и вдруг такой тоской повеяло с полей
Николай Рубцов. Отплытие
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум — была пора отлета.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались желтые поля,
И вдаль пошел. Вдали тоскливо пел
Гудок чужой земли, гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я ни о чем еще не сожалел-
Была суровой пристань в поздний час.
Искрясь, во тьме горели папиросы,
И трап стонал, и хмурые матросы
Устало поторапливали нас.
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Я уплывал. все дальше. без оглядки
На мглистый берег юности своей.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
И вдаль пошел. А издали тоскливо пел
Гудок совсем чужой земли, гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и в эти вслушиваясь звуки,
Я ни о чём ещё тогда не сожалел.
Была суровой пристань в этот поздний час.
В промозглой тьме, искрясь, горели папиросы,
И тяжко трап стонал, и хмурые матросы
Из тьмы устало поторапливали нас,
И вдруг такой тоской повеяло с полей,
Тоской любви, тоской былых свиданий кратких!
Я уплывал. все дальше, дальше. без оглядки
На мглистый берег глупой юности своей.
Рейтинг работы: 215
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 138
Добавили в избранное: 1
© 04.06.2021г. Юрий Катасонов
Свидетельство о публикации: izba-2021-3099402
Натали 08.06.2021 14:55:59
Отзыв: положительный
Замечательные и немного грустные строки Николая Рубцова.
все как в жизни. спасибо Юра за прекрасную песню, ты так
проникновенно исполнил их, что растревожил мою душу.
с теплом и благодарностью вам, дорогие соавторы-исполнители.
С пожеланием вдохновенного лета.
Люда, БЛАГОДАРЮ.
Рад, что мой вариант Тебе понравился.
С дружеским приветом, Юра
Инна Филиппова 05.06.2021 15:40:15
Отзыв: положительный
Необычайная песня, потрясающее исполнение, Юра! Просто слов нет, как понравилось.
Стихотворение задышало новой жизнью в Вашем исполнении.
Спасибо!
С теплом и благодарностью.
Виктор, БЛАГОДАРЮ. за поддержку и развёрнутую конструктивную критику- для меня это важно, так как, именно, конструктивная критика позволяет развиваться, не зацикливаться в любом деле, в любой профессии.
Конечно, хотелось бы иметь критические замечания-предложения и по другим/некоторым моим песням на слова других авторов- но я понимаю, что это малореально.
Надеюсь на Ваше внимание и в дальнейшем.
С уважением, Юрий
Отплытие. Николай Рубцов
Одно из самых волнующих для меня стихотворений Рубцова – «Отплытие». Я не шутя считаю его шедевром и одним из самых лучших его произведений. Первая же строчка бросает в родное: «Размытый путь. Кривые тополя». Кстати, поэт достаточно часто обращался в начале своих стихотворений к форме назывного предложения. У вас ведь, наверное, сразу же зазвучало его же: «Высокий дуб. Глубокая вода» – один к одному. А «Тихая моя родина! // Ивы, река, соловьи…»? Или – «Лошадь белая в поле тёмном». Ключевые стихотворения. Шедевры. Так вот, меня первая строчка почему-то обращает к некоторым полотнам русских пейзажистов – в первую очередь, наверное, к Саврасову. Мерцающие лужи дорог, грязные колеи, раздетые осенью, грустные деревья по обочинам бездорожья… «Была пора отлёта». А дальше… загадочное ведь совершенно: «И вот я встал и вышел за ворота, //Где простирались жёлтые поля…». Что-то вне конкретной предметики. Вне быта. Вне места. Вне дома. Платоновское грустное пространство русской равнины. Ворота выходят в неё, в мир, а не на деревенскую улицу. А «жёлтые поля», простирающиеся за шагом в мир, это никак не рожь, скажем, по логике стихотворения и строфы, а его же «поблекшие травы луга». Осеннее, грустное пространство русской равнины.
Следующий шаг – тоже вне пространства, неопределённости: «И вдаль пошёл…». Звуки печали сопровождают лирического героя: крики перелётных птиц, «гудок чужой земли, гудок разлуки!» В них такая нам знакомая у поэта «тоска»: «…тоскливо пел». Волнение пути, тревога дороги, печаль «дорожной смуты».
«Я ни о чём ещё не сожалел…» – так завершается вторая строфа, и право, она только добавляет грусти, но не объясняет нам – «о чём»?
Следующие две строфы (совершенно потрясающие!) с огромной силой пробуждают в нас тайну отплытия на больших северных реках: скрип дебаркадера, плеск холодно мерцающей воды, её шлепание по доскам пристани, качающиеся и скрипящие трапы, смутные силуэты «хмурых» матросов, молчаливые и усталые пассажиры, летящие в воду окурки, шаркание ног, пугающий бряк цепи трапа, резкий гудок теплохода, блики света на чёрной воде, бурлящая у винта вода, глухое урчание мотора. Наверное, только пьяный и счастливый человек не будет затронут тайной, магией отплытия…
И дальше молния, яркий прочерк чувства, его ослепляющая сердце вспышка:
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Вот она – причина сожаления! Встречи-расставания… Всегдашний налёт боли сердечной, тоски. Одиночество среди русской равнины, северной реки, времени «распада» – так им любимой и воспетой осени… Отрывание от родного, нажитого, уютного к неясному контуру «мглистой юности». По сути же – в неизвестность. Какой зыбкий ориентир – «мглистый берег юности»! Где он? Вы знаете?
Щемящее стихотворение! Равное другому шедевру – «На ночлеге», столь же магическому, таинственному, вызывающему в душе дрожную волну воспоминаний…
Размытый путь. Кривые тополя.
Я слушал шум — была пора отлёта.
И вот я встал и вышел за ворота,
Где простирались жёлтые поля,
И вдаль пошёл. Вдали тоскливо пел
Гудок чужой земли, гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я ни о чём ещё не сожалел.
Была суровой пристань в поздний час.
Искрясь, во тьме горели папиросы,
И трап стонал, и хмурые матросы
Устало поторапливали нас.
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Я уплывал. всё дальше. без оглядки
На мглистый берег юности своей.
Николай Рубцов, Александр Блок, Иосиф Бродский
Николай Рубцов «ОТПЛЫТИЕ»
И вдаль пошёл. Вдали тоскливо пел
Гудок чужой земли, гудок разлуки!
Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я ни о чём ещё не сожалел.
Была суровой пристань в поздний час.
Искрясь, во тьме горели папиросы,
И трап стонал, и хмурые матросы
Устало поторапливали нас.
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви, тоской свиданий кратких!
Я уплывал. всё дальше. без оглядки
На мглистый берег юности своей.
***
Александр Блок «ЕСТЬ МИНУТЫ, КОГДА НЕ ТРЕВОЖИТ. «
Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет,
Словно в тёмную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.
И напев заглушённый и юный
В затаённой затронет тиши
Усыплённые жизнию струны
Напряжённой, как арфа, души.
Когда снег заметает море и скрип сосны
оставляет в воздухе след глубже, чем санный полоз,
до какой синевы могут дойти глаза? до какой тишины
может упасть безучастный голос?
Пропадая без вести и’з виду, мир вовне
сводит счёты с лицом, как с заложником Мамелюка.
. так моллюск фосфоресцирует на океанском дне,
так молчанье в себя вбирает всю скорость звука,
так довольно спички, чтобы разжечь плиту,
так стенные часы, сердцебиенью вторя,
остановившись по эту, продолжают идти по ту
сторону моря.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
ко дню рождения Александра Андреевича Дулова
Родился в Москве 15 мая 1931 г. Окончил химфак МГУ, работал в Институте органической химии Российской академии наук. Ещё в 1950-х гг. начал сочинять песни («авторские») и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Написал более двухсот произведений этого жанра, преимущественно на чужие стихи, реже — на собственные тексты. Соавторами Дулова по песням стали поэты Саша Чёрный, Владислав Ходасевич, Константин Бальмонт, Василий Курочкин, Николай Гумилёв, Николай Рубцов, Игорь Жданов, Анна Книппер-Тимирева, Варлам Шаламов, Анатолий Жигулин, Даниил Андреев, Евгений Евтушенко, Игорь Иртеньев, Александр Кушнер и многие другие.
Наиболее известные песни Александра Дулова — «Хромой король», «Ну, пожалуйста», «И ни о чём наш разговор», «Кругом тайга», «Дымный чай», «Размытый путь», «Три сосны», «Всё болота, болота», «Ой-ё-ёй, я несчастная девчоночка». Многие из них опубликованы в различных сборниках. Фирма «Мелодия» выпустила три его авторских диска.
И вдаль пошел. А издали тоскливо пел
Гудок совсем чужой земли, гудок разлуки.
Но, глядя вдаль и в эти вслушиваясь звуки,
Я ни о чем еще тогда не сожалел.
Была суровой пристань в этот поздний час.
В промозглой мгле, искрясь, горели папиросы,
И тяжко трап стонал, и хмурые матросы
Из тьмы устало поторапливали нас.
Ты даришь мне, ты даришь мне
Толпу берез, толпу берез,
И, как волшебник, без обмана
Ты радуги прозрачный мост
Мне вынимаешь из кармана.
Твое тепло, твое тепло,
Твое плечо, твое плечо,
И милых песен грусть и нежность,
И разговор наш ни о чем,
И расставанья неизбежность.
Письма не жди, письма не жди,
Дороги опустели.
Идут дожди, одни дожди
Четвертую неделю.
И десять лет, и двадцать лет,
И нет конца и края.
Олений след, медвежий след
Вдоль берега петляет.
Сырая тяжесть сапога,
Роса на карабине.
Кругом тайга, одна тайга,
И мы посередине.
Am H7 E7 Am
Вне гармонических звучаний
Dm6 Am H7 E7
Жесток и жесток этот мир.
A7 Dm Am
Из жести кружка, миска, чайник,
Dm Am H7 E7 Am
. собака-конвоир.
И снова двор тюрьмы, машина,
Конвой, шипящий жесткий свет.
Где та железная пружина
Что в жизни держит этот бред?
Да наяву ли это с нами?
Откуда слышится хорал?
Кто там кровавыми губами
Тюремный снег поцеловал?
Кого уводят чьи обьятья?
Глаза слезятся на ветру,
На металлическом распятье
Христос приварен ко кресту.
ЛУЧШИЕ ДНИ (Злотников Натан?)
Am E7 Am
Это лучшие, лучшие дни
G C
Ты устала от их мельтешенья.
A7 Dm
Что ж, скажу я тебе в утешенье:
Am E7 Am
Знай, как поезд промчатся они.
Это лучшие, лучшие дни
ты устала от их мельтешенья.
Что ж, скажу я тебе в утешенье:
знай, как поезд промчатся они.
ДЫМНЫЙ ЧАЙ (Жданов И.)
Ты там не знаешь ничего,
Винишь, наверное, в измене.
А здесь тропою кочевой
Усталые бредут олени.
АНТИЧНАЯ ВАЗА (Кушнер А.)
C Dm G7 C
На античной вазе выступает
E F G7
Человечков дивный хоровод.
C7 F G7 A7
Непонятно кто кому внимает,
Dm F G7 C
Непонятно кто за кем идет.
Старый мастер резчик по металлу
Жизнь мою в рисунок разверни,
Буду я кружиться до отвалу
И плясать не хуже чем они.
И в чужие вслушиваться речи
И под бубен прыгать невпопад.
Как печален этот человечек
С головой повернутой назад.
ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА (Сеф Р.)
Стол
Сред
И,
— Как мн
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
— Как много зайцев тут!
Шел утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
— Как хорошо в лесу!
Три сосны (Павлинов В.)
Стою, стою, рон
В глуш
А тр
Пер
А тр
П
И сердце рвется на три части,
Щемит в груди, щемит в груди:
Три счастья или три несчастья
Там впереди, там впереди?
Три счастья или три несчастья
Там впереди?
Стою, стою, роняя руки,
В глуши лесной, в глуши лесной,
А три сосны, как три разлуки,
Передо мной, передо мной.
А три сосны, как три разлуки,
Передо мной.
Обращение к друзьям (Юрий Кузнецов)
Приводите девок и туманы
Разливайте тонкие стаканы.
Да настройте ваши балалайки,
Но три знака ждите от хозяйки:
Заливайте скатерть дорогую,
Заводите песню удалую;
Сам ударю в ваши балалайки,
Чтобы звон донесся до хозяйки.
Пусть она шумит под облаками
И на звезды топает ногами.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+