будущих офицеров готовили к военной службе с детства. Для этого существовала система кадетских корпусов — начальных военно-учебных заведений, в стенах которых юноши, находясь на полном пансионе, получали среднее образование и постигали азы военной службы. К 1917 году в России действовало 30 таких корпусов. Из их стен вышли многие видные военачальники. Однако в советской России все они были упразднены. Великая Отечественная война показала, что начальные военно-учебные заведения — необходимы.
«Подготовить мальчиков к военной службе…»
Алексей Игнатьев предлагал в виде эксперимента создать в Москве кадетский корпус численностью 500-600 воспитанников. По окончании корпуса кадеты должны были в обязательном порядке поступить в военные училища и прослужить в армии не менее пяти лет.
Секретарь ЦК ВКП (б) Сталин предложение графа одобрил, и в том же году идея была практически реализована — в значительно более широких масштабах, чем предлагал Игнатьев.
21 августа 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Наркомату обороны «для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов», предписывалось создать «девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов… со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников». СВУ ставилась цель «подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».
Первые такие училища были сформированы в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года. Ими стали Краснодарское (Майкоп), Новочеркасское, Сталинградское (Астрахань), Воронежское, Харьковское (Чугуев), Курское, Орловское (Елец), Калининское и Ставропольское суворовские военные училища. Для суворовцев была введена специальная форма черного цвета с алыми погонами и красными лампасами на брюках.
Также 4 сентября 1943-го СНК СССР принял постановление №946 о создании в городах Кутаиси и Ташкент СВУ для детей пограничников и сотрудников НКВД. Для детей моряков по инициативе наркома ВМФ адмирала флота Николая Кузнецова были созданы нахимовские военно-морские училища. Первое из них открылось в Тбилиси.
1 декабря 1943 года во всех суворовских военных училищах в торжественной обстановке начался учебный год. Каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Знамя. День его вручения теперь считается Днем рождения СВУ. Для большинства суворовских училищ этим днем стало 19 декабря 1943 года.
Сын Гастелло, внуки Чапаева
Первоначально в училища принимались мальчики с 10-летнего возраста, окончившие 3 класса начальной школы. Среди первых суворовцев были мальчишки, прошедшие фронт, имевшие боевые награды. В числе первых суворовцев были Коля Гастелло — сын Героя Советского Союза летчика Николая Гастелло, Артур и Валя Чапаевы — внуки легендарного начдива.
Дети, опаленные войной
Большей частью в первых наборах были дети, опаленные войной, испытавшие голод, холод, потерю родных и близких, 75 % из них не имели отцов.
4 июня 1944-го ГКО принял постановление об открытии ещё шести СВУ в городах Казань, Куйбышев, Горький, Саратов, Тамбов, Тула, а также Нахимовского военно-морского училища в освобожденном от блокады Ленинграде.
Несмотря на трудности военного времени, правительство Советского Союза выделяло немалые средства для обеспечения суворовских и нахимовских училищ всем необходимым: в обеспечении их помещениями, питанием, обмундированием. Для укомплектования штатов офицеров-воспитателей и преподавателей училищ с передовой был отозван ряд опытных офицеров-фронтовиков.
24 июня 1945 года суворовцы на Параде Победы
24 июня 1945 года суворовцы старших рот Горьковского и Тульского СВУ, а также рота барабанщиков Московского военно-музыкального училища под гром аплодисментов впервые прошли по Красной площади в Москве на Параде Победы. С той поры участие суворовцев и нахимовцев в парадах стало традиционным.
В 1948 году первые выпускники СВУ стали курсантами военных училищ, а в 1950-м в армию пришли первые лейтенанты, носившие в юности алые погоны суворовцев.
Школа патриотов
За 75-летнюю историю суворовские и нахимовские училища неоднократно реорганизовывались. Некоторые из них переводились в другие города, изменялись их названия. Неоднократно менялся срок обучения.
Не менялось одно — эти училища стали эффективной школой воспитания патриотов и подготовки для Родины высококлассных специалистов военного дела.
Выпускники суворовских военных училищ К.А. Кочетов, В.Г. Казанцев, В.С. Бобрышев и нынешний начальник Генерального штаба В.В. Герасимов стали генералами армии. Многие бывшие суворовцы занимали высокие должности и в Центральном аппарате Минобороны, и в войсках. Сейчас среди высшего военного руководства, кроме В.В. Герасимова, есть ещё один выпускник СВУ — зам. министра обороны Ю.Н. Борисов.
Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов
Многие бывшие суворовцы достигли больших высот и в других ведомствах. Так, выпускниками суворовских военных училищ являются бывший глава МИД России, а затем секретарь Совета Безопасности И.С. Иванов, бывший командующий ОКСВА, а затем губернатор Московской области Б.В. Громов, бывший министр образования России Э.Д. Днепров, бывший зам. министра по чрезвычайным ситуациям В.А. Востротин и многие другие. Выпускники суворовских училищ Л.С. Мальцев и П.Г. Чаус в разное время возглавляли военное ведомство Республики Беларусь.
Среди бывших суворовцев и нахимовцев — дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В.А. Джанибеков, 13 Героев Советского Союза, более 70 Героев России. В их числе Б.В. Громов, В.Г. Казанцев, В.В. Булгаков, В.А. Востротин, А.П. Солуянов, Т.А. Апакидзе, А.И. Отраковский и многие другие.
Суворовские училища воспитали большое количество ученых, более 500 их выпускников стали докторами наук, академиками РАН стали бывшие суворовцы А.Г. Витушкин и В.Г. Кадашевский. Из суворовской среды вышли народные артисты России Герард Васильев и Александр Пашутин, а также олимпийские чемпионы Юрий Власов и Валерий Попенченко.
Церемония выпуска воспитанников довузовских образовательных учреждений Минобороны России на Соборной площади Московского кремля
Традиции — жить!
Сегодня в России конкурс в десять суворовских военных училищ, шесть Президентских кадетских училищ, Нахимовское военно-морское училище и три его филиала, пять кадетских корпусов и Московское военно-музыкальное училище превышает конкурс на самые популярные факультеты самых известных университетов и институтов.
Традиция подготовки офицеров «с младых ногтей», существовавшая в Русской императорской армии и возрожденная в 1943-м в Красной Армии, и сегодня успешно продолжается в Вооруженных силах Российской Федерации.
Автор — Владимир Афанасьев, главный научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат исторических наук.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
История создания
Первые «суворовцы»
Первые «суворовцы»
Контингент воспитанников СВУ первого набора 1943/44 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.
В СВУ направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.
Первый 1943/1944 учебный год в СВУ, был очень трудным и для воспитанников и для преподавателей. Во-первых, он был на три месяца короче обычного учебного года. Во-вторых, значительная часть воспитанников 4-го, 3-го, 2-го, 1-го и старшего приготовительного классов имела за период войны пропуски в учёбе от нескольких месяцев до 1,5—2-х лет.
Основной задачей преподавателей училищ в 1943/1944 учебном году было поднять действительные знания ребят до уровня, требуемого для каждого воспитанника в данном классе. Можно с полной уверенностью сказать, что с этой задачей офицерско-преподавательский состав училищ справился.
«Положение о суворовских военных училищах»
А в это время в Москве была завершена разработка «Положения о суворовских военных училищах». Несомненно, что составители этого документа, следуя Постановлению от 21.08.43 года, основательно проштудировали «Положение о кадетских корпусах» 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 г. гласит: «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».
Почти полное текстуальное совпадение в Положении 1943 года: «Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание».
Согласно «Положению о суворовских военных училищах», начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и помощник по административно-хозяйственному обеспечению. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.
В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Её возглавляли начальник училища или начальник учебного отдела. В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.
Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.
Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.
Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников суворовского военного училища». В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.
Тверское (Калининское) суворовское военное училище
Тверское (Калининское) суворовское военное училище самое старейшее училище не только в современной России, но и Советского Союза.
Училище не меняло место своей дислокации с момента своего образования с 1943 года.
До существования училища, в одном из зданий, построенном в 1878 — 1881 годах архитектором В. Н. Козловым, находилась Тверская духовная семинария — одно из первых учебных заведений Твери. Она готовила духовенство, однако из её стен вышло много прогрессивно настроенных передовых людей своего времени. Среди них Александр Петрович Куницын — крупный русский юрист, оказавший как преподаватель Царскосельского лицея большое влияние на формирование воззрений А. С. Пушкина; Сергей Васильевич Модестов — редактор первой Тверской большевистской газеты «Пролетарская мысль», а позднее редактор общесоюзной крестьянской газеты «Беднота». Во время Отечественной войны 1812 года свыше 80 учеников семинарии и духовных училищ вступили добровольцами в егерский батальон великой княгини Екатерины Павловны.
До 1917 года, в семинарии преподавал выдающийся советский композитор, создатель и первый руководитель прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии генерал-майор Александр Васильевич Александров.
После революции, с 1919 г. в здании семинарии размещалась единая трудовая, а затем средняя школа №1 (первая школа г. Калинина). В годы Великой Отечественной войны после освобождения г. Калинина от немецких войск, в здании школы находился госпиталь, а с февраля 1942 по ноябрь 1943 гг. располагались 2-х месячные курсы младших лейтенантов Калининского фронта.
История строительства училища
Калининское суворовское военное училище на основании директивы Генерального Штаба Красной Армии от 27.09.1943 г. № ОРГ/7/8268, приступило к формированию личным составом 22 сентября 1943 года.
Согласно штату № 017/464 штатная численность составляла:
Со сроком обучения 7 лет.
Из положения о суворовских военных училищах: «Воспитанники суворовских военных училищ живут при училищах и находятся на полном закрытом пансионе за счет государства весь срок обучения в течение 7 лет».
Кадры на укомплектование училища в основном прибывали из военно-пехотных училищ, а офицеры-воспитатели подбирались из числа бывших преподавателей гражданских учебных заведений. Первые офицеры училища начали прибывать во второй половине сентября и приступили к организации внутренней жизни училища
Первый набор
Первый набор училища укомплектовался детьми в возрасте от 8 до 13 лет, из числа детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, из областей, освобождённых от немецкой оккупации.
Согласно наряду Управления военно-учебных заведений Красной Армии в Калининское суворовское военное училище воспитанники поступали через областные приемные комиссии из Московской области и г. Москвы, Ивановской, Калининской, Смоленской и Ярославской областей.
С 10 ноября 1943 года начали прибывать кандидаты для укомплектования училища и к началу занятий прибыло 144 человека из Московской области и г. Москва, 68 человек — из Ивановской области, 83 — из Ярославской, 182 — из Калининской, 29 — из Смоленской.
Всего было зачислено 494 человека, которые были переодеты в форму и с 8.00 утра 1 декабря 1943 г. сели за парты на первый урок.
Полностью — до штата в 500 человек училище было укомплектовано по состоянию на 12 декабря 1943 года.
В числе воспитанников первого набора было 18 участников Отечественной войны, «сыны полков», в том числе 11 награждённых медалями.
Из них по возрасту:
В числе воспитанников Калининского суворовского военного училища были, два внука В.И.Чапаева, внук Маршала Советского Союза С.М. Буденного и два внука И.В. Сталина (сын Якова Джугашвили и сын Василия Сталина), сыновья Героев Советского Союза лётчиков Водопьянова и Гастелло, племянник Серго Орджоникидзе, в последующие годы внук Н.С. Хрущева и многие другие.
19 декабря 1943 года, 12.00. Повзводно построены шесть рот суворовцев на плацу, во дворе училища. Все суворовцы в новых шинелях из сукна черного цвета, в шапках-ушанках из черного каракуля, в хромовых ботинках на кожаной подошве. На правом фланге преподаватели, женщины тоже в военной форме. Звучит команда начальника училища генерал-майора Визжилина В.А.: «Равняйсь! Смирно! Равнение направо». Начальник училища докладывает заместителю командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанту Цыганкову: «Калининское суворовское военное училище построено для вручения Боевого Знамени». Генерал-лейтенант Цыганков вручает начальнику училища генерал-майору Визжилину В.А. Боевое Знамя Калининского суворовского военного училища и поздравляет юных суворовцев и весь личный состав училища с днем образования училища. Звучит троекратное «Ура!» суворовцев. Из первой роты выходят трое суворовцев: Виктор Жуков, Ювеналий Поляков и Леонид Каплун. Начальник училища вручает Боевое Знамя Калининского суворовского военного училища Виктору Жукову – первому знаменосцу училища. Ювеналий Поляков и Леонид Каплун – ассистенты. Роты повзводно проходят строем, отдавая честь своему Боевому Знамени и командованию училища. На торжественном открытии училища присутствовали: председатель Областного совета депутатов трудящихся Калининской области, депутат Верховного Совета СССР Староторжский. Секретарь Обкома ВКП(б) г. Калинина Зимин. Председатель Горсовета Грачёв и другие представители партийных и комсомольских организаций Облсовета, Горсовета, Обкома и Горкома ВЛКСМ. В день открытия училищем были получены правительственные телеграммы от начальника ГУК НКО СССР генерал-полковника Голикова и начальника УВУЗ ГУК НКО генерал-лейтенанта Морозова.
В 1943-1944 учебном году структура учебного построения училища была организована следующим порядком:
приготовительный класс — 4 отделения
младший приготовительный класс — 2 отделения.
Как и зачем придумали суворовские училища
Во время Великой Отечественной войны советское руководство приняло решение организовать массовое обучение детей и подростков военному делу, организовав для этой цели суворовские и нахимовские училища. Автором идеи стал известный военный деятель, генерал Алексей Алексеевич Игнатьев, работавший в годы войны на скромной должности старшего редактора Воениздата. Свои мысли в апреле 1943 года он изложил в записке И.В. Сталину «О создании кадетских корпусов», которую мы приводим ниже. Генерал хорошо знал, о чём писал вождю – в 1894 году он окончил Владимирский Киевский кадетский корпус.
Кадетские корпуса советская власть под старым названием возрождать не стала, но мысли Игнатьева быстро нашли практическое воплощение. Уже 21 августа 1943 года было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), которое гласило: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать. девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…». За идею создания суворовских военных училищ генерал-майору Игнатьеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. А сами суворовские училища сохранились вплоть до наших дней – хорошие мысли пришли в голову «старорежимному» военачальнику.
Международная политическая обстановка заставляет предвидеть необходимость для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификации её командных кадров.
Принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодёжи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не даёт возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности-военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.
Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых командиров Красной Армии.
Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей.
Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент ещё и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребёнка и юноши в духе высокого сознания воинского долга.
Срок обучения – восьмилетний для прохождения курса десятилетней средней школы, дополненной программой по математике, иностранным языкам, политической и строевой подготовке.
Размер – 500-600 воспитанников, разбитых на 4 роты по 2 класса в каждой.
Воспитательский состав – специально отобранный преимущественно из раненых командиров не ниже звания капитана, по возможности с высшим образованием.
Преподавательский состав – отборный из лиц только с высшим образованием.
Для начала, в виде опыта, предлагается создать как образец только один кадетский корпус в Москве, который должен войти в систему УВУЗ и Наркомата Обороны.
Открытие корпуса – 1-го сентября 1943 г., к каковому сроку должны быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов средней школы.
Обучение – бесплатное с обязательством по окончании корпуса поступить в военные училища и прослужить в Армии не менее 5 лет.
Генерал-майор Игнатьев А.А.
г. Москва, проезд Серова,
дом 17, кв. 15,
Тел. К 0-81-55