имамы ко господу что значит

Имамы ко господу что значит

Евхаристический канон на Божественной Литургии начинается возгласом священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь — «возношение». Понимать его нужно не как вознесение души к Богу, а возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит: «в мире душевном и с чистой совестью».

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Это благословение священника соответствует тексту Нового Завета — из Посланий святого апостола Павла. «И со духом твоим», — отвечает хор от лица всех молящихся в храме.

Важно правильно понять следующий возглас: «Гор е имеем сердца». Слово «гор е», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» (буквально: «в гору»), и не имеет никакого отношения к слову «г оре». «К небесам устремим сердца», — пожалуй, так следует понимать этот призыв священника.

«Имамы ко Господу», — отвечает хор. Это значит согласие молящихся: «Имеем (ввысь вознесенные сердца) к Господу».

Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, Херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающее и глаголюще.» Таким образом, слова «победную песнь…» связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, торжественным пением : «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…», — продолжает мысль предыдущего возгласа, объясняя, чт о именно «поют, вопиют, взывают и глаголют» святые Небесные Силы. В этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

«…Осанна в вышних (хвала Богу на набесах!), благословен Грядый во Имя Господне (так встречали Господа в день Его Входа в Иерусалим накануне крестных страданий), осанна в вышних». Пока хор неспешно поет эти строки, диакон снимает звездицу (крестообразную металлическую опору над предложенными Дарами), а священник продолжает молитву: «С Сими и мы блаженными Силами (ангельскими), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…» Последние слова молитвы звучат так: «…Прием (приняв) хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (дал) святым Своим учеником и апостолом (ученикам и апостолам), рек (сказал)…»

Здесь тайная молитва вновь переходит в возглас: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Еже за вы ломимое во оставление грехов». И затем, после — «Аминь», исполняемого хором, — тайно продолжает: «Подобне и чашу по вечери, глаголя…» И опять громко, повторяя евангельские слова Самого Христа: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».

Наконец, звучит возглас, в котором суть происходящего: «Твоя от Твоих Тебе приносяще (ибо все Ты создал и все Тебе принадлежит), о всех и за вся».

Слова из Евхаристического канона на Божественной Литургии, — «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе Благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», — очень важны потому, что в это время совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Православный Катехизис не указывает конкретный миг, когда оно происходит. Центральная часть Литургии начинается со слов Самого Христа на Тайной вечери: «Приимите, ядите…». Однако тайносовершительными является молитва эпиклезы (с греч. — «призывание»), которой священник во время пения «Тебе поем» молится о ниспослании Святого Духа на предложенные Дары и об Их преложении.

Точный характер слов «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим» в современной транслитерации понять трудно. Церковнославянский же язык (согласно с греческим) указывает на точные взаимоотношения между словом «Тебе» и остальными словами. Правильно понимать не «поем (кому?) Тебе», а «Теб я воспеваем» (подразумевается вопрос «кого?»). Соответственно — «Теб я благословляем». Но точнее, в согласии с греческим языком — «призываем Твое благословение» (ибо «меньший благословляется большим» (Евр. 7:7)). А слова «Тебе благодарим», более точно означают не «Теб я благодарим», а «Теб е (кому?) возносим благодарение».

«И молим Ти ся» переводятся как «молимся Тебе». Впрочем, и здесь церковнославянский язык (согласно с греческим) расширяет для нас грани смысла. Буквально — «молим Тебе себя». В греческом используется слово «дэомэфа», имеющее значение «просим, умоляем», «пожалуйста!». Таким образом, эту фразу можно понимать как — «умоляем Тебя от всего сердца!».

После троекратного «Аминь», диакон испрашивает у священника благословение. Затем иерей молится о том, чтобы Святое Причастие было нам «во трезвение души, во воставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение». К этим словам прибавляется молитва об усопших, начиная от ликов святых и заканчивая просьбой «о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся».

Важнейшая часть евхаристического канона подходит к концу. И хотя Святые Дары всегда хранятся на Престоле храма (для причащения болящих), теперь же благодать Святого Причащения становится доступной для всех, кто готовил себя к личной встрече с Господом. Поминовением усопших, в том числе святых на небесах, открывается незримая связь небесной и земной Церкви, где Господь был и есть — «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для каждого Ее члена.

Источник

Имамы ко господу что значит

имамы ко господу что значит. thumb 6498 lent card middle. имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-thumb 6498 lent card middle. картинка имамы ко господу что значит. картинка thumb 6498 lent card middle.

Начальный призыв Анафоры

Святое возношение, начало

На церковнославянском языке языке

На русском языке

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити.

Хор: Милость мира, Жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Иерей: Горе имеим сердца.

Хор: Имамы ко Господу.

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней. Диакон: Станем благовидно, станем со страхом! Внемлем! Святое Возношение в мире будем приносить –

Люди: Милость Мира, Жертву Хваления!

Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога и Отца, и Причастие Святого Духа да будут со всеми вами!

Люди: И со духом твоим.

Священник: В Горнем да будут сердца!

Люди: Имеем (их) во Господе!

Священник: Возблагодарим Господа!

Люди: Достойно и праведно поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, – Троице единосущной и нераздельной.

Кто призван приносить Святое Возношение?
Почему хваление названо жертвой?

Обратите внимание, не только священник возносит хлеб и вино к небу, чтобы они вернулись к нам освященными. Дьякон призывает нас всех участвовать в этом. И участвуя, мы сами возносим свои сердца к Богу, обращаем их к Нему. К этом призывает священник, говоря «горе имеем сердца». И мы отвечаем «имамы ко Господу» и также надеемся на их освящение. Одно без другого невозможно. Здесь снова подчёркивается, что священнодействуют на Литургии все верные, а не только епископы, священники и диаконы.

имамы ко господу что значит. thumb 6500 lent card middle. имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-thumb 6500 lent card middle. картинка имамы ко господу что значит. картинка thumb 6500 lent card middle.

Мы призваны приносить Милость Мира и Жертву Хваления. Если с Жертвой Хваления – всё понятно, то что значит приносит Милость Мира?
В древнем Требнике возглас народа звучит несколько иначе: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Пожелания милости и мира часто встречается в апостольских посланиях:

Прочитайте Послание Титу 1:4
Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Но Милость и Мир, как и Милость Мира без натяжки можно отнести к Самому Господу Иисусу Христу.

Прочитайте Послание Ефесянам 2:13-16
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

Почему о Христе говорится, что «Он есть мир наш»?

Ответ на этот вопрос дает послание Иоанна.

Прочитайте 1-е Послание Иоанна 2:2
Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

Почему Христос «есть умилостивление за грехи наши»? Как вы это понимаете?
Как вы понимаете, что такое Жертва хваления?

О Христе мы можем сказать, что Он – воплощение всего благого, что даровал нам Бог. И та Жертва Хваления, которую мы призваны приносить невозможна без принятия Христа, как Божьего Дара для нас. Без причастности Христу нам невозможно принести совершенную хвалу Богу.

имамы ко господу что значит. thumb 5581 lent card middle. имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-thumb 5581 lent card middle. картинка имамы ко господу что значит. картинка thumb 5581 lent card middle.

Пожелание священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога и Отца, и Причастие Святого Духа да будут со всеми вами!» – это точная цитата из 2-го Послания Коринфянам 13:13.

Как вы понимаете это пожелание?
Что значит «причастие Святого Духа»?

Прочтите 1-е Послание Иоанна 1:3
. о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

В этой фразе Ап. Иоанн дважды использует слово κοινωνία (общение), указывая на связь христиан друг с другом и со Христом.

Прочтите второе послание Петра, 1:3-4

Синодальный перевод

Перевод РБО

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:3 Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания – через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью,
4 благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.

Здесь Ап. Пётр говорит о нашем призвании сделаться причастными Божественной природе.

Что значит для вас стать причастниками Божественной природы (Божеского естества – синодальный перевод)?
Нужно ли это вам? Почему? Для чего?

Без совершенного единения с Богом невозможно наше спасение. Во Христе Бог спас всё человечество, соединив в Нём Божескую и Человеческую природу. Становясь членами Тела Христова, мы приобщаемся не только Божескому естеству, но и обновлённой, исцелённой от греха человеческой природе Спасителя. Таким образом мы становимся не только наследниками спасения, но обретаем теснейшие взаимоотношения с Богом и становимся способными полноценно являть Христа погибающему миру. Итак, когда священник говорит «Причастие Святого Духа да будет со всеми вами», речь идет о нашем соединении с Богом.

Далее следуют молитвы Анафоры. Этот возвышенный и богословски насыщенный текст традиционно делят на несколько частей, носящих латинские названия:

Praefatio (Вступление) – начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу;
Sanctus («Свят. ») – ангельская песнь;
Anamnesis (Воспоминание) – воспоминание Тайной Вечери с произнесением тайноустановительных слов Иисуса Христа и воспоминанием домостроительства спасения;
Epiclesis (Призывание) – призывание Святого Духа на Дары;
Intercessio (Ходатайство) – ходатайственные молитвы за живых и усопших, Церковь, а также весь мир, с воспоминанием Богородицы и святых.

Снова приходится высказывать сожаление, что сегодня в очень многих храмах Анафора произносится неслышно для молящегося народа. С учётом сложившегося положения, тексты Анафоры мы рассмотрим лишь в русском переводе (т.к. церковнославянские тексты всё равно звучат лишь в виде отдельных возгласов).

имамы ко господу что значит. thumb 6501 lent card middle. имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-thumb 6501 lent card middle. картинка имамы ко господу что значит. картинка thumb 6501 lent card middle.

Священник: Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего. Ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, недоступный, присносущий – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый – Ты вызвал нас из небытия в бытие и нас, отпадших от Тебя, Ты вновь к Себе призвал, и, не оставляя попечения о нас, Ты возвел нас на Небо и даровал нам Твое Грядущее Царство.
За сие мы благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, благодарим и за то, что нам ведомо, и за то, что не ведомо, за все Твои явные и тайные благодеяния, содеянные Тобою ради нас. Благодарим Тебя и за то, что Ты благоволил принять из наших рук сию бескровную Службу, хотя, предстоят Тебе тысячи архангелов и десятки тысяч ангелов, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, словно пернатые, стремительно взмывающие, победную песнь поюще, вопиюще, (друг ко другу) взывающе и глаголюще:
Люди: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны Славою Твоею Небо и земля! Осанна в Вышних! Благословен Грядый во Имя Господне! Осанна в Вышних!

Что этот текст говорит о цели нашего собрания? Что мы призваны делать?
Что говорится о Боге во вступительном тексте Анафоры?

Иллюстрация: Сотворение человека, Марк Шагал

Источник

Имамы ко господу что значит

имамы ко господу что значит. prev. имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-prev. картинка имамы ко господу что значит. картинка prev.имамы ко господу что значит. content. имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-content. картинка имамы ко господу что значит. картинка content.имамы ко господу что значит. . имамы ко господу что значит фото. имамы ко господу что значит-. картинка имамы ко господу что значит. картинка .

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Источник

СВЯТОЕ ВОЗНОШЕНИЕ

Пением Символа веры оканчивается приготовление к Святому возношению. Наступает время для самого возношения, т.е. для священнодействия Бескровной жертвы. Иначе Святое возношение называется Евхаристией (благодарением), потому что соединяется с благодарственными и хвалебными молитвами Богу Отцу, с исповеданием Его Божественных совершенств и великих к нам милостей. О важности этого времени в России принято давать знать даже тем, которые не присутствуют в храме, а остаются дома или находятся в пути, для того чтобы и они в эти минуты благоговейно мысленно участвовали в великом священнодействии.

Несколько ударов в колокол, напоминающих им об этом событии, называется благовестом к Достойно, т.е. благовестом перед пением: Достойно и праведно есть. А присутствующих в храме дьякон приглашает к участию в Святом возношении словами: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити. «Будем стоять с соблюдением благочиния» (добре – καλωξ ). Со страхом. «Будем бдительно хранить душу от всего, что может ее рассеять, смутить и потревожить». Чтобы в душевном мире приносить Богу Святое возношение, помня, что возносимая Богу жертва возносится не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как сторонние зрители или слушатели, а как действующие лица. Предстоящие, изъявляя готовность к благоговейному участию в Святом возношении, на слова дьякона отвечают вместе с хором: Милость мира, жертву хваления. «Мы готовы в мире приносить Богу, как приятное Ему возношение, хлеб и вино, – эту милость мира. «Мы готовы приносить, вместе с этими вещественными дарами, и духовную жертву хваления Богу; готовы устами, от избытка сердца, прославлять Его ( Евр. 13, 15 )». Затем священнодействующий обращается лицом к предстоящим, осеняет их крестным знамением и, как изъявивших готовность участвовать в Святом возношении, ободряет их апостольским благожеланием: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ). Услышав в ответ выражение того же благожелания ему самому: и со духом твоим, священнодействующий возглашает: горе имеим сердца. «Отрешим наши сердца от всякого земного помышления и устремим их к небесному». Народ отвечает: имамы ко Господу. «Мы имеем сердца, устремленные ко Господу». Тогда священнодействующий, сам готовый приступить к Святому возношению, приглашает и предстоящих вместе с ним начать оное благодарением Господу, по примеру Самого Иисуса Христа, который, при установлении священнодействия Бескровной жертвы, начал оное благодарением Богу Отцу ( Мф. 26, 26 ). Благодарим Господа. «Принесем Господу благодарственные молитвы», – взывает священник. Народ отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, – а по греческим древним русским служебникам это песнопение звучит несколько короче: Достойно и праведно.

Во время этого пения священник начинает читать про себя благодарственную молитву (Евхаристию), которая, как возношение духовной жертвы, составляет первую часть в чине Святого возношения; за ней в состав чина входят: 2) возношение Святых Даров, как вещественного приношения; 3) освящение их молитвой о ниспослании на них Святого Духа и о преложении их в Тело и Кровь Христовы, и благословением; 4) возношение молитв за членов Церкви, живых и усопших. Во всех молитвах Святого возношения священник обращается только к Богу Отцу, как служитель Иисуса Христа, который, как вечный Первосвященник, Сам через него приносит Богу Отцу Бескровную жертву.

Рассмотрим эти составные части чина возношения Святых Даров сперва по чину литургии Иоанна Златоуста, затем по чину литургии Василия Великого.

1. В благодарственной молитве Богу Отцу священник:

а) Исповедует беспредельное Его величие с Сыном и Святым Духом и прославляет дела Его благости в отношении к человеку. «Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества, ибо Ты Бог несказанный, непостижимый, незримый, всегда существующий, неизменный, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия призвал нас в бытие, и когда мы отпали от Тебя, Ты восстановил нас и не перестал все для нас делать, пока не возвел нас на небо и даровал нам Твое будущее (имеющее открыться) Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все милости к нам, ведомые нам и неведомые, явные и сокровенные от нас. Благодарим Тебя и за то, что Тебе угодно было принять от рук наших эту службу ( λειτουργιαν ), хотя (и без нас есть кому служить Тебе, ибо) предстоят Тебе тысячи Архангелов и миллионы

Слова: «поющих. песнь победы», священник возглашает вслух, давая знать певцам, чтобы они вслед за Небесными Силами воспели их песнь, – и своды храма оглашаются торжественным ее пением, представляющим подобие того, что некогда слышал в одном из своих видений пророк Исаия из уст Серафимов: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Воинств Небесных). Исполнь (полно) небо 57 и земля славы Твоея. K этому небесному славословию, относящемуся ко всем Лицам Святой Троицы, поющие присоединяют земное приветствие одному из Лиц Святой Троицы – Христу Спасителю: осанна в вышних (спасение от Всевышнего, или: да спасет, да поможет Всевышний), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. С этим приветствием, взятым из 117-го псалма ( Пс. 117, 25 ), иудеи встречали Иисуса Христа, шедшего на вольные страдания в Иерусалим за несколько дней до Своей крестной

смерти, желая Ему победы над врагами и успеха в приписываемом Ему предприятии восстановить престол Давидов ( Мф. 21, 9–15 ; Мк. 11, 9–10 ; Ин. 12, 13 ). Повторяя то же приветствие Христу Спасителю при совершении чина возношения Святых Даров, предстоящие в храме христиане через это воздают Ему честь, как своему Царю, невидимо сходящему в храм, чтобы принести Себя на святом престоле в жертву Богу Отцу, и молят Бога Отца, да будет Ему угодна эта жертва, да соделает ее Всевышний спасительной для душ наших – осанна в вышних.

б) Продолжая молитву Евхаристии, священнодействующий вместе с Ангелами, поющими победную песнь, и в соответствие пению хора, исповедует святость Божию и потом прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, по которой Он, Сам будучи бесконечно свят, не возгнушался нас, грешных, и послал для нашего спасения Единородного Сына Своего и по которой Сын Божий, для усвоения нам плодов

искупления, на конце поприща искупления совершил и завещал в воспоминание Его совершать Таинство Тела и Крови Его. «С этими блаженными Силами, – молится священник, – и мы, человеколюбивый Господи, взываем и говорим: свят и пресвят Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя. Ты так возлюбил мир (человеческий род), что Сына Твоего Единородного предал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). Он, пришедши на землю и исполнив все, чего требовало домостроительство нашего спасения, в ту ночь,

в которую был предан, а точнее, Сам Себя предал за жизнь мира (человеческого рода), взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив (вознесши Богу Отцу благодарственную и хвалебную молитву), благословив (т.е. произнесши над хлебом имя Божие и призвав вседейственную силу Божию) ( Мф. 14, 19 ), освятив (чрез благословение преложив хлеб в Тело Свое), разломив, дал святым Своим ученикам и апостолам со словами: приимите, ядите, это есть Тело Мое, еже за вы (в жертву за вас) ломимое во оставление грехов. Подобным образом преподал Чашу, по окончании вечери, говоря: пийте от нее все, эта (сия) есть Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».

Слова Христовы: приимите, ядите. и: пий те от нея вси, – священнодействующий священник произносит вслух. На каждое из этих возглашений хор отвечает: аминь, выражая несомненную уверенность в том, что когда Спаситель произнес: сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя, тогда действительно в пречистых Его руках были Тело и Кровь Его под видами хлеба и вина. При словах о Теле дьякон орарем указывает на дискос; при словах о Крови – на Потир.

Этим заканчивается благодарственная (евхаристическая) молитва. Далее следует возношение Святых Даров и их освящение; но эти действия имеют необходимую связь с благодарственной молитвой лишь отчасти потому, что Сам Установитель Бескровной жертвы предварил ее освящение благодарением, а главным образом потому, что воспоминаемое в благодарственной молитве установление Таинства и слова Спасителя при этом установлении: приимите, ядите. и: пийте от нея. служат основанием совершаемого священнослужителем возношения и освящения Святых Даров. Священнодействующий не дерзнул бы приступить к этому, если бы на это не было воли Самого Христа Спасителя, который не только однократно преподал апостолам Тело и Кровь Свою как жертву, но и повелел творить это, т.е. священнодействовать и вкушать Тело и Кровь Его, в Его воспоминание до второго пришествия ( 1Кор. 11, 25–26 ). И слова Спасителя: сие есть Тело Мое и: сия есть Кровь Моя, не только относятся к священнодействию этого Таинства, Им Самим совершенному, но простирают свою силу на то же священнодействие во все времена, так что в этом отношении святитель Иоанн Златоуст (в слове о предательстве Иуды) уподобляет эти тайносовершительные слова словам творческого благословения Божия, сказанным при творении человека: раститеся и множитеся ( Быт. 1, 26 ), данного людям на все времена, а святой Иоанн Дамаскин (Точное изложении Православной веры, книга 4, глава 15) – словам творческого благословения Божия растительному миру: да произрастит земля былие травное ( Быт. 1, 11 ). Как люди и растения размножаются и до конца мира будут размножаться по силе этого благословения, изреченного однажды и навсегда, так и по слову Христа Спасителя: сие есть Тело Мое. сия есть Кровь Моя. на трапезах алтаря всегда будет Тело и Кровь Его. Если тайнодейственные слова Христовы имеют столь великую важность для совершаемого священником Таинства Бескровной жертвы, то они, и вообще воспоминание установления Евхаристии, составляют необходимый элемент в чине

2. После совершения евхаристической молитвы священник приступает к возношению Святых Даров и тайно молится: «Итак вспоминая эту спасительную заповедь и все, что было для нас, – Крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение на Небеса, сидение одесную Бога Отца, второе славное будущее пришествие» – сказав это, священник возглашает: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся, – а предстоящие вместе с хором, завершая возглас священника, поют: Тебе поем (воспеваем), Тебе благо словим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. При произнесении слов: Твоя от Твоих, дьякон, сложив руки крестообразно на груди, подъемлет дискос и Потир, или вместо дьякона это делает сам священник. Этому обряду в буквальном смысле соответствует название Святаго возношения, усвоенное всему чину священнодействия Евхаристии.

Смысл песни Тебе поем. весьма обширен, но ближайшим образом должен быть соотнесен с предшествующей тайной молитвой, священническим возгласом и с последующим затем освящением Святых Даров, совершаемым во время ее пения, и потому должен быть изложен следующим образом: «Мы приносим Тебе, Боже Отче, в Святых Дарах жертву хваления, славословия, благодарения и умилостивления. Мы воспеваем, поем, Тебя, как Существо бесконечно великое и совершенное; мы славословим, благословим, Тебя, как дивного во всех делах, премудрого, всеблагого и всемогущего Творца и Владыку вселенной; мы благодарим Тебя, как высочайшего нашего Благодетеля, не пощадившего за нас возлюбленного Твоего Сына, и, уповая на Твое милосердие, умоляем Тебя, ради Его крестной жертвы на Голгофе и ради Таинственной Его жертвы на престоле алтаря; умоляем о помиловании нас от вечного осуждения и о благопоспешной помощи в духовных и телесных нуждах».

Между молитвой о ниспослании Святого Духа: ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии, и благословением Святых Даров есть вставка. Священник перед моментом благословения Даров, имея в сердце страх Господень и чувствуя свое недостоинство послужить видимым орудием к совершению великого Таинства, не только молится Богу Отцу: ниспосли Духа Твоего на ны, очищающаго от всякия скверны и все освящающаго, но, прерывая эту молитву, также обращается с молитвой к Богу Сыну. Он молится словами, взятыми из службы Третьего часа: Господи иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Эту молитву священник повторяет три раза, присоединяя к ней еще два стиха: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и: не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене ( Пс. 50, 12–13 ). Эти вставочные молитвенные слова хотя прерывают связь тайносовершительной молитвы и потому не упоминаются ни в древних и современных греческих служебниках, ни в древних славянских служебниках, однако же они согласуются с духом совершаемого священнодействия, предочищая и ободряя служителя, совершающего Таинство Евхаристии.

4. Освященные сошествием Святого Духа и благословением Святые Дары являются жертвой за нас полной и совершенной, имеющей такую же одинаковую силу, как и жертва крестная, с которой она по существу составляет одну и ту же жертву и от которой она отличается только тем, что первая есть Бескровная, бесстрастная, а вторая – кровавая, соединенная со страданием; первую приносит Христос через иерея, последнюю принес непосредственно Он Сам; первая совершается многократно для усвоения людям плодов последней, принесенной однажды. По уверенности в спасительной для людей силе Бескровной жертвы, священник после освящения Святых Даров ради этой жертвы молится Богу Отцу: а) за причастников; б) за усопших в вере; в) за живых.

а) За причастников священник молит Бога Отца, чтобы освященные Дары послужили для них к душевной трезвенности (к духовной бдительности), т.е. отпущению грехов, к общению Духа Святого, к достижению полноты блаженства в Царстве Небесном, к дерзновению (сыновнему) перед Богом Отцом, а не в суд или в осуждение.

Моление за святых, уже прославленных, основывается на желании, чтобы ради Бескровной жертвы их блаженство возрастало более и более, чтобы те из них, которые стоят на низших степенях приближения к Богу, достигали высших степеней. Но главным образом святые вспоминаются при Бескровной жертве потому, что она есть хвалебная и благодарственная. Православная Церковь через нее прославляет и благодарит Бога за то, что они по Его милости не только сами блаженствуют в общении с Ним, но и по своей близости к Богу могут ходатайствовать за нас перед Ним своими молитвами. Кроме того, они поминаются при Бескровной жертве для того, чтобы их молитвы помогали нам усвоить ее спасительные плоды.

в) Молитва за живых – за всех тех из них, которые обыкновенно исчисляются в ектениях мирной и сугубой, а именно: «Еще молим тебя, Господи, помяни всех епископов православных, верно преподающих слово Твоей истины ( 2Тим. 2, 15 ), всех пресвитеров, во Христе дьяконов и весь священнослужебный чин. Еще приносим Тебе эту словесную службу (жертву) за весь мир (да распространится повсюду истинная вера), за святую, соборную и апостольскую Церковь (да процветает она всюду и да торжествует над всеми врагами), за всех тех, которые проводят жизнь чистую и святую; о богохранимой нашей стране, ее властях и воинстве. Даруй им, Господи, мирное правление, дабы нам в спокойствии проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 2Тим. 2, 2 ). В первых (прежде) помяни, Господи, Святейшего Патриарха (при этом произносится его титул и имя) и местного преосвященного архиерея (при этом произносится его титул и имя) и даруй, чтобы они для блага церквей (вверенных их управлению) пребывали в мире, невредимы, почитаемы, здравы, долгоденствовали, верно преподавали слово Твоей истины». Эту часть моления священнослужитель произносит вслух. Предстоящие в дополнение к его словам поют: и всех и вся ( κατα παντα και πασων )». Священник продолжает тайную молитву: «Помяни, Господи, этот город, в котором мы живем, и всякий город и область, и верных, живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, болящих, тяжко страждущих, пленных (избавляя их от временных напастей), и спасение их (даруй им вечное спасение). Помяни, Господи, плодоносящих (жертвующих припасы, необходимость для богослужения), споспешествующих благолепию в святых Твоих церквях, тех, которые помнят бедных, и на всех нас ниспошли богатые Твои милости».

При чтении священником молитвы за членов Церкви живых и усопших дьякон тайно поминает тех и других поименно. При этом имена усопших он иногда читает по поминальным запискам, которые по-гречески называются диптихами (складными таблицами).

Весь чин возношения Святых Даров оканчивается двумя возгласами священника. В первом он просит Бога даровать верующим единодушие к прославлению Его Великого имени: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое – Отца и Сына и Святага Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь, ответствуют предстоящие. Последним возгласом священник, обратившись к народу, с крестным знамением преподает ему благословение от имени Иисуса Христа: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. Народ отвечает: и со духом твоим.

Теперь рассмотрим чин Святого возношения на литургии святителя Василия Великого в русском переводе. Он отличается от чинопоследования Иоанна Златоуста большей продолжительностью и еще некоторой особенностью в поминовении членов Церкви. На литургии Иоанна Златоуста священнослужитель совершает службу наряду со всеми благочестно усопшими за всех святых, изрядно же за Пресвятую Богородицу, а на литургии Василия Великого положено умолять Господа, чтобы Он даровал всем нам благодать и милость со всеми святыми, наипаче же с Пресвятой Богородицей, и их молитвами помянул и упокоил всех прежде усопших в надежде воскресения для жизни вечной.

2. Возношение Святых Даров: «Так и мы, вспоминая, Господи (Отче), Его спасительные страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, воскресение из мертвых, восшествие на Небеса и сидение одесную Тебя Бога и Отца, и славное и страшное Его пришествие». Возглашение вслух: Твоя от Твоих, Тебе при носяще (с греческого: приносима) о всех и за вся. Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся Боже наш.

3. Освящение Святых Даров: «Поэтому (по заповеди Христа творить воспоминание о Нем), Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоившиеся служить перед святым Твоим жертвенником и не за праведные дела наши (ибо ничего доброго не сотворили на земле), но ради обильно Тобой излиянных на Нас милостей и щедрот Твоих, – с дерзновением приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив приношения, представляющие образ ( αντιτνα ) Святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебе молимся и к Тебе, Святой из Святых, взываем, чтобы по благословению Твоей благости пришел Дух Твой Святой на нас и на эти предлежащие Дары и чтобы Ты благословил, и освятил, и показал этот хлеб 67 самым Честным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (аминь, говорит дьякон), Чашу же эту – Честной Кровию Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (аминь, говорит дьякон), излиянную за жизнь мира и спасение (аминь, говорит дьякон), преложив Духом Твоим Святым (аминь, аминь, аминь, говорит дьякон)».

Весь чин Святого возношения оканчивается двумя возгласами, как и в литургии Иоанна Златоуста. После возгласа: Изрядно о Пресвятей, на литургии святого Василия Великого вместо Достойно есть поется следующая песнь в честь Богородицы: «О Тебе, Благодатная (т.е. обретшая благодать у Бога), радуется все творение, сонм Ангелов и род человеческий. Ты – освященный храм и рай духовный, Ты – похвала девственная, от которой воплотился Бог и младенцем родился прежде всех веков Сущий Бог наш. Утробу Твою Он сотворил престолом и чрево Твое (Его вместившее) соделал пространнейшим Небес. О тебе, Благодатная, все творение радуется. Слава Тебе».

Т.е. все эти Небесные Силы, окружающие престол Вседержителя, славословят Его разными голосами. В их славословии слышны голоса орла (поюще – αδοντα ), тельца (вопиюще – βοωντα ), льва (взывающе – κεκραγοτα ), человека (глаголюще – λενονια ) – животных, в образе которых видел их новозаветный тайнозритель Иоанн Богослов. Он же слышал, как они взывали: Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель ( Откр. 4, 7–8 ). Конечно, они взывали голосами тех животвых, вид которых имели. В древних списках литургии слова: вопиюще, взывающе и глаголюще не имеются, а есть только поюще.

Слово небо прибавлено к тексту серафимской песни, – в ней читается только: исполнь вся земля славы Твоея ( Ис. 6, 3 ).

И в Учительном известии (при служебнике) сказано, что если священник после освящения Святых Даров усмотрит несовершенство хлеба, то должен взять свежую просфору и начать Тайнодействие снова со следующих слов благодарственной молитвы: в нощь, в нюже предан бываше, и повторить: словеса Господни, яже над хлебом. Подобным образом в случае усмотренного несовершенства или отсутствия вина он начинает снова со слов: такожде и Чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси. Таким образом, по Учительному известию, слова Господни существенно нужны к совершению Таинства, хотя уже были произнесены прежде усмотрения недостатков в веществе Таинства.

Латинские писатели, утверждая, что Святые Дары освящаются тайносовершительными словами Спасителя, толкуют в том же смысле чин освящения Даров в греческих служебниках. Поэтому служащие по этим служеб никам униатские священники осеняют Дары крестным знамением при прознесении слов: приимите, ядите. и: пийте. как положено в латинских служебниках, и потом воздают Дарам честь поклонением, как уже освященным. Следующую же за тем в греческом чинопоследовании молитву о преложении латиномудрствующие относят собственно к причащающимся. «Этой молитвой, – говорят они вопреки ее прямому смыслу, – будто бы испрашивается, чтобы Дух Святой сошел на причащающихся и в них сотворил хлеб и вино Телом и Кровию Христовой (!)». Латинское учение о времени освящения Даров явилось не раньше половины XI века и в XIV веке принято на всем Западе. В XV веке на Флорентийском Соборе оно было навязано грекам. В XVII веке оно появилось сначала на юге России, с водворением здесь унии, потом нашло защитников и в Москве. Здесь против него восстали греки братья Лихуды. Наконец, после сношения с Восточными Патриархами оно было осуждено на Московском Соборе 1689 года при Патриархе Иоакиме, а его преемник Патриарх Адриан православное учение о времени преложения Святых Даров включил в Чин Православия и в архиерейскую присягу.

Они учат, что в этом Таинстве хлеб и вино остаются во всей своей неизменности и что Христос только сопребывает с ними.

Праотцами и отцами Церковь почитает живших от Адама до Авраама прародителей (см. службу в Неделю праотцев).

Патриархи – предки избранного народа от Авраама до Моисея.

Исповедники – это мученики за веру, но не замученные до смерти.

Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 128. В одном из афонских монастырей сохраняется икона Богоматери под названием «Достойно есть». Такое название дано ей потому, что перед этой иконой впервые пропета была Ангелом эта песнь в настоящем полном составе, и этим же Ангелом была записана на каменной плите пальцем. Там же, С. 296.

Здесь приведен рассказ святителя Григория Двоеслова об одном умершем монахе, получившем пользу от поминовения на литургии. Тот же святитель в одной из своих проповедей рассказывает слушателям уже известное им удивительное происшествие: «Недавно, – говорит он, – как вам известно, один человек был пленен врагами и уведен в далекую страну в неволю. И как он долгое время не возвращался из плена, то его жена, считая его уже умершим, просила совершать еженедельно литургию об отпущении его грехов. И его узы вследствие церковной молитвы всякий раз во время этой молитвы на литургии ослаблялись и спадали с него в плену. Спустя много лет, возвратившись из плена, он с удивлением рассказывал своей жене, что в известные дни и часы спадали с него узы. Благочестивая жена, сопоставив эти дни и часы, узнала, что это было то самое время, в которое по ее прошению была приносима Бескровная жертва об отпущении его грехов» (Беседа 57).

Филипп сказал Иисусу: Господи! покажи нам Отца. Иисус сказал ему: видевший Меня видел Отца ( Ин. 14, 8–9 ).

Обстановка этих слов благословения та же, что и на литургии Иоанна Златоуста.

Слова: преложив Духом Твоим Святым почти, не встречаются в древних греческих и славянских списках литургии святителя Василия Великого. Опущены и в новейших греческих изданиях той же литургии – Венецианском 1862 года и Афинском 1865 года. В подстрочном примечании первого даже прямо сказано, что слова: преложив Духом Твоим Святым, по словосочетанию, в связи с предыдущими словами, не должны иметь место. Ибо получается, будто Дух Святой призывается преложить Духом Святым. Эти слова, говорят, перенесены в литургию Василия Великого из литургии Иоанна Златоуста, где они находятся в правильном словосочетании. Но кажущаяся трудность удовлетворительно объяснить пререкаемое место, мы полагаем, устраняется в представленном нами воспроизведении или русском переводе этого места. При таком воспроизведении прибавление к словам освящения Святых Даров выражения: преложив Духом Твоим Святым, является не только не излишним, не только не нарушающим догматического смысла речи, но и вполне приличным и нужным. Также добавим к вышесказанному, что слова: преложив Духом Твоим Святым, читаются в списке литургии Василия Великого, находящемся в принадлежавшем преосвященному Порфирию Евхологионе, написанном в конце VII или в начале VIII века. Из списков литургии Василия Великого в Евхологии Гоара, в одних эти слова не упоминаются, в других хотя имеются, но благословение Даров начинается, как и в литургии Иоанна Златоуста, словами: сотвори убо хлеб сей. преложив Духом Твоим Святым.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *