хрустальная гора сказка чему учит
Литературно-художественный анализ произведения, сказки. На примере волшебной русской народной сказки «Хрустальная гора».
Литературно-художественный анализ на примере произведения( сказки). Сказка волшебного вида.
Название произведения, жанр ( вид для сказки) ( автор для авторских произведений).
Тема( о ком,чём- по основным событиям).
Идея( ради чего, с какой целью).
Характеристика гл. героев( цитаты из текста).
Художественное своеобразие произведения.
(особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста).
Выводы- значение в работе с детьми.
1. Русская народная сказка «Хрустальная гора» волшебного вида.
2. В сказке рассказывается о том, как Иван-царевич повстречал животных, помог разрешить им спор, а те наградили его волшебной силой, нашёл царство в хрустальной горе и победил трёх змеев, спас и женился на царевне.
3. Идея – защищать родной край от врагов, восхвалять находчивость и смекалку, прославлять отвагу ради любви.
5. Сказка начинается традиционным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь …», а заканчивается традиционной концовкой: «…на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало».
Закон троекратного повторения: три раза идет царевич пасти стадо и три раза сражается сначала со Змеем с тремя, потом с шестью, а в конце с двенадцатью головами.
Характеристика языка: используются постоянные эпитеты: « Милостивый государь-батюшка», « сел на доброго коня».
Описание: «… полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору…».
Двойные слова усиливающие впечатление от происходящего: « ездил-ездил».
Устойчивые выражения характерные для сказки: « долго ли, коротко ли».
6. Сказка учит любить свою родину. Защищать свой край от врагов. Выручать людей из беды. Верить в добро, в добрых людей. Помогает формировать нравственные ценности и патриотизм, любовь к природе.
Сказка Хрустальная гора. Русская народная сказка
Сказка Хрустальная гора о том, как Иван-царевич борется с силами зла и побеждает. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.
Скачать сказку Хрустальная гора: (word) — (pdf)
Сказка Хрустальная гора читать
Кто автор сказки
Это русская народная сказка. Обработана она собирателем фольклора А. Н. Афанасьевым и включена в его сборник «Народные русские сказки».
Краткое содержание сказки
Анализ сказки Хрустальная гора
Тема сказки Хрустальная гора традиционная для волшебных русских народных сказок — поединок добра и зла. Положительный герой Иван-царевич наделен добротой, ответственностью, смелостью. Он с почтением относится к старшим, смекалка помогает герою преодолевать трудности. Герой заслужил волшебный дар, который ему тоже пригодился. Испытания героя ведут его к победе над силами зла. Хрустальная гора – символ негатива, он нарастает и мешает счастливой жизни героев сказки. Негатив этот порожден бесчинством чудищ. Змеи — воплощение зла. Как только змеи были уничтожены, зло исчезло, гора-негатив растаяла. Чему учит сказка Хрустальная гора? Сказка учит стоять на защите добра и справедливости и не пасовать перед трудностями.
Мораль сказки Хрустальная гора
Кто добро творит, тому зло не навредит. Объяснить мудрую пословицу, которая достойна стать моралью поучительной сказки Хрустальная гора, легко: добро побеждает, потому что у добра больше союзников.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Какая главная мысль сказки «Хрустальная гора», чему учит сказка?
Сказка эта включает в себя типичные свойства русского фольклора: главный герой, младший сын, Иван-царевич, преодолевает все преграды и в конце получает заслуженную награду: женится на царевне.
Действует он то смекалкой, то силой, то отвагой. Сказка учит любви к родине, смелости и терпению.
И конечно, береги и защищай родную землю. Все эти правила актуальны по сей день, потому сказки и живут так долго.
В сказке рассказывается о том, что жили на белом свете старик с дочерью и жила одна баба со своей дочерью. Вот решили как-то старик с бабой вместе жить, вместе вести хозяйство. Мачеха невзлюбила приёмную дочь и потребовала у старика, чтобы отвёз свою дочь в лес в землянку.
Старик отвёз свою дочь в землянку, где она подружилась с мышкой, угостив её кашкой. Мышка помогла падчерице перехитрить медведя, который взамен отблагодарил её и щедро вознаградил.
Мачеха, прознав про это очень сильно рассердилась и почернела от зависти. Решила она и свою дочь отправить в лес. Дочь оказалась жадной и грубой и не угостила мышку, мышка не стала девушке помогать и задрал её медведь.
Сказка про мальчика Федотку, который обидел лесную сову и которая улетела.
Сказка учит нас бережно относиться к природе, не обижать братьев наших меньших.
Так же сказка учит нас обдумывать свои поступки и учиться на своих ошибках и не повторять их больше. Сказка учит нас уметь просить прощение и уметь прощать самому.
Главная мысль сказки в том, что никогда нельзя обижать животных, птиц, всё в нашем мире взаимосвязано, так и в сказке мальчик обидел сову и семья чуть не осталась без запасов зерна, овощей. Совы истребляют грызунов, которые способны причинить большой ущерб сельскому хозяйству и посевам.
Кто приходит на выручку другим, тот и сам всегда помощь получает.
Сказка учит нас обнаруживать разумное любопытство, учит приходить на выручку угодившим в беду, не помышляя об ответной благодарности. Учит сказка быть признательным за оказанную помощь и неизменно отдавать долги. Учит тому, что с преданными друзьями всякое дело ладится.
Главная мысль сказки
Коли вы будете вежливыми и доброжелательными к другим, то, и другие будут конечно, добры к вам. Сказка учит детей быть хорошими, вежливыми, а также воспитанными. Учит сказка, что не надо никого дразнить а тем более обижать. Учит просто радоваться жизни. Видеть во всем только хорошее. Учит, что хвастать – это плохо.
Очень хорошая, короткая и правильная сказка.
Сказка эта учит двум основным вещам.
С одной стороны, никогда не нужно недооценивать соперника и смеяться над ним, каким бы неуклюжим и медленным он тебе ни казался, даже если твое преимущество огромно и неоспоримо. К любому соревнованию нужно относиться серьезно и спокойно, только тогда можно победить. А иначе позорно проиграть можно даже тому, кого превосходишь по всем статьям.
Хрустальная гора: поучительная и интересная сказка
Сказки – это жанр литературы, который берет свое начало задолго до нашей эпохи. Издревле все люди во все времена очень любили сказки. И это совсем не удивительно. Любое произведение этого жанра несет в себе глубокий смысл, учит слушателя добру и почитанию старших. Русский писатель А.Н.Афанасьев пересказал много русских сказок и тем самым смог донести и сохранить их для многих поколений.
Описание произведения
Такое название не является случайным. В сюжете присутствует настоящая Хрустальная гора. В сказке она напоминает некую клетку, в которую была заточена прекрасная царевна. Красивая, но вместе с тем безжизненная гора накрывала замок царевны все больше и больше. Это олицетворение зла, подобно тому, как в наше время распространяется негатив в душе людей, с каждым днем наполняя их сердца ненавистью и злобой. Напоминание об алчности и жестокости людей на пути к желаемому. Порой бывает нелегко разрушить такие чары, но добро и настоящая любовь обладают небывалой силой.
«Хрустальная гора». Герои сюжета
Краткое содержание
Почти во все русских народных сказках присутствует противостояние добра и зла. В сказке «Хрустальная гора» краткое содержание сюжета начинается с того, как три сына просят благословения отца пойти на охоту. Именно здесь в лесу Ивану Царевичу встречается первое испытание. Он увидел мертвую лошадь, а вокруг нее сидели звери, которые не могли ее разделить. Герою сказки нужно было помочь лесным жителям справиться с этой нелегкой задачей. Трудность решения заключалась в том, что нельзя было никого обидеть. Применяя смекалку и ум, Иван легко справился с испытанием. За это звери наградили его способностями превращаться в сокола и муравья.
Как Иван Царевич победил зло
Обернувшись соколом, Иван полетел в другое царство и увидел, что его наполовину втянула Хрустальная гора. Заинтересовавшись этой картиной, герой решает обратиться к царю с просьбой взять его на службу. Как и полагается сюжету сказки, дочь царя влюбляется в Ивана и просит разрешения пойти с ним погулять на Хрустальную гору. Подъехав к горе, молодые люди приметили золотую козу. Погнавшись за ней, Иван потерял принцессу. Не смог он вернуться во дворец без дочери, не смог в глаза ее отцу посмотреть. Тогда царевич решает обратиться в старика и напроситься к царю пастухом. Поручая пасти стадо, царь дает наказ пастуху. Что если прилетит трёхголовый змей, то надо отдать три коровы, если шестиглавый то шесть коров, а двенадцатиглавому змею – двенадцать голов. Но Иван Царевич не отдал ни одной коровы, ни одному злодею. Проявив ум и смелость, он смог сразиться со злодеями.
Обернувшись муравьем, царевич смог сквозь трещину проползти внутрь Хрустальной горы. Как оказалось, там находилась царевна, которая и поведала ему тайну смерти Кощея. Она представляла собой семечко (а находилось семечко в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук в туловище самого страшного змея). Победив в этой схватке, царевич смог не только выйти победителем, но и жениться на царевне.
Чему учит сказка?
— Смелости. Каждый человек в любой ситуации подвергается испытаниям. Сама судьба проверяет его на прочность, и если не проявить смелость, то можно просто сломаться.
— Уважению старших. Сама сказка начинается с просьбы благословения отца. Прогулка царевича и принцессы тоже происходит только с согласия родителя. И появиться перед глазами царя без царевны Иван не смог. В сознании молодежи должно быть воспитано чувство ответственности перед старшим поколением.
Актуальность русских народных сказок в наши дни не потеряна. Сейчас в бурно развивающемся мире так не хватает простого уважения старших, умения и терпения. Людям зачастую некогда просто поздороваться друг с другом, прислушаться к мнению окружающих. Такие сказки, как «Хрустальная гора», читать подрастающему поколению просто необходимо.
Литературно-художественный анализ на примере произведения( сказки)
Литературно-художественный анализ на примере произведения( сказки).
Литературно-художественный анализ на примере сказки « Петушок и жерновцы».
1.Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» о животных и людях.
2.Сказка о том, как мужик нашёл чудесные жерновцы и петушка. Как жадный боярин украл эти жерновцы, а петушок помог вернуть их.
4.Старик и старуха – бедные, работящие люди. Радушные хозяева «Ехал мимо какой-то боярин и заехал к старику со старухой в хату.
— Чего тебе дать, родимый,- разве блинков?
Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки».
Боярин – завистливый, жадный, вороватый. « Позавидовал боярин чужому добру и украл у них жерновцы». Хоть и богат, а у бедняков последнее отбирает.
Обладает смекалкой: «Как услыхал боярин, сейчас приказывает своему слуге:
— Эй, малый! Возьми брось его в воду.
Поймали кочетка, бросили в колодец.
Он и стал приговаривать:
— носик, носик пей воду! Ротик, ротик, пей воду…- и вытянул весь колодец…
— Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду…
И залил весь жар в печи…
Главный герой петушок (животное) действует по образу и подобию человека (антропоморфизм), например: Вспорхнул, влетел в боярские палаты и опять кричит:
— Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые!
Кумулятивность: трижды просит петушок: «Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые!».
Диалог, раскрывающий характеристику героев и мотив их поступков:
Боярин «- Эй малый! Возьми брось его в воду…».
Старуха « Чего тебе, родимый, дать – разве блинков?».
Антитеза – жадность и зависть противопоставляются доброте и отваге.
Эмоциональный язык: «…стали горевать», «…Отдай наши жерновцы, золотые, голубые…».
6. Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях отвагу и взаимовыручку, уважение к пожилым людям, смекалку. Учит тому, что чужое брать не хорошо.
Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств других.
Литературно-художественный анализ сказки «Хрустальная гора».
2.Сказка о том, как Иван-царевич отправляется на охоту, помогая по пути разрешить спор зверей, за что ему дарят возможность превращения в сокола и в муравья. Освобождает королевство от заточения в хрустальной горе и от трёх Змеев с тремя, шестью и двенадцатью головами. Спасает царевну и женится на ней.
3.Идея сказки в том, что за любовь надо бороться. Что враг, посягнувший на родную землю, будет повержен. Что в спорах надо быть справедливым и рассудительным, а в борьбе с врагами проявлять отвагу и смекалку.
4.Главный герой Иван-царевич рассудительный и справедливый: «Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел к нему на плечо и говорит:
Обладает чувством стыда и совестью, потеряв царевну: «Как к царю на глаза показаться?»
Трудолюбие тоже ему не чуждо: « Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя; пришёл во дворец и говорит царю:
— Ваше величество! Найми меня стадо пасти…
…Иван-царевич погнал стадо по горам, по долам…»
5.Сказка начинается традиционным зачином: « В некотором царстве, в некотором государстве…». Сокол наделяет героя волшебной силой, то есть сам обладает волшебством. Используется антропоморфизм: « Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит…», «- Спасибо, Иван-царевич!- сказал сокол.- За эту услугу можешь ты обращаться ясным соколом и муравьём всякий раз, как захочешь.»
В сказке используется закон троекратного повторения, с каждым разом задача усложняется. Трижды герой сражается со змеем, но в первый раз змей с тремя головами. Во второй раз змей с шестью головами. А в третий, решающий бой, змей с двенадцатью головами.
Описание: «… взвился и полетел в тридевятое государство; а того государства больше, чем наполовину, втянуло в хрустальную гору.»
Постоянные эпитеты украшающие язык сказки: «Добрый конь», « Добрый молодец».
6.Сказка учит отличать добро от зла. Что нужно в любых ситуациях противостоять злодеям. Проявлять отвагу и мужество. За свою любовь и землю надо бороться. Воспитывает в детях нравственные и патриотические чувства.