Где учиться на подолога с чего начать

Чем занимается подолог: особенности профессии

Где учиться на подолога с чего начать. 11f819bd61ef857c7fc615f9964b6c19. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-11f819bd61ef857c7fc615f9964b6c19. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка 11f819bd61ef857c7fc615f9964b6c19.

В медицине существует большое количество крайне узких специальностей, которые направлены на лечение определённой группы заболеваний или органа, области организма. Одним из примеров такого узкого направления можно считать подолога.

Что лечит подолог?

При этом в обязанности специалиста входит и проведение операций по удалению ногтей. И в итоге относится к хирургической области.

Подолог и медицинский педикюр

Где учиться на подолога с чего начать. dd0ab458fcc05f8299d5fbda83535766. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-dd0ab458fcc05f8299d5fbda83535766. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка dd0ab458fcc05f8299d5fbda83535766.

Источник фото nensuria/freepik

Дело в том, что лечебный педикюр необходим не для эстетической привлекательности, а для того, чтобы убрать заражение, болевые ощущения. Иными словами, дать стопе нормально функционировать. Подобную цель мастера педикюра не преследуют. Более того, они не обладают необходимыми навыками и знаниями для этого. Поэтому если добросовестный мастер обнаружил проблему из области подологии, он не будет проводить процедуры, а посоветует обратиться к медицинскому специалисту. А подолог в свою очередь будет проводить лечебные процедуры, после которых пациент получит здоровую ногтевую пластину. Кроме того, у него есть необходимые знания для того, чтобы проводить операции по удалению ногтевой пластины или омертвевших тканей.

И самым простым способом для того, чтобы отличить врача от мастера по лечебному педикюру является образование. Так, подолога должно быть высшее образование по дерматологии или хирургии, а также соответствующая дополнительная подготовка.

При возникновении необходимости его могут пригласить как члена медицинского консилиума. Например, если пациент страдает сахарным диабетом, для того, чтобы избежать возможности возникновения диабетической стопы или подбора курса лечения приглашают именно подолога.

Обязанности подолога

Чаще всего к подологу попадают пациенты, которые уже прошли диагностику, а дерматолог или хирург пришёл к выводу, что с подобной проблемой может справиться профильный специалист. При этом обязанностей в подолога достаточно много, к ним относится:

направление на анализ;

проведение специальных процедур или операций;

отслеживание процесса восстановления;

работа с медицинской документацией.

Для того, чтобы выполнять поставленные перед специалистом задачи, ему необходимо знать:

Источник

Подолог

Где учиться на подолога с чего начать. KBkHqp0SFG. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-KBkHqp0SFG. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка KBkHqp0SFG.

Подолог (мастер медицинского аппаратного педикюра) – специалист, который занимается диагностикой и лечением стоп, а также ногтей. Подолог не является врачом, однако он выполняет медицинский педикюр, направленный на улучшение состояния стоп. Профессия не требует высшего образования, однако плюсом будет наличие диплома медицинского ссуза. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Где учиться на подолога с чего начать. bCLn03Q8u7. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-bCLn03Q8u7. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка bCLn03Q8u7.

Краткое описание

Подологи занимаются лечением бородавок, натоптышей, вросших ногтей, нередко работаю с пациентами, которые страдают от диабетической стопы. Дело в том, что официальной врачебной специализации, связанной с подиатрией, в России нет, поэтому стопами занимаются мастера медицинского аппаратного педикюра. В случае необходимости они, видя проблему, могут направить клиента к ортопеду или иному специалисту.

Особенности профессии

Подолог осуществляет осмотр стоп и диагностирует проблему. В некоторых случаях требуется дополнительное обследование у профильных специалистов, ведь проблемы стоп нередко указывают на наличие приобретенных или хронических заболеваний, а также воспалительных процессов, протекающих в организме. Подолог занимается диагностикой и устранением следующих проблем:

Подлог может порекомендовать клиенту обратиться к врачу, однако в его компетенцию не входит лечение. Речь идет о назначении медикаментов и процедур, в случае наличия серьезного заболевания лечение осуществляют эндокринологи, гнойные хирурги, ортопеды и другие специалисты с высшим медицинским образованием.

Где учиться на подолога с чего начать. CUhWHLC1o. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-CUhWHLC1o. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка CUhWHLC1o.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Где учиться на подолога с чего начать. TWysE Lff. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-TWysE Lff. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка TWysE Lff.

Минусы

Важные личные качества

Подолог – очень внимательный и аккуратный специалист. Он отличается коммуникабельностью и профессиональной увлеченностью. Имеет хорошую память, отлично развитую мелкую моторику. Не страдает от аллергических реакций, доброжелательный и тактичный. Легко заводит новые деловые знакомства, отличается высокой работоспособностью.

Обучение на подолога

Подологов не обучают в вузах и ссузах, поэтому стоит начать карьерный путь с посещения профильных курсов. Предварительно можно получить среднее профессиональное медицинское образование, что повысит ценность специалиста на рынке труда. Можно обратить внимание на направления «Сестринское дело» или «Лабораторная диагностика».

Лучшие ссузы для подолога

Где учиться на подолога с чего начать. acRMjV0r9v. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-acRMjV0r9v. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка acRMjV0r9v.

Курсы

Институт подологии

В институте открыто большое количество программ, которые позволят изучить тонкости медицинского аппаратного педикюра. Большинство программ ориентировано на специалистов, которые желают повысить квалификацию и получить новые знания.

Школа подологии «МирадаМед»

В школе открыты базовые курсы, программы повышения квалификации, предусмотрены индивидуальные программы. Обучением слушателей занимаются специалисты с многолетним опытом работы, возможна дистанционная форма подготовки.

Где учиться на подолога с чего начать. ZpF2haUNer. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-ZpF2haUNer. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка ZpF2haUNer.

Школа аппаратного педикюра «Подолог»

В школе доступен широкий выбор обучающих программ, которые помогут научиться выполнять обычный маникюр и педикюр, а также медицинский аппаратный. Программы ориентированы на людей, которые не имеют знаний в данной области. Под эгидой школы могут быть организованы мастер-классы, а также выездное или индивидуальное обучение.

Место работы

Подологи работаю в профильных центрах, салонах и кабинетах, которые оказывают не только эстетические услуги, но и располагают техническими возможностями для выполнения медицинского аппаратного маникюра. Многие специалисты, получив первый опыт работы, открывают собственные салоны и принимают клиентов на дому, в этом случае необходимо оформить ИП.

Заработная плата

Если подолог работает в салоне, то он либо получает фиксированную ставку, либо процент от выполненных заказов. Тарификация зависит от работодателя.

Источник

Как выбрать школу по обучению педикюру и не прогадать

Где учиться на подолога с чего начать. school 4 18. Где учиться на подолога с чего начать фото. Где учиться на подолога с чего начать-school 4 18. картинка Где учиться на подолога с чего начать. картинка school 4 18.Несмотря на рост количества клиентов, для которых услуга педикюра является неотъемлемой частью круглогодичного ухода за собой, пик спроса на нее наблюдается с апреля – мая по август – сентябрь, в этот период носят легкую открытую обувь, ездят на море, отмечают выпускные и пр.

Кроме того, в связи с активным развитием социальных сетей многие стали воспринимать педикюр исключительно как придание формы ногтям и декоративное их покрытие.

Однако у услуги педикюра есть и другая часть клиентуры, которую тоже стоит принимать в расчет. Это люди, кому педикюр необходим, чтобы решать различные проблемы ногтей и стоп (вросший ноготь, утолщение и деформирование ногтевой пластины, мозоли, натоптыши, трещины на ступнях и т.д.). Для таких клиентов процедура необходима круглый год не только из эстетических соображений, но и по профилактическим показаниям (например, это возрастные клиенты, клиенты с диабетической стопой и пр.).

Получается, что качественно работать со стопами и ногтями клиентов, обеспечивая их возвратность, может только действительно квалифицированный специалист по педикюру (в Европе их называют подологами). А где у нас в стране можно получить «высшую» квалификацию по педикюру (подологии)?

Виды образовательных программ по педикюру

Анализируя предложения лучших образовательных центров, обучающих педикюру, мы обнаружили, что только они предлагают несколько видов учебных программ:

Чем же отличается качественное обучение от обычных курсов-однодневок, и как это проверить?

1. Подробно изучите учебные планы школы, которая анонсирует подготовку и повышение квалификации мастеров педикюра.

Начните с курсов «с нуля». Обратите внимание, что в рамках базовых учебных программ должен рассматриваться весь комплекс тем по педикюру:

Михаил Михеев, руководитель учебного центра «Подоинститут» (Москва):

«Современный педикюр включает огромную «матчасть». Разумеется, специалист должен знать правила эксплуатации оборудования и инструментов. Это обеспечивает безопасность клиентов и самого мастера, а также позволяет избежать поломок и лишних затрат на ремонт педикюрного оборудования. В большинстве случаев «короткие» педикюрные курсы не позволяют адекватно раскрыть тему его безопасной и бережной эксплуатации. Следствием этого являются быстрый износ и частые поломки не только аппаратов, но и кресел».

Но это отнюдь не все дисциплины, которые изучаются в составе базовой подготовки мастеров педикюра в качественных учебных заведениях.

Работа со стопами несет в себе повышенные риски инфицирования различными заболеваниями как мастера, так и клиента, поэтому требует идеального знания и, разумеется, соблюдения мастерами:

Конечно, отвечать за безопасность клиентов в конце концов придется предприятию, но если ваш мастер педикюра не соблюдает все санитарно-эпидемиологические правила и нормы (чаще это происходит именно от безграмотности в этом вопросе), то риск неприятных инцидентов возрастает многократно.

Михаил Михеев, руководитель учебного центра «Подоинститут» (Москва):

«На предприятии коммунально-бытового обслуживания мастер педикюра должен быть гарантом соблюдения требований СанПиН».

Есть и еще дисциплины, которые необходимо изучить мастеру для дальнейшей успешной работы, и им уделяют в качественных школах самое пристальное внимание.

Мастер педикюра должен выглядеть как медицинский работник, не забывать при этом об опрятности, аккуратности и (отчасти) даже привлекательности своего внешнего вида, так как он работник предприятия, оказывающего платные бытовые услуги населению, и его внешний вид должен вызывать у клиента доверие и желание вернуться на процедуру снова и снова.

Лучшие педикюрные школы на базовом обучении стараются не только ознакомить мастера со стандартными требованиями государства к выполнению бытовых услуг, но и обучить профессиональной этике и психологии общения с клиентами. Эти знания помогают мастерам педикюра найти индивидуальный подход к клиенту, установить с ним контакт, определять мотивацию, понять потребности и ожидания от процедуры, выстроить диалог и в конечном счете убедить клиента в целесообразности проведения тех или иных педикюрных манипуляций и/или применения косметических средств.

В базовом курсе изучается классический (обрезной), европейский (необрезной)/SPA-педикюр. Аппаратный педикюр (и комбинированный педикюр) может (в зависимости от конкретной школы) входить или не входить в базовую программу. Отдельные школы дополняют начальное обучение педикюру изучением непрофильных дисциплин, например депиляции, считая, что мастеру педикюра не помешает еще один востребованный навык.

Чем же выпускник базового курса хорошей педикюрной школы отличается еще? Умением выполнять стандартные педикюрные мероприятия в разумное время (согласитесь, если на обычный педикюр мастер будет затрачивать по два с половиной часа, клиентов он не заработает) и стабильным качеством работы. Именно этими навыками своих выпускников гордятся все лучшие учебные заведения.

Если речь идет о серьезных школах, то, как уже было сказано выше, у них есть не только базовое обучение, но и разные курсы повышения квалификации. К ним обычно относятся:

В таких программах основной упор делается на практику педикюра (освоение отдельной техники, в том числе новой и иногда более сложной, улучшение техники, увеличение скорости работы, повышение качества работы и обеспечение нового уровня комфорта для клиента), проводится разбор ошибок учеников (рассматриваются трудности в работе, даются ответы на вопросы).

Темы курсов и мастер-классов повышения квалификации посвящаются изучению какой-то конкретной темы, которая особо интересует уже работающих мастеров, например:

2. Выясните, что входит в стоимость обучения, а что необходимо оплачивать дополнительно.

Качественные учебные центры обычно предоставляют слушателям педикюрных курсов методические материалы и пособия, оборудованное рабочее место с необходимой аппаратурой и материалами, а также моделей для практической отработки, позволяющей сформировать требующиеся навыки. А вот инструменты для обучения и последующей работы обучающиеся должны приобретать за свой счет дополнительно. Обычно их продают или сами школы, или партнеры школ.

3. Узнайте длительность обучения. Количество учебных часов – важный фактор последующей квалификации специалиста.

Учебные программы по педикюру имеют разную продолжительность: начальные («база») длятся от 5 до 10 дней (от 40 до 120 академических часов, в зависимости от конкретной школы), курсы повышения квалификации – от 2 до 5 дней (от 16 до 40 академических часов), специализированные (тематические) мастер-классы, как правило, 1–2 дня (8–16 академических часов). Также крайне важно соотношение теории и практики.

Ирина Валентиновна Парицкая, методист компании SÜDA, практикующий специалист-подолог международной категории с медицинским образованием (Москва):

«Базовое обучение педикюру должно строиться по принципу «чем больше, тем лучше». 10–12 дней по 10 академических часов будет достаточно. Из них на теорию требуется два полных дня, а также одна-две лекции каждый последующий день для лучшего усвоения материала и более полного изучения продукции для работы. Практической отработке на моделях должно быть посвящено всё остальное время.

Повышение квалификации по педикюру подразделяется по уровню подготовки слушателей. Оно может длиться два или четыре дня по 8–10 академических часов. Лекционный материал здесь нужен в меньшей степени, к тому же лекции можно читать дистанционно и по выбору слушателей.

На мой взгляд, оптимальное соотношение теории и практики – это 30 на 70 процентов или 40 на 60 процентов. Золотая середина может быть достигнута таким образом: на очных занятиях – практика и основной лекционный материал, «вебинарно» и по методичкам – дополнительные лекции для слушателей.

Считаю, что актуально разделять программу на обучающие модули и давать их с перерывами 2–4 недели. Такое обучение будет более длительным (растянется на несколько месяцев), но оно предпочтительнее для качественного процесса обучения и освоения самостоятельной практики, а также для поэтапной оплаты курса».

Михаил Михеев, руководитель учебного центра «Подоинститут» (Москва):

«У разных школ своя длительность обучения педикюру. В нашем учебном центре базовый курс составляет 8 дней. За это время можно получить общие представления о работе и научиться выполнять основные манипуляции. Этого достаточно, чтобы начать работать и быть готовым к повышению квалификации. Глубокого понимания педикюра и высокой уверенности в работе за такой срок достичь невозможно. Для получения хорошей квалификации будущему специалисту необходимо учиться у нас 15–20 полных дней, и это только педикюр без дополнительных методик подологии. Продолжительность с дополнительными методиками (ортониксия, протезирование ногтей, ортезирование, массаж, перевязки и т.д.) составляет не менее 45 полных учебных дней.

Повышение квалификации мастеров проводится по отдельным темам. Мы считаем правильным, когда мастер посещает несколько разных семинаров на одну и ту же тему для расширения кругозора и возможности сравнения подходов к решению той или иной проблемы. Оптимальная продолжительность курса повышения квалификации для работающего специалиста составляет 4 дня. Более продолжительные семинары приводят к переполнению информацией и невозможности осознанно ее переработать.

Теория и практика одинаково важны для хорошего обучения и профессиональной, уверенной работы мастера педикюра. На наш взгляд, практика должна занимать немного больше времени, чем теория, например в соотношении 60 на 40 процентов.

Целый учебный день теории для многих будет слишком тяжелым для восприятия. Когда это возможно, мы комбинируем теорию, демонстрацию и практику в каждом дне, чтобы добиться более «здорового» усвоения материала».

Всё чаще в обучающих программах по педикюру встречаются термины «подология» и «подолог». Таким образом обозначаются программы, обучающие «медицинским» методикам в педикюре, а не просто манипуляциям, направленным на улучшение эстетического вида ногтей и стоп. Однако надо отметить, что в России на сегодняшний день такой профессии официально не существует.

Подология (подиатрия) определяется как раздел медицины, занимающийся лечением заболеваний стопы и голени, объединяющий знания по ортопедии, травматологии, сосудистой и гнойной хирургии, нейрохирургии. К сфере подологии относятся различные врожденные и приобретенные деформации стопы: плоскостопие, вальгусная деформация – выпирающая косточка («шишка») на большом пальце ноги, плантарный фасцит (пяточная шпора), тарзальный туннельный синдром, диабетическая стопа и др.

Ирина Валентиновна Парицкая, методист компании SÜDA, практикующий специалист-подолог международной категории с медицинским образованием (Москва):

«Профессии подолога в России пока не существует. Ее нет в Общероссийском классификаторе профессий. Но если мы рассмотрим опыт Германии, то там сначала произошло фактическое разделение на эстетическую и условно медицинскую процедуру педикюра и только потом было проведено юридическое обоснование. Сейчас на эту специальность учат в медицинских колледжах Германии 2–3 года, в зависимости от формы обучения. По его окончанию подолог имеет право работать официально, и к нему в кабинет приходят пациенты по направлению врача. Эти визиты большей частью оплачиваются медицинской страховкой. На мой взгляд, такое разделение должно быть и у нас».

Белла Борисовна Малышева, методист компании SÜDA, практикующий специалист с медицинским образованием (Санкт-Петербург):

«Подологи в Германии работают с проблемами: трещины, микозы, вросшие ногти, обработка стопы больного диабетом и т.д. Работа осуществляется практически в мини-операционной. Мастера педикюра, в свою очередь, не совершают никаких манипуляций, кроме придания формы ногтевой пластине, отодвигания палочкой кутикулы, нанесения крема, покрытия лаком или гель-лаком. И для наших бывших соотечественниц, которые переезжают в Европу на ПМЖ, является проблемой получить качественную услугу педикюра «два в одном»: и проблему решить, и «красоту навести». Думаю, разделение работ в педикюре на эстетическое и медицинское направление – правильное решение. Но в нашей стране оно, скорее всего, не приживется, ведь мы любим всё и сразу, и подешевле».

Если профессии подолога в нашей стране пока нет, зачем мастеру педикюра изучать физиологию стопы и ее заболевания?

Современный педикюр – это в любом случае услуга на стыке эстетики и медицины, и только компетентный специалист может определить возможность и допустимость вмешательства в рамках своей компетенции, а при отсутствии такой возможности – отправить клиента к профильному медицинскому специалисту соответствующей квалификации (дерматовенеролог, хирург, ортопед, эндокринолог и т.д.). В идеале врач и специалист педикюра могут совместно «вести» такого клиента. Однако нужно понимать, что мастер педикюра работает с клиентом только при отсутствии воспаленного процесса, которым может сопровождаться, например, врастание ногтя, а также при отсутствии язв и открытых ран при диабетической стопе и пр.

Кроме того, согласно национальному стандарту (ГОСТ Р 58091-2018 «Услуги бытовые. Ногтевой сервис. Терминология, классификация и общие требования»), который вступит в силу с 1 октября текущего года, мастер педикюра может отказать клиенту в обслуживании при наличии противопоказаний и отличии внешнего вида ногтей и кожи от здорового состояния. Сейчас основанием для отказа в проведении педикюра может служить МосМУ 2.1.3.001-2001 «Организация и осуществление санитарно-гигиенического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами». В документе сказано, что в лечебно-профилактических учреждениях косметологического профиля и косметических кабинетах не допускается отпуск процедур и лечение пациентов с заразными кожными заболеваниями, грибковыми поражениями кожи, ногтей, волос и злокачественными новообразованиями кожи.

Михаил Михеев, руководитель учебного центра «Подоинститут» (Москва):

«На обучении мы говорим о том, что мастер педикюра выполняет на стопе все возможные манипуляции в рамках рогового слоя эпидермиса и придатков кожи (ногтей). Эти работы не включают лечение заболеваний, а направлены на исправление косметических дефектов кожи и ногтей на стопе, а также на улучшение качества жизни (повышение комфорта) клиента.

Такие дисциплины, как анатомия и физиология (нормальная и патологическая) человека и его нижних конечностей, элементы ортопедии, дерматологии, являются глубокой теоретической основой педикюрной деятельности. Без соответствующих знаний специалист работает вслепую, как водитель, умеющий управлять автомобилем, но незнакомый с ПДД».

Ирина Валентиновна Парицкая, методист компании SÜDA, практикующий специалист-подолог международной категории с медицинским образованием (Москва):

«Вопрос, с какими проблемами может работать мастер педикюра, очень важен. Начнем с того, что данному специалисту не требуется среднее медицинское образование, необходим диплом образовательного учреждения с государственной лицензией по специальности «педикюрша II разряда». Он может выполнять «медицинский» педикюр (условно существующее понятие), то есть гигиеническую обработку стопы и ногтей. Опытный мастер по педикюру вполне может проводить работу с диабетической стопой при отсутствии открытых ран и трофических язв.

Если на предприятии, имеющем медицинскую лицензию, организован «Кабинет лечения болезней ногтей» и в нем работает медицинская сестра, то она может производить обработку ногтей и кожи с грибковыми поражениями. Работа с воспалениями может проходить по типу обработки и перевязки раны, в идеале – по назначению врача-хирурга (достаточно сложно однозначно трактовать степень воспаления, при которой медсестра может провести обработку и перевязку раны по самостоятельному решению). Наличие выраженного отека, гнойного отделяемого, гипергрануляции – это уже компетенция хирурга. Установка коррекционных систем на ногтевые пластины с целью исправления их формы законодательно пока никак не регламентируется».

Ну и напоследок хочется отметить, что при выборе школы для обучения/повышения квалификации мастеров педикюра нужно обратить внимание на ее статус и время существования на рынке образовательных услуг, качество преподавательского состава, ориентироваться на отзывы выпускников и владельцев предприятий индустрии красоты, чтобы потом не было «мучительно больно» за потраченные впустую время и силы.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала:

Ирину Валентиновну Парицкую, методиста компании SÜDA, практикующего специалиста-подолога международной категории с медицинским образованием (Москва);

Беллу Борисовну Малышеву, методиста компании SÜDA, практикующего специалиста с медицинским образованием (Санкт-Петербург);

Михаила Михеева, руководителя учебного центра «Подоинститут» (Москва);

Екатерину Борисовну Матвиенко, генерального директора «Учебной студии Ирис».

Источник

Что такое «российская подология»

Слово «подология» прочно вошло в профессиональный обиход мастеров ногтевой индустрии.

Многие компании и частные клиники завели штатную единицу «подолог», мастера заказали соответствующие бейджи и вывески на кабинет, а количество сайтов и страниц в социальных сетях, объединяющих тех или иных «подологов», растет день ото дня.

Наша цель – разобраться, чем занимается подолог, каким должно быть его образование, какие ему нужны навыки, кем видит себя подолог среди других специалистов.

Сам термин «подология» говорит о том, что это наука о стопе. В соответствии с этим, «подолог» – специалист, позволяющий сохранить здоровье стопы и мобильность человека до глубокой старости.

Кто займется стопой

Еще до возникновения подологии здоровьем стопы занимались врачи самых разных специальностей. Хирург оперировал вросший ноготь, дерматолог следил за здоровьем ногтей и кожи, ортопед помогал сохранить архитектуру стопы и т.д. Медики знают очень много про здоровье стопы и взаимосвязи с другими факторами, но лишены некоторых практических навыков и специфического оборудования (педикюрное кресло и аппарат, фрезы и т.п.), а самое главное – обществу слишком дорого использовать квалифицированного врача для решения «несложных» проблем.

Современный городской житель, вероятно, идет с проблемами стопы в салон красоты. Именно мастер педикюра раньше других может увидеть подозрительные изменения кожи, ногтей, пальцев, стопы. И должен бы дать ценный совет, чтобы клиент подтвердил или развеял свои подозрения у соответствующего врача. Мы пишем «должен бы», потому что в реальном мире мастеру не хватает для этого знаний и кругозора.

С одной стороны есть медики, которые теоретически умеют лечить заболевания и сохранять здоровье стопы, но, как правило, получает стопу с запущенной проблемой, когда простые средства использовать поздно. С другой стороны находится мастер педикюра, который мог бы разглядеть и предотвратить проблемы задолго до их обострения, если бы больше знал и умел.

Между этими профессиями – пропасть и взаимное недоверие. Медицина относится к педикюру преимущественно плохо, и на это есть основания: низкий уровень профессионального и общего образования, антисанитария, безответственность. Мастера педикюра признают интеллектуальное превосходство медиков, но сталкиваются с высокомерием врачей и радикальностью их методов.

Рождение профессии

Эта пропасть стала предпосылкой для зарождения профессии «подолог». Наиболее близка к российской реальности в юридическом и культурном плане Германия. Там подолог – это не врач. Подология – парамедицинская специальность, то есть специалист-подолог находится «рядом с врачом», являясь продолжением его руки. Подолог работает в постоянном контакте с врачами, уточняя у них диагноз и выполняя их указания. В такой команде врач – голова, а подолог – руки (не лишенные, однако, и своей головы).

Идеи подологии витали в воздухе давно, оформить их пытались с начала 80-х годов, а закон, который ввел формальные требования и стандарты, вструпил в силу лишь в 2002 году. Государство преследовало несколько целей, но главной задачей было улучшить уход за стопой диабетиков, раньше диагностировать проблемы синдрома диабетической стопы и, как следствие, сократить количество ампутаций.

Кто готовит подологов

В России приказом Министерства образования №513 от 2 июля 2013 года был утвержден новейший перечень профессий и должностей, в котором места для подологов не нашлось. До последнего времени ближайшей родственной профессией оставалась «педикюрша». Правда, в декабре 2014 года в России появился профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению маникюрных и педикюрных услуг», но подологи в нем не упоминаются. Раз нет утвержденного стандарта, каждый волен называть себя подологом без последствий. Многие специалисты так и поступают.

Теоретически, гражданин России может стать подологом в Европе и работать с иностранным дипломом на родине, но это требует хорошего знания языка и готовности прожить в Европе несколько лет, оплачивать обучение и при этом не работать. На сегодня нам не известно ни одного такого случая. Так что пока все или почти все российские «подологи» самопровозглашенные и непризнанные.

Заметим, что многие российские «подологи» – бывшие врачи. У многих из них прошлого образования не только достаточно, но и избыточно для успешной сдачи экзамена на подолога. Но таких экзаменов никто не сдавал, поэтому объективного подтверждения квалификации ни у кого из российских «подологов» нет.

Образование «у них»

В Германии действует около 40 школ подологии, которые выпускают несколько сотен специалистов в год. Школы проходят обязательное лицензирование. Государство проверяет как материальную базу (помещение, оснащенность, гигиену), так и квалификацию преподавателей.

Обучение длится 2 года (очная) или 3 года (заочная форма). То есть будущий подолог должен, как минимум, два года только учиться. Плюс оплачивать стоимость обучения – это около 20000 евро. Те, у кого нет богатых родителей, берут кредит.

Обучение включает общие медицинские дисциплины (анатомия, физиология, гистология, микробиология, патофизиология и т.д.), связанные со стопой теоретические предметы, а также прикладные дисциплины: владение инструментом, аппаратом, материалами, ортониксия, протезирование, ортезирование, обработка и перевязка ран, массажи и др. Как видите, это солидный список теоретических и практических предметов. Многие российские мастера значительно продвинулись в отдельных дисциплинах, особенно прикладных, но вряд ли кто-то подготовился по всем пунктам без исключения.

В школах подологии сдают теоретические и практические экзамены в несколько этапов. Выпускные экзамены сначала принимают преподаватели школы, а затем госкомиссия.

Подологи с дипломом в Германии в дефиците (кроме восточных областей). Высокий спрос на их услуги стимулирует государство: все пациенты с диабетом в Германии могут получать услуги подолога по полису ОМС, фактически, бесплатно.

Диспропорции образования

Формальные требования к образованию мастера педикюра (педикюрши) в нашей стране практически сошли на нет. Большинство специалистов на рынке окончили ближайшие курсы продолжительностью одну неделю, получили «диплом» и устроились на работу.

Управляющий салоном имеет мало возможностей, чтобы оценить уровень профессиональной подготовки мастера (для этого нужно самому разбираться в педикюре). Поэтому он вынужден доверять диплому. Как правило, школы выдают дипломы всем, кто оплатил курс, поэтому сам факт выдачи не означает, что даже на этом очень коротком курсе мастер учился добросовестно. В связи с этим мы видим большую перспективу у услуги по аттестации мастеров. Это комплексный экзамен на платной основе, который позволяет получить более объективную оценку знаний и навыков мастера.

Очевидная проблема – за 5-6 дней бесполезно даже пытаться объяснить, как устроена стопа. Времени в таком коротком курсе едва хватает на то, чтобы показать отдельные действия по обработке стопы (вот так стрижем ногти, вот так пилим, вот так шлифуем кожу), а дальше надеяться, что мастер сам как-то разберется, что нужно делать. О теоретической базе речи нет, так как ее некогда давать.

Качество подготовки мастеров педикюра в нашей стране – пример разрушительного влияния конкуренции без ограничений, а также отсутствия национальной привычки платить за знания.

Конкуренция заставляет школы искать способы снизить затраты, что означает, в первую очередь, сократить время обучения. В стремлении окончательно «рационализировать» учебный процесс школы исключили все, что не имело самого прямого отношения к ежедневной работе. Представьте пример из другой области: автошкола учит будущих водителей как трогаться с места, как поворачивать и как тормозить, после этого выдает им права.

Отчасти, проблема российского педикюрного образования в том, что оно традиционно слишком дешевое. Сравните стоимость получения профессии мастера педикюра с затратами на то, чтобы стать, например, стоматологом, юристом, кредитным специалистом. Хорошее образование в других областях уже сейчас стоит в сотни раз больше, чем курсы по педикюру.

Школа педикюра требует инвестиций, а стоимость курсов низкая, поэтому обычно педикюрные школы убыточны. Независимые школы не выживают, а остаются школы при торговых фирмах. Убыточность обучения покрывается прибылью от продажи инструментов и расходных материалов. В этой ситуации школе неинтересно рассказывать про клетку, сосуды, строение кожи, диабет и т.д. Теория сводится к изучению материалов, ведь именно их последующая продажа делает обучение рентабельным.

После таких курсов голова мастера забита перечнем огромного ряда инструментов и материалов, которые он «должен купить». На покупку всего, как правило, не хватает денег, поэтому мастер останавливается на одном, достаточно случайном наборе. Большинству мастеров знакомо «кладбище» фрез и инструментов, неудобных аппаратов, которые однажды были куплены, после чего никогда не пригодились.

Это, кстати, провоцирует еще одну проблему: впоследствии салоны очень неохотно приобретают для мастера новое оборудование, инструменты и материалы. Мастера жалуются на жадность и упрямство управляющих, а сами управляющие – на то, что мастеру «вечно что-то нужно, он и сам не знает что». Отчасти они правы: мастера уже совершили такое количество бессмысленных покупок, что давать деньги на их новые идеи никто не хочет.

Эти и другие проблемы мешают мастерам работать, получая от этого радость и достойный доход, а салонам расширяться и зарабатывать на педикюрном кабинете. А ведь все эти проблемы заранее запрограммированы особенностями образования – короткими недорогими курсами с рекламным уклоном.

Лицензирование

По идее рамками для здоровой конкуренции должно выступать обязательное лицензирование образовательной деятельности, в частности, школ педикюра. Именно лицензирующие органы должны были отсеять «халтурные» курсы, настаивать на расширении программы и т.д.

В реальности лицензирование оторвалось от жизни и стало полностью формальным. Наличие лицензии перестало отражать реальную ценность школ. Многие уважаемые школы с хорошей материальной базой, опытом и современными технологиями не смогли получить лицензии по формальным причинам и работают, маскируя «обучение» под «семинары». И наоборот, другие образовательные учреждения, например, парикмахерские колледжи или курсы, где готовят любых специалистов, от бухгалтера до переводчика, обладают всеми лицензиями, а на практике отстали от современного педикюра на десятки лет.

К сожалению, ожидать изменений к лучшему со стороны государства не приходится, а значит, улучшения должны прийти снизу, то есть от нас с вами.

Куда двигаться

Логичная идея – стимулировать появление школ, где подготовка мастера педикюра длится хотя бы несколько недель. Такие примеры уже есть, но будущие мастера, на словах мечтающие «расти и развиваться», идут в них крайне неохотно: жалко времени и денег.

Для работающих мастеров, действительно желающих развиваться, очевидное решение – последовательно, тему за темой, расширять свои знания и получать новые навыки на курсах повышения квалификации. Например, научился работать на современном оборудовании со спреем, потом полгода применял это на практике. Научился основам ортониксии – потом полгода интенсивно делал скобы. Научился обрабатывать микозы – расширяешь круг клиентов с грибком, наблюдаешь разные случаи, собираешь опыт. И так далее. Таким образом, можно собрать действительно хорошие практические навыки.

До уровня подолога по-прежнему не будет хватать теоретических основ, особенно по общим медицинским дисциплинам. Решить эту проблему можно получив доступное среднее медицинское образование вне педикюрной отрасли. Конечно, потребуются усилия, это тяжело совмещать с работой, и, тем более, с семьей, но все же возможно.

Спрос рождает предложение. Качество обучения наверняка само будет улучшаться, если возникнет не мечтательный, а реальный спрос. Мастера и владельцы бизнеса должны задуматься о том, что в жизни всегда нужно что-то вложить, чтобы потом получить. Экономить на образовании без ущерба для качества не получится, чуда не произойдет.

Мы уверены: как только будет больше мастеров, которых не устраивает поверхностное образование и которые будут готовы учиться дольше, глубже и платить за это, появятся и соответствующие предложения от школ.

Отношения с медициной

Профессия «подолог» не отнимает работу у врачей. Наоборот, возможность положиться на подолога делает работу врача более эффективной. Подологи должны стремиться к признанию медиков и появлению междисциплинарного сотрудничества.

Группа специалистов, среди которых есть подолог, ведет пациента, при этом каждый выполняет свою часть работы, в которой хорошо разбирается, а далее передает пациента следующему специалисту. Например, при лечении онихомикоза потребуется сотрудничество дерматолога и подолога, при лечении вросшего ногтя и панариция – сотрудничество подолога с хирургом. В Германии над благополучием пациентов с осложнениями сахарного диабета на ногах работает целая команда: эндокринолог (он – главный, и может привлекать других врачей), специалист по питанию, школа диабета, ортопедическая мастерская и подолог.

В России до такой работы предстоит еще многое сделать. Главное условие, чтобы подобное сотрудничество стало возможным – это рост уровня теоретических знаний мастеров педикюра, соблюдение профессиональной этики и внимание к гигиене.

Разница между эстетическим и медицинским педикюром огромна. Это два разных мира, две разных профессии, которые возникли из одного источника, но двигаются в противоположных направлениях. Этой теме стоит посвятить отдельную статью.

Оба направления хороши и нужны людям, оба должны существовать и развиваться. Но хочется заметить, что достойного предложения услуг в российской подологии все еще крайне мало, а это значит, что возможностей для трудолюбивых и талантливых мастеров – очень много. Нужно только их вовремя разглядеть, а затем двигаться к цели не обращая внимания на замечания «у нас еще никто так не делал».

Если после базового курса я работаю несколько лет и сходил на пару курсов и конференций, то постепенно сам стану подологом.

Это, конечно, не так. Стаж и опыт – дело хорошее, но знаний они не заменяют. Подолог – специалист с полным набором знаний и навыков, а не выборочными «сильными сторонами».

Подолог – врач, а я не собирался быть врачом

Подолог не врач, скорее это мастер педикюра со знаниями, которые позволяют говорить с врачом на одном языке. Подолог не заменяет врача, а позволяет ему сделать свою работу лучше. Подология – перспективная ниша для амбициозных мастеров педикюра, которым не достаточно эстетики, наращивания и покрытия лаком. Подология позволяет почувствовать себя нужным, испытать большую радость и благодарность пациентов, не прекращать интеллектуальное развитие в течение всей карьеры.

У нас нет спроса на услуги подолога, людям нужна эстетика

Если в обществе есть диабет, если есть проблема лишнего веса, если люди носят закрытую обувь, если люди стареют, то спрос на услуги подолога появится автоматически. Потребность становится платежеспособным спросом, когда возникает адекватное предложение. В России достаточно примеров мастеров, которые предложили услуги медицинского педикюра на хорошем уровне и отказались от эстетики и покрытия лаком. На этом рынке еще очень много места.

Кабинет подологии не будет рентабельным, если все сделать «как следует»

Кабинет подологии, действительно, требует вложений, особенно по сравнению с кабинетом эстетики, но окупить их можно. Не существует полного списка «нужных» и «ненужных» вложений. К сожалению, готовых бизнес-решений не бывает, но при желании построить успешный маленький бизнес в подологии можно своим умом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *