Гипокинезия что это такое у детей
Гипокинезия желчевыводящих путей: диагностика и лечение
Гипокинезия (гипотоническая дискинезия) желчевыводящих путей — заболевание, при котором снижается тонус желчевыводящих путей и непосредственно желчного пузыря. В результате нарушается отток желчи. Все это сопровождается постоянной болью.
Причины заболевания
Одной из причин первичной гипокинезии врачи считают психологическое состояние человека. Частые стрессы, психические расстройства часто приводят к нарушению функций желчного пузыря.
Еще одним провокатором болезни может стать особое строение тела.
Гормональные сбои, неправильное питание — эти факторы также могут повлиять на желчный пузырь и его моторику.
Вторичная гипотоническая дискинезия является результатом заболеваний ЖКТ, эндокринной, нервной и репродуктивной систем.
Симптомы гипотонической дискинезии
Диагностика патологии
В первую очередь для диагностики гипокинезии желчевыводящих путей требуется консультация гастроэнтеролога. Грамотно собранный анамнез позволяет выявить факторы, которые привели к заболеванию, и как долго уже длится заболевание. Далее врач направляет пациента на лабораторные исследования.
Для того, чтобы получить полную картину, необходимо пройти следующие исследования:
Лечение
Для лечения гипотонический дискинезиии применяются консервативные методики. Помимо препаратов, нормализующих функции желчевыводящих путей, врач назначает диету, а также дает рекомендации по нормализации режима дня. Кроме того, пациенту следует скорректировать свою физическую активность.
Гиподинамия у детей
Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения».
Гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Данная патология страшна не только своим проявлением, но еще и тем, что она не остается безучастной и в отношении детей. Дети также довольно часто становятся “заложниками” данного состояния.
Современные дети огромное количество времени уделяют не столько учёбе и спорту, сколько компьютеру. Одна из причин близорукости –гиподинамия. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения.
Гиподинамия весьма отрицательно сказывается на позвоночнике ребёнка, что в свою очередь становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов. В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нетрадиционным распорядком дна ребёнка, с перегрузкой его учёбой. Дети очень мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются.
Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения. С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная масса, страдают суставы и позвоночник. Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Гиподинамия ведет к ожирению. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад.
Как избежать гиподинамии у детей?
Профилактика гиподинамии у детей заключается в соответствующих гигиенических навыках:
вставать за час до начала занятий в первой смене, чтобы успеть сделать физическую зарядку;
правильно составленный распорядок дня;
полноценное и режимное питание,
между школьными и домашними занятиями проводить полтора часа на воздухе (это восстанавливает работоспособность);
при выполнении домашних заданий устраивать перерывы на 10 — 15 минут после каждых 45—50 минут занятий;
не проводить у телевизора более полутора часов в день;
следить, чтобы непрерывность чтения художественной литературы не превышала двух часов;
ложиться спать не позже 22 часов, поскольку учащимся школы нужно спать 9 часов, а дефицит сна весьма вреден.
Профилактика гиподинамии у детей жизненно необходима! Нужны лишь сила воли, желание организовать самого себя, свой труд, чтобы избежать такого неприятного заболевания как гиподинамия у детей.
Гипокинезия что это такое у детей
Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п.
В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.
Без работы мышцы слабеют, затем атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ.
Гиподинамия также приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда возникают головные боли, усталость, утомляемость, могут быть жалобы на сердцебиение, одышку при физических нагрузках.
К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.
Гиподинамия в сочетании со злоупотреблением гаджетов является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.
Следствием малоподвижного образа жизни является избыточный вес. Ожирение либо избыток массы у детей выявляется у каждого 5-6го ребенка. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. А к лишнему весу присоединяются нарушения обмена веществ, сахарный диабет, повышенное артериальное давление и риски, связанные с этими состояниями (инсульты, инфаркты, мочекаменная болезнь и др).
Как бороться с гиподинамией у детей?
Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.
Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.
Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии. По возможности больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов. надо правильно выбрать вид спорта. Ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата показаны те виды спорта, которые дают симметричные и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно и попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает среднее положение во фронтальной плоскости. Мышцы получают равномерную физическую нагрузку. Виды спорта, дающие симметричную нагрузку: легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, плаванье, академическая гребля. Виды спорта, дающие смешанные нагрузки: игровые виды спорта.
Целесообразный возраст начала занятия детей в секциях по различным видам спорта : с 5 лет: плавание и художественная гимнастика. 9-10 лет: лыжный спорт и прыжки на батуте. 10-12 лет: игровые виды спорта, легкая атлетика.
Регулярные занятия на уроке физической культуры в школе, в спортивных секция способствуют физическому развитию ребенка, и тем самым будут содействовать гармоничному развитию личности.
Гипокинезия и её последствия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
«Гипокинезия и её последствия»
Ученица 10 «А» класса
Учитель физической культуры
1.1.Влияние двигательной активности на рост и развитие организма
2. Исследовательская часть
Заключение
Список используемой литературы
(китайский врач) Хуа То
Гипокинезия – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса.
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.
Что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии? Наше исследование поможет в этом разобраться и дать профилактические рекомендации.
Основной целью исследовательской работы является объединение усилий учеников, членов их семей, учителей в решении вопросов, связанных с низкой двигательной активностью школьников и повышением личной грамотности учеников и членов их семей в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
— провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они, что такое гиподинамия и каковы ее последствия;
— научиться путем исследования получать информацию о признаках гипокинезии;
— стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученным в школе;
— формировать у учащихся и развивать познавательные навыки здорового и безопасного образа жизни;
— привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;
-обобщить и предложить методы профилактики гипокинезии.
1.1.Влияние двигательной активности на развитие организма
— Физические нагрузки благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы, в том числе и на уравновешенность нервных процессов.
— Систематические тренировки делают мышцы более сильными; под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
— Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляция легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служат профилактикой легочных заболеваний.
— Постоянные физические нагрузки способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.
— У крепкого человека увеличивается умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям, организм становится в целом более приспособленным к условиям внешней среды.
— Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.
Установленного стандарта определения хорошей физической формы нет, но специалисты пришли к общему мнению относительно оценки ее отдельных составляющих.
Основные составляющие хорошей физической формы:
сердечно – дыхательная выносливость,
мышечная сила и выносливость,
Это достаточно распространенное состояние, которое сопровождается не просто большим, а действительно огромным количеством весьма разнообразных симптомов. Прежде всего, гипокинезия приводит к различным нарушениям морфофункционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков и обмена электролитов, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях.
Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов. При этом заболевании у людей отмечаются также и такие симптомы как частые головные боли, чрезмерная нервозность, бессонница, общая усталость, снижение работоспособности. Так как гипокинезия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда. (Приложение 1)
слабеют мышцы сердца;
нарушение обмена веществ;
дистрофия мышечной ткани;
истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, который оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;
избыточная масса тела.
2. Исследовательская часть
Недостаточная физическая нагрузка среди детей в настоящее время широко распространена. Учащиеся нашей школы – не исключение, от недостатка движения страдают как младшие, так и старшие школьники, их члены семьи и сотрудники школы. Наша задача – выяснить, что знают учащиеся о гиподинамии, дать рекомендации по профилактике «болезни цивилизации». (Приложение 2)
В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов В начале выявили группы здоровья учащихся.
Распределение учеников по группам здоровья
Распределение учеников по группам здоровья (в %)
Исследование на определение уровня двигательной активности проводилось в виде анкетирования по разработанной анкете.
1.Сколько времени в сутки вы проводите в движении?
2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?
3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?
4.Надо ли заниматься спортом?
5.Занимаетесь ли вы спортом?
6.Много ли вы проводите времени за компьютером?
7. Занимаетесь ли спортом в выходные дни?
8. Вы предпочитаете подниматься домой на лифте или по лестнице?
9.В какое время года ваша двигательная активность больше?
Уроки физкультуры нравятся в основном младшим школьникам. Старшеклассники считают, что им нужны другие предметы и уроки физкультуры уже не смогут повлиять на их здоровье. Охотно ходят на уроки физкультуры те старшеклассники, которые занимаются спортом.
Вывод: 87% учащихся понимают, что двигательная активность нужна и они занимаются и часть из них занимается спортом. 9% школьников считают, что они и так здоровы и их активность достаточна. 4% считают, что спорт вреден или он ничего не дает человеку.
Д ети более активны весной и летом, на это указали 100% учащихся.
Определение сердечно – дыхательной выносливости
Вначале ребята подсчитали свой пульс, после чего им было предложено проделать упражнения с незначительной нагрузкой и вновь посчитать пульс.
Используя сведения таблицы оценивался полученный показатель.
Неблагоприятное влияние гиподинамии на здоровье детей и подростков
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает тревогу и озабоченность как для медицинских работников, так и для педагогов, организаторов образования и самих родителей.
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она складывается из нескольких слагаемых: активность во время физического воспитания (школа, детский сад, спортивные секции), физическая активность во время обучения (физкультминутки, перемены между уроками), общественно полезная и трудовая деятельность (дома), спонтанная физическая активность в свободное время.
В последние десятилетия в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации, с развитием всех благ цивилизации дети и подростки стали меньше двигаться.
Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Она является следствием освобождения человека от физического труда. Иногда называется «болезнью цивилизации».
Дефицит движений (гипокинезия, гиподинамия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме ребенка. При малоподвижном образе жизни у ребенка возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности – снижается потребность в движении. Более глубокие изменения обусловленные гиподинамией – это астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций. Ребенок становится раздражительным, пассивным, вялым, у него возникает чувство хронической усталости.
Оказывается, каждый час просиживания перед телевизором или компьютером, без или почти без движения, повышает риск развития сердечнососудистых заболеваний. Дефицит двигательной активности оказывает негативное влияние на сердечно-сосудистую систему: ослабевает сила сокращений сердца – меньше питательных веществ и кислорода поступает к органам и тканям, уменьшается работоспособность как отдельных органов, так и всего организма в целом, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии. В результате неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, снабжение тканей, органов питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии может стать ожирение.
Основной профилактикой последствий гиподинамии является движение, физические нагрузки и здоровый, активный образ жизни.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Каждому человеку свойственно самостоятельно выбирать свой стиль жизни, но мы надеемся, что каждый для себя примет правильное решение, выберет правильное направление по поддержанию и укреплению своего здоровья и здоровья своих детей.