Что является функцией учителя на современном уроке
Определение функций учителя в современной школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Определение функций учителя в современной школе
1.Сопоставить тексты документов:
1) В должностной инструкции учителя начальных классов прописаны:
— Общие положения учителя;
— Должностные обязанности преподавателя, также подробно описаны обязанности учителя начальных классов;
-Права педагогического работника;
2) В документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» идет речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования. Все внимание направлено на улучшение условий учащихся для получения квалифицированного образования. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования.
1. Обновление образовательных стандартов;
2. Система поддержки талантливых детей;
3. Развитие учительского потенциала;
4. Современная школьная инфраструктура;
5. Здоровье школьников.
3) Из доклада министра образования Красноярского края С.И.Маковской. «Региональная образовательная политика: управление изменениями» видно, что расходы бюджета на образование в 2015г. превышают предыдущие года. Также были открыты специализированные классы. Также показано, что результаты всероссийской олимпиады школьников в Красноярком крае в последние два года самые низкие.
2. Ответить на вопрос: «Какие новые (по сравнению с должностной инструкцией) обязанности (виды деятельности/ функции) заданы учителю национальной образовательной инициативой, Министерством образования Красноярского края?
Функции учителя в изменяющейся системе:
1.Эмоционально-коррегирующая система (Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении).
2.Коммуникативно-стимулирующая функция (Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения).
3. Информационно-обучающая функция (Учитель знает содержание предметного материала, имеет соответствующий интеллектуальный и культурный уровень).
4. Контрольно-оценочная функция (Контроль своей педагогической деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция).
5. Организационная функция (Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения).
6. Развивающая функция (Учитель сам обладает опытом изучения содержания предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта).
7. Конструктивная функция (Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснение целей ученику и организации принятия целей учеником).
8. Модулирующая функция (Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить).
3. Заполнить таблицу «Изменение функций учителя в современной школе».
Функции учителя традиционной школы
Функции учителя новой школы
1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2. Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету и рабочий план на каждый урок.
3. Отвечает за выполнение приказов « Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности».
4. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
6. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
7. Осуществляет связь с родителями обучающихся.
8. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся.
9. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель переодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков, и уходит через 20 минут после их окончания.
10. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
-Осуществляет обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами.
-Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
— Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
-Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
— С помощью учителя дети уже в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
4. Вывод: Я считаю, что причинами изменения функций учителя, стало то, что в современных условиях меняется статус образования, серьезно исследуется вклад образования в экономический рост. Успех в жизни человека определяется его образованием. Получить хорошее образование было целью и раньше, просто сейчас меняются способы достижения этой цели. Сегодня общество требует глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношений к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе. Функции педагогического труда
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе. Функции педагогического труда
1. Характер работы учителя в целом определяется направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества и его социального порядка.
2. Особенностями объекта деятельности учителя являются учащиеся. При организации всей педагогической деятельности следует учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций. Развитие происходит не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам, свойственным человеческой психике, в соответствии с особенностями восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера ученика.
3. Объект педагогических влияний одновременно является и вашим предметом. На воздействие могут быть реакции: реакция сопротивления (от минимального напряжения до острого конфликта) или реакция в форме когнитивной активности (от низкой до максимальной). В учебно-воспитательном процессе должно быть не только влияние учителя на учащихся, но и какое-то взаимодействие между ними, диалектические отношения между ними, а также между коллективами учителей и учеников. В этом случае преломления таких влияний могут произойти до того, как субъект сам повлияет на себя: самообразование, самообучение, самосовершенствование.
4. Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учениками и с учебными материалами. Настоящий учитель тратит много сил и времени на пополнение своих научных знаний, целенаправленный отбор материала и соотнесение его со способностями учеников. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опыт окружающей жизни и личные наблюдения учащихся, делает его доступным для педагогов и т. д.
5. Ключевым моментом в образовательных последствиях является тип деятельности, в которую учитель вовлекает учащихся, что вызывает потребность и интерес к знаниям и их получению, а также придает им настойчивость в преодолении трудностей в обучении.
7. Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, требованиями, стремлениями ученика и уровнем развития его способностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения навыками, необходимыми для их выполнения, между новыми задачами и разработанными им образами мышления и поведения. Деятельность учителя должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, чтобы сделать их движущими силами образовательного и воспитательного процесса.
8. Творческий характер педагогической работы проявляется во всех сферах деятельности учителя:
1) в конструктивном включает деятельность, направленную на формирование учебного процесса (выбор содержания и составление названий из информации, которой он делится с учениками; планирование деятельности учащихся по овладению этим содержанием; построение собственной деятельности на каждом этапе обучения);
2) в организационном, в том числе: организация информации во время изучения нового материала, организация деятельности учащихся, организация их собственной деятельности и поведения;
3) коммуникативная, в том числе организация отношений в ходе различных видов деятельности (игры, работы и т.;
4) в гностическом, включая изучение:
а) объект его деятельности (ученик);
б) содержание, средства, формы и методы, с помощью которых осуществляется эта деятельность;
в) плюсы и минусы вашей личности и деятельности в целях ее сознательного совершенствования.
10. Работа учителя всегда происходит в группах учеников, учителей, родителей в тесном сотрудничестве с общественностью. И эта работа достигает высокой эффективности, когда все действия и поиск учителя направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.
11. Продуктивная деятельность учителя обеспечивает только мастерство. Она заключается в способности педагога рациональными усилиями использовать систему педагогических средств для достижения максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся, расходуя на доступное время учебные программы и программы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Функции и контролирующая роль учителя на уроке
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Функции и виды контролирующей
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) соответствует современным требованиям общества, педагогической и методической наук, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учителя определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровня их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и формирования умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Поэтому для меня этот вопрос имеет огромное значение.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, какие конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; которые стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Виды контроля результатов обучения, применяемые в в работе.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной оценки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые оценки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учебе. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. Методы и формы организации контроля Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного рассказы о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыт.
Устный опрос как диалог учителя с одним учеником или со всем классом (ответы с места) провожу в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентирования в конкретных правилах Самостоятельную работу провожу фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Также провожу и динамические самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ использую индивидуальные карточки, учебные тексты, тестовые задания, таблицы Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы Содержание работ для письменного опроса организую по одноуровневым или разноуровневым, что отличается по степени сложности, вариантам. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников Считаю, что оценка является определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются такие параметры оценочной деятельности учителя:
— Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной)
— Степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др)
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку провожу в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Тексты диктантов подбираю средней сложности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми.
Особенности организации контроля по математике Текущий контроль по математике осуществляю как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля провожу не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта
Как меняются профессиональные роли учителя?
На самом деле, за последние 100 лет больше всего изменились не технологии, а дети — и продолжают меняться с каждым десятилетием. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды, активно идущий процесс глобализации. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы.
Социологические исследования показывают, что в среднем российские школьники сейчас ориентированы на себя, на получение от учебы пользы и удовольствия — отсюда большая свобода поведения, критическое отношение к знаниям, которые предлагает школа. Большинство современных выпускников выражают уверенность, что знания, полученные в школе, им в жизни не пригодятся. К тому же, и нравственные идеалы у сегодняшних школьников совсем не те, что были у их родителей двадцать-тридцать лет назад: теперь их герой — это независимый, успешный, самостоятельный человек, способный обеспечить свое благосостояние. О героизме, чести и семейном уюте они вспоминают реже.
В связи с этим авторитет школы и учителя в глазах ученика стремительно падает, и ему не подняться, если не принять меры для его укрепления.
«Старая» и новая педагогика. Нам, сегодняшним педагогам, еще с нашей школьной скамьи известны свойства традиционной системы образования: монолог учителя в учебном процессе и как следствие — объективация ученика; требование от учащихся точно усваивать и поглощать знания, чаще всего в жестких рамках конкретной дисциплины; строго вертикальные отношения между учителем и учеником, которые выстраиваются вокруг идеи контроля.
К счастью, не только ученики, но и многие педагоги этой системой сыты по горло и готовы выйти на новый уровень взаимодействия. В первую очередь — вести полноценный диалог как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем — смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:
обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;
акцент на знания, которые применимы в реальном мире;
формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учим учиться), развитию способности управлять своим познанием;
менее иерархичные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.
Новые роли учителя. Согласно сколковскому «Атласу новых профессий», учителей в нашем понимании скоро не будет. Зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным. Есть и другие роли, которые уже сейчас стоит осваивать педагогу, чтобы через несколько лет быть «на коне»:
Учитель — навигатор в мире информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника, вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения и превратить их в личностные знания ученика.
Учитель — модератор учебной деятельности. Выбрать форму работы, помочь найти партнеров по проекту, поддерживать связь между учениками, родителями, а может быть и экспертами, если того потребует учебный процесс.
Учитель — организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса.
Учитель — лидер, который рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несет ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом ученика подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.
Новые задачи. Естественно, с изменением роли, у педагога появится целый ряд новых профессиональных функций. Однако самые основные из них многим учителям давно знакомы — например, помогать ученику находить свои преимущества и слабые стороны, рассказывать про неизвестное, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам раскрывать свой потенциал.
Содержание деятельности учителя тоже меняется: в ней большую роль начинает играть процесс планирования. Уже сейчас педагогам хорошо известно понятие планируемых образовательных результатов — на урок, на неделю, на семестр или учебный год. Главное — следите за тем, чтобы планируемые результаты были измеряемы и прозрачны.
Еще один актуальный вид деятельности для учителя — проектирование. Например, чтобы спроектировать любое учебное занятие, необходимо пройти три этапа: определить планируемые образовательные результаты, продумать учебные задачи, проблемные ситуации, в которые вы погрузитесь вместе со школьниками, и наконец — подобрать средства обучения. В их роли могут выступить любые ресурсы — мел и доска, или цифровая лаборатория, или кормушка за окном, или сайт научной организации, и т.д.
Наконец, у всех педагогов есть еще одна задача «на вырост»: найти возможность активно включиться в деятельность профессиональных обучающих сообществ — только не путать их с методическими объединениями! Задача профессиональных сообществ — организовать обмен опытом в междисциплинарной среде. В Китае, одном из государств — лидеров развития образования, уровень включенности в такие сообщества очень высок. Нам есть чему у них поучиться: по данным исследования ОЭСР, Россия по этому показателю оказалась на последнем месте.
Пожалуй, сейчас самое время наладить контакты и скооперироваться, чтобы вместе решить задачу освоения новой роли учителя в меняющемся мире.
Статья «Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок
— рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем самостоятельно, либо группой учителей, специалистов по предмету на основе примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для каждого класса.
— выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, пособий, сборников заданий, отбор системы заданий),
— разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ
— отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, творческие работы, конкурсные выступления, проектные методы обучения и др.,
— разработка для своего класса программы развития и воспитания- «План воспитательной работы на учебный год»;
— внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио) по предмету, внеурочной деятельности и т.п.
Видоизменяется урок и конспект урока, сейчас это «технологическая карта учебного занятия», где для каждого этапа, прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты. Технологическая карта включает в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся, рефлексия. Форма технологической карты разрабатывается предметными методическими объединениями школ, в соответствии с ФГОС ООО. Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС ООО и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Пример технологической карты учебного занятия по географии по теме «Почему нужно изучать географию?» показан в таблице 1.
Таблица 1- Технологическая карта учебного занятия
Содержание урока, этапы
и технология оценивания учебных успехов
I.Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. – Ребята, наш учебник называется «Наша Земля». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником».
2. – Раздел I называется «Источники географической информации». Как вы думаете, что это могут быть за источники? Какую информацию мы можем получить с помощью этих источников? Выполните тест на с. 7 учебника.
3. – Считается, что на карте земного шара уже не осталось «белых пятен» – неизвестных морей и земель.
– Кто занимался открытием новых земель?
– Согласны ли вы с этим утверждением? – Какой вопрос у вас возникает?
Зачем нужна география?
4. – Что в переводе на русский язык означает слово «география»? Когда возникла эта наука? Каких великих географов вы знаете? В чём их заслуга перед наукой?
5. – Сформулируйте тему урока.
Почему нужно изучать географию?
– Какие у вас будут гипотезы?
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).
4. Вычитывать все уровни текстовой информации.
5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
1. – Прочитайте текст и ответьте на вопрос: кого можно считать географами? (Подобрать тексты о различных путешественниках.) Ответ аргументируйте.
2. – Продолжите: география – наука о … Что характерно для науки? (Цель, предмет изучения, методы.)
3. – Используя рис. 4 на с. 10, определите структуру географии и выполните задание к рисунку на с. 11.
– Сформулируйте задачи науки географии.
4. – Выполните задание 3 на с. 12
5. – Определите предмет изучения науки географии. Какими методами его можно изучать? Задание к рис. 3 на с. 10.
6. – Что можно считать источником географической информации? Какое значение имеет эта информация для человека?
7. – Как ответите на вопрос урока?
III. Самостоя-тельное применение знаний.
1. Вопросы 1, 2 на с. 12.
2. Дискуссия «Может ли человек, вооружённый географическими знаниями и умениями, благотворно влиять на будущее планеты?»
ΙV. Итог урока. Рефлексия.
– Сформулируйте вывод по уроку.
– Сравните его с выводом учебника
Домашнее задание: §1, задание 4, с. 12.
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
На современном уроке на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации. Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом. Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к личностным, предметным, надпредметным результатам, как реализуются условия деятельностного подхода. Пример урока в 5 классе по теме «План и карта». В данном уроке – это реализуется следующим образом:
2. Выполнение действий для формирования новых умений. Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в формировании новых умений – предпринимаются шаги для работы с планом местности или топографической картой.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения умений (для формирования осознанных умений) Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий: работа с условными знаками, масштабом.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу. Особую роль в формировании умения проверять написанное, оценить свою работу, работу товарища.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Работа с заданиями ОГЭ и ЕГЭ.
Типы уроков ФГОС ООО более расширены и разнообразны по целевому значению и результативности обучения по сравнению с традиционными уроками. Роль учителя на уроке ФГОС – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся. (Таблица 2).
Таблица 2- Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (в группе, индивидуально)
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществляет учитель, в процессе урока.
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценка результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Также ФГОС ООО определяет разнообразные типы уроков (Таблица 3).
Таблица 3- Типы урока при введении ФГОС ООО
Первичное усвоение новых предметных знаний, умений, навыков.
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Урок применения предметных знаний, умений, навыков.
Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности.
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач).
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности универсальных учебных действий.
Урок повторения предметных знаний, умений, навыков.
Закрепление предметных знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий.
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи.
Результаты контрольной или самостоятельной работы.
Индивидуальная работа над допущенными ошибками.
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.
Непосредственное изучение явлений окружающего мира.
Применение знаний, умений, навыков при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов.
Урок решения практических, проектных задач.
Практическая направленность изучения теоретических положений.
Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира.
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока. Учащиеся получают знания из любых источников. Могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы. Это способствует обучению детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.