Что внес в историю ломоносов
«Энциклопедичность и разносторонность»: какую роль в истории России сыграл Михаил Ломоносов
19 ноября 1711 года родился будущий российский учёный и деятель искусства Михаил Ломоносов. Он появился на свет в деревне Мишанинской (ныне — село Ломоносово) Архангелогородской губернии. Его отец был крестьянином, ставшим благодаря упорному труду зажиточным рыбаком и транспортным подрядчиком. В ряде источников утверждается, что Ломоносовы происходили из поморов — особой этнографической группы русских, проживавшей на берегах Белого и Баренцева морей, однако в последнее время это утверждение ставится под сомнение.
«Версия о поморском происхождении Ломоносова объективными фактами не подтверждается», — сказал в разговоре с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
Стремление к знаниям
По словам историков, Михаил с детства помогал отцу в рыбном промысле. При этом юный Ломоносов рано проявил склонность к духовным и интеллектуальным исканиям. Обучившись грамоте у местного дьячка, Михаил прочитал все книги, которые только смог найти в окрестности.
«Какое-то время юный Ломоносов общался со старообрядцами и в их общине постигал старообрядческий вариант Закона Божьего, но позже полностью от них отошёл», — рассказал RT историк и писатель Дмитрий Володихин.
Путешествие заняло у Ломоносова около трёх недель. В Москве он выдал себя за сына дворянина и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. К тому моменту Михаилу исполнилось 19 лет. Хотя формально по возрасту он подходил для поступления, большинство учащихся были ощутимо младше, и Ломоносов, который постоянно подвергался насмешкам с их стороны, чувствовал себя неуютно. Однако, несмотря на это, он учился прилежно и, помимо точных наук, проявил склонность к литературе. За написание стихов Ломоносов даже получил в академии прозвище Вергилий.
По словам историков, отец пытался заставить Михаила вернуться домой и для большей убедительности отказался поддерживать его материально, поэтому во время учёбы Ломоносов жил очень бедно на крошечную стипендию.
С приближением выпуска перед ним встал вопрос о дальнейшей карьере. Перспектива стать мелким служащим Ломоносова не прельщала. Он попытался устроиться священником-миссионером в Оренбургскую экспедицию, но при этом указал в документах, что его отец якобы тоже священник. Так обнаружилось несоответствие данных о его происхождении.
В Оренбургскую экспедицию Михаил в итоге не попал, но обман при поступлении ему простили, приняв во внимание его стремление к знаниям. Более того, в 1735 году в числе самых способных студентов он был переведён в Санкт-Петербург для продолжения учёбы в университете при Академии наук, где занимался математикой, естественными науками, изучал иностранные языки и продолжил практиковаться в стихотворчестве.
Однако в Санкт-Петербурге Ломоносов проучился недолго. Тогда России нужны были химики, разбирающиеся в горном деле, для участия в исследованиях Сибири. Готовить специалистов такого профиля в российской столице было некому, поэтому группу студентов решили направить для продолжения образования в Германию. В их число попал и Ломоносов.
В Германии Михаил учился в Марбурге и Фрайберге. Он изучал химию, физику, металлургию и горное дело, а также иностранные языки, танцы, рисование и фехтование. Кроме того, он познакомился с последними тенденциями в европейской литературе. Во время жизни в Марбурге Михаил женился на дочери своей квартирной хозяйки, вдовы пивовара и члена местного городского совета.
Во Фрайберге, будучи учеником немецкого химика Иоганна Генкеля, Ломоносов ознакомился с работой рудников и организацией металлургического производства. В 1740 году, после ссоры с Генкелем, Михаил решил вернуться в Россию. По пути домой его насильно завербовали в прусские кавалеристы-рейтары, но несколько недель спустя он сумел сбежать из крепости. Через Марбург и Любек Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург.
По дороге с Ломоносовым произошла загадочная история. Ему приснился мёртвый отец на небольшом островке, который они посещали во время рыбных промыслов. Когда Михаил по переписке попытался навести справки о том, что происходит дома, ему сообщили, что его отец ушёл в море и не вернулся. Ломоносов попросил земляков проверить остров, и тело его отца было найдено на том самом месте, которое приснилось Михаилу. Убедительное рациональное объяснение этой истории, по словам историков, так и не было найдено.
Наука и искусство
Вернувшись в Россию, Ломоносов некоторое время никому не рассказывал о своей женитьбе. По мнению историков, это могло быть связано с тем, что он заключил брак без разрешения руководства, да ещё и с лютеранкой. Но когда жена начала разыскивать мужа через российское дипломатическое представительство, его никто наказывать не стал, и Ломоносов смог перевезти супругу в Россию.
«С учётом стажировок в зарубежных университетах Ломоносов получил великолепное и разностороннее образование, причём как естественно-научное, так и гуманитарное. Наверное, это был максимум из того, что можно было получить в то время», — считает Виталий Захаров.
Тем не менее карьерное будущее Ломоносова после возвращения в Россию было неопределённым. Руководитель Академической канцелярии Иван Шумахер направил его помогать профессору Иоганну Амману в составлении каталога камней и окаменелостей Кунсткамеры. Как отмечают историки, работа была в значительной степени механической и Ломоносов, обладавший деятельной натурой, очень сильно ею тяготился. Он продолжал писать стихи, занимался изобретательством и теоретическими научными исследованиями.
В 1742 году Ломоносов получил звание адъюнкта физического класса Академии наук. Некоторое время спустя Михаил оказался в центре конфликта между «русской» и «немецкой» партиями в академии. Роль Ломоносова в разбирательствах в силу его пока ещё скромного положения не была ведущей. Однако астроном Христиан Винсгейм, с которым у Михаила были натянутые личные отношения, воспользовался происходящим, чтобы свести с Ломоносовым счёты, и добился для него запрета на посещение академических собраний. Оскорблённый Михаил, крепко выпив, устроил Винсгейму и другим членам «немецкой» партии скандал и попал за это под арест, однако был прощён и освобождён от наказания. Одной из причин такой лояльности, по мнению историков, стал тот факт, что оды, которые писал Ломоносов, были известны при дворе и пользовались большим успехом.
В 1745 году за диссертацию «О металлическом блеске» Ломоносов был избран профессором химии и академиком Петербургской академии наук. Кроме того, он получил дворянский статус. Год спустя Ломоносов начал читать публичные лекции по физике.
По словам экспертов, сфера научной и культурной деятельности Ломоносова со временем становилась всё шире.
«В частности, Ломоносов восстановил забытое искусство производства стекла для мозаики, утраченное после XIII века», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.
По словам Виталия Захарова, после возникновения при академии исторического департамента и исторического собрания Ломоносов серьёзно занялся историей и вступил в острую полемику с представителями «немецкой» научной партии, утверждавшими, что государственность на Русь якобы была принесена из Скандинавии.
«По сей день практически ни одна крупная работа историков-антинорманистов не обходится без упоминания Ломоносова», — подчеркнул Захаров.
Продолжалась и административная карьера российского учёного: он стал советником академической канцелярии, в его ведении находились научные и учебные департаменты. На посту главы географического департамента академии Ломоносов занимался составлением «Атласа Российского» и разрабатывал точные навигационные приборы.
Именно Ломоносов высказал идею о необходимости налаживания судоходства по Северному морскому пути, которая была воплощена в жизнь уже в ХХ веке.
Кроме того, в 1761 году он наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца и первым в мире установил наличие у неё атмосферы.
Ломоносов также продолжал занятия физикой, химией, геологией и ввёл в научный оборот ряд новых терминов. В частности, именно ему приписывают появление термина «экономическая география». Кроме того, он доказал, что торф, каменный уголь и нефть имеют органическое происхождение, и предложил собственную классификацию горных пород. Помимо этого, Ломоносов сыграл важную роль и в становлении молекулярно-кинетической теории, которая во многом предвосхитила современное представление о строении материи.
Вместе с тем эксперты называют Ломоносова одним из основоположников светской литературы и филологии в России.
«Главная заслуга Ломоносова… в создании русского ямба и упорядочивании русского хорея», — писал один из биографов учёного историк литературы Валерий Шубинский.
По мнению Виталия Захарова, своими трудами в сфере науки и искусства Ломоносов заслуживает звание «русского Леонардо да Винчи».
«У Ломоносова была такая же энциклопедичность и разносторонность научных интересов, широта мышления и кругозора», — подчеркнул эксперт.
Важной заслугой учёного он называет и то, что Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета, ставшего впоследствии одним из ведущих вузов России.
В конце марта 1765 года Ломоносов простудился и слёг. Воспаление лёгких оказалось очень серьёзным, и 15 апреля он скончался в Санкт-Петербурге, так и не завершив ряд своих масштабных проектов.
Сегодня в честь великого русского учёного, естествоиспытателя и поэта названы ряд населённых пунктов и учебных заведений, минерал, географические и космические объекты.
По словам Игоря Курукина, несмотря на весомый личный вклад в проведение научных исследований, всё же главные заслуги Ломоносова — организационные и педагогические.
«Он был не просто учёным, но ещё и организатором. В то время были и другие крупные учёные, трудившиеся над своими научными темами, но Ломоносов страстно желал, чтобы после него продолжили работу новые Ломоносовы, он постоянно занимался подготовкой учеников и созданием новых школ», — подытожил он.
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
Жизненный путь
Родился в семье поморского крестьянина.
В конце 1730 года отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ноябре 1735 года в числе лучших учащихся был направлен в Санкт-Петербург, в университет при Петербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его отправили в университет Марбурга, где Ломоносов под руководством Х. фон Вольфа изучал естественные науки и самостоятельно знакомился с теориями стихосложения, бытующими в Германии. В 1739-1740 годах Ломоносов обучался горному делу, металлургии и химии в городе Фрайберг (Саксония)
В 1744 году императрица Елизавета Петровна повелела освободить Ломоносова из-под ареста. В этом году Ломоносов написал работы «Размышления о причине теплоты и холода», «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», переработал «Диссертацию о действии растворителей на растворяемые тела», перевёл на русский язык работу Г. Гейнзиуса «Описание в начале 1744 года явившейся кометы. », а также поставил ряд физических экспериментов.
Летом 1745 года Ломоносов за диссертацию «О металлическом блеске» был избран профессором химии и академиком Петербургской АН. С 1746 года Ломоносов начал читать публичные лекции по физике, для чего перевёл на русский язык учебник «Вольфианская экспериментальная физика» (опубликованно с предисловием Ломоносова в 1746 году). В 1749 году Ломоносов подготовил к печати диссертацию «О действии химических растворителей вообще» (опубликованно в 1750 году). В том же году при подготовке к публичному заседанию АН Ломоносов выступил против предполагавшейся речи Г. Ф. Миллера «Происхождение народа и имени российского», которая, по его мнению, содержала высказывания, порочащие честь русского народа.
В химической лаборатории, построенной в 1748 году, Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол для эксперим. подтверждения создаваемой им теории света и цветов, разрабатывал рецептуру и испытывал заменители для красок, ввозимых из-за границы. В 1752-1753 годах Ломоносов читал студентам Академического университета курс «Введение в истинную физическую химию», проводил с ними занятия в химической лаборатории.
На очередном публичном заседании Академии наук в сентябре 1751 года Ломоносов прочёл «Слово о пользе химии». Это было его первое выступление, посвящённое популяризации науки в России. В химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (называемых смальтами) стёкол. Полученную им смальту Ломоносов использовал для изготовления мозаичных картин. В 1752 году Ломоносов добился указа императрицы на получение земельного надела и крестьян, необходимых для открытия фабрики цветного стекла, и построил близ Ораниенбаума Усть-Рудицкую фабрику цветного стекла, куда перенёс работы по созданию мозаичных картин. Уже в 1754 году фабрика стала поставлять непрозрачное цветное стекло для украшения дворцовых помещений в Ораниенбауме.
В это же время Ломоносов вместе с Г.В. Рихманом занимался изучением природы электричества. По результатам этих работ Ломоносов прочёл в публичном собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», где выдвинул свою теорию образования атмосферного электричества и доказал его полную идентичность «искусственному», получаемому от электростатических машин.
Стремясь к распространению просвещения в России, Ломоносов поддержал идею о создании университета в Москве и, когда И. И. Шувалов составил соответствующее «Доношение в Сенат», написал ему письмо с изложением плана организации университета. С некоторыми изменениями, которые внёс Шувалов, этот план был принят.
Сославшись на работу над «Российской грамматикой», в 1754 году Ломоносов оставил кафедру химии. В 1755 году им была сдана в печать «Российская грамматика» и в основном завершена «Древняя российская история». В 1756 году на публичном собрании Петербургской Академии наук Ломоносов прочёл «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», в котором изложил свою, отличную от ньютоновой, теорию света и цвета. Позднее там же Ломоносов прочёл «Слово о рождении металлов от трясения земли», где высказал ряд оригинальных суждений о происхождении торфа, каменного угля и нефти.
В 1757 году Ломоносов построил собственный дом, рядом с которым находились его домашняя обсерватория и ещё два небольших дома: для набора мозаичных картин и проживания работников. Во флигеле дома Ломоносов оборудовал домашнюю химическую лабораторию, в которой впоследствии вёл опыты по изготовлению составов для получения зеркальной поверхности создаваемых им отражательных астрономических труб.
С 1757 года Ломоносов занимал пост советника академической канцелярии. В 1758 году был назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук и начал работу по составлению нового «Атласа Российского». Кроме того, он написал «Рассуждение о большей точности морского пути» (прочитано в публичном собрании Академии наук в 1759 году), в котором предложил ряд новых навигационных приборов и инструментов. Вместе с академиком И. Брауном проводил опыты по замораживанию ртути.
После воцарения Екатерины II Ломоносов начинает ещё одно, последнее в своей жизни, крупное предприятие. В «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов предложил проложить морской путь на восток вдоль берегов Сибири. По представлению Ломоносова была снаряжена морская экспедиция под командованием В.Я. Чичагова, которая в 1765 и 1766 годах попыталась осуществить идею Ломоносова.
В апреле 1765 года Ломоносов скончался у себя дома на Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Свою деятельность Ломоносов понимал как продолжение дела образования в России, начатого Петром I. Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали своё достоинство».
Работы в области естественных наук
Базируясь на этих представлениях, Ломоносов пытался объяснить наблюдаемые явления, не вводя «подозрительных материй», которыми до него объясняли ряд физических процессов (например, для объяснения горения был введён флогистон). Однако полностью исключить такие материи Ломоносов не смог: для объяснения электрических и магнитных явлений, а также дальнодействия ему снова пришлось ввести специальные материи, через которые механически передаются действия тел. Ломоносов не признавал теории дальнодействия, считая, что она противоречит закону сохранения количества движения (т.к., согласно этой теории, покоящееся тело, притягивая другое, сообщает ему движение, которым само не обладает). Нагревание тел и изменение их агрегатного состояния Ломоносов смог рационально объяснить вращательным движением корпускул. Он считал, что верхнего предела нагрева не существует, т.к. частицы могут вращаться без ограничения угловой скорости. Однако частицы могут прекратить вращение (что соответствует современным представлениям об абсолютном нуле температуры), но на Земле этого достигнуть невозможно.
Представление о вращении частиц и их поступательном движении Ломоносов использовал и для создания собственой кинетической теории газов. Колебательное движение частиц эфира, по Ломоносову, передаёт свет, а передача трёх основных цветов (красного, жёлтого и голубого) осуществляется тремя видами частиц эфира (частицами большого, среднего и малого диаметров). Таким образом, Ломоносовым была создана первая в России научная качественная физическая картина мира. К недостаткам этой картины можно отнести, в частности, невозможность механического объяснения сцепления частиц в твёрдых телах. Не сумев разрешить эту проблему, Ломоносов многие свои физические «диссертации» оставил неоконченными.
Ломоносов попытался превратить химию в науку «об изменениях в смешанном теле» на основе своей корпускулярной теории. Он считал, что химическим разделением можно дойти до некоторых элементарных веществ, которые не могут разделяться и состоят из одинаковых частиц. Такие вещества он назвал началами или элементами и показал, что каждое тело состоит из сложных корпускул, включающих различные сочетания первичных корпускул. Наиболее удачной химической теорией Ломоносова была теория растворения, в которой логически стройно изложен механизм растворения и высказано мнение о причинах экзо- и эндотермических процессов. Ломоносов имел чёткое представление о химически чистом веществе, что не принималось во внимание химиками Европы того времени (и приводило к неоднозначности результатов). Ломоносов ввёл термин «физическая химия», определив её как «науку, объясняющую на основе положений физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях», начал создавать курс физической химии, но и эта его работа осталась неоконченной.
Придавая большое значение практическому применению научных результатов, Ломоносов занимался составлением рецептуры фарфоровых масс и заложил основы научного понимания процесса приготовления фарфора, проводил исследования, которые способствовали развитию фабричного произ-водства «краповой» краски из отечественного сырья. Ломоносов подробно описывал способ получения и очистки «крепкой водки», как в то время называли азотную кислоту. Разработав рецептуру цветных непрозрачных стёкол, Ломоносов занялся созданием из них мозаичных картин, возродив тем самым в России мозаичное искусство.
Ломоносов внёс значительный вклад в развитие наук о Земле. Указывал на важность изучения и освоения Сибири для усиления могущества России и был автором первого проекта Сев.верного морского пути, проектов трёх географических экспедиций в разные концы России (1759-1764), которые позднее осуществили его последователи и ученики. В работе «Рассуждения о большой точности морского пути» (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места, внёс предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Занимался исследованием морских льдов и дал первую их классификацию. Ввёл термин «экономическая география» (1760), предложил статистический и анкетный методы в географических исследованиях. Для составления нового «Атласа Российского» разработал анкету с вопросами по физической и экономической географии, статистике и горной промышленности, собранный с её помощью материал (1760) является ценнейшим первоисточником для восстановления истории горной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Ломоносов внёс в науку материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, рационализм мышления и многое другое. Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности.
Работы в области литературы, филологии и искусства
В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) поставил проблему сосуществования в составе литературного языка церковнославянских «обветшалых» слов и русских народных просторечных элементов; изложил трёх стилей теорию, в соответствии с которой выстроил иерархию литературных жанров. Ломоносов полагал, что базой для создания русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь народа, в то время как из книжных источников и церковнославянского языка в литературном должны остаться понятные и освоенные элементы. Высказал гипотезу об устойчивости основного словарного фонда русского языка, об особенностях его истории, о большой спаянности диалектов. Считал русский язык одним из самых развитых языков мира, выступал за его внедрение в общественную и государственную жизнь.
Занимался также вопросами лексикографии, сравнительно-исторического языкознания, выдвинул понятие «сродственных» и «несродственных» языков, чётко определил группу славянских языков и наметил их деление (на юго-восточные и северо-западные группы), отличал древнерусский язык от старославянского языка.
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;
Избранные произведения. М., 1986. Т. 1-2.
Иллюстрации:
1. Архив БРЭ. Михаил Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника;
2. Архив БРЭ. И. К. Фёдоров. «Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова». 1889. Частное собрание;
3. Фото А.В. Андреева. Памятник М.В. Ломоносову перед зданием Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Скульптор Н.В. Томский;
4. Портрет императора Петра I. Мозаика. 1754. Эрмитаж (Санкт-Петербург). Архив БРЭ;
5. «Полтавская баталия». Мозаика М.В. Ломоносова в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. 1762-1764. Фрагмент. Архив БРЭ.
Ломоносов: уникальные достижения «универсального» человека
Пожалуй, сложно найти более разностороннего и разнопланового деятеля науки в истории России, чем Михаил Васильевич Ломоносов. Современники заслуженно считали его «человеком универсальным» (homo universalis), а потомки по сей день изучают его многотомное наследие. Даже простой перечень его открытий и концепций занял бы немало времени, поэтому мы остановимся буквально на нескольких его идеях. Но для начала заглянем в биографию Михаила Ломоносова – быть может, там хранится секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности.
Биография Ломоносова
Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711 года в небольшой деревеньке Архангелогородской губернии. Сегодня это село Ломоносово Архангельской области. Читать и писать его научил дьяк местной церкви. Также Ломоносов самостоятельно занимался по учебникам грамматики и арифметики.
Через неделю после получения паспорта в декабре 1730 года он тайно ушел из дома и отправился пешком в Москву, т.к. транспортного сообщения со столицей в те годы не было. Официальная версия гласит, что сделал он это исключительно из тяги к знаниям, но некоторые биографы склонны считать, что катализатором событий послужило решение отца женить достигшего совершеннолетия Михаила.
Пеший переход в Москву занял три недели, а по прибытии Михаил попросился учеником в Славяно-греко-латинскую академию. Он изучил 12-летний курс за 5 лет, после чего получил приглашение на учебу в Академию наук в Петербург. Там Ломоносову пришлось срочно изучать немецкий язык, т.к. в Академии это был один из основных языков преподавания.
За свои успехи в 1736 году Ломоносов был отмечен и отправлен учиться в Германию. Там его наставниками были философ, математик и правовед Христиан Вольф, химик-минеролог Иоганн Фридрих Генкель и другие авторитетные ученые того времени. Параллельно Ломоносов самостоятельно изучал основы стихосложения, иностранные языки (французский и итальянский), живопись, фехтование, хореографию.
По возвращению в Петербург Михаил Ломоносов продолжил изучать естественные науки под руководством профессора Иоганна Аммана, работал над двумя диссертациями (по физике и химии) и в 1745 году в 34-летнем возрасте стал профессором химии.
Достижения Ломоносова в области химии
Т.к. химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, остановимся подробнее на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал приоритет тем исследованиям, результаты которых могли бы быть полезны на производстве. К слову, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов предвосхитил современную теорию химического строения вещества. Тот постулат, что свойства вещества зависят от состава молекул и способа соединения атомов в них, будет сформулирован только через 100 лет.
В эпоху Ломоносова понятия «молекулы» не было, поэтому он ввел в рабочий оборот термин «корпускулы», что, в принципе, одно и то же. Ломоносов первым пришел к выводу, что, цитируем: «Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом». Атомно-корпускулярную теорию до сих пор считают одним из величайших научных достижений Ломоносова.
Кроме того, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы, в т.ч. физики, количественных измерениях и расчетах. После длительного периода деятельности алхимиков и смешения различных веществ чуть ли не на глазок это было настоящим прорывом.
Химическая лаборатория, созданная под руководством Михаила Васильевича, имела целый арсенал весовых приспособлений, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. Это было большим достижением для середины 18 века. Для точности получаемых результатов опытов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, причем всегда настаивал, что их должно быть в достатке.
Важным достижением Михаила Ломоносова считается открытие им закона сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций. Правда, есть также основания полагать, что у этого закона нет первооткрывателя в общепринятом смысле слова, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в одно время, когда наука достигла достаточного для такого открытия уровня.
Но сей факт ни капли не умаляет заслуг Ломоносова, т.к. конкретно для российской науки это открытие было очень важным. В частности, это помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом же сфера прикладных интересов ученого была очень велика.
Темы и опыты, над которыми работал Ломоносов:
В итоге Ломоносов установил факт понижения температуры раствора при растворении солей и снижения точки замерзания соляного раствора по сравнению с чистым. Эти и другие работы Ломоносова положили начало физической химии как науки. Именно Ломоносов наметил пути исследования химических процессов методами из физики, и именно он ввел в научный оборот термин «физическая химия».
Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических наработок, получивших внедрение в промышленности. Так, Ломоносов разработал технологию варки цветного стекла и производства изделий из него. Она была внедрена на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной под руководством и по чертежам Ломоносова в 50-х годах 18 столетия. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.
Также он занимался разработкой рецептуры фарфоровых масс, уделяя особо внимание роли стеклообразного вещества в структуре фарфора. Лабораторные исследования Ломоносова помогли впоследствии наладить выпуск краски на основе отечественного сырья.
Столь обширные исследования требовали нового инструментария и более совершенных технических средств. Ломоносов пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Это, например, газовый барометр и вискозиметр для определения динамической либо кинематической вязкости вещества. Многие из этих приспособлений еще долгое время использовались в практических целях, а открытые Ломоносовым принципы функционирования этих приборов легли в основу более новых прогрессивных разработок.
Достижения Ломоносова в области физики и астрономии
Ломоносов всегда считал важным опираться в химических опытах на законы природы, поэтому вел немало исследований в области физики и смежных с ней областях: гео- и биофизике, метрологии, астрономии, физике атмосферы, минералогии, физике северных сияний.
Как результат множества исследований, Ломоносов разработал теорию теплоты, предложив молекулярно-кинетическую трактовку тепловых явлений. Проще говоря, объяснил это движением частиц, составляющих материю. На этом основании он предположил возможность существования абсолютного нуля, когда любое движение частиц прекращается.
Основываясь на своей атомно-корпускулярной теории и теории теплоты, он смог объяснить свойства атмосферного воздуха. В частности, он объяснил, почему атмосферный воздух должен быть все более разреженным по мере удаления от земли. А также предположил, что в природе должен существовать предел, при котором воздух не сможет разрежаться далее. К слову, он пришел к выводу о трехслойности атмосферы, что было прорывом для тогдашнего уровня развития науки.
Также Ломоносов занимался изучением природы грозовых разрядов и атмосферного электричества, объяснил причину возникновения электрического разряда в грозовых облаках конвекцией теплого воздуха, поднимающегося от поверхности Земли, и холодного воздуха, спускающегося из верхних слоев атмосферы.
Исследования в области астрономии подтолкнули Ломоносова к мысли усовершенствовать зеркальный телескоп, конструкция которого не менялась со времен Ньютона, для большей точности наблюдений. В итоге, наблюдая 26 мая 1761 года уникальное астрономическое явление прохождения Венеры через солнечный диск, Ломоносов предположил существование атмосферы у поверхности Венеры.
Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии
Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».
Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.
Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.
В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.
Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:
Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.
Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.
И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!
А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.