Гендерные родители что значит
Садитесь детки поудобнее, я вам про гендер расскажу
У меня в очередной раз подгорело. А когда температура моей жопы повышается, то я начинаю писать буквы.
Давайте сначала разберемся с дефинициями:
Так, здесь мы разобрались, можем двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев гендер совпадает с полом. Родился мальчик, вырос, надел штаны, отрастил бородищу и пошел в мир своим мужским гендером размахивать. Про такого мальчика мы говорим, что он угнетатель-хуемразь цисгендерный мужчина. Значит, что его гендер мужской и он совпадает с полом. Таких мальчиков и девочек у нас в обществе 99+%. Да, даже если этот бородатый мальчик любит, когда другие мальчики запихивают ему в попу члены, он все равно мальчик. Сексуальная ориентация вообще никак не связана с гендером. Ну вот совсем никак.
Важно понимать, что от всех этих манипуляций наш мальчик №2 не стал женщиной в смысле пола. Даже если он сделал операцию и вместо палочки у него теперь дырочка, его пол все равно мужской. Но гендер, а значит и то, как его воспринимают в обществе поменялся, и для общества он женщина. Пол его важен только, пожалуй, для врачей. А значит, если вы не врач, не бесите мальчика №2 тупыми вопросами, для вас он женщина.
У пытливого читателя возник вопрос, а что, собственно, не так с нашим рассматриваемым мальчиком, почему это вдруг он решил перестать быть мальчиком и стать девочкой? Самым честным ответом будет: а черт его знает. У ученых есть несколько догадок, твердо установлена связь между воздействием определенных гормонов на плод и предрасположенностью к трансгендерности. То есть мы можем говорить, что это некая врожденная особенность. Но пока никто не поднял голову от микроскопа, не воскликнул ЭВРИКА, и не явил нам причину трансгендерности.
Или вот, например, что на самой заре программирования, это считалось типично женской профессией. Примерно как белошвейка. Мужики махали молотами в. я не знаю где там молотами машут, но, в общем, занимались они другими делами. А знаменитая клепальщица Роузи? Общество вообще легко приняло образ женщины, занимающейся тяжелым физическим трудом и сделало его нормальным гендерным маркером для того времени.
Короче, вы поняли, что эти штуки достаточно подвижные и вообще легко меняются.
А теперь к выводам и почему я вообще начала это писать. Каждый раз, когда я в интернете сталкиваюсь с спорами относительно женского или транс-вопроса, у меня начинает неистово гореть жопа от неспособности участников дискуссии понять вообще что такое «женщина». Так вот вам определение, логично вытекающего из всего, что я выше написала:
Изумительной красоты и простоты формулировка. Пользуйтесь и не сритесь в интернетах.
Что такое гендер и как говорить о нем с ребенком
Прежде чем перейти к самой статье, заглянем в Википедию. Там написано, что гендер — это набор определенных характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности (качества, которые приписывают мужчинам или женщинам соответственно). Гендер — не то же самое, что и пол. Пол — понятие биологическое, а гендер — социальное.
В классической системе взглядов принято считать, что гендерная система бинарна: есть мужчина (отец, добытчик, воин) или женщина (мать, хозяйка, муза). Каждый из них обладает совершенно конкретным набором внешних атрибутов и внутренних качеств, увлечений и социальных функций. Однако современные исследователи говорят о том, что существует множество гендеров. Также принято считать, что гендер не определяется при рождении ребенка и не определяется взрослыми, а конструируется самим ребенком в процессе взросления и самоосознания — об этом пишет клинический психолог Диана Эрензафт, которая занимается исследованиями гендера с 1960-х годов.
Доктор Кристи Олезески, директор педиатрической гендерной программы в Университете Йеля, напоминает, что никогда не рано начинать говорить с детьми о гендере. В возрасте двух-трех лет ребенок впервые начинает осознавать себя и идентифицировать себя с мальчиком или девочкой. Хорошо, если родители будут больше рассказывать детям о гендерах и помогут им разобраться с гендерными стереотипами. Ниже перечислены способы того, как это сделать.
Разберитесь в разнице между гендерной идентичностью и гендерным самовыражением
Необходимо понимать разницу между этими двумя понятиями, потому что люди нередко их путают, утверждает доктор Эрензафт. Гендерная идентичность — это внутреннее ощущение человека как представителя определенного гендера: мужчин, женщин, чего-то среднего или никого из перечисленных. При этом гендерная идентичность не обязательно должна совпадать с тем, как видят человека другие люди.
Гендерное самовыражение — это то, как человек представляет себя окружающему миру через одежду, занятия или имя.
Гендерная идентичность не всегда должна совпадать с гендерным самовыражением. Например, ребенок с гендерной идентичностью девочки может выражать себя через типично «маскулинное» поведение, например, играя с машинками.
Олезески отмечает, что детям необходима свобода в здоровом выражении себя, и если взрослые в их окружении не знают разницу между гендерной идентичностью и самовыражением, это может привести к конфликтам и непониманию. Говоря проще, родители часто путают два понятия: они думают, что мальчик, одевающийся в платья, может оказаться трансгендером (девочкой в теле мальчика). Но это может быть совершенно не так — это просто мальчик, который любит платья.
Разберитесь в собственных чувствах
Клинический психолог, доктор Лора Эдвардс-Липер говорит о том, что взрослые нередко испытывают дискомфорт, связанный с неоднозначностью гендера.
Доктор Эрензафт приводит следующий пример: если мальчик решит прийти в школу в платье, учитель наверняка вздрогнет. Даже если раньше учительница открыто высказывалась о своем отношении к гендерным стереотипам, и даже если она никак не прокомментирует внешний вид ребенка, пары секунд неловкого молчания ему будет достаточно для того, чтобы уловить недоумение и осуждение без слов. Даже в очень открытом обществе таких невербальных реакций может быть достаточно, чтобы напугать или засмущать ребенка.
Эрензафт называет такие чувства гендерными призраками и гендерными ангелами. Призраки — это наши убеждения относительно гендера, сформированные обществом и заставляющие нас придерживаться строгих гендерных рамок. Ангелы же это те убеждения, которые помогают нам принимать людей, выходящих за рамки привычных нам характеристик гендера (не только мальчики могут играть с машинками, и не только девочки могут красить ногти). Эрензафт предлагает всем сделать усилие над собой и заменить своих гендерных призраков на ангелов.
Родителям и опекунам следует проанализировать, откуда взялись их представления о гендере, и могут ли они негативно повлиять на их детей. Идя на поводу у гендерных призраков, родители нередко вредят своим детям, отрицая их свободу гендерного самовыражения, что в свою очередь приводит к тревожности, депрессии, аутоагрессии, расстройствам пищевого поведения, употреблению наркотиков и суицидальному поведению у подростков.
В случае возникновения затруднений Эрензафт рекомендует родителям обратиться в группы поддержки или к психотерапевту для того, чтобы разобраться в истоках своих представлений о гендере и в будущем выстраивать здоровые отношения со своими детьми.
Не стыдите детей
В возрасте трех лет дети начинают познавать свою гендерную идентичность и гендерное самовыражение, говорит доктор Олезески. Это может выражаться в том, как они идентифицируют себя, что они носят, как ведут себя и с какими игрушками играют.
В этот период родители могут начать стыдить своих детей, говоря: «О нет! Мальчики/девочки так не делают!», или используя выражения «настоящие мальчики» или «настоящие девочки», что предполагает, что существует только один правильный способ быть мальчиком или девочкой.
Эрензафт говорит, что дети видят в таких высказываниях указание на то, что родители не принимают их такими, какие они есть, и что то, что им нравится — плохо и нежелательно. Когда родители, напротив, позволяют детям выражать себя через игры и внешний вид, у них формируется уверенность в себе и своих действиях, отмечает Олезески.
Также доктор Олезески рассказывает, что когда родители говорят ей, что их ребенок хочет играть с игрушкой или носить вещи, предназначенные для представителей другого пола, она убеждает их, что это нормальное и здоровое поведение детей — опытным путем изучать, что им нравится и что не нравится.
Прислушайтесь к ребенку и к тому, как он хочет проявлять себя. Обратите внимание на то, как он себя называет и что ему нравится, — советует Олезески. Ребенок вполне может играть в машинки и красить ногти одновременно — почему бы и нет?
Вы можете задавать детям вопросы, если вам кажется, что они говорят о себе или ведут себя вне соответствия своей гендерной идентичности. Например, вы можете спросить: «Как ты хочешь, чтобы я тебя называла?» или «Может быть, ты хочешь, чтобы я тебя называла каким-то особенным именем или прозвищем?». Даже такие простые вопросы придают ребенку уверенности и самостоятельности, а также показывают, что вы интересуетесь и уважаете их.
Не объединяйте гендер и гениталии
Строение гениталий легко связать с каким-то гендером, когда вы рассказываете о частях тела, но доктор Эрензафт рекомендует не делать этого. Не стоит говорить «у тебя пенис — а значит, ты мальчик, а если у тебя вагина — то ты девочка», потому что это неправда.
Такая категоричность может быть вредна, потому что ребенок привыкает думать, что все, у кого есть пенис — мужчины, а все, у кого есть вагина — женщины, говорит Эрензафт. Вместо этого вы можете сказать: «Некоторые люди рождаются с пенисами, некоторые — с вагинами, а некоторые — и с тем, и с другим».
Если вы хотите продолжить разговор, то доктор Эрензафт рекомендует сказать: «Большинство людей, рожденных с вагинами (пенисами), вырастают женщинами (мужчинами), а некоторые осознают, что они находятся где-то посередине».
Слушайте своих детей
Когда ребенок высказывается о своем гендере, вы можете поспешить с реакцией и не услышать, что он на самом деле хочет вам сказать. Это может привести к непониманию.
Например, ребенок, которого все считают мальчиком, говорит: «Мама, я девочка, и я хочу Барби». Мать говорит ему в ответ: «Без проблем. Не обязательно быть девочкой для того, чтобы играть в куклы. Пойдем, купим тебе Барби».
Эрензафт говорит, что такая реакция может показаться одобрительной, но мать упускает из вида главное: возможно, ребенок говорит не только о кукле, а хочет сообщить родителю, что считает себя девочкой, и ему важно быть услышанным.
Детям важно, чтобы их слышали и понимали, а потому, если ребенок делится с вами чем-то сокровенным, лучше сперва убедитесь, что вы правильно поняли, что он хотел вам сказать.
Воспользуйтесь образовательными материалами
Если вам требуется дополнительная поддержка при объяснении гендера своему ребенку, воспользуйтесь дополнительными материалами. Большинство из полезных наглядных материалов можно найти только на английском языке. Вот, например, гендерный единорог, а здесь — гендерный человечек. Это простые и наглядные схемы, которые помогают разделить биологический пол, гендерную идентификацию и гендерное самовыражение.
Изучайте что-то новое каждый день
Если долгие лекции — не ваш конек, то вы можете смело от них отказаться. Детям помладше также может быть сложно воспринимать длительные серьезные разговоры, поэтому лучше будет включить маленькие познавательные наблюдения в вашу ежедневную рутину, советует Эдвардс-Липер.
Например, делится психолог своим опытом, увидев человека, выглядящего как мужчина, но с длинными волосами, ее дети сказали: «Это девочка». На что Лора ответила им: «Вообще-то, мы не знаем, кто этот человек. Возможно, он — мужчина, а может быть и женщина или вообще кто-то другой».
Самое главное, что стоит запомнить родителям — неважно, на какой части гендерного спектра находится ваш ребенок, потому что все его части одинаково важны. «Иметь возможность жить в своем истинном гендере — это человеческое право, а не заболевание», — говорит доктор Эрензафт.
—>
Гендерные родители что значит
Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.
Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
Гендерное воспитание в школе
Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Объективация, кризис маскулинности, новые отцы: словарь новых гендерных терминов
Еще недавно мы почти не слышали слов «маскулинность» и «объективация», а сегодня гендерные вопросы всплывают даже в самых обычных бытовых разговорах — не говоря уже о бурных дискуссиях в фейсбуке. В сотрудничестве с Гёте-Институтом в Москве, который в прошлом году провел кинофестиваль Blick на тему маскулинности, а совместно с Фондом имени Генриха Бёлля — цикл дискуссий о маскулинности «Быть мужчиной», мы составили словарь новых гендерных терминов. С его помощью можно проверить или углубить собственные знания, а также помочь кому-нибудь разобраться в теме — например, старшим родственникам.
Бинарная гендерная система
Социальная система, подразумевающая, что все люди делятся на мужчин и женщин. Благодаря бинарности формируются гендерные роли, дополняющие друг друга: мужчины сильные — женщины красивые, мужчины зарабатывают — женщины воспитывают детей и т. д.
Хотя бинарную систему называют традиционной, во многих обществах с давних времен существуют другие системы: например, у коренных народов Северной Америки есть понятие «человека с двумя душами», не принадлежащего ни к мужчинам, ни к женщинам, а в Индии — каста хиджр, представителей которой называют «третьим полом».
Сейчас бинарная система считается устаревшей: международные медицинские и общественные организации постепенно признают, что гендеров больше, чем два, и они не привязаны к биологическим полам (которых, кстати, тоже больше).
Габитус
Вы смелы и уверены в себе, легко беретесь за сложные задачи и не боитесь потерпеть неудачу, уверены, что мир дружелюбен по отношению к вам, а ваша точка зрения априори ценна и важна. Или вы застенчивы и скованы, не ставите амбициозных целей просто потому, что слишком высок шанс проиграть, мир жесток, а то, что вы думаете, скорее всего, ничего не значит. Какой бы из этих двух (или множества промежуточных) паттернов поведения не был вам свойственен, нельзя сказать, что это ваша вина или заслуга. По крайней мере, так считал французский социолог Пьер Бурдьё, описавший понятие габитуса.
Если очень упростить, габитус — это поведенческие привычки и установки, которые мы усвоили — в зависимости от того, к какому социальному слою и гендеру мы принадлежим. Это то, на что, как нам кажется, мы можем рассчитывать и претендовать, за что, по нашему мнению, мы имеем право браться, а за что — нет.
Например, люди аристократического происхождения вальяжны и властны, а представители низших слоев — скромны и нерешительны. Можно говорить и о гендерном габитусе. К примеру, если женщине с детства прививали традиционные семейные ценности, объясняя, что она хранительница очага, ей будет сложнее мотивировать себя строить карьеру, ставить амбициозные профессиональные цели и идти к ним — достаточно будет скромной должности и зарплаты. А если мужчину воспитывали как добытчика и воина, он усвоит соответствующие паттерны поведения и будет уверенно демонстрировать свое превосходство, что повысит его шансы на карьерный успех.
Гендер
Самое короткое определение гендера, которое легко запомнить, — социальный пол. Если биологический пол — это набор физиологических признаков, то гендер — это все те социальные и культурные черты, которые ассоциируются с половой принадлежностью. Примерно так: женщина — мать и хранительница очага, носит юбки, нежная и беззащитная, любит цветы и мелодрамы, мужчина — добытчик, носит брюки, сильный и решительный, никогда не плачет, поднимает тяжести. Это именно что представления о гендерных ролях, и чаще всего — если не всегда — очень стереотипные. Они навязываются человеку семьей, школой и поп-культурой — это называется гендерной социализацией. Например, девочке говорят, что драться нехорошо, а мальчику — что надо уметь за себя постоять.
В XX веке исследователи начали подозревать, что гендерная идентичность может быть не связана с анатомией, а ещё — что гендеров больше, чем два, и это не бинарная система (женщины и мужчины), а спектр.
Сейчас даже фейсбук предлагает пользователям выбрать не один из двух, а один из 58 вариантов гендера.
Гендерно нейтральное воспитание
С распространением идей о гендерном равенстве изменился и подход к воспитанию детей. Раньше считалось нормой, что люди с младенчества встраиваются в существующую систему гендерных ролей (начиная с розовой или голубой ленточки при выписке из роддома). А теперь исследователи полагают, что гендерные стереотипы негативно влияют на детей, и чем раньше начать разговор о равноправии и разнообразии, тем лучше. На этой идее строится гендерно нейтральное воспитание — относительно новая система, в которой детей стараются с рождения не ограничивать гендерными рамками: родители не используют аргументы вроде «ты же девочка, веди себя прилично» и не отбирают у мальчиков Барби.
Главный принцип гендерно нейтрального воспитания — давать ребенку возможность самостоятельного выбора: некоторые родители даже не используют местоимения «он» или «она», чтобы ребенок со временем мог сам составить представления о своей гендерной идентичности.
Английское слово queer (дословно — «странный») еще недавно считалось оскорбительным: так называли геев — тех, кто выбивался из привычных представлений о «традиционных» гендерных ролях и сексуальности. Но со временем представители ЛГБТ+ присвоили этот термин и сделали частью своей культуры.
Сейчас квир — зонтичный термин для всего, что не вписывается в бинарную гендерную систему и не попадает под определение гетеросексуальности. Квир — это и идентичность, и культура, и научная дисциплина.
Хотя слово уже не имеет выраженной негативной окраски, не все представители ЛГБТ+ сообщества принимают его, поэтому лучше не использовать его по отношению к человеку, если вы не уверены, что он так себя идентифицирует. И вообще, всегда лучше сначала спросить, как именно обращаться к собеседнику, в этом нет ничего странного или постыдного. Напротив, так вы проявите свое уважение.
Кризис маскулинности
Ситуация, при которой легализованные в обществе качества «настоящего мужчины» — например, физически сильный, волевой, суровый, решительный и даже агрессивный — уже не кажутся однозначными достоинствами, а кем-то даже могут считаться недостатками и пережитками прошлого.
На это работает множество факторов. Например, в XXI веке уже не так ценится тяжелый физический труд (а значит, быть накачанным и выносливым совсем не обязательно). Да и выражение «добытчик в семье», когда большинство женщин тоже работают наравне с мужчинами, как будто ничего не значит. Отсюда дилемма: кто такой настоящий мужчина, если все его хрестоматийные достоинства теряют смысл? И не любой ли мужчина — настоящий?
Маскулинность
Комбинация практик (например, ходить на работу с портфелем, пить пиво в гараже), внешних атрибутов (например, пенис, борода, брюки) и представлений (например, глава семьи должен хорошо зарабатывать), которые позволяют идентифицировать человека как «настоящего» или «правильного» мужчину. Этот набор может меняться в зависимости от исторического и культурного контекста: во времена Людовика XIV «правильный» мужчина должен был хорошо танцевать, носить большой парик и делать макияж.
Сегодня часто можно услышать выражение «токсичная маскулинность»: оно обращает внимание на те качества и практики, которые традиционно приписываются мужчинам, однако при этом плохо сказываются на них самих и на окружающих. Подчеркнем, что не все такие качества признаются вредными и не любая маскулинность — токсичная: в целом «маскулинность» — нейтральный термин, и в его рамках существует несколько подтерминов.
Источник
Например, с начала 1980-х годов социологи выделяют так называемую гегемонную маскулинность — комбинацию практик, свойственных мужчинам, достигшим высокого уровня социального престижа. При этом традиционные мужские качества могут оборачиваться против их носителей. Так, агрессивность и стремление к лидерству — качества, которые «должны присутствовать» у успешного мужчины, — могут привести к ухудшению партнерских отношений, а запрет на выражение эмоций («Не плачь, ты не баба!») — к депрессии или насилию.
Новые отцы
Сегодня всё чаще можно услышать о «новом отцовстве» — форме родительства, в которой отец принимает не меньшее участие в жизни ребенка, чем мать. Это принципиально отличается от форм отцовства, которые были приняты раньше: от «ответственного отца» (принимающего участие в воспитании, но меньше матери) до полностью отсутствующего (эта модель очень распространена: матери-одиночки составляют треть всех российских семей с детьми).
Новое отцовство подразумевает, что воспитание детей — не прерогатива женщин. Отец может присутствовать и оказывать поддержку во время родов, ходить на курсы для будущих родителей, без стыда и сомнений брать декретный отпуск, активно участвовать в воспитании и уходе за детьми.
Источник
Страной победившего «нового отцовства» считают Швецию, где мужчин обязывают взять трехмесячный декретный отпуск, за что полагается компенсация в размере 80% от зарплаты.
Объективация
Дословно — превращение в неодушевленный объект, «опредмечивание». Чаще всего в контексте гендерных вопросов говорят о сексуальной объективации женщин в обществе: это значит, что их принято приравнивать к вещи, предназначенной для удовлетворения половых потребностей мужчины. Сексуальный объект — это сумма симпатичных частей тела, а не полноценный человек со своим характером, интересами и мечтами.
Насколько объективация женщин распространенное явление, легко заметить по образам из поп-культуры и рекламы: почему супергероини и персонажи видеоигр носят обтягивающие костюмы и бронелифчики, тогда как их коллеги-мужчины почти не оголяются? Почему в рекламе недвижимости вы встретите слоган «Маленькая, зато своя» с намеком на женскую грудь, но никто из креативщиков не додумался до аналогичной шутки про член?
Потому что женщин объективируют куда чаще. Это плохо сказывается на положении женщин в обществе и угрожает их безопасности. Впрочем, это не значит, что объективации мужчин не существует. В современной культуре достаточно примеров того, что к мужскому телу тоже относятся как к сексуализированному объекту. Скажем, реклама туалетной воды чаще всего содержит изображение томного мускулистого красавца в нижнем белье, загорелого и молодого.
Патриархальные дивиденды
Термин, который ввела австралийский гендерный социолог Рэйвин Коннелл. Он означает пользу, которую извлекает большинство мужчин из своего доминирующего положения в обществе. Причем польза эта может быть любой — не только материальной. Это когда даже самый заурядный мужчина априори находится в более выгодном положении, чем женщина. Именно патриархальные дивиденды, по мнению Коннелл, позволяют отстранять женщин от получения большого количества материальных благ и социального капитала. Но некоторые современные исследователи считают, что патриархальные дивиденды может получать и женщина — за сам факт своей принадлежности к «слабому полу» и следование гендерным нормам.
Например, если женщине дали карьерное повышение за то, что она не пресекала или даже поощряла домогательства босса. Или другой пример: зарплата женщины в семье нередко — ее личные деньги, а зарплата мужа — общие семейные.
Профессор Высшей школы экономики, социолог Елена Рождественская называет такие патриархальные дивиденды «уловкой слабых». «В такой ситуации нельзя применить моральные оценки — плохо это или хорошо. Это просто особенность общества, культурного контекста», — объясняет она.
Сексизм
Дискриминация по половому признаку. Сексизм проявляется во всех областях жизни и может застигнуть вас хоть на рабочем месте (почти во всех сферах женщины зарабатывают меньше, чем мужчины на аналогичных должностях), хоть на семейном застолье («Ты что такая нервная, у тебя ПМС?»). Раньше сексизм был закреплен на государственном уровне: в большинстве стран женщины получили право голоса лишь в начале прошлого века, а в Саудовской Аравии — в 2015 году. Кроме очевидно негативных проявлений дискриминации вроде домашнего насилия или списка запрещенных для женщин профессий, есть и «серая зона» — так называемый доброжелательный сексизм: когда за даму платят в ресторане, уступают место в метро и помогают снять пальто. На самом деле это тоже признаки подчиненного положения женщин в обществе — как бы компенсация за то, что они «слабее» и меньше зарабатывают.
Феминность
Черты характера и модели поведения, которые традиционно приписываются женщинам. Это то, какой женщина якобы должна быть и как она якобы должна себя вести в той или иной ситуации.
Например, считается, что «настоящая женщина» — мягкая, добрая, ласковая и уступчивая, она всегда готова помочь, лишний раз не спорит, не проявляет агрессии, часто бывает слабой, беззащитной и хрупкой, нуждается в защите и помощи. Те женщины, которые демонстрируют противоположные черты (например, сильные, неулыбчивые, упрямые и активные), часто считаются «мужеподобными».
Культивирование феминности способствует выстраиванию традиционных патриархальных ролей в обществе и семье, где мужчина — «глава семьи», представитель «сильного пола» и человек, принимающий решения, а женщина — зависимая и ведомая, при этом всегда готовая поддержать и вдохновить мужчину.
Маскулинность была главной темой цикла дискуссий Гёте-Института и Фонда имени Генриха Бёлля, но не единственной. Эксперты также рассказывали о других новых понятиях, влияющих на современность, и объясняют многие процессы, которые можно наблюдать в обществе сегодня. Одно из таких понятий — этносексизм. Это дискриминация и по полу, и по этнической принадлежности одновременно. Термин редкий, но явление, которое он обозначает, все мы можем наблюдать в реальной жизни. Подробнее об этносексизме Габриэла Дитце рассказала в дискуссии «Этничность и маскулинность», видеозапись которой доступна здесь.
Этносексизм
Новый и относительно неизвестный в России термин. Его предложила гендерный теоретик Габриэла Дитце в контексте продолжающегося «переселения народов», которое затронуло в основном Ближний Восток и Европу. Дитце считает, что в обществе, в котором господствует этносексизм, «плохими» оказываются мужчины и женщины из числа определенных национальных групп.
Яркое проявление этносексизма в Германии — нашумевшие истории с сексуализированными нападениями в новогоднюю ночь, в которых общество обвинило новоприбывших беженцев-арабов (хоть и не было доказано, что немецкие женщины могли бы отличить в темноте и сутолоке араба от, скажем, турка).
Или, например, в Москве у мужчин-европеоидов явно больше преимуществ при приеме на работу, чем у женщин-азиаток, которым обычно предлагают мыть полы.
Традиционные гендерные установки могут вредить людям всех полов. Например, мужчинам они мешают прислушаться к себе и своему состоянию, пойти на уступки и позаботиться о себе — ведь мужчина обязан быть сильным и не должен жаловаться. Эту проблему подробно разобрали в заключительной дискуссии цикла «Быть мужчиной», которая называлась «Здоровье и сексуальность мужчины». На ней выступили клинический психолог Дмитрий Стебаков и сексолог Хайнц-Юрген Фос. Они рассказали о разных типах маскулинности (гетеро-, би-, гомо-, интерсексуальная и трансгендерная) и рассмотрели тему мужского здоровья с психологической точки зрения. Модератором встречи выступил главный редактор журнала Men’s Health Максим Семеляк. Узнать больше об этом мероприятии можно здесь, а полностью записи лекций и дискуссий можно посмотреть на ютуб-канале Гёте-Института в Москве.