Эссе чему учить детей в современной школе
Эссе «Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи.
На современном этапе развития образовательной науки новую волну внимания получила воспитательная основа образовательного процесса. Еще во времена Я.А. Коменского роль педагога заключалась не столько в умении научить чему-то новому, но и в умелом наставничестве, которое раскрывало бы в человеке его лучшие качества. Но именно вопросы воспитания вызывали и вызывают основные трудности любого педагога, независимо от его опыта работы, потому что каждый раз ставят перед ним новые задачи, требующие нестандартных решений.
Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества, сделав особый акцент на значении роли воспитания в педагогическом процессе. Новые веяния требуют особого подхода в деле обучения, педагог при этом должен не просто стать транслятором новых знаний, а обязан определить сферы воздействия на формирование развитой личности. Особую важность на современном этапе приобретает стремление к саморазвитию самого педагога, т.к. только в таком случае личность педагога сможет привлечь внимание учащихся, сможет вызвать у них стремление следовать примеру.
• стремление к личностному развитию, креативность.
• мотивация и готовность к инновациям.
• понимание современных приоритетов образования.
• способность и потребность в рефлексии.
Профессионализм педагога заключается в умении применять любые инновации в своем деле, легко преобразовывать новые методические приемы в технологию, которую он может легко повторить и внедрить в образовательный и воспитательный процесс. На данном этапе требуется умение объединить эти процессы в единое целое таким образом, чтобы учащиеся не только освоили новые знания в предметной области, но и получили важный духовный опыт, который позволит учащимся стать лучше.
Если ранее воспитательные задачи урока носили второстепенный характер, то на данном этапе они выходят на первый план. Поэтому требуется продумать план подачи материала так, чтобы ученики получили заряд нравственности, смогли получить незабываемый духовный опыт.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих обучающихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя в деле воспитания подрастающего поколения.
Новая школа глазами современного учителя
Новая школа. Какая она? Новые здания, отвечающие современным требованиям, или все- же новое образование, новые программы. Кому от перехода на новые стандарты станет лучше?
Учитель технологии, МБОУ СОШ №1
им. М. Ю. Лермонтова, г. Пятигорска
Долгова Ольга Алексевна
Лучше всего образован тот, кто больше всего понимает о жизни,
в которой он находится.
Хелен Келлер
Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес образовательной системы современной России: «Учителя дают детям невостребованные в жизни знания; реформы мешают учиться…» и часто вспоминают образовательную систему СССР: « А вот раньше учили, не то, что сейчас…». Многие, в том числе и учителя, часто сетуют на то, что Советская школа была лучшей в мире, давала замечательные энциклопедические знания, ученики добивались высоких результатов, и все было хорошо. Зачем что- то менять?
1. Образование в Советской школе
Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко; страна занимала 2-е место по уровню образования, в пользу этого говорят блистательные результаты российских школьников на международных олимпиадах; выпускники по окончании школы могли продолжить образование фактически по любым специальностям, так как знания давались по всем направлениям науки… Но ключевое слово в этих фразах «была». Советское образование как система сложилось в СССР в 30–50-е годы прошлого века. Частично заимствованная у западных стран, она была адаптирована под советские стандарты и цели воспитания всесторонне развитой гуманистической личности, патриота и гражданина, строителя коммунистического общества. В уходящем в прошлое индустриальном обществе система образования являлась своего рода поточной системой. Массовое образование служило целям индустриального производства, готовило работоспособные элементы механизма, да и само было хорошо отлаженным механизмом, индустрией по производству кадров. Вся отечественная образовательная система: ясли, детские сады, школа, пионерские организации, вузы, призванная взрастить класс дисциплинированных трудящихся, была ориентирована на обучение молодежи в обществе, где образование было «обязательным», мотивация к учению у школьников была достаточно низкой. Отсюда сложилась традиционная ориентация учебно-воспитательного процесса,формой организации которого стала классно-урочная система. Классно-урочная система давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц», но в то время именно она позволяла охватить «знаниями» большой процент населения.
2. Модернизация системы образования в России
Времена прошли, изменились отношения в обществе, поменялся уклад жизни, а прежние институты остались. Старые, советские, школы перестали отвечать требованиям, предъявляемыми к образованию и воспитанию «Нового» человека постиндустриальным обществом. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Вхождение России в 2003 году в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране, что влечёт за собой необходимость реформы среднего образования, причём реформы не только системы, но изменение содержания образования является вынужденной необходимостью «экономическое и социальное развитие показало необходимость в определении критериев, предъявляемых к образованию… Переход к экономике, основанной на знаниях, которая может достигнуть значительного роста, расширить и усовершенствовать рынок труда, усилить социальные связи, несет новые задачи по развитию человеческих ресурсов…»
Переход на новые экономические отношения означают и смену понимания образования как достояния личности, как средства её самореализации, средства построения личной карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и методы, и роль педагога и т.д. В рыночной экономике образование, квалификация становятся капиталом специалиста. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающихся, самоорганизация их учебной деятельности. Учитель всего лишь должен направить учащегося в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.
1.2. Современная школа, глазами современного учителя
Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа- это не только здание». Ведь в России существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
Чтобы научить человека творчески мыслить, жить в постоянно меняющихся условиях, педагог сам должен работать творчески. «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества»- эти слова М. Горького стали моим девизом, и я считаю, должны быть девизом всех учителей, ведь труд учителя- это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей ). По долгу своей профессии, сталкиваясь с родителями своих учеников, часто слышу: «Он не умеет рисовать, у нас никто никогда не мог рисовать». Мне не понятен настрой родителей, отбивающих детям таким своим определением способностей желание творить, и соответственно, навсегда закрывающих этим дорогу к творчеству, а иногда и вызывающих кучу комплексов. В такой ситуации всегда вспоминаю отрывок из «Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полной приключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Я показал моё творение взрослым… Взрослые посоветовали мне не рисовать больше…. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя». По моему мнению, главной, первостепенной задачей педагогов и родителей в Новой школе должны стать: создание благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, создание такой творческой среды, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь, найдёт «веру в себя».
Эссе на тему «Чему и как учить новое поколение»
Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему «Чему и как учить новое поколение»»
Эссе на тему «Чему и как учить новое поколение»
Свое выступление я хочу начать с озвучивания своего педагогического кредо.
Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня._
Для формирования процесса мотивации у ребенка, я опираться на формирование трех компонентов Надо, то, что надо сделать, Хочу, потребности желания, Могу, знаю и Умею, у меня получится
С давних времен стояли перед человечеством актуальные проблемы, как учить, чему учить.
Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться.
Сегодняшние дети – люди нового поколения, нового информационного общества.
У детей, которые обучаются на 3,4, спрашиваю, почему вы не стремитесь учится и получать 5. В ответ я слышу, зачем. Великие люди, такие как Билл Гейтс, Пушкин и другие, учились в школе плохо и это им не помешало стать гениями. Дети, мотивируют на то, что можно не учится на 5, а в жизни достигнуть высот.
Конечно, мы учителя должны готовит детей к выходу во взрослую жизнь, ведь без определённых знаний человек не сможет выжить в век технологий и компьютеризации. В наше время необходимо иметь глубокие и разносторонние знания. В основе всего этого лежат практические знания, полученные в школе, которые я использую на своих уроках.
Свое выступление хотела бы завершить словами. «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни». Так и каждый учитель должен не просто давать знания своим ученикам, а научить их добывать и умело использовать.
Эссе «Современная школа»
Эссе «Современная школа»
Автор: Клячина Ирина Валерьевна
В настоящее время в обществе очень плотно происходят коренные преобразования, которые создают предпосылки для изменений в системе образования. В стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества. Мы переживаем мучительное время, когда в стране рушатся идеалы, устои человеческой морали.
Образование всегда было и есть источником развития общества, а общество постоянно оказывает влияние на образование и его роль.
Сегодня главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.
В моём понимании современная школа – это школа успеха, здоровья. Инновации, методики, творческий потенциал – вот те слова, которые чаще всего характеризуют новую школу. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе, где ребёнок является единственно важным звеном в процессе образования, вокруг которого вращается всё, где каждый ученик талантлив по-своему, а мы, учителя, этот талант должны раскрыть в ребёнке, а не относиться к нему скептически.
Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие, физическое, эстетическое, нравственное.
Я считаю, что эти стороны развития будут актуальны всегда, только достигать их нужно по-новому, чтобы в глазах учащихся мы, учителя, смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда, когда наши ученики поступят в ВУЗы и будут гордиться полученными в родной школе знаниями, своими учителями, которые помогли им в выборе профессии.
Все мы осознаём то, что современная школа требует квалифицированных педагогов. Если мы, учителя, будем компетентны в своей работе, то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами, а если у педагога с ребёнком будут всегда доброжелательные отношения, то это приведёт к успеху как самого учителя, так и ученика.
Трудно себе сейчас представить процесс обучения без мультимедийной техники, электронно-дидактических пособий, проекторов, компьютеров, интернета. Школа сегодня приобрела новый современный облик, изменились и её ученики. Современные дети модернизированы, «шагают в ногу со временем»: они овладели сотовыми телефонами, интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. В связи с этим повышаются требования к педагогам.
Образование на сегодняшний день от учителя требует многого. Но оно не учитывает, каково ребёнку в этом мире. Где ребёнку получить тепло, любовь, внимание, понимание? Ведь в наше время порой родители наших учеников заняты своими делами, что своим детям не уделяют времени и внимания. Поэтому дети ищут всё это в школе – в общении, прежде всего, с учителями, а уж потом со сверстниками. Если современный учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Отсюда можно сделать вывод, что люди станут корыстными, холодными по отношению друг к другу.
А чтобы общаться с современными модернизированными детьми и понимать их, даже хотя бы на шаг опережать своих учеников, чтобы заинтересовать детей чем-то новым и интересным для них, сам учитель должен стать современным.
Современный учитель, по моему мнению, служит точкой опоры в образовательном процессе и должен иметь свой собственный и определённый метод работы с детьми, построенный на аспектах формирования личности ученика в школе.
Современный учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием, самокритичностью, стать целеустремлённым и находить способность овладевать новыми современными электронными технологиями, плодотворно работать с родителями и привлекать их к совместному процессу воспитания ребёнка, владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребёнка и вовремя прийти ему на помощь в трудную минуту.
Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников.
Современный педагог «должен идти в ногу со временем», так как школа жива до тех пор, пока учитель в ней интересен ребёнку, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему учить детей»?
Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Развитие самостоятельности и подготовка ко взрослой жизни, воспитание личности – вот задача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования.
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд и использовать на своих уроках для активизации внимания и вызывания интереса учащихся к излагаемому материалу электронные дидактические пособия и электронные учебники.
Современный педагог, на мой взгляд, должен быть, прежде всего, любящим и счастливым. У счастливого педагога учащиеся в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят, поддерживают, в них верят, что у них всё получится и желают им добра.
На мой взгляд, педагог современной школы должен делать всё возможное, а порой и невозможное, главное, чтобы в будущем его ученики успешно поднимались по высоким ступеням жизни, стали готовыми преодолевать сложные препятствия, достигать поставленных целей.
Смысл педагогической деятельности, по-моему мнению, – в ученике; учитель должен любить детей такими, какие они есть, радуясь успехам каждого.
Поэтому, я считаю, что СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА = СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ + МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ УЧЕНИК = СОВРЕМЕННЫЙ, УСПЕШНЫЙ ГРАЖДАНИН России.
Эссе Современная школа.Какая она?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Современная школа. Какая она?
Современная школа. Какая она? Новые здания, отвечающие современным требованиям, новое оборудование или все- же новое образование, новые программы. Кому от перехода на новые стандарты станет лучше?
Конечно, нельзя не согласиться с президентом, для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа- это не только здание». Ведь в России существует огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но которые по праву можно назвать «Школой», в которых жив дух взаимопонимания взрослых и детей, дух великого прошлого, настоящего и будущего.
И закончить своё выступление я хочу отрывком из «Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полной приключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Я показал моё творение взрослым… Взрослые посоветовали мне не рисовать больше…. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя». По моему мнению, главной, первостепенной задачей педагогов и родителей в новой, современной школе должны стать: создание благоприятных условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, создание такой творческой среды, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь, найдёт «веру в себя».