Гидролыжа на лодке что это

Причины оснащения лодок гидролыжей

Гидролыжи, установленные на днище катера, дают возможность улучшить мореходные качества глиссирующего судна, увеличить скорость, снизить потребление топлива. Эта удлиненная глиссирующая поверхность может быть конструктивной составляющей обвода днища, или отдельным элементом, который крепится на кронштейнах к корпусу лодки. Благодаря тому, что на судне установлена гидролыжа, или конструктивная особенность днища лодки, основная ударная нагрузка приходится на нее, а не на днище в целом.

Встречаются лодки с гидролыжей на амортизаторах, что добавляет комфорта на неспокойной воде. На низких скоростях некоторые лыжи убираются в ниши, предусмотренные в днище, улучшая аэродинамические качества катера.

Предпосылки использования гидролыж

Хорошим решением данной проблемы могли бы стать обводы «Глубокое V». Именно суда подобного типа наиболее популярны во всем мире. Закономерный успех, ведь они характеризуются плавностью хода на волне любой высоты и хорошей управляемостью на высоких скоростях. Правда, судна с повышенной килеватостью не обладают достаточной статической и начальной остойчивостью. Кроме того, это дорогостоящие модели, требующие использования мощного двигателя.

Казалось бы, нет необходимости в поиске альтернативы катерам с высокой килеватостью. Но стремление к экономичному расходу топлива побуждает искать новые решения. Возрастающая нагрузка приводит к тому, что глиссирующие лодки теряют скорость, а затраты топлива увеличиваются. Сложнее всего вывести на глиссирование катера с глубоким килем. Без использования более мощного мотора не обойтись. Кроме того, оптимальных ходовых характеристик можно добиться только при равномерном распределении грузов, что часто вызывает определенные затруднения. Многие их этих преград с легкостью преодолевают лодки с гидролыжей, что позволяет существенно экономить на топливе.

Конструктивные особенности различных гидролыж

Снабдив судно малой килеватости центральной вытянутой вдоль прямоугольной пластиной, можно увидеть все плюсы гидролыжи в действии, нивелировав многие недостатки плоскодонных глиссирующих лодок. Также важно оборудовать катер продольными реданами, которые отсекают водную пыль от наклонных участков судна. Недостатками данной конструкции являются увеличение ударных нагрузок при волнении и сложный процесс проектирования.

Американский конструктор П. Пейн стал автором гидролыжи, получившей название «Морской нож». В данном случае глиссерная пластина имеет форму треугольника, а в целом корпус судна напоминает по форме плуг. Наклонный носовой транец не позволяет Гидролыжа на лодке что это. gidroluga clip image004. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-gidroluga clip image004. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка gidroluga clip image004.носовой части зарываться в волну. К недостаткам этой конструкции можно отнести низкую остойчивость при статике и ограниченное внутреннее пространство для пассажиров и грузов.

Катера с обводами братьев Блегг характеризуются тем, что узкая глиссерная пластина расположена на днище с беспрецедентно глубокой килеватостью в 45°. Англичане предложили в качестве стабилизаторов для повышения остойчивости судна использовать спонсоны, боковые поплавки. Эти приспособления при килях переходят в подобие гидролыж. Все три пластины находятся на одном уровне. И с помощью того или иного спонсона удается нивелировать возникающий крен. Очевидны плюсы гидролыжи этой модели, так как учтены недостатки двух предыдущих.

Морские сани – детище английского инженера У.Фокса, представляют собой три узкие лыжи. Одна проходит по центру днища, две другие – по бокам. Боковые дополнительно несут на себе функции отражателей брызг, которые вылетают из-под центральной полосы. Наилучшие гидродинамические показатели достигаются при условии, что расстояние между ними составляет три ширины любой из полос. Узнаваемым этот тип днища делают скругленные боковые тоннели, своды которых образуют в центральной части судна киль 35°. Уверенная посадка на морской глади и мало ощутимые ударные нагрузки позволяют широко использовать подобные катера в транспортной сфере.

Из вышесказанного видно, что гидролыжа может существенно улучшить гидродинамические показатели практически любого катера или лодки.

Источник

Что лучше: гидролыжа или киль для лодок серии «Ривьера»

На первый взгляд, лодки «Ривьера» гидролыжа и киль, ничем не отличаются. Однако, подобный вывод можно сделать только при первичном, мимолётном осмотре изделий. Детальное изучение характеристик, осмотр комплектации даёт представление о цели назначения каждой и их различиях. Лодка Киль по своим характеристикам относится к товарам массового потребления, гидролыжа предназначена для более профессионального использования, преодоления опасных мест во время сплава по реке или длительных путешествий.

Достоинства и недостатки лодок Киль или Гидролыжа

Внешне между лодками сложно найти отличия. Одинаковая расцветка, оснащение и похожие параметры для неопытного покупателя станут причиной путаницы. Но более детальное изучение поверхности лодок, позволят найти различия. Гидролыжа считается более профессиональным вариантом надувной лодки за счет прочного дна и надежной брони.

Конструкция изделия позволяет эксплуатировать её даже в опасных условиях. Защищенное дополнительным слоем брони дно не царапается при высадке на берег, но при этом легко складывается, не мешая хранению. В отличие от формата Киль, Гидролыжа имеет следующие особенности:

Модель Киль рассчитана на массовых пользователей и обычные условия эксплуатации. Классическое дно плотностью 1100 г/ кв. м. имеет надежные параметры. Такая лодка значительно легче и более вместима. В ней можно разложить больше вещей и расположиться с комфортом. В отличие от Гидролыжи, у лодки Киль дно задрано к верху, в форме киля, что позволяет с удобством скользить по воде, защищаясь от брызг воды. Броней покрыты только области киля и кормовой части, что достаточно для эксплуатации в обычных условиях.

Таблица 1. Оснащение лодок

ПараметрыКильГидролыжа
Длина2900 мм2900 мм
Ширина1500 мм1500 мм
Диаметр борта420 мм420 мм
Вместимости2 чел.2 чел.
Грузоподъемность450 кг450 кг
Отсеки3 шт. + КНД3 шт. + НДНД
Плотности тканей борта900 г/ кв. м900 г/ кв. м
Плотность ткани внутреннего дна1100г/ кв. м3100г/ кв. м
Плотность ткани внешнего дна1100 г/ кв. м2400 г/ кв. м
БроняЗащита киля и кормовой частиВся поверхность внешнего дна

Однозначно сказать, какая лодка лучше, Киль или Гидролыжа, невозможно. Каждая модель рассчитана на свой сегмент покупателей. Лодки очень похожи по параметрам, но незначительные отличия, которые внес в модели производитель, позволяют говорить о разных сферах использования. Для любителей рыбалки, отдыха на воде и неспешных прогулок будет достаточно приобрести комфортную и вместительную модель Киль, в то время как для тех, кто предпочитает экстремальный спорт и длительные поездки, лучше выбрать укомплектованный дополнительной защитой вариант Гидролыжи.

Источник

Гидролыжа

Рулевой 1-го класса

Гидролыжа повышает гидродинамическое качество корпуса за счёт некоторого уменьшения среднего (кажущегося) угла килеватости.
При этом, обеспечивается мягкость хода соответствующая килеватости боковых частей днища.

Рулевой 1-го класса

Уважаемые Kapitan, Will и Danev, оттветте пожалуйста на вопрос.
1. Существует ли зависимость ширины гидролыжи от длинны корпуса и мощности двигателя?
2. Обязателны ли реданы по краям лыжи?
3. При длинне лодки 4,5м., лыжа 17см. Может ее и вовсе ненадо, мягче на волнении будет?

Таких зависимостей не существует.
Каждый конструктор проектирует свою лодку на основании своего понимания гидродинамики судна, а так же своего и чужого опыта эксплуатации аналогичных лодок.

Напротив, с помощью гидролыжи можно уменьшить удары днищем об волну за счёт увеличения килеватости боковых (работающих) участков днища не увеличивая при этом среднюю килеватость, т.е практически без потери гидродинамического качества.

Рулевой 3-го класса

Рулевой 1-го класса

Уважаемый Kapitan,
А свою лодку Вы сами проектировали? Каковы ее примерные характеристики: «L», «B», вес, килеватость, под каким мотором и с какой скоростью она ходит. И еще, если на скорости лодка встечается с волной под углом, не ведет ли лодку в сторону погрузившегося спонсона?

Уважаемый 211х
У Вашей лодки упрощенные обводы братьев Блегг (я видел Ваши эскизы)они весьма мореходны.

В К/Я № 2(165)/98 размещен проект Зимина «Нептун-33» для «Нептуна-23»,
если у кого есть, поделитесь пожалуйста. В Центральной библиотеке нашего города никогда небыло журналов «Катера и Яхты»

А вот, что я уже «любезно» получил в ответ на мою просьбу насчет «Нептуна-33». Без коментариев.

Прикрепленные изображения

Уважаемый Kapitan,
А свою лодку Вы сами проектировали?

Уважаемые Kapitan, Will и Danev, оттветте пожалуйста на вопрос.
1. Существует ли зависимость ширины гидролыжи от длинны корпуса и мощности двигателя?
2. Обязателны ли реданы по краям лыжи?
3. При длинне лодки 4,5м., лыжа 17см. Может ее и вовсе ненадо, мягче на волнении будет?

Уважаемый Kapitan,
А свою лодку Вы сами проектировали? Каковы ее примерные характеристики: «L», «B», вес, килеватость, под каким мотором и с какой скоростью она ходит. И еще, если на скорости лодка встечается с волной под углом, не ведет ли лодку в сторону погрузившегося спонсона?

Лодка спроектирована под мотор

Источник

Гидролыжа на лодке что это

производим, продаём, обслуживаем, ремонтируем катера и моторные лодки

Тел: 8 903 608 80 45

8 960 185 76 83
8 831 256 42 62

Адрес: Нижний Новгород
ул. Мончегорская 11а

В этом разделе предлагаю, поговорить об обводах и ходовых качествах, различных судов.

Итак, основных обводов судов существует не так уж много, но очень много вариаций на тему… Остановлюсь лишь на тех, которые наиболее распространены на наших водоёмах, и рынке катеров и моторных лодок.

Начну с того, что условно разделю их на несколько типов:

Гидролыжа на лодке что это. zakruch. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-zakruch. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка zakruch.

+ (плюсы) Монокилевых Малокилеватых обводов:

1. Не требуется мощного двигателя.

2. Легко и быстро выходит на глиссирование.

3. Имеет неплохую статическую остойчивость.

— (минусы) Монокилевых Малокилеватых обводов:

1. Не предназначена для высоких скоростей (свыше 40-45 км/ч, для стандартных лодок).

2. Плохо управляется на высокой скорости (либо становится вовсе неуправляемой).

3. Некомфортна на высокой скорости и или на мелкой волне, ряби (особенно ощутимо на старых алюминиевых лодках, к тряске добавляется ещё и звук).

4. Не любит большой волны, особенно, больше длинны корпуса.

Резюме: В основном лодка такого типа приобретается, на вторичном рынке, подходит для утилитарных целей (один из самых дешёвых вариантов, если его не люксовать).

Гидролыжа на лодке что это. mono. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-mono. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка mono.

Применение о бводов типа «Моногедрон» дают некоторые преимущества перед лодками с Малой килеватостью. Благодаря тому, что эти обводы имеют чуть большую килеватость, на всей длине корпуса, движение лодки становится более комфортным (лодка лучше проходит, как малую, так и относительно большую волну). Несмотря на то, что остойчивость Моногедона хуже чем у Малокилеватых лодок, по сравнению с корпусами с повышенной килеватостью днища типа Глубокова V, Моногедрон имеет более высокую статическую остойчивость, поэтому такие обводы предпочитают и для морских лодок и катеров в тех случаях, когда это качество играет важную роль (например для комфортабельных туристских судов, рыболовных лодок и т.п.).

1. Неплохая управляемость на высоких скоростях.

2. Неплохая статическая остойчивость.

3. Простота изготовления из листового материала.

— (минусы) обводов типа Моногедон.

1. Необходимость мощного двигателя, повышенный расход топлива.

2. Относительно низкая мореходность.

Резюме: В основном, лодки с обводами Моногедон, представлены на вторичном рынке, но можно найти и новую. Используется в основном, как туристическая, не требующая высокой скорости, экономичности и манёвренности.

И, хотя данный тип обводов популярен, и относительно неплох, но существует более прогрессивный, тип Монокилевых обводов, разработанных уже давно, но получивших распространение относительно недавно (особенно в России). В основном, из за сложности производства таких корпусов.

Гидролыжа на лодке что это. deepv1. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-deepv1. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка deepv1. Гидролыжа на лодке что это. deepv. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-deepv. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка deepv.

Непременной деталью корпуса «глубокое V» являются продольные реданы — призмы треугольного сечения с горизонтальной нижней гранью и острой свободной кромкой (рис. 30). Главный эффект реданов заключается в отсечении от днища потоков воды, растекающихся от киля к бортам. В результате их действия уменьшается смоченная поверхность корпуса, на реданах создается дополнительная подъемная сила; в совокупности это повышает гидродинамическое качество корпуса.

Гидролыжа на лодке что это. redan. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-redan. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка redan.

Благодаря продольным реданам осуществляется автоматическое регулирование ширины днища в зависимости от скорости судна. На малых скоростях катер глиссирует на полной ширине днища с уменьшенной удельной нагрузкой, которая оптимальна для данной скорости. По мере разгона гидродинамическая подъемная сила растет, катер уменьшает осадку. При этом крайние участки днища, прилегающие к скулам, выходят из воды, глиссирующая поверхность ограничивается крайней к скуле парой реданов.

Продольные реданы повышают остойчивость катера, демпфируют бортовую и продольную качки. На ходу при резком крене на реданах накрененного борта возникает дополнительная подъемная сила, которая препятствует дальнейшему увеличению крена. Продольные реданы существенно повышают устойчивость судна на курсе и в то же время сокращают радиус циркуляции. Это происходит благодаря работе боковых вертикальных граней реданов, которые при боковом смещении — дрейфе от ветра, волны или на повороте, действуют подобно килю.

Положительные качества реданов начинают проявляться лишь при достаточно высоких скоростях —На малой скорости и при разгоне катера сопротивление воды вследствие увеличенной смоченной поверхности днища с реданами оказывается выше, чем у катера с гладким днищем. Кроме того, их эффективность зависит от угла килеватости днища. Если он менее 10°, устройство продольных реданов нецелесообразно.

К недостаткам Глубокого V, можно отнести пониженную статическую и начальную остойчивость. Для повышения остойчивости на стоянке иногда устраивают днищевые балластные цистерны, автоматически опорожняемые при выходе катера на расчетный режим (используются для больших морских катеров).

Другим недостатком «глубокого V» является большое сопротивление в начальный момент движения и большие затраты времени на разгон до выхода на режим чистого глиссирования. Для улучшения стартовых характеристик и снижения «горба» сопротивления можно использовать транцевые плиты (не требуются при сбалансированной конструкции лодки) и продольные реданы на днище. Причем, наличие реданов по всему днищу, как правило свидетельствует о сбалансированной конструкции лодки, ибо просчеты при конструировании или изготовлении лодки, зачастую приводят к необходимости жертвовать реданам у кормы. Для повышения ходовой остойчивости приходится увеличивать смоченную поверхность днища в корме, обрывая продольные реданы, на которых корпус глиссирует на расчетной скорости, на некотором расстоянии от транца. В результате чего смачиваются дополнительные участки днища и увеличивается ширина ватерлинии, что также помогает облегчить выход на глиссирование, при этом несколько падает скорость и управляемость.

Моторные лодки семейства каскад имеют активно развитые полноразмерные (как и положено хорошей лодке с Глубоким V) продольные реданы, что облегчает управление лодкой, требует меньшей мощности мотора, и улучшает остойчивость лодки, что тоже немаловажно. Данные качества лодка приобрела за счёт сложной конструкции днища доступной к изготовлению лишь в пластике, так как к примеру алюминий, как и другие листовые материалы, сильно ограничивают возможности конструирования, по сути сводя обводы Глубокого V к Моногедону с увеличенной килеватостью и продольными реданами, да и возможности качественного и точного изготовления, из алюминия гораздо меньше чем у пластика, а это очень важно для данного типа обводов.

Все выше перечисленные качества лодок семейства Каскад, не только помогли лодкам, с лёгкостью, пройти сертификацию, но и, например, позволяют лодке Каскад 350 с мотором всего 15 л.с. и одним человеком развивать скорость свыше 50 км/ч. сохраняя при этом превосходные ходовые качества и отменную управляемость, что недостижимо для большинства самых новых и модных иностранных лодок.

+ (плюсы) обводов типа Глубокое V:

1. Высокая мореходность, на любой волне.

2. Наилучшая, из всех глиссирующих обводов, плавность хода.

3. Высокая эффективность по мощности.

4. Возможность достижения высоких скоростей.

5. Хорошая управляемость на любых скоростях.

— (минусы) обводов типа Глубокое V:

1. Необходимость использования относительно мощных моторов.

2. Пониженная статическая и начальная остойчивость.

3. Сложность в изготовлении, и как следствие более высокая цена.

Резюме: У данного типа обводов есть свои недостатки, но достоинств у него намного больше. Большинство лодок, с обводами типа Глубокое V, представлены на первичном рынке новых лодок, либо на вторичном рынке но, недавнего производства. Реже, но можно встретить такие обводы, как правило, на больших катерах со стационарными двигателями Советских времён.

На данный момент, Глубокое V пожалуй наиболее часто выпускаемый тип корпуса в мире, и как мне кажется самый перспективный среди Монокилевых обводов.

Гидролыжа на лодке что это. ski. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-ski. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка ski.

Смоченная поверхность гидролыжи имеет вид вытянутого вдоль корпуса прямоугольника. Благодаря этому корпус обладает большей устойчивостью глиссирования и меньшей чувствительностью к изменению дифферента и положения центра тяжести, по сравнению с плоскодонным судном, имеющим малое соотношение L/B. В результате катера и мотолодки с гидролыжей, снабженные достаточно мощным двигателем, способны развить более высокую скорость, чем при обычных обводах с малой килеватостью днища, обладают большей комфортабельностью при ходе против волны, имеют малый радиус циркуляции. Эти преимущества, однако, утрачиваются, если нагрузка оказывается слишком большой для данной мощности двигателя и судно глиссирует при увеличенной осадке. Естественно, что вследствие малой ширины катера с гидролыжей являются валкими на стоянке и могут раскачиваться на ходу.

Я считаю, что данный тип обводов идеально подходит для довольно больших лодок и катеров из алюминия. Мы уже знаем, что из листового материала нельзя изготовить, идеальные обводы Глубокого V, одним из перспективных способов совершенствования конструкций из листового материала, как раз и является применение гидролыжи. А большой размер обусловлен большей стабильностью рабочего веса лодки (чем больше лодка тем, меньше соотношение веса пустой и загруженной лодки), что немаловажно для данного типа обводов.

Редкое использование данной конструкции днища, обусловлено, несколькими факторами, и в первую очередь сложностью проектирования лодки. Если гидролыжа будет мала лодка просто не встанет на неё, а если велика то будет излишняя смачиваемая поверхность, что значительно затруднит, как скольжение, так и выход на лыжу. Не малое значение имеет и угол атаки гидролыжы, который в свою очередь обусловлен развесовкой корпуса, и его центром тяжести, что в свою очередь влечёт за собой комплексную разработку всего катера (т.е. нельзя ограничится только днищем, как у других типов, нужно проектировать и надстройку с её расположениями масс).

Расчётами катеров на гидролыже занимаются только специалисты высшей квалификации, которых в мире, единицы. Тем с большей гордостью могу сказать, что мы обладаем этой технологией, не только в теории, но и на практике, в 2012 году мы успешно реализовали пилотный проект новейшего катера на гидролыже Каскд 640.

+ (плюсы) обводов на гидролыже:

1. Высокая мореходность, на любой волне.

2. Хорошая, плавность хода.

3. Высокая эффективность по мощности.

4. Возможность достижения высоких скоростей.

5. Неплохая управляемость.

— (минусы) обводов на гидролыже:

1. Необходимость использования относительно мощных моторов.

2. Пониженная статическая и начальная остойчивость.

3. Сложность в изготовлении и проектировании, как следствие более высокая цена.

Резюме: Данный тип лодок редко встречается, но довольно перспективен при условии его дальнейшего развития.

Обводы типа Катамаран, двух килевыве обводы.

Очень редко встречается среди утилитарных глиссирующих, лодок, но довольно распространена среди, спортивных глиссирующих катеров, вплоть до Формулы 1 на воде. Одна из причин этого, посредственая мореходность такой конструкции (именно по этому, соревнования как правило, проходят на тихой воде). Двухкорпусные обводы используются в основном для высокоскоростных гоночных судов, развивающих скорости 100—150 км/ч. При такой скорости возникают аэродинамические силы, делающие катамаран эффективным. Катамараны выходят на глиссирование при значительно более высокой (примерно в 1,5 раза) скорости, чем однокорпусные катера, что в данном случае, тоже можно отнести скорее к недостаткам. А большая сложность расчётов, требующая множества ходовых испытаний, тоже не способствует распространению таких типов обводов.

Гидролыжа на лодке что это. sani. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-sani. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка sani.

Параллельные борта придают «морским саням» повышенную поперечную остойчивость. Два длинных киля и погруженные в воду вертикальные борта способствуют хорошей устойчивости судна на курсе. При плавании на волнении проявляется и такое важное качество саней, как хороший «продольный баланс» корпуса, под которым понимается распределение ширины и площади ватерлинии, а также килеватости днища по длине корпуса. При плавании косым курсом к попутной волне «морские сани», обладая большими объемами и шириной корпуса в носу, хорошо противостоят крену и дифференту, не зарыскивают с риском опрокидывания на полной скорости.

Брызги, поднимаемые носовой частью, отражаются вниз от поверхности вогнутого тоннеля, а широкая палуба предотвращает зарывание носом в волну. При некоторых определенных соотношениях размеров волны и корпуса воздух в тоннеле «саней» начинает оказывать демпфирующий эффект, смягчая удары волны о днище. У «саней» больших размеров более плавная бортовая качка, чем у обычных катеров. Определенные сложности представляет размещение на «морских санях» движителя. Встречный поток воздуха, попадающий в тоннель, проходит под днищем до самой кормы и воздействует на лопасти гребного винта, начинающего работать в условиях поверхностной аэрации. Поэтому на больших «санях» применялись частично погруженные гребные винты, имеющие специальную форму. При установке подвесного мотора на «санях» требуется большее погружение оси гребного винта, чем на обычных лодках; рекомендуется и кормовая центровка судна. Используется также смещение оси подвесного мотора в сторону от ДП. При одновинтовой установке на своде тоннеля в ДП рекомендуется устанавливать клин толщиной 12—20 мм и шириной 1,2 диаметра винта, отводящий аэрированную воду от винта. На волне, длина которой превышает длину катера, «морские сани» получают сильные удары в носовую часть свода тоннеля, что заставляет снижать скорость. Другими недостатками обводов этого типа является большой радиус циркуляции и малый объем корпуса в носовой части, затрудняющий его использование для размещения пассажиров и других целей.

Совершенствованием данного типа обводов, занимался ещё мой отец, но к сожалению не успел, довести конструкцию до расчетных характеристик.

+ (плюсы) обводов Катамаран:

1. Очень высокая, как статическая, так и ходовая остойчивость.

2. Высокая эффективность по мощности.

3. Возможность достижения высоких скоростей.

4. Неплохая управляемость.

— (минусы) обводов Катамаран:

1. Необходимость использования относительно мощных моторов.

2. Как правило невысокая мореходность.

3. Сложность в изготовлении и проектировании, как следствие более высокая цена.

Обводы типа Тримаран, его подвиды.

Корпуса этого типа появились в конце 50‑х годов. Иногда этот тип обводов называют «кафедралами», трехкилевыми морскими санями» или двухтоннельными судами. Отличительной особенностью всех существующих видов тримаранов являются основной корпус, имеющий обводы «глубокое V» (или изогнуто-килеватые), и два боковых спонсона меньшего объема; очертания палубы в плане близки к прямоугольнику (Назначение спонсонов — повысить остойчивость катера на ходу и на стоянке, избавить судно от рыскливости при ходе на попутном волнении. Спонсоны выполняют таким образом, чтобы на стоянке они были погружены примерно на половину осадки основного корпуса, а на ходу бо́льшая часть их поднималась над поверхностью воды. В случае крена в воду входит значительный объем спонсона, возникающая на нем дополнительная сила поддержания создает восстанавливающий момент. Благодаря тому, что спонсоны параллельны по всей длине катера, а не сужаются подобно скулам корпуса традиционного типа, остойчивость тримарана намного выше. Кроме того, при крене на ходу к статической восстанавливающей силе прибавляются еще гидродинамические силы, возникающие на наружной наклонной поверхности входящего в воду спонсона, как на обычной глиссирующей пластине, расположенной под некоторым углом атаки.

Поскольку на ходу без крена спонсоны оказываются над водой, они практически не вносят существенных изменений в гидродинамику основного корпуса. Как и в случае обводов «глубокое V», глиссирование осуществляется на кормовой части днища, так что в ходовых качествах тримаран преимуществ не имеет. Однако помимо лучшей остойчивости и мореходных качеств на волне, тримаран предоставляет конструктору гораздо больше возможностей в планировке внутреннего расположения. Необходимое оборудование здесь удается разместить в корпусе меньших размерений, чем например, на катере с обводами «глубокое V», и при равной мощности двигателя получить известный выигрыш в скорости.

Гидролыжа на лодке что это. trimaran. Гидролыжа на лодке что это фото. Гидролыжа на лодке что это-trimaran. картинка Гидролыжа на лодке что это. картинка trimaran.

Основные разновидности современных тримаранов представлены на рисунке. Тип а предпочтителен при постройке корпуса из листовых материалов — металла или фанеры. Явно выраженные тоннели в носовой части переходят в корме в плоско-килеватое днище с горизонтальными участками у скул (по ходовым качествам, мало чем отличается от Малалокилеватых обводов, но обладает отменой статической остойчивастью). Тип б — комбинация «глубокого V» с бортовыми спонсонами, имеющими клиновидные поперечные сечения. В месте перехода наклонной наружной грани спонсона в почти вертикальны» борт сделан уступ-брызгоотбойник. Спонсоны иногда обрываются, не доходя примерно 1/3 длины корпуса до транца, так как в корме они неоправданно увеличивают смоченную поверхность, мешают использовать энергию потоков воды, растекающихся от киля к бортам. Продолжением спонсонов близ транца являются горизонтальные брызгоотбойники или продольные реданы (это более совершенная конструкция, при плавильных расчётах, и качественном исполнении, по своим качествам может приближаться к обводам типа Моногедон, с немного меньшей мореходностью, ещё более требовательная к мощности мотора, но обладающая отменой остойчивостью. Тип в — обводы «Бостонского китобоя», послужившие прототипом для создания большого числа модификаций. При разработке обводов применены выпукло-килеватые шпангоуты. Борта в носовой части имеют наклонные участки — скосы для улучшения поворотливости. Чтобы ограничить подъем воды и брызг, вырывающихся из-под скоса, на борту сделан уступ-брызгоотбойник, идущий по всей длине корпуса. Вблизи шп. 7 наклонный участок борта заканчивается поперечным реданом; дальше в корме скула скруглена по радиусу. Можно предположить, что это придает катеру оптимальный дифферент на корму при довольно высокой скорости и обеспечивает выход воздуха из тоннелей к бортам. Выпуклость днища у транца предотвращает подток воздушных пузырей к лопастям гребного винта, особенно вероятный при поворотах катера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *