икона выцвела что делать

Куда можно деть старые иконы и как избавиться от испортившихся образов

Часто приходится слышать вопрос: куда можно деть ненужные, испорченные, старые иконы. На этот счет имеется практическое решение. Способ применяют, чтобы не совершить неподобающего поступка. Ведь написанный образ – прежде святыня. Если изображение стало лишним в доме или потеряло привлекательный вид, то ничего страшного нет в попытке избавиться от него. Часто случается, когда взвешивают все «за» и «против», все-таки оставляют икону.

Что нужно делать с ненужными иконами

Благоговейное отношение к изображениям угодников Божьих – неотъемлемое поведение христианина. К какой бы конфессии не относился верующий. Каждый образ пишется с молитвой и по благословению духовника.

Современные технологии разрешают изготовить бумажные копии святых икон. Журналы, календари наполняют страницами с образами святых угодников, библейских сюжетов. Стало модно дарить, покупать и украшать жилища священными изображениями.

Постепенно домашний молитвенный уголок перенасыщается, возникает потребность уменьшить количество икон. Человек решает, куда девать атрибуты веры.

Согласно установленным правилам, святой образ можно:

Жертва и милость

Церковь ведет миссионерскую работу. Церковные служители посещают малообеспеченных и престарелых людей, заключенных. Такие нуждающиеся будут рады святому образу и подарку.

икона выцвела что делать. lazy placeholder. икона выцвела что делать фото. икона выцвела что делать-lazy placeholder. картинка икона выцвела что делать. картинка lazy placeholder.

Старинные иконы жертвуют религиозным заведениям, школам, другим организациям. Такая жертва послужит для укрепления веры и благочестия. Как бы там ни было, соблюдать правила надо, чтобы не оскорбить святого, чей лик изображен на иконе.

Популярная практика реализовать древние образа любителям антиквариата. Но это дилемма каждого: продать или дарить.

Иконы бывших хозяев или чужих людей

Иногда можно найти священные иконы, которые оставили прежние хозяева жилища. Святые образа выбрасывать нельзя. Прежние жильцы их забыли или оставили намеренно. Это надо выяснить и поступить по соображениям совести.

Важно помнить, что святой образ не теряет благой силы. Чудотворный лик одинаково помогает страждущим людям. Тайная сила остается:

Ничего страшного не будет, если оставить образ для молитвы. Наоборот, благоговейное отношение призовет милость и помощь. Если присутствуют сомнения, лучше отнести святой образ в церковь. Там попросить освятить икону или оставить на усмотрение служащих.

икона выцвела что делать. lazy placeholder. икона выцвела что делать фото. икона выцвела что делать-lazy placeholder. картинка икона выцвела что делать. картинка lazy placeholder.

В былые времена пользовались способом предавать обветшалые святые образа реке, водоему. Вода забирала дар. Этим способом пользоваться можно, только когда вода проточная и чистая. Не забыть помолиться, хотя бы незамысловатыми словами, или попросить прощения за маловерие.

Предрассудкам не место

Суеверные люди считают, что иконы нельзя ни дарить, ни принимать из чужих рук. Это заблуждение влияет даже на осведомленных людей. Ошибочное мнение останавливает христианина от добрых поступков.

Если образ испорчен

Печально, когда семейная икона теряет первоначальный вид, приходит в негодность. Потому что святой образ имеет ценность для всех родных. Ведь это память о предках. Последующее поколение наследовало родовую реликвию, передавало потомкам. К сожалению, время не жалеет даже произведения искусства. Может, образ написан неискусной рукой, ценность из-за этого не уменьшается.

Виды повреждений икон:

икона выцвела что делать. lazy placeholder. икона выцвела что делать фото. икона выцвела что делать-lazy placeholder. картинка икона выцвела что делать. картинка lazy placeholder.

Такие дефекты самостоятельно не исправить. Поэтому разумно попросить помощь у профессионального реставратора. Художник-реставратор попробует спасти образ.

Если это невозможно, то икону надо отвезти в храм или сжечь самостоятельно в укромном месте. Пепел затем закопать под деревом или собрать и опустить в реку.

Огонь сжигает

Современные ламинированные литографии со временем теряют форму и качество. Если такие иконки испортились, то можно отнести их в приход. Там знают, что делать. Обычно их сжигают в церковной печи или определенном месте.

Действия с иконами, пришедшими в неудовлетворительное состояние, следует проводить в соответствии с правилами:

икона выцвела что делать. lazy placeholder. икона выцвела что делать фото. икона выцвела что делать-lazy placeholder. картинка икона выцвела что делать. картинка lazy placeholder.

Как избавиться от освященных вещей

Вещи, которые употребляли для совершения обрядов и таинств, не выбрасывают вместе с обыкновенным мусором. Их сжигают или закапывают в специальном месте. В цветнике, на поле, где не топчутся ногами.

Религиозные предметы, которые копили дома на протяжении многих лет, не выносят наряду с бытовыми отходами.

Если дома скопилось много календарей, журналов с христианской тематикой, то их не выбрасывают с отходами. Репродукции с ликами святых угодников можно вырезать и обрамить в оклад. Изготовленную икону освятить и использовать по назначению.

Церковную литературу благоразумнее будет раздать нуждающимся:

Во всех проблемных случаях правильно будет отдать ветхие книги в храм для реставрации или утилизации.

Можно выполнить реставрацию печатного издания своими руками. Особенно, если экземпляр представляет ценность. Книги, которые печатали до середины ХХ века, стоит сохранить. В современном мире постепенно теряется почтительное отношение к людям, а, тем более, к святым иконам. Срабатывает сила привычки и безнаказанности. Но каждый человек должен ответственно относиться к делам веры. Ведь совсем не сложно придерживаться принятых норм.

Источник

Как ухаживать за иконами? Памятка от реставратора

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Памятка составлена на основе рекомендаций реставратора Галины Сергеевны Клоковой, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

1. Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, то есть не открывайте все окна или форточки. Не открывайте окно, если на улице сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности. В помещении с иконами нельзя мыть пол, поливая водой во избежание резкого повышения влажности воздуха.

2. Не протирайте икону тряпкой — ни мокрой, ни сухой, иначе постепенно вы уничтожите изображение. Следует регулярно, примерно один раз в месяц, удалять пыль только сухой, очень мягкой и толстой беличьей кистью (в крайнем случае — бархоткой), и только в том случае, если красочный слой не осыпается.

3. Недопустимо попадание на икону прямых солнечных лучей во избежание резкого нагрева.

4. Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Помните, что сквозняки и холод приведут к разрушению краски и грунта иконы.

5. Не мойте икону. Не пытайтесь обновить икону лаками, красками, маслами и прочими веществами. Не протирайте икону никакими веществами (освященными в том числе — канонически это не обоснованно), поскольку они проникают в грунт и краску, разрушая икону. Впоследствии отреставрировать икону будет очень трудно или вообще невозможно.

6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, рядом с осветительными приборами. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.

7. Не храните иконы в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Этот вредитель за два-три года может превратить доску иконы в труху, а избавиться от такого заражения очень сложно.

8. Чем больше свечей на подсвечнике — тем дальше он должен стоять от иконы, причем не ближе длины самых длинных свечей. Старайтесь не использовать подвесные подсвечники.

9. Сохранять икону до реставрации даже длительное время можно в горизонтальном положении, защитив ее поверхность от любых прикосновений (например, в шкафу или коробке). В том же горизонтальном положении рекомендуется и доставлять ее реставратору, не протирая и ничем не трогая поверхность иконы.

10. Любое вмешательство людей, не имеющих специального реставрационного образования, способно вызвать в последующем новые разрушения иконы и даже привести к полной ее гибели!

Источник

Старинные иконы меры предосторожности

Слово утешения», Иваново
СТАРИННЫЕ ИКОНЫ: МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Старинные иконы, а подчас и целые домашние иконостасы, нередко встречаются в наших домах. Иконы, передаваемые по наследству, — это не только память о наших ушедших родных, не только произведение искусства, но и святыня. Иконописцы называют икону богословием в красках. Старинные иконы требуют особого внимания, ухода, и от нас зависит, увидят ли их наши внуки и правнуки. О том, как хранить иконы, нам рассказали в реставрационно-иконописной мастерской Свято-Введенского женского монастыря монахини Рахиль и Христина.

— Как ухаживать за старинными иконами, чтобы не навредить, дольше сохранить?

— Хранить старинную икону, написанную на дереве, довольно сложно, и относиться к этому надо серьёзно. Иконы, которые пережили безбожное советское время, — все чудотворные, ведь они уцелели во всех пожарах, грабежах, гонениях, а это — настоящее чудо.

Рекомендации по уходу за старинной иконой просты. Располагайте иконостас вдали от отопительных приборов, батарей, обогревателей. Следите за температурным режимом в помещении и влажностью, чтобы не началось растрескивание, расслоение живописного слоя, левкаса и древесины друг от друга, очищайте от пыли.

— Чем протирать от пыли? Что делать, если икона потемнела от времени?

— Протирать от пыли можно только сухой и мягкой тряпочкой. В крайнем случае,если икона очень сильно загрязнена, едва влажной. Это относится и к окладу. Не надо его чистить моющими средствами, иначе их частицами обязательно забьются прорези ликов и рук, что пагубно повлияет на сохранность иконы.

Если видите, что появились трещины на иконе, кажется, что осыпается, сходите к специалисту-реставратору. Самостоятельно восстанавливать икону нельзя. Это так же, как с врачом: если у вас заболел зуб, вы идёте к стоматологу, а не пытаетесь сверлить зуб самостоятельно. И здесь специалист-реставратор осмотрит икону и пропишет ей лечение. Лучше меньше самодеятельности.

Вбивать гвозди, покрывать икону нитролаком, натирать растительным маслом или воском недопустимо.

— Бывает, что комнату нужно окропить святой водой и капли попадают на иконостас. Не вредит ли это образам?

— Поливать водой старинные или живописные иконы, конечно, не нужно. Если попало две-три капли, то это не страшно, но если с кропила прольётся много воды, это обязательно скажется на иконе, особенно если вода попадёт под оклад — ведь под ним древесина с краской и левкасом. Всё отслоится, начнется отшелушивание нижнего красочного слоя.

— Можно ли узнать возраст иконы?

— Старинные — всегда на дереве. Действительно ли икона старинная или писана под старину, определить поможет реставратор.

Иногда на тыльной стороне доски мастера оставляли зарубки, так они напоминали себе, кто заказчик, каковы сюжет будущего образа и срок работы.

— Обязательно ли реставрировать икону?

— Если вы нашли икону на чердаке или в подвале и принесли её домой, протёрли от пыли, то всё равно в сухом помещении икона продолжит разрушаться, ломаться, трещать. Пойдёт процесс высыхания. Перед тем как ставить такую икону в домашний иконостас, её необходимо показать специалисту, профзаклеить. Можно её не реставрировать полностью, но укрепить надо. И укрепление, и профзак-лейку, и расчистку может делать только специалист. Если вы попытаетесь это сделать самостоятельно, икона может быть безвозвратно испорчена. К нам в мастерскую попадают иконы после непрофессионального ухода, некоторые восстановить уже невозможно.

— Что делать, если икона уже настолько потеряла свой вид, что её трудно назвать образом?

— Тогда её лучше отнести в храм или в монастырь и попросить сжечь. Если у вас есть приусадебный участок, дом в деревне или недалеко речка, сожгите сами в таком месте, чтобы пепел не попирался ногами, по нему не ходили люди, не бегали животные. Закопайте пепел в чистом месте или ссыпьте в реку.

Относитесь с благоговением к любой иконе, даже если она бумажная. Современные иконы, которые напечатаны в Софрине, тоже бывают памятными, дорогими подарками. Их лучше располагать в помещении так, чтобы на икону не попадал солнечный свет. Типографская краска очень неустойчива, и на солнечном свете икона быстро выцветет.

Источник

Как самостоятельно отреставрировать икону?

Реставрация иконы в домашних условиях — непростая процедура, которая поможет сохранить красоту семейной реликвии. Чтобы не испортить качество изображения, необходимо взять на вооружение полезные советы.

Способы реставрации

Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.

икона выцвела что делать. 0d98b44dc3caafd1d74c4f91a7a81085 e1525499095673. икона выцвела что делать фото. икона выцвела что делать-0d98b44dc3caafd1d74c4f91a7a81085 e1525499095673. картинка икона выцвела что делать. картинка 0d98b44dc3caafd1d74c4f91a7a81085 e1525499095673.

Живописные иконы

Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.

Чистка

Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:

Дезинфекция

Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.

Укрепление

Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.

Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.

Защита

Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.

Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.

Металлические иконы

Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.

Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.

Золото, серебро

Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.

Полезные советы

Чтобы сохранить реликвию в первозданной красоте долгое время, соблюдают простые правила:

Следует помнить, что воду, которой очищали икону, нельзя выливать в раковину. Для этого используют место на улице, где никто не ходит.

Конечно, сложную реставрацию дилетанту не одолеть. Но бережного ухода иногда вполне хватает, чтобы продлить реликвии жизнь.

Источник

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *