Географ глобус пропил в чем смысл
Зачем географу пропивать глобус,
или Куда исчез настоящий мужчина (женский отзыв)
Приблизительное время чтения: 5 мин.
На прошлой неделе на экраны вышел фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по одноименной книге пермского писателя Алексея Иванова. Отзывы на эту картину – пожалуй, одна из самых популярных тем в киношном Рунете. Отзывы пишут и критики, и зрители, и мужчины, и женщины – «Географ» всех зацепил. Содержание его остро, игра актеров блестящая, да и книга Иванова совершенно прекрасна, а ее многие читали.
Ниже приведен не вполне отзыв на фильм. Это, скорее, размышление о том, что заложено в его содержании. А заложен туда ответ на вопрос, поднятый в нашей ноябрьской теме номера: куда исчез настоящий мужчина? По сути, эта статья – продолжение разговора…
Нередко мы, женщины, беремся рассуждать о сильной половине примерно так: ах, куда же делись настоящие мужчины, совсем перевелись, где же их теперь взять. Я не знаю. Но, например, в моей жизни они есть. Они разные: добрые, решительные, жесткие, мягкие, стойкие, прямолинейные, щедрые – в глубоком смысле слова, умные, или даже мудрые… Пожалуй, внешне их объединяют несколько схожих черт. Во-первых, отношение к женщине: они любят и уважают нас, никогда не повернутся к нам спиной, но в любой ситуации протянут руку. Во-вторых, то, что они рыцари. Современному рыцарю не надо сражаться с драконами и тем более – с мельницами. Достаточно пытаться победить дракона в себе. Что, кстати, гораздо сложнее. У современного рыцаря может не быть белого коня и не быть машины, но ради женщины ему хочется совершать подвиги, и в том числе, подвиги над собой. Таковы общие черты.
Думаю, любая женщина знает в своем окружении одного или нескольких таких мужчин. Но таким рыцарем мог бы быть каждый. И почему это не так. У меня нет ответа. Но есть один пример, и, мне кажется, он достоин внимания. Есть расхожее понятие, попавшее в жизнь из литературы, – герой времени. Иногда такие герои помогают нам, женщинам, кое-что понять.
Совсем недавно на экраны вышел замечательный фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил». И Константин Хабенский там блестяще играет, на мой взгляд, героя времени. Это классный, добрый, умный, с шармом и обаянием мужчина, которому женщины кидаются на шею. И наверное, кому-то кажется, что он не герой времени, а – настоящий герой. Почему бы, собственно, и нет, подумаешь – пьет, а человек-то хороший…
Но напрягает в этом герое одна черта. Он обладает феноменальной способностью не задавать вопросов самому себе. Что бы ни случилось: его жена ушла к его другу, его уроки в школе превратились в балаган, его поход на Каму чуть не закончился по его же вине катастрофой, его ученица, плетясь за ним неведомо куда, чуть не отморозила себе ноги – у географа нет к себе вопросов. Он ничего с себя не спрашивает и ничего не пытается изменить. Его в целом все в себе устраивает.
Да и зачем, собственно, ему задавать себе вопросы, когда у него и так есть все, что нужно для его счастья? Жена ушла? – придет любовница. Тепла не хватает? – старшеклассница обогреет. С работы выгнали – на другую примут. Дети над ним смеются – ну, так они же варвары… Географу ничего не нужно спрашивать с себя, ничего не нужно завоевывать – мир так удобен, что он без усилий все приобретет (благо, запросы невысоки). И будет счастлив.
Я не хочу сказать, что настоящий мужчина – обязательно рефлексирующий интеллигент. Необязательно: чтобы строго с себя спрашивать, не нужно быть рефлексирующим интеллигентом, нужно просто не быть желеобразным веществом. И еще – нужно уметь любить. Или пытаться этому учиться. Как это связано – не знаю, но знаю, что это так. Географ же, хороший человек, вызывающий симпатию и даже сочувствие, говорит примерно такие слова: «Хочу любить, но так, чтобы я никому не был залогом счастья, и мне никто не был залогом счастья. А так – да, любовь с большой буквы Л. К каждому человеку». Может, это и есть катастрофа.
Герой времени претендует на большую любовь. Но что он сделал, чтобы она у него была? Боролся за нее? Пытался остановить жену? Снова ее завоевать? Хотел он хоть одну женщину сделать счастливой? Может, потому он и не рыцарь, что рыцарь – тот мужчина, который борется за любовь. А географ ничего для этого не делает. Любовь требует от человека желания созидать, а географ – он, кажется, ничего в жизни так и не создал. Ведь даже ребенок вышел у него случайно – студентка залетела…
И амбиции у героя уже закончились. Он лишен способности реализоваться как мужчина – но у него нет к самому себе вопросов.
Кстати, проблемы там, в кино, не только у географа. Проблемы и у женщин, которые кидаются ему на шею. Одна не любит мужа и сражается с ним вечным «Отвали!». Вторая хочет «только секса». Третья готова припасть к кому угодно, лишь бы припасть. Четвертая нарисовала идеальный образ в голове и вот теперь пытается спасти идеал от реальности, спасти героя от самого героя… Всякая из них выбрала не того, как часто бывает. Как бывает в реальности со многими из нас. И в реальности тогда возникает вопрос, куда же исчезли мужики, где же рыцари… А откуда им взяться, если все вокруг так доступно, даже мы, женщины?
И кстати, да – не стоит, по-моему, искать в географе принца на белом коне. И рыцаря тоже не стоит искать. Вообще это не очень, думаю, правильно – выдавать желаемое за действительное. Иногда нам, женщинам, лучше внимательнее смотреть по сторонам и больше ценить тех мужчин, которые готовы совершить подвиг над собой. Впрочем, это немного другая тема.
А если вернуться к заглавному вопросу… Все-таки мне очень повезло. В моей жизни есть настоящие мужчины. Те, которые борются со своими «драконами» и совершают подвиги. И делают это от большой любви – к женщине, к Богу, к ближним. От той самой, настоящей любви, с большой буквы Л. Все эти мужчины разные, но у всех – очень большое, деятельное сердце, способное сделать счастливой ту, которая рядом. Для меня это очень важный критерий.
Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»
Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» — и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.
Географ глобус пропил. Современный российский кинематограф пополнился новым фильмом, который уже ставят в один ряд с лучшими кинематографическими произведениями советского периода — «Осенним марафоном» и «Полетами во сне и наяву». Однако эти сравнения отвечают только одной линии фильма «Географ глобус пропил» — взаимоотношениям взрослых с намеком на «лишнего человека» — и абсолютно не касаются другой темы — сегодняшних подростков.
Это экранизация одноименного романа Алексея Иванова — одного из лучших российских литераторов двух последних десятилетий. А. Иванов признан «самым ярким писателем, появившимся в российской литературе ХХI века». Книга «Географ глобус пропил» была написана в середине 90-х и отражала положение интеллигенции в процессе интенсивного развала бывшего СССР, деградацию общества и раскол семей.
Фильм «Географ глобус пропил» рассказывает о мытарствах человека — образованного, воспитанного и абсолютно невостребованного в современной российской кожной формации. Чтобы хоть как-то выжить, он соглашается на работу учителем географии и преподает ее десятиклассникам без особого интереса и рвения. Общая эрудиция, даже с отсутствием знания предмета, позволяет ему удерживаться на плаву, получать небольшую зарплату школьного учителя, которая не возвышает, а, наоборот, еще больше роняет его в глазах собственной жены. Как если бы он на самом деле был географом, который пропил глобус, настолько нищим и безнадежным.
Сценарий фильма задуман так, что все происходящее переносится из 90-х в сегодняшний день. От этого картина, отражающая современный российский социум, приобретает дополнительную актуальность, остроту и безысходность, становясь подтверждением того, что за 20 лет государством так и не были решены проблемы, обозначенные в романе Алексея Иванова. В первую очередь это касается определенной прослойки населения, которую в советские времена относили к творческой и научно-технической интеллигенции.
Закрытие вузов, НИИ, предприятий, фабрик и заводов, даже таких крупных, как Камский судоремонтный, где методистом при библиотеке работал Служкин, привело к поголовной безработице: нет завода — нет библиотеки. Лучшая профессиональная и образованнейшая часть населения страны оказалась выброшенной на улицу и по сей день влачит жалкое, недостойное ее существование за бортом жизни.
Лишившись своего права на поклевку, то есть на ранговость и место в стае, в обществе, они, как главный герой фильма «Географ глобус пропил», превратились в социальных неадаптантов, спивающихся и деградирующих мужчин и женщин. Развитые анально-зрительные люди, такие как Виктор Служкин, в Советском Союзе всегда были востребованы, являясь золотым фондом в педагогике, медицине, науке, культуре.
Геополитическая катастрофа, происшедшая на советском ландшафте, перевернула государственный корабль, обнажив прогнившее днище, через которое на поверхность проникли самые заскорузлые архетипичные кожники вроде Будкина, друга детства учителя географии. Такие будкины всплыли повсеместно, назначая сами себя управленцами в новую власть, погрязшую в криминале и коррупции, расставляя своих людей на местах с естественной для архетипичных кожников «пользой-выгодой». Получая назначения на руководящие посты от таких же, как они сами, но из вышестоящих инстанций, будкины возвращаются на малую родину «помощниками депутатов и владельцами небольших строительных фирм».
В фильме «Географ глобус пропил» представлены двое бывших одноклассников, «соседей по парте», пути которых со школы разошлись. Один — во всем уступающий другу, вплоть до собственной жены, анально-зрительный Служкин. Другой — привыкший брать все, что плохо лежит, архетипичный кожник Будкин. Он вернулся из Москвы в родной город с назначением «на должность помощника депутата края, чтобы курировать местную культурку».
Виктор Сергеевич Служкин — выпускник биологического факультета Уральского университета. Работая преподавателем на кафедре, женился на Наде, одной из своих студенток, у них растет дочь Тата. Анально-зрительный Служкин напоминает Наде о прошлом, пытается объяснить конфликтующей с ним жене, что любит ее и женился на ней по любви. Жить прошлым, хранить в памяти минувшее — это свойства людей с анальным вектором. У Служкина о прошлом хорошие воспоминания, у него сохраняются прежние желания любить и быть любимым. И в то же время, как зрительник, он через себя воспринимает возникшие между женой Надей и Будкиным отношения, становясь, по сути дела, их сводником.
Со стороны Нади нет любви ни к Виктору, ни к его другу. Надя, у которой для потерявшего очередную работу мужа находится только одно определение — «лузер несчастный», оспаривает версию их женитьбы, утверждая, что замуж за Служкина пошла не по любви, а «по залету». Понятно, что кожно-зрительную Надю не устраивает муж-идеалист и неудачник, который ни к чему не пригоден и с чьей зарплатой учителя географии «если не есть, не пить и не курить, то можно через 152 года накопить на отечественное авто».
Автомобиль, как атрибут хорошей жизни, — тайная Надина страсть. На самом деле ее пустоты значительно глубже. Доведенная безденежьем и мужем-безработным до отчаяния, она скатывается в архетипичное поведение кожного вектора, проявляющееся в мелочности, припрятывании продуктов от Будкина, одергивании дочери, скандалах со Служкиным и откровенном с ним обсуждении новоиспеченного «заведующего районной культурой» в качестве кандидатуры «мужа НЕ тряпки».
К Будкину, архетипичному кожнику, которого, по мнению Виктора, «деньги избаловали и девки» и который «еще в школе у пацанов мелочь. вытрясал», а теперь вполне заслуженно сам себя называет коррупционером, у нее тоже нет любви. Надин зрительный вектор не развит, собственно, как и у всех женщин из фильма «Географ глобус пропил». Неразвитое зрение в сочетании с таким же кожным вектором ведет к виктимности и проституции. И все женские персонажи фильма постоянно балансируют на этой грани.
У мужчины, потерявшего социальную реализацию, у «лузера», меняются запахи, и женщины, чувствуя это на глубоком животном уровне, утрачивают к нему сексуальное влечение. То же самое происходит и с географом Виктором Сергеевичем. Жена его давно к себе не подпускает. Подруги его жены уже вступили на тропу войны, расставляя капканы на Будкина. Сначала каждая, в силу своей развитости и потребностей, бьется за место рядом с Будкиным, а затем, оказавшись брошенной им ради новой пассии, по очереди приглашает к себе в постель Служкина, усматривая в нем орудие мести «подлому изменщику».
Сюжет развивается в городе, где нет работы и «полтора десятка баб на одного сторожа». От Будкина — «представителя законодательной власти, у которого квартира, машина, деньги. » — веет финансовым благополучием. Его феромоны улавливаются и считываются женщинами на подсознательном уровне как ощущение защищенности. Почуяв запах небедного и занимающего пост в мэрии города мужика, вокруг него крутятся кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира Валерьевна.
Будкин, согласно природе своего кожного вектора, действительно «изменщик». Он нуждается в постоянном обновлении, чутко, как барометр, реагируя на любую вибрацию социального ландшафта. Кожно-зрительные женщины — Надя, Саша, Кира, Ветка. не представляют для него никакой ценности. Кожно-зрительная воспитательница детского сада Саша «любого любит, хоть с голой задницей в шалаше», только Будкин «себя с голой задницей уважать перестанет», а баба ему нужна, «чтобы жизненные блага ценила». Именно по этой причине кожно-зрительные женщины не устраивают помощника депутата. Его природный выбор обязательно падет на анально-зрительную женщину, но это, как говорится, останется за кадром.
«Герой не в силах плыть против течения, но уже способен сохранить в агрессивной внешней среде юмор, жизнелюбие и даже некоторые нравственные устои» — так охарактеризован географ в СМИ. Служкин не просто «не в силах плыть против течения», он даже не стремится что-то изменить в своей жизни — здесь в полной мере проявляется ригидность, пассивность свойств анального вектора.
Анальному человеку, несмотря на то, что его сексуальное желание огромно, из-за его природной моногамности трудно переключиться на другую женщину. Этот факт очень точно отражен в поведении Виктора Служкина из фильма «Географ глобус пропил».
Виктор Служкин — анально-зрительный. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» объясняет, что только зрительный вектор является великим мастером спекуляций суицидом. Зрительный географ тоже имитирует «самоубийство в ванне», на самом деле засыпая в ней с пролитым в воду красным вином, только бы не оказаться в постели с учительницей немецкого Кирой Валерьевной.
У Виктора Сергеевича зрительная любовь к жене. Лучшему другу Будкину, с которым и рыбалка на морозе, и шашлычок на берегу, и поллитровочка под плавленый сырок в пустом классе школы, он по-анальному способен отдать все самое дорогое. Даже жену Надю он готов уступить в память о босоногом детстве, рационализируя по-зрительному: «Они же любят друг друга».
Хорошо, что лучший друг один, а то бы передавал жену с рук на руки, как переходящее красное знамя, которое, пройдя круг почета, все равно вернется на свое место, как это, собственно, произошло в конце фильма.
И еще кое-что из свойств анального вектора: страх получить фиаско в постели с другой партнершей заставляет Служкина всячески избегать близости с женщинами, для которых он внезапно становится «центром Вселенной». Даже когда его ученица Маша влюбляется в Виктора Сергеевича, как и он сам в нее, и оба они вполне отдают себе отчет о возможных взаимоотношениях.
Из всего класса только один человек пользуется у Служкина уважением — Маша Большакова. Остальных он не видит в упор. Что дал мечтающий о любви Святой Географ десятиклассникам, почти выпускникам, за полгода работы в школе? Какой опыт, какие культурные ценности? Пустую болтовню о малой родине, от которой тошнит его учеников?
Чему научил их учитель и по какому праву спрашивает с тех, для кого сам перестал быть авторитетом, личностью, а со всей страстью зрительного снобизма заявляет: «Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме мобильников, порнухи и наркоты. И шутки у вас тупые, потому что чувство юмора у вас не развито. Для чувства юмора нужна культура, которой у вас нет».
Зрительный снобизм Служкина годен только на разглагольствования: «Я вас в упор не вижу и не уважаю». «Ты меня уважаешь?» — излюбленная тема алкоголизирующего анальника, а если он еще и со зрением, то можно и помечтать на чужой кухне: «Хочу жить, как святой. Чтобы я никому не был залогом счастья и мне никто не был залогом. Но при этом я бы любил людей и люди меня любили. Совершенная любовь с большой буквы “Л”».
Как Служкин стал географом, который пропил глобус?
Неудивительно, что 10 «А» класс его ненавидит и при каждом удобном случае высмеивает и делает гадости. Старшеклассник Градусов, с которым у Виктора Сергеевича сразу не заладились отношения «учитель — ученик», выкрикивает: «Географ глобус пропил!» Ошибся уретральный подросток — заметны пробелы в знании географии: географ не глобус пропил, а 1/6 часть суши.
Современные подростки полностью отрицают участие взрослых в их жизни, будь то родители или учителя в школе. Новое поколение вырастает эгоцентриками, живущими и думающими только о себе. Любые попытки объясниться с ними наталкиваются на стену безразличия, неприязни, агрессии и насмешек. Здесь не помогают никакие педагогические методики или психологические тесты и собеседования.
Увеличение темперамента современного поколения и невозможность найти способы наполнить пустоты, которые этот темперамент образует, избавиться от возникающих в связи с этим страданий приводят к полному или частичному неприятию ими окружающего мира и взрослых в нем.
Служкин не особенно и стремится найти с подростками общий язык, наладить контакт с вверенным ему 10 «А» и только под напором учеников соглашается идти в поход по реке. Не чувствуя заинтересованности и отдачи от учеников, он и сам не готовится к темам уроков, просто зачитывает из учебника географии очередной параграф. На самом деле Виктор Сергеевич погружен в свои личные переживания, которые он в присутствии детей, а то и вместе с ними пытается гасить алкоголем.
Заметно, что класс, объединенный Градусовым, не конфликтует изнутри, а общую неприязнь подростки выражают именно Служкину. Пусть пока еще по-детски, но эта стая сранжирована. Особенно ярко это проявляется в истории с походом, который выигрывает в карты для своих одноклассников Градусов. По условиям учителя отправляется в него лишь небольшая, написавшая на «отлично» контрольную по географии, группа ребят. Уже в поезде к ним неожиданно примыкает Градусов. Встретившись с учителем географии в тамбуре вагона, он по-ученически спрашивает: «Можно?» — «Свободный тамбур в свободной стране», — иронизирует Служкин, давая Градусову понять, что они на «нейтральной территории».
И в этом заплеванном, разбитом тамбуре, на этом клочке дребезжащей и уходящей из-под ног тверди лицом к лицу встречаются два поколения, которые не очень-то и привечают друг друга, если не сказать больше — ненавидят и презирают. Внезапно Градусов обращается к Виктору Сергеевичу с удивительными для подростка словами: «. Я вам помогать приехал. а то это все лохи да чмошники. Не верите? Тогда нажрусь всем назло. » Но, в отличие от географа, Градусов «не нажирается». Подсознательно уретральник ощущает свой ранг вожака и свою ответственность перед стаей, и только он во время трудного похода через порог Долган окажется способен удерживать ее в равновесии.
Тот небольшой, но все же кредит доверия, который получил учитель от ребят в самом начале поездки, он незамедлительно утратил, напившись «в хлам». Подростки тем и отличаются от детей, что начинают брать ответственность за себя — такова природная особенность переходного возраста. Они отрицают вмешательство в их мир взрослых, но, оказавшись на реке в сложных условиях, угрожающих жизни, вдруг по-детски ощутили потребность в защищенности и безопасности. А единственный взрослый среди них — учитель географии — оказался не способен их дать, на протяжении всего похода заливая алкоголем собственные пустоты.
Ребята отстраняют его от руководства, демонстративно делая его аутсайдером. Группа, планирующая покорить смертельно опасный порог Долган, естественным образом самоорганизуется вокруг своего уретрального одноклассника. В соответствии со своим природным рангом вождя он перенимает на себя командование стаей и вместе с ней самостоятельно, в отсутствие Виктора Сергеевича, проходит самый трудный отрезок их маршрута — порог Долган.
На этом можно было бы завершить фильм, из которого ясно, что новое поколение, каким бы безалаберным, бескультурным и безответственным оно ни казалось, какая бы пропасть ни отделяла его от взрослых, способно управлять лодкой, которую в лихие 90‑е чуть было не утопили их родители. Переправа через порог Долган становится подходящим символом этого.
Нужно только дать себе шанс за грохотом вод бурной реки услышать это поколение, повернуться к нему лицом и постараться понять его психическое, разобравшись для начала в себе. Сделать это не трудно, потому что инструмент для самопознания уже есть. Это тренинг «Системно-векторная психология».
Сюжет фильма «Географ глобус пропил»
«Географ глобус пропил» — фильм, вышедший на экраны в 2013 г. В его основу лег роман Алексея Викторовича Иванова, который прославился своими произведениями об Урале. Подробнее познакомиться с сюжетом экранизации, понять его смысл, а также узнать интересные факты о съемках поможет статья, подготовленная онлайн-кинотеатром Okko.
Краткое описание фильма «Географ глобус пропил»
Чтобы понять смысл фильма «Географ глобус пропил», необходимо обратиться к сюжету кинокартины.
Виктор Сергеевич Служкин (Константин Хабенский) — начинающий, несмотря на возраст, учитель географии. По образованию он не педагог и даже не географ, а биолог. Он потерял место в аспирантуре, после — в библиотеке при заводе, и ему пришлось пойти в школу.
Помимо сложностей в общении с детьми в классе (всем им он непедагогично ставит двойки за любую выходку или фразу на уроке), у Виктора Сергеевича есть проблемы и в семье. Жена Надя (Елена Лядова) давно не любит мужа и живет с ним только ради дочки Таты. Служкин пытается наладить отношения с супругой до тех пор, пока она открыто не заявляет ему, что больше не может жить с ним как женщина.
Тогда Виктор Сергеевич понимает, что больше не хочет удерживать жену. Хотя формально они жили вместе, Надя начинает встречаться с другом Служкина — мелким чиновником Максимом Будкиным (Александр Робак). Сам Виктор Сергеевич влюбляется в школьную учительницу немецкого Киру Валерьевну. Все запутывается, когда Служкин зовет всех своих друзей на вечеринку по случаю его дня рождения.
Будкин во время празднования положил глаз на Киру, чем сильно задел Надю, а Виктор ушел с вечеринки со своей старой подругой. Любовный треугольник расширяется, и постепенно в него вовлекаются и другие люди. Главному герою становится все сложнее выносить такое внимание, и последней каплей для него становится влюбленность десятиклассницы Маши.
Учебный год подходит к концу. Безобидные шутки учеников иногда сменяются жестокими поступками, но Виктор Сергеевич находит компромисс с подростками. Дети, которые напишут на отлично контрольную работу, на майских праздниках отправятся с ним поход. Таких ребят оказалось семеро, и среди них была Маша. Поход начался весело: Служкин по пути напился так сильно, что «туристы» не только проехали нужную станцию, но уехали в такое место, куда поезда ходят редко.
Чтобы вернуться в город, путешественникам приходится сплавляться вниз по бурной реке. Каждый следующий порог становится сложнее, а на пути возникают неожиданные препятствия. В финальных сценах происходит преодоление последнего и самого опасного порога. Поход завершается хорошо, хотя между Виктором Сергеевичем и Машей происходит сложное объяснение.
Жизнь Служкина возвращается на круги своя. Он мирится с женой и уходит из школы.
Смысл названия
Слова «Географ глобус пропил» — дразнилка, которую в ответ на очередное наказание Служкина придумал хулиган Градусов. Этим он намекал на постоянное пьянство учителя.
Алкоголизм Виктора Сергеевича не обусловлен сложностью его жизни. Выпивка, однако, сопровождает каждое важное в ней событие: не только день рождения, но и откровенный разговор с другом, женой или сорванный урок.
В экранизации не дается авторской оценки такого поведения педагога, хотя его карьера в школе заканчивается после появления в сети «клипа» к песне. Ее сочинили ученики во время сплава по реке, и в ней прямым текстом, хотя и в шутку, говорится о том, что они умрут в лесу из-за пьянства героя.
Актерский состав
Главные роли в экранизации романа А. Иванова исполнили:
Кто входил в состав съемочной группы
В создании фильма участвовали:
Экранизация фильма
Фильм отличается от оригинального литературного произведения несколькими чертами. Действие книги происходит в 90-е гг., эпоху, когда переламывалась вся жизнь людей. Поэтому только книга объясняет, почему все, что окружает героя — жизнь, семья и карьера — рушится. В это время нередко можно было увидеть человека с высшим профильным образованием в роли школьного учителя.
Другое отличие оригинала — возраст персонажей. Книжный Виктор Сергеевич — недавний выпускник вуза, и потому его отношения со старшеклассницей выглядят не так неприлично. Все остальные герои — Надя, Будкин и их друзья тоже гораздо моложе, что сглаживает впечатление об их переменчивости, которая не характерна для зрелых людей.
Как шла подготовка к съемкам
Идея экранизации пришла в голову В. П. Тодоровскому, хотя режиссером фильма стал А. А. Велединский. Сценарий был создан без участия автора романа А. В. Иванова. Впоследствии пришлось пригласить его для того, чтобы он дополнил монолог главного героя. Автор охотно согласился.
Основной актерский состав утвердили еще до начала работы над фильмом. Детей для съемок выбирали на кастингах, многие из них — простые школьники.
В число непрофессиональных актеров входит и Андрей Прытков, сыгравший роль хулигана Градусова.
Награды и призы за кинокартину
Фильм взял несколько главных наград отечественных и международных кинофестивалей:
На этих конкурсах премии получила не только сама картина, но и ее актеры — К. Ю. Хабенский, Е. И. Лядова и Анфиса Черных, сыгравшая роль Маши. Наград удостоились также режиссер и сценаристы экранизации.
Рейтинги фильма
Фильм получил высокие оценки критиков и кинолюбителей. Его рейтинг на платформе «КиноПоиск», основанный на мнениях почти 120 тыс. зрителей, составляет 7.3.
Интересные факты о кинофильме
Родной город А. В. Иванова, автора романа об учителе Служкине, — Пермь, где и происходят события фильма.
По мнению режиссера, К. Ю. Хабенский был похож на Виктора Сергеевича, изображенного на обложке первого издания «Географа». Потому этого актера и выбрали для главной роли.
Река Усьва, на которой происходил сплав, мелкая. Полноводной она становится только на несколько недель в мае.