Где что находится как живет как развивается
Урок №1 «География как наука»
«География как наука»
Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.
Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.
Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.
— Ребята, так зачем же нам география?
Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.
Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?
Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.
Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.
В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.
ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.
Какие задачи и методы у науки географии?
География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.
ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?
Описание: где что находится, как живет, как развивается
Объяснение: почему это так происходит?
Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?
Управление: как сделать так, чтобы…
В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания).
Есть такие методы, которые используются в самых разных науках:
Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.
Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки.
Самый древний из них — сравнительно-описательный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспедиционный метод — исследования непосредственно на местности.
Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удивительный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований воспользуемся и мы, изучая географию Земли.
ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Презентация по географии на тему «Что изучает география»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что изучает география
Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
— Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения? Знать об очертаниях берегов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно — о людях, живущих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное — что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна была информация — описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.
Откуда к нам прибыли эти продукты?
ТОРГОВЛЯ – ДВИГАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?
Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?
Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни. По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы? Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск? В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд? Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?
В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.
ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.
Методы гегографии Описание Где что находится, Как живет,Как развивается Объяснение Почему это так происходит? Прогноз Что будет через день, месяц, год, 10 лет? УправлениеКак сделать так, чтобы… Проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами Строительство городов, водохранилищ, каналов…
Домашнее задание П.1 Вопросы к параграфу – устно Подготовить сообщения о Великих путешественниках *** Подготовить презентацию о древних путешественниках 10 слайдов с комментариями
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-453484
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Изучение географии
Что изучает география
«География» — греческое слово, которое означает «землеописание». «Ге» — это Земля, «графо» — пишу, «Гея» — имя греческой богини Земли.
География — это комплекс естественных и общественных наук, изучающих природу планеты Земля, ее основные закономерности, а также взаимодействие человека с окружающей средой.
С самого рождения науки ее объектом была территория со взаимодействующей системой природы, людей и результатов их деятельности. С течением времени усложнялись методы исследования, увеличивался объем информации, совершенствовались представления людей об объектах исследования, но все равно в центре внимания оставалась природа, человек (индивид) и созданное им хозяйство. Совокупное рассмотрение этого триединства и предопределяет суть географии и ее место в ряду фундаментальных наук.
Итак, основными объектами изучения географии является земная поверхность (географическая оболочка) со всеми ее природными компонентами.
Геосистема: ландшафты, природные зоны и т.д.
Географическая наука занимается не только изучением и описанием компонентов географической среды, сложных процессов (явлений) на Земле, но и их объяснением (выявлением закономерностей), а также составлением прогнозов на будущее.
Многочисленность и сложность объекта исследования стала причиной дифференциации единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук, в рамках которой выделяют естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) науки.
География одна из древнейших наук. Еще во втором тысячелетии до н. э люди собирали различные сведения о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях и записывали эти данные на костях, камнях, скалах, а древнегреческие ученые обращали внимание на зависимость человека от природной среды.
Отцом географии называют древнегреческого ученого Эратосфена Киренского (около 276-194 гг. до н. э), написавшего книгу «Географика». Он первым употребил термин «география» и предложил название науке. Эратосфен измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара, а также выделил климатические пояса и создал географическую карту населенном части Земли.
А Пифагор был первым, кто предположил, что Земля шарообразная, но доказать это так и не смог. Также развитием науки в древние времена занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и др.
Первыми страноведческими документами в древнегреческой письменной литературе были периплы — описания берегов, периэгезы — описания суши, периоды — объезды земли.
Интересно, что еще с античных времен мореплаватели и путешественники знали, что Полярная звезда поможет им ориентироваться среди огромных пространств.
Попытки объяснить природные явления, описать природу и погоду — все это предпосылки развития современной географической науки. В результате расширялся кругозор людей, осваивались, с затем заселились новые земли, собиралась важная информация об исследованных территориях.
Важнейшие достижения в географии
Начало эпохи важнейших географических открытий европейских путешественников (XV-XVII века), положили первопроходческие дальние путешествия моряков Португалии и Испании в поисках альтернативных торговых путей на Восток. Необходимо отметить, что далекие путешествия по освоению новых земель в эпоху Великих географических открытий стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретению нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов).
Выделим основные предпосылки (причины) географических открытий:
Итак, перечислим главные географические открытия, совершенные европейцами в течение трех веков (XV-XVII в. н.э).
Испания
Ключевой фигурой эпохи великих географических открытий, безусловно, является Христофор Колумб, который в 1492 г. в поисках западного пути в Индию, открыл Америку («Вест-Индию»).
Колумб был уверен, что открыл путь в Индию. Только экспедиция Америго Веспуччи доказала, что это — новый материк. Новую часть света назвали Америка.
В дальнейшем путешественники совершили многочисленные экспедиции к землям, открытым Х. Колумбом.
Так, его последователи Алонсо де Охеда и Америго Веспуччи в 1499 г. открыли берег Гвианы, устье реки Ориноко и бухту, названную за сходство с Лагуной «малой Венецией».
Фернан Магеллан и Себастьян дель Кано (1519-1522 гг.) осуществили первое кругосветное путешествие. Впервые было доказано, что Земля имеет форму шара, а также были получены первые сведения о ее размерах.
Португалия
Бартоломеу Диаш в 1487-1488 гг., переплывая западное побережье Африки, достигнул ее южного края, вследствие чего сделал возможным дальнейший путь через Индийский океан в Индию.
Васко да Гама в 1497 г. открыл морской путь из Европы в страны Востока вокруг Африки и дальше через Индийский океан, достигнув в 1498 г. западного побережья Индии.
Англия
Френсис Дрейк 1577-1580 гг. осуществил второе кругосветное путешествие.
Генри Гудзон 1607-1611 гг. в поисках северо-западного и северо-восточного проходов из Атлантического в Тихий океан осуществил четыре экспедиции в арктические моря. А также он открыл в Северной Америке реку, залив и пролив, которые были названы его именем.
Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.
Открытие Антарктиды произошло позже (в 1819 г) в результате русской экспедиции 1819-1821 гг. под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.
Результаты Великих географических открытий схематично можно представить следующим образом:
Роль географии в жизни человека
Благодаря географии мы можем видеть образ мира во всем его многообразии: наблюдать, как меняется мир, понимать причины этих изменений, прогнозировать будущее и тем самым, делать жизнь на планете лучше.
Каждая наука ставит перед собой задачи, которые выполняет с помощью определенных методов исследования.
Основные задачи географии:
Также можно выделить вспомогательные задачи, например, проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами: строительство городов, заводов, водохранилище, каналов и др.
Можно выделить общенаучные и географические методы географической науки.
Несмотря на то, что эпоха глобальных географических открытий закончилась, изучение условий жизнедеятельности населения планеты, как части природы, происходит до сих пор. Теперь под географическими открытия и понимают не столько территориальные, сколько теоретические открытия, установление новых географических закономерностей.
С каждым годом человек все больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан. Поэтому эта удивительная наука играет важнейшую роль в современном мире и, отвечая на многие актуальные вопросы, она, прежде всего, учит человечество не только знать богатства планеты Земля, но и ценить, беречь их и преумножать ради будущего поколения.
Как современные географы изучают Землю
Сейчас в распоряжении человека для изучения природных объектов и явлений имеется широкий спектр инструментов и приборов. Помимо традиционных вариантов (компас, барометр, термометр, рулетка), появились и современные: навигаторы, радары, электронные глубиномеры и дальномеры и т.д. С их помощью географы описывают новое явление и фиксируют результаты исследований различными методами (географически, в виде текстового файла, 3Д формата).
Специалисты в разных областях географии получают сведения от различных геологических экспедиций, метеостанций, космических спутников и т. д. С помощью этой разнообразной информации, они создают современные электронные карт; предсказывают развитие различных природных явлений (процессов), например, таких катастроф, как землетрясения, цунами, тайфуны, наводнения и т.д; ищут способы решения проблем, связанных с потепление климата и загрязнения окружающей среды; открывают новые виды животных и растений.
География как наука
Урок географии в 5 классе
В познавательной сфере:
— давать определение география
— уметь составлять схему наук о природе
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль географии и естественных наук в жизни человека
-Признание ценности географии как науки о природе для людей
— Чувство гордости за российскую географическую науку.
— Умение управлять своей познавательной деятельностью.
— Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
— Прогнозировать ситуацию будущих событий.
— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
— Устанавливать причинно следственные связи.
— Давать определения понятиям.
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Цель урока: создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Структура и ход урока:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
– О чем идет речь в этой загадке? (О Земле).
Слайд 2. Фото Земли из космоса. – Вот вид Земли из космоса. Какая она?
– Кто впервые увидел Землю из космоса?
Этап 2. Формирование темы цель урока.
Учитель: Может быть, для изучения географии достаточно, например, учить и писать? Как вы думаете, достаточно ли знания и умения, которые Вы, ребята, накопили и усвоили в школе, для изучения географии? Для того, чтобы не только читали, что уже написано о Земле, а научились самостоятельно действовать, познать мир, мы должны вооружиться общими правилами, по которым можно открывать неизвестное.
– Вспомните, ребята, как вы действовали, когда Вам в руки попадал новый для вас предмет, например игрушка – робот?
Задание 1. Попытайтесь самостоятельно сформулировать это правило познания.
Слайд 4. «Изучи предмет в целом, дай его общее описание»
Учитель: Что Вам очень хотелось сделать, после того, как Вы осмотрели игрушку и поиграли?
Задание 2. Сформулируйте второе правило познания.
Слайд 5. «Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
Учитель: Действительно, если игрушка разделена на части, и они изучены, то, конечно следует эти части собрать.
Задание 3. Сформулируйте третье правило.
Слайд 6. «Соедини изученные части, рассмотри, как они «взаимодействуют».
Учащиеся делают вывод, формулируют тему и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся дальнейшее го усвоения материала
Учитель: Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию. Что является главным объектом изучения географии?
– Что означает «география» в переводе древнегреческого?
– Какие задачи стоять перед географией?
– Чем занимается современная география?
Учащиеся, используя текст учебника, отвечают на вопросы.
Физминутка
Учитель: Что называют географической оболочкой?
Учащиеся дают определение географической оболочки.
Задание. Учащиеся составляют схему «Строение географической оболочки»
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Задание. Попробуй отыскать слова, составными частями которых являются либо «гео», либо «графия». Например: география, биография.
Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный – я работал отлично, мне всё понятно
желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
Этап 6. Домашнее задание
1. Подумай, как могут пригодиться знания географии в обыденной жизни. Свой ответ аргументируй. – Базовый уровень
2. Найди интересные статьи в географических энциклопедиях, подготовь небольшое выступление, продумав его таким образом, чтобы оно заинтересовало твоих одноклассников. – Повышенный уровень
Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется география.
Что изучает география и как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.
Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. Что мы знаем про нашу планету Земля? По каким законам развивается и поддерживает равновесие природа, которая нас окружает.
География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.
Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, о Земле. Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.
— Ребята, так зачем же нам география?
Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.
Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?
Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов.
· Как «живет» наша природа?
· Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?
· Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам?
· Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас?
· Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?
Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.
· По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?
· Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?
· В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?
· Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?
В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.
ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.
Какие задачи и методы у науки географии?
География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства.
ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? Какие задачи и методы у науки географии?
Описание: где что находится, как живет, как развивается
Объяснение: почему это так происходит?
Прогноз: что будет через день, месяц, год, 10 лет?
Управление: как сделать так, чтобы…
В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания). Есть такие методы, которые используются в самых разных науках: логический, исторический, математический метод, методы наблюдения, моделирования и др.
Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.
Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки.
Самый древний из них — сравнительно-описательный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспедиционный метод — исследования непосредственно на местности.
Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удивительный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований воспользуемся и мы, изучая географию Земли.
ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.