им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова

Презентация у року литературы «Сопоставление героев повести Гоголя и стихотворения Симонова «Тарас Бульба»»

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. 0e88 00098467 491b1f44. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-0e88 00098467 491b1f44. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. presentation bg. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-presentation bg. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Сопоставление стихотворения
К. Симонова «Тарас Бульба» и повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»

Описание слайда:

Обратите внимание на даты создания
Сти
«Тарас Бульба» (1942).
«Тарас Бульба»
1842 год

Описание слайда:

Анализ стихотворения
О ком идет повествование в первых трех строфах?
Какой момент из повети запечатлен в стихотворении?
Почему именно этот момент понадобился автору?
Каким показан Тарас? Определите роль деталей? Какие средства выразительности использует автор?

Описание слайда:

Прочитайте четвертую строфу, о ком идет речь?

Описание слайда:
Описание слайда:

Как эта история перекликается с историй гибели Тараса?
Каким мы видим Тараса на иллюстрации
Е.Кибрика?

Описание слайда:

Чтение 5-6 строфы
Чем дорог читателям Тарас?
Как вы понимаете слова: «Им службу Тарасова кровь сослужила?»
В чем вы видите смысл сопоставления героя Гоголя и героев Великой Отечественной войны?

Описание слайда:

Выводы
Определите тему?
Определите идею(письменно)
Подумайте, случайна ли дата создания стихотворения?

Описание слайда:

Выразительно чтение наизусть

Описание слайда:

Домашняя работа
Проектная работа по биографии А.Пушкина
1 группа Детство
2 Лицейское братство
3 Пушкин в Петербурге, годы государственной службы
4 Южная ссылка.
5 ссылка в Михайловское

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. 0815 000105fc 035ac698. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-0815 000105fc 035ac698. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка 0815 000105fc 035ac698.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. 08ab 000315ea 818e2afc. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-08ab 000315ea 818e2afc. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка 08ab 000315ea 818e2afc.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. 0e27 0001cf5e 938337aa. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-0e27 0001cf5e 938337aa. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка 0e27 0001cf5e 938337aa.

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Урок проводится после изучения повести «Тарас Бульба». На уроке ставятся цели: Выполнить анализ стихотворения Симонова, обучить сопоставительному анализу, смысловому чтению, развить навыки выразительного чтения, работы в команде. Воспитать патриотизм, чувство гордости за свой народ. Методы: репродуктивный, исследовательский, наглядный. Приемы: веерное чтение, работа в группе, построение сопоставительной таблицы, анализ стихотворения, эпизода.

Межпредметная связь с историей, живописью, кино, журналистикой.

Источник

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. 150808552937es8. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-150808552937es8. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка 150808552937es8.

Учитель – (1-я квалификационная категория)

1. Обобщение материала к характеристике Тараса Бульбы.

2. Развитие навыков монологической речи.

3. Подготовка к сочинению.

Доска. Иллюстрации к повести художников и учащихся.

Эпиграф. «Нет у нас никого, равного ему в доблести». ()

1. Ученик читает наизусть. От слов «И присудили, с гетьманского разрешения сжечь его живого в виду всех». До слов «У берега стоят челны, всё забираете, чтобы не было погони!» И от слов «Когда очнулся Тарас Бульба от удара. » до слов «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?»

• Какое впечатление оставляет в душе финал повести?

• Почему этим не заканчивается повесть? Зачем понадобился последний абзац?

4. Повесть называется «Тарас Бульба». Почему такое имя дает автор главному герою?

Есть ли доказательства этому в повести?

В первой главе, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям страшно. » «Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла. Сам с своими казаками производил расправу. »

5. Какими словами и словосочетаниями описывает внешность главного героя?

«Крепкий, как дуб», «очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть за­нёс иглистый северный иней.»

6. Первые главы рассказывают о Тарасе-отце. как отец? Как относится к сыновьям? Чему их учит?

7. Как относится Тарас к предательству Андрия?

8. Какова реакция Тараса на то, что Остапа выбирают атаманом? Изменился ли он после того, как Остапа взяли в плен?

9. Как вёл себя старый Тарас, увидев своего сына на плахе?

10. В чём видит свой долг Тарас Бульба? Является ли он настоящим полководцем? (Глава 8 от слов «Тарас видел, как смутны стали козацкие ряды. »; глава 9)

11. Чтение наизусть речи Тараса.

• О чём говорит Тарас, что для него главное?

• Найдите слова и словосочетания, свидетельствующие о душевном состоянии Тараса.

• Какова реакция запорожцев на эту речь?

12. Какой ещё эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса?

13. Что значат эти слова?

14. «Шесть дней уходили казаки просёлочными дорогами от всех преследований. но Потоцкий на сей раз настиг их на берегу Днестра» Суд над Тарасом был скорый. В этом эпизоде виден весь Тарас.

• Какие черты характера Тараса показывает в этом эпизоде?

16. Ученик читает стихотворение К. Симонова «Тарас Бульба»

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.

До грузных плечей добралось ему пламя.

Он смотрит туда, где на синем Днепре

Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит

Рубиться весь век с бусурманскими псами,

И ветер степной над огнём шевелит

Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споём, Какое отношение имеют эти образы к Тарасу?

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьём,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе.

Им службу Тарасова кровь сослужила,

В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает. Что бывает?

… Горит над стремниною старый Тарас, Пламя седые усы обвивает.

17. Рассказ об экипаже Ивана Костюченко, сожжённого гитлеровцами в селе Медное.

18. Чем дорог автору и читателям Тарас Бульба?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ДАННЫХ ТЕМ.

Источник

Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Сегодня речь пойдет о великом русском писателе, очень необычном человеке и чрезвычайно талантливом художнике слова, о его надеждах и разочарованиях, о страстной любви к Родине, о его трагических поисках «живой души».

Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мост и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочинцы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу.

Его детство прошло в родительском имении Васильевка Полтавской губернии. Дед его, Афанасий Демьянович, сам пробивал себе дорогу в жизни, слыл неистощимым выдумщиком, мастером рассказывать анекдоты и различные истории.

«В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем ( а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, что я сделаю даже что-то для общего дела!»

Гоголь в декабре 1828 года приезжает в Санкт-Петербург, начинает искать себе применение в столице, причем его интересует как государственная служба, так и литература.

А.С. Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера». Они изумили меня, вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».

Украина, ее народ, сияющая, наполненная солнцем природа, полные поэзии народные предания входят в русскую литературу. Храбрые деревенские парубки, девчата, пленяющие своей чарующей красотой, полные юмора бытовые сценки предстали перед читателями во всей своей красочности.

В основу сюжета одной из повестей «Ночь перед Рождеством» положена легенда о благочестивом маляре, пользующаяся большой популярностью на Украине.

Далее следуют инсценировки из повести «Ночь перед Рождеством»: «Гости в хате Солохи» (5 «А» класс), «Вакула у Оксаны» (6 класс).

Обладая талантом импровизатора, Гоголь легко выдумывал комические сценки и разыгрывал их. Так он, находясь в Москве, писал матери письма якобы из Италии и подделывал итальянские печати. В другой раз он обещал друзьям после ужина прочесть сцену из комедии, но когда чтение должно было начаться, он сделал кислую мину и начал громко икать, жалуясь на ужин: «Ешь, ешь, просто черт знает что же ешь!»Хозяйка покраснела, гости смутились. Гоголь же продолжал преспокойно икать и браниться. Однако после выяснилось, что все это входило в ту комическую сцену, которую он обещал прочитать.

Бессмертная книга в период Великой Отечественной войны вдохновляла на подвиги советских людей, уже в первые дни войны действовал партизанский отряд имени Тараса Бульбы.

Стихотворение К.Симонова «Тарас Бульба» читает учитель истории.

К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с бусурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает.
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.

Пустяк, из-за которого поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович, делает их ссору почти невероятной, фантастической, и, очевидно, поэтому Пушкин назвал ее сказкой.

Инсценировка «Повести о том, как. «- сцена с ружьем (5б класс).

Но любовь к театру не прошла бесследно. В начале октября 1835 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать сюжет для комедии, и тот рассказал ему историю о мнимом ревизоре. Исключительная быстрота написания ( всего два месяца!) говорит о том, насколько органично совпал новый сюжет с творческими устремлениями Гоголя.

В провинциальных городах в постановку вмешивались даже городничие и снимали со сцены.

Царь же считал, что неразумно снимать пьесу со сцены, то есть публично признаться, что там показаны пороки страны, но дал понять, что постановки «Ревизора» следует ограничить, а затем постепенно и снять совсем.

В пушкинском журнале «Современник» появилась повесть «Нос».

А.С. Пушкин: «Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикой удовольствием, которое доставила нам его рукопись».

Автор очень волновался и с нетерпением ждал откликов, потому что сам император Николай I приехал в Александринский театр с дочерью Ольгой. Однако, увы, многолетний вдохновенный труд Гоголя остался непризнанным. Комедия не понравилась большинству актеров и зрителей, государь увез дочь со спектакля, вся публика приняла пьесу с шумным негодованием: Николай I не одобрял пьес, посягавших на святость брака и семейных отношений.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, потому что вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали «Мертвые души», работе над ним он отдал 17 лет жизни. Сюжет был подсказан Гоголю Пушкиным в 1835 году. Уже через год после начала работы Гоголь писал: «Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то. какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»

«Когда я начал читать Пушкину первые главы «Мертвых душ», то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачней, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Как грустна наша Россия!»

Потрясенный смертью Гоголя, Тургенев тут же написал статью, которая начиналась словами: «Гоголь умер. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, данное нам смертью, назвать великим».

Источник

Конспект урока по русской литературе. Тема «Н.Гоголь «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества» (7 класс)

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. 0e88 00098467 491b1f44. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-0e88 00098467 491b1f44. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Конспект урока по русской литературе

Тема : Н. Гоголь «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества.

показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества;

совершенствовать навыки текстологического анализа произведения;

расширять лингвистический кругозор, содействовать формированию культурологической компетенции;

воспитывать умение устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства ;

вос питывать любовь к Родине, чувство товарищества.

Оборудование: репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», фильм «Тарас Бульба », портрет И. Сирко, карта Запорожской Сечи, опера Н. Лысенко «Тарас Бульба», портрет Н.Лысенко.

1. Подготовка к восприятию учебной темы

1. «Этимологические этюды» :

2. Вступительное слово учителя

Понятия отчизны, родины являются центральними в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба». Отношение к родине является критерием оценки героев. Действительно, все они говорят об отношении к ней.

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. hello html 1d2a05a3. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-hello html 1d2a05a3. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка hello html 1d2a05a3.

Учитель: На протяжении всей повести Гоголь прославляет Запорожскую Сечь, её нравы, политическое устройство: народный совет, выборность атаманов, равенство и демократизм.

В слове казак слышится что-то героическое. С давних времён это были действительно смелые, трудолюбивые люди. Первые поселенцы несли сторожевую службу против нападения кочевников, занимались сельским хозяйством, выращивали хлеб. Но всегда и во все времена они были защитниками родной земли.

Беседа с элементами текстологического анализа

— Опишите жизнь украинских казаков в повести Гоголя «Тарас Бульба».

— Что писатель называет « основным делом » казаков?

— Какой увидели Запорожскую Сечь Тарас и его сыновья? (иллюстрация)

— Как раскрывается казацкая душа в народном танце?

— Какими эпитетами автор сопровождает описания казачка во ІІ разделе?

— Что было самым святым для казаков? Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Прочитайте начало ІХ раздела о том, как Тарас готовил казаков к решающей битве. Обратите внимание на глаголы, которые характеризуют Тараса. Как они раскрывают этот художественный образ?

4. Просмотр отрывка из фильма «Тарас Бульба» («Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество…»)

— С какой целью произносит Тарас свою речь?

— Что было у него на сердце, когда он выступал перед казаками?

— На какие слова, по – вашему, нужно обратить особое внимание? («…породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек »)

Найдите ключевые слова.

— Подумайте и скажите, какие мысли и чувства выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? ». Как связаны они с содержанием всей повести?

— Можем ли мы поставить речь Тараса в один ряд с другими приготовлениями к бою? Аргументируйте свои доводы.

6. Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану и тут же сделал набросок, который лег в основу картины. Над своим произведением Илья Репин работал много лет.

В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа.

Конец Х V І век. Турецкий султан Мухамед шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает их добровольно сдаться. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.

Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.

К сердцу каждого из нас находят свою дорогу атаман Сирко, Тарас Бульба и все запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. hello html 679b7dc5. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-hello html 679b7dc5. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка hello html 679b7dc5.

Рассмотрите картину И. Репина. Какие чувства выразил художник?

Кто из казаков, изображенных на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

Прочитайте письма султана и казаков. Назовите черты характера, присущие казакам.

Как вы думаете, удалось ли художнику передать их основные качества?

7. Мини – исследование

Одним из казаков, изображенных на картине был кошевой атаман И. Сирко. Ученые – историки на основании данных, помещенных в исторических документах, реконструировали его внешность.

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. hello html m31624f6c. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-hello html m31624f6c. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка hello html m31624f6c.

Славный кошевой атаман был невысокого роста (174 – 175 см). Черты лица – правильные, нос – ровный. На нижней губе с правой стороны было красное пятно. Современники считали то Божьим знамением, что отличало И.Сирко от простых казаков.

— Как вы думаете, кто из персонажей картины является кошевым атаманом И. Сирко? Аргументируйте свои доводы.

— Сравните словесный и живописный портрет кошевого. Отвечает ли изображение на картине образу, созданному в исторических документах? Удалось ли художнику передать их основные качества?

8. Прослушивание отрывка из оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба»

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. hello html m1fcba456. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-hello html m1fcba456. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка hello html m1fcba456.

Оперу «Тарас Бульба» написал выдающийся украинский композитор Н. Лысенко. Писал он ее около 10 лет, закончил в 1890 году. Впервые опера была поставлена в 1924 году на сцене Харьковского оперного театра, позже, в 1927 году, в Киеве. Она восхищает нас национальным, песенно – лирическим колоритом. В оперу введена фигура Кобзаря. Иной финал – Тарас и Остап не погибают. Казаки в зареве пожарища во главе с Тарасом, высоко поднимая боевое знамя Сечи, бросаются в бой, на приступ и побеждают.

Внимательно прослушайте «Думу Кобзаря»: «Ох, не чёрная туча над Украйной повисла» из первого акта оперы и арию главного героя « Что на свете есть святее нашего побратимства?»

1. Какие чувства вызвала у вас музыка?

2. Что положено в основу либретто оперы?

3. Что соответствовало замыслу и духу всей оперы?

4. Какие черты характера Тараса раскрываются в арии « Что на свете есть святее нашего побратимства?».

5. С какой целью в оперу введена фигура Кобзаря?

6. К чему призывает Кобзарь в думе «Ох, не чёрная туча над Украйной повисла»?

Почему у Н. Лысенко иной финал оперы? ( Тарас и Остап не погибают. Казаки в зареве пожарища во главе с Тарасом, высоко поднимая боевое знамя Сечи, бросаются в бой, на приступ и побеждают).

Попробуйте представить себе казаков, Тараса и Остапа в зареве пожарищ. Опишите в художественном стиле их настроение, чувства.

Какие краски вы бы использовали при написании этой картины?

ІІІ. Закрепление изученного материала

1. Литературн ые параллели

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.Гоголем в 1842 году. А в 1942году, ровно через 100 лет, Константин Симонов напишет стихотворение «Тарас Бульба».

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикованный к дубу стальными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.

До грузных плечей добралось ему пламя.

Он смотрит туда, где на синем Днепре

Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит

Рубиться весь век с басурманскими псами,

И ветер степной над огнём шевелит

Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споём,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьём.

Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.

Я знаю: Отчизна им силу дала,

Им службу Тарасова кровь сослужила.

Я знаю: она в это время текла

В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало, и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

Какие строки, по-вашему, здесь самые важные?

— Назовите пословицы, поговорки, характеризующие поведение казаков в повести М. Гоголя «Тарас Бульба».

— Составьте сенкан на тему « Отчизна», «Товарищество».

— описание (2 прилагательных);

— отношение (фраза – 4 слова);

— перефразирование сущности (1 слово).

-На основании данных пословиц составьте « Кодекс Рыцарской чести ».

Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека родине, товарищам навсегда остаются в памяти поколений. О них пишут стихи, поют песни, их подвиг повторяется в следующих поколениях.

Подготовить устно выступление на тему « Нет уз святее товарищества ».

Источник

Им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова

им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. kazaki. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова фото. им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова-kazaki. картинка им службу тарасова кровь сослужила что значат эти слова. картинка kazaki.

Представляем сценарий межсетевого интегрированного внеклассного мероприятия по литературе, английскому языку и музыке «О казачестве всегда слава по Руси плыла»/ «For ages Cossacks glory has filled Russia`s history».

Литературно-музыкальная гостиная знакомит с культурой и традициями казачества, демонстрирует ценность литературного произведения как исторического источника информации на примере повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Над мероприятием работали:

– сценарий – ЗВР, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Шелудченко Анна Викторовна;

– музыкальное оформление – учитель музыки МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Долгая О.Н., казачий ансамбль «Русь» / преподаватели ОБОУ СПО «Суджанский колледж искусств» Грицепанов В.В., Щёголев В.В., казак сл. Гоголевка Омельченко Р.А.;

– английский перевод – учитель английского языка МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Гаркавцева Г.А.

Форма мероприятия – литературно-музыкальная гостиная

– воспитывать гражданские качества и чувство патриотизма;

– показать ценность литературного произведения как исторического источника информации;

– развивать творческие способности обучающихся;

– выявить основную идею повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и её героический пафос;

– воспитывать интерес к классической литературе и к истории России, определяя своё отношение к изображаемым событиям;

– совершенствовать навыки сценической интерпретации художественного текста;

– воспитывать уважение к литературным произведениям, имеющим мировую известность;

– формировать гуманистические нравственные позиции;

– познакомить с культурой и традициями казачества.

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, ноутбук, портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к произведению «Тарас Бульба», стенгазета, слайды, предметы быта казаков.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, гости нашего города!

Ведущая: Good-afternoon, dear guests!

Ведущий: В преддверии 23 февраля мы говорим о тех, чьими именами написана славная история нашей великой страны.

Ведущая: Мы сегодня будем говорить о казаках, о людях, которых объединяет желание бескорыстно защищать рубежи Отчизны.

Ведущий: (на английском стихотворение Джесси Поуп)

Cossacks they’re coming!

The eager hoofs are drumming,

On glinting steel the autumn sunlight glances.

The distant mass draws nearer,

The surging line shows clearer

An angry, tossing wave of manes and lances.

he torrent opens wider;

As one, move horse and rider,

One heart, one soul, one body, and one breath.

Нетерпеливые копыта отбивают барабанную дробь.

На сверкающей стали блики осеннего солнечного света.

Отдалённая масса приближается,

Вздымающаяся линия яснее показывает

Разгневанную, отбрасываемую волну грив и копьев.

Поток открывается шире.

Как единое целое, движется лошадь и всадник.

Одно сердце, одна душа, одно тело и один дух.

Чтецы – 6-классники:

Слава по Руси плыла.

На Днепре и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго

Десять заповедей святых.

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи

И достоинство держи.

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

Свысока всех не учи.

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде всегда.

Пусть открытая душа

Так казак всегда живет!

Песня 6-классников «Мы казаки»

Ведущий: Как был прав поэт 20 века Николай Гумилёв, сказав: «Казак это «гремучая смесь» романтики и прозы, нежности и жестокости. Находясь в гармонии с природой, любимой им и им же оберегаемой, он был ею защищён и сбережён. Широта. Простор. Мощь. Сила. Прорыв. Мятежность.»

Ведущий: История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и славна, и трагична. Казаками восхищался Наполеон, их боялись немцы, о них складывались легенды… Их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка.

Ведущая: (на английском) Image of the Cossack is brightly revealed in many works of Slavic art. These proud and fearless people became the characters of immortal writings of Pushkin, Lermontov, Gogol, Leo Tolstoy, Sholokhov.

Образ казака был отображён во многих произведениях славянского искусства. Эти бесстрашные люди стали героями бессмертных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Льва Толстого, М. А. Шолохова.

Ведущий: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Тарас Бульба», «Кавказский пленник», «Тихий Дон» переведены практически на все языки мира.

Ведущая: Иностранцы повесть «Тарас Бульба» сравнивают с «Илиадой» Гомера. Это и неудивительно, ведь Гоголь смог в одном произведении показать героизм, самоотверженность и величие народа, живущего и умирающего со словами «Пусть же славится во веки веков Русская земля!»

Ведущий: Эти слова одинаково красиво звучат как на русском, так и на английском языках (на английском) «May Russia remain glorious until the end of centuries

«Пусть же славится во веки веков Русская земля!»

Ведущая: «Да не сгинет слава казацкая!» восторженно воскликнул Тарас Бульба и оказался прав, потому что до сих пор этот свободолюбивый народ славится своими подвигами и желанием защищать Отчизну.

Песня «Ой-да, из-за леса…» (протяжная историческая песня станицы Ильменевская Волгоградской области)

Чтец: Есть у каждого права

«Нет ни князя, ни раба».

Все равны в своих правах,

Но ответственны в делах.

Все, что принято на Сборе,

Почитай своим законом.

По делам лишь одного

О казачестве всего

Судит весь честной народ.

Так что помни наперед:

Честен будь при казаках,

Чист в поступках и делах.

Чтец: Бедным всюду помогай,

Руку страждущим подай.

Будь примером всем всегда

Вот в чём участь казака!

Стойким будь, служи народу,

Охраняя мир, природу.

За Россию честь свою,

Жизнь не грех отдать в бою!

Веру в Бога почитай

Чтец: Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи!

Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Память предков сохраняй,

Если трудно – погибай,

Но товарища спасай!

Век служи и век трудись –

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Надо казаком родиться,

Чтоб весь век судьбой гордиться!

Песня «Полно вам, снежочки…»

Чтец: С детства знали Остап и Андрий об этих заповедях. И добрые выросли из них казаки. С умилением любовался вернувшимися из бурсы сыновьями старый атаман.

«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Уже испытанной уверенностью стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

Песня «Как казаки турок били»

Чтец: Жили казаки просто, но их дома отличались особым уютом и гостеприимством.

«Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах… На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня… Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах… На полках по углам стояли кувшины, бутыли … позолоченные чарки…, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвёртые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена…»

Ведущий: Как на нашей улице

Весь народ волнуется

Ведущая: А как соберутся девицы

Где песня льется, там легче живется.

Казачий танец девушек «Я на печке молотила»

Ведущий: Недолго длилось веселье в хате Тараса: решил старый казак наутро ехать вместе с сыновьями в Запорожье, чтобы показать ляхам, что это за вещь такая казацкая сабля! Не будучи многословным, Бульба отправился спать, хотя «ночь еще только что обняла небо».

Чтец: «Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Её сыновей, её милых сыновей берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю.»

Песня «Не для тебя…»

Ведущий: Наутро Тарас не забыл о своих планах. И выехали со двора три добрых молодца навстречу своей судьбе.

Чтец. «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад … прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!»

Ведущая: Как бы тяжело не было Тарасу уезжать с родного двора, поступить иначе он не мог: текла у него по жилам казацкая кровь.

Чтец. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый 16 век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся издревле мирный славянский дух и завелось козачество широкая, разгульная замашка русской природы».

Чтец: «Тарас был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.».

Чтец: Ты казак, ты сын своей страны,

За себя и за неё в ответе!

Не желаешь ты иной судьбы,

Ничего священней нет на свете,

Чем родную землю защищать,

Славить предков с Верой Православной!

И сынов достойно воспитать

Для своей страны державной!

Не задумываясь, отдавать себя,

С верой в Бога, как велели предки!

За Россию, чтоб твоя земля

Процветала и слыла вовеки!

«Отче наш» (древний распев)

Ведущая: (на английском) The sun looked forth from the clear heavens long ago and covered the steppe with his quickening, warming light. All that was dim and drowsy in the Cossacks’ minds flew away in a flash: their hearts fluttered like birds. Than further the steppe was becoming more beautiful. Then the whole South, all that region which now constitutes New Russia, even as far as the Black Sea, was a green, virgin wilderness.

«Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею.»

Ведущий: (на русском) Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

Песня «Ай, у поли рички…» (песня с. Махновка Суджанского района)

Чтец: Где же появиться истинным сынам Отчизны, как не на просторах Запорожской Сечи?!

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество..

«Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе только отдавалось: тра-та-та, тра-та-та. Толпа, чем далее, росла; к танцующим приставали другие, и вся почти площадь покрылась приседающими запорожцами. Это имело в себе что-то разительно-увлекательное. Нельзя было без движения всей души видеть, как вся толпа отдирала танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо мир, и который, по своим мощным изобретателям, носит название казачок. Только в одной музыке есть воля человеку. Он в оковах везде. Он сам себе кует еще тягостнейшие оковы, нежели налагает на него общество и власть везде, где только коснулся жизни. Он раб, но он волен, только потерявшись в бешеном танце, где душа его не боится тела и возносится вольными прыжками, готовая завеселиться на вечность».

Ведущая. Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Удивит любой народ.

Казачий мужской танец «Генерал»

Ведущая: Все, что творили запорожцы, они делали ради Веры, Товарищества и Отчизны.

Ведущий: Товарищество – самое ценное в жизни любого казака. И как набат звучат во все времена слова Тараса Бульбы.

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. …Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. … Нет, братцы, так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может! Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведётся так умирать. Никому, никому. »

Чтец: Перегорит костер и перетлеет,

Земле нужна холодная зола.

Уже никто напомнить не посмеет

О страшных днях бессмысленного зла.

Нет, не мученьями, страданьями и кровью –

Утратою горчайшей из утрат –

Мы расплатились братскою любовью

С тобой, с тобой, мой незнакомый брат.

С тобой, мой друг, под именем «товарищ»,

Не для того ль мы оба уцелели вновь,

Чтоб вместе снова за Отчизну умирать?

Ведущий: Неотделимы для казака слова Вера, Товарищество и Отчизна. Погибая, любой казак произносил святые слова: «Пусть же славится во веки веков родная Русская земля!»

Чтец: «Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела.»

Чтец: «А уж упал с воза Бовдюг. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: «Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» И понеслась к вышинам Бовдюгова душа рассказать давно отошедшим старцам, как умеют биться на Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за святую веру.»

Чтец: «Балабан, куренной атаман, скоро после него грянулся также на землю. Три смертельные раны достались ему: от копья, от пули и от тяжелого палаша. А был один из доблестнейших козаков; много совершил он под своим атаманством морских походов… Поникнул он теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля. » И отлетела его душа.»

Песня о товарищах. «Чёрный ворон» (лирическая баллада Донских казаков)

«Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы, отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, – ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его; не дрогнулось лицо его».

Чтец: К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу стальными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.

До грузных плечей добралось ему пламя.

Он смотрит туда, где на синем Днепре

Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит

Рубиться весь век с басурманскими псами,

И ветер степной над огнем шевелит

Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.

Я знаю: Отчизна им силу дала,

Им службу Тарасова кровь сослужила.

Я знаю: она в это время текла

В их черных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало, и с нами бывает…

…Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

Ведущий: Будучи объятым пламенем, думал Тарас не о жизни своей и не о душе, покидающей его тело, а о том, как помочь казачкам, плывущим по Днепру.

«„Прощайте, товарищи!“ – кричал он им сверху: „Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте! Что? взяли, чортовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему. “ А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Чтец: Дерзок, могуч, непокорен

Вольный казачий народ!

Господом Богом ведомый,

Веры Христовой оплот!

В сердце звучит беспрестанно,

С кровью бросая в висок:

Мы в своих душах спасаем

Веру, Надежду, Любовь!

Солнце Свободы казачьей

Снова над нами взойдёт,

И загремит над страною,

Зычное слово «Вперёд»!

Песня «Любо, братцы, любо» все вместе

Ведущая: Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» это страстный гимн Родине. Это гениальная песнь о любви к родному народу и ненависти к иноземным захватчикам. В самые трудные и переломные периоды отечественной истории казаки проявили себя как сильные защитники государства и православия. Самыми важными для них словами были и будут слова «вера, товарищество и Отчизна».

Ведущий: Слова, понятные на всех языках мира: (на русском и английском) ВЕРА, ТОВАРИЩЕСТВО и ОТЧИЗНА!

FAITH, COMRADESHIP, FATHERLAND!

Ведущая: Приятно осознавать, что и в нашем Суджанском районе было и снова возрождается казачество. Гончаровка, Махновка, Гоголевка, Казачья Локня, Мартыновка, Бондарёвка – это те населённые пункты, где издавна жили и продолжают жить казаки.

Ведущий: Хочется верить, что сегодняшнее мероприятие подтолкнёт всех нас на изучение своего генеалогического древа, чтобы узнать – казак ли ты? Каждому человеку очень важно знать свои корни, своё прошлое. Ведь без прошлого нет настоящего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *