Чудесные истории про зайца по имени лек чему учит сказка
Чудесные истории про зайца по имени лек чему учит сказка
Сказки народов Западной Африки
Несколько слов об этой книге
Сказки любят все, но больше всего любите их вы, ребята. Иначе и быть не должно, потому что сказки открывают целый мир — мир, в котором вы еще только начинаете жить. Читая и слушая сказки, вы впервые узнаете о том, какие люди живут на свете, какие звери обитают в лесах и какие бывают леса. Ведь о каких бы невероятных событиях ни рассказывалось в народных сказках, они всегда происходят на нашей земле.
А Земля наша — огромна. На пяти её материках живет множество различных народов. И у каждого народа — свои сказки, мифы, предания, легенды.
Сказочная повесть, которую вы сейчас начнёте читать, состоит из сказок народов Западной Африки. Во многом эти сказки будут необычны для вас. Рассказывают они про то, как самый молодой зверь саванны — заяц по имени Лёк — открывает мир, окружающий его. Мир тропической Африки. Тот мир, который столь привычен для африканцев и который нам кажется таким фантастическим и сказочным.
Этот мир совсем не похож на наш… Там, например, всего два времени года: сезон дождей и сезон засухи.
В Африке — не леса и степи, как у нас, а джунгли и саванны. И живут в них звери, которых мы можем встретить только в зоопарках: лев, леопард, слон, гиена и многие-многие другие.
Но вы, наверное, скажете: эти сказки называются «истории про зайца», а что же тут необычного? Мы уже вон сколько сказок читали про зайцев — русских народных сказок!
Но не торопитесь: даже заяц в сказках африканских народов совсем не такой, как в наших.
Какой он? Откройте эту книгу и начните читать. Вы узнаете, почему у зайца длинные уши и короткий хвост, вы узнаете про то, как путешествовал заяц по Африке и какие приключения случились с ним в пути, про то, как живут звери саванны. Вы узнаете и про всемогущую фею маму Рандату, которая… Но не будем забегать вперёд.
Вам предстоит отправиться в настоящее путешествие и совершить настоящее открытие — открытие реального и сказочного мира. Перед вами — сказки народов Западной Африки.
История первая, в которой звери саванны узнают, кто из них самый молодой и самый умный
Было это в стародавние времена.
В те времена, когда время измеряли лунами и звери Африки жили друг с другом в мире и согласии. Они сообща решали все свои дела, а по вечерам усаживались под огромным деревом, которое называли Деревом Бесед, и обсуждали всё, что произошло за день.
Сидели они однажды под Деревом Бесед и думали: кто же из них самый умный.
Самый сильный — лев, дядюшка Гаиндэ. Он царь зверей.
Самый старый — слон, папаша Гней. Это знают все звери саванны.
Самый глупый и нечестный зверь — гиена по имени Буки.
А вот кто умнее всех?
Этого никто из зверей не знал.
Вот сидели они и размышляли, пока лев дядюшка Гаиндэ не поднялся со своего царского трона и не провозгласил:
— Я думаю, что сначала мы должны узнать, кто самый молодой зверь саванны. А кто самый молодой — тот и самый умный. Так я думаю!
Начали звери вспоминать, кто когда родился.
— Я родилась три года назад, в год Великой Засухи, — воскликнула лань.
И все звери тяжело вздохнули, потому что вспомнили, как трудно жилось им в тот год. А раз вспомнили, то, значит, были они гораздо старше лани.
— А я родился всего три луны назад, — поднял свои остроконечные уши шакал.
Все звери посмотрели на небо и стали считать, сколько раз они видели, как узкий месяц превращался в полную луну, а луна снова — в тонкий изогнутый рог месяца.
А пока они смотрели на небо и считали, сколько лун прожили они на свете, заяц по имени Лёк незаметно забрался на дерево и притаился там.
В те далёкие времена уши у зайца были короткие, хвост — длинный и пушистый, а лазать по деревьям он умел не хуже, чем белка.
Тихо было под Деревом Бесед, но вдруг обезьяна по имени Голо почесала затылок и заявила:
— А я, друзья, только что родилась!
Все захлопали в ладоши, и обезьяна уже подумала, что она-то и есть самая молодая и умная, как рассудил лев дядюшка Гаиндэ.
Но тут с ветки раздался голос:
— Смотрите! Я ещё только рождаюсь! Потеснитесь, дайте новорождённому место! — и к удивлённым зверям спрыгнул заяц Лёк.
Все замолчали, а обезьяна Голо обиделась и отвернулась — ведь заяц Лёк перехитрил её.
Торжественным, медленным шагом лев дядюшка Гаиндэ подошёл к зайцу.
— Я объявляю тебя, Лёк, — провозгласил он, — самым умным среди зверей. Ты доказал нам, что ты самый молодой. А это значит, как я уже говорил, что ты умнее всех нас!
Конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание сказки. «Чудесные истории про зайца по имени Лек»
Виктория Кочнова
Конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание сказки. «Чудесные истории про зайца по имени Лек»
«Чудесные истории про зайца по имени Лек»
(Сказки народов Западной Африки)
История первая, в которой звери саванны узнают, кто из них самый молодой и самый умный.
Цели:
— Учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку, понимать характеры и поступки героев;
— Выражать положительные эмоции (удивление, интерес) при прочтении сказки;
— Активно поддерживать беседу, отвечать на вопросы по содержанию сказки;
— Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки;
— Воспитывать интерес к сказкам народов мира.
Словарная работа. Саванна, тропическая степь.
— Ребята, назовите свои любимые сказки.
— В сказках рассказывается о приключениях людей и животных, о событиях, которые происходили в разное время. Сейчас я расскажу сказку народов Западной Африки. Давайте вспомним, какие животные живут в Африке.
Рассмотреть иллюстрации (льва, гиены, обезьяны, лани, слона)
— Место обитания этих животных – саванна, которая находится в Южной Африке. Это тропическая степь с редко растущими деревьями и кустарниками. (Показать иллюстрации)
— Я расскажу вам историю, в которой звери саванны узнают, кто из них самый молодой и самый умный. Хотите узнать? Тогда слушайте внимательно.
— Было это в стародавние времена.
Беседа по содержанию сказки.
— Понравилась ли вам сказка?
— Ребята, когда произошла эта история?
(В стародавние времена – это значит очень и очень давно)
— Кого объявил лев дядюшка Гаиде самым умным среди зверей?
(Зайца по имени Лек)
— Как заяц Лек доказал, что он самый молодой?
(Пересказ эпизода сказки)
— Он сказал правду или перехитрил зверей?
«Лек гордо распушил свой роскошный хвост, но про себя подумал: Убедить зверей в том, что я самый умный – это полдела. Я сам должен быть в этом уверен.»
— Есть такая пословица, запомните её: «Не хвались словом а хвались делом»
— Кто может повторить пословицу?
— Под каким деревом собрались все звери?
— Самый глупый и несчастный зверь?
(Гиена по имени Буки)
— А вот кто умнее всех?
— Кто помнит как закончилась эта история?
(Умный я или нет – докажут только дела и приключения)
— Как вы думаете, с кем случаются приключения?
(С тем, кто не сидит на одном месте)
— О его дальнейших путешествиях и приключениях вы узнаете на следующем занятии.
Сторителлинг, или рассказывание историй, в работе по речевому развитию с дошкольниками «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов Вы, наверное, замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает.
Конспект итогового комплексного занятия «Умные вопросы зайца по имени Лёк» в рамках проекта «Занимательная лексика» Итоговое комплексное НОД по теме «Умные вопросы зайца по имени Лёк», в рамках проектной деятельности «Занимательная лексика».Провели воспитатели.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Рассказывание сказки «Потерянная пуговица» Рассказывание сказки «Потерянная пуговица» Цель: познакомить детей с новой сказкой «О потерянной пуговице». Задачи: развить интерес к изучаемому.
Конспект образовательного процесса по речевому развитию в средней группе «Рассказывание сказки про колобок» Речевое развитие в средней группе Тема:Рассказывание сказки про пластилиновый колобок. [/h3]Цель:создавать условия для составления сказки.
Конспект по речевому развитию «Рассказывание по серии картинок-иллюстраций детских книг «Магазин детской книги» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39». Конспект организованной образовательной.
Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему «Рассказывание сказки «Заяц-хваста» Цель: • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев. • Обучение.
Конспект занятия по речевому развитию раздел «Развитие речи» в подготовительной группе «Рассказывание по картине» Конспект занятия по речевому развитию раздел «Развитие речи» в подготовительной группе на 07.10.2019 Тема: «Рассказывание по картинке».
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшей группы «Рассказывание русской народной сказки «Лиса и заяц» Рассказывание русской народной сказки «Лиса и заяц» Программное содержание: 1).Учить внимательно слушать сказку понимать содержание, следить.
Конспект занятия по речевому развитию «Кошачьи истории» Тема: “Кошачьи истории” Программное содержание: 1. Учить детей внимательно слушать небольшие по объёму литературные произведения в стихотворной.
Конспект итогового комплексного занятия «Умные вопросы зайца по имени Лёк» в рамках проекта «Занимательная лексика»
Седова Наталья Владимировна
Конспект итогового комплексного занятия «Умные вопросы зайца по имени Лёк» в рамках проекта «Занимательная лексика»
Итоговое комплексное НОД по теме «Умные вопросы зайца по имени Лёк», в рамках проектной деятельности «Занимательная лексика».
Провели воспитатели старшей комбинированной группы «Ромашка»: Седова Н. В. и Филиппова Н. С.
Цель: обобщение и закрепление знаний детей по пройденным в течении года лексическим темам.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей со сказками народов мира.
Способствовать формированию у детей элементарных представлений о
бабочках, их строении, образе жизни.
Закрепить правила поведения в лесу.
Развивающие:
Развивать у детей связную речь.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по пройденным лексическим темам.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Учить детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов.
Развивать умение лепить насекомое (бабочка) по представлению;
Развивать у детей творческое воображение.
Развитие мелкой моторики рук.
Развивать мышление, внимание, память, аналитические способности.
Развивать умения у детей внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать интерес к самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Воспитывать интерес и заботливое отношение к живой природе.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, беседа, речевые игры с движением.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Чудесные истории про зайца по имени Лёк».
Самостоятельное сочинение сказок, рассказов, смешных историй.
Наблюдение за бабочками на прогулке, беседа о насекомых, рисование акварелью бабочек.
Беседы, просмотры презентаций по различным лексическим темам.
Здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика: «Аэростат».
Зрительная гимнастика «Заяц Лёк и морковка».
Артикуляционная гимнастика «Гнездо».
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде», «Птичка пьет водичку», «Птичка летит».
Оформление:
ТСО (экран, компьютер).
Книга «Чудесные истории про зайца по имени Лёк».
Оборудование: Сказочный персонаж – заяц по имени Лёк, книга «Чудесные истории про зайца по имени Лёк»,морковка, плакат «Правила поведения в лесу», аэростаты для дыхательной гимнастики, пластилин в тарелочке на каждого ребенка, стеки, тряпочки для рук, цветочки с налепленными на них гусеницами, образец готовой работы – бабочка на цветочке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня хорошее настроение?
Тогда давайте встанем в круг.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, наш весёлый круг!
2. Основная часть.
Заяц Лёк много путешествовал, и он решил проверить ваши знания. Для этого он приготовил для вас умные вопросы.
Первое задание от зайца Лека: д/игра: «Один, два, пять»
(по пройденным в течении года лексическим темам).
Показ презентации.
1. Слайд. «Умные вопросы от зайца Лёка».
2. Слайд. (Домашние животные)
— Посмотрите, кто изображен на слайде?
— Как этих животных можно назвать?
— Почему их называют домашними животными?
— Как называются жилище, которые для них делает человек? (для собаки – будка, конура, для лошади – конюшня и т. д.)
3. Слайд. (Домашние птицы)
— Кто изображён на слайде? (Петух, селезень, индюк, гусь)
— Если папа – петух (селезень, индюк, гусь, то кто мама? (Курица, утка, индюшка, гусыня)
— Как называется детеныш курицы и петуха (индюшки, утки, гусыни?
— Если в семье: петух, курица и цыпленок, то это какая семья? (куриная)
4. Слайд. (Дикие животные)
— Как назвать этих животных?
— Почему – это дикие животные?
— Давайте вспомним, кто, где живет.
Зрительная гимнастика «Заяц Лёк и морковка».
Крепко зажмурится. Открыть глаза.
Смотрим на морковку. Движения глазами влево-вправо.
Смотрим на зайца. Движения глазами вверх-вниз.
Стрельба глазами. Смотрим то на морковку, то на зайца.
Закрыли глаза. Темнота. Открыли глаза.
5. Слайд.
А сейчас посмотрите внимательно на слайд, наш зайка приготовил для вас игру.
«Четвертый лишний»
— Футболка, шорты, кроссовки, штаны, что будет лишним?
— Почему кроссовки лишние?
— Бабочка, паук, божья коровка, муравей, кто лишний?
— Почему паук лишний? (все остальные – это насекомые, у них три части тела и шесть лап, а у паука две части тела и восемь лап).
— Такси, автобус, скутер, дельтаплан, что лишние?
— Какие ещё виды транспорта вы знаете?
6. Слайд.
— Посмотрите на чём путешествует наш заяц, что это? (Аэростат)
— Мы с вами тоже делали аэростаты, давайте, немного отдохнем с помощью наших поделок.
Дыхательная гимнастика: «Аэростат».
— Глубоко вдыхаем носом воздух и выдыхаем через рот на аэростат.
— Немного отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
7. Слайд.
— Посмотрите, когда Лёк, пролетал над пустыней, он увидел очень удивительное растение, что это? (кактус).
— Если бы кактус рос в квартире, к горшке, как можно было бы назвать это растение? (Комнатное растение)
8. Слайд.
— Лёк хочет узнать у вас, знаете ли вы правила ухода за комнатными растениями?
— Что необходимо для растения, чтобы оно росло здоровым и красивым? (Полив, опрыскивание, солнечный свет, почва, рыхлить почву и протирать листочки или смахивать пыль щёточкой в зависимости от вида растения).
9. Слайд.
— Посмотрите, кто пролетел мимо зайца?. (птица)
Артикуляционные упражнения и пальчиковая гимнастика:
«Птенчики в гнездышке».
«Гнёздышко»
Вот птенцы, а вот – гнездо.
«Птичка пьёт водичку»
Поднялась и проглотила.
«Птичка летит»
— А с какими видами птиц мы с вами знакомились в этом году?
— Назовите зимующих птиц, почему их так называют?
— Как называют птиц улетающих на юг?
— Почему они улетают на юг?
10. Слайд.
— Вот и путешествие нашего зайца заканчивается, он оказался в наших лесах.
— А вы знаете правила поведения в лесу?
— Давайте рассмотрим плакат «Правила поведения в лесу»и расскажем, какие же правила для посещения леса есть.
— А вы помните, как же появляются бабочки?
11. Слайд.
— Давайте рассмотрим слайд.
— Из гусеницы получается куколка, а потом уже и сама бабочка.
12. Слайд.
— Заяц по имени Лёк отправился дальше путешествовать, его ещё ждут очень много интересных историй и приключений пока он доберется до своего дома в далёкой Африке. Он с нами прощается, а мы предлагаем на память сделать небольшую поделку. Мы с вами делали цветочки из картона и бумаги, а потом из пластилина вы делали гусениц, которые сидели на цветочках. Так давайте наших гусениц, превратим в прекрасных бабочек.
Продуктивная деятельность. (Под спокойную музыку – звуки леса)
Практическая часть.
1. Аппликация «Цветочек»
2. Лепка «Гусеница»: лепим туловище – столбик и небольшую головку – шарик. Прикрепляем с помощью точечного нажатия гусеницу к бумажному цветку.
3. Делим два кусочка пластилина поровну на две части. Из каждого получившегося кусочка катаем жгутики. Жгутики складываем колечками, закрепляя кончики прищипыванием.
4. Прикрепляем получившиеся крылышки к нашим гусеницам на цветочках. Вот и превратилась гусеница в бабочку!
Заключительная часть. Рефлексия.
— Ребята, какие красивые бабочки у вас получились. Покажите вашу красоту зайцу по имени Лёк. Молодцы, дети. Вы просто настоящие волшебники!
Конспект итогового комплексного занятия по сказке «Красная Шапочка» во второй младшей группе Итоговое комплексное занятие по сказке «Красная шапочка» во второй младшей группе(3-4 года)Галина Гагарина Итоговое комплексное занятие.
Сценарий итогового спортивно-музыкального мероприятия «Ах, Зимушка-зима!» в рамках проекта «Зимние забавы» Итоговое мероприятие в рамках проекта «Зимние забавы» (для групп 2 мл, средняя, старшая) Сценарий музыкально-спортивного развлечения :.
Конспект итогового комплексного занятия в первой младшей группе «На день рождения к Колобку» Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, умение.
Конспект итогового комплексного занятия в старшей группе «Цветик-семицветик» Конспект итогового комплексного занятия в старшей группе «Цветик-семицветик» Программное содержание: Образовательная область: Обучение грамоте.
Конспект итогового занятия «Космическое путешествие Незнайки» в рамках проекта «Мы тоже в космос полетим» Районное методическое объединение воспитателей старшего возраста 12.04. 2019 года. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Конспект комплексного итогового занятия «Осень в родном краю» в рамках тем «Мой дом. Мой город. Родная страна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» комбинированного вида Комплексное итоговое занятие.
План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов» Цель – Знакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов. Открыть им дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.
Сценарий итогового мероприятия «А я иду, шагаю по Королёву» в рамках проекта «Улицы нашего города» Дети входят в зал под песню «Мой город». Вступительное слово ведущих. 1 Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы.
Чудесные истории про зайца по имени лек чему учит сказка
Дети никогда раньше не видели живого зайца, но не испугались его: Лёк показался им добрым и милым.
— Оставайся с нами, — попросили они. Лёк подошёл поближе, и дети погладили его.
— Ты похож на ягнёнка, — сказал один.
— Нет, на котёнка, — возразил другой. Лёк сел поудобнее и сказал:
— Я — заяц Лёк. Я путешествую и узнаю мир. Хотите, я загадаю вам загадки, которые узнал в дороге?
— Конечно, хотим! — закричали дети. Они даже рты приоткрыли — так им было интересно
— Ну, слушайте первую:
Дети начали вспоминать, что они видят, когда идут по дороге.
— Это палка, — решил один.
— Это речка, — предположил другой.
— Нет, это змея, — покачал головой Лёк. Ребята приуныли: действительно, змеи так часто попадаются на африканских дорогах, но разве кто-нибудь наклонится поднять змею? Так просто, а догадаться они не смогли!
— Вы просто не подумали хорошенько, — успокоил их заяц и загадал вторую загадку:
— Это, наверное, великан, — воскликнул один.
— Нет, это колодец, — сказал другой.
— Нет, — снова покачал головой Лёк. — Длиннее всего — путь, дорога. И только дорога не отбрасывает тени.
— Верно, — согласились дети, — ты опять прав.
И заяц загадал ребятам третью загадку:
— Это наша мама, — воскликнули хором мальчики.
— Нет, — снова ответил Лёк, — мама много ткёт, но её руки устают, верно? А ткёт без остановки и без усталости паук.
И Лёк подумал, что хотя паук Диаргонь и жил долго на свете, умным он не стал: люди— очень симпатичные и совсем неопасные животные.
Стоило зайцу так подумать, как к дому подошёл большой взрослый человек.
История четвертая, почему у зайца длинные уши и короткий хвост
И вот послушайте, что случилось с зайцем дальше.
Большой человек подошёл к дому и остановился. В руках у него была палка, и сам он был прямой, как жердь.
— Папа! — обрадованно закричали дети. — Смотри, у нас новый товарищ.
Крестьянин увидел Лёка и усмехнулся.
— Да ведь это заяц, — сказал он. — Зовут его Лёк, и он самый хитрый зверь саванны. С ним надо держать ухо востро, а то он обязательно сыграет с нами какую-нибудь шутку. Запрём-ка мы его для начала в клетку. Придёт время, и он нам пригодится…
— Нет, папа, — закричали дети, — он хороший и добрый! И загадывает нам интересные загадки!
— Это он сможет делать и в клетке, — ответил крестьянин и, схватив Лёка, бросил его в клетку.
…. Всю ночь заяц не спал. Он думал, что уже никогда больше не увидит джунглей и не пробежит по звериным тропам саванны. Он мысленно прощался со своими друзьями и представлял себе, что сказал бы сейчас паук Диаргонь! Человек — опасное животное.
А утром к клетке подошёл старший сын крестьянина.
— Я хочу спасти тебя, — сказал он Лёку.
— Просунь уши сквозь прутья и ничего не бойся!
Лёк послушно просунул свои короткие уши сквозь прутья решётки. Мальчик что было сил схватил его за уши и одним рывком вытащил зайца из клетки.
Как стрела, выпущенная из лука, понёсся Лёк по дороге к джунглям.
Вслед за ним бросились все деревенские собаки, и самой быстрой из них удалось всё-таки отхватить большую часть роскошного заячьего хвоста.
Вот так у зайца и появились длинные уши и короткий хвост.
История пятая, самая что ни на есть чудесная, потому что Лёк встречается с феей
«Уши стали длинными, а хвост — коротким, — горевал заяц, спрятавшись в чаще. — Что мне делать? Нельзя же показаться зверям в таком виде — засмеют!»
Слышал Лёк рассказы о фее маме Рандату. Все звери Африки знали, что одним мановением руки она вылечивает больных и превращает одну вещь в другую. Говорили даже, что… Но разве можно перечислить всё, что может сделать всемогущая фея мама Рандату?!
И Лёк решил отправиться к фее.
Красивый был у неё дом! Высокий и яркий, словно украшенный разноцветными перьями прекрасных птиц.
Не успел заяц переступить порог, как услышал голос:
— Я знаю, зачем ты пришёл ко мне. Человек вытянул тебе уши, а собаки отгрызли хвост. Теперь ты хочешь, чтобы я помогла тебе.
— Да, — смиренно ответил Лёк и опустил голову.