Что внутри мотора холодильника
Сколько меди в одном компрессоре от бытового холодильника?
Работал (и подрабатываю) я мастером по ремонту быттехники… Потихоньку на гараже скапливаются заклинившие и сгоревшие компрессора от быт.холодильников. Девать их по сути некуда, кроме как утилизировать на цветные металлы… Так что вот и пришло время заняться этим хлопотным и немного прибыльным делом… 🙂
Компрессора разные: по мощности, по фреону, по рабочему давлению, по весу… )
К примеру вот компрессор работающий на r600 а (к слову горючий и взрывоопасный газ)
Процесс разбора компрессора простой, но относительно трудоемкий и грязный:
1. Необходимо слить масло с компрессора, что бы при разборе не залить рабочее место и сильно не испачкаться (P.S. испачкаться все же придется…). Компрессор имеет 3 так называемых штуцера: нагнетающий, всасывающий и заправочный. Масло выливается из заправочного штуцера. Его не много, грамм 200-250.
2. После этого берем филигранный инструмент ( болгарочку :), кладем компрессор на бок и режем вдоль заводского шва крышки.
Важно! Сделав надрез с одной стороны — нужно слить остатки масла, что-бы они не растеклись по столу.
Крышка срезана.
Двигатель идет в сборе с поршневой системой и стоит в компрессоре на 4 пружинах для амортизации. Вытаскивается легко.
3. Двигатель стянут 4 длинными шпильками, которые через пружины стягивают электротехническую сталь и поршневую. Все скручивается 4 шестигранником.
4. Электродвигатель снят и готов к финальному этапу разборки.
Разбирается он тоже просто. Снова берем филигранный инструмент (ту же самую болгарочку… 🙂 и режем обмотку вдоль электротехнической стали…
Финальный результат на фото.
На распил 3 компрессоров мне хватило маленького огрызка 125 диска шлиф машинки, правда диск был немецкого производства и возможно иного не хватило бы.
Ну и напоследок несколько фото:
Всем цветных металлов!
Комментарии 3
Это в достаточно современных компрессорах такое количество меди.А в старых моделях которым больше 15 лет и в советских меди куда больше.Обычно компрессор их больше и тяжелее да и меди от 900 до килограмма.Правда говорю сразу-одного круга 125 мм для подобного компрессора может и не хватить.Сталь там куда толще и резать ее куда тяжелее.
Без болгарки разрезать подобный компрессор можно газовой горелкой-ацетиленовой к примеру с кислородом в режиме резки металла.Можно так же использовать и пилу по металлу но говорю сразу-очень долго и муторно так пилить компрессор-особенно старый.Так что лучше использовать болгарку.Желательно чтобы она была рассчитала на круг от 180 и больше.Резать желательно с той стороны на которой стоят контактные штырьки для подключения реле электродвигателя компрессора.Так в старых моделях проще вытащить именно обмотку медную.Потому как со стороны трубок для фреона или хладагента вы обычно попадаете на саму поршневую а к медной обмотке тогда доступ затруднителен.Не советую резать и медную обмотку-зачастую ее куда легче снять без разрезания.Говорю это по личному опыту.Тогда и сама медная проволока может быть использована в иных целях целиком а не на саму сдачу как металлолом.Правда это чаще всего легче сделать со старыми компрессорами которым куда больше десяти лет.
Так что выбор за вами в этом вопросе.Я много раз разбирал подобные вещи и кое какой опыт имею.Но если ваша цель именно металлолом то да-проще и главное скорее просто все разрезать.
Разбор холодильника на металлолом: сколько металлов в старой бытовой технике?
Старая бытовая техника занимает полезную площадь в квартире, из-за чего ее продают, отдают или выбрасывают. Выручить деньги за нерабочий холодильник проблематично, поэтому его выносят и ставят рядом с мусорными баками. Однако выброс мусора в неположенном месте влечет наложение штрафа, установленного ст. 8.1 КоАП РФ.
Сумма зависит от статуса субъекта права:
Самостоятельный вывоз бытовой техники также незаконен. Для транспортировки отходов на свалку необходима лицензия, выданная Росприроднадзором. Оптимальное решение – разбор старой бытовой техники с последующим изъятием ценных материалов. Опасные отходы и вещества следует обезвредить и утилизировать, а оставшиеся элементы рассортировать и направить на переработку. Старый холодильник – неплохой источник дополнительного дохода.
Сдача холодильника в металлолом
Сдача старой бытовой техники в пункт приема металлолом – вариант для тех, кто сможет самостоятельно произвести разбор холодильника и располагает необходимыми для этого инструментами (болгаркой, зубилом и др.). Сдавая оборудование целиком, вы сможете выручить небольшую сумму, а также рискуете понести внушительные расходы на транспортировку габаритного и массивного предмета: средняя масса моделей, изготовленных до 1990-х годов, составляет 30–80 килограммов.
Не получить штраф и заработать поможет разбор оборудования. Цены на лом черных и цветных металлов зависят от региона проживания, но в среднем составляют 9 руб. за 1 кг. Теоретически за сданный целиком холодильник можно выручить до 720 руб., а вот на транспортировку можно потратить до 2000 руб. К тому же из массы оборудования вычтут примерный объем засора – не менее 10 %. Вот почему наиболее выгодный вариант – предварительно разобрать технику и сдавать по частям.
Медь в старой бытовой технике
Медь – один из лучших проводников электрического тока, поэтому востребована при производстве кабелей, трубы, проволоку и др. Этот металл содержится во многих элементах и узлах бытовой техники, но особенно много ее в старых холодильниках. Наибольшее количество меди – в компрессоре, отвечающем за поддержание низкой температуре в камерах. Если модель двухкамерная, то внутри корпуса расположено два компрессора, поэтому можно извлечь вдвое большее количество цветного металла.
Как извлечь медь?
В зависимости от модели и года выпуска бытовой техники количество меди в электродвигателе достигает 0,7–1,2 килограмма. Больше всего цветмета в обмотке – в тонких медных трубках, идущих к охладителю. В ряде моделей значительное количество меди находится под пластиковой обшивкой, где расположен теплообменник.
Помните: перед тем как разобрать холодильник на металлолом, его следует вынести из квартиры и разместить на достаточном удалении от мест скопления людей. Содержащийся внутри фреон опасен для здоровья людей, несмотря на то, что его объем незначителен.
Рекомендованное место для разборки – задний двор, но не закрытое помещение (гараж, сарай). До начала работ следует опустошить испаритель, конденсатор, компрессор и трубопровод. Прежде всего осторожно снимите охладитель (змеевик), закрепленный на задней стенке. Для снятия мотора-компрессора потребуется открутить болты на монтажной площадке, которыми он зафиксирован.
Разбор мотора-компрессора
Мотор-компрессор старого холодильника – монолитный элемент в черном корпусе, напоминающий бочонок. В нем содержится не менее 700 граммов меди в зависимости от модели. Чтобы разобрать двигатель от холодильника, понадобятся:
Первый шаг – удаление части корпуса при помощи болгарки. Если компрессор имеет вертикальное расположение, потребуется отпилить только верхнюю часть и сразу приступить к извлечению ценных элементов. Если расположение иное, предстоит спилить оба конца корпуса, а затем произвести дополнительный распил вдоль «трубы» с мотором. Это необходимо для раскрытия корпуса и более легкого извлечения металлов.
Извлечение меди из компрессора
После описанных выше манипуляций следует открутить болты, а потом при помощи молотка и зубила извлечь компрессор и ротор из статора электродвигателя. Выбивать эти элементы следует по направлению шляпок болтов, открученных ранее. Затем следует извлечь статор, который и является наиболее ценным элементом данного узла. Общая масса компрессора в сборе – от 10 до 13 кг, из которых более 10 – железо, то есть черный металлолом.
Обмотка статора состоит из меди, а для ее извлечения вновь потребуется болгарка. Ей нужно аккуратно спиливать медную обмотку, собирая мелкие элементы в пакет или коробку для последующей сдачи. Так можно разобрать компрессор от холодильника на медь, получив до 900 граммов чистого металла, который не потребует предварительного обжига перед сдачей. Он отличается высоким качеством и содержит минимальное количество засоров, поэтому стоит достаточно дорого.
Содержание цветных металлов в старых холодильниках
Советская техника – настоящая находка для сборщиков металлолома. Если разобрать старый холодильник, можно обнаружить не только медь, но также алюминий, сталь и большое количество железа. Нерабочая бытовая техника в избытке присутствует в домах, поскольку ее нецелесообразно и почти невозможно отремонтировать. Владельцы отдают холодильники бесплатно, чтобы освободить пространство в квартирах.
Сбор такой техники – источник дополнительного дохода при наличии инструментов и площадки для разборки. Один только двигатель холодильника содержит свыше 1 кг чистой меди. К этому следует прибавить массу трубок системы охлаждения (иногда их производят и из более дорогих сплавов). Каждая морозильная камера принесет сборщику металлолома около 1 килограмма пищевого алюминия или не меньшее количество нержавеющей стали.
Примерное количество меди и алюминия
Холодильники, выпущенный более 10 лет назад, содержат следующее количество цветных и драгоценных металлов:
Из алюминия и сплавов на его основе произведены испаритель, ротор компрессора, блок приборов и трубопроводы бытовой техники. Латунь и бронзу можно обнаружить в таких элементах, как тепловой контур, обмотка статора, осушитель, фильтр и блок приборов. В тех же деталях содержатся медные сплавы, а серебро можно найти, если разобрать мотор от холодильника на медь. Изделия из него находятся внутри компрессора, терморегулятора, выключателя освещения холодильной камеры и пускозащитного реле – небольшого элемента квадратной формы, расположенного возле компрессора.
Утилизация или сдача на лом?
Утилизировать старый холодильник самостоятельно невозможно. Для этого обращаются в специализированные компании. Причем предварительно нужно демонтировать дверь, разобрать двигатель от холодильника, извлечь пластиковые элементы. Обычно на утилизацию принимают только алюминиевый корпус, который нужно доставить в компанию самостоятельно.
Непосредственно утилизация бесплатна, а вот услуги грузчиков и транспортировка – нет. Для избавления от ненужной бытовой техники придется потратить собственные деньги. Дополнительную плату взымают, чтобы окупить расходы на переработку металла и изделий из него. Для России такая процедура избавления от ненужных предметов нова и не пользуется высоким спросом ввиду сопутствующих расходов.
Особенности сдачи техники в металлолом
Вторичное сырье, подходящее для повторного использования, содержится в любой технике: в телевизорах, холодильниках, стиральных машинах. Чтобы избавление от нее принесло прибыль, а не убытки, стоит приложить усилия, разобрав технику на составные элементы. Изделия из резины и пластика отправьте в мусор (в таком виде они подпадут под определение ТБО).
Полученный металлолом сдайте в пункт приема, обратившись туда лично или заказав бесплатный вывоз лома с вашего участка. Специалисты взвесят металлолом, определять степень засоренности и уровень радиационной активности, проверят состав металлов и предложат оптимальную цену. В случае согласия с предложенными условиями вы получите всю сумму наличными в тот же день.
Как работает холодильное оборудование?
Содержание
Содержание
Вы никогда не задумывались, почему в холодильнике — холодно, и что общего у морозильного шкафа и кондиционера? В этом материале разбираемся, как работает холодильное оборудование.
Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.
Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.
Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.
Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.
Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.
Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.
Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.
Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.
Из холода в жар
Чаще всего холодильная машина используется именно для охлаждения — испаритель расположен в охлаждаемом объеме, а конденсатор вынесен в окружающую среду. Так работают кондиционеры, холодильники и морозильники. Но холодильный контур не только поглощает тепло на испарителе, но и выделяет его на конденсаторе. Нельзя ли использовать холодильную машину «наоборот» — для обогрева, расположив конденсатор в обогреваемом помещении, а испаритель вынеся наружу?
Еще как можно. Холодильная машина использует электроэнергию не для непосредственного нагрева (как ТЭН), а для переноса тепла, поэтому эффективность ее выше, чем у обычного электронагревателя. Многие современные кондиционеры могут работать «наоборот», используя теплообменник внутреннего блока как конденсатор, а теплообменник внешнего блока – как испаритель. В таком режиме на 1 кВт потребленной мощности кондиционер может произвести 2–6 кВт тепла. Греть комнату кондиционером может быть значительно выгоднее, чем электрообогревателем!
В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.
Виды компрессоров
Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.
Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.
Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:
Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.
Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.
Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.
Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.
Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.
Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.
Типы хладагентов
Чем ниже температура кипения хладагента, тем более низкую температуру можно получить на испарителе холодильной машины. Однако, понизить температуру в морозильнике, просто поменяв фреон на более «холодный», скорее всего, не выйдет — хладагенты с низкой температурой кипения требуют большего давления для конденсации. Компрессор, рассчитанный на фреон с высокой температурой кипения, просто не сможет создать такое давление. Поэтому при замене хладагента следует придерживаться рекомендаций из инструкции, и не заправлять хладагент с характеристиками, сильно отличающимися от рекомендованных.
В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:
Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.
R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.
Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.
Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.
Принцип работы компрессора холодильника
Компрессор для холодильника: принцип работы
Чтобы понять назначения данного аппарата, следует рассмотреть схему работы оборудования.
Упрощенный вариант, где указаны только основные элементы конструкции, приведен ниже.
Рис. 1. Принцип работы холодильной установки
Обозначения:
Алгоритм работы:
Далее идет повторение цикла, до установления в камере необходимой температуры, после чего датчик подает сигнал на реле для отключения электроустановки.
Классификация компрессоров в холодильном оборудовании
У вторых более высокий КПД за счет роста кинетической энергии под воздействием центробежной силы.
Центробежный компрессор в разрезе
Устройство поршневого компрессора холодильника
Данный аппарат представляет собой электрический мотор, у которого вертикальный вал, конструкция размещается в герметизированном металлическом кожухе.
Внешний вид поршневого компрессора со снятым верхним кожухом
При включении питания пусковым реле мотор приводит в движение коленчатый вал, благодаря чему закрепленный на нем поршень начинает совершать возвратно-поступательное движение. В результате этого происходит откачка паров фреона из испарительного радиатора и нагнетание хладагента в конденсатор. Данному процессу способствует система клапанов, открывающаяся и закрывающаяся при смене давления. Основные элементы поршневой конструкции представлены ниже.
Конструкция поршневого компрессора в виде схемы
Обозначения:
В зависимости от конструкции поршневой системы данные устройства делятся на два типа:
В более поздних моделях поршень приводится в действие не электродвигателем, а катушкой. Такой вариант реализации более надежен, за счет отсутствия механической передачи, и экономичен, поскольку потребляет меньше электроэнергии.
Обратим внимание, что поршневые аппараты не подлежат ремонту в бытовых условиях, поскольку их разборка приводит к потере герметичности. Теоретически ее можно восстановить, но для этого необходимо специализированное оборудование. Поэтому при выходе аппаратов из строя, как правило, производится их замена.
Устройство роторных механизмов
Если быть точным, то такие устройства необходимо называть двухроторными, поскольку необходимое давление создается благодаря двум роторам со встречным вращением.
Внешний вид двухшнекового (ротационного) компрессора
Внутри компрессора фреон, попадая в сжимающийся «карман» выталкивается в отверстие небольшого диаметра, чем создается необходимое давление. Несмотря на относительно небольшую скорость вращения роторов, создается необходимый коэффициент сжатия. Отличительные особенности: небольшая мощность, низкий уровень шума. Основные элементы конструкции механизма представлены ниже.
Конструкция линейного роторного компрессора в виде схемы
Обозначения:
Устройство инверторного компрессора холодильника
По сути, это не отдельный вид, а особенность работы. Как уже рассматривалось выше, мотор установки отключается при достижении пороговой температуры. Когда она поднимается выше установленного предела, производится подключение двигателя на полной мощности. Такой режим запуска приводит к снижению ресурса электромеханизма.
Возможность избавиться от такого недостатка появилась с внедрением инверторных установок. В таких системах двигатель постоянно находится во включенном состоянии, но при достижении нужной температуры снижается его скорость вращения. В результате хладагент продолжает циркулировать в системе, но значительно медленней. Этого вполне достаточно для поддержки температуры на заданном уровне.
При таком режиме работы продлевается срок службы и меньше потребляется электроэнергии. Что касается остальных характеристик, то они остаются неизменными.
Поршневые компрессоры для холодильника – типы и принципы работы
Большинство современных бытовых холодильников и морозильников оснащены поршневыми компрессорами, оптимальными по КПД и энергозатратам, а также по эргономическим составляющим (шум, возможность настройки, стоимость оборудования).
Комплектация и назначение элементов поршневых компрессоров для холодильника
Если вы заглянете за ваш холодильник, то сможете увидеть там небольшой черный металлический бачок с приплюснутым воротом, от которого отходят несколько трубок.
Это и есть компрессор. Его кожух герметичен, а подводящие медные трубки выведены к решеткам охлаждения холодильника, размещенным на его задней панели.
Внутри кожуха находится механизм компрессорной установки, состоящей из мотора, поршневого цилиндра с прилегающим к нему клапаном, креплений и медных трубок, витиевато закрученных вокруг самой установки. Таких трубок в современных компрессорах всего три. Две из них, расположенные рядом, отвечают за подачу и возврат в систему фреона, который постоянно циркулирует в системе под определенным давлением. Это давление и призван создавать компрессор.
Третья трубка обычно запаяна с конца.
Она находится на противоположной стороне от предыдущих, и через нее систему заправляют фреоном.
Эта трубка ведет к пластиковому глушителю, сглаживающему шум от поступающего в корпус фреона.
Двигатель компрессора чаще всего асинхронный, состоит из вертикально расположенных обмоток (статора) и подвижного якоря (ротора), к концу которого закреплен коленчатый вал с кулисой или шатуном, приводящей в движение поршень. Корпус двигателя объединен с цилиндром компрессора, и размещен на независимой подвеске из четырех пружин, сглаживающих вибрацию от двигателя, и делающих работу компрессора почти бесшумной.
Происходит это из-за нагнетаемого компрессором высокого давления для перегонки фреона, в среде которого вынужден работать двигатель. На дне кожуха располагается некоторое количество минерального или синтетического масла (около 200 гр), которое под температурой и давлением превращается в аэрозоль и смешиваясь с хладагентом, попадает в охладительную систему холодильника.
За подачу масла на подшипники, клапана и поршень компрессорной установки отвечает центробежный масляный насос, который располагается внутри вала ротора.
Пускозащитное реле, оснащенное термодатчиком, находится на внешней стороне кожуха компрессора и выполняет несколько очень важных функций:
Общий принцип работы системы охлаждения
В результате большого давления, нагнетаемого компрессором и клапанами, фреон сильно нагревается, попадая в решетку конденсатора холодильника, которая находится на задней его стенке. Изменяя свое агрегатное состояние, то есть переходя из пара в жидкость, хладагент через капиллярную трубку, снижающую его давление, попадает в испарительный радиатор, в котором снова превращается в пар.
Цикличное перемещение фреона по системе охлаждения сопровождается выделением тепла через радиаторную решетку в окружающую среду. А в испарительном радиаторе происходит охлаждение, которое затем передается в камеру холодильника.
Практические советы
Желающим демонтировать компрессор холодильника самому в домашних условиях, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию или проветривание помещения, поскольку пары фреона могут оказаться ядовитыми. Особенно это касается старых холодильников советских времен
Как устроен компрессорный холодильник
«Атлант», «Стинол», «Индезит» и другие модели оснащаются компрессорами, которые запускают процесс охлаждения в камере.
Основные составляющие части:
Вот почему производители запрещают устанавливать технику возле батарей, радиаторов и печей. Тогда перегрева не избежать, и мотор быстро выйдет из строя.
Важно правильно понимать, как работает техника: она не вырабатывает холод. Воздух охлаждается благодаря отбору тепла и его отдаче окружающему пространству. Фреон проходит в испаритель, поглощает тепло и переходит в парообразное состояние. Двигатель приводит в действие поршень мотора. Последний сжимает фреон и создает давление для его перегонки по системе. Попадая в конденсатор, хладагент остывает (тепло выходит наружу), превращаясь в жидкость.
Чтобы установить нужный температурный режим в камерах, устанавливается терморегулятор. В моделях с электронным управлением (LG, «Самсунг», «Бош») достаточно выставить значения на панели.
Переходя в фильтр-осушитель, хладагент избавляется от влаги и проходит по трубкам капилляра. После чего снова попадает в испаритель. Мотор перегоняет фреон и повторяет цикл, пока в отделении не установится оптимальная температура. Как только это случится, плата управления посылает сигнал пускозащитному реле, которое отключает двигатель.
Электрический двигатель поддерживает функционирование холодильника. За счет перемещения хладагента компрессором, излишки тепла выводятся наружу, и на каждом из участков системы поддерживается оптимальное давление. Существуют двухкомпрессорные модели, в которых один компрессор отвечает за холодильную камеру, а второй за морозильную.
Такие холодильники удобно размораживать: можно отключить только морозилку, а продукты из неё переложить в холодильник на время разморозки.
Что из себя представляет компрессор и для чего он нужен в холодильнике
Компрессором называют устройство, осуществляющее сжатие какого-либо вещества (в нашем случае – это хладагент в виде фреона), а также его перемещение по системе охлаждения.
Именно благодаря этому прибору происходит отвод тёплого воздуха из холодильных камер, и продукты в них охлаждаются до необходимой температуры либо замораживаются.
Существует всего три основных типа компрессоров, устанавливаемых на бытовые холодильники:
Инверторный компрессор отличается от остальных двух тем, что работает непрерывно, поддерживая в камерах заданную температуру. Устройства такого типа устанавливаются на некоторые современные модели холодильных агрегатов, однако производство такой техники обходится гораздо дороже, что увеличивает и итоговый ценник на неё.
Линейный компрессор в холодильнике
Устройства линейного типа устанавливаются на 8 из 10 моделей холодильников современного образца. Конструкция такого компрессора включает в себя цилиндр, ЭМ-катушку с обмоткой, пружину и поршень. Как и все остальные разновидности компрессоров, линейный осуществляет циркуляцию охлаждающего вещества по системе.
Работает он не беспрерывно: его включение происходит только тогда, когда температура в камерах поднимается выше заданной. Именно поэтому так часто можно услышать, как холодильник начал свою работу при открытии дверцы или загрузке продуктов.
Принцип работы
При подаче на обмотку катушки электрического тока вокруг поршня создаётся электромагнитное поле, приводящее механизм в движение. Пружина в конструкции предназначается для того, чтобы возвращать поршень в изначальное положение.
Когда хладагент «прогнан» по системе, подача электричества на катушку прекращается, прибор завершает работу до следующего цикла.
Важно! Включение компрессора производится не через строго определённые промежутки времени, а по мере необходимости, когда датчик, установленный в камере, улавливает показатель температуры, превышающий выставленный. Датчик температуры также работает всё время, пока включен компрессор.
В первых моделях таких устройств использовался кривошипно-шатунный механизм вкупе с электродвигателем. Такая конструкция имела куда большее количество точек трения и отличалась меньшей надёжностью. Кроме того, при работе она производила гораздо большее количество шума. После «модернизации» и избавления от этих деталей компрессоры стали на 15–20 дБ менее шумными.
Параметры линейного компрессора
Для данного устройства наиболее важны параметры холодопроизводительности, развиваемой мощности и рабочего давления. В среднем последний показатель у большинства моделей колеблется в пределах 2–4 атмосфер. Этот уровень давления оптимален для нормальной циркуляции фреона по системе охлаждения.
Многие производители снабжают свою технику специальными регуляторами давления для того, чтобы удерживать его на нужном уровне и не допускать разрыва труб охладительной системы.
Если же говорить о холодопроизводительности, то данный показатель неразрывно связан с мощностью прибора и марки хладагента, который он использует. Холодопроизводительность измеряется в килокалориях в час, и у многих холодильников, использующих фреон с индексом R12 (например, у некоторых моделей LG), составляет от 45 до 150 ккал/час в зависимости от электрической мощности устройства.
Справка. В своё время линейный компрессор считался довольно энергоэкономичным, однако сегодня пальму первенства в этом негласном состязании однозначно удерживают устройства инверторного типа. Поскольку они работают, никогда не выключаясь (а именно в момент включения на двигатель холодильного агрегата приходится наиболее серьёзная нагрузка), ресурс их гораздо выше, а расходы энергии – ниже.
Впрочем, этот положительный момент легко нивелируется стоимостью за модель холодильника с инверторным типом компрессора.
Для того чтобы выяснить, исправно ли работает компрессор, мастера по ремонту используют мультиметр. Подключая его между обмоткой катушки и корпусом, они замеряют сопротивление обмотки. Отклонение от нормы в большую сторону указывает на повреждения обмотки, а в меньшую – на имевшее место короткое замыкание в системе. Поскольку обмотка может иметь разный исходный материал и структуру, значение нормального сопротивления у неё для каждой модели может быть разным.
Преимущества
Недостатки
Если же говорить о недостатках данных приборов, то к ним можно отнести уже упомянутую выше высокую нагрузку при запуске и выключении. Именно в эти моменты он может выйти из строя.
Иногда поломку можно устранить, но в большинстве случаев мастера по ремонту подобной техники рекомендуют просто заменить узел полностью.
Ещё одним небольшим недостатком можно считать довольно громкие щелчки при включении и выключении у некоторых моделей.
Компрессор для холодильника: типы и принцип работы
Холодильный аппарат можно разделить на три большие части. Это такие как испаритель, конденсатор и компрессора. Все три части связаны между собой. Система работы имеет замкнутый характер. Основное назначение компрессора обеспечивать нужную температуру в камерах холодильника. В качестве газа применяется хладагент.
Принцип работы и типы
Компрессор в холодильнике предназначен для поддержания холода, вернее, для циркуляции охлаждающего вещества по системе капиллярных трубок и радиаторной решётке холодильника, конденсатора.
Для того чтоб понять какую роль в холодильнике играет компрессор, нужно представлять как происходит процесс заморозки.
Компрессор, представляющий собой мотор, откачивает пары хладагента из испарителя, а после направляет их в конденсатор. В нём пары охлаждаются и начинается процесс конденсации. Находясь в сжиженном состоянии хладагент через трубки и фильтр, предназначенный для осушения, попадает в испаритель. Там, из-за разницы давления, происходит закипание вещества, энергия для кипения поступает от испарителя, и воздух в камере охлаждается. Хладагент опять меняет фазовое состояние, переходит в газ. Процесс вновь повторяется.
Компрессорные установки разделяют на типы:
Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки. Динамические используют в своей работе вентиляторы, с их помощью и происходит нагнетание хладагента. Поршневой основан на принципе работы таком же, как в одноцилиндровых двигателях внутреннего сгорания, имеет двигатель и вал. Ротативный содержит в конструкции катящийся ротор, расположенный в цилиндре корпуса эксцентрично.
Динамические компрессоры
Разделяются на два класса по типу вентиляторов: осевые и центробежные.
Первые используют то, что сжатие хладагента происходит впоследствии изменения его скорости между лопатками ротора и направляющего устройства. При этом движение хладагента осуществляется в направлении оси ротора.
Во втором типе на стороне подачи возникает разряжение, газ подаётся на лопатки рабочего колеса. При его вращении охлаждающее вещество отбрасывается, под влиянием центробежной силы, к внешнему радиусу. На выходе из колеса газ направляется в диффузор, где скорость его падает, а давление увеличивается.
Классификация их осуществляется по следующим признакам:
Динамические компрессоры характеризуются несложной конструкцией, долговечностью в работе, удобством в использовании. Устройство имеет небольшие габариты и вес. Главный недостаток заключается в невысоком КПД, что особенно проявляется, при небольшой производительности и высоких давлениях накачивания. В такой конструкции невозможно получить большой коэффициент сжатия, а значит и создать высокое давление.
Поршневые компрессоры
Компрессоры такого типа являются возвратно-поступательными. Компрессия создаётся за счёт уменьшения объёма охлаждающего газа при передвижении поршня в цилиндре. Различают их по следующим признакам:
Мотор при запуске приводит в действие коленчатый вал в середине компрессора. Осуществляя возвратно-поступательные вращения, поршень своими движениями выкачивает газ, из испарителя перегоняя его в конденсатор. Используя всасывающий клапан, хладагент, попадёт в камеру при разряжении и выводится назад при нагнетании, во время обратного хода, образовывая повышенное давление газа. Таким образом, используется непрямоточный поршень, состоящий из двух клапанов, приточного и расходного.
Применяется и другая конструкция, она является более экономной и проще. В её основе лежит инверторная схема формирования импульсов. Такое изделие представляет шток с поршнем на конце, находящейся внутри катушки. При подаче переменного тока возникает магнитное поле, и система под его действием приходит в движение.
Современные устройства этого типа не используют смазку, уплотнение поршней выполняется с помощью поршневых колец.
Поршневого типа компрессоры одни из первых, которые применялись в холодильниках. Отличаются они хорошей надёжностью, могут работать в большом диапазоне напряжений. Недостаток в шуме и возникновении вибрации во время запуска/остановки двигателя.
Ротационные компрессоры
Используется система, состоящая из двух роторов ведущего и ведомого. Вращаясь навстречу друг другу, и соприкасаясь по всей длине, создаётся давление газа.
Устройство выполнено так, что между роторами и корпусом нет зазоров, порции газа, образованные заборными камерами расходятся в разные стороны и легко захватываются двумя валами.
Хладагент, попадая в камеры при уменьшении их объёма, сжимается, а после перенаправляется, через специальное отверстие малого диаметра, в конденсатор. Особенность в том, что один из роторов принимает на себя большую часть порции, в соотношении 4 к 6.
Преимуществом такого исполнения является высокий КПД, а из-за того, что скорость вращения роторов не зависит от давления, обеспечивается устойчивое состояние. Вибрация и шум практически отсутствуют. Так как роторы соприкасаются без зазоров, а между ними находится масло, то трение отсутствует и высокая скорость вращения не нужна.
Это приводит к низкому значению потребления мощности. Масло, за счёт поверхностного натяжения, образовывает пробку между рабочими частями и корпусом, что приводит к повышению давления.
Использование двух роторов на одном валу оправдывается повышением надёжности и эффективности. Оставаясь неизменным по принципу работы, сама конструкция может иметь различные вариации. Расположение на роторе дополнительно двух пластин привело к возможности получить большее давление, но привело к увеличению трения и усложнению конструкции.
В некоторых моделях используется качающийся ротор. Это вызвано тем, что в последнее время стал применяться новый тип хладагента. Ранее, охлаждающий газ за счёт содержания в своём составе хлора, образовывал дополнительную защитную ферро-хлоридную плёнку. Эта плёнка не только уменьшала трение, но и снижала возможность появления коррозии.
Одновременно с этим применение новых хладагентов привело к потере давления, из-за потерь во время перетекания газа между ротором и цилиндром корпуса, а также цилиндром и торцом пластинки. Для уменьшения потерь на трении и перетекании, пластина с ротором выполняется одной деталью.
Сравнение линейных и инверторных типов
По режиму работы компрессоры разделяются на линейные и инверторные. В настоящее время всё больше холодильных установок выпускаются с инверторным компрессором. Линейные устройства работают в режиме циклического включения и отключения. После того как холодильник включили в сеть, датчик, расположенный в его камере, определяет температуру сравнивая с заданной. Компрессор включается и начинается процесс охлаждения.
После достижения требуемого значения компрессор отключается, а датчик продолжает следить за температурой. Как только она повышается, и выходит из заданного диапазона, компрессор запускается вновь.
Инверторные устройства работают по иному принципу. После включения агрегата и достижения в камере нужной температуры, он не выключается, а уменьшает обороты, поддерживая температурный режим постоянным.
В инверторном компрессоре нет мотора с вращающимся ротором. Компрессор осуществляет его работу сам: поршень производит движения под действием электромагнитного поля.
Главный недостаток линейных компрессоров повышенная нагрузка на электрическую сеть, что приводит к скачкам напряжения и повышенное энергопотребление, по сравнению с инверторными агрегатами. Шум от инверторного компрессора минимален, однако, он достаточно восприимчив к качеству питающей сети.
Поэтому при плохой электрической линии рекомендуется использовать его совместно со стабилизатором напряжения. По цене линейные устройства дешевле, но не следует забывать об энергопотреблении.
Двухкомпрессорный холодильник
В современных моделях стали устанавливать сразу две компрессорные установки. Один компрессор применяется как в однокамерных, так и двухкамерных агрегатах, в то время как два только в двухкамерных.
Производители моделей сообщают, что применение двух устройств позволит снизить потребление электроэнергии, из-за раздельного управления температурой как в морозильной камере, так и в основной.
Кроме того, эксплутационный срок службы таких моделей более высокий, т. к. каждый компрессор запускается только тогда, когда требуется снизить температуру в своей камере.
При выходе компрессора из строя придётся приобретать новый. При этом необходимо будет искать однотипный. Основными параметрами его являются мощность, тип хладагента и наличие пускового реле.
Принцип работы автохолодильников компрессорного типа
Компрессорный холодильник — это морозильная камера, оборудованная испарителем и компрессором, по принципу работы такой автохолодильник наиболее схож с обычным домашним холодильником. Итак, это металлический контейнер, внутри которого хладагент, как правило фреон, находящийся в жидком виде, подается в испаритель, где происходит его переход в газообразное состояние — испарение, при этом хладагентом у самого испарителя забирается тепловая энергия от его металлических стенок.
Сам испаритель благодаря этому охлаждает воздух уже самой холодильной камеры. Затем газообразный хладагент вытягивается из испарителя компрессором, после чего конденсируется, превращаясь назад в жидкость благодаря высокому давлению, которое создает опять-таки компрессор.
Такие автохолодильники обычно достаточно экономичны, имеют хорошую вместимость, работают от прикуривателя или от 220 Вт автомобильной сети. При этом как недостаток указать можно лишь то, что компрессорные автомобильные холодильники немного больше весят, чем устройства иных типов.
Описание линейного компрессора холодильника
Когда мы закрываем дверцу холодильника, то слышим характерный шум, который издаётся его работой. Начиная работать, компрессор создаёт разницу давления внутри камер. В процессе работы он охлаждает отсеки холодильника, выводя тепло путём сжимания и перекачивания хладагента. Он передаёт тепло из внутренних камер наружу, тем самым охлаждая их.
Сам линейный тип оборудования, представляет собой небольшое устройство, которое работает при помощи внутреннего поршня приводимого в движение электричеством. Он не большой и занимает мало места. Весь механизм хорошо спрятан под его коробкой. Конструкцией предусмотрены специальные отверстия для крепежа к корпусу машинки.