Гамма монитора что это
Яркость, контраст и гамма-коррекция камеры на мониторе
В мониторах предусмотрены определённые настройки, которые могут быть изменены оператором для повышения чёткости и детализации выводимых на экран изображений. Для начала можно изменить яркость и контрастность изображения.
Настройка яркости увеличивает либо уменьшает средний уровень освещённости. Настройка контраста увеличивает либо уменьшает разницу в освещённости между максимально и минимально яркими участками изображения.
Регулировка яркости на мониторе
Самым простым методом настройки яркости и контраста является отображение тестовой таблицы, генерируемой электронным путём; желательно, чтобы в таблице присутствовала шкала градаций оттенков серого цвета (от чёр-
ного к белому).
Смысл регулировки сводится к тому, чтобы разница между всеми соседствующими градациями была очевидной и примерно одинаковой. Правильность установки яркости и контраста весьма важны для качественного отображения видеоинформации, и важность эта повышается, если в помещении установлен не один, а несколько просмотровых мониторов.
Некоторые из камер должны выводиться на разные мониторы одновременно, поэтому, если отображение на дисплеях не настроено, один и тот же камерный канал может выглядеть на разных мониторах по-разному.
Гамма-коррекция
Следующим по важности параметром монитора является гамма-коррекция. Гамма-коррекция состоит в кодировании и декодировании видеосигнала с целью компенсации нелинейности видеотракта и согласования с особенностями нелинейности восприятия уровней яркости человеческим зрением. Это способствует максимально эффективному использованию средств отображения видеоинформации с точки зрения особенностей зрительного восприятия света.
Установка гамма-коррекции предусмотрена не во всех моделях мониторов, а там, где она имеется, настройка производится, как правило, через дополнительные опции меню.
Человеческое зрение, как и слух, не может быть описано линейными зависимостями: оно скорее является логарифмическим или экспоненциальным. Если при формировании видеосигнала не прибегать к гамма-коррекции, приращения освещённости будут трактоваться как линейные и человеческий глаз не сможет правильно разли-
чать градации яркости. Простая иллюстрация того, как это работает: представьте себе солнечный день с освещённостью, скажем, 50 тысяч люкс; падение яркости наполовину будет составлять 25 тысяч люкс.
Однако при слабой освещённости, скажем, в 50 лк, аналогичное уменьшение составит 25 лк. В абсолютном выражении величины эти весьма сильно различаются, однако и в том, и в другом случае глаз воспринимает результат снижения освещённости одинаково.
Это и есть нелинейность человеческого зрения. Для её компенсации и служит гамма-коррекция. Поэтому, чтобы лучше различать детали в слабо освещённых частях отображаемой сцены, видеосигнал с камеры усиливается нелинейным образом, и кривая усиления соответствует степенной функции с показателем 2,2. Эта кривая является обратной той, что использовалась при обработке сигнала в трубочных камерах (экспонента с показателем 0,45) — а при помещении кривых на один и тот же график их форма напоминает греческую букву γ (гамма), откуда и происходит название этой коррекции Сенсоры современных полупроводниковых телекамер обладают линейной характеристикой чувствительности, однако на стороне монитора требуемое для адекватного отображения сцены соотношение яркостей имеет скорее нелинейный характер.
В процессе пересчёта сформированных камерой данных в стандартный RGB-видеосигнал производится пересчёт цветового пространства и ряд других преобразований. В числе таких преобразований — гамма-коррекция, которая также улучшает передачу деталей изображения в зонах с относительно невысокой освещённостью, тем самым повышая эффективность компрессии данных. Все стандартные цветовые пространства и форматы файлов используют нелинейное (с учётом гамма-коррекции) кодирование яркости основных цветов. Изображение, которое выводилось на трубочные мониторы, обычно не требовало гамма-коррекции, поскольку в стандартном аналоговом видеосигнале она учитывается таким образом, чтобы при выведении на ЭЛТ-дисплей изображение было достаточно комфортным для просмотра (хотя и не в точности таким, каким оно являлось до коррекции). Гамма-коррекция аналоговых видеосигналов определяется требованиями соответствующих стандартов видеокодирования (PAL либо NTSC) и является величиной фиксированной и известной.
Легенда
Существует заблуждение, согласно которому гамма-коррекция была придумана, чтобы компенсировать характеристики ввода-вывода ЭЛТ-дисплеев. В трубочных мониторах интенсивность электронного пучка, а таким образом и яркость
свечения люминофора, нелинейно зависит от напряжения между катодом и модулятором электронной пушки. Искусственно внося нелинейность во входной сигнал с применением гамма-коррекции, мы можем убрать эту нелинейность таким образом, чтобы изображение на выходе имело требуемые изменения градаций яркости. Однако характеристики гамма-коррекции дисплея никак не влияют на гамма-коррекцию изображений при их формировании: коррекция применяется, чтобы обеспечить максимально высокое визуальное качество изображений вне всякой зависимости от того, на каком мониторе их предполагается отображать.
Физика процессов, происходящих в ЭЛТ-мониторе, предполагает в видеотракте (например, в телекамере) гамма-коррекцию, обратную показателю гаммы монитора, что и имеет место в современных камерах на ПЗС-сенсорах. В трубочных передающих камерах нелинейность преобразования «свет-сигнал» соответствовала показателю гаммы 0,45. Поэтому гамма-корректор в телевизионной камере не требовался; впрочем, это лишь удачное совпадение, которое несколько упростило конструктивные решения камер на самой заре вещательного телевидения. В современных компьютерах с ЖК-мониторами изображения подвергаются при кодировании гамма-коррекции с показателем 0,45, а при декодировании — обратной коррекции с показателем 2,2. Эти коэффициенты коррекции присутствуют на уровне операционной системы. Стоит заметить, что вплоть до момента выпуска компанией Apple операционной системы Mac OS X 10.6 в компьютерах Mac использовалась другая пара коэффициентов — 0,55 и 1,8.
Во всех цифровых изображениях и видеопотоках закодированы значения гамма-коррекции. Это прописано в различных стандартах. Двоичные данные в компрессированных файловых форматах (JPEG, JPEG-2000) являются кодированными. В них содержатся не линейные данные об интенсивности света, а значения, подвергнутые гаммакоррекции. Это касается и сжатых видеопотоков в таких форматах, как MPEG и H.264. Иногда в определённых приложениях либо в определённой комбинации аппаратных средств может потребоваться более точная установка показателя гамма коррекции. К примеру, это используется в издательских системах, где внешний вид изображений на дисплее должен быть максимально приближен к изображениям, выведенным на печать.
При необходимости операционная система в состоянии обеспечить такого рода установки. Как правило, при настройке используются аппаратные средства цветовой калибровки. Возможно, что в полиграфии процесс цветовой калибровки системы (реальный мир – камера – монитор – распечатка) является одним из самых важных. В фотографии и киноиндустрии ему отводятся первые роли, однако такого рода настройки мо гут производиться и в системах видеонаблюдения. Предмет этот весьма сложен, что вызвано прежде всего тем, что при формировании изображений и их печати используются разные цветовые пространства (RGB и CMYK). Не погружаясь в детали, отметим, что цветовая калибровка в принципе возможна. Важно отметить, что при неверных установках яркости, контраста и гамма-коррекции монитора даже самый качественный видеосигнал может предстать перед оператором в виде, непригодном для ведения наблюдения.
На видео: Познавательный рассказ о гамма-коррекции.
Как начать разбираться в мониторах: цветовой диапазон, гамма и температура
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Uspei.com. Когда вы планируете что-то купить, то, скорее всего, смотрите обзоры в ютубе. Со смартфонами и кофеварками все просто, а вот когда речь идет о мониторах, то здесь уже есть некоторые вопросы.
Если это серьезный тест, то в видео будут графики, диаграммы, какие-то незнакомые термины – цветовой диапазон, гамма, уровни серого. Иногда они сопровождаются текстом, который упрощает понимание, а иногда нет.
Поскольку мы периодически делаем обзоры интересных моделей мониторов, то сегодня я попытаюсь объяснить, что это значит и как понять, хорошо показывает монитор или нет.
Как тестируют мониторы?
Сначала о том, как проходит тестирование, и почему невозможно определить качество изображения монитора без внешних устройств. Как известно из научных теорий, определение параметров какой-то системы невозможно, если вы находитесь внутри.
Сравнить и определить качество возможно только с помощью другого монитора или специализированного устройства, которое называется спектрофотометром, который еще иногда называют колориметром или калибратором потому, что он используется для калибровки мониторов.
Спектрофотометр прикладывают вплотную к матрице монитора и считывают яркость и спектр излучаемого света. Если он действует вместе с приложением, которое показывает в это время на экране тестовые изображения, то можно определить, насколько качественную картинку отображает монитор.
У каждой панели есть куча параметров, от которых зависит качество изображения. Начнем с диапазона цветов, которые может показывать монитор.
Диапазон цветов
Допустим, вы сделали фотографию цветка алого цвета и открыли ее на компьютере. И там он выглядит не таким уж алым. Почему? Вот этот треугольник содержит все оттенки цветов, которые может показывать монитор. Получить такой треугольник можно как раз с помощью колориметра.
А вот этот треугольник – стандартная палитра sRGB, которую приняли в 96 году для унификации мониторов, принтеров и интернет-сайтов. Есть много других стандартов, поскольку с 96 года все успело измениться, появились мониторы и телевизоры, которые могут показывать значительно больший диапазон цветов. Так появился стандарт Adobe RGB.
Затем, когда технологии, используемые в кинотеатрах, достигли еще больших возможностей, появился стандарт DCI-P3. Но для тестов мониторов до сих пор используют sRGB, потому что он для большинства моделей до сих пор является недостижимым.
Именно поэтому вы можете увидеть в магазине два ноутбука, в которых установлены те же процессоры, видеокарты и память, но один будет стоить значительно дороже. Это потому, что в дешевом дисплее, который показывает, например, только 60 процентов диапазона sRGB, а в дорогом – все 100.
Цветовая температура
Следующая характеристика – это цветовая температура. Она говорит о соответствии цветов, которые мы видим на экране. Все цвета на нем формируются благодаря аддитивному синтезу, то есть, суммируются красный, зеленый и синий. Если вы хотите получить несколько градаций серого, то нужно в равных частях смешать все три эти цвета. Чем больше смешиваете, тем светлее будет серый.
Но если матрица не очень качественная, кое-где смесь не будет состоять из равных частей. Где-то будет больше синего, где-то красного. Тогда говорят о том, что изображение холоднее, чем нужно, или теплее.
Измеряют цветовую температуру в градусах Кельвина, но чисто белого цвета не существует, поэтому для мониторов используют температуру 6500 градусов. Конечно, это идеал, который встречается только в профессиональных моделях, они стоят значительно дороже, поэтому чаще мы имеем вот такую ломаную линию, которая говорит о том, что на разных уровнях серого мы получим небольшие отклонения.
Гамма-коррекция
Таким же образом с помощью калибратора можно определить гамму. Это самая сложная тема из всего обзора, потому что возникновение гаммы связано с физикой и особенностями человеческого зрения.
Проблема возникла еще во времена электронно-лучевых трубок, когда выяснилось, что простая линейная зависимость яркости люминофора от напряжения выглядит для нас не столь плавно, как мы хотели бы. И для того, чтобы градиент между черным и белым казался максимально ровным, нужно вносить некоторые коррективы, точнее, одну коррективу, которую назвали гамма-коррекцией.
Гамма – это логарифмическая функция, если гамма равна единице – это прямая зависимость яркости от входного сигнала, то есть, без корректировки. Вот так будет выглядеть эта картинка при гамме 1.
До недавнего времени в компьютерах использовали преимущественно два значения гамма-коррекции – 2.2 и 1.8. Первое значение применялось в персональных компьютерах на базе Windows, второе – с Mac OS. Но потом, с выходом Mac OS X 10.6 стандартным для всех систем стало значение 2.2, чтобы у изображения выглядели одинаково на обеих операционных системах.
Кстати, в телевидении и кино используют значение 2.4 согласно стандарту Rec. 709, но это уже совсем другая история. Вот так выглядела бы картинка в киноленте.
Вернемся к измерениям, если с помощью колориметра провести измерения гаммы монитора, то мы получим вот такой график. Это линия, которая строится на значениях гаммы при различных показателях яркости. Если гамма равна 2.2 на всех уровнях, мы видим прямую линию, и это очень хороший показатель, который говорит, что перед нами качественная матрица экрана.
Незначительные отклонения допускаются, можно говорить о том, что подобные графики – тоже признак качественного монитора, надо еще учитывать погрешность, которая может быть при измерении. Но вот такой график – это уже однозначно плохой результат и такой монитор для профессиональной работы с фото и видео использовать не стоит.
Чтобы назвать монитор качественным и пригодным для такой работы, все упомянутые выше тесты он должен пройти на «отлично». Поэтому в следующий раз, когда будете читать или смотреть обзор монитора или ноутбука, присматривайтесь внимательнее к тестам, иногда слова только дополняют то, что можно увидеть на этих графиках.
Каким бывает цветовое пространство мониторов и телевизоров и что это такое
Содержание
Содержание
Изображение, выдаваемое мониторами стандартизировано в наиболее существенных его составляющих: разрешение, частота смены кадров, глубина цвета, гамма, цветовое пространство.
Для построения математической модели восприятия цвета человеком двое ученых — Джон Гилд и Дэвид Райт, независимо друг от друга, провели эксперименты на людях с нормальным зрением.
По результатам этих экспериментов в 1931 году был принят стандарт CIE XYZ, легший в основу почти всех прочих стандартов, в которых так или иначе упоминается цвет. Конечно же эта модель неидеальна.
Например, большую часть цветов этого пространства невозможно увидеть в реальности. Области, увеличенные в 10 раз для наглядности, внутри которых цвета для большинства людей неотличимы друг от друга — весьма неравномерны.
Зато эта диаграмма очень удобна для описания цветовых охватов реальных устройств. Прямая линия между двумя цветами на диаграмме показывает те цвета, которые можно получить при их смешении в разной пропорции. Достаточно знать длину волны и ширину пиков основных цветов чтобы без сложных расчетов найти координаты точки прямо на диаграмме.
Существуют альтернативные пространства, отображающие полный цветовой охват, со своими особенностями. Например, CIE Lab в котором из-за нелинейных преобразований сравнивать мониторы неудобно. Но удобно сравнивать печатающие устройства, из-за того, что цвета рассматривается относительно точки белого, которая для напечатанного изображения меняется в зависимости от освещения.
О наиболее распространенных цветовых пространствах и будет рассказано в данном материале.
Стандарты аналогового телевидения. NTSC, SAMPT-C, PAL/SECAM, REC.601
NTSC стандартом на цвет обзавелся в 1953 году. В те далекие времена телевизоры обеспечивали очень широкий цветовой охват, но используемый люминофор оставлял длинные шлейфы и не давал достаточно яркой картинки, что привело к постепенному отказу производителей от этого стандарта.
В итоге появился стандарт SAMPT-C, учитывающий реальный цвет в телевизорах, который продолжили использовать в вещании NTSC.
Этой неразберихой (использование одного названия как для стандарта цветового пространства, так и системы вещания) пользуются хитрые производители, беря для расчётов процента охвата относительно NTSC (NTSC 1953) другой стандарт цветового охвата SAMPT-C (NTSC 1976) устройство на бумаге выглядело «круче» чем на самом деле. В современности стандарт цветового охвата NTSC (1953 года) нигде кроме маркетинга не используется
Чуть позже разработали другие стандарты телевиденья PAL/SECAM, которые описываются единым стандартом REC.601. В современном цифровом мире единственное подходящее его применение — оцифровка кассет, с последующей конвертацией в другое, более подходящее, пространство.
Но есть еще кое-что. Декодеры h.264 в зависимости от размера изображения по-разному преобразуют закодированную информацию о цвете в итоговые значения RGB. В зависимости от размеров изображения иногда неверно используется стандарт REC.601 вместо REC.709. Это проводит к искажению цветов либо в красноватую, либо в желтоватую область.
sRGB, REC.709
sRGB и REC.709 появились примерно так же, как SAMPT-C — чтобы навести порядок в том хаосе, который устроили производители мониторов. И то, что он так свободно перешел на ЖК-панели, можно считать чудом — принцип получения итоговой картинки разный (разные люминофоры, фильтры и так далее). Интересная особенность стандарта — он не имеет постоянной оптоэлектронной световой характеристики(гаммы).
Изначально обратную гамму использовали для компенсации неравномерности светимости люминофора от уровня сигнала управляющего током луча кинескопа, (производителям так было проще) чтобы итоговое изображение выглядело максимально близко к оригиналу. Но современным мониторам это не так уж и необходимо — они могут работать с любой гамма-функцией.
Сейчас гамма нужна для оптимального распределения информации о цвете на числовой последовательности бит. К примеру, в стандарте вещания HDTV (REC.709) числа 0-15,236-255 нужны для синхронизации кадров хотя реально для этой цели используются только 0 и 255. Чтобы учесть потерю этой части диапазона была подобрана соответствующая гамма функция. А что будет с изображением при подаче REC.709 сигнала на sRGB-монитор видно при неправильной настройке HDMI в драйвере видеокарты.
Так вот, несмотря на то, что везде для sRGB указывается гамма 2,2, на самом деле гамма меняется от 1 до 2,4.
Синий — локальное значение гаммы sRGB, пунктир — гамма 2,2, красный — гамма sRGB.
Сделано это как раз для оптимального распределения цвета по битам с учетом отражения освещения в комнате на экране монитора.
А еще все привыкли к тому, что точка белого указывается в кельвинах (к примеру, 6500К), но и это «неправда». По стандарту белый цвет используемый в sRGB соответствует дневному белому при полуденном солнце, выглядит немного зеленее привычного 6500К и называется D65.
Пока что sRGB — это стандарт цвета для интернета. Именно в этом пространстве стоит работать создателям изображений, дизайнерам, фотографам, ориентирующимся на цифровые публикации. А вот создателям видеоконтента стоит использовать другой стандарт — REC.709, у которого, несмотря на тот же самый цветовой охват, есть отличия в уровне точек черного и белого.
Еще одна особенность sRGB — отношение производителей мониторов к этому стандарту. Даже заявляя заводскую калибровку в sRGB, по факту от стандарта может отличаться все, кроме основных цветов, что осложняет работу. Обращайте внимание на обзоры.
AdobeRGB
Adobe RGB считается стандартом в печати, из-за того, что координаты основных цветов для подобраны таким образом, чтобы точно перекрывать swopCMYK — стандарт цветового охвата для печати 4 красками. В области голубого цвета у sRGB очень большие проблемы. Даже дешевенький домашний струйный принтер дает более насыщенный голубой цвет, чем дорогущий дизайнерский монитор, поддерживающий только sRGB.
Точка белого в Adobe RGB не D65, а D50 как соответствующая белому цвету на высококачественной бумаге. Который может доставить кучу неприятностей даже в любительской печати из-за принципа своей работы. Это вещество, преобразующее ультрафиолетовую часть спектра в синий цвет, что делает желтоватую низкосортную бумагу на вид яркой и белой, а отпечатки на такой бумаге сильно меняют цвета в зависимости от источника света.
Картинка, предназначенная для sRGB с отключенным управлением цветом, на таком мониторе, будет заметно отличаться от оригинального цвета, из-за того, что зеленая компонента не только дальше от точки белого, но еще и немного сдвинута в сторону от линии «точка белого/точка зеленого».
Такое пространство не подходит для потребления контента, цвета получаются нетолько более насыщенными, но и меняют оттенки, что больше всего заметно на лицах, к цвету которых глаз более чувствителен. По той же причине создателям контента, не занимающимся печатью, такое пространство доставит больше проблем чем пользы — практически никто не увидит изображение в изначальном виде.
Чтобы использовать такой монитор как следует, к нему потребуется колориметр-спектрофотометр для точной калибровки как самого монитора, так и принтера, источники света D50 и D65 для контроля отпечатков, помещение без окон, окрашенное серой краской. И всё это для того, чтобы исключить влияние внешнего освещения на восприятие цвета. В противном случае это будет просто монитор с насыщенными зелеными и голубыми цветами.
Из-за слишком широкого охвата может наблюдаться эффект постеризации на 8-битных панелях, а калибровка через LUT видеокарты в более «узкие» пространства только усиливает этот эффект. Поэтому в таких мониторах 14-битный LUT в самом мониторе и 10-битный вход — не роскошь, а необходимость.
Но все эти ухищрения недостаточны, когда дело доходит до многоцветных принтеров. Даже обычный потребительский 6-цветный принтер может выйти за пределы возможностей начальных профессиональных мониторов, поэтому превышение охвата монитора над стандартным очень даже желательно.
DCI-P3, Display-P3, P3-D65
Изначально DCI-P3 был стандартом для кинотеатров.
У оригинального стандарта яркость точки белого всего 45 нит (кд/м²) и заметен зеленоватый оттенок, а используемая гамма 2,6. Большинство мониторов даже если выкрутить яркость на минимум, всё равно будут заметно ярче чем полагается экрану в кинотеатре.
Поэтому у стандарта появились адаптации для потребительской техники — Display-P3, P3-D65, отличающиеся точкой белого, и гаммой, которую приняли за 2,2. Общего у них с изначальным стандартом — только основные цвета.
Этот стандарт планируется в качестве замены sRGB. Своим приходом в массы в скором будущем он будет обязан квантовым точкам — дешёвому люминофору позволяющим получить практически любой цвет без применения редкоземельных металлов.
Мониторов, обеспечивающих достаточный уровень покрытия будущего стандарта, становится все больше, но сейчас это вызывает некоторые сложности. Хотя браузеры и научились преобразованию цвета, для этого им требуется знать охват монитора. А Windows 10 знать не знает об этом стандарте. И если вы стали счастливым обладателем монитора с цветовым охватом отличным от sRGB, то при отсутствии настроек это может привести к искажению цветов.
В отличии от Adobe RGB у семейства P3 охват расширен не только в области зеленых, но и красных оттенков. Это приводит к чрезмерно насыщенным, «кислотным» цветам. Чтобы избежать этого достаточно скачать соответствующий профиль и назначить его по умолчанию для монитора.
К сожалению, производители и обзорщики не часто балуют профилями мониторов, а калибровка стоит денег, которые не хочется тратить. В таком случае поможет стандартный профиль, делающий просмотр интернета более приятным.
REC.2020 REC.2100
Новейший формат для цифрового телевидения — REC.2020 REC.2100. Из-за того, что используются монохромные цвета, даже квантовые точки не смогут обеспечить такого охвата, а значит бюджетных устройств с 100% покрытием в обозримом будущем не предвидится. Скорее всего это цветовое пространство ожидает судьба контейнера —цветового пространства, не соответствующего ни одному реальному устройству, но используемое для хранения информации о цвете, чтобы уже само устройство выполнило преобразования цвета в соответствии со своим возможностями. Это уже происходит на YouTube. Где для правильного отображения цвета видео в формате HDR, перед загрузкой рекомендуется конвертация именно в пространство REC.2020.
Заключение
В первую очередь при покупке монитора следует помнить, что отклонение более чем на 5% от стандартного цветового охвата в большую сторону ведет к существенному изменению цвета, которое без калибратора практически не исправить. А отклонение в меньшую сторону ничем не исправить.
Заводская калибровка вовсе не гарантирует, что монитор будет пригоден для работы.
Как ни странно, несмотря на явное желание производителей сделать DCI-P3 новым стандартом мониторов «по умолчанию», Windows 10 даже не знает о существовании этого пространства. Для того чтобы это исправить потребуется вручную назначить монитору соответствующий профиль.
Но это все настолько заморочено, что даже разработчики ПО и оборудования допускают ошибки.