Гендерные дети что это
Что такое гендер и как говорить о нем с ребенком
Прежде чем перейти к самой статье, заглянем в Википедию. Там написано, что гендер — это набор определенных характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности (качества, которые приписывают мужчинам или женщинам соответственно). Гендер — не то же самое, что и пол. Пол — понятие биологическое, а гендер — социальное.
В классической системе взглядов принято считать, что гендерная система бинарна: есть мужчина (отец, добытчик, воин) или женщина (мать, хозяйка, муза). Каждый из них обладает совершенно конкретным набором внешних атрибутов и внутренних качеств, увлечений и социальных функций. Однако современные исследователи говорят о том, что существует множество гендеров. Также принято считать, что гендер не определяется при рождении ребенка и не определяется взрослыми, а конструируется самим ребенком в процессе взросления и самоосознания — об этом пишет клинический психолог Диана Эрензафт, которая занимается исследованиями гендера с 1960-х годов.
Доктор Кристи Олезески, директор педиатрической гендерной программы в Университете Йеля, напоминает, что никогда не рано начинать говорить с детьми о гендере. В возрасте двух-трех лет ребенок впервые начинает осознавать себя и идентифицировать себя с мальчиком или девочкой. Хорошо, если родители будут больше рассказывать детям о гендерах и помогут им разобраться с гендерными стереотипами. Ниже перечислены способы того, как это сделать.
Разберитесь в разнице между гендерной идентичностью и гендерным самовыражением
Необходимо понимать разницу между этими двумя понятиями, потому что люди нередко их путают, утверждает доктор Эрензафт. Гендерная идентичность — это внутреннее ощущение человека как представителя определенного гендера: мужчин, женщин, чего-то среднего или никого из перечисленных. При этом гендерная идентичность не обязательно должна совпадать с тем, как видят человека другие люди.
Гендерное самовыражение — это то, как человек представляет себя окружающему миру через одежду, занятия или имя.
Гендерная идентичность не всегда должна совпадать с гендерным самовыражением. Например, ребенок с гендерной идентичностью девочки может выражать себя через типично «маскулинное» поведение, например, играя с машинками.
Олезески отмечает, что детям необходима свобода в здоровом выражении себя, и если взрослые в их окружении не знают разницу между гендерной идентичностью и самовыражением, это может привести к конфликтам и непониманию. Говоря проще, родители часто путают два понятия: они думают, что мальчик, одевающийся в платья, может оказаться трансгендером (девочкой в теле мальчика). Но это может быть совершенно не так — это просто мальчик, который любит платья.
Разберитесь в собственных чувствах
Клинический психолог, доктор Лора Эдвардс-Липер говорит о том, что взрослые нередко испытывают дискомфорт, связанный с неоднозначностью гендера.
Доктор Эрензафт приводит следующий пример: если мальчик решит прийти в школу в платье, учитель наверняка вздрогнет. Даже если раньше учительница открыто высказывалась о своем отношении к гендерным стереотипам, и даже если она никак не прокомментирует внешний вид ребенка, пары секунд неловкого молчания ему будет достаточно для того, чтобы уловить недоумение и осуждение без слов. Даже в очень открытом обществе таких невербальных реакций может быть достаточно, чтобы напугать или засмущать ребенка.
Эрензафт называет такие чувства гендерными призраками и гендерными ангелами. Призраки — это наши убеждения относительно гендера, сформированные обществом и заставляющие нас придерживаться строгих гендерных рамок. Ангелы же это те убеждения, которые помогают нам принимать людей, выходящих за рамки привычных нам характеристик гендера (не только мальчики могут играть с машинками, и не только девочки могут красить ногти). Эрензафт предлагает всем сделать усилие над собой и заменить своих гендерных призраков на ангелов.
Родителям и опекунам следует проанализировать, откуда взялись их представления о гендере, и могут ли они негативно повлиять на их детей. Идя на поводу у гендерных призраков, родители нередко вредят своим детям, отрицая их свободу гендерного самовыражения, что в свою очередь приводит к тревожности, депрессии, аутоагрессии, расстройствам пищевого поведения, употреблению наркотиков и суицидальному поведению у подростков.
В случае возникновения затруднений Эрензафт рекомендует родителям обратиться в группы поддержки или к психотерапевту для того, чтобы разобраться в истоках своих представлений о гендере и в будущем выстраивать здоровые отношения со своими детьми.
Не стыдите детей
В возрасте трех лет дети начинают познавать свою гендерную идентичность и гендерное самовыражение, говорит доктор Олезески. Это может выражаться в том, как они идентифицируют себя, что они носят, как ведут себя и с какими игрушками играют.
В этот период родители могут начать стыдить своих детей, говоря: «О нет! Мальчики/девочки так не делают!», или используя выражения «настоящие мальчики» или «настоящие девочки», что предполагает, что существует только один правильный способ быть мальчиком или девочкой.
Эрензафт говорит, что дети видят в таких высказываниях указание на то, что родители не принимают их такими, какие они есть, и что то, что им нравится — плохо и нежелательно. Когда родители, напротив, позволяют детям выражать себя через игры и внешний вид, у них формируется уверенность в себе и своих действиях, отмечает Олезески.
Также доктор Олезески рассказывает, что когда родители говорят ей, что их ребенок хочет играть с игрушкой или носить вещи, предназначенные для представителей другого пола, она убеждает их, что это нормальное и здоровое поведение детей — опытным путем изучать, что им нравится и что не нравится.
Прислушайтесь к ребенку и к тому, как он хочет проявлять себя. Обратите внимание на то, как он себя называет и что ему нравится, — советует Олезески. Ребенок вполне может играть в машинки и красить ногти одновременно — почему бы и нет?
Вы можете задавать детям вопросы, если вам кажется, что они говорят о себе или ведут себя вне соответствия своей гендерной идентичности. Например, вы можете спросить: «Как ты хочешь, чтобы я тебя называла?» или «Может быть, ты хочешь, чтобы я тебя называла каким-то особенным именем или прозвищем?». Даже такие простые вопросы придают ребенку уверенности и самостоятельности, а также показывают, что вы интересуетесь и уважаете их.
Не объединяйте гендер и гениталии
Строение гениталий легко связать с каким-то гендером, когда вы рассказываете о частях тела, но доктор Эрензафт рекомендует не делать этого. Не стоит говорить «у тебя пенис — а значит, ты мальчик, а если у тебя вагина — то ты девочка», потому что это неправда.
Такая категоричность может быть вредна, потому что ребенок привыкает думать, что все, у кого есть пенис — мужчины, а все, у кого есть вагина — женщины, говорит Эрензафт. Вместо этого вы можете сказать: «Некоторые люди рождаются с пенисами, некоторые — с вагинами, а некоторые — и с тем, и с другим».
Если вы хотите продолжить разговор, то доктор Эрензафт рекомендует сказать: «Большинство людей, рожденных с вагинами (пенисами), вырастают женщинами (мужчинами), а некоторые осознают, что они находятся где-то посередине».
Слушайте своих детей
Когда ребенок высказывается о своем гендере, вы можете поспешить с реакцией и не услышать, что он на самом деле хочет вам сказать. Это может привести к непониманию.
Например, ребенок, которого все считают мальчиком, говорит: «Мама, я девочка, и я хочу Барби». Мать говорит ему в ответ: «Без проблем. Не обязательно быть девочкой для того, чтобы играть в куклы. Пойдем, купим тебе Барби».
Эрензафт говорит, что такая реакция может показаться одобрительной, но мать упускает из вида главное: возможно, ребенок говорит не только о кукле, а хочет сообщить родителю, что считает себя девочкой, и ему важно быть услышанным.
Детям важно, чтобы их слышали и понимали, а потому, если ребенок делится с вами чем-то сокровенным, лучше сперва убедитесь, что вы правильно поняли, что он хотел вам сказать.
Воспользуйтесь образовательными материалами
Если вам требуется дополнительная поддержка при объяснении гендера своему ребенку, воспользуйтесь дополнительными материалами. Большинство из полезных наглядных материалов можно найти только на английском языке. Вот, например, гендерный единорог, а здесь — гендерный человечек. Это простые и наглядные схемы, которые помогают разделить биологический пол, гендерную идентификацию и гендерное самовыражение.
Изучайте что-то новое каждый день
Если долгие лекции — не ваш конек, то вы можете смело от них отказаться. Детям помладше также может быть сложно воспринимать длительные серьезные разговоры, поэтому лучше будет включить маленькие познавательные наблюдения в вашу ежедневную рутину, советует Эдвардс-Липер.
Например, делится психолог своим опытом, увидев человека, выглядящего как мужчина, но с длинными волосами, ее дети сказали: «Это девочка». На что Лора ответила им: «Вообще-то, мы не знаем, кто этот человек. Возможно, он — мужчина, а может быть и женщина или вообще кто-то другой».
Самое главное, что стоит запомнить родителям — неважно, на какой части гендерного спектра находится ваш ребенок, потому что все его части одинаково важны. «Иметь возможность жить в своем истинном гендере — это человеческое право, а не заболевание», — говорит доктор Эрензафт.
—>
Гендерные дети что это
Педагог-психолог с семилетним стажем. Знает всё о возрастной психологии.
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.
Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
Гендерное воспитание в школе
Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
My Little Theyby: что такое гендерно-нейтральное воспитание и как современные родители к нему пришли
В начале мая моя фейсбук-лента вздохнула спокойно: благополучно (хоть и на неделю позже ПДР) на свет появился граф Дамбартон, Арчи Хэррисон Маунтбеттен-Виндзор – седьмой законный наследник Английского престола, сын Меган Маркл и Генри Чарльза Альберта Дэвида. И если с титулом принца пока еще не все ясно, то титул самого-обсуждаемого-ребенка-в-мире у Арчи уже точно давно есть. И даже больше, чем выбор домашних родов или желание отдать первенца в американскую школу, общественность (то есть нас с вами) взбудоражила новость о том, что королевская пара рассматривает гендерно-нейтральный подход к воспитанию будущего ребенка. Слухи, вроде, были быстро опровергнуты, да и вряд ли за выбором белых и серых цветов для оформления детской вместо традиционного розового или голубого всегда кроется желание воспитывать «бесполого» ребенка. А вот опасения остались. Реакция общества на заявление Кейт Хадсон или публикация фотографий сына Меган Фокс в платье заставила нас разобраться подробнее в том, что же такое гендерный нейтралитет. Спойлер: это не страшно и (как вы уже догадались) нормально.
Что такое гендер (для любителей теории и истории)
Мы хотим узнать пол младенца до рождения, чтобы как следует подготовиться. Мы точно знаем, что быть мамой девочки — это вообще не то же самое, что быть мамой мальчика. Мы миллионы лет живем с пониманием того, что мужчины и женщины — существа разного пола, и глупо было бы взять и решить вдруг, что это не так. Долгое время даже считалось, что мужчины и женщины мыслят по-разному и желают разного, у них разные стремления и мечты, поэтому воспитание мальчиков и девочек требует принципиально разного подхода. Однако эту точку зрения полностью опровергают последние научные исследования. Как раз сейчас мы наблюдаем, как происходит развенчание мифа о гендерных стереотипах, и тут теряются даже прогрессивные и адекватные родители.
Примерно в то же время появляется когнитивная теория формирования гендерной идентичности, согласно которой с двух лет дети осознают свой пол, а уже с четырех понимают, что он неизменен. Воспринимая любые сигналы внешнего мира, дети усваивают гендерные роли и организуют информацию в соответствии с выбранной (или присвоенной им извне) гендерной схемой. В современной западной культуре традиционно сложилась бинарная гендерная схема, в которой любые проявления (от внешности и поведения до выбора профессии и стиля жизни) трактуются либо как феминные, либо как маскулинные. При этом, например, в культуре североамериканских индейцев есть понятие two-spirit (человек с двумя душами в одном теле), что позволяло им делить людей на пять полов: женский, мужской, женщина с двумя душами, мужчина с двумя душами, трансгендер. А в Индии давно существует каста хиджр — людей «третьего пола», которые живут отдельными общинами, занимаются в основном попрошайничеством, но при этом не так давно были признаны в Индии официально. Есть и другие примеры: калалаи, калабаи и метагендеры в Индонезии, муше в Мексике, катои в Тайланде — все это люди, которые по физиологическим признакам относятся к определенному полу, но при этом чувствуют свою принадлежность к другому гендеру.
Что такое гендерный нейтралитет и в каких странах он развит
Понятие гендера сегодня во многом является механизмом преодоления патриархальности (идеологии господства мужчин над женщинами) и андроцентризма (от греч. andros — мужчина). Эти понятия традиционно были сущностными характеристиками нашей цивилизации, и сейчас, благодаря феминизму, переживают свой кризис.
Понятие гендерно-нейтрального воспитания тоже тесно связано с феминизмом, но ровно в той степени, в которой с ним связаны многие другие важные социокультурные вопросы современной повестки: от равноправия до инклюзивности. Точно так же, как с феминизмом связано и включенное, осознанное родительство, которое основано на воспитании индивидуальности, внимании к личности и на отношении к ребенку как к равному.
Среди основных постулатов такого подхода значатся уважение личного пространства, а также прав и желаний маленького человека. Все это сформировало, в том числе, понятие гендерного нейтралитета — подхода к воспитанию, при котором ребенку не навязываются традиционные гендерные стереотипы.
Авторы «Глобального исследования детей раннего подросткового возраста» (Global Early Adolescent Study) анализируют, как гендерные представления усваиваются, навязываются и укрепляются среди подростков. Исследование, проведенное в 15 странах, показало, что из-за стереотипов девочки в большей степени рискуют подвергнуться физическому и сексуальному насилию, вступить в брак в юношеском возрасте и заработать ВИЧ, а мальчики — злоупотреблять запрещенными веществами и покончить жизнь самоубийством.
В 2011 году пара из Торонто заявила, что не будет сообщать никому (вообще) пол своего уже родившегося ребенка, которого назвали Шторм (Storm). Пожалуй, это можно считать одним из первых серьезных и официальных примеров радикального гендерно-нейтрального воспитания. Сейчас семья Стокер-Уиттерик (Stocker-Witterick) растит так троих детей. Вот как их старший ребенок по имени Джаз (Jazz) объясняет разницу: «Пол — это то, что у тебя между ног, а гендер — то, что ты думаешь о себе как о человеке».
Вдохновленные этим примером, Нейт и Джулия Шарп из Кембриджа создали комьюнити родителей, которые растят детей без привязки к биологическому полу. Они не только позволяют детям одеваться в одну и ту же одежду и играть в одни и те же игрушки, но и не объявляют никому пол своих детей. «Наибольшему давлению мы подверглись со стороны наших коллег, которые такие: «Ты что, реально не скажешь нам, кто у тебя. » — рассказывает Джулия — А я такая: «Ну, я и говорю — дети у нас родились!», но они были крайне разочарованы, что мы не хотим сообщить им, какие у наших детей гениталии, что, вообще-то, довольно странно, если задуматься».
Первой страной, ломающей гендерные стереотипы на официальном уровне, стала Швеция. Еще в 1998 году там была принята поправка к Закону об образовании Швеции, призывающая школы избегать гендерных стереотипов, а в 2011-м появились два гендерно-нейтральных дошкольных учреждения: Николайгарден и Эгалия («равенство» по-латыни), в которых заменили привычные обращения han (он) и hon (она) на нейтральное местоимение hen. В русскоязычных статьях про эти детские сады местоимение переводили чаще всего как «оно», что наделало немало шума, однако это не совсем корректно. Впервые появившееся в 1960-х годах и заимствованное из финского языка, местоимение hen позволяет обратиться к кому-либо без указания на половую принадлежность. Также здесь играют в гендерно-нейтральные куклы и читают специально подобранные книжки, в которых не поддерживаются укоренившиеся стереотипы о мужчинах и женщинах.
И результаты уже есть. Вот выводы исследования, опубликованные в журнале Experimental Child Psychology: дети, которые посещали гендерно-нейтральное дошкольное учреждение, более успешны, они с большей вероятностью будут играть с незнакомыми детьми противоположного пола и менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, по сравнению с детьми, обучающимися в других дошкольных учреждениях.
Николайгарден — первый в Швеции детский сад, сертифицированный ЛГБТ-сообществом, сюда также принимают детей иммигрантов. Уже несколько лет подряд Швеция (наравне с другими скандинавскими странами) возглавляет рейтинг стран Евросоюза по показателям гендерного равноправия (Россия в прошлом году была на 75-м месте, опередив Японию и Китай).
Суд постановил, что отказ регистрировать гражданина с нейтральным гендером нарушает право на «частную жизнь, самоопределение и автономию личности». В Америке в 2016-м году суд штата Орегон официально признал третий пол. Этот случай примечателен тем, что Джейми Шуп, родившийся биологическим мужчиной, стал принимать гормоны и официально совершил переход. Однако потом понял, что и женщиной себя не чувствует, что привело его в американский суд дважды. Теперь он официально «не мужчина и не женщина», и называет себя местоимением they (они). В то же время суд Великобритании отклонил ходатайство о появлении третьей графы в паспортах. При этом руководство одной из британских школ в прошлом году запретило называть своих учениц девочками. А социальная сеть Facebook еще в 2014 году предложила пользователям англоязычной версии выбрать из 58 вариантов пола.
Все больше врачей, психологов и активистов по всему миру выступают с инициативами по пересмотру гендерных вопросов. Андрогинность (явление, при котором индивид проявляет одновременно, но не обязательно в равной степени, и мужские, и женские качества) перестает быть непонятным и пугающим словом, а исследуется, и довольно серьезно. По словам психологов, примерно три процента населения Земли не стали бы относить себя ни к мужскому, ни к женскому полу, если бы людям дали эту возможность. Еще Юнг считал, что психика человека от природы андрогинна. Сейчас андрогинность много изучает американский психолог Сандра Бум, которая разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов на четыре категории: маскулинные, феминные, андрогинные и неопределенные (не имеющие ярко выраженных ни феминных, ни маскулинных черт). Согласно этой теории, личность, имеющая только характеристики своего природного пола, менее адаптирована к жизни.
В английском языке даже появился специальный термин theyby — от they (они), которым заменяют традиционные she (она) или he (он) и baby (малыш, ребенок). При этом у родителей нет желания воспитывать «бесполых» детей. Они просто не хотят ничего навязывать и решать за своих детей — пусть те выбирают сами, когда подрастут. Так, спустя пять лет Шторм из Торонто стала идентифицировать себя как девочка. И если у такого радикального подхода пока довольно мало последователей (в группе Theyby на FB на момент публикации всего 187 лайков и 192 фолловера), то само по себе гендерно-нейтральное воспитание, в основе которого лежит уважение к ребенку как к личности, становится все более популярным. Дарья Шутова, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, семейный и детский психолог, игротерапевт, считает, что «гендерно-нейтральное воспитание способно принести определенную пользу для развития ребенка, оказать влияние на формирование у него позитивной гендерной идентичности, увеличить гибкость в овладении разнообразными гендерными ролями, обучить ребенка толерантности и равноправию».
Гендерно-нейтральное воспитание в России
Гендерные стереотипы транслируют прежде всего сами родители (а также родственники, воспитатели, няни и, конечно, медиа) — считает папа пятилетней девочки Андрей Бородкин, который принял решение воспитывать ее вне гендерных рамок. Вот что он советует родителям, которые хотят поступить так же: подавать пример, разрешить мальчику испытывать эмоции и выбирать себе занятия, фантазировать в играх (стричь волосы Барби и запускать ее в космос) и использовать предметы разных цветов. «Каждый день, ведя эту борьбу в обычных бытовых ситуациях — в общении с малышами, играх, спорах — мы приближаем момент, когда дети смогут расти, выражать себя и добиваться успеха без оглядки на то, какого они пола».
На одном из самых популярных онлайн-ресурсов про образование «Мел» по тегу #гендерноевоспитание — внушительная подборка статей про гендерные стереотипы. Большая их часть написана за последние два года. Интерес к этой теме растет параллельно с тем, как разворачивается феминистская повестка в нашей стране. Так как любые вопросы, затрагивающие роль женщины, параллельно заставляют рефлексировать над разницей между полами: «Говоря научным языком, гендер — это измерение социальных отношений, которые приняты в конкретной культуре. И если в какой-то стране девушки на технические специальности поступают меньше, проблема не в строении женского мозга. С мозгами у девушек все отлично. Скорее всего, что-то не так с обществом, в котором эти девушки живут». Поэтому рупором гендерного вопроса, безусловно, является Wonderzine, который пишет не только про радикальный феминизм. Здесь можно почитать, например, про эссе профессора Донны Харауэй 1985 года о безгендерном классе людей (киборгов) и постбинарном будущем. Сейчас книга «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х» является одним из программных текстов постгендеризма (движения, нацеленного на устранение социального неравенства путем стирания гендера).
Уже 5 000 подписчиков у телеграм-канала Так геями и становятся о гендерно-нейтральном воспитании, в котором журналистка Ксения, мама двоих сыновей, делится примерами книг, мультфильмов и фильмов без гендерных стереотипов, публикует массу ссылок и полезной информации по теме. «При гендерно-нейтральном воспитании я не считаю девочек и мальчиков одинаковыми, — рассказывает Ксения — а, наоборот, признаю, что они все очень разные. И межличностные различия сильнее межполовых. Я не отбираю машинки у мальчиков, а кукол у девочек и не меняю их местами, а предлагаю детям все возможные варианты игрушек, чтобы, подравшись на мечах, они могли уложить своего пупса спать, поцеловав его на ночь (как делает мой старший сын)».
Все больше про гендерные вопросы пишут российские психологи. Мама троих детей, психолог и педагог Ирина Беляева, считает, что сегодня «мальчикам надо «осмелиться» быть другими, ведь они до сих пор заперты в рамках гендерных моделей. Их подвергают остракизму, насмешкам, презрениям. Сильных женщин в литературе много — от Некрасовских женщин до героинь Ахматовой. А вот негероические мальчики — пойдите поищите достойные примеры в мировой культуре до начала прошлого века. Сегодня у нас есть — Месси или Гарри Поттер, Стив Джобс и Марк Цукерберг. Или, например, Фавио Чавес — парень, который сортировал мусор на свалках Асунсьона, а заодно создал музыкальный ансамбль из бедных ребят». Психолог и психотерапевт Наталья Преслер предлагает «не оставлять ребенка совсем без границ, спрашивая маленького сына, кем он себя считает — мальчиком или девочкой. Хочет он надеть сегодня в сад юбку или брюки. Это лишает ребенка ориентира, «сводит его с ума», приводит к эмоциональной нестабильности. Но в то же время важно не навешивать ярлыки о том, что катают коляску, например, только девочки (ведь это неправда, мужчины тоже могут заботиться о детях — и это нормально). Или стыдить его за то, что в магазине ему вдруг захотелось купить раскраску с цветами, а не с машинками. И уж тем более не связывать его сиюминутный интерес к кукле с его сексуальной ориентацией».
Мифы о гендерно-нейтральном воспитании
Любые глобальные перемены в обществе проявляют себя, в том числе в формате фанатизма, радикальных подходов и перегибов, которые заставляют нас воспринимать их критично, категорично, а порой и вовсе вызывают страх. А наш мозг устроен так, что если нам непонятно и страшно, то это по определению плохо. После чего мозг придумывает нашим опасениям аргументированные обоснования. Вот наиболее распространенные мифы о гендерно-нейтральном воспитании, которые собрал проект Makeout:
Добавим к этим мифам самые частые аргументы противников гендерно-нейтрального воспитания:
Ответим на все сразу. Гендерно-нейтральное воспитание основано на идее уважения личности маленького человека и желании дать ему возможность самостоятельного выбора во всем — в том числе в вопросах гендера (не биологического пола, что важно, а именно гендера — о разнице мы уже писали выше). Родители, выбравшие гендерно-нейтральное воспитание, чаще всего просто хотят избежать устаревших гендерных стереотипов, являются противниками домостроя, поддерживают феминистские ценности. Потому что сначала мы с вами запрещаем мальчикам играть в куклы, а потом удивляемся, что они не хотят быть включенными отцами. Мы учим девочек быть мягкими и покладистыми, а потом недоумеваем, почему так много лет они были жертвами абьюза и молчали.
Гендерно-нейтральное воспитание — это вовсе не про то, что девочка не должна носить розовое, а мальчик, наоборот, должен. Это про то, что девочка может играть в футбол, а мальчик может плакать — и ни то, ни другое не сделает их хуже. Это про желание показать ребенку все возможности и про умение поддержать его собственный выбор. Это концепция, которая поддерживает инклюзивность, индивидуальность, возможность быть другим — не таким как все. Это про принятие своего ребенка таким, какой он есть. Согласно статистике TransActive, более 85 процентов детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.
Что делают родители, которые хотят воспитывать детей в атмосфере гендерного нейтралитета:
Мы с мужем сделали так задолго до того, как я узнала про гендерный нейтралитет. И это как минимум придает беременности и самим родам дополнительный саспенс. Сторонники такого метода утверждают, что раньше никаких УЗИ не было, и это более естественный путь. Как минимум это избавит вас от девятимесячного трипа под названием «как выбрать имя и не развестись» и позволит избежать массы гендерных комментариев от близких родственников. Увы, все это настигнет вас сразу после родов с удвоенной силой.
Книги, мультфильмы и любой контент, который поглощает ваш ребенок, сильно влияет на формирование его личности. В основном в произведениях для детей главный действующий (а значит, побеждающий, выигрывающий — в общем, активный) герой мужского пола — ребенок, животное, предмет с мужскими характеристиками. Поэтому бурные обсуждения того, почему устарели сказки про принцесс заслуживают вашего внимания, а не пренебрежительного «пффф, мы все их читали — и ничего, выросли». Появление таких мультфильмов, как «Моана» и таких книжек, как «Сказки на ночь для юных бунтарок» (хотя ее выход в России тоже не обошелся без скандала) — большой шаг в сторону разрушения традиционного андроцентричного устройства общества. При этом «Пеппи длинный чулок» и «Алиса в Стране Чудес» не вчера были написаны, так что выбрать есть из чего.
Гендерное разделение на розовый и голубой — явление относительно новое. В западной культуре на рубеже XIX-XX веков дети носили одежду белого цвета, чтобы ее легко можно было отбеливать. Голубой при этом считался символом юности и непорочности (Дева Мария довольно часто изображается в голубом одеянии). Принцесс в старых диснеевских мультфильмах тоже часто наряжали именно в платья голубого цвета — вспомните Золушку, Бель из «Красавицы и чудовища», Аврору из «Спящей красавицы». Разграничение по полу и цвету стало четким после войны, когда производителям товаров необходимо было продавать больше, и они придумали маркетинговый трюк: розовое — для девочек, голубое — для мальчиков. Также это связывают с появлением УЗИ и возможностью узнать пол ребенка еще до его рождения, что опять же сыграло на руку продавцам детских товаров. Так что в любом случае это чистый маркетинг. Возможно, эти объяснения помогут вам немного обуздать пожилых родственников, которые обычно заваливают внучек розово-блесточно-стразовыми, а внуков голубыми дарами.
В одном из документальных фильмов ВВС показан эксперимент, во время которого малышей поочередно одевали в розовую или голубую одежду и предлагали с ними поиграть незнакомому взрослому. Для игр с «девочками» те выбирали кукол и что-то мягкое, а для игр с «мальчиками» — машинки и роботов. И если в большинстве детских магазинов игрушки разделены по принципу «для мальчиков» и «для девочек», то в некоторых (даже в крупных) от этой схемы уже начали отказываться — игрушки они и есть игрушки. В Англии даже появились движения Pink Stinks и Let Toys be toys, призванные бороться с розово-голубыми маркетинговыми уловками. Сейчас такое огромное количество гендерно-нейтральных игрушек — от экологичных деревянных до разнообразных развивающих, — что соблюсти здесь баланс довольно просто. Занятия и увлечения (и вытекающие из них представления о будущей профессии) — отдельная боль, потому что жесткое порицание мальчиков за интерес к «девчачьим» игрушкам — все еще частая история на детских площадках.
Есть такая забавная загадка на логику. Мистер Смит ехал в машине со своим сыном Артуром, и они попали в катастрофу. Отец погиб, а сын в тяжелом состоянии доставлен в ближайшую больницу. Взглянув на пострадавшего, дежурный хирург сказал: «Я не могу оперировать его. Ведь это же мой сын Артур!». Вроде бы парадокс, ведь отец погиб? Ответ прост: хирург — женщина и мать мальчика, однако неопределенность гендера в языке не позволяет догадаться об этом из текста. Поэтому сейчас активно обсуждается создание гендерно-нейтрального языка, в котором отсутствуют отсылки к какому-либо полу. По этому пути уже пошли в английском, французском и других языках. А пока что можно ввести в свой обиход феминитивы (только для этого их сперва придется принять, понять, а потом и полюбить). Или хотя бы почаще говорить девочке, что она сильная и смелая, а мальчику, что он нежный и добрый. Когда мы смешиваем достижения ребенка и его гендер (умная девочка, смелый мальчик) — мы усиливаем связь, что успехи связаны с его гендером, а не личностью.
Самый яркий пример, безусловно, дочь Анджелины Джоли и Брэда Питта по имени Шайло, которая с самого раннего возраста носит исключительно мужскую одежду и стрижется «под мальчика». Известно, что звездная пара Меган Фокс и Брайан Остин Грин также разрешает своему сыну носить любую одежду для девочек. Обо всех этих историях уже писал НЭН. Про свое желание воспитывать детей в рамках гендерно-нейтрального подхода обмолвилась и Кейт Хадсон, после чего ей пришлось отвечать на обвинения в том, что она воспитывает бесполых детей. И это тоже отличный кейс по тому, как воспринимает гендерно-нейтральное воспитание общество, и что за ним стоит на самом деле.
Певица Пинк, которая стала для нас символом вменяемого материнства, также позволяет своей дочери ходить в мужских костюмах и считает, что в этом надо предоставлять свободу. Дженифер Лопес разместила в своем инстаграм фото племянника Брендона, сопроводив его гендерно-нейтральной подписью «Они были выбраны человеком, который будет представлять свою школу на Всемирной конференции молодых лидеров в Вашингтоне». Местоимение «они» — выбор Брендона, так как он подросток-трансгендер: до 14 лет он был девочкой по имени Ребекка, но потом выбрал себе новое имя и ждет 18-летия, чтобы начать необходимую для перехода гормонотерапию. А певица Селин Дион в прошлом году запустила собственный бренд детской гендерно-нейтральной одежды с слоганом: «Вдохновляйте своих детей быть свободными».
И независимо от того, как вы понимаете термин «свобода», помните: ваши дети вырастут в мире с иным отношением к гендеру (и не только к нему). Нравится вам это или нет. И только вам решать, хотите ли вы узнать и принять этот мир, чтобы разговаривать с ними на одном языке.