иллирийцы кто это такие

Иллирийцы

иллирийцы кто это такие. 350px. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-350px. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 350px.

иллирийцы кто это такие. magnify clip. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-magnify clip. картинка иллирийцы кто это такие. картинка magnify clip.

курсивом выделены мёртвые языковые группы

ИндоевропейцыАлбанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общностиПраиндоевропейцыЯзык · Прародина · РелигияИндоевропеистика

Содержание

Древнегреческие источники

Их мифическим прародителем считался Иллирий.

Первые упоминания об иллирийцах встречаются у греческих авторов Гекатея Милетского (VI в. до н. э.) и Геродота (V в. до н. э.).

В состав иллирийцев, по сообщениям греческих авторов, входили ардиеи, далматы, дарданы, дезитиаты, диционы, паннонцы, пирусты, плереи, мессапы, тавлантии, энхелии, япиги, яподы, и др.

Остаётся спорным причисление к иллирийцам таких народов, как истры и либурны, так как их топонимика по ряду морфологических признаков скорее близка венетской.

История

иллирийцы кто это такие. 300px Illyrians. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-300px Illyrians. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 300px Illyrians.

иллирийцы кто это такие. magnify clip. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-magnify clip. картинка иллирийцы кто это такие. картинка magnify clip.

По современным представлениям, предки иллирийцев — это кочевые индоевропейские племена, мигрировавшие на территорию Иллирии с севера (вучедолская культура медного века, от которой происходит винковацкая культура бронзового века) и после смешения с местными племенами образовавшие иллирийские народности.

В раннем железном веке в ходе миграции кельтов складывается объединившая часть кельтов с иллирийцами Гальштатская археологическая культура (ко времени её расцвета в 700—400 г. до н. э. относятся культовые повозки, керамическая и бронзовая утварь с фигурами и рельефными фризами, украшения).

В VII—III вв. до н. э. на территории расселения иллирийцев греки основали ряд торговых и земледельческих поселений-колоний.

В III в. до н. э. гальштатская общность распадается; образуется кельто-фракийская латенская культура, враждебная иллирийцам. Кельты начинают теснить иллирийцев с севера, а греки — с востока. Кельты отчасти оттеснили иллирийцев, отчасти подвергли их кельтизации (образовалась группа иллиро-кельтских племён).

В III в. до н. э., когда иллирийцы пришли в столкновение с римлянами, они находились в основном на стадии разложения родового строя (у южноиллирийских племён возникли первые раннеклассовые образования ещё ранее: в IV в. до н. э. у энхелеев и во 2-й половине IV в. до н. э. у тавлантиев, в середине III в. до н. э. у ардиеев).

Подчинив соседние племена, ардиеи создали обширную державу со столицей в Скодре (современный Шкодер). В результате так называемых Иллирийских войн (в 229—228, 219, 168—167 гг. до н. э.) между ардиеями и римлянами территория державы ардиеев была завоёвана римлянами (167 г. до н. э.) и вошла в состав римской провинции Македония (148 г. до н. э.). Северные области побережья, населённые либурнами, далматами и яподами, были завоёваны римлянами во II—I вв. до н. э.; окончательно они были покорены во время Иллирийской войны 35—33 гг.до н. э. Тогда же были завоёваны и племена паннонцев на средней Саве. В 13—9 гг. до н. э. римлянами были завоёваны племена севернее Савы вплоть до среднего течения Дуная. Племена внутренней Далмации (дезитиаты, пирусты и др.) были покорены римлянами в ходе подавления панноно-далматского восстания 6—9 гг.н. э. Иллирийцы подверглись быстрой и сильной романизации (особенно на побережье и в городах).

В ходе Великого переселения народов иллирийцы были окончательно ассимилированы; тогда же исчез и древний иллирийский язык.

Материальная культура

иллирийцы кто это такие. 40px. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-40px. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 40px.

Сначала иллирийцы строили крепости из необработанного камня, а позже стали под греческим влиянием выкладывать стены из тёсаных квадров, украшать святилища скульптурой.

Среди керамических изделий типичны кувшины с одной или двумя приподнятыми ручками и вертикальными каннелюрами на тулове.

Особого внимания заслуживает четырехколесная тележка из Глазинаца в виде птицы. По-видимому, это культовый предмет, связанный с такими же религиозными представлениями, какие породили описанную терракотовую группу (бронзового века) из Дупляи.

На северо-западе иллирийской области с конца бронзового века применялись два погребальных обряда: трупоположения под курганами (считается типично иллирийским) и трупосожжения в урнах (лишь частично связан с иллирийцами). Некоторые ученые полагают, что в гальштатское время произошла «иллиризация» народов полей погребальных урн на территории Югославии и на части бывшей римской провинции Паннонии. Во всяком случае в могильниках иногда наблюдается постепенная смена обрядов. Можно привести в качестве примера некрополь Комполие-Црквина (Югославия). Считают, что он возник на племенной территории иллирийских яподов, которые жили в Северо-Западной Боснии и отчасти в Хорватии. Ранний горизонт могильника содержит трупоположения и трупосожжения в урнах, относится к раннему периоду железного века и типологически связан со среднеевропейской культурой полей погребальных урн. Поздний горизонт содержит только трупоположения и относится ко времени развитого и позднего гальштата. Типичны дисковидные очковые фибулы, лучковые фибулы с янтарными и стеклянными бусинами, чертозские фибулы и многочисленные украшения в виде подвесок разнообразных форм, характерные для яподского прикладного искусства 111. Яподам приписывают также могильники Вребач 112 и Иезерине 113.

Наследие

Потомками древних иллирийцев некоторые учёные считают современных албанцев. Памятники культуры иллирийцев сохранились в Австрии, Италии, Албании, странах бывшей Югославии.

Название «иллирийцы» применяли к себе православные славяне Венгрии, главным образом сербы, не принявшие унии в XVII и XVIII веках.

Генетика

Иллирийцы являлись носителями гаплогрупп J2 и I2

Источник

ИЛЛИРИЙЦЫ: кто они?

иллирийцы кто это такие. users loudmilaseralieva desktop 19457900 15976564. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-users loudmilaseralieva desktop 19457900 15976564. картинка иллирийцы кто это такие. картинка users loudmilaseralieva desktop 19457900 15976564.

Что мы знаем об Иллирийцах и их связи с современными Албанцами?

иллирийцы кто это такие. 2 8. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-2 8. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 2 8.

В исторических источниках многих народов, населяющих Балканский полуостров в древности, наряду с известными и современными народами, также упоминается национальная группа, для которой в составе современной национальности нет четких исторических данных. Это иллирийцы.

Кто такие иллирийцы и что наука знает о них сегодня?

Иллирийцы являются индоевропейскими племенами, которые к концу второго тысячелетия до нашей эры уже заняли западные районы Балканского полуострова, горы Динар и районы вокруг них.

Они граничили с фракийцами, но эти границы четко не обозначены. Очевидно, что это смешанный этнокультурный район вокруг долины ВАРДАРА. На северо-западе поселений иллирийцы являлись соседями кельтов.

После расселения в этих местах, иллирийцы вошли в греческие владения, где и упоминаются. В связи с чем, впоследствии появляется возможность проследить, что с ними происходит в дальнейшем.

В третьем веке до новой эры они сформировали государственные союзы, которые привлекли внимание летописцев. Самым известным, является государство, центром которого являлся город ШКОДЕР, расположенный в современной Албании.

В течение последних 30 лет 3-го века нашей эры христиане иллирийцев вели постоянные войны с римскими легионами.

САМЫЕ ЛУЧШИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Символ Иллирийцев.

иллирийцы кто это такие. tDTS1 3. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-tDTS1 3. картинка иллирийцы кто это такие. картинка tDTS1 3.

Они вступают в союз с последним королем македонцев Персеем в 168 году до нашей эры. И эти войны с Римом продолжались до конца второго века до нашей эры.

Из всех военных действий римлян против иллирийцев, наиболее известная кампания императора ОКТАВИАНА. Она была за 33-35 лет до Новой Эры и на конец, иллирийцы были побеждены. А в 27-м веке до нашей эры, ОКТАВИАН создал римскую провинцию, которая называлась Клирик.

Иллирийцы романизируются, но некоторым из них удается противостоять демографическим потрясениям в 5-7 веке и сохранить свою самобытность. Считается, что некоторые из них впоследствии стали частью современного албанского государства.

Но у этой теории много противников, поскольку нет серьезных лингвистических доказательств албанского и иллирийского языков. Ни одного этнокультурного свидетельства близости иллирийцев и албанцев, таким образом, теория переливание иллирийцев в албанскую национальность, является спорным.

Что мы теперь знаем наверняка об этом древнем народе? Так это то, что они были соседями фракийцев и были в постоянном контакте с ними, и это дает историкам возможность говорить о фракийцах.

Но это всё лишь одна из версий, которая имеет право на существование.

А то, что албанский язык является прямым потомком иллирийского языка, говорит единственность в мире этого языка. Ведь албанская группа языков – албанский язык и всё!

иллирийцы кто это такие. 3 10. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-3 10. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 3 10.

А версия о том, что иллирийский язык взят за основу всех европейских языков, причем разных групп, говорит потомок иллирийского языка – албанский язык.

Ведь не оспорим тот факт, что в албанском языке присутствует множество слов других европейских языков разных групп. И в связи с этим встаёт вопрос, кто у кого позаимствовал слова?

Вообще об Албанцах и их языке, много не состыковок и лично мне как албанцу по матери и знающему этот сложный язык, версия о сохранении иллирийской крови в современных албанцах, кажется наиболее правдоподобной.

Само слово «ИЛЛИРИИШТЫ», в одном из диалектов, албанского языка, переводится как «свободный человек», это словосочетание и может быть самоопределением этого таинственного народа.

Источник

Иллирийцы

иллирийцы кто это такие. 0216929250. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-0216929250. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 0216929250.

иллирийцы кто это такие. 0281232946. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-0281232946. картинка иллирийцы кто это такие. картинка 0281232946.

Полезное

Смотреть что такое «Иллирийцы» в других словарях:

ИЛЛИРИЙЦЫ — древние индоевропейские племена на северо западе Балканского п ова (далматы, ардиеи, паннонцы и др.) и на юго востоке Апеннинского п ова (япиги, мессапы и др.). С кон. 3 в. по кон. 1 в. до н. э. иллирийцы были покорены римлянами и романизованы … Большой Энциклопедический словарь

Иллирийцы — общее название со времени Геродота большой группы племён, населявших в древности северо запад Балканского полуострова от побережья Адриатического моря до реки Дунай, а также юго восток Апеннинского полуострова. В 3 в. до н.э. римляне вели т.н.… … Исторический словарь

Иллирийцы — группа индоевропейских племён, населявших в древности Северо запад Балканского полуострова от среднего течения Дуная до Адриатического моря (далматы, истры, либурны, яподы, паннонцы и др.) и частично юго восток Апеннинского полуострова.… … Художественная энциклопедия

иллирийцы — племя в Иллирии. С помощью Кадма были побеждены своими врагами эхеллейцами, и Кадм стал их царем. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

Иллирийцы — Войны между иллирийцами (слева) и македонянами Индоевропейцы … Википедия

иллирийцы — древние индоевропейские племена на северо западе Балканского полуострова (далматы, ардиеи, паннонцы и др.) и на юго востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). С конца III в. по конец I в. до н. э. иллирийцы были покорены римлянами и … Энциклопедический словарь

ИЛЛИРИЙЦЫ — (лат. Illyrici) общее название группы индоевроп. племен, населявших в древности С. З. Балканского п ова от побережья Адриатич. м. до р. Дунай (истры, яподы, либурны, далматы, дезитиаты, пирусты, дарданы, бревки, тауланты и др.), а также Ю. В.… … Советская историческая энциклопедия

иллирийцы — общее название со времени Геродота большой группы племён, населявших в древности северо запад Балканского полуострова от побережья Адриатического моря до реки Дунай, а также юго восток Апеннинского полуострова. В III в. до н.э. римляне вели т.н.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Иллирийцы — 1) см. Иллирия (в древности). 2) Так назывались в XVII и XVIII веках православные, не принявшие унии, славяне в Венгрии, главным образом сербы. В этом смысле со времен Марии Терезии говорили об иллирийской нации Венгрии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иллирийцы — мн. Индоевропейские племена, населявшие Иллирию древнюю область, располагавшуюся на северо западе Балканского и на юго востоке Апеннинского полуострова. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Кто такие иллирийцы

иллирийцы кто это такие. orig 108. иллирийцы кто это такие фото. иллирийцы кто это такие-orig 108. картинка иллирийцы кто это такие. картинка orig 108.

В античности Иллирией назывался северо-запад Балканского полуострова. А также крайняя юго-восточная часть Италии. Народы, жившие в этих местностях, обобщённо именовались иллирийцами. Древние греки считали их прародителем легендарного героя Иллирия, сына циклопа Полифема, пленившего Одиссея и его спутников. Согласно древним мифам, Полифем жил на Сицилии. Трёх его сыновей звали Кельт, Гал и Иллирий. После смерти отца они разошлись в разные стороны и от них произошли народы кельтов, галатов и иллирийцев.

Древнеримский истории Аппиан Александрийский, живший во II в. н.э., определяет Иллирию как область, простирающуюся от Македонии и Фракии до Ионийского моря и подножия Альп. Греческие авторы упоминают об иллирийцах с VI в. н.э. (Гекатей Милетский). Современные археологи относят народы, жившие в то время на западе Балкан, к так называемой Гальштатской культуре. Это были земледельцы, использовавшие как бронзовые, так и железные орудия. Они жили в деревянных домах — иногда полуземлянках, а порой и свайных строениях.

Умели иллирийцы воевать и на суше. Археологи находят в их захоронениях множество мечей, топоров, кинжалов, наконечников копий. Самые древние иллирийские поселения не имели мощных ограждений — как и спартанцы, эти племена больше полагались на собственную доблесть, чем на каменные стены. Положение изменилось к III веку, когда в Иллирии стали возводить настоящие крепости. Что же случилось, зачем иллирийцам вдруг понадобились укрепления?

Хотя иллирийцы издавна занимались морским разбоем, на них не обращали особого внимания — пиратов в восточных областях Средиземного моря хватало во все времена. Но в IV веке в Иллирии образовалось государство дарданцев, которым правил царь Бардил, регулярно совершавший набеги на Македонию. А примерно в 250 г. до н.э. иллирийцев объединил царь Агрон, основавший государство Ардиев. Получив единое руководство, иллирийские пираты не только существенно расширили территорию своего промысла, но и захватили несколько островов, расположенных рядом с оживлёнными морскими трассами, что сразу же сказалось на всей торговле в этом регионе.

Римский сенат отправил к Тевте послов, требовавших обуздать её подданных, занимавшихся морским разбоем. Царица ответила, что у иллирийцев это обычный способ заработка и она не может вмешиваться в частный бизнес своих подданных. Римский посол возмутился таким ответом и был убит кем-то из подданных Тевты. Война разгорелась с новой силой. Иллирийцам удалось одержать несколько побед на море, но на суше Рим заведомо был сильнее.

Экспедиционный корпус под командованием Луция Постумия и Гнея Фульвия Центумала изгнал иллирийские гарнизоны из греческих городов, расположенных на территории современной Албании. Возможно, уже тогда римляне могли полностью подчинить всю Иллирию. Ведь они выиграли войну — Царица Тевта была вынуждена заключить с ними позорный мир и выплатить большой выкуп. Но тут началась Вторая Пуническая, и римлянам стало не до Балкан.

Далее произошли ещё две войны между Иллирией и Римом, в результате которых Римская республика оккупировала все иллирийские земли, которые стали частью римской провинции Македония. Иллирийцы ещё неоднократно поднимали восстания, но сбросить римское ярмо так и не смогли.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

Источник

Иллирийцы кто это такие

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Этнические и исторические связи славян и иллирийцев

Малеваный А. М. Этнические и исторические связи славян и иллирийцев // АМА. Вып. 5. Саратов, 1983. С. 103-114

Массовое движение славян из-за Дуная, как известно, начинается в первые десятилетия VI в. н. э.[1], и уже в следующем столетии большая часть Балканского полуострова становится славянской [2]. Коренное население, в частности, иллирийцы, ассимилируется славянами и полностью исчезает [3], по-видимому, в IX в. н. э.[4], хотя мы не располагаем вполне достоверными сведениями о массовом истреблении или изгнании аборигенов [5]. Это необычное явление — быстрое исчезновение большого народа, который в античное время населял территории современных юго-восточной Италии, Австрии, Югославии, Венгрии и Албании, — представляется необъяснимым при сопоставлении со многими известными фактами, когда завоеванный народ сохранял на протяжении столетий свою относительную этническую целостность. Для выяснения этого вопроса [6] мы исследуем взаимоотношения славян и иллирийцев в предшествующие времена, начиная с появления на исторической арене того и другого народа.

Этническое понятие «иллирийцы» до сих пор окончательно не расшифровано. В настоящее время еще нет однозначного ответа даже на вопрос об их появлении на Балканах. Существуют, по крайней мере, две взаимоисключающие гипотезы на этот счет. Согласно первой, давно утвердившейся в науке, иллирийцы — пришельцы, которые, продвинувшись из Центральной или Северо-Западной Европы, заняли в начале бронзового века западную часть Балканского полуострова и адриатическое побережье [7]. Другие авторы относят расселение иллирийцев, которое может быть поставлено в связь с эгейским переселением, к более позднему времени — XII–XI вв. до н. э. [8] По второй гипотезе, выдвинутой в 50-х годах албанскими археологами, иллирийцы — балканские автохтоны, что обосновывается преемственностью материальной культуры, начиная с энеолита. Например, типичные формы сосудов, добытых во время раскопок в долине р. Деволи, сохраняются и развиваются в эпоху бронзы, в позднем периоде которой они являются уже, несомненно, иллирийскими. Носители энеолитической культуры в Албании продолжали жить и в бронзовом веке (раскопки в селениях Малик и Трен). От носителей энеолитической культуры на юго-западе Балкан образовался позже иллирийский этнический элемент. Его формирование относится не к середине II тыс. до н. э., как считали раньше, но к началу этого тысячелетия, т. е. к началу бронзового века. Путь же, пройденный праиллирийцами, начинается на 500 лет раньше, в середине III тыс. до н. э. [9] Гипотеза албанских археологов об автохтонности иллирийцев представляется неубедительной. Против нее свидетельствует, по нашему мнению, существование покоренного иллирийскими племенами (дарданами, либурнами и ардиэями) населения, которое обитало на Балканах до иллирийцев и было поставлено ими в зависимое положение [10].

Иллирийцы, по мнению большинства современных иллириологов, выделились из группировки племен лужицкой культуры, которая, как считают некоторые авторитетные славяноведы, не была лишь славянской, но была создана мощной индоевропейской группировкой, сыгравшей значительную роль в европейском этногенезе [11]. Австрийский ученый Р. Питтиони утверждает, что главный корень иллирийства лежит в культуре полей погребальных урн, существовавшей и в области Illyrii proprie dicti (иллирийцев в собственном смысле слова, обитавших вокруг Охридского озера). Носители этой культуры пришли на Балканы в конце II тыс. до н. э. с севера, а выделившиеся из них иллирийцы создали здесь гальштатскую культуру [12]. Югославский лингвист Р. Катичич на основе исследований южнославянского археологического материала считает паннонские племена также носителями культуры полей погребальных урн. Более осторожные в выводах авторы признают, однако, тот факт, что археологические исследования установили сходство в характере иллирийской и лужицкой культур в эпоху вторжения иллирийцев на Балканы (XII–XI вв. до н. э.) [13]. Что касается праславян, то, по новейшим предположениям большинства советских, польских и чехословацких археологов, они выделились из группировки скотоводческо-земледельческих племен — носителей культуры шнуровой керамики, переросшей в несколько генетически связанных между собой археологических культур, наиболее изученной из которых является лужицкая культура (XIV–IV вв. до н. э. на территории современной Польши) [14]. Представляется неосновательными возражения некоторых ученых, отрицающих территориальное соприкосновение иллирийцев с племенами лужицкой культуры ввиду того, что иллирийская область, очерченная античными авторами, лежит вне распространения лужицкой культуры [15]. Дело в том, что античные авторы знали иллирийские племена лишь в областях, примыкающих к Адриатике, но им было совершенно неизвестно, как далеко вглубь простирались земли, занятые многими другими иллирийскими племенами.

Мы разделяем мнение С. П. Толстова, согласно которому причиной незаметного исчезновения иллирийцев, начиная с VI в. н. э., [107] была предшествующая культурная и этническая близость между ними и славянами, что содействовало относительно безболезненной ассимиляции иллирийцев [16]. Иллирийцы, как и славяне, выделились из группировки племен лужицкой культуры, однако контакты между двумя народами после этого не прекратились. Так, в IV–III в. до н. э. под ударами кельтского нашествия многие иллирийские племена, по всей видимости, эмигрировали на север и восток, где они смешивались с праславянскими племенами, которые в это время занимали главным образом бассейны Вислы и Одера, на севере достигали побережья Балтийского моря, на западе — до верхнего течения Эльбы, на юге они обитали в верховьях левых притоков Дуная — Моравы, Вага и Грона, а в некоторых местах доходили, по-видимому, до Дуная17. В I–II вв. н. э. славянские племена двигались от Карпат к Дунаю и Саве, где они образовали большие и малые острова в иллиро-фракийской и сарматской среде [18]. Об этом свидетельствует, например, упоминание в славянской мифологии императора Траяна, из чего можно заключить о существовании каких-то связей славян с его походами в Дакию, в 101–102 и 105–106 гг. [19] В этой провинции впоследствии жили уличи и тиверцы, ставшие прямыми наследниками местных преданий о Траяновых войнах. Что касается полян днепровских, то придунайские земли были их древней родиной, с которой связываются их предания и воспоминания. Леон (Tactica. XVIII. 79) отмечает, что римляне воевали со славянами еще в Задунавье до того, как последние перешли Дунай. По мнению Л. Нидерле (С. 54), это может относиться только к Дакии и, по-видимому, к тому периоду, когда Дакия была покорена Римом (106–275 гг.). По мнению акад. Н. С. Державина, «среди фракийских племен, несомненно, были и такие, которые по типологической стадиальности культурного развития можно было бы назвать протославянскими племенами» [20]. Следует также учесть, что византийские писатели часто путали названия племен и славяне у них иногда выступают под другими именами. Феофилакт Симокатта прямо пишет, что геты — древнейшее название славян [21]. Продвижение славян на Балканы в первые века н. э. происходило лишь в малых количествах и было связано с вторжением каких-либо неславянских племен, проходивших через области, населенные славянами, и увлекавших их с собой. Пребывание отдельных славянских групп в иллирийских землях в первые века н. э. подтверждается также эпиграфическими находками. Так, в одной надписи из Паннонии упоминается бог Dobrates [22], имя которого явно славянское, состоящее из прилагательного «добръ» и указательного постпозитивного местоимения «тъ» («тот»). Исходя из хронологического определения надписи, можно утверждать, что в составе населения римской провинции Паннонии уже во II и, по крайней мере, в III в. н. э. были славяне. Часть их (скорее всего воины ауксилиарных римских войск) подверглась романизации, о чем говорит латинский язык надписи. Греческое имя раба (Eutices = Eutuch») отнюдь не доказывает его греческое происхождение, так как имена рабам давали хозяева произвольно [23]. Жившее на южном берегу озера Pelso (Балатон) племя озериатов, по мнению исследователей, несомненно славянского происхождения [24]. О том, что хорватские славяне смешались на р. Саве с иллирийским племенем бревков, свидетельствует название современных брайков, живущих на верхней Купе и говорящих на кайкавском диалекте [25]. Пребывание славян в иллирийских землях задолго до их массового переселения на Балканы подтверждается также данными топонимики. Например, название p. Bustricius (совр. Быстрица), упомянутой Равеннским географом (IV. 19), К. Пач считал славянским [26]. Засвидетельствованное античными авторами название озера Pelso (Aurel. Vict. De Caes. XL. 9) или Peiso (Plin. III. 24) произошло, несомненно, от славянского «плесо». В современном Банате уже с начала II в. н. э. зафиксировано название современной р. Черной, впадающей в Дунай с севера около Ршавы. Аналогичное название носило и поселение в устье этой реки, что засвидетельствовано двумя вотивными надписями II в. н. э. и надписями на трех кирпичах [27]. По мнению Л. Нидерле (С. 56), поселение Tsierna (Черна) было заложено колонистами Траяна; они были славяне и прибыли сюда из Дакии.

В IV и V столетиях продвижение славян к Дунаю значительно усилилось, и северное Подунавье было плотно заселено ими. О значительном славянском элементе на Балканском полуострове в период до массового вторжения славян из-за Дуная свидетельствуют и такие красноречивые факты: император Юстин I (518–527) по происхождению был крестьянином-славянином. Славянами из провинции Дардании (село Ведряна) были Юстиниан I (527–565, племянник первого, сын сестры) и Юстин II (565–578, племянник последнего). В семье Юстиниан I носил имя Управда, его сестру звали Бегленица [28].

Взаимопроникновение иллирийских и славянских племен на протяжении, по крайней мере, тысячелетия (с IV в. до н. э. по VI в. н. э.) содействовало выработке социального и этнического родства между ними, а также культурной общности. От лужицких племен как славяне, так и иллирийцы унаследовали обряд трупосожжения с последующим захоронением пепла и остатков костей в урнах [29]. О торговых связях в форме обмена свидетельствуют находки предметов южноиллирийского происхождения в землях, занимаемых лужицкими племенами [30]. Весьма показательно также антропологическое сходство между иллирийцами и славянами, по крайней мере, в строении черепа. Еще в конце прошлого века при исследовании черепов из курганов на плоскогорье Гласинац (Босния) было установлено, что у иллирийцев преобладали длинные формы черепа. Долихо- и мезокефалы составляли 2/3, а брахикефалы — лишь 1/3 обследованного количества [31]. Повторное изучение этих черепов, произведенное в 1956 г., показало, что невозможно установить какие-либо существенные отличия в среде доримского населения Боснии. Это свидетельствует в пользу единства этногенеза племен, населявших данную область, т. е. речь может идти лишь об иллирийцах, о пребывании которых на этой территории известно из многих античных источников [32]. Краниологические исследования древних славян показали, что большинству их черепов присуща также долихокефалия [33]. Известный исследователь истории Балкан В. Томашек считал, что характерные черты внешности (худощавость, стройность, высокий рост, преимущественно черные волосы) южные славяне, в частности, далматинцы, герцеговинцы и черногорцы, приобрели в результате ассимиляции иллирийцев [34].

Иллирийский язык при встрече со славянским потерпел поражение, но его элементы отложились в последнем. Н. С. Державин приводит в качестве примеров славянские названия некоторых балканских рек, в частности, Дравы и Дрина, корнем которых является элемент dr, восходящий к иллирийской протооснове dar — «вода», «река». Этот элемент лежит в основе славянских названий рек Ведра, Кодра, Нодра и др. Славянские слова «ройно», «pyjнo» (вино) имеют иллирийскую основу [35]. Иллирийское слово «este», обозначающее «город» (Terg-este, Big-este, Nar-este), соответствует, очевидно, славянскому «ишче», «ешче», «ушки» (Нерез-ишче, Б-ишче, Люб-ушки) [36]. Географическое название Terg-este (совр. Триест) — иллирийское по происхождению и состоит из слова «este» и основы «terg», которая тождественна болгарскому «търг» и русскому «торг». Иллирийское название племени Au-tariatae («живущие у реки Тары») содержит предлог, аналогичный славянскому «у», который сходным образом применяется, например, в названии страны «У-краина» [37]. Имя племени венетов, которое до сих пор многие исследователи считают иллирийским, удивительно совпадает с первым достоверным названием славян. Иллирийское «balta» (болото) является основой древнеболгарского «блато» и русского «болото». От иллирийского «pala» (место для пастбища) произошли словенские слова «pola», «polica» (крутой горный луг для пастбища) и от иллирийского «krippa» — словенское «krep» (обрывистая скала) и «kripa» (скала) [38]. По мнению исследователей, иллирийское происхождение имеют и многие современные славянские названия островов восточной Адриатики: Млет, Вис, Корчула, Хвар, Брач, Раб, Црес, Крк и др. [39] Имя иллирийского князя IV в. до н. э. Граба (Grabos) вместе с названием племени Grabaei в южной Далмации (Plin. NH. III. 144) восходят к основе grab-, значение которой становится ясным как из греческого grabo» (вид дуба), так и из русского «граб». Приведенные примеры свидетельствуют о том, что связи славянских и иллирийских племен и, следовательно, их языков были достаточно тесными на протяжении многих столетий. Следует также отметить, что иллирийские элементы имеются в славянских языках лишь Балканского полуострова и совершенно отсутствуют за его пределами [40]. Крупнейший знаток иллирийского языка Г. Краэ считает, что этот язык имел наибольшую близость к славянским и балтийским языкам [41].

Итак, по нашему мнению, иллирийцы выделились из комплекса племен, оставивших поля погребальных урн, но образовали отдельную от праславян ветвь, подобно тому как, например, группировка племен пшеворской культуры (конец I тыс. до н. э. — начало н. э.) состояла как из славян (венеды), так и из германцев [42]. Многие авторитетные славяноведы, в частности, П. И. Шафарик, Л. Нидерле, Й. Добровский, П. Н. Третьяков, отрицают праславянский этногенез иллирийцев [43]. В последние годы исследование все больше подтверждает, что группировки племен определенной культуры нередко были полиэтничными. В 40-х годах П. Кречмер (Glotta. Bd. 30. 1943) совершенно правильно выступал против отождествления Г. Коссиной лужицкой культуры с иллирийской, однако оба исходили из неверной посылки, будто одна археологическая культура предполагает этническое и языковое единство всех племен, выделившихся из нее.

Начиная с массового переселения славян на юг от Дуная в VI в., иллирийцы, подвергшиеся со времени римского завоевания романизации, постепенно становятся одним из существенных компонентов южного славянства. Это редкий вариант ассимиляции (иллирийцев славянами), которой предшествует взаимопроникновение двух народов на протяжении многих веков. Расселение славян на запад является крупнейшим событием европейской истории прежде всего потому, что славянская крестьянская община, находившаяся на стадии перехода от племенной к территориальной и состоявшая из больших патриархальных семей, объединявших индивидуальные семьи [44], укрепила византийскую общину внесением пережитков родового строя и тем самым воздействовала на социальный строй Восточноримской империи. Постепенно происходило насильственное уничтожение той формы земельной собственности, которая базировалась на труде рабов, колонов и других категорий зависимого населения. Постепенно институт прикрепленных к земле крестьян исчез [45], и свободная крестьянская община стала господствующей. Этим процессам содействовала иллирийская крестьянская община, пришедшая в упадок ко времени славянской колонизации Балкан, но возродившаяся в период этой колонизации под влиянием общественного строя славян. Иллирийская община на протяжении ряда столетий была препятствием для распространения рабовладения в римских провинциях Иллирике, Далматии и Паннонии.

1 Во время правления византийского императора Юстина (518–527), однако систематически с начала царствования Юстиниана (527–565). Прокопий пишет, что со времени воцарения этого императора не было ни одного года, чтобы гунны (очевидно, болгары), славяне и анты не делали набегов на Иллирию, Фракию, Элладу и Херсонес (Hist. arc. С. 18). Массовое переселение славян на земли южнее Дуная в VI в. подтверждается также археологическими данными. Они были представлены в докладе П. Ваци и Г. Митша-Мирхейм на IV рабочем совещании Международного семинара по славянской археологии в Будапеште в 1963 г. (см.: Довженок В. И. Слов’яни на Дунаi // Археологiя. 1965. Вып. 18. С. 210).

2 По свидетельству Константина Порфирородного, ко времени Константина Погоната (668–685) относится полная славянизация Эллады (De Thematibus. II. С. 6).

3 За исключением небольшой части, которая сохранилась в горной неприступной области на севере Албании и явилась основным элементом при формировании северных албанцев-гетов. Современные албанские ученые исходят при этом из установленного факта непрерывности материальной культуры иллирийцев и раннесредневековых албанских некрополей, полагая, что эта непрерывность означает также этническую преемственность (Anamali S., Korkuti M. Les Illyriens et la genèse des Albanais à la lumière des recherches archéologiques albanaises // Les Illyriens et la genèse des Albanais. Tirana, 1971. P. 31–36).

4 По мнению Л. Нидерле, это произошло в то время, когда границы Болгарии в правление Симеона (893–927) расширились до берегов Адриатического моря (Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 64).

5 К описаниям жестокостей славян на Балканах следует относиться критически, так как они вышли из-под пера представителей византийской светской или духовной знати (Прокопий Кесарийский, Иоанн Эфесский, Иордан, Менандр Протиктор и др.) и, следовательно, в большинстве своем вымышлены. Но и настоящие были в известной степени контрмерой против реставрации рабовладельческих отношений, которую проводило правительство Юстиниана, несмотря на то, что эти отношения все меньше и меньше соответствовали уровню развития производительных сил. Кроме того, историки — современники событий — часто приписывали славянам жестокости, которые в действительности совершали авары (тюрки), так как современники плохо разбирались в этногенезе варваров.

6 Его изучал в отечественной историографии С. П. Толстов («Нарцы» и «волхи» на Дунае // СЭ. 1948. №2), однако за прошедшие 30 лет появились новые данные, использованные нами.

7 Novak G. Prošlost Dalmacije. I. Od najstarijih vremena do Kandijskoga rata. Zagreb, 1944. S. 21; Benac A. Prediliri, protoiliri i preiliri // Simpozijum o teritorijalnom i hronološkom razgraničenju ilira u praistorijsko doba. Sarajevo, 1964. S. 59–61.

8 Heurtley W. A. Prehistoric Macedonia. Cambridge, 1939. P. 125; Krahe H. Die Sprache der Illyrier. I. Wiesbaden, 1955. S. 8.

9 Islami S., Ceka H. Тё dhёna tё reja mbi lashtёsinё ilire nё territorin e Shqipёrisё // Konferenca I e studimeve albanologjike II. Tirana, 1965. C. 446; Anamali S., Korkuti M. Op. cit. P. 16–17.

10 Agatarch. ap. Athen. VI. 272D // FHG. Paris, 1851. T. III. P. 194, 12; Theop. ap. Athen. X. 443 // FHG. 1849. T. I. P. 284, 41.

11 Lehr-Spławinski T. О pochodzeniu j praojczyznie Slowian. Poznan, 1946. S. 92–115.

12 Pittioni R. Zum Illyrier-Problem // Beiträge zur Indogermanistik und Keltologie. Innsbruck, 1967. S. 82.

13 Kronasser H. Illyrier und Illyricum // Die Sprache. 1965. Bd. II. S. 167.

14 Третьяков П. Н. Славяне // БСЭ. Т. 23. С. 543.

15 Simpozijum. Sarajevo, 1964. S. 291.

16 Толстов С. П. Указ. соч. С. 22.

17 Kostrzewski J. Od mezolitu do okresu wedròwek ludów // Prehistoria ziem polskich. Krakow, 1940. S. 219, 227; Третьяков П. Н. Восточно-славянские племена. М., 1953. С. 68, 70.

18 Нидерле Л. Указ. соч. С. 50, 54.

20 Державин Н. С. История Болгарии. М.; Л., 1945. Т. 1. С. 61.

21 Theoph. Simoc. I. VII. 2: toi» Getai» touto gar barbaroi» (toi» Sklabhnoi») to presbuteron onoma.

22 RA. IV sér. T. IV. 1904. P. 443. №153: DEO DOBRATI • EUTICES • SER(VUS) • DE(DIT).

23 Кудрявцев О. В. Исследования по истории балкано-дунайских областей в период Римской империи. М., 1957. С. 103, 110 сл.

24 Mócsy A. Pannonia // RE. Suppl. 9. 1962. Col. 708.

25 Нидерле Л. Указ. соч. С. 64. Этот диалект распространен в сев.-зап. Хорватии.

26 Patsch C. Bustricius // RE. Hbd. 5. 1897. Col. 1077.

27 CIL. III. 1568: statio Tsiernen[sis]; 8277, 12677: Dierna. Это название встречается также у Птолемея (poli» Dierna на Дунае под Виминацием) и на Пейтингеровой карте (Tierna).

28 Эти данные сообщает жизнеописание Юстиниана, составленное его учителем Теофилом (Дринов М. С. Погледъ връху произхожденьето на бьлгарския народъ и началото на българската история // Съч. София, 1909. Т. 1. С. 19).

29 Бижић Р. Гробови у Доњoj Долини // Glasnik Zemaljskog Muzeja u Sarajevu. 1952. T. 7. S. 225 (далее — Glasnik); Lásár J. Über die frühe Eisenzeit des Donauraumes // AAASH. 1957. T. 5. S. 20, 30–31.

30 Третьяков П. Н. Раннеславянские племена // Очерки истории СССР. М., 1956. С. 371.

31 Weisbach A. Prähistorisciie Schädel vom Glasinac // Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Herzegowina. 1897. Bd. 5. S. 574 (далее — WM).

32 Schwidetzky I. Beitrag zur Antropologie der vorrömischen Bevölkerung Bosniens // Glasnik. 1969. Bd. 24. S. 182 f.

33 Трофимова Т. А. Краниологические данные к этногенезу западных славян // СЭ. 1948. №2. С. 39, 60.

34 Tomaschek W. Die vorslavische Topographie der Bosna, Herzegowina, Crna-gora und angrenzenden Gebiete // Mitteilungen der geographischen Gesellschaft in Wien. 1880. Bd. 23 (13). S. 567.

35 Державин Н. С. Албановедение и проблема происхождения южных славян // СЭ. 1940. №3. С. 198.

36 Jelić L. Das älteste kartographische Denkmal über die römische Provinz Dalmatien // WM. 1900. Bd. 7. S. 202 f.

37 Krahe H. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954. S. 112.

38 Krahe H. Die Sprache der Illyrier. S. 116, 118–119.

39 Skok P. Dolazak Slavena na Mediteran. Split, 1934. S. 122.

40 Державин Н. С. Албановедение. С. 199.

41 Krahe H. Die Sprache und Vorzeit. S. 121.

42 Третьяков П. Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970. С. 24.

43 Шафарик П. И. Славянские древности. I. Кн. 2. M., 1847. С. 136 сл.; Нидерле Л. Указ. соч. С. 12, 29, 50 сл.; Ягич В. Письма Добровского и Копитара. СПб., 1885. С. 119; Третьяков П. Н. Восточно-славянские племена. С. 19, 111.

44 Из последних работ о социальной организации славянских племен, переселявшихся в Византию, см.: Comsa M. Socio-economic organization of the Daco-Romanic and Slav population on the Lower Danube during the 6–8th centuries // Relations between the autochthonous population and the migratory populations on the territory of Romania. Buc., 1975. P. 177.

45 В так называемой Эклоге (законодательном сборнике VIII в.) не предусматривалось прикрепление к земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *