Что внутри гроба господня
Археологи: Гроб Господень оказался неповрежденным
Иерусалим, 2 ноября 2016 г.
Археологи, исследовавшие святыню храма Гроба Господня в Иерусалиме после того, как с нее впервые за 450 лет была снята закрывающая ее мраморная плита, установили, что погребальное Ложе Христа сохранилось неповрежденным. Об этом сообщил в понедельник журнал National Geographic.
Плита с Гроба Господня в Старом Иерусалиме была снята 26 октября (впервые за 450 лет). Специалисты Национального технического университета Афин при поддержке израильских и армянских археологов проводили исследовательские работы в Кувуклии в течение последующих 60 часов.
Гроб Господень — высеченная в природной скале гробница периода Второго Храма, в которой находится каменное погребальное ложе (200 на 80 см, высота от пола 60 см). Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, разрушенную в 1009 году, называют Святым Гробом. Это помещение, устроенное в Кувуклии, символизирует пещеру, в которой было погребено Тело Христа. До наших дней сохранились лишь само ложе, часть стен пещеры и часть входа. К середине XVI века ложе было сильно повреждено паломниками, старавшимися отколоть частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки,оно было закрыто плитой белого мрамора в 1555 году.
Когда ученые сняли с гроба мраморную облицовку и слой каменных обломков, то увидели под ними другую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. Историки предполагают, что она была сделана во время Крестовых походов.
Само же погребальное ложе оказалось абсолютно нетронутым, несмотря на то, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в XI веке.
Затем археологи подняли плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать ее перед повторной установкой. «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал этого…Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время. Ведь этим вопросом ученые и историки задавались в течение многих десятилетий», — сказал археолог Фредрик Хиберт в интервью журналу.
Кроме того, археологи подтвердили наличие известняка в стенах пещеры внутри Кувуклии, а также сделали небольшое окошко, чтобы верующие могли увидеть святыню впервые за несколько веков.
В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города.
В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором был распят Иисус. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня.
Как находка внутри Гроба Господня стала настоящей сенсацией
Согласно четырем Евангелиям, Иисус Христос был похоронен в пещере не горе Голгофе, неподалеку от места своего распятия. Христиане верят, что спустя три дня Иисус воскрес из мертвых и вознесся. Эту информацию ученые проверить, разумеется, не могут. Однако прямых доказательств того, что человек, известный как Иисус из Назарета, был распят представителями римской администрации Иудеи и похоронен после распятия, не существует, поэтому историки допускают, что Гроб Господень мог быть реальным местом погребения Иисуса.
Долгую историю гроба Господня и сложно устроенного Храма, воздвигнутого в разные века христианскими правителями, мы уже рассказывали. Повторим коротко: все началось со святой Елены, которая в IV веке пришла на Голгофу и обнаружила пещеру с погребальным ложем (по некоторым источникам, на этом месте уже стоял храм, заложенный римским императором Адрианом во II веке). В 1555 году (а возможно, и раньше) ложе накрыли мраморной плитой — как считается, для защиты от любителей сувениров. С тех пор никто не поднимал плиту, и к XXI веку у историков появилось огромное желание выяснить, что находится внутри.
Главный вопрос, который ставили перед собой археологи, звучал так: почему Святая Елена решила, что она нашла место захоронения Иисуса из Назарета? На раскопки ученым было выделено 60 часов, и вот что удалось выяснить.
Православная Жизнь
Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь.
История
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.
При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.
Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.
В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».
По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).
На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.
Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.
Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.
В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.
В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.
В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.
В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.
В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.
В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.
В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».
Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.
После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.
Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.
В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.
В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.
В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.
В таком виде здание существует и сейчас.
Структура и современный статус
Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (кафедральный собор Иерусалимской православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (с 23 до 3 часов ночи), армяне (с 3 до 6 часова утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Устройство храма
Главный вход
Колонна Святого Огня
Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.
В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.
Камень помазания
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Кувуклия
Пещера Гроба Господня
Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.
Часовня Главы
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.
Триумфальная арка
Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.
Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Подземные храмы
Голгофа
Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).
Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.
Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.
Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.
Что внутри гроба господня
Археологи установили и подтвердили подлинность Гроба Господня в Иерусалиме
Гроб Господень сохранился неповрежденным / октябрь-декабрь, 2016
Ученые, исследующие в Иерусалиме место погребения и воскресения Иисуса Христа, заявили о подлинности местонахождения Гроба Господня.
Исследователи, изучающие храм Гроба Господня в Иерусалиме, заявили, что, несмотря на все разрушения и реконструкции храма, это место действительно является именно той усыпальницей, которую в IV веке нашла Елена — мать римского императора Константина, пишет The Independent. По словам археолога Фредрика Хиберта из National Geographic, содержание гробницы обеспечивает полное доказательство того, что место поклонения, к которому приходят современные паломники, является той же самой гробницей, обнаруженной в IV веке. Также он добавил, что храм на протяжении веков разрушался пожарами, землетрясениями и нашествиями. «Мы не знали, действительно ли его выстраивали каждый раз на одном и том же месте», — подчеркнул Хиберт. Археологи впервые за 500 лет вскрыли Гроб Господня, сняв мраморную плиту с места погребения Христа, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница. Там они обнаружили полку из известняка, на которой, вероятнее всего, находилось тело Иисуса. Затем исследователи увидели еще одну плиту с крестом, который, по их мнению, вырезали крестоносцы.
_______
«Ранее мы не могли сказать на 100%, но это является визуальным доказательством того, что местонахождение гробницы не изменилось с течением времени — то, над чем ученые и историки думали десятилетиями», — заявил археолог журнала National Geographic Фредрик Хиберт.
Кроме того, археологи подтвердили наличие известняка в стенах пещеры внутри Кувуклии, а также сделали небольшое окошко, чтобы верующие могли увидеть святыню впервые за несколько веков.
Ученые, проводя исследование, рассчитывают выяснить, почему святая Елена, которая проводила раскопки в Иерусалиме в IV веке, решила, что эта гробница является местом захоронения Христа.
Заместитель председателя синодального миссионерского отдела Московского Патриархата игумен Серапион (Митько) ранее говорил, что исследование гробницы Иисуса Христа может помочь узнать ученым какие-то новые исторические детали. Он добавил, что в РПЦ «с пониманием» отнеслись к инициативе археологов.
Согласно Евангелию, после того, как Христос умер на кресте на горе Голгофе, его тело положили в одну из высеченных в горе пещер, предназначавшихся для погребения. В ней на третий день, согласно Писанию, произошло воскресение Христа.
Раскопки на Голгофе в IV веке вела Елена Равноапостольная, которая, как считается, нашла крест, на котором был распят Иисус, после чего основала на этом месте храм Гроба Господня.
Мраморная плита была установлена на погребальном ложе Иисуса Христа из-за того, что многие паломники пытались отломить себе частицы святыни.
_______
«Содержание гробницы обеспечивает полное доказательство того, что место поклонения, к которому приходят современные паломники, является той же самой гробницей, обнаруженной в IV веке», – сказал археолог Фредрик Хиберт из National Geographic.
После снятия крышки надгробной плиты ученые нашли ложе из известняка, на котором могло лежать тело Иисуса. «Удивительнее всего для меня было, когда мы нашли под слоем пыли второй кусок мрамора. Он был серый, а не кремово-белый, как снаружи, и прямо посередине лежал прекрасный выгравированный крест», – рассказал археолог.
По мнению ученых, крест вырезали крестоносцы в XII в. Именно это говорит в пользу версии о подлинности гробницы.
Хиберт добавил, что анализ полученных данных займет месяцы, но команда исследователей надеется создать виртуальную реконструкцию доступную для публичного просмотра.
В октябре ученые впервые за 500 лет сняли с места погребения Христа мраморную плиту, которая была установлена еще в 1555 г. для защиты от паломников, стремившихся отколоть кусочек известняка.
_______
В Израиле археологи исследовали каменную усыпальницу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Всего трое суток ученым разрешили поработать в часовне, которая была построена на месте захоронения. Что удалось обнаружить? © Россия 24, 2 ноября 2016
Какое открытие главной тайны человечества сулит нам реставрация Гроба Господня? Ложе Христово было защищено от посягательств двумя каменными плитами: XVI и XI века. Более древнюю установили ещё крестоносцы. В пространстве между плитами реставраторами уже сделан ряд археологических открытий, но информация выдаётся очень дозировано.
Что Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III рассказал журналистам РЕН ТВ о ходе работ? И какую главную трудность пришлось преодолеть перед началом реставрации? И почему Патриарх Иерусалимский отверг домыслы о том, что открыть Гроб Господень было святотатством? © Военное телевидение/Рен ТВ, 23 декабря 2016
_______
Зачем «вскрыли гроб Иисуса Христа»?
В последнее время в средствах массовой информации наблюдается особая активность вокруг вопроса о реставрации Кувуклии Гроба Господня, проводимой в Иерусалиме. В общем информационном потоке можно видеть и весьма смелые публикации о якобы бывших над Иерусалимом знамениях – трубящих ангелах и сверхъестественных явлениях на небе, что является откровенно ложными информационными вбросами, поскольку таковые явления в действительности не имели места.
Поскольку в церковном сообществе до сих пор наблюдаются различные сомнения, мы как живущие и осуществляющие свое служение непосредственно в Иерусалиме хотели бы помочь нашим читателям правильно расставить акценты в этом вопросе, понимая, что эти сомнения естественным образом рождаются от недостатка адекватной информации.
Однако прежде, чем мы приступим к изложению фактов, необходимо условиться о терминах, так как от правильного обозначения вещей зависит и их правильное понимание. Нам надо четко понимать, что реставрационные работы в Кувуклии нельзя в принципе называть «вскрытием Гроба». Термин «вскрытие Гроба» рождает невольные ассоциации со вторжением в некую сакральную неприкосновенную область и даже с осквернением. И если в иных случаях это может быть справедливо по отношению к гробницам, хранящим человеческие останки, то ни в какой мере не может экстраполироваться на погребальное ложе Христа – здесь просто нет гробницы в обычном понимании, как места, которое заключает в себе человеческий прах. Гробница Христа пуста – Христос воскрес, «несть зде, се место, идеже положиша Его» (Мк. 16, 6).
Таким образом, мы говорим не о «вскрытии Гроба Господня», а о временном снятии с погребального ложа Христа мраморных плит, защищавших его от вандализма паломников.
Более того, если это не было бы сделано в наши дни и сам камень погребального ложа и окружающей его скалы, который элементарно является фундаментом сооруженной на нем Кувуклии, не был бы тщательно укреплен современными средствами, то процесс разрушения скального основания Кувуклии принял бы необратимый характер.
Заметим, что это далеко не первый случай, когда в силу необходимости строительных или реставрационных работ в Кувуклии погребальное ложе Христа было временно освобождено от закрывающих его архитектурных элементов.
Итак, как известно, 26 октября 2016 года в Кувуклии Гроба Господня в Иерусалиме специалистами Афинского политехнического университета под руководством профессора А. Моропулу были сняты мраморные плиты, закрывающие сверху погребальное ложе Господа Иисуса Христа. Работы проводились в присутствии Патриарха Иерусалимского Феофила, представителей францисканской Кустодии Святой Земли и Армянского Патриархата Иерусалима.
Отметим, что ни представители церковных кругов, ни научное сообщество не держали в секретности информацию об этих работах. Более того, полные, пространные, иллюстрированные отчеты о реставрационных работах опубликованы на официальном сайте Иерусалимской Патриархии (http://www.jp-newsgate.net/ru/2016/07/21/30664#more-30664 и http://www.jp-newsgate.net/en/2016/10/07/26922#more-26922), который имеет в том числе и русскоязычную версию.
Согласно отчетам, снятие плит над каменным ложем было продиктовано технической необходимостью обеспечить сохранность ложа и окружающей его скалы Гроба Господня.
По данным исследований, проведенных перед началом реставрационных работ, основная проблема Кувуклии состояла в том, что это сооружение, будучи слишком тяжелым, оседало под собственным весом, одновременно разрушая скалу Гроба Господня, которая состоит из мягкого и хрупкого известняка и является для Кувуклии фундаментом.
Известно также, что сооружение Кувуклии получило серьезные повреждения от землетрясений, весьма частых в данном регионе, и в результате разрушительного пожара, бывшего в Храме Воскресения Христова в 1808 году. Также нельзя обойти вниманием и негативное влияние повышенной концентрации влаги внутри Кувуклии и серьезные проблемы с дренажной системой, расположенной в основании этого сооружения.
По заключению специалистов, на начало 2016 года проблемы несущих конструкций Кувуклии требовали безотлагательного решения, в противном случае их негативные последствия для сооружения и его святыни – скалы Гроба Господня – стали бы необратимыми.
Тем, кто интересуется более подробными сведениями о состоянии Кувуклии, задачах и трудностях восстановительных работ, мы рекомендуем обратиться к отчетам, опубликованным на сайте Иерусалимской Патриархии. Не останавливаясь на этих деталях подробно, мы сразу перейдем к вопросу о необходимости освободить на время работ в Кувуклии погребальное ложе Христа от закрывающих его мраморных плит.
Для обеспечения сохранности скалы Гроба и возведенной на ней Кувуклии на завершающем этапе реставрации потребовалось гомогенизировать каменную кладку и скальную породу методом нагнетания специального строительного раствора в имеющиеся пустоты и трещины. Для этого использовался бесцементный известково-пуццолановый состав, который характеризуется малым размером частиц, высокой текучестью и способностью расширяться в пластичном состоянии, гарантируя тем самым, что даже самые малые пустоты будут заполнены.
Именно для обследования основания Кувуклии – скалы Гроба Господня – на предмет трещин и пустот, а затем правильного нагнетания скрепляющего раствора и было необходимо временно снять мраморные плиты, покрывающие сверху ложе Христа, а также мраморную облицовку стен внутри погребальной камеры Кувуклии.
Важно отметить, что, сняв мраморные плиты, ученые удостоверились в том, что под ними находится подлинное погребальное ложе Иисуса Христа, высеченное внутри скальной погребальной пещеры и представляющее собой одно целое со скалой. Расстояние от поверхности верхней плиты, которую видят паломники, до этого каменного ложа составляет примерно 35 сантиметров.
Описанные выше работы завершились 28 октября, полностью же реставрацию Кувуклии планируется окончить к Пасхе 2017 года.
В ближайшие дни увидит свет видеоматериал, подготовленный пресс-службой Русской Духовной Миссии, в котором содержится интервью о реставрационных работах в Кувуклии Гроба Господня с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом.
Фото: Официальный информационный сайт Иерусалимского Патриархата