ильинская пятница что такое
Ильинская пятница что такое
А где таким образом поют и молятся, там, когда сладится свадьба, перины и все невестино имущество отпускают в дом жениха не иначе, как в пятницу вечером. В Малороссии обрядовый свадебный хлебец «лежень» кладется на стол невесты в пятницу же и лежит до венца под двумя ложечками, связанными красной ленточкой, и т. д.
В столице Белоруссии, в Смоленске, духовенство достигло, однако, того, что отбило пятницы первых четырех недель св. четыредесятицы. Там приучили народ (однако, лишь только с половины прошлого века) ходить в Авраамиев-Спасский монастырь (один из древнейших в России, как основанный еще в XII веке) и выстаивать особые службы в воспоминание Страстей Господних, известные в Смоленске под католическим именем «Пассий». На повечерях читались, среди церкви, евангелия Страстей, пелись две песни: «Тебе, одеющегося светом яко ризою» и «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного» и читалось поучение с очевидным намерением службою величайшей в христианстве пятницы Страстной недели сокрушить неодолимую мощь и силу языческих пятниц.
В Ильинскую пятницу исстари, как и во все прочие годовые, по селам и городам собирались земледельцы и купцы для торгу, но Ильинская отличалась от прочих тем, что тогда производился суд, расправа и казни, конечно, наводившие еще больший страх и запечатлевшиеся в народной памяти. С преклоненной головой, с согнутой в кольцо спиной, ползает под образами мученицы Параскевы вся женская деревенская Русь. На коленках до жгучей боли и до крови оползают они бесчисленные часовни при родниках, посвященных ее же имени. Любознательные, не утруждая себя слишком и не ходя далеко, могут отчасти видеть это всего лишь за Охтами, на казенных пороховых заводах, — и в поразительных размерах, и с изумительными подробностями, с небольшим в 100 верстах отсюда, в селении Ильешах, Ямбургского уезда. Сюда, в течение многих недель, общество балтийской железной дороги зазывает богомольцев объявлениями об экстренных поездах по три раза в день, сверх трех обычных. Поезда довозят до станции Молосковицы, от которой до заветного места всего 14 верст.
Народное религиозное усердие к ильешевской церкви оправдывается еще тем усугубляющим обстоятельством, что при двух предельных алтарях — пророка Илии и великомученицы Пятницы[8] — главный посвящен Николе, издревле заветному для русского народа в такой степени, что все разноплеменные инородцы считают мирликийского святителя русским богом и уже давно чтут его, в свою очередь, наравне со своими богами. Ильешевская же Пятница для поклонения своего указала богомольцам два места: «явления» в неизвестные отдаленные времена, в полутора верстах от церкви, в поле (где теперь часовня) и «поставления», т. е. самую икону в храме погоста. Погост этот в XVI веке носил название Григоровского Лешего (т. е. лесного), не смотря на то, что церковь звалась «Великий Никола». Старый погост успел слиться с позднейшею деревнею в нынешнее село.
Образ изваян из дерева и, как все такого рода иконы, наглядно свидетельствует о древнейшем своем происхождении и чрезвычайном народном почитании. Последнее обстоятельство подтверждается именно тем, что образ устоял на месте в числе немногих в России даже в те строгие времена, когда энергически и решительно изгонялись из русских храмов этого вида и характера иконы. Значительное число их было свезено в Новгород и свалено под софийского звонницею. Какая судьба постигла их впоследствии — неизвестно. Значительную часть, конечно, сожгли. Перед столь же древним и замечательным изваянием в Ильешах шумно и открыто проявляются, в согласном и дружном сочетании, силы двоеверия, несомненные также и по историческому и этнографическому значению самой местности. Напомню еще раз, что здесь, на этом самом пункте, кончилась свободная, необузданная в стремлениях новгородская колонизация, не знавшая пределов и отдыха отсюда вплоть до Камчатки и американского берега. Здесь же ладно поселилась и мирно ужилась новгородская вера и народность при взаимных одолжениях и обязательном обмене всем с тою инородческой, которая в летописях путалась под названиями Ижоры и Веси. Когда освящали в недавнее время в Ильешах новую каменную церковь, собравшийся народ проявил такой религиозный экстаз и обставил его такими необычными видами, что удивлялись даже приглядевшиеся к диковинкам. Не отказывается толпа пооткровенничать здесь запоздалыми выходками темного суеверия и теперь, в более спокойное время, не вдохновляющее какою либо чрезвычайностью события, хотя бы в роде освящения нового храма. Благоговейно припадают эти толпы народа под образ, высоко поднимаемый над головами преклоненных богомольцев и несомый на особых носилках в киоте во время крестных ходов с места поставления на место явления и обратно. Затем, по обычаю всех подобных сборищ, после церковных утренних торжеств, с полудня начинается ярмарка с шумом и гамом не одной тысячи празднично настроенного люда. Часовенное место в Ильешах в особенности знаменательно: в то время, когда около иконы сосредоточиваются обряды христианского характера, на месте явления ее обнаруживаются другого рода картины.
Подле самой часовни растет развилистая береза, почитаемая священною за то, что на ней спаслась Пятница от преследования соблазнителя в виде черта. Он с досады начал бросаться в убегающую камнями и завалил ими всю окрестность. Один будыжник попал на березу и там врос в кору так, что теперь его едва видно. И дерево это, и камень на нем удостаиваются особого народного благоговения, но главным образом почитается другой камень, который лежит близ корня. По одной из множества легенд, существующих в народе об этой местности, на этот камень ступила преследуемая злым духом Пятница и с него прыгнула на березу, оставив след ступени. Последняя ясно обозначается большим углублением, достаточно глубоким для того, чтобы просунуть туда руку. В нем скопляется и тщательно сберегается дождевая вода, конечно, грязноватая и сорная. Вода эта целебная: это — слезы праведницы, плакавшей о людских прегрешениях. Вода врачует от всяких болезней и преимущественно от глазных. Впрочем, исцеляет здесь и сельский колокол, под который во время благовеста и звона становятся все глухие. Врачует и песок, и все прочее на этом святом месте, которое привлекает всех болящих. Характер последних в особенности разновиден: это не только окрестные простолюдины, но и та столичная интеллигенция, на которую рассчитывает Балтийская железная дорога, настойчиво напоминая о близости Ильинской Пятницы. Для наблюдателя на месте в особенности может быть интересна именно эта категория наезжих и их классификация. Здесь все действуют в открытую, не стесняясь. То, что под известным давлением в столице таится или скрывается, то в Ильешах, как у себя дома — как бы в каком-нибудь мертвом и глухом захолустье — откровенно высказывается в самых разнообразных с трудом уследимых картинах. Они часто обставляются крайними выходками несдержанного фанатизма и, между прочим, обязательно требуют раздирающих душу воплей кликуш.
Главный интерес для наблюдателя, конечно, представляют во всяком случае эти следы древнего почитания дерева и камня, старинного по существу и облеченного лишь в новую форму. В газетных корреспонденциях нередко наталкиваешься на подобные указания, и в особенности на эти следы человеческих ног на каменьях. Так, например кроме знаменитой стопы, показываемой в Почаевской лавре, имеется указание на местечко Лукомль (Могилевской губ., Сенненского уезда), где в местной церкви хранится такой же камень со стопой, как уже сказано нами.
Указанием на эти живые урочища и вещественные следы древнего языческого культа мы желаем обратить внимание исследователей и на покинутых славянских богов, и на места их почитания. Сколько известно, изучения в этом направлении не производились до сих пор. Не нашлось до сих пор ни одного досужего человека, который составил бы, по готовым материалам, хотя бы краткий перечень сохраняемых, как заветные, деревьев и почитаемых за святыню каменьев. Те и другие в изумительном множестве рассажены и рассыпаны по лицу земли Русской, оживленные различными интересными легендами, с достаточною ясностью свидетельствующими о живучести старой народной веры. Вот она въяве с мельчайшими подробностями всего во ста верстах от цивилизующего города и в 14-ти от той самой дороги, которая имеет претензию возить прямо на европейский Запад. Мало того: эти доисторические обычаи и верования имели твердость уберечься в таком пункте, где кончаются крайние русские поселения, где предполагаются по этому случаю три соединенные усилия: католического ксендза, протестантского пастора и православного священника. Наконец, эта местность — вовсе не трущобное захолустье, а весьма известная всей гвардии, как посещаемая ею в последние дни маневров; издавна пролегало здесь Нарвское шоссе и примыкал один из косяков того окна, которое прорубал Петр Великий.
Примечания:
По моему списку, приобретенному на Печоре в 1867 г.
По списку протоиерея Малова, помещннному в его «Письмах к воинам» (Спб. 1831 г.). Во многих, впрочем, списках Ильинская даже не упоминается вовсе: так, во всех распространенных по Малороссии и Белоруссии, и тоже между собою не схожих, ее заменяет либо та, которая предшествует второй Пречистой (Рождеству Богородицы), либо зеленым святкам (Троице), либо, наконец, той, которая бывает перед «Ушесцьем» (т. е. Ушествием или Вознесеньем). Разное распределение, — разное и значение у каждой пятницы.
В предупреждение читателей, могущих принять имя Параскевы за переводное (с греч. яз. на славянскую «пятницу»), как это в самом деле на Руси сделано, например, с имфнем Феодота в Богдана, Мидия в Воина, Синетоса в Разумника и т. д., сообщанем справку о том, что Параскева в переводе с греч. на русский язык значит «уготованная».
«Ильинская пятница в деревне Ильеши»
Авторы выставки: научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики М.Л.Засецкая, фотограф О.В.Ганичева
Время и место экспонирования: 2018 год, Российский этнографический музей
Фотовыставка «Ильинская пятница в деревне Ильеши», подготовленная в рамках проекта «Полевая автобиография», построена на материалах экспедиций 2014 и 2016 гг. научных сотрудников отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики: М.Л. Засецкой, М.А. Докучаевой и фотографа Российского этнографического музея О.В.Ганичевой. Современные снимки дополнены фотографиями празднования Ильинской пятницы в селе Иьеши в 1929 г., выполненными фотографом А.А.Гречкиным во время экспедиции научного сотрудника музея Н.Ф.Прытковой.
Конская ярмарка в Ильинскую пятницу и общий вид Николо-Пятницкого храма. Каменный трехпрестольный (главный престол – во имя свт. Николая, два других престола – св. Ильи-Пророка и св. вмц. Параскевы) храм был заложен в 1855г. по проекту архитекторов К.И. Брандта и К.Е. Егорова и открыт в 1864 г. Село Ильеши. 1929г. Фото А.А.Гречкина
Ильинская пятница – переходящий праздник – последняя пятница перед днем св. пророка Илии (ст. ст. 20 июля; н. ст. 2 августа), одна из 12 пятниц, почитание которых распространилось среди православных народов Восточной Европы на основе апокрифа «Сказание о двенадцати пятницах», созданного еще в эпоху раннего христианства.
В Средние века в традиции народного православия славян Пятница – женский персонаж, олицетворявший день недели, – начинает отождествляться с христианской святой – вмц. Параскевой. В результате в крестьянской среде формируется мифологизированный образ святой – Параскевы Пятницы, покровительницы женских ремесел, домашнего очага, целительницы недугов, защитницы скота от падежа, а также строгой блюстительницы пятничных обычаев, сурово карающей нарушителей.
На протяжении многих веков Ильинская пятница широко отмечалась во всех православных приходах России. Отчего же празднование этого дня в деревне Ильеши привлекло внимание этнографов?
Чудотворная икона св. вмц. Параскевы. Народное предание: в Ильинскую пятницу пастух увидел на березе маленькую девочку в странном одеянии. Пастух попытался сбить её вниз кнутом, стал кидать камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву. Испуганный пастух поспешил к местному священнику, который тотчас отправился к месту события. Обнаруженная в корнях дерева икона св. Параскевы была торжественно отнесена в церковь.
По местному преданию в XV или в XVI в. (даты не подтверждены историческими свидетельствами) именно в Ильинскую пятницу неподалеку от храма произошло явление чудотворной иконы св. вмц. Параскевы. Данное событие стало причиной того, что Ильинская пятница в деревне Ильеши стала обетным, или местнопочитаемым (по современной церковной терминологии) праздником, плавно переходящим в престольный праздник деревни день св. прор. Илии.
Многие народные обычаи, связанные с культом Параскевы Пятницы, здесь сохранялись на протяжении веков «в поразительных размерах, и с изумительными подробностями» (Максимов С.В. По толкованию С. Максимова. СПб., 1890. Т. XVI. С. 89).
Прибытие иконы св. вмц. Параскевы Пятницы в Николо-Пятницкий храм из Санкт-Петербурга накануне Ильинской пятницы. Справа – настоятель храма иеромонах о. Иустиниан (Тихонов). 2014г. Фото О.В.Ганичевой
В период религиозных гонений 1960-х гг. чудотворная икона была передана на хранение в Русский музей (ГРМ), но в год 1000-летия Крещения Руси по прошению настоятеля Николо-Пятницкого храма и прихожан икона была возвращена Русской православной церкви. В настоящее время её постоянным местом нахождения является соборный храм Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Но раз в год, накануне Ильинской пятницы икона св. вмц. Параскева на несколько дней «возвращается» в Ильеши. Отбытие иконы в Александра-Невскую лавру происходит по завершению престольного праздника – дня св. пророка Илии.
Во время всенощной священнослужители (их помощники, родственники), а также прихожане из деревни Ильеши получают возможность в числе первых поклонится местночтимой святыне. По традиции верующие встают на колени, осеняют себя крестным знамением, трижды прикладываются к иконе и на коленях проходят под ней. По окончанию всенощной совершается обряд водоосвящения.
С раннего утра Ильинской пятницы начинается прибытие паломников из разных районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, среди которых особенно много женщин и детей, а также многодетных семей.
Перед началом Божественной литургии. Мальчик в красной косоворотке (внизу) – именинник, Илья; возле него дети прихожан. Русские, цыгане. 2014г. Фото О.В.Ганичевой
Следует отметить, еще одну особенность Ильинской пятницы в деревне Ильеши – непременное участие в обетном празднике общин православных цыган – старопоселенцев Санкт-Петербургской губ., потомки которых проживают сегодня на территории Гатчинского района.
После Божественной литургии, исповеди и причащения, наступает время главного события праздника: чудотворная икона «выходит» из храма и начинается крестный ход к месту её явления.
Крестный ход начинается с обхода Николо-Пятницкого храма. Во время крестного хода совершаются четыре остановки соответственно четырем сторонам света. На каждой остановке настоятель храма о. Иустиниан окропляет верующих святой водой на четыре стороны света (восток – запад – север – юг). Русские, цыгане. 2014г. Фото О.В.Ганичевой
Участники крестного хода выходят на лесную поляну, где несколько веков назад была обретена икона св. вмц. Параскевы. Русские, цыгане. 2014г. Фото О.В.Ганичевой
Традиция крестного хода вокруг церкви была восстановлена в 1988 г., к месту явления иконы св. вмц. Параскевы – в 2006 г., когда настоятелем был о. Леонид (Трофимук). В настоящее время протоиерей о. Леонид служит настоятелем храма Св. арх. Михаила (д. Бегуницы), а также исполняет обязанности ключаря Николо-Пятницкого Храма.
При сопоставлении фотоматериалов двух экспедиций, которые разделяет 85 лет, можно обнаружить значимые отличия в проведении народных обрядов, обусловленные уничтожением в 1960-х гг. культовых объектов, существовавших на месте явления иконы (часовня, камень, береза, источник), но тем поразительнее сходство: многолюдность крестного хода, прибытие паломников из разных районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, большое количество среди них женщин и детей, праздничный эмоциональный настрой верующих, женские моления у стен храма и почитаемого камня, поклонение кресту, установленному подле молодой березки, выросшей на месте уничтоженной.
Подробнее о церковной составляющей праздника и народных обычаях посетитель сможет узнать, ознакомившись с фотографиями и экспликациями выставки, а также на сайте прихода Николо-Пятницкого храма в деревне Ильеши.
Традиции народного православия в начале ХХ и ХХI веках
Женщина с больными руками и ногами на коленях огибает храм, в надежде на исцеление. С.Ильеши. 1929г. Фото А.А.Гречкина
Молодые цыганки у стен храма молят св. вмц. Параскеву о ниспослании счастья, здоровья, благополучия себе и своим близким. Д.Ильеши. 2014г. Фото О.В.Ганичевой
Омовение глаз водой, скопившейся в углублении камня – «следке», оставленном вмц. Параскевой. Русские, цыгане. С.Ильеши. 1929 г. Фото А.А. Гречкина
Новый почитаемый камень, который заменил уничтоженный в 1960-е гг. Паломники, переходя от фундамента часовни к почитаемому камню, обязательно прикасаются к нему (рукой, лбом, некоторые крестятся и целуют камень). Цыганки собирают мох, который, по их представлениям, обладает обережной и целительной силой. Хранят его в течение года в потаенном месте. Цыгане. Д.Ильеши. 2014г. Фото О.В.Ганичевой