История поручика пирогова чему учит
Невский проспект: образ и характеристика Пирогова
Поручик Пирогов один из главных персонажей повести Н.В Гоголя. Тема Петербурга глубоко волновала писателя. В повести автор постарался показать жизнь, бурлящую на Невском проспекте, хранящую множество тайн, загадок и интриг.
Образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» помогут понять насколько ничтожна личность данного персонажа. К большому сожалению автора, офицеры такого типа составляют средний класс всего петербургского общества.
Внешность
О внешности поручика почти ничего не известно. Автор постарался раскрыть образ через общество, к которому он принадлежит.
Род занятий
Пирогов — офицер, поручик. Его чин олицетворение власти, предмет обожаний, дум и стремлений. Пирогов из тех, чья принадлежность относится к тому классу людей, что способны подавить личность.
Именно высокое звание, как считает поручик, способно обеспечить легкое и фривольное существование. Он готов идти по головам, лишь бы получить полковничий чин. Теплое местечко под солнцем предел мечтаний.
Черты характера
Наглый, самодовольный, ограниченный и пошлый юноша. Любит быть в центре внимания. Считает себя образованным офицером. Часами может развлекать публику разговорами о литературе.
Ушлый карьерист, стремящийся во всем подражать знатным людям из высшего общества. Походы в театр далеко не любовь к искусству. Это способ обозначить собственное присутствие. Также интерес к живописи. Все действия намеренны. Он их совершает по причине того, что они являются признаком хорошего тона.
Пренебрежителен к людям, ниже его чина. С ними он высокомерен и чванлив.
Любовные отношения для Пирогова лишь удовольствие. Интрижки, кратковременные связи. Он словно охотник, получив в сети понравившуюся жертву и добившись своего, благополучно теряет к ней интерес.
Самоуверенный и наглый. В нем начисто отсутствует честь и человеческое достоинство. Это прослеживается на примере взбучки, устроенной поручику Шиллером. На принципы Пирогова сложившаяся ситуация не повлияла. Вылетев из квартиры, он в гневе шлет проклятия обманутому мужу, а затем идет в кондитерскую, где после сытного перекуса, в его душе уже перестают бушевать страсти, а вечером он и вовсе забывает об этом эпизоде, считая происшедшее курьезной ситуацией.
Пошлый и поверхностный. Умеет декламировать стихи, завлекает анекдотами. Весь лоск напускной. На самом деле поручик таким образом умело маскирует внутреннюю пустоту.
У Пирогова высоко развито самомнение. Он уверен в своей неотразимости и привлекательности. Преследуя женщину на Невском был убежден, что добьется ее. Это всего лишь вопрос времени.
Труслив. Не хватило смелости рассказать генералу об оскорблении, нанесенном Шиллером.
Меркантильный и расчетливый. Дружба с художником была исключительно из корыстных побуждений. Поручик хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет.
Через образ поручика автор хотел обратить внимание читателя на проблему бездуховности и нравственного падения человека.
Первое знакомство
С самого начала повествования читатель погружается в атмосферу грустной иронии, с которой автор описывает порядки и привычки общества. Сюжет рассказа построен на неожиданных поворотах. Так, знакомя читателя с главными героями «Невского проспекта», Гоголь резко прерывает описание суточного цикла «красавицы нашей столицы», которому, как и смене сезонов, суждено никогда не кончаться.
Поручик появляется в компании молодого художника Пискарева, которого считает своим «протеже». Однако автор дает понять, что «высокое покровительство» Пирогова было обусловлено определенным интересом — желанием «видеть мужественную физиономию свою на портрете».
При первой же встрече на Невском проспекте характеристика Пирогова как личности практически состоялась:
Далее автор переключается на образ бедного художника и повествование о его злоключениях, отправляя поручика в погоню за блондинкой и оставляя описание дальнейших событий для второй части рассказа.
Бытие определяет сознание
Предшествуя развитию сюжетной линии с участием Пирогова, Гоголь описывает среду обитания героя и интересы этой прослойки общества, вытесненной из высшего света «тем, что называют в этом обществе аристократами». Такое отступление вполне оправданно, так как общие устремления окружения неизбежно влияют на формирование человеческой личности.
Пироговы «любят потолковать о литературе», непременно присутствуют в театрах и на публичных лекциях, что вовсе не говорит об их передовых взглядах и просвещенности, но лишь о желании быть на виду.
Их легко застать на вечерах и обедах у чиновников среднего уровня, где они пытаются ухаживать за «хладнокровными девицами» — дочерьми хозяина, «из которых иные перезрели», проявляют чудеса остроумия.
При лучшем раскладе, «выслужившись, по крайней мере, до полковничьего чина», они «женятся на купеческой дочери… с сотнею тысяч приданого».
Гоголь делает саркастическую оговорку, что поручик «имел множество талантов, собственно ему принадлежащих», перечисление которых, однако, зеркально отражает «главные черты этого сорта молодых людей»:
Следует отметить, что в звание поручика Пирогов был произведен недавно, и «его очень льстило это новое достоинство». В приятной беседе он ненавязчиво намекал на свое состояние, а при случае, заметив невежество в менее значимых людях, «в резких словах» давал понять последним, «что перед ними стоял поручик».
На этом характеристику Пирогова и общества, в которое поручик был принят своим, автор завершает и переходит к самой истории.
Преступление и наказание
Продолжая преследовать приглянувшуюся незнакомку, Пирогов не только выясняет место ее проживания, но и узнает, что она замужняя дама. Однако сей факт нисколько не охлаждает его пыла. Не останавливает поручика и суровый отпор самого предмета вожделения. Он не сомневался, что преодолеет все препятствия, так как считал, что «любезность его и блестящий чин давали полное право на внимание».
Для оправдания своего появления в доме Пирогов делает дорогостоящие заказы мужу блондинки, которого все больше смущают вольности офицера по отношению к жене. Поручик нагло, не смущаясь постороннего присутствия, позволяет себе:
Все заканчивается неожиданно и вовсе не по сценарию Пирогова. Застав женщину дома одну, поручик начинает откровенно домогаться ее. Пьяный муж, вернувшийся в обществе не менее пьяных друзей, приходит в ярость. Всей компанией они телесно наказывают зарвавшегося героя-любовника.
Пирогов негодует. «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием» за ужасное оскорбление. Намереваясь дать делу немедленный ход, он хочет пойти к своему начальству. В поисках справедливого возмездия поручик мысленно обращается даже к монаршей особе.
Но перекусив, почитав газету и прогулявшись по Невскому проспекту, он совершенно успокаивается и отправляется «в приятное собрание чиновников и офицеров».
Блеск и нищета петербургского общества
Даже поверхностный анализ повести позволяет сделать вывод о зависимости Пирогова и ему подобных от мнения и оценок окружающих. Сам автор кратко резюмирует, что видимое — это только кажущееся, дорисованное самим наблюдателем. Почему этот господин очень богат? Да потому что «гуляет в отлично сшитом сюртучке». А «он весь состоит из своего сюртучка».
Такой же ложной и напускной на поверку оказалась гордость и бравада поручика. Он не то что смиряется с вполне заслуженным наказанием и унижением, а просто забывает о нем. Отказавшись от сатисфакции, он, скорее всего, руководствуется желанием избежать огласки и опасением уронить свой престиж в обществе, где отличием в мазурке можно вызывать всеобщий восторг.
В противоположность душевным терзаниям трагически погибшего романтика и мечтателя Пискарева, эмоции Пирогова не вызывают сочувствия. Он не просто маленький, а мелкий и пустой человек, неспособный к глубоким переживаниям. Поручик — продукт нравственного разврата, порожденного «мишурною образованностию и страшным многолюдством столицы».
«Невский проспект» — краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя
Николай Васильевич Гоголь написал множество рассказов о быте и чувствах простого народа, читателям известны его красочные описания природы. В некоторых произведениях он высмеивает человеческие пороки, что можно увидеть и в кратком содержании «Невского проспекта». Повесть рассказывает о жизни двух приятелей, их любовных приключениях и взглядах на мир.
История создания
Свое произведение «Невский проспект» Гоголь написал в 1833—1834 годах, точная дата осталась неизвестной. Его жанр — повесть. Оно вошло в цикл «Петербургские повести», где уже содержались рассказы, описывающие проблемы маленького человека. Этот образ стал одним из главных в реалистической русской литературе.
Повесть состоит из трех частей:
Читателю «Невский проспект» в сокращении поможет ознакомиться с характерами главных персонажей, особенностью их поведения. Два товарища связаны непростыми отношениями — их объединяет любовь к красивым женщинам и прекрасным вещам. Но эти пристрастия приведут к трагическим последствиям.
Главные персонажи
Как и в любом другом произведении, в «Невском проспекте» есть главные герои. Основные персонажи рассказа:
Пискарев — это бедный художник, он мечтает о прекрасном, проявляет интерес к одиноким красивым женщинам. Любит писать их портреты, а также пейзажи своей родины. По сюжету он влюбляется в юную брюнетку, но она оказывается проституткой и не слушает его доводов о лучшей жизни.
Поручик Пирогов отличался множественными талантами, он почитал все изящное. Мужчина предпочитал проводить свободное время в обществе, участвовать в светских разговорах. Он увлекся блондинкой, симпатичной молодой женой Шиллера, из-за чего у него возникли проблемы.
Муж ее по национальности немец, а работал он мастером жестяных дел. Его знают все на Мещанской улице, кому нужно изготовить изделия из металла. Есть у Шиллера друг Гофман, он работал сапожником на Офицерской.
Начало повести
Начинается краткий пересказ «Невского проспекта» с описания самой местности. Ранним утром всеобщая коммуникация Петербурга еще пустует. Но уже к 12 часам дня проспект заполняется разным народом, у каждого человека есть свои мысли и волнения, взгляды на жизнь и занятия. А после полудня здесь гуляют гувернеры разных национальностей со своими воспитанниками и учениками.
К двум часа на проспекте появляются родители и те, кто уже справился со всеми домашними заботами. Позже здесь прогуливаются чиновники в зеленых мундирах. А в четыре часа вечера проспект становится полностью пустым, все расходятся по домам. Но ночью он снова оживает и начинает шевелиться.
Этот проспект называют жизненной артерией Питера. Это главная улица, которая расположена прямо в центре города. Она связывает все проулки и пути, сюда стекается народ любого возраста, национальности и финансового положения. Человек приходит на проспект посмотреть на других, показать себя во всей красе, поискать развлечений на вечер. Некоторым удается завести здесь деловые знакомства и даже найти свою любовь.
Судьба Пискарева
Прогуливались по Невскому проспекту двое товарищей — художник Пискарев и поручик Пирогов. Они засматривались на проходящих мимо девушек. Первому приглянулась юная брюнетка, а второй положил глаз на блондинку. Друзья разошлись в разные стороны, каждый пошел за своей избранницей.
Художник последовал за брюнеткой до четырехэтажного здания. Он поднялся по лестнице и попал в комнату, убранство которой напоминало номера в публичном доме. Юная красавица действительно была проституткой, а ведь ей недавно исполнилось всего 17 лет. Но грубый разговор девушки отпугнул Пискарева, и он сбежал.
Пискарев уже был дома и собирался ложиться спать, как в его дверь постучался лакей. Он сообщил, что новая знакомая прислала за художником карету. Мужчина отправился на бал, где среди толпы в роскошных нарядах заметил свою брюнетку. Она говорит Пискареву, что на самом деле не принадлежит к презренному классу проституток и скрывает какую-то тайну, но беседа прерывается. Тут художник открыл глаза, лежа в своей кровати, и понял, что это был всего лишь сон.
Пискарев нарядно оделся и отправился в публичный дом, где встретился с брюнеткой. Он пытался ей доказать пагубность ее образа жизни, предложил ей начать все с чистого листа. Художник хотел, чтобы она вышла за него замуж и занялась рукоделием. Но девушка даже недослушала его, оборвала пламенную речь и ответила, что она не швея или прачка.
Художник расстроился и убежал из публичного дома. Он закрылся в своей комнате и отказался кому-либо открывать. Долго никто не вспоминал о нем. А когда выломали дверь в его спальню, то обнаружили мертвое тело. Отказ брюнетки стал для Пискарева настоящей трагедией, и он перерезал себе горло, успев написать прощальную записку. Так и оборвалась судьба талантливого художника.
Поручик Пирогов
В то время, пока художник преследовал брюнетку, Пирогов увязался за блондинкой. Она завела его на Мещанскую улицу, где сосредоточились торговые лавки, немецкие ремесленники и чухонские гадалки. Мужчина поднялся по лестнице и увидел в квартире слесарные инструменты. Блондинка вошла в боковую дверь, за которой открылась комната мастера. Пирогов понял, что девушка жила вместе с известным ремесленником жестяных дел.
В помещении сидели двое пьяных мужчин — сам Шиллер и его друг Гофман. Товарищ пытался отрезать мастеру нос, так как тому он мешал — вынюхивал три фунта табаку в месяц. Пирогов своим появлением прервал операцию, поэтому Шиллер выгнал его из своего дома.
Но поручик пришел в его мастерскую на следующий день, так как хотел видеть его жену-блондинку. Ему повезло — его встретила девушка и провела к своему мужу. Им оказался сам Шиллер. Мастеру не понравился посетитель, хотя Пирогов заказал у него шпоры. Немцу пришлось лгать: он завысил цену на изделие, сказал, что для изготовления понадобится много времени. Поручик не обратил внимания на эти слова и настоял на своем.
Всякий день Пирогов стал бывать дома у мастера. Почему он приходил, знала только блондинка. А немцу он говорил, что хочет справиться о шпорах. Когда изделие было готово, поручик нашел другой повод для своих визитов — изготовление оправы для кинжала. Обычно флегматичный Шиллер уже был возмущен поведением незваного гостя. Глава семейства пытался всеми способами избавиться от него. А Пирогов в это время рассказывал офицерам об интрижке с красивой блондинкой.
Однажды поручик пришел в мастерскую, когда немца не было дома. Он практически соблазнил его жену, уже начал целовать ей ножку, как в комнату ворвался Шиллер со своими друзьями Гофманом и Кунцом. Пьяные приятели набросились на Пирогова, пытались избить его, но ему удалось вырваться.
После этого события любовник хотел сразу же отправиться к генералу и заняться написание жалобы на немцев. Но по дороге он зашел в кондитерскую, откуда вышел уже спокойным. А вечером поручик уже плясал мазурку и не думал о досадном происшествии.
Проблематика произведения
В конце повести Гоголь раскрывает сущность Невского проспекта: не стоит доверять всем, кто на нем встречается. Как только на город опускаются сумерки, дьявол зажигает фонари, которые искажают реальность. В их свете все выглядит не настоящим.
Критики отметили приемы, которые использовал автор в одной «Петербургских повестей» — «Невском проспекте». С помощью двойничества писатель изображает улицу так, словно она существует одновременно в двух мирах — реальном и романтическом. Характеристика главных персонажей также двойственна, как и истории, которые с ними произошли.
Для анализа произведения можно прочитать его кратко. Но понять всю глубину смысла, который автор вложил в свою повесть, лучше ознакомиться с полным вариантом. Гоголь писал простым и доступным языком, поэтому на чтение уйдет только несколько часов.
2508. Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект Гоголя сочинение Русский язык
Сочинение — Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Одним из основных персонажей произведения является поручик Пирогов, по сюжету повести представляющий приятеля романтика Пискарева.
Писатель изображает Пирогова в образе наглого, самодовольного, ограниченного и пошлого молодого человека, считающего себя образованным офицером, любящем потолковать о литературе, умеющим развлекать женский пол.
Главной жизненной целью Пирогова является получение чина полковника и обретение обеспеченного положения. Автор предполагает, что в будущем Пирогова ждет женитьба на дочери купца, умеющей исполнять фортепианные партии, имеющей большое приданое и несметное количество богатой родни.
Раскрывая образ Пирогова, автор характеризует героя в качестве ушлого карьериста, подражающего знатным людям светского общества, посещающего театр лишь с целью обозначить собственное присутствие и пренебрежительно относящегося к людям, имеющем низшие чины, высокомерно общаясь с ними.
В любовных отношениях Пирогов стремится лишь к удовольствиям, принимая их в качестве интересного приключения, интрижки, не задумываясь о жизненных проблемах и относясь к женщинам с грубым цинизмом.
В отличии от Пискарева, характеризующегося чистым и благородным отношением к женщине, привязанностью Пирогова является лишь продвижение по карьерной лестнице, не обремененное душевными терзаниями и решением сложных жизненных проблем. Пискарев обречен пережить драматическую любовь, а в это время Пирогов, не стесняясь общественного мнения, заводит интрижку с супругой ремесленника по имени Шиллер, хвастаясь об этом всем своим друзьям.
Не имея в своем характере положительных черт, натура Пирогова отличается самоуверенностью, граничащей с отъявленной наглостью. Ремесленник преподает урок Пирогову за совращение своей жены, избив его с пьяными дружками. Однако это событие ничуть не влияет на принципы Пирогова, лишь поначалу, в гневе от случившегося, поручик грозит Шиллеру отправкой в сибирскую ссылку, а затем, демонстрируя полное отсутствие чести и человеческого достоинства, направляется в кондитерскую за десертом, а вечером легко и непринужденно исполняет мазурку на одном из званых балов.
Описывая образ Пирогова, писатель на его примере изображает типичного представителя среднего класса тогдашнего общества Петербурга, стремящегося к изысканной жизни и не отличающимся гордостью, честью и духовностью.
2 вариант
Поручик Пирогов является одним из главных героев данного произведения. В его образе автор показал отрицательные качества, присущие среднему классу современного ему российского общества и уровень его культуры.
Поручик относит себя к культурным людям. Он посещает приемы и прочие подобные мероприятия с уклоном в интеллектуальное и культурное времяпрепровождение. Автор подчеркивает, что Пирогов относится к среднему классу офицеров, показывает, что это типичная фигура для столичного общества.
Однако поручик довольно пошлый и поверхностный человек. Он умеет декламировать стихи, но при этом к его умениям автор относит и умение рассказывать анекдоты приятным образом, а также красиво пускать кольца дыма при курении. Весь светский и интеллектуальный лоск Пирогова напускной. Он служит лишь для того, чтобы маскировать внутреннюю пустоту.
Другой характерной чертой поручика является самомнение. Встретив женщину на Невском проспекте, он, считая себя неотразимым, принимается добиваться ее. Причем Пирогова не останавливает ни тщетность его усилий, ни то что дама замужем. Причиной этого служит та же внутренняя пустота. Женщина представляет собой просто приз, погоня за которым (не важно, успешна она или нет) дает возможность занять чем-то время и рассеять вечную скуку.
Когда муж женщины – строгий немец, вместе со своими друзьями совершает над данным персонажем акт возмездия за приставания к чужой жене (судя по всему выпоров его), то офицер, чести которой нанесен непоправимый урон, быстро утешается. При этом, показательно, что военный человек, получивший по должности дворянство, не пытается своими силами наказать совершивших над ним оскорбительное действие. Терпя наказание, поручик лишь ссылается на свои связи, с помощью которых обещает устроить немцу неприятности. Ему достаточно вновь погрузиться в привычную атмосферу «культурного досуга», съев пирожное и потанцевав, он забывает все произошедшее с ним и успокаивается.
В образе этого поверхностного и пошлого человека Гоголь рисует один из путей моральной деградации общества.
Сочинение про поручика Пирогова
В повести Гоголя «Невский проспект» одним из важных героев на первом плане является Пирогов. Для него в приоритете это успех, и получить место по лучше. Это всего лишь мысли, которые живут в его голове. Но он не готов себя трепать, что бы решить какие либо проблемы. Он привык жить, и не напрягаться, и по правилам, он не ощущает в этом надобности. Пирогов предпочитает брать от жизни только самое лучшее, и не о чем не заботится. Ему интересно только то, что модно или входит в моду, что стало нормой поведения выбранного им общества.
Пирогов словно притягивает к себе все светское общество, и он старается им подрожать. Такие люди как он любят поговорить на тему литературы, ему нравится театр, живопись, он даже оказывает еще одному главному герою Пискареву «покровительство. У Пирогова есть одна большая слабость это – чин. Это то, что он просто обожает, он думает о нем, волнуется, и стремится к нему. Он это больше всего ценит, потому что чин определяет конкретное место в обществе. Пирогов был очень рад своим чином, который был не так давно произведен, и не смотря на то, что когда он ложился на диван говорил: «это все суета». Не показывая никому, он собой гордился, когда его доставали он старался намекнуть о нем.
Автор отлично показал, как поменялся человек с чином. То что у него одни отрицательные черты, это не только мешает, но и помогает уверенности в себе, и наглости Пирогова. В обществе, в котором он ни от кого не зависит, он разговаривает не задумываясь.
В отличие от Пискарева, для которого присуще хорошее отношение к женщинам, Пирогов – грубый нахал. Реакция на сильное оскорбление со стороны Шиллера выявляет, что в нем нет никаких человеческих качеств.
В этом произведении, Пискарев и Пирогов выставлены, с большой характеристикой социальных противоречий. Автор делает акцент не легкие жизненные ситуации, художественное умозаключение благодаря которому определяется реалистическая сила и направленность произведения.
Показывая Пирогова, Гоголь выставляет хозяйство чина над человеком, чрезмерная пошлость.
Главная тема этого рассказа это жизнь Петербурга и «маленького человека» в огромном городе с его воображениями о социуме, которые вызывают непонятность между тем что происходит в действительности, и представлении об идеале. Но и с этим раскрывается меркантильность, и хладнокровие людей. Судьба Пирогова, дана в общественном движении жизни города. Который гонится лишь за выгодой, и ничего ему больше не интересно. А то, что они погнались за прекрасными незнакомыми девушками это контраст повествования.