Где создаются локальные системы оповещения и в чем их преимущество
Требования по созданию локальной системы оповещения
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для объектов зоны оповещения для которых не установлены нормативными правовыми актами в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 4.6 ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» разработке проектной документации предшествует разработка специальных технических условий с целью установления границ зон оповещения, в порядке, установленном законодательством.
Для получения дополнительных разъяснений по созданию ЛСО необходимо обращаться в отдел государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области.
Адрес: 190020, Ленинградская область, Всеволожский район,
Телефон/факс: (812) 640-05-89 доб.036
Заместитель начальника отдела – Коваленко Дмитрий Андреевич
Локальная система оповещения
На объектах, где существует опасность химического и радиационного заражения, для оповещения и информирования персонала указанных объектов и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, создаются локальные системы оповещения. Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения.
Подробнее об ЛСО – скачать файл.zip
Фото ЛСО
Оповещение населения
Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.
Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.
Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.
Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники отделов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.
Локальные системы оповещения. Новые правила создания.
С 1 января 2021 года вступают в силу два нормативных акта МЧС России и МинЦифРаз России существенно влияющих на создание и обслуживание систем оповещения, в том числе и на локальные системы оповещения (ЛСО).
Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 578/365 утверждает новое Положение о системах оповещения населения, а приказ N 579/366 утверждает Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.
Для сотрудников организаций эксплуатирующих и создающих ЛСО на опасных производственных объектах I и II классов опасности необходимо разобраться в изменившихся требованиях к созданию и эксплуатации ЛСО. Мы рассмотрим все изменения и рассмотрим все аспекты создания и эксплуатации ЛСО.
«Положение о системах оповещения населения» утверждает общие положения, назначение и основные задачи систем оповещения населения, порядок задействования систем оповещения населения, а также мероприятия по поддержанию в готовности систем оповещения населения.
Вся представленная в данном разделе информация, касающаяся стоимости систем, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.
Стоимость создания локальной системы оповещения определяется расчётом на основании полученных исходных данных. Предоставляется по запросу.
Создание ЛСО под ключ
Полный комплекс работ по созданию ЛСО «Бурейского НПЗ» г.Бурейск
Модернизация управляющего комплекса ЛСО ЦБК
Ленинградская Обл.
Модернизация управляющего комплекса АО «Еврохим СЗ» г. Кингисепп
Монтаж и пуско-наладка локальной системы оповещения ГТС Отказненского водохранилища
Ставропольский край с.Отказное
В состав предложения входит:
— Проектирование;
— Поставка оборудования;
— Монтаж и пуско-наладка;
— Сдача локальной системы оповещения в эксплуатацию.
Локальная система оповещения осуществляет оповещение абонентов посредством трансляции им звуковых и речевых сообщений, как ранее записанных, так и созданных с помощью технологии синтеза речи.
Оповещение по каналам:
— громкоговорящей связи;
— телефонной, сотовой, радиосвязи;
— отправка E-mail и SMS-сообщений.
Система соответствует требованиям ГОСТ-Р 42.3.01- 2021 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Функциональные возможности:
— трансляция ранее записанных или созданных с помощью технологии синтеза речи речевых сообщений ;
— рассылка уведомлений (sms, e-mail);
— оповещение по сценариям;
— развитая система мониторинга чрезвычайных ситуаций на территории объекта;
— контроль состояния оконечных устройств и передача сигнала исправности (неисправности) на пульт управления;
— прием сигналов квитирования о получении информации оповещения от оконечных устройств, подключенных к пункту управления, показ информации на интерактивной план-схеме поверх карты;
— отображение и хранение информации о ходе и результате процесса оповещения;.
1. Где создаются локальные системы оповещение?
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
2. Зоны действия локальной системы оповещения?
Примечание:
Каким же именно нормативным документом необходимо руководствоваться организации при определении границы зоны действия локальной системы оповещения?
Фактически новое положение узаконивает механизм разработки и применения Специальных технических условий (СТУ ЛСО) для определения границы зоны действия ЛСО.
Это наиболее точный механизм определения границы зоны действия локальной системы оповещения. Если собственник хочет сократить зону действия ЛСО для Химически опасного объекта он разрабатывает специальные технические условия (СТУ ЛСО) для определения зоны действия ЛСО. Для взрыва-пожароопасных объектов разработка СТУ ЛСО вообще является обязательным пунктом, т.к. ни 178 Постановление, ни новое Положение не определяет эти границы.
3. Задачи и назначение локальной системы оповещения
Задачи и назначение локальной системы оповещения
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (и информирования), и экстренной информации до:
· руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий, объектового звена РСЧС;
· объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
· единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
· руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
· людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
Что же конкретно должна выполнить локальная система оповещения при ее задействовании?
4. Порядок задействования локальной системы оповещения населения.
Задействование по предназначению ЛСО планируется и осуществляется в соответствии с:
· положением о системе оповещения населения (локальной системе оповещения);
· планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны);
· планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положение о локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с «Положением о системах оповещения населения», утверждённого приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 578/365 от 31.07.2020 г.
Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС (в том числе и опасных производственных объектов I и II классов опасности), получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня.
5. Решение на задействование локальных систем оповещения.
Решение на задействование локальных систем оповещения принимается руководителями организаций.
Руководители штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Границы зоны чрезвычайной ситуации соответствуют границам зоны оповещения ЛСО.
6. Режимы функционирования локальной системы оповещения:
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования локальные системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) локальных систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) локальной системы оповещения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации.
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС объектового уровня. Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС объектового уровня, совместно с органами повседневного управления РСЧС.
Требования к локальной системе оповещения.
— прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня; включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальных и локальных систем оповещения;
— взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления о задействовании ЛСО;
— автономное (децентрализованное) управление локальными системами оповещения;
— автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска локальной системы оповещения; обмен информацией со взаимодействующими системами мониторинга техногенных чрезвычайных ситуаций в:
* автоматическом;
* автоматизированном;
* ручном режимах;
— подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;
— формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
— передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
— двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
— установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);
— оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
— дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня;
— приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
— контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
— приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;
— контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи; защита от несанкционированного доступа;
— документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
Где создаются локальные системы оповещения
На вопрос, где создаются локальные системы оповещения, имеется определенный ответ – на предприятиях, где необходима эвакуация персонала в случае экстренной необходимости (пожар или чрезвычайная ситуация). Предназначение СО – обеспечить сохранность здоровья работников, предупредить ухудшение обстоятельств вследствие возникновения разного вида бедствий.
Задачи локальной системы оповещения
При появлении чрезвычайных ситуаций, локальная система оповещения, которая создается на предприятиях, торговых центрах, местах общего пользования позволяет предупредить появления человеческих жертв, существенные материальные убытки. Быстрая оценка персоналом текущего положения дел дает возможность оперативно отреагировать на проблему, грамотно оценить обстоятельства, применить методы защиты.
Главными задачами современных оповещающих средств являются:
Технический контроль, осмотр элементов локальной системы оповещения должен проводиться в соответствии со спецификацией устройств, составляющих ее. Невыполнение норм обеспечения безопасности сотрудников, визитеров в публичном помещении влечет за собой уголовную ответственность.
Места создания системы локального оповещения
Производственные предприятия – главные потребители комплексных систем локального оповещения. Согласно статистическим исследованиям, именно заводы, фабрики, комбинаты разного типа собственности признаются МЧС объектами повышенной опасности. Прямая угроза самочувствию, жизни человека, серьезных имущественных потерь обуславливает внедрение ЛСО.
В первую очередь, комплексы предупреждений (зрительных, аудио) создаются на предприятиях:
Системы локального оповещения персонала в учреждениях повышенной опасности должны включать все типы сигналов, поскольку нередко нештатные происшествия не могут быть идентифицированы тактильно, визуально. Случаются стихийные бедствия, иные катаклизмы, приводящие к частичному (полному) обрушению строений. В таких случаях, правильно настроенное радиооповещение обеспечит немедленную эвакуацию сотрудников, посетителей.
Технические требования к системе локального оповещения
Законодательство, регулирующее положения о нештатных происшествиях, требует наличия в помещениях массового скопления людей системы локального оповещения, состоящей из взаимосвязанных (взаимозаменяемых) аппаратных решений.
В структуру стандартного комплекса входят:
Речевая (текстовая) информация, внедренная в систему локального оповещения, усилит эффект, даст находящимся в здании необходимые инструкции, устранит вероятность проявления панических настроений. Индикаторы (светодиодные, ламповые) зададут правильное направление движения в условиях задымления, снижая тем самым риск получения травм при продолжающихся эвакуационных мероприятиях.
Использование в помещении локальной системы оповещения
В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья населения при чрезвычайных происшествиях либо, а также при выявлении угрозы их возникновения связанных со стихийным бедствием, крупными техногенными авариями на производстве, создаются локальные системы оповещения.
Основные определения
В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.
Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.
Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.
Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.
Первоочередной задачей ЛСО является:
Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.
Места размещения систем
Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.
Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.
Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.
Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:
Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.
Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.
Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.
Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.
Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.
Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.
Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.
Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.
К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.
Техническая составляющая
Локальная система оповещения зрения представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных технических средств. В его структуру входит основной блок управления, как правило, это компьютеризированная система, либо матричный блок управления. Коммутационный блок сигналов. Источники распространения и усиления звукового оповещения.
Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.
Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.
Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.