Гамбсовое кресло что такое
Стулья мастера Гамбса
материалы
по теме
экскурсии
Самые знаменитые кладбища России
Дуэль
Нет, если вы думаете, что «гамбсовский стиль» — это исключительно стулья с пухлыми сиденьями, в которых герои «Двенадцати стульев» пытались отыскать запрятанные бриллианты, то разуверьтесь срочно. Хотя — сделаем оговорку — мебель в стилистике «необарокко» где-то в середине XIX столетия тоже производилась.
Но стилистика эта — не единственная и даже не главная. Как и «стулья» — вообще-то не главное, а главным были шкафчики, комоды и прочие «секретеры» со множеством тайных отделений и ящичков (недаром «секретер» — от «секрета»).
Но обратимся к истории. Началось с того, что еще в конце XVIII столетия приехал в Санкт-Петербург некто Генрих Даниэль Гамбс из города Нойвид в княжестве Вид (сейчас это в составе земли Рейнланд-Пфальц). Нойвид — не то чтобы городок, но город не очень большой: даже сейчас где-то тысяч 60 населения. И поминают в связи с ним совсем других обитателей — а происходили из этих мест предок американских Рокфеллеров, королева Румынии и даже первый и единственный князь Албании. Нашего же героя не вспоминают — что понятно, ибо город он покинул совсем молодым. Зато помнят его учителя по имени Давид Рёнтген. Знаменитый в свое время мебельщик поставлял свои произведения французскому королевскому двору, а кое-что — и в Россию, ко двору Екатерины (что-то из его работ сохранилось, попав в Эрмитаж).
Трудно сказать, сопровождал ли ученик учителя во время поездок того в Петербург или бывал ли посылаем им туда для сопровождения партий мебели. Теоретически, по возрасту, вполне мог. Как бы то ни было, в 1790 году 25-летний Генрих Гамбс прибывает в северную столицу России, а в 1795 году уже открывает магазин на Невском проспекте. И фирма «придворного механика Гамбса» продолжает существовать, уже под руководством его сыновей, вплоть до середины XIX столетия.
Ну, а теперь обратимся к стульям. Увидеть их (как и прочие шкафчики и жардиньерки) можно сейчас на выставке в Историческом музее.
Начнем с самого раннего — с классицизма. Типичная пальметта на спинке, темная кожаная обивка закреплена контрастными декоративными гвоздями с латунными шляпками, опоры оформлены в виде гермы.
Особое внимание обратим на скульптурное изображение греческого сфинкса.
Вот тоже классицизм — но только тут уже египетские гермы, и выполнены они из бронзы.
Вообще же — отвлечемся на минуту от стульев и кресел — такой прием с бронзовыми скульптурными вставками можно считать «визитной карточкой» ранних лет мастерской Гамбса. В том числе в его бюро и секретерах.
Или вот еще: здесь бронзовая скульптурная вставка соединена с декором в технике эгломизе.
Но — назад к стульям. Вот неоготика (в основном она стала входить в моду при Николае I).
И еще немного необарочной стилистики позднего этапа существования мастерской. Здесь перед креслом — поистине монументальные пяльцы.
Забавный диванчик «тет-а-тет».
И любопытная трансформация «вольтеровского» кресла.
А вот теперь — обратно к классике, ко временам самого мастера Генриха. И сейчас покажу кресло, ради которого я, вообще-то, и затеяла этот пост.
Как видим, не только бюро с комодами, но и кресла могли быть у Гамбса трансформерами. И набор приспособлений тут просто шикарный. Вот по бокам за подлокотниками — откидные столешницы.
На одном подлокотнике — пюпитр с регулируемым наклоном.
На другом — столик (и при этом под ним еще две выдвижные круглые подставки — жаль, что их не видно).
Предусмотрено также выдвижное подножие.
И когда я думала, что углядела уже все, оказалось, что помимо прочего у кресла может с помощью специального скрытого рычага откидываться спинка, превращая его тем самым в кровать.
Утверждается, что подобное кресло-трансформер «нашему всему» Александру Сергеичу как-то подарила супруга на день рожденья. Не знаю уж, было ли там столько же инженерных хитростей.
Кстати, и подписывался Гамбс «ébéniste-mécanicien de la cour à StPetersbourg» — то бишь «придворный краснодеревщик-механик». Клеймо с таким текстом было обнаружено при реставрации одного из его бюро — вот этого, с табакерками.
Вообще же в ГИМе сейчас понаоткрывалось сразу несколько выставок. Небольшой обзор можно посмотреть здесь.
Любимая мебель русских
Генрих Даниель Гамбс, ученик великого Давида Рентгена, приехал в Россию в 1790 году, а к моменту смерти Гамбса в 1831 году продукция его фирмы стала не только общепризнанным примером отличного качества и высокого вкуса, но и в определенной степени частью русской культуры и повседневной жизни. Гамбсова мебель встречается не только в Двенадцати стульях Ильфа и Петрова, ее упоминают в своих произведениях Пушкин и Вяземский, Тургенев и Гончаров. Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Значительное количество предметов изготавливалось по спецзаказам, для подарков, большая часть которых предназначалась членам царской фамилии. Несколько десятилетий Гамбс диктовал моду в петербургском мебельном производстве, творчески переосмысливая в своих произведениях все стилевые течения и художественные возможности эпохи.
Выставка демонстрирует гордость мебельного собрания Исторического музея — уникальную коллекцию художественной мебели, изготовленной в мастерских Гамбса и его сыновей в первой половине XIX века, а также мебель, выполненную в подражание популярной марке. В первой части экспозиции — впечатляющие своими размерами бюро 1800–1840-х годов, дающие возможность в полной мере оценить фантазию декораторов: тут красное дерево и орех, палисандр и береза, вставки фарфора и эгломизе, золочение и резьба, деревянные скульптуры и инкрустации, а также всякие чудеса инженерно-художественной изобретательности — многочисленные потайные ящички и вспомогательные поверхности. Вторая часть выставки (дополненная настенными гобеленами и напольными коврами) представляет фрагменты интерьера 1850-х и стиль неорококо. Это мебель из резного ореха с прихотливыми очертаниями, с подлинной бархатной обивкой: диваны, кресла, жардиньерка, чайный столик «наседка» и, конечно, легендарные стулья, ведь гарнитур тещи Ипполита Матвеевича Воробьянинова относился именно к этому времени.
12 стульев из дворца; )
Помните про табличку, которую герои незабвенного произведения нашли в одном из двенадцати стульев? «Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели. 1865 г. Санкт-Петербург». Вот оно имя того самого мастера! А творил он здесь, в Санкт-Петербурге.
Имя Генриха Гамбса (1765-1831), родоначальника столичной мебельной мастерской, сегодня хорошо известное и специалистам, и любителям искусства, стало нарицательным уже при жизни наследников, продолживших его дело.
Петербург конца 18 века, куда приехал двадцатипятилетний Гамбс, привлекал многих творчески активных людей. Грандиозность замыслов и изысканность вкуса русской императрицы Екатерины Великой привлекали в северную столицу специалистов разных художественных ремесел со всей Европы.
Интерес к мебельному ремеслу, к мебели как искусству пробуждается именно в годы правления Екатерины II, наполнившей дворцовые интерьеры прекрасными предметами.
Как купец 2-ой гильдии (сам мастер называл себя «механиком»), в марте 1795 года Гамбс открыл на набережной Фонтанки, недалеко от Калинкина моста, мебельную мастерскую. В ноябре этого же года он открывает свой собственный магазин в центре столицы, на Невском проспекте.
Ранние изделия Гамбса напоминали произведения великого немецкого мебельщика Давида Рентгена, в мастерской которого в Нейвиде он обучался во второй половине 1780-х годов. Для изделий первого периода будут характерны архитектурность композиции и пристрастие к замысловатым механизмам. Ранние работы отличаются выразительностью форм и особая, повышенная декоративность, достигающаяся использованием разнообразных, подчас нетрадиционных материалов и приемов отделки.
Именно с мастерской Гамбса следует связывать появление в конце 1790-х годов тех удивительных предметов из красного дерева с латунью, которые составляли особенность столичной мебели и вошли в историю искусства под названием «русский жакоб». Легкие, изящные и удобные стулья, кресла и канапе из массива красного дерева, небольшие рабочие столы и нарядные секретеры, решенные в этом стиле, бытовали в петербургских интерьерах, составляя убранство жилых помещений.
Традиционным декором для корпусной мебели, созданной в мастерской Гамбса в первое десятилетие 19 века, становятся полоски просеченной латуни разнообразного рисунка, размещенной на черном фоне, выполненном из мастики. К распространенному в это время декоративному приему относятся и ряды латунных звезд, ромбов и других геометрических фигур, инкрустированных в полоски черного дерева.
Мебель Гамбса отличалась высоким качеством столярного исполнения – конкурентов по уровню технического мастерства в мебельном деле Петербурга в начале 19 века у Гамбса не было.
В 1807 году, после длительного пребывания в России, сорокадвухлетний Генрих Гамбс получает российское подданство, а в 1810-м – титул «придворного механика». К этому времени позиции его мастерской прочны и основательны – в мебельном деле столицы и России в целом у Гамбса нет конкурентов, ему нет равных.
Деятельность его мастерской в это время впечатляет масштабами, разнообразием и качеством продукции. В первое десятилетие 19 века только в Императорский Эрмитаж и залы Зимнего дворца, не считая многочисленных заказов частных лиц, Гамбс поставил более ста предметов, сохранившихся до наших дней.
В течение первых трех десятилетий 19 века Гамбс и сыновья изготовили для императорских дворцов огромное количество разнообразных по назначению, стилистическому характеру и материалам предметов, решенных в соответствии с требованиями и пожеланиями именитых заказчиков. К 1830-м годам мастерская Гамбса превратилась в солидное предприятие с большим штатом сотрудников, о чем убедительно свидетельствует факт награждения медалями ста тридцати мастеров фирмы, участвовавших в возобновлении убранства Зимнего дворца после пожара 1837 года.
В 1828 году совладельцем Генриха Гамбса выступает его сын Петр, в 1830-м – Эрнст, а после смерти старшего Гамбса (1831) руководство фирмы переходит в руки братьев Гамбс.
Стремясь удовлетворить изысканные вкусы столичной знати, Гамбс и сыновья постоянно следили за веяниями моды и реагировали на все новые направления и изменения в искусстве мебели. Так, еще при жизни родоначальника фирмы мастерская одной из первых в Петербурге начинает изготавливать мебель в неоготическом стиле. Неоготическая мебель Гамбса, создававшаяся по эскизам О.-Р.Монферрана, будоражила столичную публику, увлекшуюся в это время «историческими» обстановками. О предметах в «готическом вкусе» с восторгом пишут комментаторы Первой мануфактурной выставки, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1829 году, для которой Гамбс изготовил мебель в этом неостиле. За свои изделия фирма получила большую серебряную медаль и высокую оценку современников.
Генрих Гамбс получил признание современников еще при жизни, и надо полагать, выходец из Баден-Дурлаха никогда не пожалел о том, что судьба связала его с Петербургом, где он получил возможность так многогранно и полно реализоваться.
Источник – «Русская мебель. История. Стили. Мастера» И.К.Ботт, М.И.Канева.
«Дворцовая» мебель гениального Гамбса
О произведениях мастера Гамбса слышали даже те, кто совершенно не интересуется антикварной мебелью. А всё благодаря Ильфу, Петрову и их удивительной истории о драгоценностях, скрытых в одном из предметов «гамбского гарнитура». Кто ж не помнит эти «двенадцать ореховых стульев фабрики Гамбса» из гарнитура генеральши, которые не давали покоя героям романа? Об их увлекательных приключениях читали многие поколения, а фильм, снятый на основе книги, посмотрели миллионы.
Между тем «гамбсова мебель» объединяет всё, что выпускала мастерская Гамбса и то, что подражало ей, и имеет длительную историю.
Фото из открытого источника
История фирмы Гамбсов
Генрих Гамбс прибыл в Санкт-Петербург в 1790 году вместе со своим наставником, известным прусским мастером Давидом Рёнтгеном. Но не ради праздного любопытства: иноземные мебельные мастера привезли с собой гарнитур, заказанный императорской семьёй. Молодой Гамбс был человеком амбициозным, и, к тому же, обладал прекрасными качествами коммерсанта: он быстро оценил ситуацию на мебельном рынке и решил остаться. Так началась история «гамбсовских мебелей».
Фото из открытого источника
В то время город бурно развивался, и особнякам, которые росли как на дрожжах, требовалась соответствующая меблировка. На фоне сумасшедшего спроса мастера были нарасхват, и Гамбс понял, что попал в нужное время в нужное место. У Генриха было всё, что требовалось для создания собственной мастерской: от своего учителя, у которого заказывали обстановку все королевские дворцы в Европе, он обучился всем секретам и тонкостям мебельного дела, а прекрасные деловые способности позволяли правильно преподнести и продать товар.
Генриху Гамбсу удалось быстро найти деньги и состоятельных клиентов, и вскоре в Санкт-Петербурге появилось мебельное производство «Отт и Гамбс», совладельцем которого стал купец из Австрии Отт, а первыми клиентами – высокочтимые члены царской семьи. Прошло совсем немного времени, и в интерьерах императорских дворцов и загородных резиденций появились изящные столики, шкафы, комоды, бюро и каминные экраны из красного дерева, искусно декорированные слоновой костью, золочёной бронзой, вышивкой и камеями.
Мебель, достойная королей
За 80 лет из мастерской мастера Гамбса вышло много изысканных, по-королевски роскошных предметов (в том числе стульев, кресел и банкеток). Это была изысканная, очень качественная и безумно дорогая мебель, которой обставлялись императорские резиденции и богатые дома в северной столице.
Даже одна вещь от знаменитого мастера, преподнесённая к любому знаменательному событию, считалась превосходным подарком. А поскольку все экземпляры мебели хорошо сочетались между собой, в последствие интерьер всегда можно было дополнить. С лёгкой руки Гамбса большую популярность в России тогда снискали предметы из красного дерева, украшенные латунными протяжками и розетками во французском стиле «жакоб».
Как развивалось дело Гамбса после его смерти
Ещё несколько десятилетий потомки Гамбса продолжали производить мебель для королевских резиденций, принимали заказы на восстановление дворцовых интерьеров после пожаров и даже получили титул «Поставщик Двора их Императорских Величеств», что ценился выше сословного звания. А вместе с тем стали производить более доступную мебель, которую могли купить люди с очень высоким достатком. Это была такая же изящная и прочная мебель, только не из дорогого красного дерева, а из ореха, без позолоты и «хитроумной механики».
К концу 1860-х мебельный рынок заполнился недорогими предметами из промышленных мануфактур, и внук Гамбсов, не выдержав конкуренции, решил закрыть производство. Так закончила своё существование прославленная фирма, а вместе с ней канула в Лету целая эпоха из истории русской мебели.
Сегодня антикварную мебель от Гамбса можно увидеть в музейных коллекциях и частных собраниях, старинных дворцах и усадьбах. А если повезёт, можно купить на аукционе – там иногда попадаются отдельные экземпляры. (Правда, цены значительно отличаются от тех, которые упоминают авторы романа «Двенадцать стульев»).
Наталья Углева: «Гамбсова мебель — повод для гордости». Часть I
Уникальная выставка под названием «Гамбсова мебель» проходила в Москве в Государственном историческом музее с 5 июля по 3 октября 2016 года. Впервые за всё время существования музея широкая публика могла лицезреть на расстоянии вытянутой руки такое количество признанных шедевров мирового мебельного искусства. BERLOGOS удалось встретиться с куратором выставки Натальей Углевой и поговорить о судьбах русской мебели — причём не только о старинных предметах и их создателях, но и о связи истории с современностью.
Гамбсова мебель — это мебель конца XVIII — первой половины XIX века, изготовленная в знаменитой мебельной мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса и его сыновей, наследовававших дело отца, — Петра и Эрнеста. Мастерская находилась в Санкт-Петербурге и славилась непревзойдённым качеством и высоким художественным уровнем изделий, выполняла заказы как для императорской семьи и состоятельных граждан, так и для горожан среднего класса и провинциальных дворян. Отличительной особенностью гамбсовой мебели считается наличие всевозможных «секретов»: потайных отделений, скрытых механизмов, элементов трансформации.
Рассказывает Наталья Владимировна Углева — хранитель коллекции мебели Государственного исторического музея, автор идеи, концепции и куратор выставки «Гамбсова мебель», г. Москва:
— Выставка посвящена юбилею: в прошлом году мы отметили 125 лет собранию мебели Исторического музея. Нам хотелось показать то, что в первую очередь привлекло бы зрителя, было ему наиболее понятным. Поэтому здесь представлены одни из самых ярких памятников русского мебельного искусства, которые охватывают достаточно длительный период: конец XVIII и первую половину XIX века.
— Почему гамбсову мебель принято считать «удобной мебелью высокого качества»? В чём удобство, эргономичность в отличие от другой мебели того же периода?
— Генрих Гамбс был воспитан на немецкой культуре, но во многом ориентировался на вкусы отечественных заказчиков, поэтому мы считаем его нашим русским мастером. В то время мастера уже умели делать очень эргономичные вещи и сочетать «наряд» — внешнюю красоту — с удобством мебели. Качество при этом было отменное. Корпусная мебель снабжалась определённым количеством секретов и различных трансформаций, которые позволяли человеку из небольшого предмета получить максимум функционала. Гамбс безусловно задумывался об эргономике, и это происходило в русле общих тенденций. Мебельное производство активно развивалось — как в Европе, так и в России. Русская мебель, начиная с эпохи правления Петра Великого, была органично встроена в общий культурный контекст и проектировалась с учётом европейских новшеств.
— В дизайне XX века предметы проектируются трансформируемыми в основном с целью экономии места в интерьере. А чем руководствовались знаменитые мебельщики, оборудуя дорогую мебель для знати элементами трансформации?
— Трансформируемая мебель была известна очень давно. В нашем собрании, например, есть стол, который находился в палатах царевны Софьи в Новодевичьем монастыре — так он уже трансформер, а это конец XVII — начало XVIII века. Англичане увлекались этим делом необычайно, а связано это было с желанием и необходимостью идти по пути прогресса, в том числе, и в области мебельного производства.
Существовали ещё и бытовые нюансы. В отличие от парадных помещений жилые проектировались небольшими по размеру — чтобы проще отапливать в холодное время. Соответственно, мебельное насыщение должно было быть компактным, и, порой, один предмет выполнял сразу несколько функций. Скажем, требовался и письменный стол, и туалетный столик. Из соображения экономии места пользовались одним, который совмещал в себе обе функции. А вот, например, если посмотреть на этот большой двухсторонний письменный стол, предназначенный для библиотеки, — ему не нужна трансформация, он изготовлен для просторного помещения. Но для камерных покоев обязательно нужны были вещи, которые умели «превращаться».
Не будем забывать ещё и о том, что трансформация — это игра. Некое изменение по вашему желанию доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Поэтому предмет мебели с потайными отделениями или возможностью трансформирования — это ещё и игрушка, которая дарит положительные эмоции.
— Скажите, а есть виды мебели, которые были «изобретены» в мебельной мастерской Гамбса? Какие-то неизвестные до этого нововведения?
— Тут вот в чём дело. Мы говорим «мастерская Гамбса», а подразумеваем «мастерская Гамбсов», потому что она просуществовала на протяжении целых пятидесяти лет. Безусловно, происходили различные открытия, вводились всевозможные новшества: от фрагментарных до категорических. В эпоху рококо — 1840—1850 гг. — появлялись причудливые формы мебели, новый облик получали диваны, кресла и т.д. Что касается непосредственно основателя мастерской — Генриха Гамбса, то по документам достоверно известно, что он придумал специальный предмет мебели для хранения и изучения графики. Раньше графические листы рассматривали на столах, а хранили в папках на полках. Гамбс изобрёл многофункциональный предмет — некое подобие небольшого шкафа, который в более поздних мебельных изысканиях стали называть «патент-секретер». У нас на выставке имеется образец этого вида мебели. Он представляет собой плоский секретер-экран на ножках с колёсиками, позволяющими передвигать его к источнику света. С одной стороны у него находится расположенный вертикально ящик для хранения, с другой — откидная столешница с пюпитром для изучения графики.
— «Гамбсова мебель» — это обозначение производителя или наименование художественного стиля?
— Это очень ёмкий термин. Впервые он появился в художественной литературе ещё в период работы мастерской. Помните, у Пушкина есть упоминание о «Гамбсовых креслах»? Очевидно, подразумевалось, что это был предмет производства Гамбсов. Но постепенно понятие становится более широким, так начинают называть любое удобное кресло, которое стилистически и по своим качествам можно отнести к работам великого мастера. Гамбс ведь работал не один, у него трудилось более ста мастеров. Это была очень крупная творческая лаборатория — в том числе, и по подготовке новых кадров. Мебельщики обучались мастерству и в дальнейшем могли уйти в «свободное плавание», открыть свою мастерскую. Вот так эти навыки передавались, закреплялись и реализовывались. Можно сказать, что Гамбс во многом научил русских мебельщиков правилам работы и стремлению к высокому искусству. Возможно, поэтому мы и считаем XIX век, особенно его первую четверть, золотым веком русской мебели.