эссе по теме история педагогики чему нас учит прошлое
Значение истории педагогики
Автор: kot_semen98 • Ноябрь 25, 2018 • Эссе • 415 Слов (2 Страниц) • 1,798 Просмотры
Значение истории педагогики
Для чего нужен такой предмет как история педагогики? Ведь все те события, о которых она рассказывает, уже давно прошли, и, скорее всего, никогда больше не повторятся. Так почему же нужно читать про то, что нас (казалось бы) не касается?
Это довольно распространённое заблуждение. История педагогики – это очень важная для будущего преподавателя наука. Она содержит в себе ответы на миллионы вопросов.
История педагогики имеет огромное значение как для системы образования в целом, так и для каждого педагога в отдельности. Она дает возможность окунуться в глубь веков, когда педагогика только начинала зарождаться. В этом есть своя необходимость, ведь невозможно понять науку, не зная её истоков. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»,- писал М. Горький.
История педагогики учит нас быть объективными, правильно оценивать мнения, циркулирующие в литературе. Она помогает осознавать, что многое из того, что принимается тем или иным исследователем за свое новое, оригинальное творение, давно уже существовало раньше и проверялось временем или намечалось еще вернее и лучше, чем сегодня, или, наоборот, признано неправильным, давно осуждено многолетним опытом. Отсутствием твердых знаний по истории педагогики можно объяснить немало ошибок в деятельности педагогов-практиков и ученых-педагогов.
Эссе по теме история педагогики чему нас учит прошлое
Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Мочалова А.С., Торопова А.И., Макарова К.С. Значение курса истории педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87265 (дата обращения: 09.11.2021).
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»
Проблема образования и воспитания – одна из самых актуальных проблем в настоящее время. Процесс обучения и воспитания – социальный, исторически обусловленный процесс, который отражает цели, задачи, традиции господствующих классов общества [1, с. 56]. Знание истории развития образования, воспитания, школы, педагогический идей и теорий, которое происходит с древности по сей день, позволяет нам правильно понять закономерности этих процессов; вот почему история педагогики имеет столь важное значение в профессиональной подготовке будущего учителя.
Современному человеку может показаться, что образование – самый обыкновенный процесс, который охватывает все общество целиком и является для каждого необходимым. Далеко не каждый задумается о том, что так было не всегда. Цитату Горького хочется дополнить следующим образом: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл достижений настоящего и цели будущего». Слово «достижения» выбрано не просто так. Все что мы имеем сейчас в сфере образования, строилось в течение всей истории человека. Развивающаяся в течение многих веков педагогическая наука прошла действительно сложный и длинный путь. На занятиях историей педагогики студенты наблюдают, как педагогика постепенно оформляется в самостоятельную науку, которая сейчас является основой, фундаментом для будущей профессии такого студента – профессии учителя.
Крайне интересно наблюдать за развитием педагогики с течением времени. Студенту наконец становится понятно, почему в определенную эпоху были те или иные методы, традиции обучения, а также почему в России в наши дни сложилась именно такая система обучения [2].
Несомненно, курс истории педагогики заставляет студента обратить внимание на проблемы, которые существовали раньше и существуют сейчас, а также пробуждает в нас желание к развитию педагогической науки путем создания новых методов обучения, теорий и идей, принципиально новых школ и т.д.
Можно сделать вывод, что история педагогики – одна из важнейших дисциплин, которую обязательно должен изучать будущий учитель. Именно история педагогики позволяет студенту углубить свою педагогическую эрудицию, лучше понять направления развития школы и педагогической мысли, ориентироваться в современных образовательных тенденциях, школьных системах и педагогических теориях. История педагогики помогает осознать, что все сегодняшние достижения нашей педагогики пришли к нам, пройдя очень долгую и длинную дорогу, которая проходит через всю человеческую историю, а также прочувствовать всю значимость образования в развитии человеческой истории и отдельных стран.
Курс истории педагогики вносит неоценимый вклад в профессиональную подготовку будущего учителя. Благодаря данному курсу он узнает, как развивалась педагогическая теория во времени, а значит, теперь сможет рассмотреть особенности педагогики различных эпох, проанализировать достоинства и недостатки каждой педагогической школы, а впоследствии с их учетом определить для себя идеальную тактику преподавания, наиболее эффективную и отвечающую требованиям современного общества.
Эссе «Идеи ведущих педагогов прошлого в моей профессиональной практике»
Всеобъемлющее и многоаспектное научно-педагогическое наследие В. А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Оно касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики.
В своей профессиональной практике я использую идеи В. А. Сухомлинского, которые направлены на здоровьесбережение детей в дошкольном учебном заведении, постоянное сотрудничество с семьями воспитанников, использование новых форм организации учебно-воспитательного процесса, а также использую литературное наследие В. А. Сухомлинского.
Понимая всю значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, я уделяю особое внимание двигательному режиму детей:
— проведение прогулок на свежем воздухе,
— физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе,
— спортивные праздники и развлечения,
Использую здоровьесберегательные технологии в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
— гимнастика для глаз,
— игровые упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. «
Сегодня в дошкольном образовании акцент делается на интеграцию семейного и общественного воспитания, активное привлечение семей к образовательно-воспитательному процессу. Учитывая вышесказанное, я в своей работе применяю систему взаимодействия с родителями, которая включает в себя:
— традиционные формы работы: собрания, беседы, консультации групповые, индивидуальные, стендовые;
— организацию тематических выставок поделок к праздникам и тематических недель;
— организацию нетрадиционных форм работы с родителями: опросы или анкетирование, семинары-практикумы, мастер-классы.
Новые формы организации учебно-воспитательного процесса.
В практике своей работы использую мини-музеи, что позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.
Работа с литературным наследием В. А. Сухомлинского.
Особое внимание в духовном росте и развитии речи В. А. Сухомлинский предоставил произведениям-миниатюрам: сказкам, рассказам, новеллам, легендам. Его художественные произведения написаны для детей разного возраста, в том числе и дошкольного.
Таким образом, педагогическое и литературное наследие В. А. Сухомлинского в условиях модернизации современного дошкольного образования актуальны и заслуживают дальнейшего изучения и внедрения в практику моей работы.
Мастер-класс для педагогов «Использование дидактического синквейна в логопедической практике» Мастер-класс «Использование дидактического синквейна в логопедической практике» Приветствие коллегам. 1. Синквейн-технология: В любой педагогической.
Консультация «Профилактика профессиональной стагнации педагогов ДОУ» Стагнация (лат. stagnum – стоячая вода) – застой, остановка развития личности, общества. В профессиональной жизни каждого человека периодически.
Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Цель: Знакомство педагогических работников дошкольного образовательного.
Деловая игра для педагогов «Применение толерантности в педагогической практике» Цель: Формирование толерантных установок у педагогов ДОУ Задачи: 1. Углубить научно-теоретические и практические знания педагогов по формированию.
Использование личностно ориентированной технологии на практике педагогов ДОУ Личностно – ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка, поэтому наша педагогическая деятельность по.
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода» Переход современной системы дошкольного образования.
Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.
Творческая идея в моей педагогической практике «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1 слайд Добрый день уважаемые коллеги и жюри! Хочу представить вашему вниманию, идею в моей педагогической практике на тему «Экологическое.
Эссе «Методический кабинет как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации ФГОС ДО» Согласно действующему в дошкольном образовании ФГОС ДО, а также в связи с модернизацией и реформированием системы образования в России в.
Эссе «Идеи ведущих педагогов прошлого в моей профессиональной практике» Эссе на тему: «Идеи ведущих педагогов прошлого в моей профессиональной практике» В своей профессиональной практике я использую идеи Елизаветы.
Эссе «История возникновения и развития педагогической профессии»
История возникновения и развития педагогической профессии.
«Он с радостью учился и с радостью учил.»
Дж. Чосер «Кентерберийские рассказы».
Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности. В первобытном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания умения и навыки молодым людям. Но можно ли назвать интуитивную передачу знаний из поколения в поколение педагогической профессией, или процесс воспитания являлся лишь приспособлением детей к существовавшему порядку вещей? Для того, чтобы ответить на данный вопрос нам необходимо понять, что такое профессия педагога. Большой энциклопедический словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования»[7].
В традиционном обществе педагогическую функцию выполняли пожилые люди. Они транслировали «житейскую картину мира, народную философию жизни, предрассудки и суеверия, необходимые или представлявшиеся необходимыми для эффективной и безопасной организации повседневности». [4, 13] В этот период хоть и не было сформировано понимание педагогической работы как отдельно существующей трудовой деятельности, но было заложено традиционно уважительное отношение к людям, несущим знания.
Первый этап становления непосредственно педагогической работы принято связывать с возникновением письменности. Письмо возникло в Египте и Месопотамии, а центрами обучения письму стали храмы.
Тезис о том, что педагогика возникла в Древней Греции встречается практически в каждом учебнике. Для того, чтобы разобраться откуда пришла эта мысль обратимся к «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», который дает историографическое определение слову педагог. Согласно этому определению, педагогами (от гр. «ведущий ребенка») являлись рабы, сопровождавшие детей в школу (в которой обучением занимались другие рабы). То есть само слово «педагог» действительно пришло к нам из древнегреческого периода.
В дальнейшем под влиянием философии роль педагога переосмыслялась: первостепенной задачей стало «ведение ребенка по жизни», то есть обучение, воспитание, духовное и физическое развитие. Появилась первая дифференциация педагогических специальностей: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.
Учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивался к ремесленникам и не пользовались особым уважением. Открывая школы, они сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Учителя грамматических школ были более привилегированны: они даже могли состоять на государственной службе и оплачиваться государством. Особое положение было лишь у учителей риторики, которые, как правило, были людьми состоятельными, участвовали в политической жизни, а порой даже занимали государственные посты. [2, стр. 41]
Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Учителя начальных школ — дидаскалы — использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении — от простого к сложному, от известного к новому. Создавались и высшие учебные заведения, которые были похожи на высшие школы греко-римского мира. Преподавателей в них называли «консулами философии» и «главами риторов», они являлись государственными служащими высокого ранга, носили особую одежду и составляли особое замкнутое объединение.[2, стр. 51]
В древнерусском языке не было слова эквивалентного «педагогике». Долгое время господствовало представление о том, что мир «представляет собой школу, где человеку предстоит учиться всю жизнь».[8, 74]. Мастера передавали своим ученикам знания и практический опыт, т.е. мастерство. С распространением христианства, а следовательно грамотности на Руси появились первые учителя. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. [2, 95]
В Средние века Русь и Европа шли параллельным путем: там тоже роль педагога выполнялась в первую очередь церковными служителями. В такой монополизации педагогической профессии были свои плюсы и минусы, но главной характеристикой данного периода было то, что педагог был в первую очередь религиозно вовлеченным человеком. Во времена правления Карла Великого (нач. IX в.) сеть монастырских школ активно расширялась, возникла мысль о необходимости специальной подготовки учителей для работы в них (Каролингский Ренессанс).[2, 61]
Развитие науки в Эпоху Возрождения заложило скачек в развитии педагогической профессии. Появились новые педагогические специальности, например, под влиянием идей Дж. Кардано были заложены основы сурдопедагогики, появились школы вне церкви, университеты. Педагог этого времени в первую очередь гуманист, высоко эрудированный человек, ценящий личность ученика. Именно в этот период теория педагогики начинает формулировать требования к профессионализму педагогов: мудрость, умеренность, справедливость, звучит призыв к отказу от телесных наказаний.[1, 140]. В это время распространяются идеи Т. Мора, М. Монтеня, Э. Ротердамского и др. Помимо богословских предметов и грамоты перед педагогами ставится задача естественнонаучного образования.
Главным идеологом педагогической мысли этого времени по праву считается Я. А. Коменский. Он утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.[9, 84] Его принципы и дидактические рекомендации и сейчас звучат актуально.
Специфической особенностью Нового времени стало появление учителей языков. Теперь преподавание в школах велось на родном языке, а латынь и иностранные языки стали изучаться отдельно, учебный процесс стал более упорядоченным, создавались дидактические пособия для учителей и учебники для учеников. [2, 97] Происходит разделение школ на классические гимназии и реальные училища. Система образования постепенно переходит под государственный контроль, а значит и профессия учителя становится официально признанной, требующей особой подготовки, в том числе в системе высшего образования.
В России подготовкой своих преподавателей активно стали заниматься лишь в XVIII в. Виднейшие ученые-просветители — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин выдвигали идею подготовки русских педагогов, они выступали против засилья иностранных невежд и авантюристов, под видом учителей приезжавших в Россию. Огромная заслуга в деле подготовки преподавателей принадлежит Московскому университету, особенно в тот период, когда им руководил М.В. Ломоносов.
Впервые государственные требования к учителю были сформулированы в «Уставе народных училищ» (1786). В Уставе прописывлось, что учитель – это не только преподаватель, но главным образом воспитатель, а поэтому он должен обладать «христианским благочестием, добронравием, учтивостью, прилежанием… и снисходительностью к детям. Должность учительская обязывает наипаче стараться быть искусным в том, чему детей обучать…». [10]
Однако в дореволюционной России не было специального педагогического образования вплоть до 1804 г., когда были открыты педагогические институты при университетах. До этого педагог работал лишь в соответствии со своим опытом и знаниями.
В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская. Но и это было не так вплоть до 60-х гг. XIX в., именно тогда были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие преподавателей в основном для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Наибольшую известность получили Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт и Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве. До этого женщины-педагоги были, но только в начальном и среднем образовании.
В советскую эпоху образ педагога кардинально изменился. Теперь на официальном уровне за профессиональными деятелями образования закреплялась пропагандистская задача. Как в средние века образование основывалось на вере, так в советское время оно стало основываться на коммунистических идеалах. Но, не смотря на это, XX в. запомнился нам именами выдающихся педагогов: Макаренко К.С., Блонский П.П., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д и др.
Сейчас в XXI в. в системе педагогического образования стали образовываться новые педагогические специальности (учитель информатики, тьютор и др.), произошло углубление и усложнение функций профессиональных педагогов, сферы профессиональной компетенции не только увеличились в количестве, но и углубились. Таким образом на сегодняшний день педагог — это человек, который не только способен учить других, но, в первую очередь, способный учиться сам.
Андрюнина А. С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3 С.139-143.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений./ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
Кислов Александр Геннадьевич, Плотникова Елена Владимировна Изоляционизм в профессии педагога // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №2 С.12-16.
Локк, Джон // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 11.09.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=80745151 (дата обращения: 16.10.2016).
Педагог (Древняя Греция) // Википедия. [2016—2016]. Дата обновления: 17.05.2016. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=78411823 (дата обращения: 15.10.2016).
Сергушкин Е. Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси // Интеграция образования. 2000. №3 С.74-76.
Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»
Надежда Прудникова
Эссе «Об истории образования и педагогической мысли»
Предметом исследования в истории педагогики выступает процесс обучения и воспитания человека в контексте истории.
Среди методологических оснований выделяют цивилизационный подход.
Главный принцип – характеристика эпохи.
Образование является институтом трансляции культуры.
В контексте истории выделяют два типа воспитания:
1. Воспитание первообщинного человека
2. Воспитание человека в условиях классового общества
С появлением семьи появляется семейное воспитание:
1. Школа жрецов и писцов (отделение умственного труда от физического);
Инициации – обряд перевода юношей и девочек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.
Древневосточная цивилизация – прародина образования (5 тыс. лет до н. э.). Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.).
Три основных типа школ:
1. Дворцовые – для элиты общества;
2. Жреческие – создавались при храмах;
3. Писцов-чиновников – для удовлетворения нужды административно-хозяйственного правления.
Конфуций – центральным в его учении был тезис о правильном воспитании, как непременном условии процветании государства.
Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тыс. лет) – принцип ЖЭНЬ (гуманность, человечность); принцип ЛИ (правила поведения).
Игнорировали конфуцианство такие науки, как математика, астрономия, медицина.
Человек, обучающийся в контексте истории
Цели обучения и воспитания не могут быть жесткими.
Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Индивид не рождается членом общества;
Пайдейа – преображение человека средствами обучения и воспитания (образование человека);
Сократ – прародитель эвристического обучения (беседы Сократа);
Школа в Афинах (VII в. до н. э.)
С 7 лет – школа грамматиста (начальное образование – чтение, письмо, счет, декламация стихотворений);
Школа кифариста (общий музыкальный курс – пение, музыка);
Палестра – школа состязаний (гимнастика) 12 – 14 лет (педотриб – ученик палестры). Игра в мяч, плавание, борьба, бег;
Эфебия – военная школа (18 лет – эфебы);
Гимнасии – изучение философии.
Древний Рим[/i]
За основу взята Афинская школа.
Школа оратора Марк Авель Квинтилиан.
Средние века (V– XVI вв.)
Выделяют раннее средневековье, развитое средневековье, Возрождение.
Религиозная педагогика. Все школы возникают при церквях: почитание Бога, смирение перед его волей, познание через призму религиозного видения;
Фома Аквинский – теолог, схоластика (средневековая ученость);
Изучали тривиум (грамматика, диалектика, риторика);
Квадривиум (геометрия, арифметика, музыка, астрономия);
Индивидуальная работа учителя и ученика;
Схоластика – вид средневековой учености: вероучение в форме научного знания (бессмертность души доказывает через логику Аристотеля).
• Университеты (XII в.) Италия, Франция, Англия (Кэмбридж).
Четыре факультета: артистический (7 свободных искусств) подготовительный факультет; Богословский; медицинский; юридический; 11 – 12 лет.
• Рыцарское воспитание Воспитание для детей феодалов;
14 лет – оруженосец при рыцаре;
21 год – титул рыцаря;
Рыцарские добродетели (охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, шашки, пение и стихосложение, придворный этикет).
Эпоха «Возрождение» (XV– XVI вв.)«
Преемственность с идеями античной культуры, возрождение на новых основаниях. Эпоха гуманизма, ценность человека, право на радость жизни;
Я. А. Коменский (1592 – 1670 гг., Чехия) – «Великая дидактика», «Пампедия» (воспитание и образование, мировоззрение культуры – принцип природосообразности – универсальный закон мироздания;
«Просвещение» (XVII – XVIII вв.) Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) – воспитание новой породы людей – воспитание джентльмена – характер, физическое развитие, нравственное воспитание, умственное воспитание, ручной труд – ремесло; «Мысли о воспитании»;
0 – 2 лет – Младенческий возраст (идея свободы: не пеленать, предупреждать капризность);
2 – 12 лет – Детский возраст (сон разума: идея собственности того, что приобретено своим трудом; идея дисциплины – мысли естественных последствий; идея развития органов чувств – основы развития ума);
12 – 15 лет – Отрочество (идея умственного воспитания – проблемное обучение; умственное образование – знания о мире, физика, география, астрономия, математика; источник знаний – опыт ребенка, создание жизненных ситуаций, способствующих обогащению опыта);
15 – 17 лет – Юношесткий возраст период «Бурь и страстей» (воспитание добрых чувств; воспитание добрых суждений; воспитание доброй воли; половое воспитание).
Эпоха «Просвещения»
XVIII – XIX вв.
Выстраивание педагогики на антропологической основе («человек делает себя сам»);
И. Г. Пестолоцци – идея природосообразного и культуросообразного обучения и воспитания;
Социальная среда – фактор воспитания;
Идея семейного воспитания;
Идея «элементарного образования»;
«Линград и Гертруда»;
Образ «Человек обучающийся» в ходе истории изменчив, т. к. оно отражает специфику и требования определенной эпохи.
Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта) I Принцип Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем.