Гендерное неравенство что это такое
Гендерное неравенство
Полезное
Смотреть что такое «Гендерное неравенство» в других словарях:
gender inequality — гендерное неравенство … Термины гендерных исследований
Права человека в Исламской Республике Иран — Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия
Феминизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Феминист — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия
Феминистское движение — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия
Феминистка — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия
Мужской шовинизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия
Сексист — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия
ЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ — традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определенных профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессиональную специализацию женщин, чем мужчин. Существует ряд профессий, в которых доля женщин очень… … Социология: Энциклопедия
Сексизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сек … Википедия
Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?
Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины
Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равенства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.
Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследований и феминистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели общественное и политическое значение. Серьезные международные организации наподобие Мирового банка подсчитывают индексы гендерного равенства и составляют рейтинги стран в соответствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономического развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал международные рекомендации по борьбе с сексизмом.
Социальные и гуманитарные исследования часто могут показаться оторванными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.
В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодолеть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических решениях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о гендерном неравенстве мы дальше и поговорим.
Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образование, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одинаковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.
Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревнование между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнование было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответствуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуации равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответственность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семейные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотягивают до мужской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.
Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социальном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феминизма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равенстве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитивные действия, то, что называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы понимаем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для достижения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы понимаем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.
Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконечного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегированном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщинах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодернистский феминизм Постмодернистский феминизм — направление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дискурсивный конструкт, критика нормативности и признание множества различных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980–90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуальность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендерной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендерный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентичностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравенство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предполагает равную представленность всех гендеров в разных сферах социальной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.
Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.
Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и женщин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех различиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравенство — это не индивидуальная проблема и не проблема, затрагивающая исключительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача.
Гендерное социальное неравенство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристики гендерного социального неравенства
Гендерное неравенство в современном обществе представляет собой явление, когда мужчины и женщины имеют неравные возможности обладать различными ресурсами, благами, правами и свободам.
Причем, сегодня практически во всех сообществах, как показывает практика социологических и гендерных исследований, женщины обладают меньшими правами, меньшим объемом властных полномочий, нежели мужчины.
Заработная плата женщин также находится на более низком уровне, к тому же женщины сегодня имеют меньший контроль над имеющимися ресурсами, а в некоторых странах получают не самое лучшее образование. В сообществах восточных стран принято воспринимать женщин исключительно в роли матерей, поэтому иногда они вообще не имеют никакого образования, не обучаются грамоте, поскольку, по мнению общества (мужской его части) женщинам нет необходимости заботиться о подобном.
Женщины имеют меньший доступ к высокооплачиваемой трудовой деятельности как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики. Это в значительной степени затрудняет реализацию их жизнедеятельности, что делает необходимость в нахождении рядом мужчины еще более явной. Когда же женщинам предоставляется возможность попасть на тот же рынок труда, что и мужчинам, то они сталкиваются с явными проявлениями дискриминации, что также нарушает их права как граждан, как людей.
Сегодня гендерное неравенство – это не просто социальный факт: также оно представляется нам в качестве одной из наиболее ярких социальных характеристик общественного устройства. Мужчины и женщины обладают различными правами и свободами, и, соответственно, это становится ключевой причиной их неравных возможностей в социуме. Социальная психология, а также ряд социологических исследований сегодня посвящены изучению таких социальных явлений, обусловленных гендерным неравенством, как:
Готовые работы на аналогичную тему
Некоторые гендерные предубеждения и предрассудки могут уходить в прошлое, а им на смену приходят совершенно новые. Все зависит от строения общества, от ориентированности социума на то, чтобы избавляться от подобных предрассудков, а также на то, чтобы создавать более комфортные условия для актуализации и реализации потребностей представителей как мужского, так и женского гендеров.
Примеры гендерного неравенства
Для того, чтобы в большей степени осознать, что такое гендерное неравенство, и какую роль оно играет в современном обществе, крайне важно проанализировать наиболее яркие его примеры и отразить значение гендерного социального неравенства в различных отраслях жизни человека.
Так, в Соединенных Штатах Америки, по данным переписи населения, женщины в среднем получают на 30 % меньше, чем платят мужчинам за исполнение одной и той же работы. К тому же, в дополнение к такому видимому гендерному разрыву в оплате труда достаточно редко можно встретить женщин, которые занимают руководящие должности на крупных предприятиях.
Женщины, которые уходят в декретный отпуск, не могут восстановиться на предыдущем месте работы, так как сталкиваются с дискриминацией или устаревшими представлениями о том, что женщина не может достигнуть больших успехов, поскольку она уже забеременела и стала матерью, и поэтому должна реализовывать себя именно в этой сфере. После рождения ребенка ей не следует продолжать свою профессиональную карьеру, и такого мнения придерживается большое количество современных рукорводителей. Стоит также акцентировать внимание на том, что достаточно традиционные женские профессии – преподавание, уход за ребенком – это одни из самых низкооплачиваемых профессий. Единственное преимущество американских и европейских женщин заключается в том, что они могут выходить из дома, принимать самостоятельные решения, что не доступно некоторым женщинам в восточных странах.
Одним из наиболее ярких примеров ограниченной женской мобильности является Саудовская Аравия. В этой стране женщины не имеют право водить автомобиль, ездить на велосипеде. Это в значительной степени затрудняет их элементарные перемещения. К тому же, строгие исламские законы запрещают женщине вовсе выходить из собственного дома без разрешения мужчины, так как это может привести к их контактам с другими мужчинами, что запрещено исламскими законами. В этих странах женщины не работают, они полностью посвящают себя дому, воспитанию детей. Они не имеют права принимать участие в выборах и выполнять любого рода работы, которые так или иначе могут повлиять на их профессиональные потребности.
В таких странах, как Лесото или Чили, женщины не имеют никаких прав к тому, чтобы владеть землей. Во всех документах фигурируют исключительно мужчины. В случае смерти какого-либо мужчины в семье женщина не получает никаких юридических прав на то, чтобы владеть землей, даже если она живет на ней на протяжении всей своей жизни. Таким образом, вдовы чаще всего остаются без крова, поскольку семья умершего мужчины может выгнать ее, и она не сможет заявить о своих возможностях и правах: они не будут услышаны. В особой степени подобные ограничения прав чувствуются в рамках сельской местности. Там основной вид деятельности – это сельское хозяйство, на котором изначально работают одни мужчины. Но и женщины проводят много времени, возделывая культуру, но не получают ничего, если их родственники мужского пола погибали или умирали. Таким образом, в мире, в развивающихся и развитых странах, достаточно много примеров гендерного социального неравенства, которое основывается на религиозных или законотворческих принципах.
Различие в заработной плате мужчин и женщин — это самый яркий показатель гендерного неравенства и постоянно отслеживаемый как на государственном уровне, так и международными организациями.
Когда в прошлом году российское правительство отчитывалось перед Организацией Объединенных Наций по поводу выполнения целей устойчивого развития, там упоминалось различие по зарплатам как один из видов неравенства. То есть это признается даже на уровне правительственных документов.
Существуют индексы гендерного неравенства. Свои расчеты проводит Организация Объединенных Наций и Всемирный экономический форум. И тот факт, что ВЭФ заинтересовался гендерными проблемами, говорит о том, что эти проблемы касаются не только женщин, что равенство — это экономическая необходимость.
По версии Росстата, актуальная разница в зарплатах — 28,9%, но Давос сосчитал 29,2%.
Если женщинам недоплачивали на работе, то и пенсия у них будет ниже. Это еще один важный фактор экономического гендерного неравенства.
О гендерном разрыве пенсий говорят и пишут реже, поскольку эта разница меньше, чем по зарплате, — около 10%. Это связано с тем, что значительная доля пенсионеров с 2009 года получает социальные надбавки, которые дотягивают пенсию до прожиточного минимума пенсионера и этим уравнивают пенсии женщин и мужчин. Однако пенсионный разрыв вносит значительный вклад в экономическое гендерное неравенство, поскольку, по данным Пенсионного фонда, в России женщин пожилого возраста в два раза больше, чем мужчин: 28,6 млн человек против 14,3 млн.
В стране много миллиардеров и почти все они мужчины, или из-за того, что у женщин в принципе меньше доступа к способам получения дохода не через зарплату. Среди руководителей крупнейших компаний в России женщин всего 6,5%. В новом парламенте женщины занимают 16%. И естественно, им достаются крошки этого пирога. А делят его мужчины.
Среди руководителей преобладают мужчины. Хотя женщины в России более образованы. И среди специалистов высшего уровня они преобладают (их 70%), в начальники и руководители женщины не проходят — на этих должностях 60% мужчин. Эта грань между высокой квалификацией и доступом к статусу руководителя — это и есть стеклянный потолок. Достичь высокого уровня квалификации женщинам удается, а пройти на руководящую должность, то есть на вершину этой пирамиды власти, влияния, а соответственно и денег, — нет.
Занятость домашним трудом ограничивает возможности женщин в их карьерных устремлениях вне дома в экономической сфере. Репродуктивные различия между мужчинами и женщинами — это природа заложила, а вот то, кто будет мыть посуду, природа не решала. Она не дала женщинам дополнительные руки, чтобы готовить еду, стирать и т.д. Но у нас считается, что домашний труд — это женский труд. Так исторически сложилось. Когда-то женщины не были допущены в сферу труда вне дома, они были, как у нас любят говорить, «хранительницами очага», а мужчины на мамонтов охотились. И то, что женщина занята домашним трудом, отбирает у нее много сил, времени и влияет на ее восприятие как работника.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Кто виноват в гендерном неравенстве
Массовый выход женщин на рынок труда, может быть, самое главное социальное изменение XX века: за ним стоит удивительная комбинация технологических инноваций, политических реформ и фундаментальных культурных сдвигов. У этого процесса, отражающего стремление к равенству возможностей, помимо социального изменения есть и чисто экономическое: более эффективное использование человеческих талантов, судя по всему, внесло существенный вклад в экономический рост.
При этом в большинстве стран доход работающих женщин ниже дохода работающих мужчин. В частности, в России этот гендерный разрыв составляет около 25%. Природа его в большинстве развитых стран заметно изменилась за последние 50–60 лет. Различия в квалификации и прямая дискриминация теперь уже практически не играют роли. Технологии контроля рождаемости заметно облегчили доступ женщин к высшему образованию — большую часть дипломов высшей школы получают именно они. И хотя в 70–80-е годы прошлого века женщины стали массово осваивать специальности, которые традиционно считались «мужскими» (юристы, врачи, дантисты, бизнес-менеджеры), неравномерное распределение по отраслям и профессиям сохраняется — и становится важным с точки зрения гендерных разрывов в заработках.
Дети определенно дороже обходятся мамам, чем папам. Почти две трети существующего гендерного разрыва в заработках в США и в Европе объясняются различным влиянием появления детей на карьеры их родителей. Если сравнить динамику дохода женщин и мужчин, которые стали родителями, с динамикой дохода женщин и мужчин без детей, обнаружится существенная асимметрия. Отцы по динамике доходов не отличаются от своих бездетных сверстников, а вот матери в среднем после рождения первенца теряют до половины трудовых заработков, и эта разница не сокращается со временем. В литературе этот разрыв назвали «штрафом за материнство». Количественные оценки его размера колеблются от 50–60% в Австрии и Германии до 20–25% в Дании и Швеции — даже щедрая социальная политика скандинавских стран не позволяет полностью решить проблему.
«Штраф за материнство» складывается из нескольких факторов:
Новый кризис, связанный с пандемией COVID-19, несколько отбросил общество назад с точки зрения сокращения гендерных разрывов, и это тоже во многом связано с детьми. Во-первых, меры сдерживания эпидемии больно ударили по сфере услуг с высокой плотностью персональных контактов, где традиционно сверхпредставлены женщины. Во-вторых, ограничения на работу детских садов и школ отразились на женщинах сильнее, чем на мужчинах: необходимость проводить дневное время с детьми препятствует как работе вне дома, так и домашней дистанционной занятости.
Учитывая это, эффективная политика гендерного равенства должна не просто субсидировать уход за ребенком в форме оплачиваемых отпусков и пособий. Более равномерное разделение этого бремени между мужчинами и женщинами должно становиться новой социальной нормой. Может показаться, что на это потребуется очень много времени. Однако не стоит недооценивать скорость социального прогресса — достаточно вспомнить, что совсем недавно мысль о том, что замужняя женщина может работать, была экзотикой в абсолютном большинстве стран.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Сноб» и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. В год 80-летия факультета молодые ученые делятся своими исследованиями по самым актуальным проблемам современной экономической науки. Смотрите видеоверсию беседы выпускника 2006 года Владимира Иванова с шеф-редактором «Сноба» Сергеем Цехмистренко здесь.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу
Больше текстов о политике, экономике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь