формы взаимодействия учитель ученик
Статья на тему «Формы взаимодействия учитель-учитель, ученик-ученик»
Выступление на педсовете
Формы взаимодействия «Учитель-учитель», «Ученик-ученик».
Учитель Тинькова Л.В.
В настоящее время воспитание культурного человека по-прежнему остается одной из главных задач школы. Так, по мнению доктора пед. Наук, профессора, академика РАО Бондаревской Евгении Васильевны, цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка.
Для того чтобы понять, что именно требуется для педагога, обратимся к словарю. Слово «культура » в переводе с латинского языка означает «воспитание, образование, развитие, возделывание, почитание.
Существует еще одно понятие – это понятие «культура школы ». Под культурой школы понимают ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом классе. Уровень культуры школы во многом зависит от уровня культуры педагогов и учащихся. Школа не может постоянно транслировать, т.е. навязывать ребенку некие вечные культурные истины, нормы и идеи, ценные с позиции педагогов, поскольку это принуждение к усвоению, в рамках которого учеба никогда не станет основанием.
Система образования до сих пор устроена так, что в школе искусственно определена роль жестко организованного учебного заведения, а не культурно-образовательного учреждения.
Отсутствие эмоциональной культурой у педагога нередко бывает причиной конфликтов между учителем и учеником, а также в среде коллег.
Эмоциональная культура и культура пед. коллектива в целом формирует пласт его психологического климата (его также образовывает стиль руководства, интерьер помещения, внешний вид учителей и т.д.). В свою очередь атмосфера в коллективе учителей во многом сказывается на эффективности образовательного процесса.
Одним из важных моментов является наличие или отсутствие сплоченного социального окружения, которое может оказать поддержку.
К сожалению, эмоции и переживания, вызванные контактом «учитель-учитель» иногда носит отрицательный характер.
Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей области – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной школы. Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет.
* Размышление о хорошем, приятном;
* Наблюдение за пейзажем за окном;
* Рассматривание цветов, фотографий и др. приятных или дорогих для человека вещей;
* Вдыхание свежего воздуха;
* Высказывание похвалы, комплиментов.
С другой стороны, есть ряд форм работы с учителями, которые стимулируют позитивное отношение педагогов друг к другу, а значит, формируют благоприятный психологический климат в коллективе:
Система публичного поощрения педагогов;
Вывод классного руководителя на доверие;
Ежегодные съемки видеороликов об учителе;
Коллективные выезды, вечера, конкурсы;
Беседы-релаксации за столом;
Учитель постоянно находится в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на его взаимодействие с учеником в частности и классом в целом. При этом отбор осуществляется с учетом 3 основных сфер воздействия:
Ребенок на подсознательном уровне в некоторой степени опирается на тип учителей и стиль его взаимодействия с учениками.
Рассмотрим типологию, согласно которой все учителя условно делятся на семь типов. Это психологическая характеристика необходима для понимания причин появления недостатков и предостережения от грубых воспитательных ошибок.
«НАПОЛЕОН». Неприязненное отношение к детям здесь сочетается с откровенным использованием их в собственных целях. Такой учитель напоминает полководца, для которого солдаты – это просто «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко ценится руководством. За его абстрактными построениями человека не видно.
«САМОДУР». Это яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в школе из-за неблагоприятного и стихийного стечения обстоятельств. Этот тип разрушителен и страшен для детей.
Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жесткий контроль над ними, в стремлении ограничить учеников твердыми рамками запретов.
«НАРЦИСС». Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе и своей творческой работе. Такой учитель похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его же интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.
«НАБЛЮДАТЕЛЬ». Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие творчества делает такого человека неспособным даже к манипуляциям. Такие люди совершенно не расположены к пед. профессии.
«КОТ – ЛЕОПОЛЬД». Этому типу свойственна слабость творческого начала, застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни не навредить, к полной пассивности. Такой учитель напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже поливать его, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция порой может привезти к гибели деревца.
«ДОКТОР ФАУСТАС». Учитель лепит ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он формирует личность. Многие талантливые учителя поднаторели в этом, и для многих это единственный путь.
Пед. труд представляет собой единство трех пространств – пед. деятельности, пед. общения и личности учителя.
Наверное, каждый из нас сейчас отметил в себе определенные черты, зимствованные сразу из нескольких типов учителей. Вполне естественно, что работая с разными классами, на разных по типу уроках и по ряду других причин тип и стиль взаимодействия может и должен варьироваться. Однако необходимо отслеживать свой стиль, который вы используете в определенной ситуации при работе с конкретным ребенком, чтобы не вывести ситуацию на конфликт.
Для эффективного взаимодействия с детьми ему необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений :
Урок должен быть освобожден от страха : никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога.
* Начало урока: «Добрый день (утро), ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами».
* Актуализация, вочеловечивание материала, т.е. объяснение актуальности сухой лекции через жизненный пример.
2) Создание ситуации успеха на уроке с целью формирования положительного отношения к учению. Примеры-установки:
*Опрос – выяснение позиции или мнение по проблеме. «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».
*Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».
*Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится». «Я уверена вы с этим справитесь и справитесь хорошо».
*Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…» «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали весь триместр».
*Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…».
*Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорой для ребенка в исполнении заданного). «Тут главное, как ты помнишь…»
*Оценивание (акцент на детали). «Особенно удалось вам вот это…». «Вот эта часть не плохо…»
Фактически полученная оценка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе, устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям об-ся, то во взаимоотношениях в системе «учитель-ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителем. Среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы уч-ся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки.
*ситуация неуспеха. «Все как прежде. Ни шагу вперед! Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…».
3) Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока:
*Контрольная (самостоятельная ) работа. Автономность и изолированность каждого ученика с целью с целью его индивидуальной сосредоточенности.
*Контроль домашнего задания (Учитель сидит с детьми, он среди слушателей).
*Решение учебной задачи (учитель в стороне направляет дискуссию).
Каждый учитель характеризуется определенным стилем общения с ребенком. Однако, учитель не владеет за частую нужными приемами общения. Такие стили общения как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, очень опасны, т.к. могут укорениться в творческой индивидуальности учителя, стать штампом.
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, т.е. первым шагом – умение видеть в любом ребенке что-то хорошее.
Организация форм эффективного взаимодействия «учитель-ученик
Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Касторенская средняя общеобразовательная школа № 2»
Касторенского района Курской области
«Егорьевская основная общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов
«Организация форм эффективного взаимодействия «учитель-ученик»
учитель начальных классов
Шапошникова Любовь Николаевна
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.
В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений. Взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата выделяет функции: организацию совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга.
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно
Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4 . Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
6. Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Профессионально-важные качества педагогического общения
интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества.
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
хорошие вербальные способности : культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.
Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
Отрицательные качества учителей:
кричит, обрывает, не выслушивает до конца;
выделяет отдельных учеников;
придирчивый, старается наказать за каждый проступок;
относится как к маленьким;
не умеет хранить тайну.
Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.
Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок – это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала.
Советы классному руководителю
1. Кричать – значит сдаться. Кричат слабые, сильные находят выход из любой ситуации.
2. Берегите доверие, будьте верны своим воспитанникам.
3. Чтобы Вы не делали, количество добра в мире должно увеличиться.
5. Никогда не обижайтесь на розыгрыши и шутки, какими бы они не были.
Старайтесь быть всегда на высоте. Относитесь к розыгрышам творчески и не стесняйтесь учиться у ребят.
6. Будьте интересным для ребят, мудрым педагогом и при этом постарайтесь быть для них хорошим другом.
7. Планируйте, анализируйте, идите вперед…
8. Смотрите на день, как на маленькую жизнь…
9.Умейте во всем находить добрый юмор…
10. Можно делать шаги вместе, идти параллельно, но лучше делать шаги навстречу друг другу.
11. Никогда не теряй надежды – это последний ключ, открывающий двери.
12. Помните, что мудрецы правят незаметно.
1. Альманах психологических тестов. М.: «КСП»,1995г.
2. Деятельность классного руководителя. Олышевская О.М., Минск, 2011 г.
5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995г.
7.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя). – М.: Просвещение, 1997.
8.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.