иммерсивный театр что это такое простыми словами
Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать
Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».
Английский пациент
Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.
Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.
На российской почве
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.
Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.
На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.
Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.
«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».
Прощай, молодость
То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».
Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».
Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.
Иммерсивный театр: что за зверь и где его искать?
Иммерсивный театр захватывает мир, всё больше наполняясь элементами перфоманса.
На самом деле понятие иммерсивности знакомо не только театру. Живопись и литература «страдают» такими приёмами уже добрые десятки лет, а в Лондоне даже работает Secret Cinema, который использует виртуальную реальность вовсю, не стесняясь. И уже достаточно давно.
Конечно, главная фишка иммерсивности в том, что она обостряет восприятие. Можно (и нужно!) наслаждаться постановками традиционных жанров, но столько эмоций может дать только погружение в другую реальность!
К правилам просмотра такого спектакля относятся: наличие маски на лице и язык за зубами. Говорить, прикасаться к актёрам и снимать маску категорически нельзя. Зато можно всё остальное: следовать за каким-то одним персонажем, переходить по локациям в поисках чего-нибудь интересного, рассматривать бесконечные и оригинальные в исполнении предметы интерьера, осесть в каком-нибудь одном месте и наблюдать в течение нескольких часов за тем, кто его посещает и в каких целях. Всё можно посмотреть, потрогать и. проникнуться.
История иммерсивности
Но в этой логической цепочке часто забывают про «Неистового Роланда» 1969 года Луки Ронкони. Для своих нужд они задействовали церковь, разместив по разным углам движущиеся площадки. И зрители прохаживались между ними, выбирая те варианты развития событий, которые им больше нравились.
А как же квесты?
А прочитать отзыв о «Безликих» в Петербурге можно по ссылке.
Париж для двоих: Когда Петербурга мало для любви
ТОП идей на 8 марта
Куда сходить на свидание в Петербурге
Михай Мункачи. Первая выставка в Петербурге
Премьеры 2018 года. Часть 3
Музыкальные прорывы: литературный рэп, украинцы в русских топах и The Smiths в британском туре
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2500 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 600 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 250 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Мирей Матье
- 05 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Алексей Брянцев
- 06 марта 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Хор Турецкого
- 19 декабря 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2300 ₽ Е
Снежная королева
- 17 декабря 19:00 Театр Ленсовета Билеты от 200 ₽ Е
Детям, Шоу, Шоу-Мюзикл, До 6 лет, От 7 до 11 лет
Максим Фадеев
- 15 апреля 19:00 Ледовый дворец Билеты от 1500 ₽ Е
Иммерсивный театр: что за зверь и где его искать?
Иммерсивный театр захватывает мир, всё больше наполняясь элементами перфоманса.
На самом деле понятие иммерсивности знакомо не только театру. Живопись и литература «страдают» такими приёмами уже добрые десятки лет, а в Лондоне даже работает Secret Cinema, который использует виртуальную реальность вовсю, не стесняясь. И уже достаточно давно.
Конечно, главная фишка иммерсивности в том, что она обостряет восприятие. Можно (и нужно!) наслаждаться постановками традиционных жанров, но столько эмоций может дать только погружение в другую реальность!
К правилам просмотра такого спектакля относятся: наличие маски на лице и язык за зубами. Говорить, прикасаться к актёрам и снимать маску категорически нельзя. Зато можно всё остальное: следовать за каким-то одним персонажем, переходить по локациям в поисках чего-нибудь интересного, рассматривать бесконечные и оригинальные в исполнении предметы интерьера, осесть в каком-нибудь одном месте и наблюдать в течение нескольких часов за тем, кто его посещает и в каких целях. Всё можно посмотреть, потрогать и. проникнуться.
История иммерсивности
Но в этой логической цепочке часто забывают про «Неистового Роланда» 1969 года Луки Ронкони. Для своих нужд они задействовали церковь, разместив по разным углам движущиеся площадки. И зрители прохаживались между ними, выбирая те варианты развития событий, которые им больше нравились.
А как же квесты?
А прочитать отзыв о «Безликих» в Петербурге можно по ссылке.
Иммерсивные спектакли: что это такое и почему они популярны сегодня?
Иммерсивность стала одним из главных трендов современного искусства во всем мире, в том числе и в России.
Это театр без сцены в традиционном ее понимании. В иммерсивном театре (от англ. to immerse — погружать) зрители «погружаются в действие». Сцена везде, действие разворачивается среди гостей, все они становятся свидетелями и участниками театральной постановки вместе с актёрами.
Мировую популярность иммерсивный театр приобрёл в начале 2000-х, а основоположниками жанра принято считать британскую театральную группу Punchdrunk. Один из самых известных в мире иммерсивных спектаклей — Sleep No More, поставленный в нью-йоркском отеле McKittrick по мотивам “Макбет” Уильяма Шекспира. Самыми обсуждаемыми премьерами в Москве стали иммерсивные спектакли “Черный Русский” и мистическое шоу “Вернувшиеся” по пьесе норвежского драматурга Генриха Ибсена.
Все это спектакли, которые нужно не смотреть, а слушать, чувствовать и проживать. В них задействованы все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и чувство равновесия в пространстве. Если со зрением и слухом все понятно, то для активации, например, вкусовых органов чувств на спектаклях стали кормить: в уже упомянутом «Черном русском» зрители попадали в особняк Троекурова из пушкинского «Дубровского» и щедро угощались пельменями, кровяной колбасой, салом и блинами.
Сегодня этот тренд современного классического театра интегрируется с другими культурно-развлекательными сферами. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах проводятся постановки-квесты, спектакли-променады, иммерсивные театральные шоу, сопровождающиеся авторским гала-ужином. Способов «сходить в театр» сегодня очень много.
Появились даже иммерсивные рестораны, где к еде подключают звук, изображение, иллюзию, ароматы. На принципе мультисенсорности и высоких технологиях построены знаменитые Ultraviolet Поля Пайре в Шанхае и Sublimotion Пако Ронсеро на Ибице. В них еда становится частью исследования мира и превращается в чистую эмоцию. Именно к этому — облечь эмоции в форму еды— стремятся различные камерные иммерсивные шоу-ужины. Например, большой популярностью пользуются шоу «Фантасмагория в черном», «Macbetha», «Бар, которого нет». Организаторы Gastroshow Moscow при продюсировании Виктории Стрекалиной и поддержке Corso Catering и Zabiyaka records делают некий мультисенсорный микс экстравагантного шоу и изысканного ужина. Это и не ресторан, и не театр в классическом понимании, а мультимедийный гастрономический театр, это что-то новое и очень классно сделанное.
Меню и подача разработаны таким образом, чтобы еда стала неким продолжением сюжета. Например, под один из сюжетов с названием «Забытая актриса» подают блюдо на часах, которые идут в обратную сторону как символ уходящего времени некогда знаменитой дивы. Это же символизирует горящая свеча, сделанная из топленого масла с чернилами каракатицы в виде силуэта актрисы. А черная икра в блюде символизирует некогда богатую и яркую жизнь. Под сценарий «Любовь» подается тартар из говядины в специальном горшочке, из которого виднеется росток спаржи. Чтобы «взрастить» любовь, нужно о ней заботиться и проявлять внимание. Именно поэтому к блюду добавили небольшую лейку с трюфельным маслом, этим маслом нужно полить тартар и спаржу, взращивая таким образом нежность и любовь.
Проводятся эти шоу в старинных особняках Москвы, например в Особняке на Волхонке — излюбленной резиденции Екатерины II. Здесь, как и в классическом театре, гости получают новые эмоции и новый опыт, когда сценарий зависит от твоих действий и сюжет меняется на твоих глазах. Так как аудитория ведёт себя всегда по-разному, каждое шоу получается уникальным и никогда не повторяется. Такие мероприятия рассчитаны на ограниченное число гостей.
Собственно «актерами» в таких шоу являются приглашенные звезды кино, телевизионных шоу («Голос», «Дэнс Революция», «Танцы на ТНТ» и др.) Как и в настоящей театральной постановке, здесь большое значение в имеют качество декораций, костюмов, реквизита. Например, для шоу «Бар, которого нет» используются дизайнерские костюмы от хедлайнера Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Также используются современные технологии, например, 3D-mapping (или 3d-проекция). Это проекторы буквально оживляют интерактив на столах, стенах помещения для максимального погружения гостей в атмосферу.
Иммерсивный театр: что это и куда сходить в Москве
7 августа 2020 г.
Что, если мы скажем, что не обязательно спокойно сидеть на кресле в театре? А на квесте не обязательно всегда разгадывать загадки и крутить механизмы, да и выходить из комнаты, как в принципе и заходить в нее, не обязательно?
⠀
Все именно так, если речь идет об иммерсивном шоу. Такой необычный формат уже несколько лет можно встретить в театрах всего мира и в квестах Клаустрофобии в Москве. Этот жанр развлечений отлично подойдет тем, кто уже устал просто наблюдать за происходящим на сцене, не хочет бояться выскакивающих из темноты актеров или просто решать загадки. Если вы давно хотите полностью погрузиться в другую реальность и стать полноправной частью масштабного представления — пора отправляться на иммерсивное шоу.
⠀
Что же такое иммерсивный театр, почему как минимум на одном спектакле точно нужно побывать и почему к подобным развлечениям относят квесты? Давайте разберемся.
Что скрывается за названием
В общем-то, иммерсивный театр — это театр полного погружения в происходящее, где вы становитесь частью истории. Главный принцип здесь — свобода посетителя и его присутствие в спектакле наравне с актерами. Поэтому режиссеры отказываются от сцены и буквально ломают «четвертую стену», отправляя всех бродить по локации и самостоятельно выбирать точку зрения, и уровень участия в происходящем.
Принцип иммерсивных спектаклей отчасти напоминает кат-сцены в компьютерных играх и квесты — вы погружаетесь в атмосферу, исследуете локацию, если у других героев есть желание — общаетесь с ними и можете даже получить задания.
Спектакль VS иммерсивное представление
Чем такое представление отличается от обычного спектакля? Разбираемся по пунктам:
Но главная особенность иммерсивных спектаклей в том, что зрители выбирают, как им изучить историю и пространство, как действовать, как общаться с актерами и другими зрителями. Также важна интенсивность опыта — после таких развлечений впечатления гораздо сильнее, чем после простого квеста или спектакля.
И как во всем этом участвовать?
Все зависит от того, в какой вид иммерсивного спектакля вы играете:
Общее у этих видов то, что они выводят вас из зоны комфорта и не дают быть пассивным наблюдателем — заставляют быть полноценным, активным участником спектакля. В иммерсивных шоу всегда высокая эмпатия и степень погружения, ведь вы играете наравне с настоящими профессионалами и практически моментально подключаетесь к истории. А еще это редкий шанс для обычного зрителя оказаться рядом с любимыми актерами 😉
На какое иммерсивное шоу сходить в Москве?
Иммерсивный спектакль-квест «Москва 2048» от компании Клаустрофобия
Это 2 квеста в реальности: «Противостояние» и «Опасный рейд». Их разработала Клаустрофобия совместно с режиссером «Гоголь-центра» А. Сазоновым. Здесь объединились променад, ролевая игра и квест:
42 участника, 12 актеров и постапокалиптический мир, воссозданный командой художников и мастеров игр и квестов на территории старого завода «Кристалл». К 2048 году Земля уже несколько раз сталкивалась с ядерными бомбардировками и мировыми войнами. Одна из них почти уничтожила существующую цивилизацию. В короткие сроки тем, кто остался в живых на территории, где когда-то была Россия, удалось образовать Большую Москву. В новый экономический центр мечтают попасть все. Но чтобы двери города распахнулись перед вами, нужно доказать свою полезность и благонадежность.
Здесь вы можете стать кем захотите — борцом с тоталитарной системой, винтиком в машине государства, законопослушным гражданином или агрессивным военным.
Это лучший способ ощутить себя героем компьютерной игры в реальности. Все границы между актером и зрителем, сценой и залом стерты. А вы — главные герои уникальных историй! И кто знает, какой финал у них будет.
Погрузитесь в масштабное двухчасовое приключение и выполните все внутриигровые задания — это единственный шанс начать новую жизнь в Большой Москве!
История «Противостояния» полностью изменила жизнь в лагере «Москва 2048». Долгое время попасть туда было невозможно, проект был заморожен. Но искателей приключений это не остановило. Старый бункер окружен слухами и говорят, что там хранится драгоценный артефакт. Но что на самом деле ждет тех, кто готов спуститься в лагерь? За заманчивым развлечением скрываются пугающие неожиданности.
«Опасный рейд» уже не просто квест или иммерсивный спектакль — это RPG театр — компьютерная игра, которая воплотилась в реальность. Выполняйте задания, общайтесь с другими игроками и пройдите свою миссию до конца, если сможете.
Настоящий деревенский дом, домашние животные и местные жители невероятным образом перенеслись в Москву, чтобы стать частью иммерсивного шоу Клаустрофобии.
История, которая началась 17 лет назад, оставила огромный след на этом месте. Хозяева старой избенки уже давно умерли, а ребенок. Ну, да, про него слышали. Он вроде рос прямо тут, взаперти. Но видеть его никому не довелось. Только какого-то мужчину, что вечно крутится в темноте рядом с домом. Кто знает, что скрывает за своими обшарпанными дверями этот полуразрушенный домишко.