Что внутри пизанской башни
Что внутри Пизанской башни, и почему она до сих пор не упала
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Пизанская башня – знаменитая конструкция, о которой знают практически все, даже те, кто ее ни разу не видел в живую. Но есть ряд интересных фактов, незнакомых большинству людей, особенно, если они лично не посетили это место и не побывали внутри строения. То есть многие знают, что она «падает», но в каком направлении? Или что внутри нее находится?
1. Классический вариант долгостроя
Действительно, Пизанская башня относится именно к этой категории строений, ведь ее сооружали две сотни лет. С точностью можно сказать только то, что первые средства на строительство данного объекта были выделены в 1172-м г., в самом его начале, местной жительницей, вдовой Бертой ди Бернардо. Ее пожертвование составляло шестьдесят серебряных монет. Соответствующая надпись сохранилась и до нашего времени. Сделали ее на первом камне, заложенном в строительство. Что касается начала строительных работ, то они стартовали в 1173-м г., в августе.
На самом деле строительство на нынешней Piazza dei Miracoli или «Площади Чудес» было начато в 1064 г. Именно тогда стали возводить собор. Инициировал эти работы Гвидо, епископ. До того, как стали строить Пизанскую башню, оставалось целых сто лет. Тем не менее, эксперты считают, что он является и ее автором, точнее автором идеи строительства данного объекта, ведь предположительно башня должна была бы стать колокольней.
2. Что известно об архитекторах Пизанской башни
В этом вопросе тоже нет никакой ясности. Считается, что начало всему положил Бонанно Пизано, а строительством восьмого этажа, на котором находятся колокола, занимался уже Томмазо Пизано. Кроме них были и другие архитекторы, например, Никола Пизано, занимавшийся возведением баптистерия (так называется место, предназначенное для крещения), находящегося в непосредственной близости. В принципе, ничего удивительного, ведь две сотни лет, ушедших на работы – не два года. Естественно, архитекторы не могли не меняться.
По информации, изложенной в Большой советской энциклопедии, Пизано не является фамилией конкретных людей. Это было прозвище нескольких итальянских архитекторов и скульпторов. В «Википедии» же указано, что прозвище было дано нескольким ремесленникам и художникам средневековья из Пизы. Если верить этим фактам, то практически каждому, кто работал на строительстве конструкции, можно дать данное имя.
3. Несколько фактов о «Площади Чудес» и Пизанской башне
Площадь, которая в наше время известна под названием «Площадь Чудес», не всегда носила такое необычное название. До 1910 г., а именно тогда так ее назвал Габриеле д’Аннунцио, итальянский поэт и писатель, ее именовали просто – Соборная площадь. Это был своеобразный маркетинговый ход, которым все и воспользовались. Именно тогда и само место, и архитектура стали приобретать популярность и известность мирового уровня.
Конечно, по поводу возведения собора ни у кого вопросов нет. А вот то, что решили еще и столь высокую по меркам того времени колокольню строить, вопросы вызывает и немало. Кстати, о высоте конструкции. Сейчас это не рекордные показатели, но на то время сооружение высотой 56,7 м было впечатляющим. Специалисты утверждают, что таким образом решили себя пропиарить, привлечь внимание. Тогда Пиза была цветущим городом-государством. А такая башня являлась хорошим доказательством богатства и величия.
Теперь о том, что Пизанская башня «падает». Подобной задумки не было. Это должна была быть обычная прямая конструкция. Что же касается ее наклона, то существует версия, что строители, делая расчеты перед заливкой фундамента, допустили ошибку. Такое вполне могло быть, ведь сооружение для того времени было нетипичным. Удивляет не это, а то, что только спустя десять лет после того, как были начаты строительные работы, и сооружение возвели до уровня третьего этажа поняли, что что-то пошло не так. Угол наклона был равен четыре-пять сантиметров.
Получается следующая картина. Строить башню стали в 1173 г., а в 1183 г. вывели 3-й этаж. Тут обнаружились эти пять сантиметров и стройку забросили, но не полностью, так сказать «заморозили» до 1272 г. (в других источниках указывается 1275 г.). Ну а по истечении столетия строители спокойно продолжили работы. Никто ничего не украл и не разрушил. Вот стоит такая себе недостроенная конструкция, которая должна была бы радовать местных жителей, возле собора и ладно.
И опять понадобилось несколько десятилетий, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. За период 1272 г.-1319 г. было достроено еще четыре этажа (в итоге получилось семь). Работники, чтобы как-то исправить ранее допущенные «косяки», расположенные выше третьего этажи стали «перетягивать». С той стороны, в какую башня наклонялась, потолки делались более высокими. Результат непредсказуемый. Башня стала не только наклонной, но и приняла форму подобия банана.
В результате подобных действий наклон составил ни много ни мало 90 сантиметров. Закончив седьмой этаж, строители в очередной раз все забросили. Теперь в «замороженном» состоянии сооружение простояло более пятидесяти лет. Колокола в колокольне установили уже потом.
Считается, что строительство Пизанской башни закончилось в 1372 г., когда возвели восьмой этаж. Этот ярус называется кампанилой и именно здесь находятся колокола. Пол здесь горизонтальный и абсолютно ровный. В наше время он тоже вроде как остается в таком же виде, хотя и происходили изменения – башня все больше наклонялась, мрамор трескался. Вот тогда-то и решили срочным образом спасать памятку архитектуры.
В конце прошлого столетия итальянцами было вложено в работы 25 000 000 евро. В ходе работ заменили отдельные части колонн и предприняли множество иных мер. Хотели даже часть почвы убрать с той стороны, с которой башня начала клониться. В рамках эксперимента рядом с башней залили второй фундамент.
Кроме того, установили и противовес. Вес самой башни составляет 14 453 т, а груз из свинца – 900 т. Он был расположен с наружной части башни, со стороны, противоположной той, в которую она клонится. Трос от этого груза был закреплен сверху конструкции, по центру. Со временем его убрали (в смысле груз).
4. А что внутри
В самой Пизанской башне нет совершенно никаких помещений, комнат. Это своеобразная «труба», имеющая лестницы винтового типа, а также систему противовесов и стяжек. Последняя позволила слегка выровнять крен. Говорят, что он и сейчас понемногу уменьшается.
Лестница располагается как бы между стенами. На входе внутрь сооружения есть узкий проход со ступеньками. Лестница идет в виде серпантина. На всех этажах сделаны на галереи выходы. По мере того, как она уходит вверх, ее ширина становится меньше. В самой высокой точке она составляет всего сорок сантиметров.
Как в Китае построили шоссе вокруг дома, хозяйка которого из-за жадности отказалась съезжать оттуда, смотрите в видео
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пизанская башня внутри
Сейчас мы все это увидим …
Фото 2.
Кто был автором первоначального проекта достоверно неизвестно. Однако исторические хроники предполагают, что это мог быть Бонанно Пизано (Bonanno Pisano). Пизанскую башню строили без малого 200 лет, причем в три приема: с 1173 за первое десятилетие был заложен трехметровый фундамент и выведено три этажа колоннады. Но когда неожиданно выяснилось, что здание имеет небольшое отклонение от вертикали, зодчие быстренько свернули стройку.
Через 90 (!) лет работы были возобновлены, и за следующие девять лет строители добавили еще три этажа. К этому моменту «отклонение от нормы» достигло 90 см, и строительство башни опять заморозили. Прошел почти век, о башне вспомнили и пристроили над имеющимися этажами галерею и звонницу. Высота «Пизанского чуда» стала превышать 58 м, а отклонение достигло полутора метров.
Фото 3.
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, который использовал Пизанскую башню для опытов, бросая сверху разнообразные предметы, чтобы доказать всему миру, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
После Галилея башней заинтересовались британские ученые – в начале 19 века. Они первыми провели серьезное исследование проблемы наклона и решили, что башня достигла своего равновесия и больше не смещается.
Фото 4.
После окончания строительства Пизанской башни, перед властями города встала новая проблема: как не дать ей упасть? Особенно актуальным стал этот вопрос после урагана, пронесшегося над Пизой и сдвинувший башню на долю миллиметра всего за одни сутки. Для этого даже был объявлен специальный конкурс среди ученых, архитекторов да и просто обычных граждан, на который принимались идеи по спасению башни. Основным условием остановки «падения» было сохранение наклона сооружения. Ведь к этому времени «затянувшееся чудо» стало символом Пизы и ее основной достопримечательностью. В ответ на призыв поступило множество предложений, и чего там только не было. Например, постройка возле башни скульптуры горе-архитекора, чтобы он удерживал свое неудачное творение. Или прикрепить к вершине колокольни огромный воздушный шар, который поддерживал бы конструкцию, не давая, тем самым ей отклонятся. В одном из вариантов предлагалось пустить вокруг башни трамвай, который своим весом трамбовал бы почву, чтобы башня не давала дальнейшей усадки.
Ряд идей сводился к строительству возле Пизанской башни аналогичной, но с наклоном в противоположную сторону, чтобы они поддерживали друг друга. От самых странных и курьезных проектов, конечно же, отказались.
Оставив лишь те предложения, которые опирались на научные достижения.
Под южной частью Пизанской башни грунт более илистый и глинистый, чем под северной, из-за чего она стала крениться, едва её начали строить. Удержать от падения башню с помощью внешних опор было бы весьма сложно и, кроме того, любой каркас неизбежно испортил бы вид памятника. Тем не менее падение Пизанской башни удалось остановить, и более того, её слегка выпрямили, уменьшив крен на полградуса. Всё это стало результатом уникальных работ, проведённых под колокольней и вокруг неё в 1990-х.
Фото 6.
Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами — грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчёты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки.
В очередной раз 15 декабря 2001 башня открылась для туристов.
Фото 7.
В 2008 году учёные в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год.
В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30′ до 3° 54′.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Сейчас мы все это увидим …
Кто был автором первоначального проекта достоверно неизвестно. Однако исторические хроники предполагают, что это мог быть Бонанно Пизано (Bonanno Pisano). Пизанскую башню строили без малого 200 лет, причем в три приема: с 1173 за первое десятилетие был заложен трехметровый фундамент и выведено три этажа колоннады. Но когда неожиданно выяснилось, что здание имеет небольшое отклонение от вертикали, зодчие быстренько свернули стройку.
Через 90 (!) лет работы были возобновлены, и за следующие девять лет строители добавили еще три этажа. К этому моменту «отклонение от нормы» достигло 90 см, и строительство башни опять заморозили. Прошел почти век, о башне вспомнили и пристроили над имеющимися этажами галерею и звонницу. Высота «Пизанского чуда» стала превышать 58 м, а отклонение достигло полутора метров.
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, который использовал Пизанскую башню для опытов, бросая сверху разнообразные предметы, чтобы доказать всему миру, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
После Галилея башней заинтересовались британские ученые – в начале 19 века. Они первыми провели серьезное исследование проблемы наклона и решили, что башня достигла своего равновесия и больше не смещается.
После окончания строительства Пизанской башни, перед властями города встала новая проблема: как не дать ей упасть? Особенно актуальным стал этот вопрос после урагана, пронесшегося над Пизой и сдвинувший башню на долю миллиметра всего за одни сутки. Для этого даже был объявлен специальный конкурс среди ученых, архитекторов да и просто обычных граждан, на который принимались идеи по спасению башни. Основным условием остановки «падения» было сохранение наклона сооружения. Ведь к этому времени «затянувшееся чудо» стало символом Пизы и ее основной достопримечательностью.
В ответ на призыв поступило множество предложений, и чего там только не было. Например, постройка возле башни скульптуры горе-архитекора, чтобы он удерживал свое неудачное творение. Или прикрепить к вершине колокольни огромный воздушный шар, который поддерживал бы конструкцию, не давая, тем самым ей отклонятся. В одном из вариантов предлагалось пустить вокруг башни трамвай, который своим весом трамбовал бы почву, чтобы башня не давала дальнейшей усадки.
Ряд идей сводился к строительству возле Пизанской башни аналогичной, но с наклоном в противоположную сторону, чтобы они поддерживали друг друга. От самых странных и курьезных проектов, конечно же, отказались.
Оставив лишь те предложения, которые опирались на научные достижения.
Под южной частью Пизанской башни грунт более илистый и глинистый, чем под северной, из-за чего она стала крениться, едва её начали строить. Удержать от падения башню с помощью внешних опор было бы весьма сложно и, кроме того, любой каркас неизбежно испортил бы вид памятника. Тем не менее падение Пизанской башни удалось остановить, и более того, её слегка выпрямили, уменьшив крен на полградуса. Всё это стало результатом уникальных работ, проведённых под колокольней и вокруг неё в 1990-х.
Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами — грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчёты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки.
В очередной раз 15 декабря 2001 башня открылась для туристов.
В 2008 году учёные в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год.
В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30′ до 3° 54′.
Пизанская башня внутри и снаружи
Пизанская башня восхитительна и снаружи, и внутри. Многие приезжают в Пизу только ради того, чтобы увидеть падающую башню, и, по возможности, подняться на нее. Пизанская башня — лучшая смотровая площадка Пизы: с нее открывается замечательный вид на Площадь Чудес и на сам город.
Как попасть на Пизанскую башню. Время работы и стоимость билетов
Увидеть саму башню – проще простого. Достаточно приехать в Пизу и прийти на Пьяцца деи Мираколи, или Площадь Чудес, и вот она – во всей красе.
Площадь Чудес открыта круглосуточно, вход на нее бесплатный.
А вот подъем на Пизанскую башню стоит 18 евро. И никаких льготных категорий.
– Однако! – скажете вы. Но спрос – налицо. На башню толпится очередь, и если вы заранее не озаботились билетами, то можете и не попасть.
Билеты онлайн продаются на официальном сайте музейного комплекса Пьяцца деи Мираколи — https://www.opapisa.it/en/tickets/buy/. Купить билеты можно не ранее, чем за 20 дней до визита, и на позднее, чем за день.
Впрочем, если вы едете в Пизу в низкий сезон, то скорей всего без проблем купите билеты в кассе на ближайший сеанс.
Я была в Пизе в высокий сезон, в конце августа, но подошла к кассе к 9-ти утра и там свободно купила билеты на ближайший сеанс в 9-15. Правда, через пару часов народ набежал и выстроился в очередь.
Посещение проходит по сеансам, каждые 15 минут: первый сеанс в 9 часов утра. Время окончания зависит от сезона: зимой башня открыта до 6 часов вечера, в межсезонье – до 7, а летом – до 8.
На официальном сайте написано, что сеанс продолжается примерно 35 минут. Это не так. Никто наверху не отслеживает, сколько времени вы там находитесь. На каждом уровне (посетители посещают два верхних уровня) есть дежурные, но они никоим образом никого не подгоняют (если только не подходит конец рабочего дня – о да, тут итальянцы начеку).
Сумки (даже небольшие) и тем более рюкзаки надо сдать в камеру хранения. Она находится в низком здании за собором, напротив Пизанской башни. Перед зданием на колонне стоит капитолийская волчица, а на травке лежит Падший ангел.
Надевайте одежду с карманами, чтобы было, куда положить телефон. Фотоаппарат – на шею.
История возведения Пизанской башни
Пизанская башня – третий по счету объект, появившийся на Пьяцца деи Мираколи. Сначала были построены Пизанский кафедральный собор и Баптистерий, а потом уже для собора, в полусотне метрах от него, стали возводить колокольню.
Работы начались 6 августа 1173 года под руководством архитектора Диотисалви, построившего перед этим Баптистерий. Отделкой занимался Джованни Пизано, так же перед этим трудившийся над фасадом Баптистерия.
Однако почвы под башней оказались илистыми, и уже при завершении третьего уровня (всего их восемь) башня отклонилась в сторону. Были сделаны попытки исправить положение: укрепить грунт, скорректировать центр тяжести в верхних уровнях, и к 1350 году колокольня была достроена. На вершине ее разместили семь колоколов – по колоколу на каждую ноту. Самый тяжелый из них весит 3.5 тонн.
В 19 веке башня подверглась реконструкции. Сейчас она отклоняется от вертикали на 5,5°.
Особенности архитектуры
После того, как вы сдали вещи в камеру хранения и заняли место в очереди, у вас будет время для изучения декора Пизанской башни.
Высота Пизанской башни – 58 м. Она состоит из восьми уровней, шесть из которых окружены галереями с колоннами.
Нижний ярус украшен пилястрами, соединенными арками. Под арками размещены вдавленные ромбы, инкрустированные разноцветным мрамором.
Пизанская башня внутри
Наконец подходит время нашего сеанса, и мы проходим внутрь Пизанской башни.
И с удивлением обнаруживаем, что внутри она полая.
Пизанская башня имеет уникальную конструкцию: она состоит из двух цилиндров, внутреннего и внешнего, между которыми спиралью поднимается лестница. Диаметр внешнего цилиндра – 15 м, внутреннего – 4.5 м.
Начинаем подъем по стершимся мраморным ступеням (всего их 273).
Мало-помалу мы поднимаемся над черепичными крышами Пизы.
На каждом промежуточном уровне во внешнем цилиндре прорублена полость, куда можно отступить с лестницы и немного передохнуть, рассматривая площадь и город с нового ракурса.
Виды сверху
Для посещения открыты два верхних уровня. Сначала посетители по кругу проходят по первому, потом поднимаются на площадку с колоколами. Раньше пускали и на самый верх, но сейчас лестница туда закрыта.
Чем ценна Пизанская башня как смотровая площадка? Помимо того, что с нее мы увидим Пизу сверху – с ее шпилями, куполами и подступающими горами, мы можем рассмотреть общий план собора и его многочисленные интересные детали, такие, например, как оформление купола или невиданного зверя гиппографа, стоящего на колонне над задним фронтоном, а при хорошей оптике — и Иоанна Крестителя на куполе баптистерия. Если вы человек подробный и внимательный к мелочам, прихватите бинокль.
Иоанн Креститель на куполе баптистерия
Итак, начнем обход по кругу
Прямо перед нами, на краю Площади Чудес – университетская больница с внутренним двором посередине, а за ней – зеленый массив Орто Ботанико, одного из старейших в Европе ботанических садов.
У подножия башни хорошо просматривается бывший монастырский двор – ныне двор музея Дуомо. Сам музей сейчас закрыт на реконструкцию.
Представительное здание за музеем Дуомо – Пизанская архиепархия. Когда будете гулять по городу, не забудьте заглянуть туда, во дворце чудесный арочный киостро.
Над крышами зданий поднимается грациозный фронтон церкви Святой Екатерины Александрийской с колокольней. Он прекрасно смотрится на фоне синих гор
Улица кардинала Пьетро Маффи
Хорошо виден участок крепостной стены (как туда подняться — здесь)
и гуляющие по ней люди
Северная часть Пизы и отроги Апуанских Альп.
Местные горы славятся своим мрамором. Пизанцам было из чего возводить архитектурные шедевры на Пьяцца деи Мираколи. Кстати, и знаменитая Каррара с мраморными карьерами отсюда неподалеку.
По мере продвижения от южной к северной части башни весьма ощущается уклон – ты явственно идешь вверх. Вроде всего 5 градусов, но они очень даже чувствуются.
Капители: от совсем простых до весьма выразительных
Верхний ярус. Колокола
Завершив круг, поднимаемся по лестнице на площадку с колоколами. Через стекло можно посмотреть вниз, в шахту башни.
От площадки с колоколами ступени спускаются к круговой галерее. Галерея обнесена сеткой, фотографировать приходится в зазоры между сетками.
Делаем еще один кружок.
И начинаем потихоньку спускаться.
Все посещение у меня заняло 50 минут.
Стоит ли залезать на Пизанскую башню и тратить кровные 18 евро? На мой взгляд, стоит. Я, во всяком случае, не пожалела. Всё-таки это знаковая достопримечательность Пизы. И это отличная смотровая площадка.
Другие объекты Пьяцца деи Мираколи