формы реализации темы самообразования учителя
Статья « Реализация темы самообразования учителя в образовательном процессе »
Единый методический день
« Реализация темы самообразования учителя в
Учитель начальных классов, первой категории,
педагогический стаж 19 лет
«Проектная деятельность как средство становления креативности младших школьников»
. Мир — это то, что мы думаем.
Все, что мы собой представляем,
возникает вместе с нашими мыслями.
Размышляя, мы создаем мир…
Однако, общество нуждается в талантливых людях. Творческие способности (креативность) являются главным звеном одаренности. Дети не считают важным уметь восхищаться прекрасным, нестандартно мыслить, быть твор цами в жизни.
— приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской
деятельности;
развитие личностных качеств учащихся;
расширение и углубление знаний по основным содержательным линиям базового курса;
совершенствование учебных компетенций;
формирование навыков коллективной деятельности учащихся;
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
усвоение учебного материала в соответствии с содержанием образования;
умение представить полученные результаты в наглядной форме;
способность рефлексивной оценки собственной деятельности.
Я считаю, что достижение названных результатов в процессе проект ных технологий обучения на уроках в младших классах является сильной стороной этих технологий. В возрасте 6-7 лет дети поступают в школу, имея равные возможности развивать свои способности. Работу по развитию креативности я предлагаю проводить в следующих направлениях: учебная деятельность; внеклассная деятельность; работа с родителями.
Важно заметить, что без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях ребенка невозможно правильно выстроить процессы воспитания и образования. Поэтому первым этапом работы является проведение диагностики креативности. Особой популярностью пользуется «тест креативности» П. Торренса, позволяющий определить уровень креативности детей дошкольного и младшего школьного возраста по степени развития основных показателей творческого мышления: беглости (способность к порождению большого количества идей); гибкости (способность к выдвижению разнообразных идей); оригинальности (способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных); разработанности (способность к детализации идей).
В ходе анкетирования родителей выяснилось, что у 52% учащихся проявляются
условия для раскрытия твор ческого потенциала детей. Включение родителей в процесс становления креативности у детей расширяет потенциальные возможности образовательной микросреды, создаваемой в классе. Итогом работы с родителями стала разработанная мною памятка «Пробуждение креативности ребенка в семье». Мне бы хотелось, чтобы целенаправленная работа по становлению креативности детей в начальной школе стала не исключением, а правилом. Основываясь на опыте прошедшего года, я разработала рекомендации для учителей «Становление креативности на уроках литературного чтения в начальной школе».
Так я помогаю своим маленьким человечкам шагать в будущее!
Система работы педагогов над темами самообразования
Титова Наталья Анатольевна
Система работы педагогов над темами самообразования
Система работы педагогов над темами самообразования
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.
На развитие профессионализма педагогов большое влияние оказывает использование разнообразных форм методической работы, способствующих повышению их квалификации:
обучение на курсах
самообразование
участие в методической работе учреждения, района
Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности
Технология самообразования
1. Общение с высококлассными педагогами.
2. Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
3. Критический обзор периодической печати.
4. Индивидуальный план самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни и цель технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей.
Поэтому решая проблему организации самообразования в учреждении, я, как старший воспитатель ищу такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые будут стимулировать педагога повышать свои теоретические и практические знания, умения и навыки, к тому же это требования Профессионального стандарта, который вступит в силу с января 2020г.
Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. В нем определены общие положения:
-настоящее положения регулируют деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
-работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
Цель работы над темами самообразования
— систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие в центре инновационных процессов.
Порядок работы над темой самообразования:
1. Выбор темы и сроков работы.
2. Составление индивидуального плана.
3. Отслеживание педагогом работы по теме.
4. Результаты работы и формы его представления.
5. Работа методиста по учету тем самообразования.
Остановимся подробнее на каждом пункте.
1. Выбор темы и установление сроков работы.
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы дошкольного учреждения, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
2. Составления индивидуального плана.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.
Примерный план работы педагога над темой строится на определении этапов, содержания работы и сроков.
I.Диагностический
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта и длится I год работы над темой.
II.Прогностический
Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
I год работы над темой.
III. Практический
Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
IV. Обобщающий
Оформление результатов работы по теме самообразования.
V. Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
Определив единую схему индивидуального плана самообразования.
Каждый педагог имеет право вносить коррективы в свой индивидуальный план работы над темой, в котором уже определена тема самообразовательной деятельности, сформулирована цель. Формулируя задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения педагог организует этапы своей работы над выбранной темой, продумывая взаимодействие с детьми и родителями. На этой основе составляется индивидуальный план.
Прикреплённые файлы:
Консультация для педагогов, родителей «Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении» СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном обществе.
Консультация для педагогов «Самообразование как система непрерывного повышения квалификации педагога ДОО» Самообразование, как система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОО предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование,.
Консультация для педагогов «Самоменеджмент — система способов деятельности, позволяющая максимально использовать собственные» Консультация для педагогов «Самоменеджмент – система способов деятельности, позволяющая максимально использовать собственные возможности,.
Консультация для педагогов «Советы по организации самообразования» Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики.
План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.
План самообразования по теме «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов» Индивидуальный план Нигматзяновой Альбины Виленовны на межаттестационный период 2016-2020 гг. Тема самообразования: «Совершенствование.
Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы» Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представлен обзор систем дошкольного образования некоторых зарубежных стран. Система дошкольного.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Система Физкультурно – оздоровительной работы. 1. Диагностика. 2. Система профилактических, оздоровительных мероприятий a) Профилактика.
Три распевки в соответствии с лексическими темами учителя — логопеда Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами моими авторскими распевками, которые я сочинила в соответствии с лексическими темами учителя.
Доклад для выступления на ШМО учителей начальных классов «Формы самообразования»
Муниципальное образовательное учреждение
Воскресенского муниципального района
на тему «Формы самообразования педагогов»
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Журавлева Наталия Ивановна
Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»
Самообразование учителя ( слайд 3 ) есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Направления самообразования учителя
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.
Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
Эти направления являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.
Источники самообразования (слайд 5)
В чем заключается суть процесса самообразования?
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования учителя (слайд 6)
Составляющие процесса самообразования учителя
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:
посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
изучение информационно-компьютерных технологий;
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Результат самообразования (слайд7)
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
Продуктивность процесса самообразования (слайд 8)
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях сети Интернет значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами;
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе;
Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения. Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету).
Создание электронного учебника.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Подводя итого вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Я скажу о своем самообразовании.
на сайте школы «Знаника» info@znanika.ru- участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах учеников, а вместе с тем идет самообразование педагога. Надо посмотреть самой уровень задач, чтобы понять, кому из учеников можно предложить поучаствовать. И сама участвую в вебинарах, тестированиях.он лайн конкурсах. Что получает педагог при участии в вебинарах, тестированиях?
Повышение ИКТ-компетентности (ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.)
Навыки практического применения современных образовательных технологий
Актуальные новости и тренды в обучении
Возможность обмениваться педагогическим опытом с коллегами
Пополнение портфолио свидетельствами и сертификатами
Возможность стать самым современным учителем в школе
На слайде указано последние мероприятия в котором я участвовала в прошлом году.
Методические рекомендации для педагогов по организации самообразования
Марина Минаева
Методические рекомендации для педагогов по организации самообразования
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Часть 1. Мотивы, этапы, достижения.
Как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации;
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой;
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто формируют образ педагога как «несовременного человека»;
• Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе нагрузки и др. ;
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно;
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться;
• Интерес. Учиться просто интересно.Говорят: «Врачу – исцели себя сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
1.1. Направления самообразования педагога
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• профессиональное (предмет преподавания);
• психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и т. д.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в образовательном учреждении. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.
1.2. Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и пр.);
• видео, аудио информация на различных носителях;
• семинары и конференции;
• мероприятия по обмену опытом;
• экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
• курсы повышения квалификации.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
1.3. Формы самообразования педагогов
Все формы самообразованияможно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, часто является единственным стимулом к самообразованию педагогов.
1.4. Составляющие процесса самообразования педагогов
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов,то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
• посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
• периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
• совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики;
• систематически интересоваться событиями экономической, политической, культурной жизни;
• повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• систематический просмотр определенных телепередач;
• чтение конкретных педагогических периодических изданий;
• обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
• решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
• посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
• изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
• изучение информационно-компьютерных технологий;
• посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
• общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
• ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
1.5. Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
1.6. Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным,если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
• программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Часть 2. Организация процесса самообразования
Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, председатели методических объединений, руководители школ молодого педагога, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив и, конечно, самое главное лицо – сам педагог. Администрация образовательного учреждения и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования педагогов за рамками педагогического коллектива учреждения. На основании гласного обсуждения работы педагога будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих педагогов.
2.1. Тема, над которой работает педагог
Если в образовательном учреждении методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все педагоги выбирают «Тему, над которой работает педагог» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все.Вот некоторые из них:
• работ с одаренными детьми;
• система блочного тестирования;
• интегрированные занятия в объединении;
• разработка проектной деятельности;
• игровые моменты на занятиях объединения;
• развитие культуры речи на занятиях объединения;
• интерактивные методики с детьми младшего школьного возраста;
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
2.2. Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.В плане указываются:
• сроки выполнения каждого этапа;
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
• способ демонстрации результата проделанной работы;
• форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии
В этой части рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда педагоги имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у педагога есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить занятия в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернету.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
• средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичной проблемой;
• программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
• компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе;
• информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования;
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
3.1. Каковы новые возможности
С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?
разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические работы);
разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
создание терминологического словаря по предметной теме, главе;
создание сборника предметных кроссвордов;
разработка комплекта тематических мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
разработка проекта организации и занятий в объединении;
пакет административной документации методического предметного объединения;
база данных методик обучения;
пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение);
проект личной методической веб-страницы;
проект веб-страницы педагогического коллектива учреждения;
проект веб-страницы учреждения;
пакет психолого-педагогических материалов для педагога;
пакет сценариев занятий с применением информационных технологий;
ведение объединения с использованием медиа-ресурсов.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность поместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Примерный план самообразования
Цель: изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
повышать уровень своей эрудиции, общей культуры.
Виды деятельности Срок выполнения
Чтение педагогических периодических изданий Систематически
Чтение методической и предметной литературы Систематически
Обзор в Интернете информации по педагогике, педагогических технологий В течение года
Проведение открытых занятий и мастер-классов для анализа со стороны коллег второе полугодие
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.
Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.
Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.
Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.