форма учителя в дореволюционной россии
С царских времен до наших дней: как менялся внешний вид школьных учителей (фото)
Быть учителем непросто и ответственно. Часто именно от педагога зависит формирование личности ребенка. На протяжении существования этой профессии менялись принципы воспитания и отношение общества к учителю. Неизменным оставалось лишь главное – педагоги настойчиво стремятся научить детей уму-разуму. Интересно, какие изменения произошли в образе педагога, если проследить этот процесс от времен царизма до наших дней.
Учитель в царской России
Для этого периода истории характерно считать педагога наставником и примером, достойным наследования. Было модно «выписывать» заграничных учителей, которые отличались более изысканными манерами поведения.
Но невзирая на их образованность, иностранцы часто относились к своим обязанностям крайне небрежно. А вот российские учителя добросовестно старались за гораздо меньшую плату.
Послереволюционное время
После Октябрьской революции педагогов не стали уважать меньше. Но их услуги стали более доступными. Несмотря на существующие тогда жестокие методы физического наказания, в школу стремились попасть дети из бедных крестьянских семей. Часто помехой для этого становилось отсутствие обуви или одежды у подрастающего поколения.
В это довоенное время учителя были своими, отечественными. Они старательно преподавали свои предметы, строго проверяли уровень знаний. Особенно старались научить бедняков, среди школьников того времени были не только дети, но и их родители. Образование еще не было обязательным.
7 фактов о жизни учителя гимназии в XIX веке
Как жил, где учился и почему не спешил жениться
В XIX веке в Российской империи открывали училища и гимназии, в которых преподавали выпускники российских и зарубежных вузов. Рассказываем, чем учителя времён Гоголя, Достоевского и Бунина отличаются от современных педагогов.
Работали в нескольких учреждениях
Образовательная система состояла из университетов, гимназий, уездных и приходских училищ. Дети крестьян осваивали годичный курс училища на протяжении нескольких лет. После 1860-го года эти заведения преобразовали в земские школы, а после революции 1917-го года — в школы первой ступени.
В уездах учреждались училища для отпрысков купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и других горожан. В столицах и крупных городах открывали несколько училищ. Мальчики и девочки учились раздельно. Курс длился 3 года, обучение было бесплатным.
Гимназии для детей дворян и чиновников открывали в губернских городах. За обучение приходилось платить. Программа была рассчитана на 7 лет, но можно было поступить сразу во 2-й, 3-й или 4-й класс. В 1–2-й классы после испытаний зачисляли детей с десяти лет, а в 3–4-й — с двенадцати.
Один учитель часто совмещал работу, например, в гимназии и училище. Не было понятия «учитель гимназии».
Были самыми образованными в стране
В конце XIX века грамотными были менее 20% жителей России, а высшее образование получал только 1 из 4 000 человек. Для сравнения, по данным переписи населения 2010-го года, университетский диплом имеет каждый пятый взрослый. В начале позапрошлого века учителей готовили на историко-философском и физико-математическом факультетах университетов. Это были самые образованные люди страны.
В конце 1860-х стали открываться учительские семинарии, где дети зажиточных крестьян и мещан могли стать преподавателями начальных училищ. Программа включала широкий спектр предметов: закон божий, педагогика, история, арифметика, геометрия, черчение, землемерие, церковнославянский и русский языки, география, природоведение, гимнастика и пение.
Получали опыт работы в школе с первого курса
После реформ второй половины XIX века стали появляться учительские курсы и институты. Обучение в институте длилось три года. В основном преподавали русский язык и арифметику, педагогике отводилось 2 часа в неделю. При этом первокурсники дежурили в школах на переменах, второкурсники посещали уроки учителей, а с третьего курса студенты вели занятия самостоятельно.
Проходили испытания на право быть учителем
Чтобы занять должность учителя, необходимо было иметь аттестат университета и окончить особый педагогический курс. Преподавать французский и немецкий разрешали даже студентам, если они прошли испытания для учителей и достаточно знали русский язык. С 1871-го года требование пройти педагогический курс отменили. Учителей пения и гимнастики директор назначал по своему усмотрению.
Запирали учеников в классе
Для воспитания учеников в арсенале преподавателя были выговоры, пристыжение, «лишение высшего места в классе», «выставление имени виновного ученика на чёрной доске». За особенно тяжкие проступки могли запереть в пустом классе, правда, с уведомлением родителей. В качестве крайней меры учеников первых трёх лет обучения секли розгами, а более старших за серьёзные проступки исключали.
Одни литературные произведения рисуют учителя деспотичным и несчастным: «Человек в футляре» Антона Чехова, «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской. Другие показывают роль прогрессивного педагога в развитии учеников и влияние на общество. Учителя с человеческим лицом встречаем в автобиографии Владимира Короленко «История моего современника» и «Педагогической поэме» Антона Макаренко.
Посвящали себя школе
Учитель Петербургской гимназии на своё жалованье мог содержать жену и семерых детей. При этом в сельской местности педагоги жили бедно. Считалось: они не выполняли работу, а несли миссию просвещения.
В документах о педагогическом составе Первой гимназии Санкт-Петербурга сохранились данные о 36 учителях. Они составляли треть коллектива: 5 уволились довольно рано, 11 из них оставались неженатыми, пока работали в школе, 7 женились лишь к 25 годам, 6 обзавелись семьёй после 30 лет. Учителя стремились зарекомендовать себя и обрести стабильный источник дохода перед женитьбой.
В столице зарабатывали больше
Чем беднее было поселение, тем хуже жилось и учителю. В столице учителя со стажем зарабатывали в четыре раза больше, чем в губерниях. В самых захудалых деревнях педагоги начальных школ получали в шестнадцать раз меньше, чем учителя московских и петербургских гимназий.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как менялся образ учителя в России с царских времён до наших дней: большая подборка фото
Профессия педагога является одной из самых важных во все времена. Ведь именно первый учитель играет важную роль в жизни ребёнка и влияет на формирование будущей личности. Наставник не только даёт необходимые знания, но и воспитывает в ребенке моральные и нравственные качества, принципы поведения, а также формирует взгляд на жизнь.
Если проследить образ учителя в России по фото и историческим фактам на протяжении нескольких столетий, то можно увидеть одну закономерность — времена менялись, а роль педагога в жизни каждого человека неизменно оставалась важна.
В царской России фигура учителя воспринималась через образ наставника и примера для подражания.
Особенно любили приглашенных учителей из-за границы. Зарубежные педагоги обучали русских детей языкам, точным наукам, манерам.
Заграничные коллеги наших педагогов считались более образованными, а, следовательно, и знания их считались более ценными. К сожалению, не все они должным образом исполняли свой долг. С виду обеспеченные и интеллигентные преподаватели очень часто оказывались ненадёжными и безответственными.
Отечественные же педагоги получали меньше своих иностранных коллег, хотя порой уровень знаний у них был выше. Да и до детей информацию им донести было намного легче.
Но что поделаешь, в то время была мода на всё иностранное, в том числе и на образование и учителей. Кто побогаче, старались своим детям выписать педагога из-за рубежа.
От работы учителя во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут присутствовать в мировоззрении детей. Октябрьская революция внесла свои коррективы не только в общественные отношения и народные настроения, но и в систему образования: оно стало более доступным.
Педагоги были уже чисто российского происхождения. С особым усердием они учили своих подопечных, строго спрашивали с учеников пройденный материал.
С особым терпением преподаватели учили детей из простых семей и не только малышей, но и взрослых.
Первые послереволюционные годы соединили в себе направленность на «трудовую школу» и идеи «свободного» воспитания.
Учителя были примерами всесторонне развитых личностей, которые на своём примере старались привить тягу к знаниям своим ученикам.
Главной концепцией, которой следовал педагог, было подготовить детей к будущей работе, а также привить им на своём примере любовь к труду и свободе.
Однако на каждом историческом отрезке времени учителя меняются. Ценности и мировоззрение в обществе сменяются. Это откладывает определённый отпечаток на требования к педагогу, на его отношения с учениками и другими людьми. Особенно это заметно в советские годы.
На образ учителя в этот период оказывает внутренняя политика государства.
В период СССР он представляет собой передового представителя народа.
Практически не подверженный критике педагог в советское время имел образ государственного человека. Учитель считался идеальным образом для подражания.
В советские годы деятели образования боролись за каждого ученика, не важно, ребёнок он или взрослый, решивший наверстать упущенное в детстве.
Каждый педагог болел своей профессией и считал долгом привить каждому любовь к Родине и к знаниям.
Во время СССР образ учителя был необыкновенно прекрасен. Профессия эта была особо почётной.
Главной задачей педагога было вдохновлять людей к новым знаниям, чтобы ученикам хотелось брать пример со своих учителей.
Конечно же, не всё так идеально, и в советские годы были исключения. Не все педагоги преследовали высокие цели. Но в целом они обладали высокими моральными качествами.
Любовь к детям, преданность своему делу, активная гражданская позиция — это главные отличительные черты педагогов XX века.
Значимость учительского труда зависит напрямую от ценности образования в обществе. Время идёт, всё изменяется и общество в том числе. Переход России в новую экономическую формацию не поменял нравственный образ педагога.
Однако статус учителей в обществе претерпел заметные изменения. Труд педагогов стал малооплачиваемым.
Уважения к учителям стало меньше. Образование в новом столетии воспринимается не как что-то «высокое», а как само собой разумеющееся, бытовая услуга.
Но надо сказать, что нравственный образ деятелей образования со времён Советского Союза изменился не слишком сильно.
Главными качествами в преподавательской деятельности по-прежнему остались любовь к детям и к своей профессии.
Тяга к знаниям и постоянное самосовершенствование — вот главные черты, которые характеризуют современных педагогов.
Общество должно проникнуться уважением к ним, признать их значимость в жизни подрастающего поколения. Ведь именно учителя помогают нашим детям своим примером понять, как вести себя в современном мире.
maiorova
Майорова пишет
Спаси Господь волков от нашего стада
Профессия учителя в дореволюционной России была в основном мужской.
Правда, процентное соотношение мужчин и женщин заметно различалось на разных ступенях образования.
В гимназиях и прогимназиях (с некоторой долей условности их можно приравнять к нынешней средней школе) мужчины составляли около 100 процентов преподавателей.
Дело в том, что вести занятия в гимназиях имели право только преподаватели, окончившие университет, а в университеты царской России за редким исключением женщин не принимали.
Заметим, что для обучения в гимназии тогда нужно было сдать экзамены, которые, как правило, выдерживали юноши, получившие домашнее образование. Домашними учителями тоже были преимущественно мужчины.
В так называемых народных школах – церковно-приходских, земских, городских училищах – мужчины составляли две трети от общего числа учителей. Народные школы давали только начальное образование.
Но если в гимназии женщине отводилась роль воспитательницы, то в народных школах представительницам прекрасного пола дозволялось обучать детей.
Согласно данным Г. Фальборка и В. Чарнолуского, приведенным в монографии “Народное образование в России”, в 1880 году в народных школах работали 80 процентов учителей-мужчин и 20 процентов учителей-женщин.
Но постепенно это соотношение менялось. Согласно статистике во второй половине XIX века в народных школах (в частности в сельских училищах) имела место тенденция к выравниванию численности учителей-мужчин и учителей-женщин. Так, если среди учителей старше 50 лет были 1020 мужчин и 41 женщина, то в возрасте 20 лет и менее в сельских училищах преподавали 1843 педагога-мужчины и 1848 женщин. Как видите, среди молодых преподавателей сельских училищ женщин было даже немного больше, чем мужчин.
Касательно сословий родителей учителей приводятся такие сведения.
Из семей священнослужителей и церковных служителей вышли 7079 учителей-мужчин и 2128 женщин.
Из семей потомственных дворян соответственно – 475 мужчин и 373 женщины.
Из семей, имеющих личное дворянство, – 741 мужчина и 1077 женщин.
Из крестьян – учителей-мужчин – 7051 и 318 – женщин.
Учитель в царской Pоссии
Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».
Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.
Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)
Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)
Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.
Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах.
— в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;
Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.
Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.
В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект «Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов».
С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.
Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.
Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.
Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.
В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.
В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).
По Уставу 1828 г.: «Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями. За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии.
Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.
Теперь месячная зарплата:
— учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
— учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
— учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.
Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:
— прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;
— министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.
Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.
Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.
Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.
Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).
Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».