хрупкая веточка чему учит сказка

Детский час

для детей и родителей

хрупкая веточка чему учит сказка. newyear. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-newyear. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка newyear.

Отзыв о сказке Бажова «Хрупкая веточка»

хрупкая веточка чему учит сказка. bazhov hrupkaya vetochka. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-bazhov hrupkaya vetochka. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка bazhov hrupkaya vetochka.Главный герой сказки Павла Бажова «Хрупкая веточка» — Митя, сын каменных дел мастера Данилы. У Данилы было восемь сыновей, Митя по старшинству третьим был. Была у Мити беда, вырос он горбатеньким. Родители его жалели, и даже сапожки сшили, хоть и принято было крестьянским детям летом босиком бегать.

Данила своих детей от работы каменной оберегал до поры, до времени. Решил он их грамоте и счету обучить. Митя тут большое умение проявил, быстрее всех других братьев науки усваивал.

Но хорошая жизнь в семье Данилы была недолгой. Из Санкт-Петербурга приехал барин, который все свои деньги растратил и решил за счет своих крепостных крестьян благосостояние поправить.

И вот однажды барин увидел Митю с братьями. Он заметил сапожки у Мити на ногах и возмутился, что крестьянские дети в сапогах ходят, когда у него денег недостает. Узнав, чей Митя сын, барин вызвал Данилу и повысил ему оброк.

Тяжелые времена настали для семьи Данилы-мастера, пришлось ему и сыновей в подмастерья отдавать, чтобы с уплатой оброка справиться. Митя и тут отличился, быстро каменное ремесло освоил, стал фантазию творческую проявлять. И его решили отправить на обучение в город.

В городе Митя освоил новое умение – ягоды из камня делать. Да так хорошо у него получалось, что городской мастер сам у него учиться был готов. И заказов у Мити было в городе хоть отбавляй.

И решил тогда молодой мастер домой вернуться, рассудив так, что заказчики его и там найдут, а дома работать ему сподручнее.

Дома обустроил он себе рабочее место у окошка и за дело принялся, а сам все думает, как бы изловчиться ягоды из дешевого камня делать, да так, чтобы они такой же красоты были, как из драгоценных камней.

И вот однажды в окошке показалась девичья рука с кольцом на пальце, которая положила на станок плитку змеевика и кусочек шлака, который назывался «соковина дорожная». Выглянул Митя на улицу, да никого там не увидел.

Стал он думать, какие ягоды из этого дешевого материала делать можно, а тут снова рука в окошке показалась и положила на станок три веточки с ягодами: черемухи, вишни и крыжовника. Стало молодому мастеру ясно, какие поделки из того камня изготовить можно. И как только он принял решение, что будет веточку крыжовника делать, как его словно кто по плечу погладил. Понял Митя, что это Хозяйка Медной горы ему помощь оказала.

Первая поделка, веточка крыжовника, из змеевика и сока дорожного получилась, как живая. После нее Митя много из этого материала поделок изготовил, и купцы за них платили, как за изделия из драгоценных камней и семье этими поделками Митя большое облегчение принес. А ту веточку молодой мастер при себе держал, хотел он ее одной девушке подарить, да боялся насмешек.

В тот год барин надумал свою дочь замуж выдавать, и приказчик решил перед барином выслужиться. Отправил он людей к Мите и приказал им ту веточку крыжовника у мастера отобрать. Преподнес приказчик барину веточку в подарок, но когда барин узнал, что поделка из дешевого камня, то возмущаться начал. Приказчик тут же соврал, что поделку ему Митя обманом подсунул, выдавая за дорогую.

Велел барин мастера к нему доставить на расправу, стал на Митю палкой замахиваться, а потом веточку каменную на пол бросил и растоптал. Не выдержал мастер такого отношения к дорогой его сердцу вещи, выхватил из рук барина палку и по лбу его ударил.

А потом развернулся и ушел, и никто его задержать не успел. И как потом ни искали Митю, найти так и не смогли. И девушка та, которой он веточку подарить хотел, тоже пропала.

А барин в скором времени от ожирения умер.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бажова «Хрупкая веточка» заключается в том, что жизнь сама расставит все по своим местам. Доброму и талантливому человеку помощь оказана будет. А жадный и бессердечный за свое поплатится. Молодому мастеру Мите помощь оказала Хозяйка Медной горы, подсказав, как из дешевого камня красивые поделки делать можно. И Митя этой подсказкой успешно воспользовался. А барин от излишеств еды умер.

Сказка Бажова «Хрупкая веточка» учит стремиться к знаниям и осваивать новые умения, чтобы в полной мере реализовать свои природные способности. Митя успешно изучил грамоту и счет, а затем он освоил ремесло каменных дел мастера и результаты его труда пользовались большим спросом.

В сказке мне понравился главный герой, Митя, который вел полноценную жизнь, был человеком творческим, трудолюбивым. Он не стал терпеть самоуправства барина и поступил с ним так, как считал нужным.

Какие пословицы подходят к сказке Бажова «Хрупкая веточка»?

Талантливый человек талантлив во всем.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Человек не камень: терпит, да и треснет.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Бажов «Хрупкая веточка»: какой отзыв написать о сказке?

Какой написать отзыв о сказке Павла Бажова «Хрупкая веточка»?

Что больше всего понравилось в сказке Бажова «Хрупкая веточка»?

Какой вывод можно сделать о прочитанном?

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

В сказе мы узнаем о трудностях, которые обрушились на семью и о том, как Митюнька хотел помочь своим близким. Он научился работать с камнем и вскоре стал уникальным мастером, работающим по обычному камню. Однако не все ценили вещицы Митрия: барин, не понимающий ничего в красоте камня и в изделиях из него, раздавил хрупкую веточку, созданную парнем.

Мне понравилось, что гордый Митя смог дать отпор бестолковому барину, уничтожившему его труд. Простые люди имеют достоинство и знают, что такое честь, в отличие от богатых разнеженных господ.

Сказ «Хрупкая веточка» мне показался поучительным, поскольку я увидела, что внешние недостатки не могут стать преградой человеческой воле, трудолюбию и желанию постичь секреты мастерства. Советую всем прочитать этот необычный сказ, повествующий о жизни и о служении искусству.

хрупкая веточка чему учит сказка. 0d7lTMycwD4EIv30qYUjfjUTMnzA3RS. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-0d7lTMycwD4EIv30qYUjfjUTMnzA3RS. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка 0d7lTMycwD4EIv30qYUjfjUTMnzA3RS.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

Недавно я прочитала сказ под названием «Хрупкая веточка».

Сказ мне очень понравился, с удовольствием прочитаю и другие произведения этого автора, советую и вам прочитать этот интересный и необычный сказ.

хрупкая веточка чему учит сказка. qs7zwBc1BjWor4CA1UQZLG4bKbWr9v0. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-qs7zwBc1BjWor4CA1UQZLG4bKbWr9v0. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка qs7zwBc1BjWor4CA1UQZLG4bKbWr9v0.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

В рассказе Бажова «Хрупкая веточка» идёт речь о трудолюбии и помощи ближним. Так же в рассказе затронута тема благодарности. Я советую прочитать этот рассказ для того, чтобы увидеть пример настойчивости и целеустремлённости. Мало кто способен в случае как у Мити остаться человеком, да ещё и добиться счастья.

В рассказе даже есть случай поучения плохих людей, которые наживаются на страданиях других.

Рассказ учит юных читателей избегать плозого отношения к людям и ценить их за дела и достижения, а не за внешний вид и слова.

Хорошо, когда добро торжествует над злом. Это поднимает дух слабых и делает слабее плохих людей. В следующий раз другой барин подумает, стоит ли ему поступать так же, как барин в этом рассказе.

хрупкая веточка чему учит сказка. yE5eRJ6O2nCIkzsneh22cRmSZyGdVtW. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-yE5eRJ6O2nCIkzsneh22cRmSZyGdVtW. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка yE5eRJ6O2nCIkzsneh22cRmSZyGdVtW.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

На меня данная сказка «Хрупкая веточка» произвела сильное впечатление. Сказка об умелом мальчике Мите, которого родители очень жалели, и не возлагали на него больших надежд, так как он случайно в детстве себе что-то повредил. Он упал и у него рос горб. Однако его умения никак не зависели от его здоровья. Митя схватывал всё налету. Его единственного выделили за умения родители и отправили обучать у настоящего мастера. По возвращении Митя придумал как помочь семье и заработать больше денег, так как барин наложил большой оброк. Исходя из положения, он из обычного камня творит просто чудеса. Так как драгоценных камней взять было негде, Митя вырезал из камня хрупкие и красивые вещи. Первым его изделием была хрупкая веточка.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

хрупкая веточка чему учит сказка. . хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка .

Расскажем коротко содержание данной сказки.

В этой сказке повествуется о Снеговике, которого слепили зимой мальчишки. Снеговику было интересно все, что его окружало. Он многого не знал, потому мало прожил. Собака из будки постоянно просвещала снеговика. У Снеговика была мечта: познакомиться с печкой, но она не сбылась. А весной Снеговик растаял.

Напишем отзыв к сказке.

Это очень грустная сказка о глупом, но добром Снеговике, который почти ничего не знал о жизни. Он очень хотел пойти к печке в гости, потому что не знал, что это опасно для него. Но Снеговик не мог сдвинуться с места, у него не было ног. А собака на цепи обо всем ему рассказывала.

Мне жаль снеговика, который растаял, как только стало тепло на улице.

А вот еще один отзыв к этой сказке.

хрупкая веточка чему учит сказка. . хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка .

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

Отзыв на сказку Андерсена «Ель»

В сказке Андерсена «Ель» мы читаем о судьбе молодой елочки, которую не радовали ни солнце, ни ветерок, ни пение птиц, ни все прелести окружающей ее природы. Ель в этой сказке вечно была чем-то недовольна, стремилась поскорее вырасти, потому что ей казалась, что где-там впереди ее ждут настоящие чудеса и настоящая жизнь.

Однако жизнь преподала ели жестокий урок. Ее срубили, всего один день она простояла нарядная, а потом оказалась в темном чулане, всеми забытая и никому не нужная. А весной ее и вовсе выкинули во двор, изломали и сожгли. Только весной ель поняла, как хорошо ей было в лесу, но было уже поздно.

Главная мысль этой сказки в том, что надо уметь видеть хорошее здесь и сейчас, уметь получать наслаждение от каждого прожитого часа, а не ждать каких-то несбыточных чудес.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

хрупкая веточка чему учит сказка. XTc0cgKDhzLsvyW3QocsnrIDcB2hs4. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-XTc0cgKDhzLsvyW3QocsnrIDcB2hs4. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка XTc0cgKDhzLsvyW3QocsnrIDcB2hs4.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

Во-первых, вся сказка просто пронизана добротой.

Значит подойдёт любая пословица на эту тему. Например:

С добрым словом жить в радости.

Доброе дело два века живёт.

Доброе слово дарит доброе тепло.

Во-вторых, девочка очень хотела увидеть чудесного козлика и ей понадобиось много терпения для осуществления своей мечты. Здесь вполне уместно вспомнить какие-нибудь пословицы о терпении и надежде. Вот: На хотенье есть терпенье. Исподволь и сырые дрова разгораются.

хрупкая веточка чему учит сказка. answer avatar. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-answer avatar. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка answer avatar.

Главный герой «Сказки про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки» — обыкновенный комар, живущий на болоте. Однажды в жаркий день Комар Комарович, отдыхавший под листом, был разбужен истошными воплями своих сородичей. Оказалось, что на болото явился медведь, который, развалившись на траве, раздавил несколько сотен комаров.

Рассердился Комар Комарович и отправился прогонять незваного гостя. Он подлетел к самому носу медведя и громко пропищал, чтобы тот немедленно убирался с болота, а иначе Комар Комарович грозился съесть медведя. Медведь посмеялся над комаром, после чего укрылся лапой и уснул.

Долго воевал косолапый с комарами, пока из сил не выбился. Кончилось дело тем, что убежал обратно в свою берлогу. А комары за ним не погнались, потому что главное дело было сделано – с родной территории они медведя прогнали. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль «Сказки про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост» заключается в том, что объединенными усилиями можно победить даже очень сильного неприятеля. Сказка учит быть смелым, инициативным и находчивым.

В сказке мне понравился главный герой, Комар Комарович. Он не испугался огромного медведя, а решил дать ему отпор. Объединив всех комаров в большое войско, он организовал нападение на мохнатого Мишу и добился победы над ним.

Источник

Хрупкая веточка чему учит сказка

хрупкая веточка чему учит сказка. xrupkaya vetochka p p bazhov. хрупкая веточка чему учит сказка фото. хрупкая веточка чему учит сказка-xrupkaya vetochka p p bazhov. картинка хрупкая веточка чему учит сказка. картинка xrupkaya vetochka p p bazhov.

1) Павел Петрович Бажов

5) Год написания: 1940. В этом году закончилась советско-финская война, был подписан мирный договор. Набирает смертельно опасные обороты Вторая мировая война…Следующий, страшный, год – начало ВОВ, унесшей миллионы жизней.

6) Место действия сказов Бажова – Урал. Повествование чарует, завораживает, и не заметишь, как окажешься в мире каменных рудников, полных необычайных событий; в мире камнерезных мастерских и самих творцов.

7) Основные герои: Данила – великий, мастер, трудолюбивый.

Катя – добрая, самоотверженная. Митя – добрый, веселый, талантливый. Приказчик – подхалим, трус. Барин – злой, жестокий, жадный. Девчонка – бойкая, веселая, верная подруга.

8) Сюжет произведения: сказ о том, как жила семья мастера Данилы и Кати. Один из их детей, восьмерых парнишек – Митя был горбатенький, однако способный к мастерству. Из-за большого барского оброка семье пришлось жить трудно. А Митя выучился на гранильщика, стал хорошим мастером. Из змеевика и шлака сделал прекрасную хрупкую веточку с ягодами крыжовника. Но барин не оценил этой тонкой работы.

9) Отзыв (моё мнение): запоминается лексика сказа, у П. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

П. Бажова все сказы написаны необычным литературным языком. Особенно мне запомнился эпизод, когда барин стал топтать хрупкую веточку, а Митя не выдержал и ударил барина палкой.

Митя – это самородок, умница; только великий мастер способен сотворить чудо и никакие злые силы не могут его сломить. Думаю, что вместе с девчонкой они найдут другое место, где будут счастливы.

Источник

Бажов «Хрупкая веточка» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Перу Павла Петровича Бажова принадлежит рассказ «Хрупкая веточка», опубликованный в 1940 году. Произведение основано на рабоче-пролетарском фольклоре.

Краткое содержание для читательсконо дневника

1) В семействе родилось много детей, которые были весьма красивы и умны.

2) Однако третий сын Митька появился на свет божий горбатеньким, что сразу озадачило родителей.

3) Они отдали его на учёбу в подмастерья, чтобы по камню разные красивые вещицы создавал.

4) Однажды просунулась в окно рука, которая подарила змеевик.

5) Мастер был обрадован, ведь он оценил истинную красоту природного камня.

Читайте по теме:

Главные герои

Данила с Катей добрые люди. Они рожают детей в любви, являясь примером дружно живущего семейства.

Митька внешне некрасив, но в душе он добрый человек. Даже умеет работать по камню так, что всем нравится. Честность также характеризует этого человека.

Главная мысль

На чудо полагайся, да сам трудись. Только профессиональные навыки и постоянная тренировка позволят достичь целей. Это важный момент, который нельзя игнорировать, если хочется достичь успеха в жизни.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Источник

Хрупкая веточка. П. П. Бажов

Главная → П. П. Бажов → Хрупкая веточка

У Данилы с Катей, — это которая своего жениха у Хозяйки горы вызволила, — ребятишек многонько народилось. Восемь, слышь-ко, человек, и все парнишечки. Мать-то не раз ревливала: хоть бы одна девчонка на поглядку. А отец, знай, похохатывает:

— Такое, видно, наше с тобой положенье.

Ребятки здоровеньки росли. Только одному не посчастливилось. То ли с крылечка, то ли еще откуда свалился и себя повредил: горбик у него расти стал. Баушки правили, понятно, да толку не вышло. Так горбатенькому и пришлось на белом свете маяться.

Другие ребятишки, — я так замечал, — злые выходят при таком-то случае, а этот ничего — веселенький рос и на выдумки мастер. Он третьим в семье-то приходился, а все братья слушались его да спрашивали:

— Ты, Митя как думаешь? По-твоему, Митя, к чему это?

Отец с матерью, и те частенько покрикивали:

— Митюшка! Погляди-ко! Ладно, на твой глаз?

— Митяйко, — не приметил, куда я воробы[1] поставила?

И то Митюньке далось, что отец смолоду ловко на рожке играл. Этот тоже пикульку смастерит, так она у него ровно сама песню выговаривает.

Данило по своему мастерству все-таки зарабатывал ладно. Ну, и Катя без дела не сиживала. Вот, значит, и поднимали семью, за куском в люди не ходили. И об одежонке ребячьей Катя заботилась. Чтоб всем справа была: пимешки там, шубейки и протча. Летом-то, понятно, и босиком ладно: своя кожа, не куплена. А Митюньке, как он всех жальчее, и сапожнешки были. Старшие братья этому не завидовали, а малые сами матери говорили:

— Мамонька, пора, поди, Мите новые сапоги заводить. Гляди — ему на ногу не лезут, а мне бы как раз пришлось.

Свою, видишь, ребячью хитрость имели, как бы поскорее Митины сапожнешки себе пристроить. Так у них все гладенько и катилось. Соседки издивовались прямо:

— Что это у Катерины за робята! Никогда у них и драчишки меж собой не случится.

А это все Митюнька — главная причина. Он в семье-то ровно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет.

К ремеслу своему Данило не допускал ребятишек до времени.

— Пускай, — говорит, — подрастут сперва. Успеют еще малахитовой-то пыли наглотаться.

Катя тоже с мужем в полном согласье — рано еще за ремесло садить. Да еще придумали поучить ребятишек, чтоб, значит, читать-писать, цифру понимать. Школы по тогдашнему положению не было, и стали старшие-то братья бегать к какой-то мастерице. И Митюнька с ними. Те ребята понятливые, хвалила их мастерица, а этот вовсе на отличку. В те годы по-мудреному учили, а он с лету берет. Не успеет мастерица показать, — он обмозговал. Братья еще склады толмили, а он уж читал, знай, слова лови. Мастерица не раз говаривала:

— Не бывало у меня такого выученика.

Тут отец с матерью возьми и погордись маленько: завели Митюньке сапожки поформеннее. Вот с этих сапожек у них полный переворот жизни и вышел.

В тот год, слышь-ко, барин на заводе жил. Пропикнул, видно, денежки в Сам-Петербурхе, вот и приехал на завод — не выскребу ли, дескать, еще сколь-нибудь.

При таком-то деле, понятно, как денег не найти, ежели с умом распорядиться. Одни приказные да приказчик сколько воровали. Только барин вовсе в эту сторону и глядеть не умел.

Едет это он по улице и углядел — у одной избы трое ребятишек играют, и все в сапогах. Барин им и маячит рукой-то: — идите сюда.

Митюньке хоть не приводилось до той поры барина видать, а признал, небось. Лошади, вишь, отменные, кучер по форме, коляска под лаком и седок гора-горой, жиром заплыл, еле ворочается, а перед брюхом палку держит с золотым набалдашником.

Митюнька оробел маленько, все-таки ухватил братишек за руки и подвел поближе к коляске, а барин хрипит:

Митюнька, как старший, объясняет спокойненько:

— Камнереза Данилы сыновья. Я вот Митрий, а это мои братики малые.

Барин аж посинел от этого разговору, чуть не задохся, только пристанывает:

— Ох, ох! что делают! что делают! Ох, ох!

Потом, видно, провздыхался и заревел медведем:

— Это что? А? — А сам палкой-то на ноги ребятам показывает. Малые, понятно, испужались, к воротам кинулись, а Митюнька стоит и никак в толк взять не может, о чем его барин спрашивает.

Тот заладил свое, недоладом орет:

Митюнька вовсе оробел, да и говорит:

Барина тут как параличом хватило, захрипел вовсе:

— Хр-р, хр-р! До чего дошло! До чего дошло! Хр-р, хр-р.

Тут Данило сам из избы выбежал, только барин не стал с ним разговаривать, ткнул кучера набалдашником в шею — поезжай!

Этот барин не твердого ума был. Смолоду за ним такое замечалось, к старости и вовсе несамостоятельный стал. Напустится на человека, а потом и сам объяснить не умеет, что ему надо. Ну, Данило с Катериной и подумали — может, обойдется дело, забудет про ребятишек, пока домой доедет. Только не тут-то было: не забыл барин ребячьих сапожишек. Первым делом на приказчика насел.

— Ты куда глядишь? У барина башмаков купить не на что, а крепостные своих ребятишек в сапогах водят? Какой ты после этого приказчик?

— Вашей, дескать, барской милостью Данило на оброк отпущен и сколько брать с него — тоже указано, а как платит он исправно, я и думал…

— А ты, — кричит, — не думай, а гляди в оба. Вон у него что завелось! Где это видано? Вчетверо ему оброк назначить.

Потом призвал Данилу и сам объяснил ему новый оброк. Данило видит — вовсе несуразица и говорит:

— Из воли барской уйти не могу, а только оброк такой тоже платить не в силу. Буду работать, как другие, по вашему барскому приказу.

Барину, видать, это не по губе. Денег и без того нехватка, — не до каменной поделки. В пору и ту продать, коя от старых годов осталась. На другую какую работу камнереза поставить тоже не подходит. Ну, и давай рядиться. Сколько все-таки ни отбивался Данила, оброк ему вдвое барин назначил, а не хошь — в гору. Вот куда загнулось!

Понятное дело, худо Данилу с Катей пришлось. Всех прижало, а робятам хуже всего: до возрасту за работу сели. Так и доучиться им не довелось. Митюнька — тот виноватее всех себя считал — сам так и лезет на работу. Помогать, дескать, отцу с матерью буду, а те опять свое думают:

«И так-то он у нас нездоровый, а посади его за малахит — вовсе изведется. Потому — кругом в этом деле худо. Присадочный вар готовить — пыли не продохнешь, щебенку колотить — глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить — парами задушит». Думали, думали и придумали отдать Митюньку по гранильному делу учиться.

Глаз, дескать, хваткий, пальцы гибкие и силы большой не надо — самая по нему работа.

Гранильщик, конечно, у них в родстве был. К нему и пристроили, а он рад-радехонек, потому знал — парнишечко смышленый и к работе не ленив.

Гранильщик этот так себе средненький был, второй, а то и третьей цены камешок делал. Все-таки Митюнька перенял от него, что тот умел. Потом этот мастер и говорит Данилу:

— Надо твоего парнишка в город отправить. Пущай там дойдет до настоящей точки. Шибко рука у него ловкая.

Так и сделали. У Данилы в городе мало ли знакомства было по каменному-то делу. Нашел кого надо и пристроил Митюньку. Попал он тут к старому мастеру по каменной ягоде. Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и протча. И на все установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу — из дурмашков, клубнику — из сургучной яшмы, княженику — из мелких шерловых шаричков клеили. Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата, кое из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня.

Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему. Мастер сперва ворчал, потом похваливать стал:

— Пожалуй, так-то живее выходит.

Напоследок прямо объявил:

— Гляжу я, парень, шибко большое твое дарование к этому делу. Впору мне, старику, у тебя учиться. Вовсе ты мастером стал да еще с выдумкой.

Потом помолчал маленько, да и наказывает:

— Только ты, гляди, ходу ей не давай! Выдумке-то! Как бы за нее руки не отбили. Бывали такие случаи.

Митюнька, известно, молодой — безо внимания к этому. Еще посмеивается:

— Была бы выдумка хорошая. Кто за нее руки отбивать станет?

Так вот и стал Митюха мастером, а еще вовсе молодой: только-только ус пробиваться стал. По заказам он не скучал, всегда у него работы полно. Лавочники по каменному делу смекнули живо, что от этого парня большим барышом пахнет, — один перед другим заказы ему дают, успевай только. Митюха тут и придумал:

— Пойду-ко я домой. Коли мою работу надо, так меня и дома найдут. Дорога недалекая, и груз не велик — материал привезти да поделку забрать.

Так и сделал. Семейные обрадовались, понятно: Митя пришел. Он тоже повеселить всех желает, а самому не сладко. Дома-то чуть не цельная малахитовая мастерская стала. Отец и двое старших братьев за станками в малухе сидят и младшие братья тут же: кто на распиловке, кто на шлифовке. У матери на руках долгожданная девчушка-годовушка трепещется, а радости в семье нет. Данило уж вовсе стариком глядит, старшие братья покашливают, да и на малых смотреть невесело. Бьются, бьются, а все в барский оброк уходит.

Митюха тут и заподумывал: все, дескать, из-за тех сапожнешек вышло.

Давай скорее свое дело налаживать. Оно хоть мелкое, а станков к нему не один, струментишко тоже требуется. Мелочь все, а место и ей надо.

Пристроился в избе против окошка и припал к работе, а про себя думает:

«Как бы добиться, чтоб из здешнего камня ягоды точить. Тогда и младших братишек можно было бы к этому делу пристроить». Думает, думает, а пути не видит. В наших краях, известно, хризолит да малахит больше попадаются. Хризолит тоже дешево не добудешь, да и не подходит он, а малахит только на листочки и то не вовсе годится: оправки либо подклейки требует.

Вот раз сидит за работой. Окошко перед станком по летнему времени открыто. В избе никого больше нет. Мать по своим делам куда-то ушла, малыши разбежались, отец со старшими в малухе сидят. Не слышно их. Известно, над малахитом-то песни не запоешь и на разговор не тянет.

Сидит Митюха, обтачивает свои ягоды из купецкого материала, а сам все о том же думает:

— Из какого бы вовсе дешевого здешнего камня такую же поделку гнать?

Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука, — с кольцом на пальце и в зарукавье, — и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика, а на ней, как на подносе, соковина дорожная.

Кинулся Митюха к окошку — нет никого, улица пустехонька, ровно никто и не прохаживал.

Что такое? Шутки кто шутит али наважденье какое? Оглядел плитку да соковину и чуть не заскакал от радости: такого материала возами вози, а сделать из него, видать, можно, если со сноровкой выбрать да постараться. Что только?

Стал тут смекать, какая ягода больше подойдет, а сам на то место уставился, где рука-то была. И вот опять она появилась и кладет на станок репейный листок, а на нем три годных веточки, черемуховая, вишневая и спелого-спелого крыжовника.

Тут Митюха не удержался, на улицу выбежал дознаться, кто это над ним шутки строит. Оглядел все — никого, как вымерло. Время — самая жарынь. Кому в эту пору на улице быть?

Постоял-постоял, подошел к окошку, взял со станка листок с веточками и разглядывать стал. Ягоды настоящие, живые, только то диво — откуда вишня взялась. С черемухой просто, крыжовнику тоже в господском саду довольно, а эта откуда, коли в наших краях такая ягода не растет, а будто сейчас сорвана?

Полюбовался так на вишни, а все-таки крыжовник ему милее пришелся и к матерьялу ровно больше подходит. Только подумал — рука-то его по плечу и погладила:

«Молодец, дескать! Понимаешь дело!»

Тут уж слепому ясно, чья это рука. Митюха в Полевой вырос, сколько-нибудь раз слыхал про Хозяйку горы. Вот он и подумал — хоть бы сама показалась. Ну, не вышло. Пожалела, видно, горбатенького парня растревожить своей красотой — не показалась.

Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки-то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре-то выемки наладил да еще, где надо желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка-то вышла. Листочки тоже тонко из змеевки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонехонькие пристроить. Однем словом, сортовая работа. В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись. Ну, как есть настоящие.

Данило с сыновьями хоть по другому камню работали, а тоже в этом деле понимали. И мать по камню срабатывала. Все налюбоваться не могут на Митюхину работу. И то им диво, что из простого змеевика да дорожного соку такая штука вышла. Мите и самому любо. Ну, как — работа! Тонкость. Ежели кто понимает, конечно.

Из соку да змеевику Митя много потом делал. Семье-то шибко помог. Купцы, видишь, не обегали этой поделки, как за настоящий камень платили, и покупатель в первую голову Митюхину работу выхватывал, потому — на отличку. Митюха, значит, и гнал ягоду. И черемуху делал, и вишню, и спелый крыжовник, а первую веточку не продавал — себе оставил. Посыкался[2] отдать девчонке одной, да все сумленье брало.

Девчонки, видишь, не отворачивались от Митюхина окошка. Он хоть горбатенький, а парень с разговором да выдумкой, и ремесло у него занятное, и не скупой: шаричков для бусок, бывало, горстью давал. Ну, девчонки нет-нет и подбегут, а у этой чаще всех заделье находилось перед окошком — зубами поблестеть, косой поиграть. Митюха и хотел отдать ей свою веточку, да все боялся.

— Еще насмех девчонку поднимут, а то и сама за обиду почтет.

А тот барин, из-за которого поворот жизни случился, все еще на земле пыхтел да отдувался. В том году он дочь свою просватал за какого-то там князя ли, купца и придано ей собирал. Полевской приказчик и вздумал подслужиться. Митину-то веточку он видал и тоже, видно, понял, какая это штука. Вот и послал своих охлестов с наказом:

— Если отдавать не будет, отберите силой.

Тем что? Дело привычное. Отобрали у Мити веточку, принесли, а приказчик ее в бархатну коробушечку. Как барин приехал в Полевую, приказчик сейчас:

— Получите, сделайте милость, подарочек для невесты. Подходящая штучка.

Барин поглядел, тоже похвалил сперва-то, потом и спрашивает:

— Из каких камней делано и сколько камни стоят?

Приказчик и отвечает:

— То и удивительно, что из самого простого материалу: из змеевику да шлаку.

Тут барин сразу задохся:

— Что? Как? Из шлаку? Моей дочери?

Приказчик видит — неладно выходит, на мастера все поворотил:

— Это он, шельмец, мне подсунул, да еще насказал четвергов с неделю, а то бы я разве посмел.

— Мастера тащи! Тащи мастера!

Приволокли понятно, Митюху, и, понимаешь, узнал ведь его барин.

«Это тот… в сапогах-то который…»

С палкой на Митюху кинулся.

Митюха сперва и понять не может, потом раскумекал и прямо говорит:

— Приказчик у меня силом отобрал, пускай он и отвечает.

Только с барином какой разговор, все свое хрипит:

Потом схватил со стола веточку, хлоп ее на пол и давай-ко топтать. В пыль, понятно, раздавил.

Тут уж Митюху за живое взяло, затрясло даже. Оно и то сказать — кому полюбится, коли твою дорогую выдумку диким мясом раздавят.

Митюха схватил баринову палку за тонкий конец да как хряснет набалдашником по лбу. Так барин на пол и сел и глаза выкатил.

И вот диво — в комнате приказчик был и прислужников сколько хочешь, а все как окаменели, — Митюха вышел и куда-то девался. Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающий, те узнавали ее.

И еще заметочка вышла. Та девчонка, которая зубы-то мыла перед Митюхиным окошком, тоже потерялася, и тоже с концом.

Долго искали эту девчонку. Видно, рассудили по своему-то, что ее найти легче, потому — далеко женщина от своих мест уходить не привычна. На родителей ее наступали:

А толку все-таки не добились.

Данилу с сыновьями прижимали, конечно, да, видно, оброку большого пожалели, — отступили. А барин еще сколько-то задыхался, все-таки вскорости его жиром задавило.

Благодарим за прочтение сказа Павла Петровича Бажова «Хрупкая веточка»!

Читать все сказы Павла Бажова На главную страницу (полный список произведений)

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Отзыв для читательского дневника

Повесть учит различать в людях добро и зло, защищать близких и брать на себя ответственность за свои поступки. Произведение описывает жизнь героев в эпоху перемен, для их семьи они стали настоящим испытанием. Несмотря на непростые обстоятельства, в семье Арсеньевых неизменно чтили нравственные ценности. В повести много политических деталей, которые могут быть не очень интересны юному читателю. Зато от истории взросления Динки, которая показывает, как формируется характер девочки и как она преодолевает свои страхи, невозможно оторваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *