Гендерное неравенство что это простыми словами
Гендерное социальное неравенство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристики гендерного социального неравенства
Гендерное неравенство в современном обществе представляет собой явление, когда мужчины и женщины имеют неравные возможности обладать различными ресурсами, благами, правами и свободам.
Причем, сегодня практически во всех сообществах, как показывает практика социологических и гендерных исследований, женщины обладают меньшими правами, меньшим объемом властных полномочий, нежели мужчины.
Заработная плата женщин также находится на более низком уровне, к тому же женщины сегодня имеют меньший контроль над имеющимися ресурсами, а в некоторых странах получают не самое лучшее образование. В сообществах восточных стран принято воспринимать женщин исключительно в роли матерей, поэтому иногда они вообще не имеют никакого образования, не обучаются грамоте, поскольку, по мнению общества (мужской его части) женщинам нет необходимости заботиться о подобном.
Женщины имеют меньший доступ к высокооплачиваемой трудовой деятельности как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики. Это в значительной степени затрудняет реализацию их жизнедеятельности, что делает необходимость в нахождении рядом мужчины еще более явной. Когда же женщинам предоставляется возможность попасть на тот же рынок труда, что и мужчинам, то они сталкиваются с явными проявлениями дискриминации, что также нарушает их права как граждан, как людей.
Сегодня гендерное неравенство – это не просто социальный факт: также оно представляется нам в качестве одной из наиболее ярких социальных характеристик общественного устройства. Мужчины и женщины обладают различными правами и свободами, и, соответственно, это становится ключевой причиной их неравных возможностей в социуме. Социальная психология, а также ряд социологических исследований сегодня посвящены изучению таких социальных явлений, обусловленных гендерным неравенством, как:
Готовые работы на аналогичную тему
Некоторые гендерные предубеждения и предрассудки могут уходить в прошлое, а им на смену приходят совершенно новые. Все зависит от строения общества, от ориентированности социума на то, чтобы избавляться от подобных предрассудков, а также на то, чтобы создавать более комфортные условия для актуализации и реализации потребностей представителей как мужского, так и женского гендеров.
Примеры гендерного неравенства
Для того, чтобы в большей степени осознать, что такое гендерное неравенство, и какую роль оно играет в современном обществе, крайне важно проанализировать наиболее яркие его примеры и отразить значение гендерного социального неравенства в различных отраслях жизни человека.
Так, в Соединенных Штатах Америки, по данным переписи населения, женщины в среднем получают на 30 % меньше, чем платят мужчинам за исполнение одной и той же работы. К тому же, в дополнение к такому видимому гендерному разрыву в оплате труда достаточно редко можно встретить женщин, которые занимают руководящие должности на крупных предприятиях.
Женщины, которые уходят в декретный отпуск, не могут восстановиться на предыдущем месте работы, так как сталкиваются с дискриминацией или устаревшими представлениями о том, что женщина не может достигнуть больших успехов, поскольку она уже забеременела и стала матерью, и поэтому должна реализовывать себя именно в этой сфере. После рождения ребенка ей не следует продолжать свою профессиональную карьеру, и такого мнения придерживается большое количество современных рукорводителей. Стоит также акцентировать внимание на том, что достаточно традиционные женские профессии – преподавание, уход за ребенком – это одни из самых низкооплачиваемых профессий. Единственное преимущество американских и европейских женщин заключается в том, что они могут выходить из дома, принимать самостоятельные решения, что не доступно некоторым женщинам в восточных странах.
Одним из наиболее ярких примеров ограниченной женской мобильности является Саудовская Аравия. В этой стране женщины не имеют право водить автомобиль, ездить на велосипеде. Это в значительной степени затрудняет их элементарные перемещения. К тому же, строгие исламские законы запрещают женщине вовсе выходить из собственного дома без разрешения мужчины, так как это может привести к их контактам с другими мужчинами, что запрещено исламскими законами. В этих странах женщины не работают, они полностью посвящают себя дому, воспитанию детей. Они не имеют права принимать участие в выборах и выполнять любого рода работы, которые так или иначе могут повлиять на их профессиональные потребности.
В таких странах, как Лесото или Чили, женщины не имеют никаких прав к тому, чтобы владеть землей. Во всех документах фигурируют исключительно мужчины. В случае смерти какого-либо мужчины в семье женщина не получает никаких юридических прав на то, чтобы владеть землей, даже если она живет на ней на протяжении всей своей жизни. Таким образом, вдовы чаще всего остаются без крова, поскольку семья умершего мужчины может выгнать ее, и она не сможет заявить о своих возможностях и правах: они не будут услышаны. В особой степени подобные ограничения прав чувствуются в рамках сельской местности. Там основной вид деятельности – это сельское хозяйство, на котором изначально работают одни мужчины. Но и женщины проводят много времени, возделывая культуру, но не получают ничего, если их родственники мужского пола погибали или умирали. Таким образом, в мире, в развивающихся и развитых странах, достаточно много примеров гендерного социального неравенства, которое основывается на религиозных или законотворческих принципах.
Что такое гендерное равенство: 7 главных принципов
Слово «гендер» в русском языке появилось относительно недавно. Оно образовано от английского слова gender и обозначает «социальный пол» человека. Это понятие охватывает манеры, паттерны поведения и прочие особенности, не обусловленные напрямую биологическим полом, но ассоциирующиеся с ним. С гендером напрямую связано такое понятие как гендерное равенство. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое и почему связанные с ним вопросы в настоящее время так актуальны во всём мире.
Что такое гендерное равенство?
Гендерное равенство – это характеристика общества, показывающая, что мужчины и женщины имеют равные права и возможности во всех сферах жизни. Это подразумевает равные карьерные возможности и политические права, одинаковое участие в общественной и культурной жизни, равный статус внутри семьи. Кроме того, гендерное равенство подразумевает искоренение гендерных стереотипов, которых всё ещё очень много в нашем обществе.
В современном мире гендерное равенство является одним из ключевых показателей развитости общества и того, насколько высоко ценятся в этом обществе права человека.
Принципы гендерного равенства
К числу наиболее значимых принципов гендерного равенства относится:
Проблемы, связанные с гендерным неравенством
Конечно, современное общество является достаточно продвинутым в вопросах гендерного равенства. И всё же по-прежнему остаётся значительное количество проблем, требующих решения. В частности, в большинстве современных стран можно видеть такие проявления гендерного неравенства как:
К слову, психологи утверждают, что финансовая (или иная) зависимость от партнёра – это одна из главных причин, приводящих к ослаблению чувств и ухудшению отношений в семье.
Даже в передовых странах по-прежнему наблюдается ситуация, когда женщины, получившие хорошее высшее образование, не могут построить нормальную карьеру. Особенно иронично это выглядит с учетом того, что во многих сферах (в первую очередь в здравоохранении) наблюдается дефицит квалифицированных кадров.
Как возникает гендерное неравенство?
Гендерные идентичности прочно закреплены в общественном сознании стереотипами, и в каждом обществе есть отчетливое понимание признаков маскулинности и фемининности. Конечно, нет смысла отрицать физиологическую разницу между мужчинами и женщинами, а также определённое влияние этой разницы на их социальные роли. Однако основная часть всех гендерных стереотипов определяется культурой, а не биологической разницей между полами.
Неравное восприятие мужчин и женщин формируется в сознании современных людей под влиянием большого количества факторов, таких как язык (в частности, названия «мужских» и «женских» профессий), религия, детские игры (девочки играют с куклами, а мальчики – с машинками) и прочее.
Особого внимания заслуживает влияние средств массовой информации, в частности, рекламы. Стремясь добиться максимальной эффективности, авторы рекламных роликов вовсю эксплуатируют традиционное восприятие гендера, свойственное большинству людей. Показывая женщин, они подчеркивают их сексуальность, а показывая мужчин – их мужественность и брутальность. Тем самым они не просто эксплуатируют существующие гендерные стереотипы, но и укрепляют их.
Подчеркиваются и другие устоявшиеся особенности восприятия. К примеру, когда нужно показать успешного карьериста, это практически всегда мужчина. А если речь идёт о каких-то домашних делах, то в центре сюжета оказывается женщина-домохозяйка. При этом аудитория воспринимает всё это нормально, поскольку в России наблюдается очень высокий уровень терпимости к различным проявлениям гендерного неравенства.
История гендерного равенства
Многим кажется, что о равенстве полов до начала XX века практически не говорили, но это не так. Эта тема поднималась ещё в XIV-XV веках. Одной из наиболее заметных работ того времени является «Книга о Граде женском» Кристины Пизанской, изданная в 1405 году. Современные исследователи феминизма считают эту и другие её книги трудами, положившими начало мировому феминистическому движению.
В XVIII веке возникли шейкеры – религиозная организация с особыми представлениями о втором пришествии Христа. Вскоре шейкеры переместились в Северную Америку и стали там первой христианской организацией, одним из ключевых принципов которой было равенство полов.
В XVIII веке зародилось феминистское движение, но активно развиваться и распространяться по миру оно начало только в XIX веке. Расцвет же феминистического движения пришёлся на начало XX века. В 1948 году в ООН была провозглашена декларация прав человека, одним из ключевых принципов которой стало равенство полов.
Способы борьбы с гендерным неравенством
Несмотря на то, что борьба с различными проявлениями гендерного неравенства сегодня является повсеместным трендом, в разных странах подходы к ней заметно отличаются. И всё же есть несколько ключевых принципов, которые считаются приоритетными во всём мире. Это такие принципы как:
Конечно, можно назвать и другие способы. Но именно эти 5 являются основополагающими, поскольку во всех странах в этих сферах по-прежнему наблюдаются серьезные проблемы.
Заключение
Несмотря на уровень развития человеческой цивилизации, в современном обществе по-прежнему существуют гендерные стереотипы, формировавшиеся на протяжении веков и даже тысячелетий. Они подразумевают «традиционные» модели мужского и женского поведения. Мужчинам и женщинам отводятся определённые социальные роли в семейной и общественной жизни. Но этим стереотипам не место в XXI веке, поэтому во всём мире сейчас наблюдается движение к тому, чтобы дать обоим полам равные права во всех сферах жизни.
При этом стоит отметить, что не все правильно понимают, что такое гендерное равенство. Речь не идёт об отрицании биологической разницы между мужчинами и женщинами. Речь о том, чтобы избавиться от гендерных стереотипов, обеспечив женщинам и мужчинам равные возможности для самореализации. В частности, это подразумевает и то, что в семье роли мужчины и женщины не должны быть жёстко определены. К примеру, муж и жена сами решают, кто из них продолжит работать, а кто возьмёт отпуск по уходу за ребенком.
Расшифровка Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?
Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины
Наверное, всем людям, считающим себя феминистками и феминистами, в момент задавали вопрос: мы же современная страна, у нас равноправие между мужчинами и женщинами, равный доступ к образованию и работе — за что вы еще боретесь? Мне его, по крайней мере, задают регулярно. И в этой лекции я хочу поговорить о том, что же такое гендерное неравенство и как его можно преодолеть, то есть достичь гендерного равенства, почему равенства на уровне прав в этом случае недостаточно и, наконец, при чем здесь феминизм.
Вообще про категорию гендерного неравенства можно сказать, что она дважды значима. С одной стороны, проблематика гендерного неравенства и путей его преодоления лежит в основе академических гендерных исследований и феминистской мысли. То есть гендерное неравенство — это категория критической теории. С другой стороны, вопросы гендерного неравенства в современном мире обрели общественное и политическое значение. Серьезные международные организации наподобие Мирового банка подсчитывают индексы гендерного равенства и составляют рейтинги стран в соответствии с этим индексом. Эксперты Международного экономического форума пишут о связи между уровнем гендерного равенства в той или иной стране и уровнем ее экономического развития, а комитет министров Совета Европы совсем недавно издал международные рекомендации по борьбе с сексизмом.
Социальные и гуманитарные исследования часто могут показаться оторванными от реальности. Но проблема гендерного равенства представляет собой в этом смысле исключение. Научные теории здесь имеют практические последствия. Разные представления о гендерном неравенстве находят свое отражение в политических решениях, и это в конечном счете сказывается на повседневной жизни мужчин и женщин.
В гендерных исследованиях существует три основных подхода к пониманию того, что собой представляет гендерное неравенство и как его можно преодолеть. Эти подходы связаны с разными этапами развития феминистской мысли, с так называемыми тремя волнами феминизма. И каждый из этих подходов нашел свое воплощение в определенных политических решениях. Об этих пересечениях волн феминизма, гендерной политики и представлений о гендерном неравенстве мы дальше и поговорим.
Итак, первое и, наверное, наиболее привычное для нас определение гендерного неравенства было сформулировано в конце XIX — начале ХХ века в рамках движения суфражисток, которое также принято называть первой волной феминизма. На повестке дня суфражисток стоял вопрос о том, чтобы женщины стали гражданами на равных с мужчинами условиях, то есть обрели права, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися: право на образование, право на владение имуществом, избирательное право. Еще в 1792 году провозвестница данного подхода британка Мэри Уолстонкрафт высказывала радикальные для своего времени суждения о том, что женщины занимают незавидное положение в обществе не потому, что они глупее мужчин, а потому, что они поражены в правах, в частности ограничены в доступе к образованию. В основе данного подхода — идея, что гендерное равенство будет достигнуто, когда к людям независимо от их пола будет применяться один и тот же набор законов и правил. Это по сути своей либеральный взгляд. Также данный подход ассоциируют с равными возможностями для мужчин и для женщин в том смысле, что на уровне закона им гарантирована одинаковая стартовая позиция, а то, как они реализуют имеющиеся права и чего достигнут, — это уже вопрос их индивидуальных способностей и мотивации. Воплощение в жизнь этого взгляда на гендерное равенство и успехи женщин в борьбе за свои права стали крайне важным этапом социального развития.
Мне однажды встретилась в интернете ироничная картинка. На ней было представлено воображаемое соревнование между слоном, обезьяной, золотой рыбкой и пингвином, а также был дан комментарий судьи: чтобы соревнование было максимально честным, задание для всех одно — залезть на верхушку вон того дерева. Когда мы понимаем гендерное равенство как равенство прав, то есть как равенство правил на старте, мы оказываемся в позиции этого судьи. Ведь даже если правила одинаковые, оказывается, что они лучше соответствуют образу жизни одних людей, чем образу жизни других. Так, даже в ситуации равных прав женщина, на которой лежит дополнительная ответственность по заботе о детях, не может строить карьеру действительно на равных с мужчиной. И даже женщины без семейных обязанностей могут страдать в данном случае от дискриминации, ведь к ним нередко предвзято относятся при найме, так как видят в них в первую очередь потенциальных матерей, для которых трудовые обязанности, предположительно, менее важны, чем семейные. Таким образом, при равенстве прав на практике гендерное неравенство сохраняется. Оказывается, что женщины всегда как бы не дотягивают до мужской нормы. Они недостаточно хорошие работники, поскольку отвлекаются на семью.
Как добиться гендерного равенства, но при этом учесть отличия в социальном опыте мужчин и женщин? Этот вопрос стал одним из основных для феминизма второй волны. Предложенное решение — признать, что даже при равенстве прав женский опыт отличается от мужского. И на уровне практик часто сохраняется дискриминация по признаку пола. Для достижения гендерного равенства с точки зрения данного подхода необходимы не равные права, но позитивные действия, то, что называется affirmative action, которые учитывают гендерные различия при формулировании критериев трудоустройства, продвижения по службе или участия в политике. Подобное понимание гендерного равенства находит свое воплощение, например, в идее квот для женщин в законодательных органах или, наоборот, в мерах семейной политики, которые, как в Швеции, стимулируют отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Это значит, что теперь мы воспринимаем гендерное равенство не как равенство возможностей, но как равенство результата. Если мы понимаем, что при патриархате женщинам сложнее сделать карьеру, то для достижения равенства в сфере труда нам нужно отдавать предпочтение женщинам при найме на работу. Если мы понимаем, что отцы мало вовлечены в заботу о детях, нужно не просто гарантировать их родительские права, но, скажем, предоставлять им дополнительный месяц отпуска по уходу за ребенком. Нам как бы нужно намеренно сместить баланс в противоположную сторону, осуществить некий перегиб.
Второй важный тезис, выдвинутый в рамках третьей волны феминизма, состоит в том, что необходимо вовсе уйти от мужской нормы, которая находилась в центре всех предыдущих дискуссий о гендерном неравенстве. С этой точки зрения первая волна феминизма была про то, чтобы встроить женщин в мужскую систему прав, вторая волна была про то, чтобы признать отличия женщин от мужской нормы и образом это отличие компенсировать. Феминистки третьей волны предлагают уйти от бесконечного обсуждения двух полов, один из которых находится в привилегированном положении, а второй — в угнетенном, одному предписана функция добытчика, а другому — роль заботящейся. Новая модель предлагает признать множество гендерных различий, то, что называется diversity, как основу гендерного равенства. В рамках этого подхода к гендерному неравенству мы больше не можем говорить о мужчинах вообще и женщинах вообще, а также о том, что первые всегда угнетают вторых. Постмодернистский феминизм Постмодернистский феминизм — направление феминистской мысли, сформировавшееся под влиянием постмодернизма и постструктурализма. Для постмодернистского феминизма характерны взгляд на гендер как дискурсивный конструкт, критика нормативности и признание множества различных гендеров. и квир-теория Квир-теория — интеллектуальный проект, сложившийся в 1980–90-е годы. Квир-теория ставит под сомнение привычные категории (мужчина, женщина, гей, лесбиянка) и оппозиции (гомосексуальность — гетеросексуальность). В ее основе — проблематизация связи между полом, гендером и сексуальностью; восприятие гендерной идентичности как текучей, изменчивой, всегда находящейся в процессе становления. ставят под вопрос привычный гендерный порядок, создают новые гендерные категории, говорят о множестве изменчивых гендерных идентичностей. На уровне политических решений этот взгляд на гендерное неравенство воплощается в концепции гендерного мейнстриминга и в принципе признания гендерных различий — собственно, принципе gender diversity. В первом случае речь идет о том, что при осуществлении любых политических действий необходимо учитывать гендерную перспективу, оценивать с точки зрения гендера практические последствия разных программ и инициатив, а также сам язык, на котором эти программы написаны. Второй принцип предполагает равную представленность всех гендеров в разных сферах социальной жизни — мужчин, женщин, но также, например, и людей с небинарной гендерной идентичностью.
Признание всей сложности гендерных отношений, конечно, выглядит хорошо на бумаге. Но основная сложность здесь состоит в том, как реализовать эту концепцию на практике, как перейти от принципов к действию.
Итак, подходов к гендерному равенству много, и в современном обществе уже наивно сводить гендерное равенство только к равенству прав мужчин и женщин (хотя некоторым странам и этого еще нужно достичь). Но при всех различиях во взглядах все исследователи сходятся в том, что гендерное неравенство — это не индивидуальная проблема и не проблема, затрагивающая исключительно женщин. Гендерное неравенство встроено в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, политики, искусства, в самом языке, на котором мы говорим. В этом смысле противодействие гендерному неравенству — это наша общая задача.
Гендерное неравенство в России: кто виноват и что делать?
По данным аналитического центра НАФИ, в России разница в зарплатах мужчин и женщин с одинаковой квалификацией составляет 28%. Неравенство по доходам в целом еще значительнее — 42%. В прошлом году Россия потеряла шесть позиций в рейтинге гендерного равенства Всемирного экономического форума, опустившись на 81-е место и оказавшись между Сальвадором и Эфиопией. В экономике, правда, ситуация лучше, там мы на 32-й позиции. А вот политическая вовлечённость женщин хромает на все четыре ноги: Россия находится в этой сфере на 122-м месте.
Причины простые и всем известные. Первая и самая главная — это тот самый репродуктивный труд, а проще говоря, забота о детях, пожилых или больных родственниках и быт: если мужчины тратят на всё это лишь 1 час 23 минуты в день, то женщины — 4 часа 25 минут. А это значит, что никаких переработок, которые оплачиваются отдельно и часто по повышенной ставке, ведь дома ждут те, кто без твоего внимания не обойдётся. Бонусом за заботу о близких лови репутацию человека, который не заинтересован в карьере, иначе ты не отказалась бы от сверхурочных или нового интересного, но сжирающего всё без остатка время проекта.
Вторая причина разрыва в доходах — это занятость женщин в менее оплачиваемых отраслях: мы больше представлены в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, социалке, сфере услуг. Заходишь на почту — встречаешь женщину. Ложишься на больничную койку — и с капельницей подходит медсестра. Женщины сидят на кассах, подметают дворы, отвечают на звонки в call-центрах. «Дорогая» промышленность досталась мужчинам — и это свойственно не только России, но и другим странам.
Вот и получается, что формально равенство есть, а реально до него ещё далеко (эксперты говорят, что понадобится 100 лет). Однако всё не так печально, как может показаться: необязательно ждать целый век, и способы исправить ситуацию здесь и сейчас существуют. Давайте же разберёмся, какие и как они работают.
Декретный отпуск для отцов
Речь, конечно, не о декрете в прямом смысле этого слова — такой «отдых» полагается только матерям. А вот оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком могут взять оба родителя. И начни мужчины пользоваться этой возможностью, дискриминации на рынке труда стало бы гораздо меньше.
Ни для кого не секрет: молодых специалисток работодатели не любят, подозревая их в коварных планах получить заветную запись в трудовой книжке и «белую» зарплату, чтобы сразу же осесть дома с младенцем. Вопросы про замужество и планы по деторождению слышала на собеседовании, наверное, каждая из нас, а многим кадровики даже не постеснялись сказать, что с образованием и квалификацией всё в порядке, а вот возраст подвёл: «Родите и в декрет уйдёте!»
И предпочтение отдают мужчинам: они в случае появления детей могут даже с большим энтузиазмом браться за переработки. Удобно ведь — и денег в семейный бюджет больше, и в офисе находиться проще и приятнее: коллеги не кричат, когда у них режутся зубки, сами снимают с себя штаны в туалете, а если вдруг кто-то окажется тугосерей, то это проблема не твоя, а гастроэнтеролога.
Репутация у молодого отца лучше, чем у бездетных сотрудников: есть даже такое понятие, как «премия за отцовство» — мужчины, у которых есть ребенок, получают на 25% больше, чем те, у кого детей нет. Одновременно существует «штраф за материнство»: женщины, став родительницами, начинают зарабатывать меньше.
Начни мужчины делить отпуск по уходу за ребёнком с женщинами, ситуация изменилась быть кардинально. Неважно больше, какое имя стоит в резюме — Маша или Петя, оба молодых человека могут уйти в «декрет» с равной вероятностью, и потому смотреть уже точно будут на квалификацию, а не на пол. И перерывы в стаже, которые так не нравятся нанимателям, появятся у всех, так что «штрафовать» девушек рынок труда перестанет.
Но декрет для отцов, отлично прижившийся в других странах, в России эксперты считают наименее реальным способом борьбы с гендерным неравенством. Причина — серые зарплаты. Это в Швеции отец уверен, что получит 80% от обычных доходов. У нас же, где в ведомостях обычно прописан минимум, а остальное составляют премии, от привычной суммы останется хорошо если половина, а так-то легко можно оказаться с одной пятой «рабочих» доходов. Потому семьи предпочитают сохранить именно мужскую зарплату, которая больше — ну вы помните про 28-40%.
Квотирование
Профессор РЭШ Наталья Волчкова считает квотирование самой простой мерой по сокращению гендерного неравенства. Его широко используют на Западе — например, в Европе в советах директоров часть мест резервируют для женщин. Но в России идея квотирования воспринимается в штыки: даже сами женщины часто возмущаются, что их будут выбирать не за профессионализм, а за принадлежность к «прекрасной половине человечества».
Дело в том, с квотированием всё обстоит так же, как с чипированием: против последнего в недавнем опросе ВЦИОМ высказались 77% россиян, в то время как технологию представляют себе лишь 15%. То же самое происходит и с квотированием: все уверены, что это когда начальником технического отдела назначают уборщицу бабу Маню, а не инженера Игоря Алексеевича, потому что баба Маня оказалась единственной женщиной в компании.
На самом деле квоты работают иначе: предполагается, что из двух кандидатов с одинаковой квалификацией выберут женщину. И вот вам еще один парадокс: вариантов-то всего два! И если человек выступает против «женских лимитов», то это значит, что он продвигает «мужские».
Мешают квотированию и стереотипы. Считается, например, что с ролью руководителя лучше справляются мужчины: 44% женщин в ходе проведения опросов сказали, что в их жизни были случаи, когда при прочих равных условиях их не продвигали по службе, отдавая предпочтение кандидатам «сильного пола». Разумеется, при существовании таких мифов квоты пугают: поставим женщину управлять компанией, а она всё развалит!
Практика показывает иное: как рассказывает Волчкова, квоты если не сразу, то впоследствии повышают эффективность ведения бизнеса. Исследования также свидетельствуют, что отсутствие дискриминации в команде, в том числе гендерной, способствует повышению инновационности компаний. Так что квотирование, во-первых, это не баба Маня, ставшая инженером только благодаря преференциям, во-вторых, польза и для бизнеса, и для женщин — на рынке растёт число девушек с необходимыми навыками управления.
Доступные детские сады и ясли
Тут, пожалуй, и объяснять ничего не надо — и так понятно, как это работает. Чем быстрее женщина может вернуться к работе, тем раньше она восстановит утраченную квалификацию, начнёт зарабатывать и двигаться дальше по карьерной лестнице.
Но также очевидны и препятствия: организация доступной системы дошкольных учреждений — это деньги, и немалые. Либо этим занимается государство, либо в сферу надо привлекать частников, что тоже является не самой простой задачей: попробуй ещё преврати детский сад в бизнес-объект, выгодный предпринимателям и безопасный для детей!
Но мало нам практических проблем: снова срабатывают стереотипы. Зачем рожала? Чтобы сразу родную кровиночку отдать на воспитание чужой тёте? Плохая, негодная мать! На женщин снова валятся противоречивые требования. Не сиди дома — обабишься, станешь клушей. И на работу не иди, ведь твоё главное предназначение — быть мамой и хранительницей очага (и это не советы жителей деревни староверов, так считают 72% россиян, принявших участие в опросе аналитического центра НАФИ).
Можно, конечно, в очередной раз сказать: нечего слушать других людей. Мало ли, что на заборе написано, а за забором — дрова. Но когда почти 8 из 10 человек считают женщину в первую очередь матерью, то и у тебя 8 из 10 шансов обзавестись мужем, который уверен: супруга должна сидеть дома с ребёнком, а не отправлять его к посторонним людям, которые мало того, что любить не будут, так ещё и научить могут плохому.
Пока что нам остаётся только ждать, займутся ли чиновники устранением дисбаланса. С одной стороны, картина неутешительная: «гендерный» законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» был внесён в Госдуму еще в 2003 году и там же тихо скончался, а новая новелла, которую готовит Оксана Пушкина, до сих пор не появилась.
С другой – устранение гендерного неравенства, говорит Волчкова, может стать отличным способом компенсировать демографический кризис благодаря появлению большего количества женщин на рынке труда, что, несомненно, в интересах государства. Но пока оно этого не осознало, мы продолжим жить в мире, где одни люди оказались равнее других.
Это не значит, что нужно смириться. Кое-что в наших руках: например, не стоит верить, что мы плохие руководители или вообще делаем что-то хуже мужчин. Надо помнить, что никаких идеальных матерей не существует, а предназначение — это то, что выбираем мы сами, а не наше окружение. Всю систему не спасти, но свою жизнь сделать лучше и успешнее вполне получится.