эссе учителя истории на конкурс учитель года лучшие
Эссе учителя истории на конкурс «Учитель года»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Сегодня идти в ногу со временем – значит отставать.
Его надо опережать. Увидьте себя в будущем.
А если увидели, то постройте его»
И вот теперь я заново вместе с моими ребятами на каждом уроке переживаю все великие события мира, которые когда-то переживала со своим УЧИТЕЛЕМ… И именно поэтому в своей работе я равняюсь на моих наставников и коллег, тех, с кем свела меня судьба на долгой дороге, дороге познания.
Сегодняшние ученики – это будущее России, поэтому какой наша страна будет завтра, зависит в первую очередь от того, какое образование и воспитание получат дети сегодня. А значит, и от меня. Ведь от того, какие знания я вложу в своихучеников, какие качества разовью в них, что дам им нужного и полезного, зависит в некотором роде их дальнейшая судьба. А вдруг и я стану для кого-то из моих воспитанников той путеводной ниточкой, что откроет им дорогу в большую жизнь.
Однажды я услышала слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы». С той поры они стали девизом моей работы. Я ощущаю себя ответственной за судьбы своих учеников, за решения, которые им предстоит принимать в дальнейшем.
Говорят: «Дети – цветы жизни». Да, это несомненно. Но как сделать их такими, чтобы потом можно было с гордостью сказать: «Я сделала всё возможное и невозможное для этого ребёнка, и поэтому его жизнь удалась!»
Я твёрдо убеждена, что школа, как и обычная большая дружная семья, должна помогать родителям, воспитывать в детях все самое лучшее. Став учителем, я поняла, что особое место в школьной жизни занимает личность педагога. Это верный друг, и соратник для каждого ребёнка, добрый помощник и мудрый советчик. Я знаю, что должна проживать вместе со своими подопечными каждый момент его жизни. Ведь очень важно вовремя заметить пробивающийся росточек интереса к познанию, взлелеять его, не дать погибнуть из-за невнимания и чёрствости окружающих.
Своей непреложной задачей считаю развитие абсолютно в каждом ребёнке тяги к знаниям; необходимо поддерживать в нём искру интереса к предмету, не дать ей погаснуть. Уверена, что каждый ребёнок по-своему талантлив. Именно поэтому, основным качеством настоящего учителя является умение найти общий язык со своими учениками. Ведь мы, учителя, должны не только учить, но и воспитывать. И ещё я убеждена, что мы должны не только учить, но и учиться самим. Учиться у своих воспитанников. Да-да, именно у них… Поверьте, это необыкновенное чувство – научиться чему-то у своих детей!
Эссе учителя истории на конкурс учитель года лучшие
Конкурсное задание «Эссе»
Татьяна Алексеевна Тихова
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Учителем я быть не собиралась, со школьной скамьи мечтала быть юристом, но трезво смотрела на жизнь и понимала, что девчонке из сельской школы поступить в юридический институт нереально. Реально, оказалось, успешно сдать вступительные экзамены в Ярославский педагогический институт имени К.Д.Ушинского на филологический факультет отделение «история и право». Как магнит притягивало и завораживало название «…и право», а что будет на выходе из института, волновало мало. Первая брешь в моём убеждении, что я будущий юрист, но пока учусь в педагогическом, появилась уже на первом курсе, после тестирования, проводимого среди первокурсников. Компьютер выдал мне, что в выборе профессии я не ошиблась, я – учитель! Вторая брешь появилась после первой педагогической практики, на втором курсе, когда я с удовольствием, возилась со своими подопечными семиклассниками. Мы делали стенгазету, готовились к историческому вечеру, ездили «на морковку». Именно она поставила окончательную точку в моём убеждении, что я не хочу ничего менять в своей жизни, мне нравится работать с детьми, общаться с ними.
Да, мое призвание – учитель. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня «учитель» – это моя жизнь. Я не работаю учителем, я живу этим. И сразу мелькнула мысль, а как в Стандарте Педагога отразить это? Как отразить в Стандарте величие Души учителя, его настроенность на жертвенное служение? В Стандарте даны критерии идеального учителя 21 века. В соответствии с ними учитель должен: иметь, уметь, владеть, использовать, включить, демонстрировать, регулировать, управлять, устанавливать, организовывать, оказывать, взаимодействовать и т.д., т.п., но нигде не сказано, ни про душу, ни про жертвенность. Мне импонируют слова министра: «Мы должны превратить профстандарт в мощный ресурс карьерного роста, а это возможно только при условии, что сам учитель будет готов с ним сверяться». Я понимаю, что Стандарт Педагога – это ориентир, по которому следует двигаться дальше в профессии. Я готова следовать, мне хочется следовать.
Жизнь человека, как книга, читаешь страницу, то грустную, то весёлую. Мой друг говорит, что я живу в другом, своём особенном мире, в мире иллюзий, красивых и правильных слов, а реальная жизнь не такая!
А какая она, моя жизнь учителя?
После исчерпывающего ответа по билету, выпускница Нина Гусева, на мой вопрос, куда она собирается поступать, тихонько ответила: «Я буду как Вы, учителем истории». Я, молодая в то время ещё учительница, растерялась. Было очень приятно, захотелось работать дальше с ещё большим энтузиазмом, творить, увлекать. Сейчас Нина Викторовна работает учителем истории в одной из школ области. Это моя жизнь.
Моя отличница, труженица Марина Пятерикова подошла ко мне на перемене и сказала: «Татьяна Алексеевна, посоветуйте, как мне лучше поступить: пойти в 10 класс или в музыкальное училище имени Л.Собинова»? И мы вместе стали представлять, каким будет её будущее, если она пойдёт в 10 класс и какие перспективы откроются перед ней, если она поступит в училище. Чувство радости и гордости я испытывала, когда Марина, с красным дипломом закончив, Ярославское музыкальное училище имени Л.Собинова, стала студенткой Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И.Глинки. Мы не прекращаем общаться, она звонит, приезжает ко мне в гости, думаю, ради этого стоит иметь такую жизнь, как моя. За годы педагогической работы многие из моих учеников выбрали Путь Учителя. Я горжусь всеми. Мне приятно осознавать востребованность меня как человека, как учителя. На душу ложатся слова А.Г.Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить».
«…чтобы дышать им и жить», а в Стандарте этого нет! И не будет, потому что невозможно привести к критерию, то, что в душе учителя, то во что он свято верит и следует этой вере всю свою жизнь.
Сколько еще будет звонков и уроков в моей судьбе?
Эссе учителя истории на конкурс «Учитель года»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Республиканский этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2015».
Кычкин Андрей Владимирович.
Закреплённые в веках жизнью, силой правды афоризмы и высказывания возводят частное явление в общий принцип, что придаёт им огромную жизненность, практическую и теоретическую ценность.
Афоризмы дают богатую, утончённую духовную пищу для самостоятельного размышления. Они шлифуют, заостряют ум.
В своём эссе я попробую отшлифовать свои мысли через афоризмы известных педагогов, к которым обращаюсь часто.
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
В наше время ребенок не может знать, кем он станет в будущем.
Но так было не всегда. Раньше, когда в мире преобладали закрытые общества, где судьба большинства только что родившихся людей была предопределена, так как переход из одного социального слоя в другой был практически невозможен. Так было в кастовой и сословной системах. Люди уже с малых лет знали, кем они станут. Но в современном мире в классовой системе переход из одного социального слоя в другой зависит от самого человека и, как я думаю, главным агентом в этом переходе является школа, учитель.
Такие рассуждения приходят ко мне сегодня, потому что осознание важности профессии учитель пришла ко мне не сразу.
Раньше, когда я учился в школе, думал, что у учителя очень сложная и неблагодарная работа. И эта мысль не покидала меня даже, когда учился на первых курсах университета. И я говорил себе, что никогда не стану учителем.
Но мое мнение о профессии учител я стало меняться, когда дал первые пробные уроки во время педагогической практики в школе №2 города Якутска. Изменение произошло, когда я увидел заинтересованные лица учеников моим рассказом об истории древней Греции. Это событие стало началом изменения моего мнения о будущей специальности.
Думаю, что помог один из первых опытов столкновения с реальностью в жизни любого педагога: один из моих учеников, признанный «заядлым хулиганом»,- посетив мои уроки, заинтересовался историей. И мы с ним начали углубленно изучать историю. В итоге после окончания школы он поступил на юридический факультет. И при каждой встрече благодарит меня за своевременное «вмешательство» в его судьбу.
Оказалось, что учитель не только преподает свой предмет, но и имеет возможность помочь детям в выборе будущей профессии.
Сейчас, когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям»!
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. (В. Ключевский)
Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем – этого достаточно! И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными. (Соловейчик С.Л.)
Возрастной период, который охватывает школа, обоснованно рассматривается специалистами как время формирования личности ребёнка.
На протяжении педагогической работы учителя увлекает то одно, то другое, то третье и так без конца…И всё это по доброй воле: просто в нашей профессии очень много интересного, увлекательного, захватывающего.
Меня в первое время в нашей профессии увлекла тема самовоспитания человека, видимо, потому что это была одна из тем моих курсовых в университете. По мере возможностей мы с детьми занялись самовоспитанием: для начала наблюдали за собой со стороны, постарались выявить свои отрицательные черты и начали работу над собой. Наблюдение и работу над собой фиксировали в специальных тетрадях. Работа эта интересная, серьёзная: человек оказывается по отношению к себе как бы наблюдателем со стороны.
Первые результаты работы, думаю, подведём и увидим в выпускном классе.
Нам, учителям, сегодня очень важно воспитать в наших детях духовные ценности человечества, чтобы подрастающее поколение выросло нравственно здоровым: ведь от его сознания, духовно – нравственных качеств будет зависеть в будущем наше благополучие.
Русская и якутская классическая литература, история и обществознание в этом деле нам всегда были и будут верными помощниками: они смогут помочь нам противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это потребуется нашим выпускникам в будущем для служения государству и народу.
Современное образование терпит очень много изменений, и это требование и веяние времени. В основном это внедрение стандартов второго поколения ФГОС.
На собственном опыте хочу сказать, что современный мир уже изменился, и нет дороги назад. Сейчас в ХХ I веке, веке информации и глобализации, качественное образование стало наиболее востребованным, чем в предыдущем веке. Возросла конкуренция в трудовой сфере: везде требуются специалисты, не ограничивающиеся своими сегодняшними знаниями и умениями. Об этом детям рассказывают их родители и учителя, и дети это очень хорошо понимают: в будущем то же самое ожидает от них жизнь.
Как показывает жизнь, роль учителя изменилась: он не единственный источник знаний, как было в ХХ веке.
В образовании одна из главных проблем – конкуренция с теми источниками информации, которые, не являясь официально частью общего среднего образования, тем не менее, содержат сведения, благодаря которым у учащихся складывается мировосприятие. Специальный термин «параллельная школа» отражает растущую остроту проблемы – у образования действительно появился серьезный конкурент в лице новой информационной среды и IT-технологий делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически.
Происходящие изменения не могут не затрагивать подрастающее поколение. Идут исследования того, как Интернет влияет на современных детей и подростков, что происходит со взрослыми, которые вынуждены жить в интенсивной информационной среде.. Информационная среда изменяется куда быстрее, нежели средства ее анализа.
Современная педагогика предлагает создавать внутреннее медиапространство образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты.
Такая проблема, задача стоит перед каждым учителем.
Этой идеи я придерживаюсь в своих предметах истории и обществознания:
А что такое правильно думать? Это смотреть на вещь или на событие со всех сторон, а не делать преждевременных выводов.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (В.И.Ленин).
Любой учитель работает в коллективе, и каждый из нас со своими индивидуальными качествами: характером, чертами, любимыми занятиями, увлечениями.
Нас связывает профессия, которую мы выбрали в жизни и педагогический коллектив, где мы трудимся.
Педагогическая этика регулирует поведение учителя, чтобы укреплялся его авторитет, обеспечивалось единство усилий педагогического коллектива, обшественности и семьи. Педагогическая этика утверждает гуманистические принципы в отношениях с детьми, коллегами, родителями, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника, коллег и взрослых.
Мы время от времени бываем на семинарах коллег, республиканских курсах, где обмениваемся с коллегами опытом работы, разговариваем по наболевшим вопросам, проблемам и уезжаем с них окрылённые новыми знаниями, мыслями, замыслами и планами. По приезду от них начинаем реализовывать их: пробуем, анализируем, делаем выводы, исправляем ошибки, убираем недочёты…
Наши ученики растут из года в год, заканчивают школу, учатся в высших учебных заведениях, становятся специалистами в какой-то области. Они нас не забывают, держат связь где бы ни были: приезжают на каникулы, общаются по ватсапу, шлют поздравления по праздникам. А когда получается встретиться случайно, радуются встрече, как родные: улыбаются, рассказывают о себе, о своих проблемах, бывает, что обращаются за советом.
И тогда понимаешь, что есть доля моего труда в том, что передо мной стоит взрослый современный специалист, который только с благодарностью смотрит на меня счастливыми глазами…На душе становится тепло от их доброго благодарного отношения, и тогда понимаешь, что не зря потрачены бессонные ночи, часы, дни, годы на детей, ставших тебе родными…
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мы рождены быть настойчивыми, ибо только через настойчивость узнаем, чего мы стоим на самом деле.
Каждый день мое дело, которым я занимаюсь, ставит передо мной новые проблемы. Именно они делают мою профессию интересной, а преодоление этих проблем придают смысл моей делу. Так охарактеризовать можно многие профессии, но есть одна, которая затрагивает все стороны жизни человека, начиная с самого рождения.
Это профессия – учитель. С рождения человек встречает учителей: будь они личностями, или просто окружающими предметам, и или явлениями. Все это в совокупности учит его. Но есть момент, когда человек осознает, что в его жизни появился учитель. Кто он? Какова его роль?
Учитель – это путеводитель, наставник, воспитатель, друг.… Все эти понятия можно использовать в определенные моменты обучения и воспитания Человека, и они так порой переплетены, что четких ограничений никто не даст.
Я – учитель. Кто я? Этот вопрос задает каждый специалист, переступая впервые порог школы. Такой вопрос, задавала и я. Каким должен быть учитель, какие приоритеты стоят перед ним?
Как бы ни укреплялась материально современная школа, какие бы новые образовательные технологии и инновации не приходили в школу, по-прежнему ведущей фигурой в школе остается учитель. Именно от его таланта, умения найти дорогу к сердцу ребенка зависит успех обучения. Ориентируясь на гуманизацию образования, на формирование личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, я убеждена, что она формируется личностью самого учителя.
До некоторых лет учителя можно было отожествлять с Данко несущего свое горячее сердце, вырванное из груди, освещающего путь. Сейчас в наше время – с Чацким — не умеющий извлекать выгоду чудик, донкихот, сражающийся с ветряными мельницами. Но не все так грустно, если учитель с устойчивым эмоциональным интеллектом. Он обязательно найдет во всей этой рутине отчетов и проверок и мозговыми штурмами со стороны родителей свою нишу, чтобы реализоваться как специалист и получит эмоциональное удовлетворение, значит, оттянет час профессионального выгорания или вообще не столкнется с ним.
Именно учитель стоит у истоков любой личности, которые формируют будущих успешных специалистов. А специалисты чтобы реализоваться в любой профессии должны сформироваться как личности. Задатки формирования личности: устойчивой к происходящим переменам в обществе; умеющего адаптироваться к быстро развивающимся технологиям; устойчивым эмоциональным интеллектом; самосовершенствующимся и саморазвивающимся, с широким мировоззрением и глубоко толерантным – закладывает личность учителя. Ведь только личность может воспитать личность и это неоспоримо.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Я – УЧИТЕЛЬ
Позднякова Наталья Анатольевна
Принято считать, что человек – творец своей судьбы. В 2000 году сразу после школы я осознанно выбрала профессию педагога и после окончания ВУЗа переступила школьный порог в качестве учителя истории и обществознания. Сразу стало понятно, что я не ошиблась в выборе профессии. Ежедневно урок за уроком доказывал мне, что я люблю детей. А раз люблю, значит, научу. Тем более, что эта любовь взаимная. Я долго искала ответ на вопрос о сущности любви учителя к детям и нашла его в работах Л.Н. Толстого. Он говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И эти слова стали основой моей педагогической деятельности!
В обществе бытует мнение, что в профессии педагога нет ни денег, ни почета, а я продолжаю верить в то, что эта профессия самая лучшая. Все, кто так говорит, не понимают, что для них «учитель» – просто слово, а для меня это целый мир!
Никогда не забуду свой первый рабочий день в школе, первый урок. Страха не было, были сомнения: как начать, что сказать детям? Когда я вошла в класс, и прозвенел звонок, я как будто оказалась на сцене в ярком свете рамп. И именно тогда ушли сомнения, я поняла, что должна сделать что-то интересное, необычное, запоминающееся. Мой разум не сохранил тему того урока, погоду за окном. Он запечатлел только детские глаза: серые, карие, зеленые, оценивающие, выжидающие, внимательные, дерзкие. Я улыбнулась и решила, что ни в коем случае не должна их разочаровать, обмануть, погасить в них свет ни сегодня, ни завтра, никогда. Тогда я еще не знала, что единицей измерения моей жизни станут 45 минут школьного урока. 45 минут для школы – это целая жизнь с радостями и трудностями, в которой ученик и учитель становятся единым слаженным организмом.
Поэтому первый урок в школе был не мой, а для меня. Мне думалось, что я учу детей, а оказалось, что учили они меня. Учили быть умной, учили быть доброй, учили быть вместе с ними, смотреть на мир их глазами. Через слезы, огорчения и радости я пришла к пониманию того, что не нужно учить и воспитывать только словом, а нужно увлечь и зажечь собственным примером. Поэтому мне близки слова А.С. Макаренко о том, что «живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие».
Детская натура тонкая, ранимая, чувствующая любую фальшь, поэтому слукавить не удастся. Только через искреннее отношение, уважение и понимание можно достучаться до детских сердец. Только на личном примере ценностного отношения можно показать ребенку, как необходимо действовать в той или иной ситуации. Нужно быть им не столько воспитателем, сколько другом. Но другом, намного больше знающим, умеющим подсказать, поддержать в трудную минуту. Другом, всегда готовым поделиться своим жизненным опытом и прийти на помощь. Ребенок должен быть уверенным, что здесь его поймут и не осудят. Ведь нет плохих детей, есть плохие поступки, которые можно и нужно исправлять, пополняя «копилку добрых дел», тогда и судьба отнесется к тебе по-доброму.
Мы не плохие и не хорошие, не добрые и не злые, мы ветви одного дерева, растущего и развивающегося вместе в современном мире.
Сегодня мы живем в неоднозначном времени – в эпоху глобализации и глобальных проблем. Во времена изменений и трансформаций общества лишь история может стать проводником в неизвестное завтра. Знание истории необходимо нам для сохранения культурной идентичности и развития России в глобальном мире. Поэтому цель, стоящая перед учителем истории сегодня, учить детей освоению опыта прошлых поколений и умению применять его на практике в действительности.
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом, постоянно меняющемся постиндустриальном обществе. Активность, умение ориентироваться в потоках окружающей нас информации, критический характер мышления, самостоятельность, коммуникативность, креативность, способность к кооперации и непрерывному самообразованию – вот качества личности нового человека XXI века. Качества, которые я пытаюсь воспитать в каждом из них.
Сейчас в классы приходят дети с разными способностями, разным уровнем развития, различных национальностей и различного вероисповедания. У каждого свой мир, подчас очень разный. И моя задача как учителя, ничего не «сломав», войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка и, главное, помочь ему быть успешным.
Поэтому на уроке я всегда «рядом» с учеником, а не «над» ним. В процессе работы у меня сложился ряд правил, которым я следую непрестанно.
Первое правило: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставлять действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то новое – вызвать ожидание нового. Поэтому в практике использую проблемный метод обучения. Работаю с приемами и методами таких современных технологий, как информационная, проектная, витагенная, фреймовая, кейс-технология.
Второе правило: в жизни не стоит искать легких путей. Иногда усталость берет надо мной верх, хочется прийти домой, забыться, расслабиться, забросить учебники. Но нет, собираю волю в кулак и обдумываю новую проблему, которую мы обсудим с 8А, и красочную презентацию для 9В, а может, тему нового проекта, который мы реализуем с 10В.
И именно тогда появляется третье правило: оставаться с детьми всегда естественной, искренней, открытой и справедливой. Педагог – это такая профессия, которая находится под сильным контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Никто так не уловит все тонкости, как детские глаза. Они так тонко чувствуют фальшь, что любой обман – и ты не заслуживаешь их доверия, любви и внимания.
Последнее правило: учись сам. Еще Ричард Генри Данн, американский политический деятель XIX века, говорил, что «тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам». Любознательность моих учеников и их заинтересованность не позволяют мне успокаиваться: надо быть всегда готовой ответить на любой вопрос. Обучая детей, я постоянно учусь сама: посещаю курсы повышения квалификации, семинары; участвую в международных и всероссийских научно-исследовательских конференциях; регулярно публикуюсь и участвую в диссеминации педагогического опыта. Помня о том, что только мастер может научить мастера, и только интересная личность может воспитать интересную личность, стараюсь во многом стать примером для своих учеников.
Сегодня школа для меня – это мир бесконечных вопросов, неторопливых размышлений, мир тревожных исканий и внезапных озарений. Каждый день я вхожу в школу с ее бесконечной суматохой, шумом и гамом. Десятки детских голосов почти одновременно говорят мне: «Здравствуйте, Наталья Анатольевна!». От этого у меня сжимается сердце и перехватывает дыхание, и мне снова и снова хочется идти сюда…