Горький мои университеты чему учит
«Мои университеты», анализ повести Максима Горького
Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи.
На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.
Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.
Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.
Надо отметить, что трилогии о детстве, отрочестве и юности в истории литературы уже были, но в основном воссоздавали историю молодого человека из дворянской, буржуазной или разночинской среды. Автобиографическая же трилогии Горького посвящена истории молодого пролетария – выходца из народа, которому предстояло принять активнейшее участие в борьбе против царской власти и буржуазии.
Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще. А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.
Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним. Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя. Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.
Еще одной особенностью повести «Мои университеты» является изменение мировосприятия главного героя. Когда он жил в доме Кашириных, то часто сталкивался с проявлением отталкивающего и дрянного. Однако бабушка все же помогла вырасти Алеше настоящим человеком: она воспитала в нем умение не просто уважать – любить людей. Порой в сознании взрослеющего юноши не укладывались противоречия между книжной выдумкой и реальной действительностью. Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.
Писатель оставляет открытым финал и повести, и всей трилогии: Алексей даже не пробует поступать в университет, а наоборот, вместе с Бариновым отправляется в самую гущу рабочего люда – в рыболовецкую артель у берегов Каспия. В этом и проявляется способность героя принять время, а не отвергнуть его, что для Максима Горького становится важнейшим критерием оценки личности.
Сюжет произведения
В центре повествования молодой человек — Алексей Пешков. Он отправляет в Казань с целью поступить в университет. Однако юноша сталкивается с нищетой, которая не дает возможность обучаться дальше. Ему приходится устроиться на работу. Алексея не смущает даже самый тяжелый труд.
Борьба с трудностями самостоятельной жизни, необходимость поиска средств существования приводят парня к различным людям. Они дают ему не только работу, но и полезный опыт:
Ключевым моментом в жизни главного героя является встреча с Деренковым. Алексей загорается революционной идеей и начинает распространять брошюры об этом разным людям под видом доставки.
Действующие персонажи
Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.
Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.
Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:
Каждый из персонажей повести повлиял на жизнь Пешкова. Благодаря полученным знакомствам парень смог найти свой путь.
Краткое содержание
Повествование краткого содержания «Мои университеты» Горького начинается с того, что Алексей Пешков, повзрослевший и определившийся с планами на жизнь, отправляется в Казань, чтобы поступить в университет. Эту идею в голову герою вложил Николай Евреинов, который видел у парня стремление к знаниям. Он посоветовал Пешкову пройти курс гимназии и пожить пока в их семье. Однако жизнь в доме друга не задалась.
Евреиновы жили втроем — мать и два сына. Денег не хватало. Алексей, чтобы не объедать вдову обитал в подвале, понимая, что университет — несбыточная мечта. В этот момент Пешков и понял, что человека формирует его сопротивление окружающей среде.
В гимназии юноша познакомился с Гурием Плетневым. Парень подрабатывал по ночам в типографии, а Пешков днями на пристани. Они вместе готовились к обучению, под этим предлогом Гурий и предложил своему новому другу поселиться у него. Дом оказался полуразрушенным, но очень населенным. Там обитало много бедных студентов, проституток.
Спустя некоторое время Алексей знакомится с Андреем Деренковым. Он владел бакалейной лавкой. Андрей привлекал много людей, которые увлекались запрещенной литературой и имели революционные настроения. Деренков все свои деньги, которые получал от магазинчика, отдавал людям в качестве помощи за «народное счастье».
Алексей устроился на работу в булочную Андрея. Там он месил тесто, пек хлеб, разносил его по квартирам. Заразившись настроением радикалов, Пешков вместе с булочками доставлял людям пропагандистские листовки о революции и свободе. Через некоторое время действия юноши начали вызывать подозрения городового, который хотел узнать, что задумал Деревенков. Алексей стал частым объектом допросов Никифорыча. В итоге городовой арестовал Плетнева, выследив его, и продолжал наблюдать за Алексеем. Парню пришлось быть осторожнее.
Пешков пытался понять, как жить, в чем смысл его существования. Он изучал запрещенные книги, все больше заражаясь революционными идеями. Однако парень понимал, все бессмысленно. Пешков принял решение покончить жизнь самоубийством.
Пешков продолжал наблюдать за людьми, приходившими в булочную. Среди них особенно выделялся Михаил Ромась, которого все называли Хохол. Он вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась также был сторонником революции. Чтобы повлиять на умы людей, он открыл рыболовецкую артель, а главного героя пригласил в качестве помощника. Пешков узнал много о жизни Хохла, и сам воспрянул духом, ведь именно Ромась помог ему оправиться после неудачной попытки самоубийства.
Спустя время Ромась вместе с Пешковым арендовал у местного богача Панкова избу. Пешков смог увидеть, как живут люди в селе, и осознание не принесло удовлетворение. Мужики работали «как лошади», женщины из-за усталости жаловались на здоровье, парни грубо относились к девушкам, но те были рады даже такому общению.
Завершается история Пешкова его отъездом на Каспийское море. Из села парень сбежал, лишившись друга и почувствовав себя потерянным. Крестьяне не принимали его, относились враждебно. Алексей пережил много приключений в дороге, но все-таки добрался до Каспия, где начал работать в рыболовецкой артели.
Несмотря на то что места Алексея Пешкова так и не сбылась, университет окончить не удалось, он смог пережить все трудность взрослой самостоятельной жизни. Юноша узнал много нового и встретил немало интересных людей, которые так или иначе повлияли на его судьбу.
Краткое содержание произведения «Мои университеты» Горького
В 1923 году Максим Горький закончил работу над повестью, в которой описал становление личности Алексея Пешкова и взросление героя. Многие эпизоды автор взял из своей жизни, поэтому литературоведы считают произведение автобиографичным. Для лучшей подготовки к уроку литературы стоит прочитать «Мои университеты» в кратком содержании онлайн, а потом изучить оригинал.
Главные и второстепенные герои
Центральный персонаж произведения — Алёша Пешков. Это настоящее имя писателя. Мальчик был сиротой и воспитывался бабушкой. По мере взросления Алёша научился понимать жизнь и сохранил присущее ему неравнодушие ко всему, что происходит вокруг. Другие персонажи книги:
Заполняя читательский дневник, достаточно кратко обозначить характеристики героев.
Алеша отправляется в Красновидово
В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.
Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.
Проблематика и жанр
«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.
Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было. Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:
В 1939 году режиссёр Марк Семёнович Донской снял по этой повести фильм с одноимённым названием.
Работа в крендельном заведении Семенова
Алеша Пешков вскоре после своего знакомства с Деренковым поступил на работу в крендельное заведение, которым руководил Семенов. Он стал трудиться здесь в должности подручного пекаря. Заведение находилось в подвале. Алеша никогда раньше не работал в столь невыносимых условиях. Приходилось трудиться по 14 часов в день в грязи и одуряющей жаре. Рабочих Семенова соседи по дому именовали «арестантиками». Алексей Пешков не мог смириться с тем, что они переносят столь безропотно издевательства хозяина-самодура. Он читал рабочим тайком от него запрещенные книги. Хотел подарить надежду этим людям на то, что возможна совсем другая жизнь, Алексей Пешков (М. Горький). «Мои университеты», краткое содержание которых в формате одной статьи может быть дано лишь в общих чертах, продолжаются описанием тайной комнаты.
Сжатый пересказ
Когда Алёша Пешков повзрослел, он решил получить образование. К этой мысли его подтолкнул приятель Николай Евреинов. Юноша учился в гимназии, при этом он видел, что Алёша тянется к знаниям и любит читать. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университет, нужно было сначала поучиться в гимназии. Курсы проводились осенью и зимой, и Николай предложил мальчику пожить у него.
Единственным родным человеком Алексея была бабушка. Она заменила ему родителей. Когда Алёша решил уехать в город, он очень переживал за женщину. На прощанье бабуля советовала не сердиться на людей, не быть заносчивым и строгим, как покойный дед.
Семья гимназиста состояла из него самого, брата и матери. Весь их доход — «нищенская пенсия». Алёша не хотел объедать семью, приютившую его, поэтому во время обеда отсиживался в подвале и с грустью думал, что учиться у него вряд ли получится. Тогда Пешков понял, что формирование человека происходит, когда он сопротивляется «окружающей среде».
Знакомство с Гурием и вступление в кружок
Днём Алексей шёл на пристань, чтобы что-нибудь заработать. Гурий по ночам трудился корректором в местной типографии. Друзья спали по очереди на одной кровати и вместе готовились к обучению. Плетнёв мечтал стать сельским учителем. Утром Алёша приносил горячую воду, и товарищи пили чай. Плетнёв рассказывал, что нового узнал из газет.
Общаться с Евреиновым юноша не переставал, и однажды Николай свёл его с интересным человеком. Этот мужчина предложил стать членом тайного кружка, посвящённого изучению экономики. Собрания проходили в квартире Миловского. Алексей был моложе всех, однако скоро он усвоил основные положения книги Милля с положениями Чернышевского.
Экономическая теория была проста и понятна, поэтому герой удивлялся: зачем писать научные труды о том, что и так известно каждому, кто трудится на благо «чужого дяди»? Судьба юноши сложилась так, что положения экономики были написаны у него «на коже».
Работа у Деренкова и арест Плетнёва
Походив некоторое время на чтения к Миловскому, Алёша познакомился с «народником» Андреем Деренковым. Этот человек был хозяином лавки, в которой продавалась бакалея, а ещё у него была самая большая в городе библиотека запрещённой литературы. Студенты и люди с революционными взглядами часто бывали в гостях у Андрея. Кроме того, владелец лавки активно помогал деньгами согражданам, ведущим борьбу за «счастье народа».
Вскоре «народник» открыл булочную, которая служила прикрытием для других дел. В заведении была потайная комната, куда приходили студенты и взрослые революционеры. Алёша стал работать у Деренкова. Его обязанности заключались в следующем:
Городовой Никифорыч подозревал, что в булочной происходит что-то противозаконное, но у него не было доказательств. У полиции деятельность булочника тоже вызывала подозрения. Никифорыч иногда вызывал к себе героя и расспрашивал о том, что происходит в заведении, но Алёша ни разу не проговорился.
Чем больше герой наблюдал за людьми, тем сумбурнее становилось у него на душе. Одни говорили, что человеку для счастья нужны только «угол» и «баба». Другие стремились к знаниям и утверждали, что будущее за наукой и прогрессом. Находились и такие, кто считал, что от достижений простому человеку один вред: когда внедряются технологии, многие остаются без работы. В чём состоит правда жизни, герой не мог понять. Городовой всё же выследит и арестовал Плетнёва, а супруга Никифорыча предупредила Алексея, чтобы тот был аккуратнее: за ним тоже вели слежку.
Размышляя о человеческом существовании, герой пришёл к окончательному выводу: оно бессмысленно. Алёша решил, что жить больше незачем, пошёл на рынок и купил револьвер. Юноша рассчитывал, что выстрелит себе в грудь и попадёт в сердце, но вместо этого только повредил лёгкое. На восстановление ушёл месяц. Когда Алёша поправился, то снова стал работать в булочной Деренкова.
Встреча с Хохлом
В потайную комнату к Деренкову часто приходил Михаил Антонович Ромась. Алёша сразу заприметил этого мужчину благодаря внешности: посетитель был высок и широк в плечах. Недавно Ромась по прозвищу Хохол приехал из Якутии, где отбывал ссылку. Вернувшись, этот человек начал вести среди населения революционную пропаганду. С этой целью он организовал рыболовецкую артель, которая служила прикрытием, и открыл небольшую лавку.
Между Хохлом и Алёшей завязалась дружба. Михаил проникся симпатией к юноше: он почувствовал, что их взгляды во многом совпадают. Когда у Алёши не получилось совершить самоубийство, он многое переосмыслил, и с тех пор жил с чувством вины. Михаил Антонович отнёсся к пареньку с пониманием, проявив искреннее участие, и Алексею снова захотелось жить в полную силу. Он поверил в себя и в то, что нужен миру.
Хохол и Алексей снимали дом, который принадлежал местному богачу Панкову. Этот человек пошёл против воли отца и взял в жёны сироту-бесприданницу. Алексей с удивлением смотрел на то, как тяжело и безрадостно живётся народу в сельской местности. Люди работали, не жалея себя. От «каторжного» труда многие болели. Алёша не понимал, почему парни относятся к сельским девкам с таким цинизмом и бесстыдством, а сами молодки, казалось, были рады.
Герой видел, что люди относятся друг к другу по-волчьи, живут, словно слепые, на ощупь. Жители села не доверяли соседям и всего боялись. Местные богачи и староста понимали, какими делами занимается Хохол, и не скрывали враждебного отношения. На Михаила совершили несколько нападений, а однажды ему подбросили бревно, начинённое порохом. Ромась воспринимал всё это спокойно, но когда жители устроили в лавке с товаром пожар, он понял, что жить ему здесь не дадут.
Алексей пытался спасти хотя бы ценные книги, поэтому бросился на чердак, где они хранились. Только когда литература оказалась в безопасности, герой подумал о том, что ему самому нужно спасаться. В это время взорвалась бочка, в которой был керосин. Пешков понял, что придётся прыгать в окно, и стал собирать всё мягкое:
Алёша остался жив, только вывихнул ногу.
Заключительные события
После пожара Хохол уехал из села, продав Панкову то, что осталось от товара. Когда Михаил и Алексей прощались, мужчина сказал, что не нужно осуждать людей. Самые прочные изменения — те, что происходят медленно. В следующий раз они увиделись только через 15 лет, когда Ромась снова вернулся из Якутии после очередной ссылки.
Оставшись один, Алёша остро ощутил, что к нему тоже относятся враждебно. Другом юноши был Баринов — местный крестьянин. Вот как характеризует его автор:
Баринов бредил Каспием, рассказывал о море и о «сладкой» жизни. Местные слушали его истории с интересом, но к рассказчику относились презрительно. Когда Ромась уехал, Алексей почувствовал себя кутёнком, потерявшим хозяина. Он жил у Баринова в бане, они вместе работали у богатых людей. Однажды вечером крестьянин уговорил Алёшу уехать.
Дорога была трудной, но мужчины всё же добрались до Каспийского моря. Баринова и Пешкова из милости взяли на баржу, им приходилось нести вахту: это была своеобразная оплата. В Симбирске матросы попросили «пассажиров» выйти. Мужчины попили в трактире чай, потом на пассажирском пароходе «зайцами» добрались до Самары. Оттуда, нанявшись на баржу, они почти без приключений доплыли до Каспийского моря, где устроились в артель рыбаков. Алёша Пешков так и не поступил в университет, зато его многому научила взрослая жизнь, ставшая для героя настоящим институтом.
Тайная комната в булочной
Алеша из пекарни Семенова вскоре ушел работать к Деренкову, открывшему булочную. Доход с нее предполагалось пустить на революционные цели. Здесь Алексей Пешков сажает в печь хлебы, месит тесто, а утром рано, набив булками корзину, разносит выпечку по квартирам, относит булки в студенческую столовую. Все это описывает Максим Горький («Мои университеты»). Краткое содержание, которое мы составили, должно давать понять читателю, что уже в юности у Горького возник интерес к революционной деятельности. Поэтому отметим, что у него под булками были листовки, брошюры, книги, которые он раздавал незаметно вместе с выпечкой кому следует.
Тайная комната располагалась в булочной. Сюда приходили люди, для которых была лишь предлогом покупка хлеба. Булочная эта вскоре начала вызывать у полиции подозрения. Городовой Никифорыч стал «коршуном кружиться» около Алеши. Он его расспрашивал о посетителях пекарни, а также о книгах, которые читает Алексей, приглашал его к себе.
Самое трудное время
Нищенское существование и поиски работы осенью привели его в пекарню Василия Семёнова. Это был тяжелейший период его жизни. Он не мог продолжать учебу и ходить к Деренкову из-за тяжёлой работы, и это угнетало. Но героя поддерживало чувство, что работа среди людей была направлена на их просвещение, это придавало моральные силы, но коллеги считали его шутом, сочинявшим сказки. Вскоре пришла весть о смерти бабушки. Тяжесть работы и осознание бессмысленности своего существования вгоняли в депрессию.
Новый этап в судьбе свел с такими людьми:
От городового Алексей узнал об аресте Плетнева. Противоречивые события не укладывались в голове юноши. Книги, прочитанные за это время, призывали к свободе и счастливой жизни, но окружавшая суровая реальность была совершенно иной.