хорошо же ученики отблагодарили учителей

Хорошо же ученики отблагодарили учителей

хорошо же ученики отблагодарили учителей. tXT SbZWSCq3GPi4pC2tIohqLktGk rfwHl00yurN3I81OF 4Ae1bBRt74LpHOLuq4iXIKpK3aLDRgXU2nNeB3rw. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-tXT SbZWSCq3GPi4pC2tIohqLktGk rfwHl00yurN3I81OF 4Ae1bBRt74LpHOLuq4iXIKpK3aLDRgXU2nNeB3rw. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка tXT SbZWSCq3GPi4pC2tIohqLktGk rfwHl00yurN3I81OF 4Ae1bBRt74LpHOLuq4iXIKpK3aLDRgXU2nNeB3rw.

хорошо же ученики отблагодарили учителей. jIKOM7eP2bOffP8U56lS0Enk bIZesv9qBStLZNpGGvBO0eZT71e6NlbYiQW5i7F4GkgvLat. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-jIKOM7eP2bOffP8U56lS0Enk bIZesv9qBStLZNpGGvBO0eZT71e6NlbYiQW5i7F4GkgvLat. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка jIKOM7eP2bOffP8U56lS0Enk bIZesv9qBStLZNpGGvBO0eZT71e6NlbYiQW5i7F4GkgvLat.

Наталья Комбарова запись закреплена

Творческое задание. Историческая викторина.

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
А.С.Пушкин
Сегодня мы проведем бой, но этот бой будет боем знаний исторического материала.

1 задание.
Разгадайте шифрограмму, и вы прочтете начало солдатской песни времен ПетраI.
1.Способ комплектования армии и флота. 2. Один из первых гвардейских полков. 3. Название, которое получила крепость Нотебург после взятия русскими войсками. 4. Про¬мышленное предприятие. 5. Слово, которым Петр называл Петербург.

1
1 2 3 1 4 5 6 3 7 8 9 10 11 12 1
2
13 1 2 12 11 1 10 14 2 9 6 3 7 8 13 12 15 3
3
16 15 7 6 6 2 15 17 11 4 1 18
4
19 10 9 4 20 10 3 5 4 1 10
5
13 10 1 10 21 7 22

Начало песни времен Петра.
9 10 19 4 Ч 2 9 17 2 9 7 Ч 2 18 12

5 12 15 17 3 12 12 Ч 2 9 17 5 Я 14 2 15 12

19 2 14 21 4 13 1 12 Ч 7 19 5 Я 14 2 15 12

Ч 5 12 9 2 22 9 10 2 19 9 7 Ч 2 18 12

3 задание.
Прочитайте отрывок из текста, написанного Петром I, и вспомните, о каком событии идет в нем речь и в каком году оно произошло. Вставьте в текст пропущенное определение этого события, данное Петром.
Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и по истине она я виною всех благополучных последований России,
понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и______________ как ободрением людей, так и временем….__________________________________________________.

4 задание.
Напишите, кому принадлежат слова.
«Вот пришел час, который решит судьбу отечества».____________
«И грянул бой, Полтавский бой»._________________
«Шведы, шведы!»
«Хорошо же ученики отблагодарили учителей».______________

6 задание.
Отгадайте слова по номерам и сможете прочесть фамилию полковника, руководившего героической обороной Полтавы.
1. Река, на которой стоит Полтава (7 букв). 2. Гетман- изменник (6 букв). 3. Место капитуляции шведской армии (11 букв). 4. Фамилия польского короля — ставленника Карла XII (9 букв). 5. Отборные турецкие войска (7 букв).

Велика была радость Петра после этой победы. На пир он велел пригласить и пленных шведских генералов, ласково принял их и, между прочим, предложил пить за здоровье учителей в военном искусстве. Шведы спросили: «Кто эти учителя?» Петр отвечал: «Вы, господа шведы».

Источник

Хорошо же ученики отблагодарили учителей

Усталые, волнуемые не испытанными никогда ощущениями, царь, генералы и офицеры после молебна сели в палатках обедать. Светлое чувство неизмеримой радости не допускало никаких темных чувств: всех сюда! и пленных шведских генералов усадили тут же за стол; Петр ласкал фельдмаршала Реншельда, хвалил его храбрость, подарил ему свою шпагу. Во время обеда привели Пипера, который, видя страшное поражение, потеряв из виду короля, не зная куда бежать, сам приехал в Полтаву и отдался в плен с двумя секретарями королевскими. Пипера с товарищами также усадили обедать. Гремели пушки, царь провозгласил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. «Кто эти учителя?» – спросил Реншельд. «Вы, господа шведы», – отвечал царь. «Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей!» – заметил фельдмаршал.

Но где король? Часть шведов ушла, не преследуемая. Неожиданное счастие так поразило, что позабыли о необходимости преследования… Только уже вечером послали в погоню князя Мих. Мих. Голицына с гвардиею и генерала Боура с драгунами.

В тот же вечер написаны были письма к своим, к Ромодановскому, Апраксину и другим; к пресбургскому королю Петр писал: «Доносим вам о зело превеликой и неначаемой виктории, которую господь бог нам чрез неописанную храбрость наших солдат даровать изволил с малою войск наших кровию таковым образом: сегодня на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армеею, конною и пешею, атаковал, которая хотя по достоинству держалась, однако ж принуждена была уступить, токмо с великим убытком неприятелю; потом неприятель стал во фрунт против нашего лагору, против которого тотчас всю пехоту из транжамента вывели и пред очи неприятелю поставили, а конница на обеих флангах, что неприятель, увидя, тотчас пошел атаковать нас, против которого наши встречю пошли и тако оного встретили, что тотчас с поля сбили, знамен, пушек множество взяли, також генерал-фельдмаршал господин Рейншельд купно с четырьмя генералы, також первой министр граф Пипер с секретарями в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, и, единым словом сказать, вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла (а о короле еще не можем ведать, с нами ль или со отцы нашими обретается), а за разбитым неприятелем посланы господа генералы-порутчики князь Голицын и Боур с конницею, и сею у нас неслыханною новиною вашему величеству поздравляю». К письму Апраксину приписано: «Ныне уже совершенно камень во основание С. Петербурга положен с помощию божиею».

Утро было мудренее вечера: на другой день, 28 числа, отправился Меншиков в погоню за неприятелем. Остатки шведской армии, бежавшие 27 числа из-под Полтавы, находились в совершенном расстройстве, и великим счастием для них было то, что русские оставили их без преследования. Шведы бежали вдоль Ворсклы к Днепру. Перед рассветом 29 июня достигли они Новосенжарова; истомленного Карла внесли в дом, перевязали ногу, он заснул глубоким сном. Но когда совершенно рассвело, его разбудили: «Русские приближаются; если ваше величество изволите приказать, мы пойдем дальше». «Да, да, делайте, что хотите», – отвечал Карл; запылали повозки, лошадей из-под них роздали пехотинцам, и шведы побежали дальше к Днепру. 30 июня после полудня увидали они наконец Днепр у маленького городка Переволочны, где впадает Ворскла, но вместо городка увидали одну кучу развалин и ни одной лодки на реке, ни одного человека в опустелых окрестностях. Как же переправиться за Днепр? А русские близко: как от них оборониться? Нет ни артиллерии, ни пороху, солдаты истомлены, совершенно упали духом. Генералы уговорили Карла оставить армию и переправиться за Днепр. Отыскали две лодки, связали вместе и поставили на них повозку короля, так что задние колеса были в одной лодке, а передние в другой, и таким образом поздно ночью переправили на другой берег; Карл взял с собою серебряный столовый сервиз и деньги, собранные в Саксонии. Нашлась лодка и для Мазепы, который успел захватить с собою два бочонка с золотыми. Другие, назначенные сопровождать короля, переправились кто как мог: запорожцы много помогли своим искусством в переправах, но много потонуло.

Источник

Урок «И грянул бой»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Istoricheskiy_turnir_I_gryanul_boy.pptx

хорошо же ученики отблагодарили учителей. presentation bg. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-presentation bg. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

исторический турнир «И грянул бой …»

1 битва «ИСТОРИЯ – царица всех наук.» «В истории черпаем мы мудрость…» (Ф.Бэкон); «История — наставница жизни» (М.Т.Цицерон); «Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» (Н.М.Карамзин); «История даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, младым — старых разум» (М.В.Ломоносов); «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» (В.О.Ключевский).

2 битва – «Кто есть кто?»

битва – «Кто это сказал?» «Вот пришел час, который решит судьбу отечества». «И грянул бой, Полтавский бой». «Хорошо же ученики отблагодарили учителей».

5 битва – «Всему своё время…» 1. Основание Санкт-Петербурга; 2. Битва при Лесной; 3. Сражение у острова Гренгам; 4. Сражение у мыса Гангут; 5. Поражение русских войск под Нарвой; 6. Прусский поход; 7. Полтавская битва.

6 битва – «И грянул бой…» В ходе сражения русским войскам предстояло действовать от обороны, поэтому построили земляные укрепления — (?.) Здесь разместили (?), которые обстреливали лес, где стоял Карл. Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой (?), по бокам (?). У Карла осталось чуть более 28 тыс. человек. Карл вытянул (?) в одну линию. (?) поставил с флангов, а позади оставил небольшой (?). Русская (?) стала окружать шведов с двух сторон. Российские (?) своим огнём косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей (?)

7 битва «Битва поэзий…»

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word (2).docx

2 тур (1 ответ – 1 балл)

4 тур (за один ответ – 2 балла, максимум 6 баллов)

1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл)

1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл)

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.хорошо же ученики отблагодарили учителей. hello html m67d14bfa. хорошо же ученики отблагодарили учителей фото. хорошо же ученики отблагодарили учителей-hello html m67d14bfa. картинка хорошо же ученики отблагодарили учителей. картинка hello html m67d14bfa.

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc

Историческая викторина, по истории России посвященная победе под Полтавой.

Тема: « И грянул бой, Полтавский бой.»

вспомнить и закрепить с учащимся, что овладение выходом в Балтийское море было необходимо для нормального развития Рос­сии, для укрепления ее обороны и усиления торговых и культурных связей с Западной Европой; что поражение русских войск в начале войны объяснялось отставанием России от более развитых стран Западной Европы и необходимы были огромные усилия народа для развития промышленности, создания сильной армии и нового фло­та, чтобы победить в войне и окончательно утвердиться на берегах Балтийского моря;

формировать творческую активность и чувство сопричастности к истории государства, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и гордости за свое государство.

заинтересовать учащихся материалом изу­чаемого курса, активизировать познавательную деятель­ность

Материалы и оборудование:

Компьютер, оборудованный мультимедиапроектором, экран (для учителя), карта «Северная война», лента времени с основными датами Северной войны.

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие друзья. Я вас приглашаю на историческую викторину.

Историю по праву называют памятью народа. И эта память должна быть правдивой и достоверной. Невозможно ни улучшить, ни исправить историю. Не бывает на свете двух правд. То и другое событие протекало лишь однажды и только так протекало в реальной жизни. Сегодня мы проверим долговечность и правдивость вашей памяти.

(видео) Полтавская битва — решающий эпизод Великой Северной войны, состоялась 27 июня (10 июля) 1709. В ней участвовали русская армия Петра I и шведская армия Карла XII. Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. Мы должны дорожить своей историей, гордиться победами, знать свое прошлое, ибо это есть начало всех начал.

Сегодня мы проведем бой, но этот бой будет боем знаний исторического материала.

(дети разделены на 2 команды, каждая команда получает карточки с заданиями.). Болельщики получают Крест ордена Св. Андрея Первозванного. Золото, алмазы, литье, чеканка, гравировка,

1 задание . В 2—3 предложениях указать на значимость истории и в подтверждение привести цитату известного деятеля.

«В истории черпаем мы мудрость…» ( Ф.Бэкон );

«История — наставница жизни» ( М.Т.Цицерон );

«Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» ( Н.М.Карамзин );

«История даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, младым — старых разум» ( М.В.Ломоносов );

«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» ( В.О.Ключевский ).

2 задание . В сражении под Полтавой друг другу противостояли два полководца, два правителя: Пётр 1 и Карл Х11. Прочитайте характеристики и определите, где речь идёт о Петре I, а где — о Карле XII.

Текст 1. Этот монарх был настойчив до упрямства и храбр. О нём говорили как о лучшем фехтовальщике и находчивом полководце.

Текст 2. Раненный в ногу ещё до Полтавского боя, он велел носить себя в носилках перед войсками. В решающий момент сражения в его повозку попало ядро, и он был выброшен на землю.

Текст 3. Он мог свернуть в трубку серебряную тарелку и физической силой поражал современников. Он освоил более 10 ремесленных специальностей и увлекался медициной.

Текст 4. Это монарх писал в 1709 г. турецкому султану: «Сопровождаемый вашей доблестной конницей, я возвращусь в Польшу, укреплю мои оставшиеся там войска, чтобы установить границы амбициям властолюбивого».

Текст 5. Воодушевляя своих воинов, он напомнил им об одержанных победах и пообещал обед в лагере противника.

Текст 6. В обращении под Полтавой к своим войскам он призвал их постоять «за государство, за род свой».

Текст 7. Он не сконфузился от поражений, а своих врагов считал учителями.

Текст 8. Он «прорубил окно» в Европу, сделал свою страну империей, а себя императором.

Текст 9. В насмешку над своим противником он выпустил в 1700 г. медаль с надписью «Изшед вон, плакася горько».

Текст 10. Во время Полтавской битвы одна пуля прошила его шляпу, другая попала в его седло, третья погнула золотой крест, висевший под рубахой на груди.

Текст 11. Пусть этот правитель «трудится над закладкой новых городов, мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии забрать их». Так говорил об этом монархе в 1703 г. его противник.

Ответ. Так сказал Карл XII о Петре I.

Текст 12. Поднятый на скрещённых копьях, он взывал к своим войскам, пытаясь остановить их бегство.

Текст 13. Он мечтал о славе Александра Македонского и уже видел себя победителем. Он скончался до завершения Северной войны либо от осколков шального ядра, либо от пули убийцы-заговорщика.

Текст 14. Начиная войну, этот монарх надеялся на возвращение выхода к Финскому заливу и присоединение к своей территории городов Нарвы и Дерпта.

3 задание . Воспользовавшись тем, что шведы медлили с наступлением, царь Пётр решил выступить первым. Выведя часть своей армии из укреплённого лагеря, он расположил её в определённом порядке. Опишите его. Для этого вставьте в текст фамилии командиров.

Командиры: Брюс, Алларт, Волконский, Меншиков, Репнин, Боур, Голицын.

Ответ: Голицын, Боур, Репнин, Меншиков, Волконский, Алларт, Брюс.

Напишите, кому принадлежат слова.

«Вот пришел час, который решит судьбу отечества».____________

«И грянул бой, Полтавский бой»._____________________________
«Шведы, шведы!» _________________________

«Хорошо же ученики отблагодарили учителей».______________

5 Задание . Расположите события в хронологическом порядке:

1. Основание Санкт-Петербурга;

2. Битва при Лесной;

3. Сражение у острова Гренгам;

4. Сражение у мыса Гангут;

5. Поражение русских войск под Нарвой;

7. Полтавская битва.

Ответ. 5, 1, 2, 7, 6, 4, 3.

В ходе сражения русским войскам предстояло действовать от обороны, поэтому построили земляные укрепления — …. Здесь разместили … которые обстреливали лес, где стоял Карл. Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой… по бокам… У Карла осталось чуть более 28 тыс. человек. Карл вытянул… в одну линию…поставил с флангов, а позади оставил небольшой … Русская … стала окружать шведов с двух сторон. Российские … своим огнём косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей …

Пропущенные слова (даны уже в правильном порядке): 1. редуты; 2. пушки; 3. пехота; 4. конница; 5. пехота; 6. всадник; 7. резерв; 8. конница; 9. пушки; 10. артиллерия.

Ведущий: Велика была радость Петра после этой победы. На пир он велел пригласить и пленных шведских генералов, ласково принял их и, между прочим, предложил пить за здоровье учителей в военном искусстве. Шведы спросили: «Кто эти учителя?» Петр отвечал: «Вы, господа шведы».

«За Полтавскую баталию».- в 1709г. была выпущена серебряная наградная солдатская медаль за участие в Полтавском сражении.

Была построена Триумфальная арка в Москве в честь победы под Полтавой.

Многие поэты посвятили стихи этому событию, многие художники писали картины.

Мы должны помнить историю.

Подведение итогов занятия.

«В истории черпаем мы мудрость…» ( Ф.Бэкон );

«История — наставница жизни» ( М.Т.Цицерон );

«Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» ( Н.М.Карамзин );

«История даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, младым — старых разум» ( М.В.Ломоносов );

«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» ( В.О.Ключевский ).

«В истории черпаем мы мудрость…» ( Ф.Бэкон );

«История — наставница жизни» ( М.Т.Цицерон );

«Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» ( Н.М.Карамзин );

«История даёт государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, младым — старых разум» ( М.В.Ломоносов );

«История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» ( В.О.Ключевский ).

3 задание : Вставьте в текст фамилии командиров.

Командиры: Брюс, Алларт, Волконский, Меншиков, Репнин, Боур, Голицын.

3 задание : Вставьте в текст фамилии командиров.

Командиры: Брюс, Алларт, Волконский, Меншиков, Репнин, Боур, Голицын.

Напишите, кому принадлежат слова.

«Вот пришел час, который решит судьбу отечества».

«И грянул бой, Полтавский бой».

«Хорошо же ученики отблагодарили учителей».

Напишите, кому принадлежат слова.

«Вот пришел час, который решит судьбу отечества».

«И грянул бой, Полтавский бой».

«Хорошо же ученики отблагодарили учителей».

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Масси Роберт

Книга «Петр Великий. Деяния самодержца»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Все это время в гуще русских войск маячила долговязая фигура Петра. Высокий рост делал его заметной мишенью, но царь, презирая опасность, всю свою энергию посвятил руководству боем. За время сражения он трижды был на волосок от гибели, и просто удивительно, что не был ранен. Одна пуля сшибла с него шляпу, другая пробила седло, а третья попала в крест на груди.

Через несколько минут только что наступавшие шведы были смяты, хотя некоторые подразделения еще продолжали сражаться. С обычным для них упорством дрались шведские гвардейцы. Гвардия умирала, не отступая ни на шаг, и волны русской пехоты прокатывались над телами павших. Русские войска брали в кольцо целые роты, и многие из них полегли до последнего солдата под ударами пик, сабель и багинетов.

Но где же была шведская кавалерия?! Сейчас, когда Реншильд пытался направлять действия всей армии, коннице, видимо, снова не хватало опытной руки своего старого командира. Сначала кавалерия задержалась с построением на правом фланге, и когда пехота Левенгаупта пошла в атаку, кавалерия не была готова оказать ей поддержку. Когда эскадроны смогли наконец выступить, их продвижение было затруднено сложным рельефом местности. Кроме того, внимание шведской кавалерии было отвлечено и на левый фланг, ведь на севере равнины расположилась многочисленная русская конница, и надо было прикрывать от нее поле боя. И когда несколько конных полков появилось наконец на поле, чтобы поддержать пехоту, выяснилось, что помощь, чего доброго, может понадобиться им самим, ибо фронт наступавших шведских полков был буквально растерзан чудовищной силой орудийного и мушкетного огня противника.

Схватка продолжалась еще около получаса – на погибель Карлу и к вящей славе Петра. Шведская пехота, которая пересекла равнину и атаковала русскую армию, была по большей части попросту уничтожена. «Все пропало!» – в отчаянии крикнул Пиперу Реншильд, бросился в самую гущу боя и тотчас был взят в плен.

Опасность угрожала и самому Карлу. Среди всеобщего смятения король пытался привести в чувство своих охваченных паникой воинов. «Шведы, шведы!» – кричал он, но его отчаянный призыв терялся в суматохе. Огонь неприятеля был так жесток, что «косил людей, коней, и даже сшибал сучья с деревьев». Из двадцати четырех королевских носильщиков двадцать один пал, и сами носилки были пробиты пулями. Их некому было нести, и казалось, что еще миг, и король попадет в руки неприятеля. Однако один офицер спешился, и Карла подняли в седло. Повязка развязалась, из открытой раны сочилась кровь. Коня под ним подстрелили, но ему раздобыли другого. Припав к шее лошади, с кровоточащей раной, король во всю прыть поскакал с поля боя. По дороге ему попался Левенгаупт. «Что теперь делать?» – спросил его Карл. «Ничего, кроме как попытаться собрать оставшихся людей», – отвечал генерал. Ему это отчасти удалось, и остатки пехоты под прикрытием относительно мало пострадавшей в бою кавалерии отступили на юг, за линию редутов. Лагерь в Пушкаревке сулил им хотя бы временную безопасность. Разбитая армия отступала, а резервные шведские полки с артиллерией, вместе с казаками Мазепы и Гордиенко, заняли оборонительные позиции вокруг шведского лагеря на случай преследования. К полудню до лагеря добралась большая часть уцелевших шведов; измученные люди смогли наконец перевести дух. Левенгаупт, изнывавший от голода и жажды, проглотил кусок хлеба и запил его кружкой пива.

На севере еще некоторое время раздавались отдельные выстрелы. Потом все стихло. Воодушевленный победой Петр повелел отслужить благодарственный молебен на поле боя, а затем отправился на пир. Полтавская баталия завершилась.

Капитуляция у реки

Поле боя было усеяно телами павших. Из 19 000 вступивших в битву шведов 10 000 не вернулось, убитых и раненых насчитывалось 6901, а 2760 попало в плен, среди них фельдмаршал Реншильд, принц Макс Вюртембергский, шесть генерал-майоров и пять полковников. Граф Пипер, который весь день держался подле короля, потерял его, когда армия обратилась в беспорядочное бегство. Ища спасения, граф и два секретаря королевской канцелярии метались по полю, пока не оказались у стен Полтавы. Там они и сдались в плен.

Когда шведы отступали к Пушкаревке, русские их не преследовали. Рукопашная схватка, которая решила исход битвы, смешала не только шведские, но и русские боевые порядки. Кроме того, русские еще не знали, что неприятель разгромлен наголову, и продвигались вперед осторожно. К тому же Петру не терпелось отпраздновать одержанную победу. Сразу после молебна он отправился в лагерь, где в его шатре уже был накрыт пиршественный стол. Царь и его проголодавшиеся, усталые, но возбужденные генералы принялись за трапезу. После изрядного количества тостов в шатер привели пленных шведских генералов и полковников и пригласили сесть за стол вместе с победителями. Это был звездный час русского царя. Девять лет он с отчаянием наблюдал за неумолимым продвижением грозного соперника к российским пределам. И вот теперь он мог наконец сбросить тяжкое бремя тревоги. Счастливый победитель был снисходителен и заботлив к пленным шведам. Особенное внимание он оказывал Реншилъду. Когда из Полтавы доставили Пипера, его тоже пригласили к царскому столу. Петр все время оглядывался по сторонам, ожидая, что вот-вот приведут короля, и постоянно спрашивал: «А где же брат мой, Карл?» За столом Петр со всем почтением спросил Реншильда, как могли шведы со столь малым числом людей отважиться на вторжение в столь великую державу. Реншильд отвечал, что таков был приказ короля, а долг подданных – повиноваться своему государю. «Вы честный солдат, – сказал Петр, – и за вашу верность я возвращаю вам шпагу». Когда с валов в очередной раз грянул салют, Петр встал и, с кубком в руке, провозгласил тост за здоровье своих учителей в военном деле. «Кто же эти учителя?» – спросил Реншильд. «Вы, господа!» – ответил Петр. «Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей», – заметил фельдмаршал с горькой усмешкой. Петр оживленно беседовал с пленниками; празднование растянулось на весь день, и о необходимости преследовать побитых шведов вспомнили лишь к пяти часам вечера. Тогда Петр приказал князю Михаилу Голицыну с гвардией и генералу Боуру с драгунами поспешить на юг, вдогонку Карлу. А на следующее утро Меншиков повел в погоню еще один отряд русской конницы.

Вечером, когда кончился пир, Петр уединился в своем шатре, чтобы описать события этого дня. Екатерине он писал: «Матка, здравствуй! Объявляю вам, что всемилостливый Господь неописанную победу над неприятелем нам сего дня даровать изволил, и единым словом сказать, что вся неприятельская сила наголову побиты, о чем сами от нас услышите, и для поздравления приезжайте сами сюда».

Более пространные письма, общим числом четырнадцать, «из лагеря под Полтавой» были посланы Ромодановскому, Бутурлину, Борису, Петру и Дмитрию Голицыным, Апраксину, Петру Толстому, Александру Кикину, местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому, царевне Наталье, царевичу Алексею и другим. Во всех письмах говорилось, в сущности, одно и то же: «Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории, которую Господь Бог нам через неописанную храбрость наших солдат даровать изволил с малою войск наших кровию таковым образом: сегодни на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армеею конною и пешею атаковал, которая хотя по достоинству держалась, однако ж принуждена была уступить, токмо с великим убытком неприятелю; потом неприятель стал во фрунт против нашего лагору, против которого тотчас всю пехоту из транжамента вывели и пред очи неприятелю поставили, а конница на обеих фланках, что неприятель увидя, тотчас пошел атаковать нас, против которого наши встречю пошли и такс оного встретили, что тотчас с поля сбили, знамен, пушек множество взяли, також генерал-фельдмаршал господин Рейншельд купно с четырьмя генералы, також первой министр граф Пипер с секретарями в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, и, единым словом сказать, вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла; а о короле еще не можем ведать, с нами ль или со отцы нашими обретается; а за разбитым неприятелем посланы господа генералы порутчики князь Голицын и Боур с конницею, и сею у нас неслыханною новиною вашему величеству поздравляю. Петр».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *