Гендерные классы в школе что это такое

Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения?

Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.

Гендерные классы в школе что это такое. boys class. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-boys class. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка boys class.

Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.

К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.

Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.

Гендерные классы в школе что это такое. razdelnoe obuchenie 2. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-razdelnoe obuchenie 2. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка razdelnoe obuchenie 2.

У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.

По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.

Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.

Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.

Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.

Гендерные классы в школе что это такое. gender class. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-gender class. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка gender class.

Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.

Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.

В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.

Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.

Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».

А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.

Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.

Гендерные классы в школе что это такое. razdelnoe obuchenie 1. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-razdelnoe obuchenie 1. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка razdelnoe obuchenie 1.

Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.

В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.

Источник

Гендерные классы в школе что это такое

Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.

Что такое гендерное воспитание

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.

Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.

В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.

В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.

Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.

Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова

Гендерное воспитание в школе

Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.

«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова

Как освободиться от гендерных стереотипов

На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.

Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова

Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.

✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.

«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова

✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх

Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.

Что в итоге

Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.

Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.

Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.

Гендерные классы в школе что это такое. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

Гендерные классы в школе что это такое. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

Гендерные классы в школе что это такое. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

Гендерные классы в школе что это такое. 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector.

Гендерные классы в школе что это такое. 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Гендерные классы в школе что это такое. 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img.Гендерные классы в школе что это такое. 6152f454acc4017a835befaf demo img mob. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-6152f454acc4017a835befaf demo img mob. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 6152f454acc4017a835befaf demo img mob.Попробовать бесплатно

Источник

Первый «М» или «Д»?

Гендерные классы в школе что это такое. 9p 2k shkoli. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-9p 2k shkoli. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 9p 2k shkoli. Гендерные классы в школе что это такое. 9p 2k shkoli 2 d 850. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-9p 2k shkoli 2 d 850. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 9p 2k shkoli 2 d 850.

Гендерные классы в школе что это такое. . Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка .

Гендерные классы в школе что это такое. . Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка .

То, что мальчики и девочки развиваются по-разному, не новость. И не только в физическом плане: есть отличия в психических процессах, по-разному функционирует мозг, разное восприятие и процесс анализа информации, скорость усвоения материала и т.д. Скажем, ученицы быстро включаются в занятия. А ученики, наоборот, долго раскачиваются, а когда достигают пика работоспособности, девочки к этому моменту уже начинают уставать. То есть нагрузку для классов «М» и «Д» нужно распределять неодинаково.

Наиля Даудова, психолог, мама четвероклассницы, Астрахань:

Алла Кононова, директор школы №2 г. Строитель Белгородской области:

Вера Иов, 74 года, Кемеровская область:

— Я родилась в 1947 году, и, когда пошла в первый класс, у нас уже было совместное обучение. А вот старшая сестра застала этот педагогический эксперимент и рассказывала, что никакой разницы в учебе она не заметила. Программа была одинаковая. Лично я поддерживаю идею о раздельном обучении, так как в силу физиологии девочки быстрее взрослеют и потому, как правило, лучше учатся в начальных классах. В результате в коллективе возникает дисбаланс, который может не только повлиять на успеваемость, но и привести к конфликтам.

Ирина Абанкина, главный научный сотрудник, заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ:

— Я вижу немало рисков раздельного обучения. В первую очередь риски академической дискриминации именно девочек, риски сужения коридора их возможностей. Социологические исследования показывают: отцы гордятся успехами сыновей в школе, охотно их обсуждают, делают упор на то, что именно мальчик должен получить качественное образование. А аналогичные успехи дочерей привлекают гораздо меньше внимания главы семьи.

Источник

Гендерное обучение. плюсы и минусы.

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул – это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек – кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Источник

Полезное

Гендерные школы: российский эксперимент и английская традиция

Гендерные классы в школе что это такое. 83606706. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-83606706. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка 83606706.

Раздельное обучение — практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях.

Здесь представлены две статьи об эксперименте в городе Бийск Алтайского края и об английской традиции, которая до сих пор не прерывается.

Эксперимент в бийской школе

Уже второй год в бийской школе № 20 идёт эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. Разделение дало ошеломляющие результаты — дети стали намного лучше учиться.

— Сейчас у нас почти 100-процентное участие детей в уроке. Всего один-два человека не поднимают рук. Для сравнения, в смешанных классах у нас обычно порядка 40 процентов активных детей. Иными словами, раньше в классе было шесть мальчиков-хорошистов, а сейчас 17, — рассказала директор школы № 20 Елена Вербицкас.

Гендерные классы в школе что это такое. . Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка .

Мальчики — 2-Б класс, девочки — 2-А класс. Фото предоставлено школой № 20 города Бийска.

Задачки про платья и машинки

В классах стало больше ударников и отличников. Если в смешанном классе таких ребят 58 процентов, то в раздельных классах хорошо учатся 89 процентов девочек, мальчиков — 65 процентов.

Всё дело в особенностях обучения. Для мальчишек и девчонок подбирают задания, которые будут им наиболее интересными — девочки любят смаковать детали, например, урок строится на обсуждении одежды мамы, которая идёт в театр, или для иллюстрации задач используются цветы, украшения. Для мальчишек, наоборот, — мячи, роботы, машинки.

— Мальчики более сдержанные, не любят работать в парах, они лидеры, любят сами продумывать решения и самостоятельно их принимать. Парням в начале урока нужно включаться быстро, но и утомляются они быстрее. Девочки медленнее раскачиваются, входят в работу, зато потом их не уймёшь, — считает педагог.

Основной преподавательский состав, как и в целом по стране, женщины, но физкультуру, труд, информатику у мальчишек ведут мужчины.

— Задействованы все мужчины, которые были в арсенале, — говорит Вербицкас.

В штыки

— Я бы не хотела, чтобы мои дети учились раздельно. Где им ещё учиться общаться, если не в школе, я категорически против. Мужчина становится сильным рядом с женщиной. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек, драться. Это поможет им расти, — считает жительница Бийска Галина Шевченко.

— Наоборот, раздельное обучение помогает социализироваться. Учась вместе, мальчики и девочки смотрят друг на друга как на боевых товарищей. Мне кажется, это неправильно, и камень в сторону института семьи. Если парни будут отдельно, они будут более уважительно относиться к девочкам, — уверен отец трёх сыновей Олег Романов.

— Мы решили отдать сына в гендерный класс и ещё ни разу не пожалели. Матвей хорошо учится, ему нравится ходить в школу. Мне кажется, девочки быстрее развиваются и подавляют мальчишек. А так дети спокойно учатся. Я слушаю, что говорят другие родители, чьи ребятишки ходят в смешанные классы, многие хотели бы перейти на раздельное обучение. Например, моя племянница учится в параллельном смешанном классе — она боится отвечать у доски, у наших ребят такого нет. Но на самом деле, есть разные мнения, кто-то высказывается и против. Единственные недостаток гендерного обучения, на мой взгляд в том, что в «началке» предметы ведёт не один педагог, а несколько — детям сложно адаптироваться, — рассказала мама второклассника Елена Петрова.

Как рассказали в школе, классы находятся рядом, и дети могут общаться на переменах, они играют на улице, занимаются вместе на внеурочных школьных мероприятиях.

— На второй год, видя результаты, нам уже не нужно было проводить беседы с родителями, чтобы набрать гендерные классы — к нам шли целенаправленно, — сказала Елена Вирбицкас.

Амазонок хватает, женщин мало

Раздельное обучение ввели после того, как стали обращать внимание на поведение детей: девочки стали более авторитетны, охотнее берут на себя инициативу, а если вдруг какая «разборка», то и тут они на первом плане, а мальчишки отсиживаются в тени.

— В раздельных классах дети ведут себя не так агрессивно — нет духа соперничества: даже в таком возрасте присутствие женщин обостряет ситуацию. Тут им не перед кем воображать. У девочек, наоборот, появилось чувство сопереживания. Когда у одной неудачи, они все вместе подругу утешают. В смешанных классах такого нет. Амазонок в жизни предостаточно. Мы стараемся воспитывать в девочках женственность, а в мальчиках — силу и ответственность, — говорит педагог.

Планируется, что в бийской школе дети будут учиться раздельно до 8 класса, потом начнётся специализация, и их разделят уже не по гендерному, а предметному принципу.

Комментарий специалиста

От социализации никуда не деться

Любовь Пивоварова, психолог:

— На мой взгляд, это далеко не самый худший эксперимент. Начальная школа — сложное время в плане адаптации. Дети сильно отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Кто не влюблялся в младших классах или вообще в детском саду? Мальчишки часто чрезмерно активны, стараются привлечь внимание и обижают девочек, сами того не замечая. Девочки тоже отвлекаются от уроков. Если будут учиться раздельно, однозначно станет меньше обид. Я была бы рада, если бы мои дети учились в раздельных классах. А от социализации никуда не деться — дети живут на одних и тех же улицах, ходят в кино, общаются в интернете.

Почему девочки и мальчики в Англии учатся раздельно?

Когда родители обращаются к нам за помощью с подбором школ, в большинстве случаев они выступают против так называемых «гендерных школ», где учатся только мальчики или, соответственно, девочки. Виной тому, скорее, привычка: если сами родители закончили смешанные школы, их трудно убедить в преимуществах иной системы.

А, кроме того, родители могут опасаться, что лишат ребёнка желанного общения с противоположным полом, что повлечёт за собой сложности с построением отношений и созданием семьи. Но так ли это на самом деле?

Обычно, пожив в Британии какое-то время, люди начинают воспринимать идею раздельного образования теплее. Они убеждаются, что взрослые, обучавшиеся в гендерных школах, социализированы ничуть не хуже остальных, не испытывают проблем с противоположным полом, а в карьере добиваются успеха не реже, а даже, быть может, и чаще тех, кто учился в смешанных школах. Так что, родительские опасения касательно гендерных школ оказываются совершенно напрасными.

Так откуда возникла сама идея обучать раздельно мальчиков и девочек?

Идея раздельного образования мальчиков и девочек

Гендерные классы в школе что это такое. gender schools3. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-gender schools3. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка gender schools3.

Принцы Чарльз, Уильям и Гарри учились в «мальчиковых» школах

Начнём с того, что большинство гендерных школ в Великобритании — это частные школы. Именно гендерные школы в своё время окончили английские принцы — Чарльз, Уильям и Гарри.

Государственные школы в UK почти все смешанные, а среди однополых чаще попадаются гимназии (так называемые «grammar schools»).

В основе идеи раздельного образования лежит убеждение, что мальчики и девочки усваивают информацию и ведут себя по-разному. Мозги девочек и мальчиков функционируют различным образом, поэтому процессы обучения мужского и женского пола в корне отличаются. Считается, что девочки учатся более «пассивно» — они лучше воспринимают информацию визуально и на слух, что позволяет им легко справляться с графиками и обсуждениями в классе.

Мальчики же усваивают информацию скорее «кинетически» — они учатся, исполняя что-то на практике. Раздельные классы для мальчиков и девочек позволяют учесть эти различия и применять различные подходы к преподаванию.

Кроме того, у мальчиков и девочек отличаются системы мотивации. Те стимулы, что вызывают интерес у девочек, не подходят для мальчиков, и наоборот.

Ну и, наконец: в отсутствие девочек мальчики не тушуются из-за девичьего превосходства в гуманитарных дисциплинах, таких как английский язык, что позволяет им добиваться лучших результатов. А девочки, в свою очередь, преуспевают в таких стереотипно «мужских» предметах, как научные дисциплины, деревообработка и физкультура, если поблизости не замечены мальчики. Так что, дабы исключить, пожалуй, самый отвлекающий от учёбы фактор — противоположный пол — девочки и мальчики должны учиться раздельно.

Поэтому считается, что именно в атмосфере гендерных школ дети достигают максимальных успехов, полностью раскрывая свой потенциал.

В Англии сосредоточена наибольшая концентрация школ раздельного образования — в Шотландии и Уэльсе подобных школ значительно меньше. Вообще, вплоть до 70-х годов прошлого века большинство средних школ (secondary schools) в Англии были именно гендерными.

Исследования выпускников гендерных и смешанных школ

Гендерные классы в школе что это такое. gender schools1. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-gender schools1. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка gender schools1.

Ученицы школы для девочек в Англии

В 2006 году группой учёных из Центра лонгитюдных исследований в Лондоне (CLS) было завершено масштабное исследование, в котором приняли участие свыше 17 000 человек. Целью исследования было установить, влияет ли раздельное образование на целый спектр таких важных исходов в будущем, как:

Авторами исследования было установлено, что девочки до 16 лет достигают более высоких академических результатов в однополых школах, а вот результаты мальчиков того же возраста, учившихся в «мальчиковых» школах, были схожи с достижениями их сверстников из смешанных школ.

Девочки из однополых школ добились лучших результатов в математике и научных дисциплинах, а мальчики из аналогичных школ продемонстрировали лучшие познания в английском и иностранных языках, пошатнув, тем самым, устоявшиеся гендерные стереотипы.

Мысль о том, что девочки на самом деле чаще тяготеют к научным дисциплинам, чем о том принято думать, подтверждает и исследование Института физики, проведённое в 2011 году. Согласно его итогам, девочки, учащиеся в однополых школах, чаще, чем их ровесницы из смешанных школ, выбирали физику в качестве предмета на выпускных экзаменах A-levels. И это несмотря на то, что физика считается традиционно «мужской» дисциплиной.

Кроме того, в ходе исследования CLS было установлено, что женщины, окончившие школы для девочек, чаще получают образование в таких областях, как наука и технологии, где традиционно доминируют мужчины, и в среднем зарабатывают больше выпускниц смешанных школ.

Гендерные классы в школе что это такое. gender schools4. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-gender schools4. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка gender schools4.

Выпускницы школ для девочек чаще посвящают себя науке

Стало быть, на основании результатов исследования, можно сделать вывод о том, что в среднем выпускницы однополых школ более успешны в карьерном плане.

Что касается шансов на брак и потомство, то, согласно данным исследования, учёба в гендерной школе никак на это не влияет: выпускники смешанных и гендерных школ женятся и заводят детей одинаково охотно. Не влияет она и на отношение к разделению домашних обязанностей и к работе женщины за пределами дома. Правда, было замечено, что мужчины, окончившие гендерные школы, немного чаще оказываются разведены к 42 годам (что, впрочем, не значит, что они горюют по этому поводу).

Распространение идеи о раздельном образовании

Гендерные классы в школе что это такое. gender schools2. Гендерные классы в школе что это такое фото. Гендерные классы в школе что это такое-gender schools2. картинка Гендерные классы в школе что это такое. картинка gender schools2.

Ученики школы для мальчиков в Англии

В последние годы в Британии появляется всё больше приверженцев идеи о раздельном образовании — не только в частном, но и в государственном секторе. Вот что заявил глава Ассоциации школ для девочек Алон Джонс — организации, объединяющей частные школы для девочек:

«Мальчики должны получать среднее образование отдельно от девочек, дабы избежать страха оконфузиться. Это поможет им справляться с экзаменационными испытаниями в возрасте от 11 до 16 лет». В своем интервью газете «Sunday Times» он добавил: «Если в классе много ярких, увлечённых учёбой, сосредоточенных и уверенных в себе девочек, это может подорвать самооценку у мальчиков, особенно у тех, кто не блещет способностями. В результате мальчишки не поднимают руку, дабы ответить на вопрос учителя, или демонстрируют незрелое поведение, лишь бы избежать насмешек.

Мальчики будут тянуть руку, если будут чувствовать себя в безопасности. Если они не будут опасаться насмешек и унижений. Как и девочки, мальчики подвержены страху».

Согласно статистике Департамента образования, обнародованной в октябре 2014 г., более 60% девочек получили, по меньшей мере, пять оценок C (удовлетворительно) и выше на экзаменах в госшколах, включая английский и математику. А вот среди мальчиков тот же показатель составил лишь 50,8%.

Джонс полагает, что во время важнейшего периода своего развития — полового созревания — мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Кстати говоря, именно этой идее следуют школы так называемой «бриллиантовой системы» («diamond» model): девочки и мальчики обучаются в них совместно до 11 лет, затем разделяются до 16 лет, соединяясь вновь в последних классах школы.

По мнению Джонса, введение однополых классов в государственных школах поможет избежать снижения успеваемости среди мальчиков. «Я верю, что каждая госшкола должна рассмотреть возможность раздельного обучения мальчиков и девочек, особенно таким предметам, как английский, математика и научные дисциплины».

Однако далеко не все представители образовательной системы Британии разделяют подобное мнение. К примеру, глава Ofsted — надзорного органа, оценивающего качество образования в английских школах — сэр Майкл Уилшоу заявил: «Мальчики и девочки преуспевают в учёбе больше в условиях смешанной школы… если это хорошо управляемая школа».

Убеждённых сторонников и той, и другой точек зрения немало. Но, если бы у гендерного образования не было неоспоримых плюсов, оно бы, без сомнений, перестало существовать. Однако однополые школы в Англии по сию пору процветают и пользуются огромной популярностью. Большинство подобных школ демонстрируют высокие академические результаты и относятся к школам селективного типа — то есть отбирают учеников на базе многоступенчатых испытаний.

А, стало быть, раз спрос по-прежнему высок, вряд ли гендерные школы исчезнут с лица земли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *