хэтти видимое обучение для учителей
Смешанное обучение в России
Что такое видимое обучение и кто такой Дж.Хэтти?
Многие из нас мечтают об образовании, опирающемся на результаты исследований, как это происходит в последние годы в доказательной медицине. Мы хотели бы учитывать в своей практике исследования, но проблема в том, что большинство учителей и директоров редко читают научные статьи, а исследователи редко пишут о результатах исследований простым и понятным языком в изданиях, рассчитанных на массового читателя.
Ученый Джон Хэтти (Университет Мельбурна, Австралия) уже более 40 лет занимается анализом и попыткой обобщения основных научных работ о факторах, которые влияют на качество образования школьников. Автор проанализировал более 900 научных статей (из них более 100 метаанализов — метаанализ основан на объединении результатов нескольких исследований, оперирующих аналогичными переменными) об эффективности преподавания, результатах образовательных реформ, внедрения инноваций, внешних факторов обучения и т.д..
В своей работе Хэтти обобщил более 52 тыс. исследований с участием более 240 млн учеников в разных странах.
Для всех измерений в статьях Джон Хэтти указывает так называемый размер эффекта (d) (effect size (d)):
effect size (d) — это величина, которая показывает насколько исследуемый параметр (например, использование групповой работы на уроке, высшее образование родителей, учеба в малом классе и т.п.) изменяет средние показатели учебной эффективности (например, итоговых тестов, результатов PISA и др.). Заслуга Хэтти в в том, что он осуществил синтез, обобщил массивы данных и конвертировал результаты каждого исследования в общую единицу измерения – размер эффекта.
Таким образом размер эффекта позволяет сравнивать значимость факторов, влияющих на успехи в учебе:
Хэтти показывает, что существуют разные способы повышения эффективности, но разные решения имеют различную стоимость.
В 2017 году была переведена на русский язык книга Дж.Хэтти «Видимое обучение» (2009 г.).
Есть версии книги от 2012 и 2016 г.г. на английском языке.
В этом разделе мы расскажем об основных факторах, влияющих на образование (согласно Дж.Хэтти):
Кто в обучении главный
О возможности применения результатов самого масштабного исследования в области доказательной педагогики говорим с Олегом Швецом, одним из авторов курса Online Teacher в OTUS.
Исследование Джона Хэтти — своеобразная кульминация 25-летнего изучения и синтеза 1700 метаанализов, включающих 100 000 исследований с участием 300 миллионов учащихся по всему миру. В его результатах — факторы, влияющие на образовательный процесс и достижения учащихся. Когда в 2009 году Хэтти выпустил книгу «Видимое обучение» (Visible Learning), в ней были представлены 138 факторов. Продолжение исследования до настоящего момента привело к выявлению 322 факторов, и скорее всего, это не конечное число. Все факторы можно увидеть в таблице на сайте исследования. Краткое описание каждого фактора включает:
домен, к которому фактор относится, например — ученик, учитель, учебное заведение, учебная программа и др.;
поддомены, например — «учебные намерения», «программа работы с одаренными учениками», «состав семьи» и т.п.;
величина эффекта фактора (степень влияния на результаты обучения);
количество метаанализов и исследований, относящихся к фактору;
количество учащихся, которых касаются эти метаанализы и исследования;
уверенность в факторе, исходя из количества метаанализов, исследований и количества учащихся, которых они касаются.
Практическая ценность исследования состоит в том, что это первая масштабная научная база, которая позволяет судить о наличии или отсутствии в учебной среде тех или иных факторов.
Степень влияния каждого из описанных факторов подтверждена рядом экспериментов. Например, коэффициент 0,40 — это средний размер эффекта от участия учителя. Тем не менее, это не значит, что присутствие учителя гарантирует достижение этого размера эффекта. В столбце Effect Size таблицы вербальное описание факторов с коэффициентом выше 0,40 приводится как «имеющие значительное положительное влияние» или «имеющие потенциал для значительного положительного влияния», а факторов с коэффициентом ниже 0,40 — с как «влияющие скорее положительно» или «имеющие отрицательный эффект».
Например, тройка главных положительных факторов (величина эффекта от 1,33 до 1,46) включает следующие:
Оценка успеваемости учащегося преподавателем (teacher estimates of achievement) — когда преподаватель проводит регулярный мониторинг успехов ученика. Как с позиции наблюдателя, например — проверяя журнал или его работы по разным предметам, так и в непосредственном взаимодействии с учеником, например, обсуждая с ним его успехи или проводя письменное анкетирование. Почему это важно: суждения учителя могут помочь управлять ожиданиями — наметить следующие цели, определить проблемы и т.д. Учитель как «наблюдатель» корректирует свою тактику для максимального повышения уровня успеваемости учащихся.
Коллективная эффективность учителей (collective teacher efficacy) — общая уверенность группы учителей в конкретной образовательной среде в том, что они обладают необходимыми компетенциями и уровнем профессионализма и могут положительно повлиять на успеваемость учащихся.
Самооценка знаний учеником (self reported grades) — способность ученика самостоятельно и верно оценить собственный уровень владения той или иной предметной областью в рамках программы. Достоверность такой самооценки оценивается путем сравнения оценки, полученной самим учащимся, с оценкой преподавателя.
Факторы, отрицательно влияющие на обучение, связаны с негативными состояниями самих учащихся, а также неблагоприятными факторами среды.
Гнев (anger) — возникает, когда учащиеся сталкиваются с серьезными трудностями, в случае если что-то препятствует движению к желаемой цели, а также когда учащиеся считают требования или поставленную им задачу несправедливыми.
Жестокое обращение (maltreated children). В контексте обучения школьников здесь имеются в виду случаи любого вида насилия, пренебрежение со стороны родителей, отсутствие базовой заботы.
Фрустрация — здесь рассматривается как смесь гнева и разочарования.
В статье от 2015 года «Применимость видимого обучения к высшему образованию» (The Applicability of Visible Learning to Higher Education) Хэтти упоминает, что ему удалось рассмотреть эти факторы применительно к высшему образованию. В статье представлен график, где котором значения, относящиеся к тому или иному домену, сгруппированы и сложены по степени эффекта.
Источник: TEACHER-READY RESEARCH REVIEW. The Applicability of Visible Learning to Higher Education, 2015
График показывает, кто из участников обучения заметнее влияет на успешность обучения и очевидно, что самый мощный домен — сам студент.
Глядя на этот график, можно представить, например, такую картину: есть отличный студент, его внутренние факторы как бы «за» него, но внешние факторы (дом друзья, учебная программа и т.п.) нельзя назвать благоприятными. В таком случае он способен вытянуть обучение. А если ему повезло с учителем, то остальное вообще не играет существенной роли. И наоборот — если у не самого мотивированного студента будет благоприятная домашняя и учебная атмосфера и отличный преподаватель, то на «четыре» он будет способен. Тут, разумеется, возможны разные варианты, учитывая количество возможных комбинаций из 322 элементов.
Так или иначе, результаты исследования показывают, что когда ученики являются своими собственными учителями, их результаты становятся лучше. Модель видимого обучения описывается формулой: «Учителя видят учебный процесс глазами своих учеников». Более того, при обучении онлайн активное отношение ученика становится еще более важным.
Часто можно столкнуться с ситуацией, когда учащиеся, и даже некоторые взрослые студенты, ответственность за результаты полностью возлагают на учителя или школу: плохо научили, не создали идеальных условий и так далее. В таком случае обучение и сотрудничество участников обучения затрудняется. Опираясь на полученный в OTUS опыт преподавания, можно сказать, что ученик и учитель примерно пополам делят ответственность за обучение. Когда они работают вместе, сообща, тогда и обучение становится по большей части успешным. Если к этому добавляется подходящая программа, поддерживающие товарищи, благоприятная домашняя обстановка и т.д. — мы получаем картину наиболее успешного и эффективного обучения. К сожалению, на практике это реализуется редко.
Здесь уместно вспомнить про модель SSDL (Staged Self-Directed Learning Model), которая описывает этапы отношения студента к собственному обучению. Она дает представление о том, какие стадии проходит студент по мере своего развития как учащегося, и как повышается уровень самонаправленности. Если на первом уровне учащийся отдает ответственность полностью учителю, то на четвертой стадии действует самостоятельно, изредка обращаясь к учителю как к более опытному коллеге. Человек по этим стадиям может проходить в любом возрасте, развивая всё более сознательное и активное отношение к учебе. Исследование Хэтти подтверждает, что чем активнее студент участвует в собственном обучении, тем оно эффективнее.
Итак, главный вывод, который можно сделать из исследования Хэтти — что статистически наибольшее влияние на обучение оказывает сам ученик или студент, что именно он главная фигура в обучении, и основная задача преподавателей и в целом школы — всячески ему помогать. Возможно, предчувствуя такую ситуацию, во многих странах довольно давно начали применять обучение, ориентированное на студента (student centered learning) и внедрять его в первую очередь для обучения взрослых.
Разумеется, попытки применения результатов исследования Хэтти, как и многие другие попытки применить результаты статистического исследования к реальной жизни, могут быть не всегда успешными. Здесь можно сказать, что исключения подтверждают правило. А можно вспомнить слова, принадлежащие Александру Блоку, которые наилучшим образом отражают то, с чем приходится иметь дело людям, занимающимся обучением, а именно: «Люди — создания живые и чудесные прежде всего». Возможно именно поэтому в обучении часто складывается ситуация, когда мы можем видеть и называть факторы, которые препятствуют обучению, предпринимать попытки, которые, как нам кажется, помогут на них повлиять и не достигать успеха в таком влиянии. Не дает готовых рецептов и Хэтти. В то же время, фокусируясь на идее создания программы обучения, ориентированной на студента, мы разработали онлайн-курс «Online teacher». И это если не первый, то точно один из первых в России курсов подготовки преподавателей, основанный именно на таком подходе.
Что такое коллективная эффективность школы и как ее повысить?
А вы слышали что-нибудь об исследовании Джона Хэтти «Видимое обучение»? Если в двух словах, то этот ученый провел анализ большинства исследований в образовании и выделил факторы, которые в большей степени связаны с образовательными успехами учеников. Например, ученые установили, что обратная связь на уроке значительно эффективнее презентаций в PowerPoint, а постановка целей работает даже лучше, чем сокращение размера классов.
Самый главный фактор
Всего исследователь проанализировал в последней версии работы более 250 факторов: от мотивации ученика и социоэкономического статуса его семьи до роли учителя, педагогических приемов на уроке и значимости школы. В целом все факторы представлены на этой странице, а на русском языке есть книга «Видимое обучение», ознакомиться можно по этой ссылке.
Очень примечательным оказался лидер этого списка. Самый значимый предсказатель успеха школы — это так называемая «коллективная эффективность учителей». Что это такое? Если объяснять просто, то это уверенность учителей в том, что коллективными усилиями они могут достичь значительных результатов. Даже если им достались не самые талантливые интеллектуально и мотивированные ученики.
Здесь важно отметить несколько компонентов этой идеи:
Как повысить коллективную эффективность?
Представьте себе такую ситуацию, что вы, вдохновленные идеей о роли коллективной эффективности, на следующем педсовете говорите что-то вроде: «Дорогие коллеги, я знаю, что вы прекрасные учителя. И я уверен(а), что совместными усилиями мы можем достичь выдающихся результатов!»
Как думаете, что-то существенно поменяется? Скорее всего, нет. Пламенные речи, хотя и могут мотивировать на какое-то время, обычно не приносят долгосрочных системных результатов.
Какие есть альтернативы пламенным речам? В последнее время много говорится о том, что каждому ребенку нужно обеспечить опыт успешности на уроке. Но очень редко можно услышать про создание опыта успешности для учителей.
Учитель в большей степени поверит в то, что может быть лучше как педагог, эффективнее как специалист, если получит этот самый опыт успеха. Опыт осознанного и видимого улучшения своих уроков и положительную обратную связь.
Один из способов создать для учителя безопасную ситуацию для получения опыта успеха — это пригласить его участвовать в кураторской методике. Что это такое? Кураторская методика — это модель методической работы в школе, когда педагоги учатся друг у друга на основе прицельного наблюдения за уроками. Подробнее о кураторской методике можно прочитать в методичке, доступной для скачивания тут.
Два года назад появился дистанционный тренинг для управленческих команд школ «Управленческая стодневка: перезагрузка методической работы в школе с помощью кураторской методики». Он позволяет управленческим командам школ внедрить кураторскую методику — и за счет этого повысить коллективную эффективность учителей.
Преимущества управленческой стодневки:
Участие управленческой командой. Вы можете участвовать в курсе всей управленческой командой. Тогда будет проще внедрить изменения. А еще это очень хорошо объединяет.
Работа над реальными улучшениями уроков. Основная цель кураторской методики — шаг за шагом повысить качество уроков. Вы сможете увидеть прогресс своих учителей уже в течение обучения.
Посильные практические задания. Учеба занимает 1–3 часа в неделю, практически все задания ориентированы на изменения в организации.
Постоянная поддержка преподавателей. Мы проводим вебинары, отвечаем на вопросы на курсе и мягко «подталкиваем», если вы теряете темп.
Обратная связь от коллег. На тренинге вы учитесь в компании мотивированных и интересных директоров, заместителей, методистов и учителей. Обратная связь коллег очень бодрит и развивает.
Дистанционный тренинг стартует 24 сентября 2018 года. Зарегистрируйтесь на курс по этой ссылке, чтобы повысить свою личную и коллективную эффективность школы.
Учим в любых условиях. Онлайн-образование на каждый день
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Перевод Анна Соловьева
Главный редактор Л. Богомаз
Руководитель проекта М. Шалунова
Корректоры Н. Витько, З. Скобелкина
Компьютерная верстка О. Макаренко
Иллюстрация для обложки А. Белова
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© Corwin Press, Inc., 2021
© ООО «Альпина Паблишер», 2021
Введение
Правила обучения изменились. И изменились они быстро. Похоже, что школьники теперь всё чаще будут учиться удаленно. Обучение может полностью перейти в дистанционный формат или стать сочетанием занятий онлайн с привычными школьными уроками. Кто знает, какой будет школа в скором времени? Но мы надеемся, что вернемся в нее с новыми знаниями и идеями, приобретенными во время обучения в период пандемии, будучи готовыми применять их в новых ситуациях. Одно остается неизменным – необходимость устроить всё так, чтобы ученики учились. Мы подозреваем, что в будущем доля онлайн-образования будет расти. Учителя понимают, что их роль в обучении огромна независимо от формата преподавания. Поэтому давайте попробуем использовать всё, что мы узнали, для улучшения системы школьного образования в любом формате: очном или удаленном.
Учителя у нас замечательные, и общество начинает по-настоящему осознавать это. В отличие от родителей, у которых дома всего пара детей, на попечении учителя одновременно находятся от двадцати до сорока учеников. При этом преподаватели могут мотивировать своих подопечных (или же большинство из них) к участию в занятиях, которые делают процесс обучения радостным. Учителя обеспечивают обратную связь в нужное время и наиболее подходящим каждому ученику способом, не «делая» при этом работу за учащихся. Учителя знают, куда идти дальше и как сбалансировать широту и глубину постоянно меняющейся школьной программы. Они используют свои ноу-хау для выполнения внешкольной работы, выставляя оценки, готовясь к урокам, разрабатывая методические материалы, планируя встречи и занятия по дополнительному профессиональному обучению. Мы сбились со счета, пытаясь подсчитать, насколько часто родители писали в социальных сетях, что они понятия не имеют, как учитель их ребенка смог столько всего сделать. Как сказал один из родителей: «Мне было очень трудно мотивировать своего собственного ребенка и присматривать за ним. Между тем, у его учительницы все выглядит так легко и просто при том, что в классе у нее еще целых 25 человек».
Но в начале 2020 года мир изменился. И мы хотим здесь и сейчас сказать, как ценим героические усилия педагогов во всем мире, потому что эти люди во время пандемии использовали все свои знания и усилия для создания совершенно новых и важных возможностей обучения. Они не упустили ни секунды. Подобно врачам, принявшим брошенный им вызов, учителя с удвоенной силой, энергией и заботой сделали все, чтобы дети продолжили учиться. Мы не говорим, что это было легко. И не говорим, что хотели именно так всему обучиться. Но мы обучились. Теперь наступило время спланировать систему дистанционного обучения, используя приобретенные знания.
На этом этапе сразу хочется внести определенную ясность. Преподавание в период пандемии 2020 года в действительности не было дистанционным обучением. Не было оно и домашним обучением, которое родители выбирают по ряду очень конкретных причин (например, по религиозным мотивам, соображениям безопасности или ввиду недовольства государственной школой). Это было кризисное обучение в чистом виде. Теперь у нас есть время сделать дистанционное обучение более целенаправленным и осмысленным. Приобретя большой опыт, мы должны отбросить все, что не сработало в виртуальной среде, и взять на вооружение методы, оказавшиеся эффективными в сложившихся условиях. Такой подход наполнит новым смыслом то, чем мы руководствовались, преподавая традиционными методами в традиционных классах (Hattie, 2018).
● Поощрение и развитие навыков самоорганизации среди учащихся имеют решающее значение для перехода обучения на новый, более глубокий уровень.
● Процесс обучения ускоряется, когда сам ученик, а не учитель умеет осуществлять контроль за процессом собственного обучения.
● На первый план выходит разнообразие подходов к обучению (а не только получение инструкций и дальнейшая автономная самостоятельная работа).
● Хорошо продуманное обучение влияет на понимание материала.
● Обратная связь в среде с высоким уровнем доверия должна быть интегрирована в цикл обучения.
Нужно использовать все, что мы узнали и продолжаем узнавать в процессе очного или дистанционного обучения. Проводя традиционные занятия офлайн, мы можем расширять возможности учеников (и свои собственные) в сфере дистанционного обучения. Сейчас у нас есть время понять, что больше всего оказывает влияние на учащихся. Именно это и является целью данной книги – применить результаты исследований Hattie® к системе обучения дистанционного. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте признаем, что дистанционное обучение может оказывать разное влияние на учащихся.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ СРАЗУ ХОЧЕТСЯ ВНЕСТИ ЯСНОСТЬ. ПРЕПОДАВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2020 ГОДА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫЛО ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕМ. ЭТО БЫЛО КРИЗИСНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ.
Что такое Visible Learning® («Видимое обучение»)
Существует огромное количество опубликованных исследований на темы образования, и число их с каждым годом продолжает расти. Кто же из нас откажется опереться на существующие доказательства и результаты авторитетных исследований, принимая решения в таких тонких вопросах, как преподавание и обучение? Иногда в этих публикациях бывает сложно пробиться к истинному смыслу, чтобы понять, что же, собственно, делать. Кажется, что «работает» абсолютно все. И какой бы выбор мы ни сделали, он будет весьма разумным. Тем не менее факт остается фактом: некоторые вещи работают однозначно лучше, чем другие. И нам нужны именно они. Мы должны знать, что работает лучше всего в процессе ускорения обучения.
Давайте рассмотрим несколько примеров. Удивитесь ли вы, узнав, что предыдущие достижения ученика неразрывно связаны с последующими? Сила воздействия в данном случае равна 0,59. Да, учащиеся, достигшие успеха в прошлом, с большей вероятностью достигнут успеха и в будущем. База данных подтвердила наши ожидания. Удивитесь ли вы, что скука негативно влияет на обучение? Сила воздействия при этом составляет –0,47. Учеба замедляется, когда учащимся скучно. В просуммированных данных Visible Learning есть логика, не так ли?
Другой пример. Техника «зигзага» в качестве обучающей стратегии имеет силу воздействия 1,20. Мощный инструмент! Он должен работать и ускорять обучение студентов. Наш личный опыт с такой стратегией, если она правильно реализована, подтверждает это. Но, поскольку мы говорим о дистанционном обучении, важно отметить, что влияние техники «зигзага» в формате онлайн-обучения еще не было исследовано. В этом случае нам придется принять данное утверждение на веру, выделить основные компоненты головоломки и способы их использования в процессе дистанционного обучения.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УСКОРИТЕЛЕМ. ОНО САМО ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕГАТИВНЫМ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОКРУЖЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ФАКТОРОМ.
В основе Visible Learning лежит несколько важных принципов.
1. Во-первых, инвестиции в обучение означают стремление развивать способности каждого ученика, распознавать, когда он учится, а когда нет, и находить способы исправить ситуацию. Таким образом, четкость изложения материала учителем и хорошая обратная связь имеют решающее значение. В нашей книге вы найдете отдельные модули, рассматривающие эти понятия.
2. Второй принцип заключается в том, что учителя осознают влияние своих инструкций на прогресс и достижения учеников и готовы предпринимать шаги по дальнейшему совершенствованию собственных подходов. Это означает, что у нас есть действенные методы оценки знаний учащихся, чтобы свести к минимуму потерю учебного времени и сосредоточиться на процессе дальнейшего обучения. Более того, каждый отдельный ученик является объектом анализа – мы точно знаем, что, когда и для кого работает.
3. Третий принцип заключается в том, что мировоззрение каждого учителя – то есть его настроения и убеждения – является крайне важным и занимает в иерархии обучения «водительское место». Это означает, что мы сотрудничаем друг с другом, говорим об обучении больше, чем о преподавании, вкладываясь в построение отношений с детьми и взрослыми, чтобы стать проводниками перемен.
Эти принципы не ограничены рамками одного способа передачи знаний. Неважно, происходит это в формате очного преподавания или через виртуальные (дистанционные) пространства, – сами методы остаются неизменными. Уделите несколько минут тому, чтобы поразмышлять над этими принципами и понять, как вы их реализуете в традиционной обстановке очного преподавания. А затем подумайте, как они могут выглядеть в виртуальном пространстве.
Visible Learning и дистанционное обучение
Эти рассуждения приводят нас к вопросу о силе воздействия для онлайн-образования в целом. Мы знаем, что сила воздействия для самой по себе технологии остается низкой и была таковой на протяжении последних 50 лет. Как говорил Дилан Вильям: технология – это революция, которая все еще грядет! Сила воздействия дистанционного обучения мала (0,14). Но это отнюдь не свидетельство ее НЕэффективности, а весомое подтверждение того, что совершенно неважно, преподает учитель в классе или удаленно по интернету (или же по почте, как было, когда Джон поступил в свой первый университет). Важно, что мы при этом делаем, а не посредством какой именно среды.
Существуют определенные технологические особенности, к которым стоит присмотреться. Максимальной силой воздействия в цифровых технологиях обладают интерактивные видео- (0,54) и интеллектуальные обучающие системы (0,51): на уроках письма (0,42) и математики (0,35). Самый низкий показатель мы имеем, если на индивидуальном занятии учителя с учеником присутствуют мобильные телефоны (–0,34, поэтому выключите их, пожалуйста) и ноутбуки (0,16). Конечно, для определения силы воздействия использовались исследования по осмысленному и спланированному обучению в виртуальных и дистанционных пространствах или при личной встрече, которые проводились вне периода кризисного пандемического обучения.
ИМЕННО ВЫБОР ЗАДАНИЙ, УЧИТЫВАЮЩИЙ ТО, ГДЕ УЧАЩИЕСЯ НАХОДЯТСЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ И ЧТО ИМ СЛЕДУЕТ ОСВАИВАТЬ ДАЛЕЕ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОГРЕСС В ОБУЧЕНИИ.
Видя силу воздействия, равную 0,14, люди совершенно неправильно предполагают, что дистанционное обучение неэффективно. Но давайте приглядимся повнимательнее. В сравнении с традиционными уроками в школьном классе дистанционное обучение ничего не ускоряет. Но и не тормозит. Это значит, что окружение не является определяющим фактором. Также не следует подобные значения интерпретировать в стиле «дистант – это катастрофа». Гораздо важнее сами методы обучения, они расцвечивают новыми красками учебный процесс, а не среда, в которой он проходит. Рассмотрим, какие из технологий с высоким показателем силы воздействия стоит взять на вооружение в нашей работе. Интерактивные видео требуют от учеников деятельного вовлечения в процесс, а не просто пассивного просмотра (чем нередко грешат ученики в классе). Интеллектуальные обучающие системы дают быструю обратную связь, а также индивидуальные инструкции, основанные на том, что учащийся знает или не знает. Опытные педагоги идут тем же путем, используя адаптивную обратную связь и инструкции, и сокращают преподавание уже известного в пользу нового учебного материала.
Выбор заданий также очень важен. Он учитывает ряд факторов, например что ученики уже изучили на данный момент и что им следует осваивать далее. Именно это и обеспечивает прогресс в обучении.
● Используйте технологии для точной диагностики того, что необходимо изучить вашим ученикам.
● Сообщите им об основных критериях оценки и успешности заранее, до того как они полностью погрузятся в выполнение задания.
● Будьте понятны. Четкость стиля изложения учителя приобретает особую важность именно тогда, когда ученики не сидят перед ним в классе, чтобы можно было их вовремя поправить, уговорить и дать мгновенную обратную связь. Занимаясь удаленно, вы не сможете своевременно оценить прогресс, как делаете это, находясь физически в одном классе.
● Устраивайте промежуточные контрольные.
ТЕХНОЛОГИЯ – ЭТО СРЕДСТВО И ОТПРАВНАЯ ТОЧКА, А НЕ СУТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Нам нужно рассматривать использование таких технологий, как планирование уроков и создание ресурсов, в качестве средства и отправной точки. Видеть в них суть обучения – большая ошибка. На самом деле, важны решения, которые мы принимаем в процессе обучения, когда реалистично оцениваем степень нашего воздействия, слушаем размышления своих учеников, даем им альтернативные стратегии, помогаем взаимодействовать с другими учащимися, что позволяет им делать совместные успехи в обучении.
● Оптимизируйте разные аспекты социального взаимодействия (мы не хотим, чтобы с нами просто разговаривали, – мы стремимся к тому, чтобы с нами учились).
● Проверьте понимание (прислушивайтесь к отзывам учеников об их учебе еще чаще, чем раньше, ведь теперь у вас нет возможности слышать их обычные реплики в классе).
● Убедитесь, что существует баланс между драгоценными знаниями и серьезными размышлениями (слишком часто в сети первое предпочитается второму).
Итог: нужно понять, что значит быть онлайн-учеником. Когда дети лишены привычного общения со сверстниками, преподавателю достаточно сложно понять, насколько отличаются навыки каждого из них, в результате чего избыточное внимание уделяется общему содержанию и многократному повторению.