идти на таран что это значит
Значение слова «таран»
1. Древнее стенобитное орудие — бревно с металлическим наконечником, укрепленное цепями на передвижной башне. Таран стенобойный Сшиб ворота; расколовшись, огромные рухнули створы. Жуковский, Разрушение Трои. Цареград с его дворцами Осаждает Симеон: В ворота стучат тараны, За стенами слышен звон. Полонский, Симеон, царь болгарский.
2. Мор. Выступ в носовой подводной части боевого судна для нанесения удара по корпусу неприятельского корабля (в гребном, а также броненосном флоте второй половины 19 в.). Корма броненосца, содрогнувшись, стала быстро погружаться, и над водой торчал только один таран. Новиков-Прибой, Цусима.
4. Воен. Прорыв фронта и глубокое вклинивание в расположение противника как военная операция, а также ударная группа, осуществляющая ее. Стратегический таран. □ Танки противника из взятого в полукольцо Кенигсберга тараном шли на Пиллау. Кочетов, Товарищ агроном. Несколько удивлен он был, как могли в штабе корпуса назначить при главной атаке тараном полк, так нелепо потерявший целый батальон накануне. Сергеев-Ценский, Лютая зима.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Идти на таран что это значит
Хотя понятие «таран» большинство связывают с авиацией, пришло оно из глубины веков, когда люди летали лишь в мечтах и мифах. Собственно, слово это означало не приём боя, а орудие для пробивания стен или часть корабля. Именно корабли первыми применили таран, причём в Древнем мире это приём боя был основным. На заре авиации этот прием использовался для уничтожения самолета противника, поскольку никакого вооружения для ведения воздушного боя на борту летательных аппаратов тогда еще не было.
Хотя про воздушные тараны слышали многие, с ним связано очень немало ошибочных представлений. Рассмотрим некоторые.
Можно ли выжить при таране?
Воздушный таран — это действительно очень рискованный приём боя, но отнюдь не приводящий к обязательной гибели пилотов. Ошибка связана с тем, что путают два приёма воздушного боя: таран и лобовую атаку.
Именно лобовой атакой заканчивается знаменитый роман Джеймса Олриджа «Дело чести», где герой книги, английский лётчик Джон Квейл направляет свой самолёт навстречу немецкому истребителю.
При таком столкновении выжить невозможно даже теоретически, но не следует думать, что лобовая атака — это самоубийство. Лобовая атака — это испытание нервов, и тот, кто идёт на неё рассчитывает, что противник испугается. При этом тот, кто сворачивает, гарантированно проигрывает, так как отвернув вверх подставляет самолёт под огонь пушек и пулемётов противника. Именно такая ситуация описана в книге «Повесть о настоящем человеке». Уходя же от лобового столкновения вниз, самолёт, как правило, теряет управление. Что в какой-то мере показано в фильме «Небесный тихоход». При этом опытные пилоты-истребители, часто идут в лоб не для того, чтобы столкнуться, а, чтобы ударить самолёт противника крылом.
В тот период, когда большинство самолётов были бипланы с неубирающимися шасси и скорости были невелики, такой прием использовался широко и чаще всего не приводил к гибели таранившего.
Другая тактика, широко использовавшаяся уже во Вторую Мировую войну, заключалась в том, чтобы приблизиться к противнику сзади и своим пропеллером отрубить хвостовое оперение. Самолёт противника если и не падал сразу, то шансов сесть у него практически не было. Свой же самолёт в худшем случае терял воздушный винт, но при этом его можно было посадить. В крайнем случае у пилота оставалось время выпрыгнуть с парашютом.
В любом случае все описанные способы очень опасны, так как малейшая ошибка приводит к столкновению, при котором самолёты разрушаются. При этом, если истребитель таранит бомбардировщик, особенно тяжёлый, у его пилота шансов выжить меньше, чем у экипажа бомбардировщика. Просто из-за разницы в размерах. Но бывали случаи, когда выживали даже при столкновении, как при лобовой атаке, так и при заходе сзади или сбоку.
В большинстве случаев лётчики решались на таран, когда заканчивались боеприпасы, был повреждён самолёт или тяжело ранен пилот. И в этих ситуациях, особенно в последних двух случаях, пилот уже мог не думать о том, как ему выжить.
Только ли наши пилоты шли на таран?
Ещё одно ошибочное мнение, связанное с воздушными таранами, состоит в том, что этот приём использовали только русские и советские лётчики. Объясняется это в первую очередь тем, что во многих советских книгах встречаются фразы вроде: «Никто кроме советских лётчиков на таран не осмеливался» или «Только советские истребители были способны пожертвовать жизнью за Родину и пойти на таран».
Притом, что уж про японских камикадзе едва ли кто не слышал, да и упомянутый выше роман «Дело чести», не единственное описание в литературе.
Но на таран шли лётчики самых разных армий.
Во Второй Мировой войне даже имело место создание специальных подразделений, которые рассматривали таран, как основной способ ведения воздушного боя.
Это, конечно, всем известные камикадзе, пилоты «Специального ударного корпуса» военно-морского флота Японии. Применялись они, правда, против кораблей, но были и подразделения, которые пытались применять против американских «Летающих крепостей». Впервые камикадзе совершили налёт, причём неудачный, в октябре 1944 года. Не следует думать, что до этого японские летчики не шли на таран. Наоборот, как правило, в случае повреждения своего самолёта, японские летчики всегда старались направить его на вражеский корабль.
Были созданы в 1944 году и «специальные штурмовые части» в Люфтваффе. Они комплектовались штрафниками, и, хотя не обязаны были идти на таран, но брали обязательство сбить не менее одного бомбардировщика за вылет.
В числе летчиков, совершивших воздушный таран во Второй Мировой войне, были также пилоты Великобритании, США, и даже таких стран, как Болгария и Греция. Причём речь идет про тараны подтвержденные.
Ведь с применением таранов есть одна сложность, на которую в своей работе «Воздушные тараны – мифы и реальность» указывает историк авиации Михаил Тимин.
В случае, когда самолёт совершил таран, особенно, если пилот погиб, очень трудно достоверно оценить, был ли это сознательный поступок или стечение обстоятельств. Столкновения самолётов в воздухе, хоть и не часто, но происходили, поэтому многие случаи таранов оспариваются.
Особенно это касается «огненных таранов», когда пилоты направляли подбитый самолёт на наземные цели. После таких таранов обычно никто не выживал, и доказательств того, что поступок был сознательным не существует. Впрочем, есть немало случаев, когда часть экипажа покидала самолёт и оставалась в живых, а таран совершал один пилот.
Идти на таран что это значит
Хотя понятие «таран» большинство связывают с авиацией, пришло оно из глубины веков, когда люди летали лишь в мечтах и мифах. Собственно, слово это означало не приём боя, а орудие для пробивания стен или часть корабля. Именно корабли первыми применили таран, причём в Древнем мире это приём боя был основным. На заре авиации этот прием использовался для уничтожения самолета противника, поскольку никакого вооружения для ведения воздушного боя на борту летательных аппаратов тогда еще не было.
Хотя про воздушные тараны слышали многие, с ним связано очень немало ошибочных представлений. Рассмотрим некоторые.
Можно ли выжить при таране?
Воздушный таран — это действительно очень рискованный приём боя, но отнюдь не приводящий к обязательной гибели пилотов. Ошибка связана с тем, что путают два приёма воздушного боя: таран и лобовую атаку.
Именно лобовой атакой заканчивается знаменитый роман Джеймса Олриджа «Дело чести», где герой книги, английский лётчик Джон Квейл направляет свой самолёт навстречу немецкому истребителю.
При таком столкновении выжить невозможно даже теоретически, но не следует думать, что лобовая атака — это самоубийство. Лобовая атака — это испытание нервов, и тот, кто идёт на неё рассчитывает, что противник испугается. При этом тот, кто сворачивает, гарантированно проигрывает, так как отвернув вверх подставляет самолёт под огонь пушек и пулемётов противника. Именно такая ситуация описана в книге «Повесть о настоящем человеке». Уходя же от лобового столкновения вниз, самолёт, как правило, теряет управление. Что в какой-то мере показано в фильме «Небесный тихоход». При этом опытные пилоты-истребители, часто идут в лоб не для того, чтобы столкнуться, а, чтобы ударить самолёт противника крылом.
В тот период, когда большинство самолётов были бипланы с неубирающимися шасси и скорости были невелики, такой прием использовался широко и чаще всего не приводил к гибели таранившего.
Другая тактика, широко использовавшаяся уже во Вторую Мировую войну, заключалась в том, чтобы приблизиться к противнику сзади и своим пропеллером отрубить хвостовое оперение. Самолёт противника если и не падал сразу, то шансов сесть у него практически не было. Свой же самолёт в худшем случае терял воздушный винт, но при этом его можно было посадить. В крайнем случае у пилота оставалось время выпрыгнуть с парашютом.
В любом случае все описанные способы очень опасны, так как малейшая ошибка приводит к столкновению, при котором самолёты разрушаются. При этом, если истребитель таранит бомбардировщик, особенно тяжёлый, у его пилота шансов выжить меньше, чем у экипажа бомбардировщика. Просто из-за разницы в размерах. Но бывали случаи, когда выживали даже при столкновении, как при лобовой атаке, так и при заходе сзади или сбоку.
В большинстве случаев лётчики решались на таран, когда заканчивались боеприпасы, был повреждён самолёт или тяжело ранен пилот. И в этих ситуациях, особенно в последних двух случаях, пилот уже мог не думать о том, как ему выжить.
Только ли наши пилоты шли на таран?
Ещё одно ошибочное мнение, связанное с воздушными таранами, состоит в том, что этот приём использовали только русские и советские лётчики. Объясняется это в первую очередь тем, что во многих советских книгах встречаются фразы вроде: «Никто кроме советских лётчиков на таран не осмеливался» или «Только советские истребители были способны пожертвовать жизнью за Родину и пойти на таран».
Притом, что уж про японских камикадзе едва ли кто не слышал, да и упомянутый выше роман «Дело чести», не единственное описание в литературе.
Но на таран шли лётчики самых разных армий.
Во Второй Мировой войне даже имело место создание специальных подразделений, которые рассматривали таран, как основной способ ведения воздушного боя.
Это, конечно, всем известные камикадзе, пилоты «Специального ударного корпуса» военно-морского флота Японии. Применялись они, правда, против кораблей, но были и подразделения, которые пытались применять против американских «Летающих крепостей». Впервые камикадзе совершили налёт, причём неудачный, в октябре 1944 года. Не следует думать, что до этого японские летчики не шли на таран. Наоборот, как правило, в случае повреждения своего самолёта, японские летчики всегда старались направить его на вражеский корабль.
Были созданы в 1944 году и «специальные штурмовые части» в Люфтваффе. Они комплектовались штрафниками, и, хотя не обязаны были идти на таран, но брали обязательство сбить не менее одного бомбардировщика за вылет.
В числе летчиков, совершивших воздушный таран во Второй Мировой войне, были также пилоты Великобритании, США, и даже таких стран, как Болгария и Греция. Причём речь идет про тараны подтвержденные.
Ведь с применением таранов есть одна сложность, на которую в своей работе «Воздушные тараны – мифы и реальность» указывает историк авиации Михаил Тимин.
В случае, когда самолёт совершил таран, особенно, если пилот погиб, очень трудно достоверно оценить, был ли это сознательный поступок или стечение обстоятельств. Столкновения самолётов в воздухе, хоть и не часто, но происходили, поэтому многие случаи таранов оспариваются.
Особенно это касается «огненных таранов», когда пилоты направляли подбитый самолёт на наземные цели. После таких таранов обычно никто не выживал, и доказательств того, что поступок был сознательным не существует. Впрочем, есть немало случаев, когда часть экипажа покидала самолёт и оставалась в живых, а таран совершал один пилот.
Порвали крейсер. В каких случаях современные корабли идут на таран
МОСКВА, 19 июл — РИА Новости, Андрей Коц. Многие тактические приемы морских сражений прошлых столетий давно канули в Лету: абордажи, линейное построение кораблей, предельно близкая дистанция огневого контакта… Однако один из них — морской таран — широко применялся в войнах XX века. А его модификация — навал — вполне способна решить боевую задачу и сейчас. О том, в каких случаях командир может отдать приказ атаковать противника корпусом корабля, — в материале РИА Новости.
Силовая тактика
Ведущие морские державы оборудовали таранами боевые корабли вплоть до 1870-1890-х годов, до эпохи броненосного флота. Конструктивно это устройство представляло собой выдающийся вперед «бивень» — шпирон, отходящий от фортштевня, и предназначалось для поражения подводной части вражеского корабля и его потопления. Когда в морях господствовали гребные, а позже и парусные корабли с недальнобойной артиллерией, грамотно исполненный таран мог за считаные минуты пустить ко дну даже флагман, предопределив тем самым исход целого сражения.
От вражеского тарана пострадал Джон Фицджеральд Кеннеди, командовавший в апреле 1943-го торпедным катером PT-109. Лодка во главе с будущим 35-м президентом США вела ночное патрулирование вблизи Соломоновых островов. Внезапно из темноты вылетел японский эсминец и разрезал PT-109 пополам. Выжившие члены команды добирались до берега вплавь, причем Кеннеди тащил на себе раненого.
Не гнушались таранов и советские моряки. Так, ночью 28 августа 1941-го два советских бронекатера в Выборгском заливе, как две акулы на косяк рыбы, набросились на флотилию небольших судов противника и уничтожили таранными ударами три катера, два самоходных десантных судна, понтон с тяжелым вооружением и четыре баркаса, перевозившие пехоту и боеприпасы. Применяли «последний аргумент» и подводники. Двенадцатого декабря 1944 года в Балтийском море лодка «Лембит» в подводном положении протаранила немецкую U-479. Та затонула, а советская субмарина с незначительными повреждениями вернулась в порт.
Навал тарану рознь
Даже в годы Второй мировой тараны были редкими. Дальность корабельной артиллерии позволяла противникам вести сражение вне зоны прямой видимости, современные торпеды отвечали за ближний бой, палубная авиация практически исключала внезапность атаки вражеской эскадры. А в XXI веке — с его дальнобойными противокорабельными ракетами, мощными радарами и спутниками — таран представить просто немыслимо.
В феврале этого года исполнилось тридцать лет героическому навалу советского сторожевика на американский крейсер в Черном море. Навал — это, если можно так выразиться, облегченная версия тарана. Корабль пытается не проткнуть судно противника, а ударить его бортом, сблизившись параллельным курсом. Цель навала не потопить корабль, но вынудить его остановиться или изменить направление движения. Иными словами, это последнее «китайское предупреждение». И если его не поймут, заговорят орудия.
Маленькие, но дерзкие
Следующий повод ее применить представился через два года: «Йорктаун» и «Кэрон» прошли через Босфор в начале февраля 1988-го. Им на сопровождение немедленно отправили два сторожевых корабля — «Беззаветный» (водоизмещение 3200 тонн) и СКР-6 (водоизмещение 1140 тонн). По «весовой категории» советские корабли четырехкратно уступали американским и были несравнимо легче вооружены. Но размер в море далеко не всегда имеет решающее значение.
«Йорктаун» на голубом глазу ответил, что ничего не нарушает и действует согласно международным правилам. Американцев предупредили еще несколько раз, однако корабли курс не изменили. В 10:45 они оказались в территориальных водах СССР. Оба черноморских сторожевика по команде дали полный ход и пошли на сближение. В 11:02 «Беззаветный» навалился на левый борт «Йорктауна», срезав ему леера ограждения и смяв установку противокорабельных ракет «Гарпун».
Одновременно СКР-6 «бортанул» эсминец «Кэрон» в кормовой части, повредив противнику шлюпку и шлюпбалку. Оба советских корабля отделались минимальными повреждениями, отошли на небольшую дистанцию и продолжили сопровождение в полной готовности повторить маневр. Но этого не понадобилось. Американская эскадра немедленно изменила курс, направившись обратно к Босфору. Видимо, с навалом они столкнулись впервые и до конца не верили, что два небольших сторожевика решатся бросить вызов их тяжелым посудинам.
таран
Полезное
Смотреть что такое «таран» в других словарях:
ТАРАН — (греч.). 1) древняя стенобитная машина, состоявшая из длинного бревна с металлической бараний головой на конце. 2) носовая часть военн. корабля, обитая сталью, которою ударяют в неприятельский корабль, с целью нанести пробоину. 3) в галльской… … Словарь иностранных слов русского языка
Таран — ТАРАНЕНКО ТАРАНОВ ТАРАСЕВИЧ ТАРАСЕНКО ТАРАСЕНКОВ ТАРАСЕНОК ТАРАСЕНЯ ТАРАСИК ТАРАСИКОВ ТАРАСКИН ТАРАСОВ ТАРАСЬЕВ ТАРАСЮК ТАРАСОВЕЦ ТАРАНОВСКИЙ ТАРАНИН ТАРАНИК От различнвх форм крестильного имени Тарас (смутьян, мятежник греч.).(Э) Тарасов… … Русские фамилии
таран — ТАРАН, а, м. 1. Напористый, активный человек. Не баба, а таран. Либо таран, либо баран. 2. Связь, протекция; человек, который помогает, протежирует … Словарь русского арго
ТАРАН — ТАРАН, тарана, муж. 1. Древнее орудие для разрушения крепостных стен Бревно с металлическим наконечником, укрепленное цепями на подвижной деревянной башне. 2. Бревно для пробивания или вбивания чего нибудь, действующее как копер, но в… … Толковый словарь Ушакова
ТАРАН — ТАРАН, а, муж. 1. Древнее орудие для разрушения крепостных стен бревно с наконечником, укреплённое цепями на подвижной деревянной башне. 2. Горизонтально действующий копер (во 2 знач.) (спец.). 3. Выступ в подводной носовой части судна, служащий… … Толковый словарь Ожегова
ТАРАН — «ТАРАН», СССР, Рижская киностудия, 1982, цв., 75 мин. Социально психологическая драма. По мотивам рассказа Витаутаса Петкявичюса «Танковый бой. 1979». Петерис, бывший танкист, фронтовик и инвалид Великой Отечественной войны, вместе с женой, сыном … Энциклопедия кино
таран — – это когда два барана встретятся и дорогу друг другу не уступают. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Таран — У этого термина существуют и другие значения, см. Таран (значения). Современная реконструкция тарана Таран у древних, стенобитное орудие (бревно из … Википедия