форма учителя в дореволюционной россии

С царских времен до наших дней: как менялся внешний вид школьных учителей (фото)

форма учителя в дореволюционной россии. 2395787. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-2395787. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка 2395787. форма учителя в дореволюционной россии. 2395769. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-2395769. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка 2395769.

Быть учителем непросто и ответственно. Часто именно от педагога зависит формирование личности ребенка. На протяжении существования этой профессии менялись принципы воспитания и отношение общества к учителю. Неизменным оставалось лишь главное – педагоги настойчиво стремятся научить детей уму-разуму. Интересно, какие изменения произошли в образе педагога, если проследить этот процесс от времен царизма до наших дней.

форма учителя в дореволюционной россии. 2395786. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-2395786. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка 2395786.

Учитель в царской России

Для этого периода истории характерно считать педагога наставником и примером, достойным наследования. Было модно «выписывать» заграничных учителей, которые отличались более изысканными манерами поведения.

Но невзирая на их образованность, иностранцы часто относились к своим обязанностям крайне небрежно. А вот российские учителя добросовестно старались за гораздо меньшую плату.

форма учителя в дореволюционной россии. 2395774. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-2395774. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка 2395774.

Послереволюционное время

После Октябрьской революции педагогов не стали уважать меньше. Но их услуги стали более доступными. Несмотря на существующие тогда жестокие методы физического наказания, в школу стремились попасть дети из бедных крестьянских семей. Часто помехой для этого становилось отсутствие обуви или одежды у подрастающего поколения.

В это довоенное время учителя были своими, отечественными. Они старательно преподавали свои предметы, строго проверяли уровень знаний. Особенно старались научить бедняков, среди школьников того времени были не только дети, но и их родители. Образование еще не было обязательным.

Источник

7 фактов о жизни учителя гимназии в XIX веке

Как жил, где учился и почему не спешил жениться

форма учителя в дореволюционной россии. %D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 19 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 19 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка %D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 19 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.

форма учителя в дореволюционной россии. %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0.

В XIX веке в Российской империи открывали училища и гимназии, в которых преподавали выпускники российских и зарубежных вузов. Рассказываем, чем учителя времён Гоголя, Достоевского и Бунина отличаются от современных педагогов.

Работали в нескольких учреждениях

Образовательная система состояла из университетов, гимназий, уездных и приходских училищ. Дети крестьян осваивали годичный курс училища на протяжении нескольких лет. После 1860-го года эти заведения преобразовали в земские школы, а после революции 1917-го года — в школы первой ступени.

В уездах учреждались училища для отпрысков купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и других горожан. В столицах и крупных городах открывали несколько училищ. Мальчики и девочки учились раздельно. Курс длился 3 года, обучение было бесплатным.

Гимназии для детей дворян и чиновников открывали в губернских городах. За обучение приходилось платить. Программа была рассчитана на 7 лет, но можно было поступить сразу во 2-й, 3-й или 4-й класс. В 1–2-й классы после испытаний зачисляли детей с десяти лет, а в 3–4-й — с двенадцати.

Один учитель часто совмещал работу, например, в гимназии и училище. Не было понятия «учитель гимназии».

Были самыми образованными в стране

В конце XIX века грамотными были менее 20% жителей России, а высшее образование получал только 1 из 4 000 человек. Для сравнения, по данным переписи населения 2010-го года, университетский диплом имеет каждый пятый взрослый. В начале позапрошлого века учителей готовили на историко-философском и физико-математическом факультетах университетов. Это были самые образованные люди страны.

В конце 1860-х стали открываться учительские семинарии, где дети зажиточных крестьян и мещан могли стать преподавателями начальных училищ. Программа включала широкий спектр предметов: закон божий, педагогика, история, арифметика, геометрия, черчение, землемерие, церковнославянский и русский языки, география, природоведение, гимнастика и пение.

Получали опыт работы в школе с первого курса

После реформ второй половины XIX века стали появляться учительские курсы и институты. Обучение в институте длилось три года. В основном преподавали русский язык и арифметику, педагогике отводилось 2 часа в неделю. При этом первокурсники дежурили в школах на переменах, второкурсники посещали уроки учителей, а с третьего курса студенты вели занятия самостоятельно.

Проходили испытания на право быть учителем

Чтобы занять должность учителя, необходимо было иметь аттестат университета и окончить особый педагогический курс. Преподавать французский и немецкий разрешали даже студентам, если они прошли испытания для учителей и достаточно знали русский язык. С 1871-го года требование пройти педагогический курс отменили. Учителей пения и гимнастики директор назначал по своему усмотрению.

Запирали учеников в классе

Для воспитания учеников в арсенале преподавателя были выговоры, пристыжение, «лишение высшего места в классе», «выставление имени виновного ученика на чёрной доске». За особенно тяжкие проступки могли запереть в пустом классе, правда, с уведомлением родителей. В качестве крайней меры учеников первых трёх лет обучения секли розгами, а более старших за серьёзные проступки исключали.

Одни литературные произведения рисуют учителя деспотичным и несчастным: «Человек в футляре» Антона Чехова, «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской. Другие показывают роль прогрессивного педагога в развитии учеников и влияние на общество. Учителя с человеческим лицом встречаем в автобиографии Владимира Короленко «История моего современника» и «Педагогической поэме» Антона Макаренко.

форма учителя в дореволюционной россии. %D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D1%84%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D1%84%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка %D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D1%84%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5.

форма учителя в дореволюционной россии. %D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-%D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка %D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.

Посвящали себя школе

Учитель Петербургской гимназии на своё жалованье мог содержать жену и семерых детей. При этом в сельской местности педагоги жили бедно. Считалось: они не выполняли работу, а несли миссию просвещения.

В документах о педагогическом составе Первой гимназии Санкт-Петербурга сохранились данные о 36 учителях. Они составляли треть коллектива: 5 уволились довольно рано, 11 из них оставались неженатыми, пока работали в школе, 7 женились лишь к 25 годам, 6 обзавелись семьёй после 30 лет. Учителя стремились зарекомендовать себя и обрести стабильный источник дохода перед женитьбой.

В столице зарабатывали больше

Чем беднее было поселение, тем хуже жилось и учителю. В столице учителя со стажем зарабатывали в четыре раза больше, чем в губерниях. В самых захудалых деревнях педагоги начальных школ получали в шестнадцать раз меньше, чем учителя московских и петербургских гимназий.

форма учителя в дореволюционной россии. image1 1. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-image1 1. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка image1 1.

форма учителя в дореволюционной россии. image2 1. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-image2 1. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка image2 1.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как менялся образ учителя в России с царских времён до наших дней: большая подборка фото

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6e28b44fecb. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6e28b44fecb. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6e28b44fecb.

Профессия педагога является одной из самых важных во все времена. Ведь именно первый учитель играет важную роль в жизни ребёнка и влияет на формирование будущей личности. Наставник не только даёт необходимые знания, но и воспитывает в ребенке моральные и нравственные качества, принципы поведения, а также формирует взгляд на жизнь.

Если проследить образ учителя в России по фото и историческим фактам на протяжении нескольких столетий, то можно увидеть одну закономерность — времена менялись, а роль педагога в жизни каждого человека неизменно оставалась важна.

В царской России фигура учителя воспринималась через образ наставника и примера для подражания.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab182fabc. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab182fabc. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab182fabc.

Особенно любили приглашенных учителей из-за границы. Зарубежные педагоги обучали русских детей языкам, точным наукам, манерам.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1830760. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1830760. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1830760.

Заграничные коллеги наших педагогов считались более образованными, а, следовательно, и знания их считались более ценными. К сожалению, не все они должным образом исполняли свой долг. С виду обеспеченные и интеллигентные преподаватели очень часто оказывались ненадёжными и безответственными.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1832581. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1832581. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1832581.

Отечественные же педагоги получали меньше своих иностранных коллег, хотя порой уровень знаний у них был выше. Да и до детей информацию им донести было намного легче.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab18f0ee3. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab18f0ee3. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab18f0ee3.

Но что поделаешь, в то время была мода на всё иностранное, в том числе и на образование и учителей. Кто побогаче, старались своим детям выписать педагога из-за рубежа.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab18f1656. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab18f1656. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab18f1656.

От работы учителя во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут присутствовать в мировоззрении детей. Октябрьская революция внесла свои коррективы не только в общественные отношения и народные настроения, но и в систему образования: оно стало более доступным.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab18f1bff. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab18f1bff. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab18f1bff.

Педагоги были уже чисто российского происхождения. С особым усердием они учили своих подопечных, строго спрашивали с учеников пройденный материал.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab18f3a13. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab18f3a13. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab18f3a13.

С особым терпением преподаватели учили детей из простых семей и не только малышей, но и взрослых.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab19003db. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab19003db. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab19003db.

Первые послереволюционные годы соединили в себе направленность на «трудовую школу» и идеи «свободного» воспитания.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab19009a6. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab19009a6. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab19009a6.

Учителя были примерами всесторонне развитых личностей, которые на своём примере старались привить тягу к знаниям своим ученикам.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1901593. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1901593. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1901593.

Главной концепцией, которой следовал педагог, было подготовить детей к будущей работе, а также привить им на своём примере любовь к труду и свободе.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab190212f. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab190212f. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab190212f.

Однако на каждом историческом отрезке времени учителя меняются. Ценности и мировоззрение в обществе сменяются. Это откладывает определённый отпечаток на требования к педагогу, на его отношения с учениками и другими людьми. Особенно это заметно в советские годы.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab190283a. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab190283a. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab190283a.

На образ учителя в этот период оказывает внутренняя политика государства.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6e29c06484a. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6e29c06484a. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6e29c06484a.

В период СССР он представляет собой передового представителя народа.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab19033dd. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab19033dd. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab19033dd.

Практически не подверженный критике педагог в советское время имел образ государственного человека. Учитель считался идеальным образом для подражания.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1903999. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1903999. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1903999.

В советские годы деятели образования боролись за каждого ученика, не важно, ребёнок он или взрослый, решивший наверстать упущенное в детстве.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab19050a8. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab19050a8. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab19050a8.

Каждый педагог болел своей профессией и считал долгом привить каждому любовь к Родине и к знаниям.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1907d5f. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1907d5f. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1907d5f.

Во время СССР образ учителя был необыкновенно прекрасен. Профессия эта была особо почётной.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1908864. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1908864. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1908864.

Главной задачей педагога было вдохновлять людей к новым знаниям, чтобы ученикам хотелось брать пример со своих учителей.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab19090fb. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab19090fb. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab19090fb.

Конечно же, не всё так идеально, и в советские годы были исключения. Не все педагоги преследовали высокие цели. Но в целом они обладали высокими моральными качествами.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab19098ed. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab19098ed. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab19098ed.

Любовь к детям, преданность своему делу, активная гражданская позиция — это главные отличительные черты педагогов XX века.

Значимость учительского труда зависит напрямую от ценности образования в обществе. Время идёт, всё изменяется и общество в том числе. Переход России в новую экономическую формацию не поменял нравственный образ педагога.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab190a06e. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab190a06e. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab190a06e.

Однако статус учителей в обществе претерпел заметные изменения. Труд педагогов стал малооплачиваемым.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab190a8ab. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab190a8ab. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab190a8ab.

Уважения к учителям стало меньше. Образование в новом столетии воспринимается не как что-то «высокое», а как само собой разумеющееся, бытовая услуга.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab190c1e3. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab190c1e3. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab190c1e3.

Но надо сказать, что нравственный образ деятелей образования со времён Советского Союза изменился не слишком сильно.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab190e411. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab190e411. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab190e411.

Главными качествами в преподавательской деятельности по-прежнему остались любовь к детям и к своей профессии.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6aab1916f5e. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6aab1916f5e. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6aab1916f5e.

Тяга к знаниям и постоянное самосовершенствование — вот главные черты, которые характеризуют современных педагогов.

форма учителя в дореволюционной россии. post 5d6e290ab6aa8. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-post 5d6e290ab6aa8. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка post 5d6e290ab6aa8.

Общество должно проникнуться уважением к ним, признать их значимость в жизни подрастающего поколения. Ведь именно учителя помогают нашим детям своим примером понять, как вести себя в современном мире.

Источник

форма учителя в дореволюционной россии. userinfo v8. форма учителя в дореволюционной россии фото. форма учителя в дореволюционной россии-userinfo v8. картинка форма учителя в дореволюционной россии. картинка userinfo v8.maiorova

Майорова пишет

Спаси Господь волков от нашего стада

Профессия учителя в дореволюционной России была в основном мужской.
Правда, процентное соотношение мужчин и женщин заметно различалось на разных ступенях образования.

В гимназиях и прогимназиях (с некоторой долей условности их можно приравнять к нынешней средней школе) мужчины составляли около 100 процентов преподавателей.
Дело в том, что вести занятия в гимназиях имели право только преподаватели, окончившие университет, а в университеты царской России за редким исключением женщин не принимали.
Заметим, что для обучения в гимназии тогда нужно было сдать экзамены, которые, как правило, выдерживали юноши, получившие домашнее образование. Домашними учителями тоже были преимущественно мужчины.

В так называемых народных школах – церковно-приходских, земских, городских училищах – мужчины составляли две трети от общего числа учителей. Народные школы давали только начальное образование.
Но если в гимназии женщине отводилась роль воспитательницы, то в народных школах представительницам прекрасного пола дозволялось обучать детей.

Согласно данным Г. Фальборка и В. Чарнолуского, приведенным в монографии “Народное образование в России”, в 1880 году в народных школах работали 80 процентов учителей-мужчин и 20 процентов учителей-женщин.

Но постепенно это соотношение менялось. Согласно статистике во второй половине XIX века в народных школах (в частности в сельских училищах) имела место тенденция к выравниванию численности учителей-мужчин и учителей-женщин. Так, если среди учителей старше 50 лет были 1020 мужчин и 41 женщина, то в возрасте 20 лет и менее в сельских училищах преподавали 1843 педагога-мужчины и 1848 женщин. Как видите, среди молодых преподавателей сельских училищ женщин было даже немного больше, чем мужчин.
Касательно сословий родителей учителей приводятся такие сведения.
Из семей священнослужителей и церковных служителей вышли 7079 учителей-мужчин и 2128 женщин.
Из семей потомственных дворян соответственно – 475 мужчин и 373 женщины.
Из семей, имеющих личное дворянство, – 741 мужчина и 1077 женщин.
Из крестьян – учителей-мужчин – 7051 и 318 – женщин.

Источник

Учитель в царской Pоссии

Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».

Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.

Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)

Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)

Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.

Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах.

— в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;

Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.

Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.

В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект «Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов».

С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.

Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.

Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.

Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.

В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.

В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).

По Уставу 1828 г.: «Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями. За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии.

Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

Теперь месячная зарплата:

— учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

— учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

— учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.

Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:

— прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;

— министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.

Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.

Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.

Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.

Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).

Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *