Газоль это что топливо
Газойль. Что это за топливо?
Газойль, иногда называемый «красным дизелем», представляет собой разновидность автотракторного топлива. Он может входить в качестве компонента обычного дизельного топлива (до 20%), а также применяется в нефтехимической отрасли как промежуточный продукт технологических процессов каталитического крекинга углеводородов. Получается, что газойль – это преимущественно добавка или полуфабрикат?
Физико-химические свойства газойля
В отечественной нефтепереработке получаемый газойль должен соответствовать техническим требованиям ГОСТ Р 52755-2007, и является не самостоятельным, а композитным топливом, которое получается в результате смешивания газовых конденсатов или нефти. Такой газойль рекомендуется применять только в качестве добавок.
ГОСТ оговаривает следующие параметры газойля:
Прочих характеристик в данном стандарте относительно газойля нет, а значительный интервал данных позволяет сделать вывод о том, что фактически газойль не представляет собой цельного класса углеводородов, а подразделяется на несколько групп. Основных видов газойля два – атмосферный газойль (или лёгкий) и вакуумный газойль (или тяжёлый).
Физические свойства атмосферного газойля
Данная разновидность углеводорода получается при атмосферном (или чуть более повышенном, до 15 кПа) давлении, когда из исходного сырья выкипают фракции с температурой от 270 до 360 ° С.
Лёгкий газойль обладает довольно высокими показателями жидкотекучести, сравнительно малой вязкостью, а в высоких концентрациях способен выступать загустителем. Это существенно сужает полезность такого вида газойля как топлива для транспортных средств, поэтому некоторые нефтетрейдеры реализуют не лёгкий газойль, а его конденсат, фактически являющийся отходом непрерывного нефтехимического производства.
Различить атмосферный газойль можно по его цвету – он либо чисто жёлтого, либо жёлто-зелёного цвета. Неопределённость характеристик газойля, приведенная в предыдущем абзаце, указывает и на достаточно нестабильное поведение такого вида топлива, что усугубляется присутствием значительного количества азота и особенно серы, загрязняющей двигатели.
Физические свойства вакуумного газойля
Хотя внешние потребительские характеристики тяжёлого газойля весьма близко подходят к свойствам соответствующего дизельного топлива, они не отличаются стабильностью, и сильно зависят от внешних условий. Объясняется это режимами обработки, реализуемыми для получения газойля. Поэтому он, являясь промежуточной фракцией химических процессов нефтепереработки, не может обладать сколь-нибудь постоянными эксплуатационными характеристиками.
Применение газойля
Как самостоятельный вид топлива для транспортных средств, газойль применять не рекомендуется. Однако он находит применение в следующих сферах хозяйственной деятельности:
Часто газойль рекомендуют использовать в качестве резервного топлива для больниц, вычислительных центров и других организаций, использующих жидкие нефтепродукты. Это объясняется не столько ценностью газойля как топлива, сколько его дешевизной.
Газойль и дизельное топливо: отличия
Начнём с того, что НИКАКОЙ вид газойля не может быть рекомендован в качестве дизельного топлива для автомобилей: он сильно загрязняет подвижные части двигателя, из-за чего стабильность значений крутящего момента падает, а расход такого «топлива» резко возрастает. Но для менее деликатных энергетических приводов (которые используются в подъёмно-транспортной технике, комбайнах, тракторах и пр.) нестабильность физико-химических характеристик газойля особого значения не имеет, да и использование двигателей такой техники менее продолжительно во времени.
Понятие «красного дизеля», более распространённое за рубежом, означает лишь добавку в газойль специального красителя. Это помогает отследить недобросовестных реализаторов топлива, поскольку такое изменение цвета, выявленное на АЗС, влечёт за собой крупные штрафы.
Химический же состав газойля и дизельного топлива практически идентичен, поэтому стоит указать, что с этой точки зрения газойль — это подкрашенная красным цветом солярка. Которая неизбежно нанесёт существенный вред вашему автомобилю.
Газойль, виды, производство (получение)
Газойль, виды, производство (получение).
Газойль – это смесь жидких углеводородов различного строения, преимущественно С12-С35, и примесей (главным образом серо-, азот- и кислородсодержащих) с пределами выкипания 200-500 °C и молекулярной массой 50-500 г/моль.
Газойль как топливо:
Газойль – это смесь жидких углеводородов различного строения, преимущественно С12-С35, и примесей (главным образом серо-, азот- и кислородсодержащих) с пределами выкипания 200-500 °C и молекулярной массой 50-500 г/моль.
Состав газойля зависит от природы нефти и изменяется в широких пределах. Он содержит парафиновые углеводороды (алканы) и нафтеновые углеводороды (циклоалканы) – 60-70 %, ароматические углеводороды (арены) – до 20-30 % и примеси серо-, азот- и кислородсодержащих органических соединений – до 5-7 %.
Горюч и огнеопасен.
Производство, получение и виды газойля. Атмосферный газойль, вакуумный газойль. Легкий газойль. Тяжелый газойль:
Газойль производят перегонкой (дистилляцией) нефти или продуктов её переработки (если он не был отделён в процессе перегонки).
В зависимости от способа производства различают атмосферный и вакуумный газойль.
Атмосферный газойль получают путем прямой перегонки нефти в условиях атмосферного давления. Вакуумный газойль – путем перегонки нефти и продуктов ее переработки (например, мазута) – при давлении 10-15 кПа (0,09-0,15 Атм).
Предел выкипания атмосферного газойля – 180-360 °С, вакуумного – 350-540 °С.
Атмосферный газойль служит одним из компонентов дизельного топлива (до 15 % в составе дизтоплива).
Вакуумный газойль – сырьё каталитического и гидрокрекинга для получения лёгкого (tкип = 200-350 °С) и тяжёлого (tкип = 350-500 °С) газойля.
Лёгкий газойль по своему физическому состоянию – жидкий, легко текуч, не вязкий, тяжёлый газойль – слабовязкий, в больших пропорциях обладает свойством сгущать смеси.
Что такое вакуумный газойль и где применяют
Газойль, что это за топливо?
Одним из видов бюджетного горючего является газойль, но как самостоятельный продукт его не применяют из – за невысоких потребительских качеств. Широкое применение газойль нашел в качестве добавок, иногда его называют « красным дизелем». Это связано с добавлением специального красителя для отслеживания качества топлива.
Вакуумный газойль на тесте
Такой компонент часто включается в состав дизтоплива (до 20%), особенно в качестве автотракторного топлива.
Основные сферы применения:
Физико-химические свойства газойля
Состав во многом зависит от природы нефтяного продукта и содержит парафиновые и нафтеновые углеводороды (до 70%), а также ароматические углеводы (до 20-30%) и незначительное количество различных примесей органики, такие как азот, сера и кислородосодержащие компоненты.
В целом состав должен соответствовать техническим требованиям, которые устанавливают существующие нормативные документы :
Применение вакуумного газойля
Цвет обычного газойля
При вакуумной перегонке мазута получают вакуумный газойль, который в последующем применяется как материал для каталитического крекинга с дальнейшим выделением легких дистиллятов и всевозможных масляных фракций.
Из вакуумного газойля производится маловязкое горючие, широко применяемое в сфере судовой промышленности.
Характеристики топлива
Разновидности данного горючего классифицируются на два основных вида, в зависимости от кинематической вязкости:
Разница характеристик обусловлена в разнице технологии производства и составе конечного продукта.
Лёгкий вакуумный газойль (ЛВГ)
Данное топливо можно отличить по внешнем признакам, оно либо желтое, либо желто – зеленого цвета, что указывает на наличие в составе азота и серы, данные компоненты влияют на эксплуатационные характеристики двигателя. По своим свойствам легкий газойль обладает малой вязкостью, что снижает его применение в качестве топливной добавки. Для сохранения качественного состава горючего его добавляют в более больших процентных соотношениях.
Тяжелый вакуумный газойль (ТВГ)
Такая нестабильность является следствием технологичными режимами обработки сырья, и ТВГ применяется в основном как сырье для каталитического крекинга, который способствует получению дизельной фракции с низким содержанием серы. Также тяжелый вакуумный газойль частично добавляется в котельное топливо.
Вакуумный газойль и дизельное топливо: отличия
Цвет Вакуумный газойль в колбе
Хотя химический состав обоих видов топлива практически одинакова, но газойль не применим в качестве самостоятельно горючего, так как его эксплуатационные характеристики не высоки. После перегонки нефтепродуктов сырье не подвергается дополнительной обработки для улучшения качественных характеристик, в отличие от дизельного топлива.
Он значительно загрязняет двигатель, что в свою очередь понижает значение крутящего момента и увеличивает расход топлива. Но при использовании в тяжелой спецтехнике такое влияние на двигатель не значительно, а само по себе топливо значительно дешевле, чем дизельное, именно этот фактов позволяет применять его для малооборотистых двигателей водного транспорта.
Легкий и тяжелый газойль: отличия и свойства
Легкий и тяжелый газойль – это смеси углеводородов, содержащие соединения кислорода, азота, серы. В основе нефтепродукта фракции тяжелого керосинового и легкого солярового дистиллятов.
Фракционный (химический) состав
Газойль нельзя назвать цельным классом углеводородов. Нефтепродукт делится на несколько групп, различающихся по многим параметрам. Легкий газойль выкипает при температуре 200-360 °C, а тяжелый – при 360-500 °C.
Химический состав нефтепродукта может сильно отличаться от вида нефти, выбранной для производства. В газойль входят разные виды углеводородов:
Количество алканов и циклоалканов составляет 60-70%, аренов – до 20-30%. Содержание органических примесей (азота, серы, кислорода) достигает 5-7%. Различие между видами газойля прослеживается в нескольких характеристиках. Среди них:
Способы получения
Газойль получают с помощью дистилляции нефти или оставшихся продуктов ее переработки. От выбранной технологии зависит тип нефтепродукта, получаемого в итоге. Если перегонка происходила при давлении 10-15 кПа, что составляет 0,09-0,15 Атм, то результатом будет вакуумный газойль. Он служит сырьем в каталитическом и гидрокрекинге для производства легкого и тяжелого газойля.
Способы (область) применения
Газойль относится к дешевым видам дизельного топлива. Из-за низких потребительских свойств не рекомендован к использованию в двигателях обычных автомобилей. Нефтепродукт применяют как добавку в дизтопливо и сырье для установок крекинга.
Существует легкий рецикловый газойль – тот, что не прошел процесс облагораживания. Его считают продуктом более низкой ценности и традиционно используют в качестве компонента смешения для жидкого топлива вместе с другими его компонентами, полученными при первичной перегонке нефти.
Из-за высокого содержания серы, азота и ароматических углеводородов, а также высокой плотности и низкого октанового числа рецикловый газойль нельзя примешивать непосредственно в дизтопливо. Предварительно нефтепродукт очищают от примесей, используя разные методы гидрообработки вроде гидродесульфуризации и гидроденитрогенизации.
Таким образом, легкий рецикловый газойль можно вовлекать в состав качественных товарных дизельных топлив. Для этого нефтепродукт подвергают облагораживанию, чтобы снизить количество органических примесей – гетероатомных соединений азота, серы, кислорода. Ввиду малой вязкости и высокой жидкотекучести легкого газойля вместо него часто реализуется его конденсат, выступающий отходом нефтехимии.
Тяжелый газойль применяют при получении котельного и технологического топлива. Если нефтепродукт получен в результате гидрокрекинга, то дополнительно его используют как компонент масляного сырья. Еще одна сфера применения тяжелого газойля – добавление в топочный мазут, применяемый для отопительных котлов с целью разжижения.
Другие возможности использования нефтепродукта:
Особенности транспортировки и хранения
Как и другие нефтепродукты, газойль можно перевозить в ж/д цистернах, на танкерах по морю и рекам, автомобильным транспортом. Конкретный способ выбирают в зависимости от объема продукта и дальности доставки. Ж\д цистерны позволяют перевозить больше газойля на большие расстояние. Автотранспорт проще в организации и быстрее в скорости доставки.
Цистерны или емкости для перевозки окрашивают в яркий цвет. У водителя при себе должны быть документы: полный маршрут, свидетельство ДОПОГ, о допуске транспорта к перевозке. На автомобиле должны присутствовать необходимые таблички, указывающие на опасность груза. Дополнительно водителю необходимо иметь средства огнезащиты и пожаротушения.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
В отечественной переработке газойль должен соответствовать техническим требованиям ГОСТ Р 52755-2007, поскольку является не самостоятельным, а композитным топливом, получаемым при смешивании газовых конденсатов и нефти.
Атмосферный и атмосферно-вакуумный газойль
Атмосферный газойль – это разновидность легких газойлей, получаемых в ходе прямой нефтепереработки. По своей структуре представляет собой углеводородную смесь с примесями азота, кислорода, серы, имеет жидкую консистенцию и однородный желтый цвет.
Фракционный (химический) состав
В любом газойле содержатся нафтеновые, парафиновые и ароматические углеводороды. Их пропорции и точный состав продукта зависит от нефтяного сырья, используемого при производстве. Легкие газойлевые фракции выкипают при температуре в пределах от 180 до 360 °C. Они имеют высокие показатели жидкотекучести, сравнительно малую вязкость, хотя в высоких концентрациях могут выступать загустителями.
Плотность при 15 °C составляет в пределах 750-1000 кг/м 3 (зависит от исходной нефти). Нефтепродукт можно узнать по чисто желтому либо желто-зеленому цвету.
Нередко специалистам задают вопрос про атмосферно-вакуумный газойль и что это такое. Это одна из разновидностей газойлевых фракций. Кроме атмосферного существует еще один вид газойля – вакуумный, который изготавливают при другом давлении, равном 10-15 кПа, и температуре уже 360-540 °C. При объединении двух нефтепродуктов получается атмосферно-вакуумный газойль.
Способы получения
Атмосферный газойль марки А производится на установках первичной перегонки нефти АВТ при соблюдении двух условий: нормальное атмосферное давление и максимальная температура кипения 370 °C. За рубежом распространена схема переработки нефти с промежуточным испарителем. При таком способе производства атмосферный газойль получают в паровой фазе, а вакуумный – в жидкой.
Способы (область) применения
Основное назначение атмосферного газойля – добавка к дизельному топливу. Из-за низких потребительских свойств максимальная концентрация компонента в составе дизтоплива составляет 15%. Недостаточное качество обусловлено тем, что газойль не проходит дополнительную обработку. По этой причине в чистом виде он не используется в двигателях легковых автомобилей.
Иногда газойль подвергают экстракционной очистке с помощью N-метилпирролидона в присутствии ундекановой фракции. В результате получают рафинат, который проходит гидроочистку от большого количества серы, что позволяет использовать его как компонент дизельного топлива.
Главная сфера применения атмосферного газойля – обеспечение горючим котельных и грузовых коммерческих автомобилей. Здесь нет таких строгих требований к качеству топлива. По этой причине и ввиду низкой стоимости газойль идеально подходит для подобного транспорта. Использование такого топлива позволяет компаниям значительно экономить.
Сырье для крекинга и гидрокрекинга
Атмосферный газойль используют в комбинации с вакуумным как сырье для установок каталитического и гидрокрекинга. Применяя подобный нефтепродукт, удается добиться того, чтобы качество циркулирующего катализатора годами сохранялось на высоком уровне и практически не менялось.
Крекинг необходим для расщепления молекул тяжелых углеводородов на более мелкие, что позволило бы использовать полученное сырье для выпуска топлива. По итогам процесса образуются пентан-гексановая фракция (газовый бензин) и крекинг-нафта, используемая как компонент автобензина. Остаточный продукт крекинга выступает составляющей мазута.
При гидрокрекинге расщепление крупных молекул углеводородов происходит при избытке водорода, который берут из водородосодержащего газа. Продуктами гидрокрекинга выступают дизельное топливо и так называемый бензин крекинга (компонент автобензина).
Применение атмосферно-вакуумного газойля
Атмосферно-вакуумный применяется как топливо для грузового коммерческого транспорта. Но, в отличие от вакуумного, он не подходит для морских и речных судов, а также котельных установок. Атмосферно-вакуумный газойль и судовое маловязкое топливо (СМТ) имеют различные свойства, поэтому не могут заменять друг друга.
Производство бензина
В американской компании Air Products & Chemicals различное сырье (от атмосферного газойля до мазута) подвергают крекингу с получением высокооктанового бензина, средних дистиллятов или сжиженного нефтяного газа. Дополнительно нефтепродукт подвергают гидрокрекингу с одной стадией переработки при температуре 400-410 °C и давлении 5 МПа.
Особенности транспортировки и хранения
Атмосферный газойль транспортируют битумовозами или ж/д цистернами. Перевозка осуществляется при условии наличия необходимой документации, в том числе путевого листа с маркировкой опасного груза), свидетельства соответствия транспорта требованиям ДОПОГ, права водителя на управление автомобилем и инструкции по действию персонала в непредвиденной ситуации. Для хранения газойля используются большие пластиковые или металлические резервуары.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Атмосферный и атмосферно-вакуумный газойль производятся в соответствии с техническими условиями и стандартами организаций, к примеру, ТУ 19.20.42-011-74312726-2018.