функциональная грамотность учимся для жизни

Лаборатория функциональной грамотности

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

2. Естественно-научная грамотность

3. Математическая грамотность

Читательская грамотность

Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!

функциональная грамотность учимся для жизни. 5ebaf36fa9a59dc70da35f41ca656684. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-5ebaf36fa9a59dc70da35f41ca656684. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 5ebaf36fa9a59dc70da35f41ca656684.
В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.

Эксперимент № 1

В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят.

Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.

Эксперимент № 2

Опыт читательской грамотности

функциональная грамотность учимся для жизни. 911d49e7c14ae246f92cd1952ca971cf. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-911d49e7c14ae246f92cd1952ca971cf. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 911d49e7c14ae246f92cd1952ca971cf. Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске.

Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.

функциональная грамотность учимся для жизни. 0d2cef13106b482ab9a0734223039416. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-0d2cef13106b482ab9a0734223039416. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 0d2cef13106b482ab9a0734223039416.

Опыт креативного мышления

Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи!

Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено. Запишите свои предложения.

Усовершенствование 1: __________
Усовершенствование 2: __________
Усовершенствование 3: __________

Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.

функциональная грамотность учимся для жизни. ed15d47f632ae7191e1b9090c13f2b1c. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-ed15d47f632ae7191e1b9090c13f2b1c. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка ed15d47f632ae7191e1b9090c13f2b1c. В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит.

Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.
2. Сценарий. Сюжет

Измените сценарий каким-либо образом:

Опыт глобальных компетенций

В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес.

Опыт функциональной грамотности на уроке

Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.

Посмотреть запись вебинара можно здесь.

Источник

Функциональная грамотность. Учимся для жизни

Программа конференции

10:00-10:15 (МСК) Открытие онлайн-конференции

10:15-10:45 (МСК) Факторы эффективного формирования функциональной грамотности

Будет представлено современное понимание функциональной грамотности, рассмотрены особенности и условия формирования функциональной грамотности на примерах стран, демонстрирующих самые высокие результаты в исследовании PISA.

10:50-11:20 (МСК) Особенности учебных заданий для формирования функциональной грамотности

11:25-11:55 (МСК) Работаем с функциональной грамотностью на уроках физики

Современные тренды в образовании требуют от учителя систематической подготовки учащихся к участию в международных тестированиях, с другой стороны образование становится всё более практикоориентированным и сейчас всё больше говорится о необходимости формирования функциональной грамотности школьников. Но что это такое? Чем отличается формирование функциональной грамотности от процедуры оценивания? Как учителю физики подобрать задания? В чём отличие заданий на формирование от заданий на оценивание уровня ФГ? Об этом и многом другом поговорим на семинаре

12:00-12:30 (МСК) Математические практико-ориентированные задания в учебниках и в реальной жизни

12:35-13:05 (МСК) Эксперименты с текстом: читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции

Приглашаем в лабораторию функциональной грамотности. Будем искать нужную информацию, читая нелинейные тексты.
Будем разбирать ситуации, проявляя креативное мышление. Будем учиться оценивать задачи, в которых может быть несколько решений.
Всё для того, чтобы продолжить это занятие вместе с учениками на уроке и вне урока, во время подготовки к международным испытаниям, а главное – в жизни.

13:10-13:40 (МСК) Включение финансовой грамотности в учебный процесс

Участники встречи узнают о вариантах включения предмета «Финансовая грамотность» в учебный процесс в средней и старшей школе. А также о методических ресурсах для классной и внеклассной работы по финансовой грамотности и методах оценивания достигнутых результатов.

13:45-14:15 (МСК) Проектно-исследовательская деятельность учащихся – условие развития естественно-научной грамотности учащихся

14:15 (МСК) Секционные заседания «Подготовка учащихся к региональному мониторингу степени сформированности функциональной грамотности» (только для Самарской области)

Источник

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (общекультурное направление)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа рассмотрена на

от «31» августа 2020 года

Программа рассмотрена на

от «31» августа 2020 года и вынесена на утверждение.

«31» августа 2020 года

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Структура данной рабочей программы представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Рабочая программа курса составлена на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 кл.,коллектива авторов:

модуль «Финансовая грамотность» А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО;

модуль «Читательская грамотность»: О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО, Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО;

модуль «Математическая грамотность»: С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования;

модуль «Естественнонаучная грамотность»: А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав. кафедрой физико-математического образования.

Цель рабочей программы: развитие функциональной грамотности учащихся 8 кл. как индикатора качества и эффективности образования.

Задачи программы нацелены на развитие:

-способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в

-способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

-способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);

-способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения курса

навыки к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

навыки формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина;

способность строить социальные отношения;

способность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

способность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

способность к дальнейшему образованию;

внутренняя позиция положительного отношения к учебе;

ориентация на понимание причин успешного обучения;

проявление интереса к новому учебному материалу.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 внутренней позиции на уровне понимания необходимости знаний в современном обществе;

 устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;

 морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Планируемые метапредметные результаты

В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий :

в сфере регулятивных универсальных учебных действий

 принимать и сохранять учебную задачу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 планировать свои действия;

 различать способ и результат действия;

 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

-развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills);

 проявлять познавательную инициативу;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

в сфере познавательных универсальных учебных действий

осуществлять поиск нужной информации для решения конкретной задачи;

— р аботать с полученной информацией (оценивать, интерпретировать);

 высказываться в устной и письменной форме;

 ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста ( понимать прочитанное);

 анализировать объекты, выделять главное;

 осуществлять синтез (целое из частей);

 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения об объекте;

 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится :

 допускать существование различных точек зрения;

 учитывать разные мнения;

 формулировать собственное мнение;

 договариваться, приходить к общему решению;

 соблюдать корректность в высказываниях;

 задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

 допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

-применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

-применять математические знания для решения разного рода проблем;

-объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;

-применять финансовые знания для решения разного рода проблем;

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.

Содержание курса внеурочной деятельности

Основы читательской грамотно-сти

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

Сопоставление содержания текстов официально- дело-

вого стиля. Деловые ситуации в текстах.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, дого-воры.

Основы математической грамот-ности

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неанали-тические методы решения.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между пере-менными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Опреде-ление ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих про-хождения этапа моделирования.

Основы естественнонаучной гра-мотности

Структура и свойства вещества (электрические явления). Занимательное электричество.

Электромагнитные явления. Производство электро-энергии. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадици-онные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. На-следственность. Системы жизнедеятельности человека.

Основы финансовой грамотности

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех

капиталов. Бизнес и его формы. Риски предприни-мательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государст-во и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

Формы организации деятельности учащихся

-групповая, парная, индивидуальная;

-проектная, игровая деятельность;

совместная и самостоятельная деятельность.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, решение задач, работа с источниками, защита презентаций, круглый стол, ролевая игра, квест-игра, практикум, рефлексия.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через выполнение рубежных тестов и итогового тестирования.

Учебно-тематический план курса

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

Сопоставление содержания текстов офи-циально- делового стиля. Деловые ситу-ации в текстах.

Работа с текстом: как применять инфор-мацию из текста в изменённой ситуации?

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Поиск ошибок в предложенном тексте.

Типы задач на грамотность. Информа-ционные задачи.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

Модуль «Основы математической грамотности (8 часов)

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относи-тельное расположение, равенство.

Математическое описание зависимости между переменными в различных про-цессах.

Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

Моделирование. Выполнение рисун

Определение ошибки измерения, опреде-ление шансов наступления того или иного события.

Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа модели-рования.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 часов)

Структура и свойства вещества (электрические явления). Занимательное электричество.

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии. Магнетизм и электро-магнетизм.

Беседа.Демонстра-ция моделей. Пре-зентация.

Строительство плотин. Гидроэлектро-станции. Экологические риски при стро-ительстве гидроэлектростанций.

Нетрадиционные виды энергетики, объ-единенные энергосистемы.

Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

Моделирование. Виртуальное моде-ирование.

Системы жизнедеятельности человека.

Моделирование. Виртуальное моде-ирование.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (8 часов)

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

Беседа с элемен-тами дискуссии.

Как сберечь личный капитал? Модель трех

Бизнес и его формы. Риски предприни-мательства.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государ-ство и малый бизнес.

Бизнес подростков и идеи. Молодые пред-приниматели.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые опе-рации и риски связанные с ними.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.С.Ю.Гончарук и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности.5-11 кл.: учебное пособие для ОО. М., издательство «Просвещение», 2019

2.Т.Ф.Сергеева. Математика на каждый день.5-8 кл. Функциональная грамотность: учебное пособие для ОО. М., Просвещение, 2020

3.Ю.П.Киселёв. Живые системы.5-9 кл.: учебное пособие для ОО. Функциональная грамотность.-М., Просвещение, 2020

Источник

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

функциональная грамотность учимся для жизни. fc188b2fbbcda64dfe40e64bb3541de8. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-fc188b2fbbcda64dfe40e64bb3541de8. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка fc188b2fbbcda64dfe40e64bb3541de8.

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников?

Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

функциональная грамотность учимся для жизни. b6d262955a28c7f8d645a1825ee58790. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-b6d262955a28c7f8d645a1825ee58790. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка b6d262955a28c7f8d645a1825ee58790.

функциональная грамотность учимся для жизни. ff5a4ddd09a37119131ca18ee580e0be. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-ff5a4ddd09a37119131ca18ee580e0be. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка ff5a4ddd09a37119131ca18ee580e0be.

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

функциональная грамотность учимся для жизни. f2fc991454a7ba2a5195a79f65e5020d. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-f2fc991454a7ba2a5195a79f65e5020d. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка f2fc991454a7ba2a5195a79f65e5020d.

Глаголы из правого столбца помогут педагогам формулировать задания, направленные на развитие нужных навыков у ребят. Более подробно с заданиями, построенными на основе Пирамиды Блума, вы можете ознакомиться здесь: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf.

функциональная грамотность учимся для жизни. c8f847943c4195657f1cf5769c29e0a4. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-c8f847943c4195657f1cf5769c29e0a4. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка c8f847943c4195657f1cf5769c29e0a4.

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

функциональная грамотность учимся для жизни. dc52c899e45f7467dac40c2613d436bd. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-dc52c899e45f7467dac40c2613d436bd. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка dc52c899e45f7467dac40c2613d436bd.

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст. расскажите об особенностях этого человека. », и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня. Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

функциональная грамотность учимся для жизни. 5c531e5bf0444d586085999c07e3854c. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-5c531e5bf0444d586085999c07e3854c. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 5c531e5bf0444d586085999c07e3854c.функциональная грамотность учимся для жизни. 9fd79abbc544d70d87b2bce042b17814. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-9fd79abbc544d70d87b2bce042b17814. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 9fd79abbc544d70d87b2bce042b17814.

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

функциональная грамотность учимся для жизни. c93b9238a12ad7d700c0b49e4a17a035. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-c93b9238a12ad7d700c0b49e4a17a035. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка c93b9238a12ad7d700c0b49e4a17a035.функциональная грамотность учимся для жизни. e861e9d1ceb5f59d3ab54ce03129c445. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-e861e9d1ceb5f59d3ab54ce03129c445. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка e861e9d1ceb5f59d3ab54ce03129c445.

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

функциональная грамотность учимся для жизни. 88e9f493f2701e5a789582797cf29614. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-88e9f493f2701e5a789582797cf29614. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 88e9f493f2701e5a789582797cf29614.функциональная грамотность учимся для жизни. adde8a2a7c5265f38b9184116666293b. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-adde8a2a7c5265f38b9184116666293b. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка adde8a2a7c5265f38b9184116666293b.

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

функциональная грамотность учимся для жизни. d4ab96ce2305434a19f4eca18040917e. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-d4ab96ce2305434a19f4eca18040917e. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка d4ab96ce2305434a19f4eca18040917e.функциональная грамотность учимся для жизни. f928c48dfb63b026a61e595535a98f13. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-f928c48dfb63b026a61e595535a98f13. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка f928c48dfb63b026a61e595535a98f13.

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

функциональная грамотность учимся для жизни. b995bccad9a9088e0b9ec039cbfe2af0. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-b995bccad9a9088e0b9ec039cbfe2af0. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка b995bccad9a9088e0b9ec039cbfe2af0.

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

функциональная грамотность учимся для жизни. 4f2405f0ec59b52707e90c4ae837349c. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-4f2405f0ec59b52707e90c4ae837349c. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 4f2405f0ec59b52707e90c4ae837349c.

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

функциональная грамотность учимся для жизни. 744d6693e716063045ed867443e87096. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-744d6693e716063045ed867443e87096. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 744d6693e716063045ed867443e87096.

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

функциональная грамотность учимся для жизни. 88a857c61ec50015999071b34e317587. функциональная грамотность учимся для жизни фото. функциональная грамотность учимся для жизни-88a857c61ec50015999071b34e317587. картинка функциональная грамотность учимся для жизни. картинка 88a857c61ec50015999071b34e317587.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *