функциональная грамотность учителя истории и обществознания
Использование функциональной грамотности на урока истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Использование функциональной грамотности на урока истории.
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: « Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо учить учится всю жизнь!»
Сегодня образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир. Этому способствует функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – это способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде, эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать эти знания в процессе социальной адаптации.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:
— познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
— исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
— изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
— исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
Задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России» 9 класс:
Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.
Пример задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?».
При решении таких задач у учащихся возникают трудности. Так как самым неожиданным моментом для них на уроке, является заняться математикой, что существенно влиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская.
В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации школьники показали низкие результаты. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты навыков :
— неумение работать с информацией ( сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать);
— неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
— не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
— не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
— отсутствие навыка целостного анализа информации.
В нашей работе понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Результат возможно, если:
1.В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
2.Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
3.Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).
4.Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять.
5. Умеет найти нужную информацию в источниках.
6.Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью.
Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:
— на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;
— на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;
— на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.
Благодаря изучению истории обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. При этом ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Использовать на уроках приемы развития критического мышления, диалоговое обучение, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, принимать продуманные решения, общаться. Все это помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Таким образом, учебный предмет «История» обладает широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если воздействовать на личность с разных сторон.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Функциональная грамотность на уроках обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Функциональная грамотность на уроках обществознания.
Предпосылки развития функциональной грамотности и педагогические особенности ее становления в гуманитарном направлении. Учебные материалы и пособия.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Очевидно, что формирование данных качеств целесообразно начинать с раннего возраста. Однако оценка их сформированности происходит не только в процессе обучения, но и при непосредственных жизненных ситуациях.
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества является одним из значимых направлений модернизации системы образования.
В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, сначала по конкретной теме, а потом на основе обобщения и содержательного дополнения любых практически значимых задач.
Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) – это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос. Процесс переноса, который заключается в том, как учащийся воспроизводит и использует ранее усвоенные знания, приемы (перестраивает их или нет, выбирает нужные знания, приемы из других и т.д.), какие при этом процессы умственной деятельности он осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.).
Учащийся, анализируя незнакомую ситуацию, характеризующуюся наличием известных ему объектов, но находящихся в неизвестных отношениях пытается найти эти отношения, то есть «перенести» сформированное ранее умение в новую ситуацию.
Таким образом, можно обозначить проблемы, на которые следует обратить внимание при развитии функциональной грамотности:
• низкий уровень практических навыков, отсутствие практико-ориентированного подхода в обучении;
• репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии);
• неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение домашних заданий;
• формальное изучение предмета;
• невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий.
Оценка компетентности, то есть способность практически применять знания при решении профессиональных задач происходит и на международном уровне – PISA (Programme for International Student Assesment) – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Аналогичные оценочные мероприятия проводятся при общероссийских Национальных Исследованиях Качества Образования.
Поэтому на современном уроке помимо заучивания определенных терминов, исторических фактов важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.
Другой пробел у школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков и определение формата задания. Если, к примеру, ученик видит в задаче физические термины и формулы, то у него складывается мнение, что задача по физике, и решать ее нужно только физическими методами. А между тем реальное содержание может относиться и к биологии, и к химии, и вообще к гуманитарным наукам.
Например, в экзаменационном варианте ЕГЭ по обществознанию задание № 10 направлено на осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых схемах (рисунке).
Некоторые учащиеся при виде рисунка пропускают задание, потому что думают: «график – это из алгебры, я этого не знаю, значит, не пойму, что там нарисовано». Или при чтении самого задания узнают, что ситуация описывает положение на рынке автомобилей, в которых не разбираются, а, значит, и задание не решат. При этом если заменить автомобили на косметику, телефоны или то, чем интересуется ученик, и поставить тот же вопрос, то решение для него уже не будет столь проблематичным.
Бывают и такие ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию, а то и просто угадать. Наши школьники тяжело справляются с такими задачами. Большинство использует простой алгоритм: если речь идет о естественных науках, нужно читать очень внимательно и учитывать каждую деталь, а при работе с художественным или гуманитарным текстом можно ограничиться лишь общим пониманием. Но и обыденная жизнь, и современная наука порою требуют строго обратного. Реальная математическая задача может быть просто переполнена абсолютно лишними данными. Возьмем, например, какую-нибудь статью о росте благосостояния граждан. Там будет много духоподъемных цитат из выступлений, но если отбросить публицистику и произвести нехитрые математические вычисления, то окажется, что весь рост зарплат съеден инфляцией. Бывает и наоборот. С виду текст напоминает вольную беллетристку, но, чтобы понять его смысл, нужно внимательно следить за каждым словом и каждой запятой.
Несмотря на то что в истории и обществознании много данных опирается на официальную статистику, факты, например, сравнение стоимости одинаковых товаров в разные исторические периоды, некоторые школьники не могут выполнить данный сравнительный анализ, поскольку не в состоянии произвести минимальные математические расчеты. И даже наличие раздела «Экономика» в курсе обществознания или самостоятельного предмета в учебном плане не решает имеющейся проблемы.
Также стоит отметить, что у школьников имеются при извлечении данных непосредственно из условий задания и применения метапредметного подхода.
На уроках учителя предлагают работать в основном с параграфами в учебниках и хрестоматиями, а в ответ требуют контрольных работ, сочинений или в лучшем случае эссе. При этом существует множество разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться в реальной жизни: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья, коммерческое предложение, размещение резюме.
Умение находить информацию и, главное, умение эффективно использовать имеющуюся информацию, навык работы с источниками, уже являются значительным шагом в образовательном процессе.
Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. После просмотра многочисленных телесериалов о буднях полиции большинство населения считает, что в случае его остановки сотрудником полиции первой фразой должна быть: «Я ничего не буду говорить без адвоката». Или еще одна распространенная сцена в кино, но ложная по сути: подача заявления о пропаже человека только на третьи сутки с момента происшествия. Однако «настоящий», не киношный сотрудник полиции обязан принять ваше заявление незамедлительно.
Многие педагоги, вероятно, сейчас согласятся с необходимостью учить не только знаниям, но и умениям их применять в реальных ситуациях. С точки зрения учителей истории можно вести уроки истории так, чтобы на них не столько заучивался фактический материал, сколько проходило обучение работе с документами, анализу источников, поиску информации, то есть формированию практических навыков. Разумеется, для этого надо подготовить довольно большое количество разнообразных заданий, тщательно проработать сценарий урока. По мнению учителей практиков на полную подготовку к такого рода уроку уходит несколько дней.
Проблема, которую озвучили предметники в том, что отдельные уроки — неэффективны, в таком ключе надо перерабатывать целый курс, а это уже громадная работа. Есть и еще одна проблема не поймут родители. Они привыкли к тому, что за месяц их ребенок должен изучить множество исторических событий. Претензии можно предъявить и к академическим ученым. Ведь во многом под их давлением программа насыщается настолько, что время остается лишь на чистое освоение фактов без возможности их обсудить или как-то соотнести с жизненными ситуациями. Каждый специалист хочет, чтобы все основные проблемы его науки оказались в школьной программе.
Необходима учебная программа, которая позволит подготовить всех учащихся к успешному обучению, акцентирует на применение навыков критического мышления, креативности, общения и взаимодействия. Необходимо: переформатировать некоторые задания и задачи в учебниках, создать ситуацию в учебнике порождающую необходимость решения той или иной задачи, обеспечить поиск новых средств решения, не предоставляя их в готовом виде.
Школы работают по учебникам, который дает предметные знания, умения и навыки, нам необходим учебник, способствующий воспитанию компетентного ученика.
1. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 1-4 / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. https://www.twirpx.com/file/2535973/
2. Т.Е. Лискова. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию.
3. Вознесенская Ю. А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады).
[1] Вознесенская Ю. А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания» Учитель истории и обществознания МБОУ «Клюквинская СОШ» Зайцева Е.А Учитель истории и обществознания ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» Зубкова Е.И.
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Параметры функциональной грамотности : языковая грамотность; компьютерная грамотность; информационная грамотность; правовая грамотность; гражданская грамотность;
Параметры функциональной грамотности финансовая грамотность; экологическая грамотность; способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
К какому году относится представленное на карикатуре событие? Кто из государственных деятелей здесь изображен?
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Общая грамотность: совокупность способностей, знаний, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности.
Примерные темы индивидуальных итоговых проектов Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности. Институты гражданского общества в современной России. Информационное общество и эволюция человеческих потребностей. Конфессии в России. Органы местного самоуправления в моём регионе. История Российского парламентаризма Подростковая преступность. Политические партии в современной России.
Цитаты для эссе по обществознанию: «Образование – лучший страж, чем развернутая армия» (Э. Эверетт). «В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ними по личному опыту». (Д. Гелбрейт). «Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». ( В. Сухомлинский). «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего». (Т.Джефферсон). «Безнаказанность для преступника, как овация для актера». (Э.Севрус)
«Безнаказанность для преступника, как овация для актера». (Э.Севрус) Раскройте смысл высказывания, выделите одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса.
Спасибо за внимание
Номер материала: ДБ-1346122
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.