Что воспевают старинные русские романсы
Что воспевают старинные русские романсы
Сборник тестовых заданий для 6 класса по 1 четверти.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Что такое музыкальный образ?
+ живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях
2. Что роднит музыкальную и разговорную речь?
3. Она является душой музыки:
4. Сущность вокальной музыки:
— исполнение мелодии на музыкальных инструментах;
+ пение голосом сольно или в ансамбле;
— оркестровое сопровождение песен.
5. Предназначение инструментальной музыки:
— пение голосом сольно или в ансамбле;
— оркестровое исполнение песен;
+ игра на различных музыкальных инструментах.
6. Какие интонации вы услышали в романсе А.Е. Варламова «Красный сарафан»?
7. Какой образ воспет в романсе А.Е. Варламова «Красный сарафан»?
— образ русского платья-сарафана
— образ русского зодчества
+ образ русской девичьей доли.
8. Романс «Красный сарафан» часто называют:
9. Какие интонации в романсе А.Г. Рубинштейна «Горные вершины»?
тест 10. Что воспевали старинные русские романсы?
— спортивные достижения России
+ красоту родного края, любовь и разлуку
— героические подвиги русских воинов.
11. Это то, что объединяет музыку с литературой:
+ сюжет, программность, связь с реальностью;
— декорации и реклама.
12. Определите верное соотношение «литература-музыка»:
13. Что общего между А.С. Пушкиным и М.И. Глинкой?
— они гуляли по одной улице города
— они очень любили рисовать в парке
+ у них общие произведения искусства.
14. Определите общее музыкальное произведение авторов А.С. Пушкина и М.И. Глинки:
+ опера «Руслан и Людмила»;
— романс «Горные вершины».
15. Кто строит план музыкального произведения?
— композитор с режиссером.
16. Какие формы музыкальных произведений вы знаете?
— веселые и грустные
17. Самая простая музыкальная форма:
18. Сколько частей в романсе М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»?
19. Кому посвятил свой романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка?
+ дочери Анны Керн Екатерине Керн
— дочери своего друга.
тест-20. Определите известное инструментальное произведение М.И. Глинки:
— Романс «Я помню чудное мгновенье»;
— Опера «Руслан и Людмила»;
21. Определите формы музыкальных произведений:
22. Какие произведения сочиняли русские композиторы, используя русские народные песни и танцы?
— веселые и грустные зарисовки
— маршевые военные песни
+ вариации на тему русских народных песен.
23. Определите форму, которая имеет рефрен и эпизоды:
24. Чего больше в музыкальном произведении в форме рондо?
25. Что означает понятие «камерная музыка»?
+ музыка для исполнения в небольших помещениях
— музыка для автомобилей.
26. Какие жанры музыки могут исполняться в камерных условиях?
+ вокальные, вокально-инструментальные, инструментальные
27. Определите жанры камерной вокальной музыки:
— симфония, соната, сюита;
28. Определите жанры камерной инструментальной музыки:
+ соната, сюита, вальс;
— песня, романс, баллада;
29. Определите жанры, которые по названию могут быть и вокальными и инструментальными:
+ песня, ария, баллада;
тест_30. Эти жанры имеют названия и вокальных, и инструментальных произведений:
+ романс, серенада, баркарола;
31. Эта баллада для вокального исполнения, она стала первым в истории романтическим произведением, признанным именно таким:
— «Времена года» П.И. Чайковского;
+ «Лесной царь» Ф. Шуберта;
— «Жаворонок» М.И. Глинки.
32. Какие средства музыкальной выразительности помогали в создании музыкального образа и характера музыки в балладе Ф. Шуберта «Лесной царь»?
33. Как продвигалась динамика в моменты приближения Лесного царя к младенцу?
+ музыка становилась громче и тучнее
— музыка затихала и пропадала
— музыка становилась веселой.
34. Как связаны музыка и литература в музыкальном театре? Определите неверный ответ:
— спектакли сопровождает симфонический оркестр;
— музыкальные спектакли имеют сюжет из литературы;
+ спектакли вовсе не музыкальны.
35. Где исполняет музыку симфонический оркестр для оперы?
— звучит заранее записанная фонограмма.
36. Какие вечные темы искусства раскрываются в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»?
+ любовь и ненависть
— обращение к родине
37. Каков жанр балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»?
38. Какие образы в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» развиваются постоянно?
+ образы Ромео и Джульетты
— образы мрачной, тупой вражды
— нет изменяемых образов.
39. Какие образы в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» остаются неизменными?
— образы Ромео и Джульетты
+ образы тупой мрачной вражды
— нет неизменных образов.
тест*40. Определите инструментальный жанр, который имеет несколько самостоятельных частей, объединенных общим замыслом:
41. Найдите в списках сюиты разных композиторов:
— «Бременские музыканты», «Хороводная-огородная».
42. Какое произведение называют «Шуткой»?
— частушки русского народа
43. Такую музыку называем программной:
+ музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название;
— музыка, которая поется;
— музыка театральных произведений.
44. Оттуда обычно берет сюжет программная музыка:
— из произведения живописи;
— из народных песен и плясок;
+ из произведений литературы.
45. Какое программное начало в увертюре-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»?
+ Шекспировские Ромео и Джульетта;
46. В какой форме написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского?
47. Что общего между изображениями?
+ романс «Красный сарафан»
48. Определите имя великого композитора:
49. Иллюстрацию к какому музыкальному произведению вы угадываете?
тест№ 50. Какая трактовка трагедии Шекспира изображена на картине?
51. Найдите произведение этого композитора:
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
наталья ермократьева
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
6 класс
Урок №2
Тема: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов»
Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса
Задачи урока:Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;
Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока Урок изучения нового материала
Музыкальный материал:
Ход урока.
1. Музыкальное приветствие.
2. Проверка по журналу.
3. Повторение пройденного материала и проверка д\з:
• Послушайте и скажите,что звучит: (романс Варламова «Горные вершины»)
• А что такое романс? (Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.)
• Что звучит? (Вокализ Рахманинова)
• А что такое вокализ? (Вокализ – это пение без слов.)
• Что звучит? (Мендельсон Песня венецианских гондольеров)
• А как называется такая песня? (баркарола)
• А как переводится баркарола? (Баркарола – песня на воде.)
• Все, что мы услышали это какая музыка? (вокальная)
• А если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)
• Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)
4. Новая тема урока:
В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.
Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.
Из устного общения людей выросла и музыкальная речь.
И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.
• Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? В песнях и романсах.
• А что такое романс? Романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.
Тема нашего урока: «Старинный русский романс»
В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.
Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а в месте с ней смятение души и восторг встреч и горечь разлук, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слезы разлуки.
Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о ем они и какие, вы мне ответите в течение урока.
И так, первый романс, который мы с вами послушаем и не просто послушаем, а посмотрим видеоклип называется «Гори, гори, моя звезда»
Давайте посмотрим, познакомимся с романсом
Видеоклип романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»
Мы с вами прослушали романс.
Давайте обратимся к тексту: (слайд слова)
• О каких чувствах рассказал нам этот романс? О любви
• Какой он по характеру? Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.
Можно поверить, что адмирал Колчак (а отрывок из фильма, который вы сейчас увидели о нем) пел «Гори, гори. » перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.
Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали «белогвардейским» и его исполнение в Советской России сочли не желательным.
Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.
• Этого композитора вы уже знаете по романсу? (Горные вершины)
Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова.
Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.
Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.
Место рождения песни: Москва.
Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)
• А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?
Слушаем романс «Красный сарафан»
• О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.
• Какая мелодия у романса? В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.
• Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах «и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.
Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.
Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.
Обычай старины:
В старину девушка, выходящая замуж, считалась «умершей» для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.
На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.
После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.
В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.
• Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этот уроке.
• Теперь я вам не скажу и название романса, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?
Слушаем романс М. Глинки «Жаворонок»
• Как, по вашему мнению, может он называться? Жаворонок
• О чем этот романс? В романсе отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей
• Какой романс по характеру?
Написал этот романс русский композитор М. И. Глинка (1804-1857)= 52 года.
“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.
Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.
5. Итог урока:
Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
• Перечислите, с какими романсами мы познакомились, и кто их автор?
7. Разучивание песни (романса) М. Глинки «Жаворонок»
8. Д/З (история создания любого романса)
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.
Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.
Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.
Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.
Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.
Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.
Что воспевают старинные русские романсы
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.