импеданс что это такое в вокале
Импеданс
Классическая трактовка.
Импеданс – обратное акустическое сопротивление, которое испытывают складки со стороны ротоглоточного канала. Импеданс снимает часть нагрузки с колеблющихся голосовых складок в их «борьбе» с прорывающимся подскладочным давлением.
Постановка голоса связана с нахождением такого импеданса, который обеспечивает нормальную работу голосовых складок. Величина импеданса зависит от длины ротоглоточного канала, наличия в нем сужений, формы полостей. Сравнительно длинные и массивные голосовые складки низких мужских голосов требуют большего импеданса, для легких, высоких голосов, имеющих маленькие голосовые складки, характерен небольшой импеданс.
Наше дополнение.
Физический смысл импеданса, его «проявление», можно продемонстрировать на довольно простом примере.
Предположим, вы надуваете воздушный шарик. На первых порах, в самом начале данного действия ваши усилия по надуванию будут отличаться от усилий, которые потребуется приложить в конце, когда шарик уже практически наполнен воздухом до предела. В пустой шарик воздух вдувается легко, его стенки заметно расширяются при каждом выдохе. В конце процесса вдуть хотя бы еще одну порцию становится невероятно трудно, кажется, что шарик каким был по объему, таким и остается, лицо от усилий краснеет, становится трудно удержать вырывающийся из шарика воздух…
В данном случае давление воздуха, созданное вашими усилиями в шарике, практически сравнялось с тем давлением, которое вы можете создать, чтобы воздух вошел в шарик. Сопротивление давления воздуха в шарике давлению, которое вы создаете в своих легких, и будет импедансом – обратным сопротивлением.
В вокале существует понятие «закрытый звук». Это звук, производимый при закрытом рте (сомкнутых губах) только за счет открывания «нёбной занавески» (мягкого нёба). Воздух, несущий звуковую волну, распространяется наружу только через нос.
Давно замечено, что при закрытом звуке вокалисту значительно легче достигнуть высоких нот, практически отсутствует переходная нота (переходный порог), весь процесс фонации удобен и комфортен. Данные явления – следствия увеличения импеданса. Пока не открыт рот, молекулам воздуха «некуда деться», кроме как выйти через нос, но объем носовых пазух по сравнению с ротовой полостью значительно меньше, поэтому та часть воздуха, которая в единицу времени не успевает «проскочить» наружу, повышает давление ВНУТРИ ротоглотки, увеличивая, таким образом, импеданс.
В реальном пении рот вокалиста не может быть закрыт, поэтому вопрос увеличения импеданса всегда являлся достаточно актуальным с точки зрения вокальной техники.
Классическая техника вокала предложила свой способ – voix mixte sombree (смешанный притемненный голос), впервые примененный и в дальнейшем разработанный французским оперным певцом XIX века Ж.Дюпре. В дальнейшем и по сей день подобная техника вокала использует прием «прикрытие», а характер получаемого звука голоса носит название «микст».
Современные исследования, проведенные в 70-80-х годах XX века американской оперной певицей Джо Эстилл (в то время уже имеющей научную степень) совместно с рядом специалистов из университетов и лабораторий США, Великобритании, Японии, подсказали иной путь, следуя которому можно добиться увеличения импеданса, альтернативный предлагаемому классической традиционной вокальной педагогикой.
Сущность этого метода – воздействие на сфинктер черпалонадгортанной складки, находящийся при входе в гортань (сверху). Наблюдения за сотнями вокалистов, поющих в различных стилях и манерах (а не только в жанре оперы), произведенные с применением различной техники, показали исследователям, что необходимый импеданс, благотворно влияющий на характер работы голосовых складок, можно создать, научившись сжимать преддверие гортани.
Это действие приводит к геометрической объемной модификации надскладочной полости, которую невозможно создать без специального обучения (за исключением тех голосов, у которых такая модификация имеет генетическую или аттракторную природу).
Иными словами, «шарик» из примера в начале данной статьи – это не весь ротоглоточный канал, достаточно создать совсем маленькую полость в гортани над складками, чтобы получить эффект импеданса в полной мере.
Профессор В.Морозов в своих работах тоже говорит о том, что природа высокой певческой форманты – маленькая надскладочная полость, которую классические вокалисты учатся модифицировать довольно долго.
Вокальность twang и есть слышимое воплощение резонансного процесса, происходящего в данной, искусственно созданной полости. Или третья, высокая певческая форманта.
Помимо добавления в тембр звонкости, серебристости, полётности, вокалист, научившись создавать в своем вокальном тракте такую полость, решает вопрос повышения импеданса до необходимой ему в конкретном случае, в конкретной ноте величины.
Импеданс
Классическая трактовка.
Импеданс – обратное акустическое сопротивление, которое испытывают складки со стороны ротоглоточного канала. Импеданс снимает часть нагрузки с колеблющихся голосовых складок в их «борьбе» с прорывающимся подскладочным давлением.
Постановка голоса связана с нахождением такого импеданса, который обеспечивает нормальную работу голосовых складок. Величина импеданса зависит от длины ротоглоточного канала, наличия в нем сужений, формы полостей. Сравнительно длинные и массивные голосовые складки низких мужских голосов требуют большего импеданса, для легких, высоких голосов, имеющих маленькие голосовые складки, характерен небольшой импеданс.
Наше дополнение.
Физический смысл импеданса, его «проявление», можно продемонстрировать на довольно простом примере.
Предположим, вы надуваете воздушный шарик. На первых порах, в самом начале данного действия ваши усилия по надуванию будут отличаться от усилий, которые потребуется приложить в конце, когда шарик уже практически наполнен воздухом до предела. В пустой шарик воздух вдувается легко, его стенки заметно расширяются при каждом выдохе. В конце процесса вдуть хотя бы еще одну порцию становится невероятно трудно, кажется, что шарик каким был по объему, таким и остается, лицо от усилий краснеет, становится трудно удержать вырывающийся из шарика воздух…
В данном случае давление воздуха, созданное вашими усилиями в шарике, практически сравнялось с тем давлением, которое вы можете создать, чтобы воздух вошел в шарик. Сопротивление давления воздуха в шарике давлению, которое вы создаете в своих легких, и будет импедансом – обратным сопротивлением.
В вокале существует понятие «закрытый звук». Это звук, производимый при закрытом рте (сомкнутых губах) только за счет открывания «нёбной занавески» (мягкого нёба). Воздух, несущий звуковую волну, распространяется наружу только через нос.
Давно замечено, что при закрытом звуке вокалисту значительно легче достигнуть высоких нот, практически отсутствует переходная нота (переходный порог), весь процесс фонации удобен и комфортен. Данные явления – следствия увеличения импеданса. Пока не открыт рот, молекулам воздуха «некуда деться», кроме как выйти через нос, но объем носовых пазух по сравнению с ротовой полостью значительно меньше, поэтому та часть воздуха, которая в единицу времени не успевает «проскочить» наружу, повышает давление ВНУТРИ ротоглотки, увеличивая, таким образом, импеданс.
В реальном пении рот вокалиста не может быть закрыт, поэтому вопрос увеличения импеданса всегда являлся достаточно актуальным с точки зрения вокальной техники.
Классическая техника вокала предложила свой способ – voix mixte sombree (смешанный притемненный голос), впервые примененный и в дальнейшем разработанный французским оперным певцом XIX века Ж.Дюпре. В дальнейшем и по сей день подобная техника вокала использует прием «прикрытие», а характер получаемого звука голоса носит название «микст».
Современные исследования, проведенные в 70-80-х годах XX века американской оперной певицей Джо Эстилл (в то время уже имеющей научную степень) совместно с рядом специалистов из университетов и лабораторий США, Великобритании, Японии, подсказали иной путь, следуя которому можно добиться увеличения импеданса, альтернативный предлагаемому классической традиционной вокальной педагогикой.
Сущность этого метода – воздействие на сфинктер черпалонадгортанной складки, находящийся при входе в гортань (сверху). Наблюдения за сотнями вокалистов, поющих в различных стилях и манерах (а не только в жанре оперы), произведенные с применением различной техники, показали исследователям, что необходимый импеданс, благотворно влияющий на характер работы голосовых складок, можно создать, научившись сжимать преддверие гортани.
Это действие приводит к геометрической объемной модификации надскладочной полости, которую невозможно создать без специального обучения (за исключением тех голосов, у которых такая модификация имеет генетическую или аттракторную природу).
Иными словами, «шарик» из примера в начале данной статьи – это не весь ротоглоточный канал, достаточно создать совсем маленькую полость в гортани над складками, чтобы получить эффект импеданса в полной мере.
Профессор В.Морозов в своих работах тоже говорит о том, что природа высокой певческой форманты – маленькая надскладочная полость, которую классические вокалисты учатся модифицировать довольно долго.
Вокальность twang и есть слышимое воплощение резонансного процесса, происходящего в данной, искусственно созданной полости. Или третья, высокая певческая форманта.
Помимо добавления в тембр звонкости, серебристости, полётности, вокалист, научившись создавать в своем вокальном тракте такую полость, решает вопрос повышения импеданса до необходимой ему в конкретном случае, в конкретной ноте величины.
Импеданс
Есть такое понятие в вокальной практике, и вызывает оно множество заблуждений и догадок среди начинающих певцов.
И так, импеданс — это оптимальное соотношение подсвязочного и надсвязочного воздушного давления на голосовые связки во время пения.
Как найти импеданс?
Очень легко друзья, в самом удобном регистре голоса, т.е. в середине диапазона или, как ещё говорят в примарной зоне.
Именно в центре диапазона голос звучит наиболее полноценно и полнозвучно, именно в центре есть прямая возможность соединить грудной и головной резонаторы без особых усилий. Просто возьмите и спойте там, где вам удобно и почувствуйте эту лёгкость, свободу и полноту звучания вашего голоса и запомните эту позицию. И запомните, что эта вокальная позиция должна сохраняться на всех регистрах Вашего голоса и на крайних нотах диапазона в том числе.
Для чего нужен импеданс?
А для того, что бы, это самое полноценное звучание сохранялось во всех регистрах, как уже было сказано выше, ибо только так можно соединить регистры, сохранить свободную работу голосовых связок и полноценную работу резонаторов на всём отрезке диапазона. Грубо говоря, для того, что бы Ваша вокальная позиция ни менялась на всем диапазоне, чтоб не задиралась гортань на верхах в четных попытках пытаясь изобразить высокие ноты, и что б ни глоталась гортань на нижнем регистре по той же причине.
Как сохранить импеданс на всём диапазоне, если он уже найден в примарной зоне?
форум вокалистов
работа для музыкантов
репетиционные базы Москвы
форум текстовиков
форум барабанщиков
Тема : Что такое «импеданс»? Что это за зверь и с чем его едят. Научно-популярная стаатья от НеОбивана.
Термин «импеданс» переводится с английского языка, как «сопротивление». Что же чему сопротивляется при пении? Прежде, чем ответить на этот вопрос, я немного поясню принцип работы вокального аппарата.
При пении, благодаря мышцам диафрагмы, создается поток воздуха, проходящий через голосовые связки. Чем сильнее поток – тем труднее связкам смыкаться. Для того чтобы не навредить голосу, не травмировать голосовые складки, необходимо помогать их смыканию, создавая противодавление, которое будет компенсировать давление потока воздуха. Как же это можно сделать?
К счастью, наш голосовой аппарат устроен так, что при извлечении звука в ротоглотке создается резонанс, который, в свою очередь, вызывает акустическое сопротивление, создающее противодавление потоку воздуха, идущему снизу. Таким образом, подсвязочное давление компенсируется и связки работают сомкнутыми в нормальном режиме.
Так что же такое импеданс?
В источниках можно встретить два основных определения.
1. Импеданс – обратное акустическое сопротивление, которое испытывают складки со стороны ротоглоточного рупора.
2. Импеданс — это оптимальное соотношение подсвязочного и надсвязочного давления на голосовые связки во время пения.
Таким образом, первое определение говорит о том, что импеданс – это сопротивление подсвязочному давлению. Второе же утверждает, что импеданс – это соотношение подсвязочного и надсвязочного давлений, т.е. по сути это взаимосопротивление – надсвязочное и подсвязочное давления сопротивляются друг другу.
Так же мне приходилось встречать источники, где подсвязочное давление называлось подсвязочным импедансом, что, по сути, не противоречит физике процесса и имеет место быть при втором варианте определения, когда надсвязочное и подсвязочное сопротивления компенсируют друг друга.
Надеюсь теперь, после этого краткого пояснения, новички смогут сделать еще один шаг в сторону познания вокальной техники, а вокалисты с опытом, которые не имели понимания в физике процесса, обретут твердую теоретическую основу, которая подкрепит и улучшит их навыки, ведь, как известно, осознание того, что и как ты делаешь, приводит к удвоению результата.
Импеданс
Если сравнивать конструкцию рупорного громкоговорителя с приспособлением голосового аппарата в пении, то можно заметить сходство в принципе их построения.
В рупоре патефона или громкоговорителя перед колеблющейся мембраной ставится коробка с суженным выходом из нее — предрупорной камерой. Роль предрупорной камеры сводится к тому, чтобы создать непосредственно перед мембраной сопротивление, которое позволит источнику колебаний наилучшим образом отдавать энергию. Рупорный канал, следующий за предрупорной камерой, вносит в эту систему противодавление, способствующее образованию общего сопротивления. Это общее сопротивление системы носит название импеданса. Таким образом, импеданс – акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые связки со стороны ротоглоточного канала. Следует отметить, что все звонкие согласные звуки являются звуками высокого импеданса. Поэтому, энергичное произношение звонких согласных активизируют работу голосового затвора, но нельзя увеличивать силу звука гласных за счёт согласных. Выравнивание давлений начинается с открытия гласных «и, э, а». Надсвязочный и подсвязочный объём в давлении своём должны сходиться. При прикрытии звуков «о, у» создаётся больший импеданс в надставной трубке, который уравновешивает сильное подскладочное давление в верхнем регистре и облегчает голосовым складкам работу по смешению регистров.
Рис. 2. Схема приспособления голосового аппарата профессионального певца с суженным входом в гортань и аналогия этого приспособления с некоторыми техническими звуковыми приборами (головка патефона, рупорный громкоговоритель). Образующаяся в результате сужения хода в гортань ограниченная надскладочная полость играет роль предрупорной камеры.
Сравнив такое устройство с приспособлением гортани и ротоглоточного рупора человека в пении, можно только удивляться полной аналогии. По рентгеновским снимкам, сделанным во время пения на хорошей опоре у профессиональных оперных певцов, видно, что гортань занимает у каждого из них определенное положение и вход в нее всегда суживается, чем отделяется надскладочная полость от ротоглоточного рупора. В результате из полости гортани создается своеобразная «предрупорная камера», в которой может развиваться сопротивление, подобное тому, какое образуется в истинной предрупорной камере. Эта «предрупорная камера» в голосовом аппарате человека остается на всех гласных и на всем диапазоне неизменной, если певец поет профессионально, на хорошей певческой опоре (будь то piano или forte). При снятии звука с опоры (неопертое piano) надскладочная полость раскрывается и «предрупорная камера» перестает существовать. Хорошо сформированная «предрупорная камера» является непременным условием правильного опертого певческого голосообразования.
Создание импеданса — противодавления в надставной трубке певца, — установление взаимосвязанной системы колебаний резонаторов и голосовых складок является важнейшим акустическим механизмом в работе голосового аппарата.Он позволяет певцу при сравнительно малых затратах энергии голосовых складок получать чрезвычайно большой акустический эффект. Постановку голоса, собственно, и следует рассматривать как нахождение верной взаимосвязи между резонирующей надставной трубкой и фонирующей голосовой щелью. В процессе занятий часто можно определить момент, когда пение ученика становится более легким, а голос начинает звучать полно, красиво, мощно — это и есть момент установления наилучшего соответствия между резонаторной системой надставной трубки и источником звука — голосовой щелью. Подгонка, подбор наиболее выгодного импеданса для данного источника звука — гортани ученика — составляют одно из самых важных условий постановки голоса.
Устройство вибратора-гортани может потребовать большого импеданса. В этом случае пригодны те приемы, которые ведут к увеличению импеданса: опускание гортани, мало открытый рот. В других случаях удобнее меньший импеданс — широко открытый рот и спокойная или даже поднятая гортань. Р. Юссон на основе этого явления проанализировал различные методы обучения и классифицировал их.
Коэффициент полезного действия голосового аппарата так мал, что на гласном звуке «и»,например, излучается только 1/50 часть звуковой энергии, а 49/50 — поглощается внутри организма. В этих условиях особенно важна роль правильно подобранного импеданса, в результате воздействия которого звуковая энергия, возникающая в гортани, может возрасти во много раз и общий коэффициент полезного действия голосового аппарата сильно увеличится.
У певца есть ряд возможностей повысить громкость голоса, увеличить полезный акустический эффект действия голосового аппарата. Кроме основного, наиболее мощного механизма увеличения громкости за счет импеданса, можно улучшить излучение большим открытием рта, в небольших пределах уменьшить поглощение звука внутри ротоглоточного канала за счет удачного приспособления мышечных органов (мягкого нёба, глотки, языка) и, наконец, в известной мере послать звук в желаемом направлении. Этим, однако, не исчерпываются возможности приспособления голосового аппарата для улучшения слышимости голоса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
- импеданс что это в колонках такое
- импеданс что это такое в наушниках какое лучше