Газохранилище портфель что общего
Выделите общий существенный признак между понятиями :
1) осадки2) часть человеческого тела3) оптические приборы4) органы пищеварительного тракта5) прозрачные кристаллы, насыщенные углеродом6) символы7) оружие8) живые организмы / есть версия, что эти слова имеют общую букву «л»9) место для хранения.
Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
Какая социальная группа выделена по территориальному признаку.
Каковы основные признаки понятия общества?
Каковы основные признаки понятия общества.
Дождь, снег, иней, роса это?
Дождь, снег, иней, роса это.
Помогите пожалуйста)Что общего между понятиями личность и индивидуальность?
Что общего между понятиями личность и индивидуальность.
Выделите основные признаки понятия личность?
Выделите основные признаки понятия личность.
Назовите отличительные признаки философии в мировом понятии?
Назовите отличительные признаки философии в мировом понятии.
Форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений, представляет собой восприятие представление понятие суждение?
Форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений, представляет собой восприятие представление понятие суждение.
Что общего и в чем различие понятий искусство и культура?
Что общего и в чем различие понятий искусство и культура?
Общие признаки солнца и земли?
Общие признаки солнца и земли.
Сформулируй определения понятий : Историческая судьба, общая память?
Сформулируй определения понятий : Историческая судьба, общая память.
Мальчик не считает нужным убирать за собой, не ценит того, что делают окружающие. Он мусорит и даже не задумывается о том, кому придется все это убирать. С точки зрения жизни большинство людей делятся на две категории : «которые мусорят», т. Е. жи..
Летом я езжу к моей бабушке. Я много ей помогаю. Ухаживаю за скотиной, потом убираюсь в доме, подметаю во дворе, если надо хожу в магазин за продуктами. Я обязательно помогу бабушке.
Одежда _ юбки брюки. Прическа _ косички укладка.
Конечно можно веть у семьи общие интересы.
Ну резина наверное. Ну типо резиновые сапоги.
Как определить тип своего мышления?
Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление.
Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек шесть сторон, доказывать не надо — это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов,— этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением ни обладал. Тут познать истину вам помогает мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.
Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах: преобладающем виде мышления (предметно-действенном, наглядно-образном или абстрактном), различном владении мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация), которые отражаются в самостоятельности, широте, гибкости, быстроте ума. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать свое мышление помогут вам предлагаемые далее практические работы.
Практические работы
Задание 1. Определите свой тип мышления.
Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач — 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.
1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?
2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?
3. Перед нами восемь спичек. Сложите из них фигуру,состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:
а) один квадрат и четыре треугольника;
б) два квадрата и четыре треугольника?
4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?
Результаты решения задач запишите в таблицу.
Порядок решения задачи | Номер задачи | Время, потраченное на решение | Решена или не решена задача |
Если вы правильно, быстрее и раньше своих товарищей по классу решили задачу 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2 — логическое мышление; если задачи 3 и 4 — практическое мышление.
Задание 2. Определите умение выявить причинно-следственные связи.
Внимательно рассмотрите рисунок (с. 74) и ответьте на вопросы:
1. Вверх или вниз по течению реки идет пароход?
2. Какое время года изображено?
3. Глубока ли река в этом месте?
4. Далеко ли до пристани?
5. На каком берегу находится пристань?
6. Какое время дня показал художник?
Найдите на картине признаки, которые помогут ответить на вопросы. Запишите свои рассуждения. (Можно установить 9 связей между объектами.)
За каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. Подсчитайте их сумму.
Если вы безошибочно ответили на все 6 вопросов, установив 9 связей между признаками, то у вас очень высокий уровень развития исследуемого качества; если на 3—4— средний; если на 1—2— низкий.
Задание 3. Определите скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума).
Для этого заметьте, за какое время вы впишите недостающие буквы в слова каждого ряда:
Можно считать, что вы успешно справились с заданием в том случае, если потратили на него не более 10 мин, в том числе по каждому ряду слов:
1) хороший результат—10. 15 с. За каждый неверный ответ набавляется 5 с;
2) хороший результат—1. 1.5 мин. За каждый неверный результат набавляется 30 с;
3) хороший результат—1. 1.5 мин. За каждый неверный результат набавляется 30 с;
4) хороший результат—6. 7 мин. За каждый неверный ответ набавляется 1 мин.
Число правильно заполненных строчек —.
Задание 4. Определите, насколько хорошо вы умеете анализировать, сравнивать предметы, понятия. Сравните два предмета:
На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа — различия. Время по каждому из вариантов — 3. 4 мин (общее время—10 мин).
За указанное время вы должны найти возможно большее количество таких черт. Если количество сходных и различных качеств больше 20, то процесс сравнения оценивается 5 баллами (отличный результат); если количество сравниваемых черт достигает 10—15—4 баллами (хороший результат); ниже 10— 3 баллами (удовлетворительный результат); менее 5—2 баллами (неудовлетворительный результат).
Задание 5. Определите уровень развития навыков анализа. Перед вами 8 компасов в разном положении (см. рисунок). Определите за 3 мин направление стрелки на каждом компасе.
Если работа выполнена правильно и в срок, то у вас хорошие способности к анализу и хорошо развит глазомер.
Задание 6. Определите уровень развития мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).
Для этого попробуйте самостоятельно выделить общий существенный признак между понятиями:
Если вы справились с заданием в срок (за 5—6 мин) без ошибок, то можно говорить, что у вас хорошая подвижность нервных процессов и способность к логическому мышлению, обобщению.
Задание 7. Определите уровень развития умения обобщать.
Для выполнения каждого из приведенных далее пунктов задания а – в отводится строго определенное время — 3 мин, поэтому работать нужно как можно быстрее и точнее. Если возникнут затруднения при решении задачи, то долго не раздумывайте, оставьте ее без ответа и продолжайте работать дальше.
Если у вас останется время после решения последней задачи, можете вернуться и подумать над той, которую вы не смогли решить, или проверить свои ответы, чтобы внести необходимые изменения или исправления.
а) Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. Для каждого ряда найдите два слова, которые по смыслу ближе других к первому обобщающему слову в строке:
Оценка результатов осуществляется по шкале: если вы выполнили задание в объеме более 17 рядов, у вас очень высокий уровень обобщения; 14—17— высокий уровень; 10—13— средний уровень; менее 10—низкий уровень.
б) Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. В каждом ряду 5 слов, 4 из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы. Определите это слово в каждой строке и запишите его в тетрадь. На работу отводится 5 мин.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 16. 17. 20. | Василий изношенный постепенно лист ненавидеть темный гнездо поражение спокойствие землетрясение простокваша глубокий хата береза секунда решительный рейсфедер баскетбол Енисей объяснение | Федор маленький торопливо почва возмущаться светлый нора волнение неудача нападение молоко низкий печь сирень вечер отважный фломастер бадминтон Обь наблюдение | Семен дряхлый поспешно кора негодовать голубой курятник неудача выигрыш грабеж сметана светлый дом сосна неделя храбрый карандаш гандбол Печора задание | Иванов старый скоро чешуя презирать яркий сторожка провал успех кража сыр высокий хлев дуб час смелый чернила футбол Лена беседа | Петр ветхий быстро сук понимать тусклый берлога крах удача поджог сало горький будка ель год злой ручка хоккей Волга лекция |
Хороший результат — 15 и более правильных ответов; от 14 до 9— средний; 8 и меньше правильных ответов говорят о том, что вам надо совершенствовать свои способности к обобщению.
в) На рисунке дана серия фигур. В каждом ряду по четыре фигуры, имеющие какие-то общие признаки, и одна, отличающаяся от всех. Установите закономерность в каждой из задач, найдите отличающуюся фигуру и впишите ее номер в тетрадь.
Задание 8. Определите уровень гибкости своего мышления.
Предлагаем вам символическую запись двух фраз со следующим переводом на русский язык:
С: (А 1В), «С специально сделало так, чтобы А съело В».
Запишите этими символами приведенные ниже фразы (существительные обозначайте первыми буквами, цифрой 2 замените слово «увидеть», 3 — «иметь»).
а) Был у Вороны сыр.
б) Заметила сыр Лиса.
в) Лиса постаралась попасться на глаза Вороне.
г) Ворона похвалилась сыром перед Лисой.
д) Сыр оказался у Лисы.
Показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. Те из вас, кто безошибочно справился с заданием, обладают гибким умом; у тех, кто допустил ошибки, мышление недостаточно гибкое.
Задание 9. Определите уровень пространственной сообразительности (образного мышления, т. е. способности оперировать в мышлении пространственными образами).
а) На рисунке справа даны развертки пяти кубиков, обозначенных буквами. На их грани нанесены различные условные обозначения. Внизу показаны сами кубики с аналогичными условными обозначениями на гранях.
Установите, какая из разверток соответствует тому или иному кубику. Ответ запишите в виде цифры и буквы.
б) Решите задачи разных типов:
1. Укажите несколько слов, запись которых имеет ось симметрии.
2. Сейчас 3 ч 45 мин. Сколько будет времени, когда минутная стрелка повернется на 210°?
1. Покажите, как нужно разрезать прямоугольник со сторонами 4 и 9 единиц на две равные части так, чтобы при сложении их получался квадрат.
2. В квадрате через верхнюю левую вершину проведите диагональ. Нижний треугольник оставьте на месте, а верхний поверните вокруг вершины на 270°. Какая фигура образуется в результате такого преобразования?
1. Змея заглатывает свой хвост и проталкивает его внутрь. Чем закончится этот процесс?
2. Квадратный лист сложили вдвое по диагонали, затем еще раз вдвое так, что получился равнобедренный треугольник. Какая образуется фигура, если каждую вершину последнего треугольни-
ка отрезать по линии одинаковой длины, параллельной его противоположным сторонам, и развернуть лист?
Если вы успешно решили задачи всех типов, то у вас высокий уровень образного (пространственного) мышления; если только I и II типов — средний уровень, только I типа — низкий.
Итоговые вопросы
1. По результатам выполнения заданий 1—8 запишите в тетради краткую характеристику своего мышления:
б) уровень развития навыков:
выявления причинно-следственных связей —. ;
в) скорость мыслительных процессов —. ;
2. Приведите примеры профессий, которые предъявляют повышенные требования к:
Мышление и его развитие
Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечения от других, несущественных.
Гипотеза – предположение, проект решения задачи.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Просмотр содержимого документа
«Мышление и его развитие»
Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечения от других, несущественных.
Гипотеза – предположение, проект решения задачи.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Опосредствование – познание с использованием вспомогательных средств.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Опосредствование – познание с использованием вспомогательных средств.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.
Сравнение – с него начинается познание. В ходе этого процесса обнаруживается тождество и различия между вещами.
Например: яблоко и груша
Установите сходство и различие между ними.
С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Например, у яблока и груши: форма, цвет, вкус.
Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.
Наглядно(конкретно)-действенное мышление есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основной для формирования более сложных форм мышления.
Выделяют также наглядно-образное и абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны.
Способность мыслить непременно нужно людям всех профессий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковы.
Можно ли развивать свое мышление? И если да, то как же стать умным и сообразительным?
Мышление – самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходимо организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность
Задание 1. Определите свой тип мышления.
Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач – 4 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.
Результаты решения запишите в таблицу.
Если вы правильно, быстрее и раньше своих товарищей по классу решили задачу 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2 – логическое мышление; если задачи 3 и 4 – практическое мышление.
Порядок решения задачи
Время, потраченное на решение
Решена или решена задача
Задание 2. Определите, насколько хорошо вы умеете анализировать, сравнивать предметы, понятия.
Сравните два предмета:
На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа – различия. Время по каждому из вариантов – 3-4 мин (общее время – 10 мин)
За указанное время вы должны найти возможно большее таких черт. Если количество сходных и различных качеств больше 20, то процесс сравнения оценивается 5 баллами (отличный результат); если количество сравниваемых черт достигает 10-15 – 4 баллами (хороший результат); ниже 10 – 3 баллами (удовлетворительный результат); менее 5 – 2 баллами (неудовлетворительный результат).
Задание 3. Определите уровень развития навыков анализа. Перед вами 8 компасов в разном положении (см. рисунок). Определите 3 мин направление стрелки на каждом компасе.
Если работа выполнена правильно и в срок, то у вас хорошие способности к анализу и хорошо развит глазомер.
Задание 4. определите уровень развития мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).
Для этого попробуйте самостоятельно выделить общий существенный признак между понятиями:
Если вы справились с заданием в срок (за 5 – 6 мин) без ошибок, то можно говорить, что у вас хорошая подвижность нервных процессов и способность к логическому мышлению, обобщению.
Огурец – капуста – яблоня
Золото – медь – ртуть
Надежда – вера – любовь
Молодость – юность – старость
Платье – стол – посуда
Собака – муравей – червь
Хлеб – мясо – помидор
Лампа – свеча – солнце
Упражнения на преодоления стереотипа мышления.
(Встретились мужчина и женщина, которая является матерью Леночки).
(Путники к разным берегам реки. Сначала переправился один, затем другой. Задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы «двое подошли к реке», которая как бы наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении).
Несколько регионов мира, производящих сахар, оказались в зоне ливневых дождей, от которых серьёзно пострадал урожай?
Несколько регионов мира, производящих сахар, оказались в зоне ливневых дождей, от которых серьёзно пострадал урожай.
Какое изменение может в связи с этим произойти на рынке сахара?
1) снизится спрос на сахар 2) улучшится качество сахара 3) сократится предложение сахара 4) возрастёт количество фирм, использующих сахар.
Третий вариант + поднимется цена на сахар т.
К. будет его дифицити.
Как добывают сахар и поваренную соль?
Как добывают сахар и поваренную соль.
Каким образом, цена связана со спросом и предложением на рынке?
Каким образом, цена связана со спросом и предложением на рынке?
Помогите составить план на тему «взаимодействие спроса и предложения на рынке» состоящий из трех пунктов, два из которых состоят из подпунктов?
Помогите составить план на тему «взаимодействие спроса и предложения на рынке» состоящий из трех пунктов, два из которых состоят из подпунктов.
Тела вещества явления природы сахар морковь Радуга мел Питер снег?
Тела вещества явления природы сахар морковь Радуга мел Питер снег.
Дайте развернутый ответ.
Выделите общий существенный признак между понятиями :
Что из этого является факторами спроса, а что факторами предложения?
Что из этого является факторами спроса, а что факторами предложения?
Объективные условия потребления
Ожидание будущих изменений цен и доходов.
Расположите в хронологическом порядке выдающихся деятелей России :1) К?
Расположите в хронологическом порядке выдающихся деятелей России :
Как можно сократить расходы электричества, воды, чтобы при этом не пострадало качество жизни?
Как можно сократить расходы электричества, воды, чтобы при этом не пострадало качество жизни?
Что влияет на спрос и предложение на рынке?
Что влияет на спрос и предложение на рынке.
Мальчик не считает нужным убирать за собой, не ценит того, что делают окружающие. Он мусорит и даже не задумывается о том, кому придется все это убирать. С точки зрения жизни большинство людей делятся на две категории : «которые мусорят», т. Е. жи..
Летом я езжу к моей бабушке. Я много ей помогаю. Ухаживаю за скотиной, потом убираюсь в доме, подметаю во дворе, если надо хожу в магазин за продуктами. Я обязательно помогу бабушке.
Одежда _ юбки брюки. Прическа _ косички укладка.
Конечно можно веть у семьи общие интересы.
Ну резина наверное. Ну типо резиновые сапоги.