день наоборот дети учат учителей
Мероприятие ко Дню Учителя «Школьный день наоборот»
Сценарий мероприятия «Школьный день наоборот» ко Дню Учителя интересен и необычен тем, что учителя выступают в роли учащихся, а ученики проводят мульти- интегрированный урок с применением инновационных технологий. Празднично, интересно, весело.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие ко Дню Учителя «Школьный день наоборот»»
Школьный день наоборот
(учителя сидят в полукруге)
В.1: Добрый день, дорогие друзья! Как часто мы повторяем эти слова, не задумываясь о смысле сказанного. Но если вдуматься…
В.2: Добрый – и весь мир становится добрее,
День – и ты увидишь, как светит солнце,
Дорогие – как дороги тебе люди, находящиеся вокруг,
Друзья – их бывает не так много, а дружба дорогого стоит.
И ты понимаешь, как прекрасен этот мир!
В. 1: Так пусть же в этот праздничный день, в этой дружеской компании вы узнаете, как вы нам дороги! Стих-поздравление:(4 класс)
1 чтец: Из всех красных дат знаменательных разных,
Один День учителя – истинный праздник,
И многие нынче поздравить идут
Всех вас – кто работой и школой живут,
2 чтец: Кто ради детей поступается многим,
Всех, кто называется педагогом,
И всех, кто с улыбкой идет к детям в класс…
Да, повод хороший сегодня у нас!
3 чтец: Поздравляем всех учителей,
С праздником, и счастья вам желаем,
Сотни благодарных вам людей
К этим строкам присоединяем.
4 чтец: Вы простите, если иногда
Раздражаем вас непослушаньем,
Счастья вам на долгие года!
И во всех делах своих признанья!
Все: С праздником вас. Счастья! Здоровья!
Танец «Мы маленькие дети» (5 класс)
Ученица: Вот, именно! Мы – маленькие дети, нам хочется играть! А нас заставляют сидеть за партами, учиться, учиться и еще раз учиться!
В.1. Да, мы попробуем себя в роли учителей. Нам оптимизм сегодня нужен! Ну что ж? Не будем унывать! Ведь Дня учителя раскаты мы будем долго вспоминать!
В.2. Ведь недаром говорят, что учитель и ученик неразрывно связаны…
В.1. Главная цель нашего урока – это получить хорошее настроение и заряд бодрости на весь учебный год. А для этого нам понадобится: ведро фантазии, чаша умений, правильно выращенные руки, мозги в нужном месте.
В.2. Все готовы? Кто не готов – дневник на стол!
Музыкальный фон – звенит звонок (в класс входит учитель-ученик)
— Здравствуйте, так как сегодня урок необычный. И я первый раз в жизни буду учить учителей, я предлагаю вам выполнить упражнение «Ожидания». У каждого из вас на спинке стула прикреплен бутон розы. Прикрепите его на доске, ответив на вопрос «Что вы ожидаете от предстоящего мероприятия?». Например: «Я ожидаю взаимопонимания и поддержки с вашей стороны».
(учителя по очереди высказываются и прикрепляют бутоны роз к вазе на доске)
А сейчас для сплочения нашей группы мы проведем с вами игру «Поменяйтесь местами». Я называю признак, который относится к нескольким участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся в 6 часов утра!», «Поменяйтесь местами те, кто носит сережки!». Участники должны поменяться местами, кто не успевает занять место – водит.
Музыкальный фон – звенит звонок (учитель уходит)
Музыкальный фон – звенит звонок (в класс входит учитель-ученик)
— Здравствуйте, следующий этап нашего интегрированного урока – это упражнение
Физкультминутка: Что девчонки, вы устали?
О зарядке все мечтали?
Давайте встанем, отдохнем, стульчики свои возьмем
И к работе перейдем!
(берут стулья и рассаживаются за парты)
Музыкальный фон – звенит звонок (учитель уходит)
Музыкальный фон – звенит звонок (в класс входит учитель-ученик)
— Здравствуйте! Сегодня на уроке мы проведем лабораторную работу по отработке навыков и умений работать с микроскопом по теме «Микроскопическое строение крови. Эритроциты». Итак, перед вами микроскоп. Я напомню, из каких частей он состоит: штатив, тубус, поднимающийся при помощи винтов, предметный столик, на который необходимо положить готовый микропрепарат, зеркало, необходимое для преломления солнечных лучей (это световой микроскоп) и окуляр с объективом, где находятся увеличительные стекла. Ваша задача: настроить микроскоп до четкого видения эритроцитов крови. Кто выполнит задание, сообщает учителю.
Музыкальный фон – звенит звонок (учитель уходит)
Перемена (просмотр презентации)
Музыкальный фон – звенит звонок (в класс входит учитель-ученик)
Сегодня мы с вами будем делать открытки своими руками с использованием листочков деревьев и сухоцветов, ведь они все такие разные, красивые….
(показать образцы открыток)
А я желаю всем удачи. За работу! В добрый час!
(музыкальный фон, работают)
Вы очень постарались, и пришло время посмотреть, какие замечательные работы у нас получились.
Работы получились очень яркие, как сама осень. Теперь вы можете подарить их своим родным и близким. Они непременно порадуют, ведь подарок, созданный своими руками, будет нести чуточку тепла ваших рук и вашей души.
А мы с вами прощаемся, до новых встреч!
Музыкальный фон – звенит звонок (учитель уходит)
Перемена (просмотр презентации)
Музыкальный фон – звенит звонок (в класс входит учитель-ученик)
— Добрый день! Я в математике силен.
2 задача. 10 морковок весят 600 г, 8свёкол весят 2 кг, 4 брюквы-1,5 кг. Сколько весит 1 кг селёдки? (1 кг)
3 задача. Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз Дашу, 7 раз Клаву, 1 раз, по ошибке завуча Маргариту Багратионовну. Сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет? (23)
Музыкальный фон – звенит звонок (учитель уходит)
Перемена (просмотр презентации)
Музыкальный фон – звенит звонок (в класс входит учитель-ученик)
-Здравствуйте! Сейчас мы с вами займемся иностранным языком :поиграем в игру верю- не верю- ваша задача не просто ответить верю или не верю, а объяснить почему так.
ВОПРОСЫ: 1. Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?
Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках.
2. Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»?
Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».
3. Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил?
Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением.
4. Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок?
Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика – балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова – «балбес».
5. Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок» восходит к тем временам, когда требовали так превосходно затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов?
Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать назубок буквально означало получать необходимые знания с помощью собственного зуба.
В. 1.Скоро прозвенит звонок, подведем сейчас итог!
В. 2.В школе жизнь кипит, бурлит, много нам забот сулит!
Пусть ученики Вам дарят счастье и знания блестящие,
Будьте добрыми любимые учителя, самыми понимающими!
Если вам понравились наши уроки, возьмите распустившуюся розу и прикрепите на доске.
В. 1. Еще раз сердечно поздравляем вас с праздником!
От всей души благодарим за ваш энтузиазм, самоотверженность и безграничное терпение!
В. 2.Пусть будет счастье и здоровье,
Пусть на всех хватает сил,
И каждый день обычной жизни
Чтоб только счастья приносил!
В. 1. На этом наше мероприятие заканчивается. Всем спасибо.
Сценарий ко Дню Учителя «День наоборот»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сценарий ко Дню Учителя
На стульях, поставленных парами на манер школьных парт,
сидят Взрослые, разговаривают между собой. Входит
ребенок – Учитель. Никто не обращает на него внимания;
он делает выразительный жест руками, прося всех встать.
Ребенок. (довольно) Садитесь, взрослые! (тыкая в грудь пальцем) Я – учитель, вы – ученики! Звать меня Юля.
Отличница. А по отчеству?
Р. Неправильно, ни одной! Если мама позволит мне их съесть.
Мама. Я не позволяю!
Р. А я тебе двойку поставлю, за поведение! (разворачивает конфету, съедает; жуя) Сейчас сколько конфет?
Отличница. (неуверенно) Одна?
Р. Тетя Лена, вы невнимательно слушаете. Говорю же – ни одной! (съедает вторую конфету, заглядывает в портфель) Так, конфет больше нет, математика кончилась. Начинаем урок русского языка. Слушайте задание внимательно! Напишите на листочке…свое имя!
Сама сидят и старательно выводит, высунув язык.
Взрослые давно написали, скучают.
Женщина 1. (шепотом) Картошку выкопали?
Женщина 2. (так же) Не успели еще.
Женщина 1. А мы вот вчера…
Р. (перебивает) Прекратите разговоры! Все написали? (удивленно) Неужто все? Ладно. Теперь – история. (садится нога на ногу, качает ножкой) Вчера мы с мамой гуляли на площадке; и вдруг туда пришла тетя с такой большой собакой (вскакивает, восторженно) – просто огромная, величиной с машину!
Папа. Юля, не преувеличивай! И вообще, история – это не рассказы из твоей жизни, это предмет, изучающий все, что было со всеми людьми вообще, во все времена.
Р. (закатывая глаза) Папа, если тебе неинтересно слушать мою историю, так и скажи. А лучше почитай мне. Объявляю литературу! Только поинтереснее.
Садится, готовится слушать. Папа читает по памяти сказку.
Взрослым снова становится скучно.
Мужчина 1. Машина вчера не завелась.
Мужчина 2. А что такое?
Мужчина 1. Да релюшка какая-нибудь накрылась, пока не искал, какая.
Р. Вы о чем там говорите?
Мужчина 2. (с раздражением) Говорим, засиделись мы здесь с тобой!
Р. (радостно) Побегать охота? Мне тоже! Давайте в физкультуру играть! Я убегаю, вы ловите! (бежит вокруг рядов, его быстро ловят) Теперь я вожу! Убегайте!
Бегает вокруг рядов, взрослые кучкой от него.
Останавливается, бежит в другую сторону.
Взрослые убегают. Обиженно останавливается.
Р. (топает ногой) Всё, я так не играю! Садитесь! (взрослые садятся) В какой урок еще мы не играли?
Р. Точно! (объявляет) Рисуем на парте!
Папа. (строго) Юля, нельзя на парте рисовать!
Р. (вскакивает на стул) А я говорю, рисуйте на парте! Я учитель!
Входит директор. Взрослые встают,
Р. слезает со стула и обиженно супится,
Директор. Уважаемый учитель и родители! День наоборот окончен! Можете расходиться по домам.
Взрослые убегают, директор уходит.
Остаются только Мама и Папа. Р. сидит,
обиженно сопя. Родители подходят, мама
Мама. Юля, угадай, куда мы сейчас пойдем?
Р. (быстро, вытерев слезы) Куда?
Р. (радостно) Ура! Урок окружающего мира! (тащит родителей за руки за кулисы)
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Сценарий рекомендован для постановки с детьми младшего школьного возраста.
Номер материала: ДБ-701902
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Школьные перевёртыши» (сценарий праздника ко Дню учителя)
Предлагаем вашему вниманию авторский сценарий ко дню учителя на тему: «Школьные перевёртыши». Материалы праздничной программы доступны для бесплатного просмотра и скачивания.
Цель: создать праздничное настроение учителям школы.
Задачи:
Форма мероприятия: игра.
Оборудование:
Ход игры
Учащиеся приглашают в кабинет учителей, работающих в классе, и проводят игру.
1. Создание эмоционального настроения
3 ученика читают стихотворение Вероники Тушновой «Если б не было учителя…» по четверостишию, заключительное четверостишие – вместе.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
2. Игровое действие
1 ученик. Каждый человек в своей жизни проходит через школу. Каждому человеку в своей жизни приходится быть и учеником, и учителем. Великие люди говорили:
— «После хлеба самое полезное для народа – школа» (Дантон Жорж Жак, французский революционер);
— «Вся гордость учителя – в учениках…» (Менделеев Дмитрий Иванович, учёный-химик)
«Исполняя» роли учителя и ученика, мы часто так к ним привыкаем, что не задумываемся о новых перспективах для себя. Сегодня всем, и ученикам, и учителям, выпадет шанс «примерить» на себя другую роль и понять, что возможности человека безграничны и что у каждого есть шансы на дальнейшее развитие.
2 ученик. Мы предлагаем Вам поиграть в «Школьные перевёртыши». Игра состоит из 2 этапов. Каждый этап состоит из 2 заданий «На уроке» и «Внеурочка».
Вам, дорогие наши учителя, предлагается временно «поменять» свою специализацию, т.е., например, учитель биологии может стать учителем русского языка, а учитель математики – учителем литературы. Вы выбираете на своё усмотрение школьный предмет (можно усложнить задание: учителя вытаскивают жребий, кому какой урок) и показываете небольшой фрагмент урока по данной теме (темы предлагаются учителям в зависимости от возраста учащихся).
3 ученик
Уважаемые учителя, мы предлагаем Вам выбрать один из школьных предметов и придумать по нему мероприятие для внеурочки (форму, тему, содержание) (например, по литературе «Путешествие в сказочный мир Пушкина, по географии – «Экскурсия в заповедные места России», по биологии – «Пишем Красную Книгу – Редкие растения нашего края» и т.д.) Учителя либо рассказывают о своём мероприятии, либо показывают на «учениках».
4 ученик. Переходим ко второму этапу нашей игры: учителя становятся «учениками».
1 задание – нарисовать мелом на доске школу (проводится в виде эстафеты – каждый рисует один элемент, задание выполняют одновременно ученики и учителя, затем сравнивают работы);
2 задание – из предлагаемого материала оформить стенд к Дню Учителя (задание групповое отдельно для учителей и учеников);
3 задание – сочинить частушки на тему «Наша школа» (задание групповое отдельно для учителей и учеников).
6 ученик. Жозеф Жубер, французский писатель, говорил: «Обучать – значит учиться вдвойне». Сегодня всем представилась такая возможность. Мы, ученики, которые готовили эту игру, надеемся, что нашим дорогим учителям она понравилась и, выполняя разные задания, Вы поняли, что резервы человека не ограничены. А мы, вместе с Вами участвуя в конкурсах, учились на Вашем примере и ещё раз убедились, что нам с Вами повезло: нас обучают талантливые педагоги. С праздником, дорогие наши учителя!
3. Рефлексия
7 ученик. Учителям и ученикам предлагаю оценить мероприятие с помощью воздушных шариков. В разных сторонах класса – 2 связки шаров: красные и белые; к белым подходят те, кто по каким-то причинам не доволен своими результатами в игре, к красным – те, кто считает, что у него всё получилось хорошо.
Делается фото на память.
4. Заключение
Закончить мероприятие можно по-разному:
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.