Что внес в историю ломоносов

«Энциклопедичность и разносторонность»: какую роль в истории России сыграл Михаил Ломоносов

19 ноября 1711 года родился будущий российский учёный и деятель искусства Михаил Ломоносов. Он появился на свет в деревне Мишанинской (ныне — село Ломоносово) Архангелогородской губернии. Его отец был крестьянином, ставшим благодаря упорному труду зажиточным рыбаком и транспортным подрядчиком. В ряде источников утверждается, что Ломоносовы происходили из поморов — особой этнографической группы русских, проживавшей на берегах Белого и Баренцева морей, однако в последнее время это утверждение ставится под сомнение.

«Версия о поморском происхождении Ломоносова объективными фактами не подтверждается», — сказал в разговоре с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.

Стремление к знаниям

По словам историков, Михаил с детства помогал отцу в рыбном промысле. При этом юный Ломоносов рано проявил склонность к духовным и интеллектуальным исканиям. Обучившись грамоте у местного дьячка, Михаил прочитал все книги, которые только смог найти в окрестности.

«Какое-то время юный Ломоносов общался со старообрядцами и в их общине постигал старообрядческий вариант Закона Божьего, но позже полностью от них отошёл», — рассказал RT историк и писатель Дмитрий Володихин.

Путешествие заняло у Ломоносова около трёх недель. В Москве он выдал себя за сына дворянина и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. К тому моменту Михаилу исполнилось 19 лет. Хотя формально по возрасту он подходил для поступления, большинство учащихся были ощутимо младше, и Ломоносов, который постоянно подвергался насмешкам с их стороны, чувствовал себя неуютно. Однако, несмотря на это, он учился прилежно и, помимо точных наук, проявил склонность к литературе. За написание стихов Ломоносов даже получил в академии прозвище Вергилий.

По словам историков, отец пытался заставить Михаила вернуться домой и для большей убедительности отказался поддерживать его материально, поэтому во время учёбы Ломоносов жил очень бедно на крошечную стипендию.

С приближением выпуска перед ним встал вопрос о дальнейшей карьере. Перспектива стать мелким служащим Ломоносова не прельщала. Он попытался устроиться священником-миссионером в Оренбургскую экспедицию, но при этом указал в документах, что его отец якобы тоже священник. Так обнаружилось несоответствие данных о его происхождении.

В Оренбургскую экспедицию Михаил в итоге не попал, но обман при поступлении ему простили, приняв во внимание его стремление к знаниям. Более того, в 1735 году в числе самых способных студентов он был переведён в Санкт-Петербург для продолжения учёбы в университете при Академии наук, где занимался математикой, естественными науками, изучал иностранные языки и продолжил практиковаться в стихотворчестве.

Однако в Санкт-Петербурге Ломоносов проучился недолго. Тогда России нужны были химики, разбирающиеся в горном деле, для участия в исследованиях Сибири. Готовить специалистов такого профиля в российской столице было некому, поэтому группу студентов решили направить для продолжения образования в Германию. В их число попал и Ломоносов.

В Германии Михаил учился в Марбурге и Фрайберге. Он изучал химию, физику, металлургию и горное дело, а также иностранные языки, танцы, рисование и фехтование. Кроме того, он познакомился с последними тенденциями в европейской литературе. Во время жизни в Марбурге Михаил женился на дочери своей квартирной хозяйки, вдовы пивовара и члена местного городского совета.

Во Фрайберге, будучи учеником немецкого химика Иоганна Генкеля, Ломоносов ознакомился с работой рудников и организацией металлургического производства. В 1740 году, после ссоры с Генкелем, Михаил решил вернуться в Россию. По пути домой его насильно завербовали в прусские кавалеристы-рейтары, но несколько недель спустя он сумел сбежать из крепости. Через Марбург и Любек Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург.

По дороге с Ломоносовым произошла загадочная история. Ему приснился мёртвый отец на небольшом островке, который они посещали во время рыбных промыслов. Когда Михаил по переписке попытался навести справки о том, что происходит дома, ему сообщили, что его отец ушёл в море и не вернулся. Ломоносов попросил земляков проверить остров, и тело его отца было найдено на том самом месте, которое приснилось Михаилу. Убедительное рациональное объяснение этой истории, по словам историков, так и не было найдено.

Наука и искусство

Вернувшись в Россию, Ломоносов некоторое время никому не рассказывал о своей женитьбе. По мнению историков, это могло быть связано с тем, что он заключил брак без разрешения руководства, да ещё и с лютеранкой. Но когда жена начала разыскивать мужа через российское дипломатическое представительство, его никто наказывать не стал, и Ломоносов смог перевезти супругу в Россию.

«С учётом стажировок в зарубежных университетах Ломоносов получил великолепное и разностороннее образование, причём как естественно-научное, так и гуманитарное. Наверное, это был максимум из того, что можно было получить в то время», — считает Виталий Захаров.

Тем не менее карьерное будущее Ломоносова после возвращения в Россию было неопределённым. Руководитель Академической канцелярии Иван Шумахер направил его помогать профессору Иоганну Амману в составлении каталога камней и окаменелостей Кунсткамеры. Как отмечают историки, работа была в значительной степени механической и Ломоносов, обладавший деятельной натурой, очень сильно ею тяготился. Он продолжал писать стихи, занимался изобретательством и теоретическими научными исследованиями.

В 1742 году Ломоносов получил звание адъюнкта физического класса Академии наук. Некоторое время спустя Михаил оказался в центре конфликта между «русской» и «немецкой» партиями в академии. Роль Ломоносова в разбирательствах в силу его пока ещё скромного положения не была ведущей. Однако астроном Христиан Винсгейм, с которым у Михаила были натянутые личные отношения, воспользовался происходящим, чтобы свести с Ломоносовым счёты, и добился для него запрета на посещение академических собраний. Оскорблённый Михаил, крепко выпив, устроил Винсгейму и другим членам «немецкой» партии скандал и попал за это под арест, однако был прощён и освобождён от наказания. Одной из причин такой лояльности, по мнению историков, стал тот факт, что оды, которые писал Ломоносов, были известны при дворе и пользовались большим успехом.

В 1745 году за диссертацию «О металлическом блеске» Ломоносов был избран профессором химии и академиком Петербургской академии наук. Кроме того, он получил дворянский статус. Год спустя Ломоносов начал читать публичные лекции по физике.

По словам экспертов, сфера научной и культурной деятельности Ломоносова со временем становилась всё шире.

«В частности, Ломоносов восстановил забытое искусство производства стекла для мозаики, утраченное после XIII века», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.

По словам Виталия Захарова, после возникновения при академии исторического департамента и исторического собрания Ломоносов серьёзно занялся историей и вступил в острую полемику с представителями «немецкой» научной партии, утверждавшими, что государственность на Русь якобы была принесена из Скандинавии.

«По сей день практически ни одна крупная работа историков-антинорманистов не обходится без упоминания Ломоносова», — подчеркнул Захаров.

Продолжалась и административная карьера российского учёного: он стал советником академической канцелярии, в его ведении находились научные и учебные департаменты. На посту главы географического департамента академии Ломоносов занимался составлением «Атласа Российского» и разрабатывал точные навигационные приборы.

Именно Ломоносов высказал идею о необходимости налаживания судоходства по Северному морскому пути, которая была воплощена в жизнь уже в ХХ веке.

Кроме того, в 1761 году он наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца и первым в мире установил наличие у неё атмосферы.

Ломоносов также продолжал занятия физикой, химией, геологией и ввёл в научный оборот ряд новых терминов. В частности, именно ему приписывают появление термина «экономическая география». Кроме того, он доказал, что торф, каменный уголь и нефть имеют органическое происхождение, и предложил собственную классификацию горных пород. Помимо этого, Ломоносов сыграл важную роль и в становлении молекулярно-кинетической теории, которая во многом предвосхитила современное представление о строении материи.

Вместе с тем эксперты называют Ломоносова одним из основоположников светской литературы и филологии в России.

«Главная заслуга Ломоносова… в создании русского ямба и упорядочивании русского хорея», — писал один из биографов учёного историк литературы Валерий Шубинский.

По мнению Виталия Захарова, своими трудами в сфере науки и искусства Ломоносов заслуживает звание «русского Леонардо да Винчи».

«У Ломоносова была такая же энциклопедичность и разносторонность научных интересов, широта мышления и кругозора», — подчеркнул эксперт.

Важной заслугой учёного он называет и то, что Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета, ставшего впоследствии одним из ведущих вузов России.

В конце марта 1765 года Ломоносов простудился и слёг. Воспаление лёгких оказалось очень серьёзным, и 15 апреля он скончался в Санкт-Петербурге, так и не завершив ряд своих масштабных проектов.

Сегодня в честь великого русского учёного, естествоиспытателя и поэта названы ряд населённых пунктов и учебных заведений, минерал, географические и космические объекты.

По словам Игоря Курукина, несмотря на весомый личный вклад в проведение научных исследований, всё же главные заслуги Ломоносова — организационные и педагогические.

«Он был не просто учёным, но ещё и организатором. В то время были и другие крупные учёные, трудившиеся над своими научными темами, но Ломоносов страстно желал, чтобы после него продолжили работу новые Ломоносовы, он постоянно занимался подготовкой учеников и созданием новых школ», — подытожил он.

Источник

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Жиз­нен­ный путь

Ро­дил­ся в се­мье по­мор­ско­го кре­сть­я­ни­на.

В конце 1730 года от­пра­вил­ся в Мо­ск­ву, где по­сту­пил в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию. В но­яб­ре 1735 года в чис­ле луч­ших уча­щих­ся был на­прав­лен в Санкт-Пе­тер­бург, в университет при Пе­тербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его от­пра­вили в университет Мар­бур­га, где Ломоносов под руководством Х. фон Воль­фа изу­чал ес­тественные нау­ки и са­мо­стоя­тель­но зна­ко­мил­ся с тео­рия­ми сти­хо­сло­же­ния, бы­тую­щи­ми в Гер­ма­нии. В 1739-1740 годах Ломоносов обу­чал­ся гор­но­му де­лу, ме­тал­лур­гии и хи­мии в городе Фрай­берг (Сак­со­ния)

В 1744 году императрица Ели­за­ве­та Пет­ров­на пове­ле­ла ос­во­бо­дить Ломоносова из-под аре­ста. В этом го­ду Ломоносов на­пи­сал ра­бо­ты «Раз­мыш­ле­ния о при­чи­не те­п­ло­ты и хо­ло­да», «О воль­ном дви­же­нии воз­ду­ха, в руд­ни­ках при­ме­чен­ном», пе­ре­ра­бо­тал «Дис­сер­та­цию о дей­ст­вии рас­тво­ри­те­лей на рас­тво­ряе­мые те­ла», пе­ре­вёл на русский язык ра­бо­ту Г. Гейн­зиу­са «Опи­са­ние в на­ча­ле 1744 го­да явив­шей­ся ко­ме­ты. », а так­же по­ста­вил ряд фи­зических экс­пе­ри­мен­тов.

Ле­том 1745 года Ломоносов за диссертацию «О ме­тал­ли­че­ском бле­ске» был из­бран профессором хи­мии и академиком Пе­тербургской АН. С 1746 года Ломоносов на­чал чи­тать пуб­лич­ные лек­ции по фи­зи­ке, для че­го пе­ре­вёл на русский язык учеб­ник «Воль­фи­ан­ская экс­пе­ри­мен­таль­ная фи­зи­ка» (опубликованно с пре­дисловием Ломоносова в 1746 году). В 1749 году Ломоносов под­го­то­вил к пе­ча­ти дис­сер­та­цию «О дей­ст­вии хи­ми­че­ских рас­тво­ри­те­лей во­об­ще» (опубликованно в 1750 году). В том же го­ду при под­го­тов­ке к пуб­лич­но­му за­се­да­нию АН Ломоносов вы­сту­пил про­тив пред­по­ла­гав­шей­ся ре­чи Г. Ф. Мил­ле­ра «Про­ис­хо­ж­де­ние на­ро­да и име­ни рос­сий­ско­го», ко­то­рая, по его мне­нию, со­дер­жа­ла вы­ска­зы­ва­ния, по­ро­ча­щие честь русского на­ро­да.

В хи­мической ла­бо­ра­то­рии, по­стро­ен­ной в 1748 году, Ломоносов на­чал опы­ты по из­го­тов­ле­нию цвет­ных стё­кол для экс­пе­рим. под­твер­жде­ния соз­да­вае­мой им тео­рии све­та и цве­тов, раз­ра­ба­ты­вал ре­цеп­ту­ру и ис­пы­ты­вал за­ме­ни­те­ли для кра­сок, вво­зи­мых из-за гра­ни­цы. В 1752-1753 годах Ломоносов читал сту­ден­там Ака­де­мического университета курс «Вве­де­ние в ис­тин­ную фи­зическую хи­мию», про­во­дил с ни­ми за­ня­тия в хи­мической ла­бо­ра­то­рии.

На оче­ред­ном пуб­лич­ном за­се­да­нии Академии наук в сентябре 1751 года Ломоносов про­чёл «Сло­во о поль­зе хи­мии». Это бы­ло его пер­вое вы­сту­п­ле­ние, по­свя­щён­ное по­пу­ля­ри­за­ции нау­ки в Рос­сии. В хи­мической ла­бо­ра­то­рии Ломоносов раз­ра­бо­тал тех­но­ло­гию из­го­тов­ле­ния цвет­ных про­зрач­ных и не­про­зрач­ных (на­зы­вае­мых смаль­та­ми) стё­кол. По­лу­чен­ную им смаль­ту Ломоносов ис­поль­зо­вал для из­го­тов­ле­ния мо­за­ич­ных кар­тин. В 1752 году Ломоносов до­бил­ся ука­за им­пе­рат­ри­цы на по­луче­ние зе­мель­но­го на­де­ла и кре­сть­ян, не­об­хо­ди­мых для от­кры­тия фаб­ри­ки цвет­но­го стек­ла, и по­ст­ро­ил близ Ора­ни­ен­бау­ма Усть-Ру­диц­кую фаб­ри­ку цвет­но­го стек­ла, ку­да пе­ре­нёс ра­бо­ты по соз­да­нию мо­за­ич­ных кар­тин. Уже в 1754 году фаб­ри­ка ста­ла по­став­лять не­про­зрач­ное цвет­ное стек­ло для ук­ра­ше­ния двор­цо­вых по­ме­ще­ний в Ора­ни­ен­бау­ме.

В это же вре­мя Ломоносов вме­сте с Г.В. Рих­ма­ном за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем при­ро­ды элек­три­че­ст­ва. По ре­зуль­та­там этих ра­бот Ломоносов про­чёл в пуб­лич­ном со­б­ра­нии «Сло­во о яв­ле­ни­ях воз­душ­ных, от элек­три­че­ской си­лы про­ис­хо­дя­щих», где вы­дви­нул свою тео­рию об­ра­зо­ва­ния ат­мо­сфер­но­го элек­три­че­ст­ва и до­ка­зал его пол­ную иден­тич­ность «ис­кус­ст­вен­но­му», по­лу­чае­мо­му от элек­тро­ста­тических ма­шин.

Стре­мясь к рас­про­стра­не­нию про­све­ще­ния в Рос­сии, Ломоносов под­дер­жал идею о со­зда­нии уни­вер­си­те­та в Мо­ск­ве и, ко­гда И. И. Шу­ва­лов со­ста­вил со­от­вет­ст­вую­щее «До­но­ше­ние в Се­нат», на­пи­сал ему пись­мо с из­ло­же­ни­ем пла­на ор­га­ни­за­ции уни­вер­си­те­та. С не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми, ко­то­рые внёс Шу­ва­лов, этот план был при­нят.

Со­слав­шись на ра­бо­ту над «Рос­сий­ской грам­ма­ти­кой», в 1754 году Ломоносов ос­та­вил ка­фед­ру хи­мии. В 1755 году им бы­ла сда­на в пе­чать «Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка» и в основном за­вер­ше­на «Древ­няя рос­сий­ская ис­то­рия». В 1756 году на пуб­лич­ном со­б­ра­нии Пе­тербургской Академии наук Ломоносов про­чёл «Сло­во о про­ис­хож­де­нии све­та, но­вую тео­рию о цве­тах пред­став­ляю­щее», в ко­то­ром из­ло­жил свою, от­лич­ную от нью­то­но­вой, тео­рию све­та и цве­та. Позд­нее там же Ломоносов про­чёл «Сло­во о рож­де­нии ме­тал­лов от тря­се­ния зем­ли», где вы­ска­зал ряд ори­ги­наль­ных су­ж­де­ний о про­ис­хо­ж­де­нии тор­фа, ка­мен­но­го уг­ля и неф­ти.

В 1757 году Ломоносов по­стро­ил соб­ст­вен­ный дом, ря­дом с ко­то­рым на­хо­ди­лись его до­маш­няя об­сер­ва­то­рия и ещё два не­боль­ших до­ма: для на­бо­ра мо­за­ич­ных кар­тин и про­жи­ва­ния ра­бот­ни­ков. Во фли­ге­ле до­ма Ломоносов обо­ру­до­вал до­маш­нюю хи­мическую ла­бо­ра­то­рию, в ко­то­рой впо­след­ст­вии вёл опы­ты по из­го­тов­ле­нию со­ста­вов для по­лу­че­ния зер­каль­ной по­верх­но­сти соз­да­вае­мых им от­ра­жа­тель­ных ас­тро­но­мических труб.

С 1757 года Ломоносов за­ни­мал пост со­вет­ни­ка ака­де­мической кан­це­ля­рии. В 1758 году был на­зна­чен гла­вой Гео­гра­фического де­пар­та­мен­та Пе­тербургской Академии наук и на­чал ра­бо­ту по со­став­ле­нию но­во­го «Ат­ла­са Рос­сий­ско­го». Кро­ме то­го, он на­пи­сал «Рас­су­ж­де­ние о боль­шей точ­но­сти мор­ско­го пу­ти» (про­чи­та­но в пуб­лич­ном со­б­ра­нии Академии наук в 1759 году), в ко­то­ром пред­ло­жил ряд но­вых на­ви­гационных при­боров и ин­ст­ру­мен­тов. Вме­сте с академиком И. Брау­ном про­во­дил опы­ты по за­мо­ра­жи­ва­нию рту­ти.

По­сле во­ца­ре­ния Ека­те­ри­ны II Ломоносов на­чи­на­ет ещё од­но, по­след­нее в сво­ей жиз­ни, круп­ное пред­при­ятие. В «Крат­ком опи­са­нии раз­ных пу­те­ше­ст­вий по се­вер­ным мо­рям и по­ка­за­нии воз­мож­но­го про­хо­ду Си­бир­ским океа­ном в Вос­точ­ную Ин­дию» Ломоносов пред­ло­жил про­ло­жить морской путь на вос­ток вдоль бе­ре­гов Си­би­ри. По пред­став­ле­нию Ломоносова бы­ла сна­ря­же­на морская экс­пе­ди­ция под ко­мандованием В.Я. Чи­ча­го­ва, ко­то­рая в 1765 и 1766 годах по­пы­та­лась осу­ще­ст­вить идею Ло­мо­но­со­ва.

В апреле 1765 года Ломоносов скон­чал­ся у се­бя до­ма на Мой­ке. По­хо­ро­нен на Ла­за­рев­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры.

Свою дея­тель­ность Ломоносов по­ни­мал как про­дол­же­ние де­ла об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, на­ча­то­го Пет­ром I. Ломоносов пи­сал: «За то тер­п­лю, что ста­ра­юсь за­щи­тить де­ло Пет­ра Ве­ли­ко­го, что­бы нау­чи­лись Рос­сия­не, что­бы по­ка­за­ли своё дос­то­ин­ст­во».

Ра­бо­ты в об­лас­ти ес­те­ст­вен­ных на­ук

Ба­зи­ру­ясь на этих пред­став­ле­ни­ях, Ломоносов пы­тал­ся объ­яс­нить на­блю­дае­мые яв­ле­ния, не вво­дя «по­доз­ри­тель­ных ма­те­рий», ко­то­ры­ми до не­го объ­яс­ня­ли ряд фи­зических про­цес­сов (например, для объ­яс­не­ния го­ре­ния был вве­дён фло­ги­стон). Од­на­ко пол­но­стью ис­клю­чить та­кие ма­те­рии Ломоносов не смог: для объ­яс­не­ния элек­трических и маг­нит­ных яв­ле­ний, а так­же даль­но­дей­ст­вия ему сно­ва при­шлось вве­сти специальные ма­те­рии, че­рез ко­то­рые ме­хани­че­ски пе­ре­да­ют­ся дей­ст­вия тел. Ломоносов не при­зна­вал тео­рии даль­но­дей­ст­вия, счи­тая, что она про­ти­во­ре­чит за­ко­ну со­хра­не­ния ко­ли­че­ст­ва дви­же­ния (т.к., со­глас­но этой тео­рии, по­коя­щее­ся те­ло, при­тя­ги­вая дру­гое, со­об­ща­ет ему дви­же­ние, ко­то­рым са­мо не об­ла­да­ет). На­гре­ва­ние тел и из­ме­не­ние их аг­ре­гат­но­го со­стоя­ния Ломоносов смог ра­цио­наль­но объ­яс­нить вра­ща­тель­ным дви­же­ни­ем кор­пус­кул. Он счи­тал, что верх­не­го пре­де­ла на­гре­ва не су­ще­ст­ву­ет, т.к. час­ти­цы мо­гут вра­щать­ся без ог­ра­ни­че­ния уг­ло­вой ско­ро­сти. Од­на­ко час­ти­цы мо­гут пре­кра­тить вра­ще­ние (что со­от­вет­ст­ву­ет современным пред­став­ле­ни­ям об аб­со­лют­ном ну­ле температуры), но на Зем­ле это­го дос­тиг­нуть не­воз­мож­но.

Пред­став­ле­ние о вра­ще­нии час­тиц и их по­сту­па­тель­ном дви­же­нии Ломоносов ис­поль­зо­вал и для соз­да­ния собственой ки­не­тической тео­рии га­зов. Ко­ле­ба­тель­ное дви­же­ние час­тиц эфи­ра, по Ломоносову, пе­ре­да­ёт свет, а пе­ре­да­ча трёх основных цве­тов (крас­но­го, жёл­то­го и го­лу­бо­го) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тре­мя ви­да­ми час­тиц эфи­ра (ча­сти­ца­ми боль­шо­го, сред­не­го и ма­ло­го диа­мет­ров). Таким образом, Ломоносовым бы­ла соз­да­на пер­вая в Рос­сии на­учная ка­че­ст­вен­ная фи­зическая кар­ти­на ми­ра. К не­дос­тат­кам этой кар­ти­ны мож­но от­не­сти, в ча­ст­но­сти, не­воз­мож­ность ме­ха­нического объ­яс­не­ния сце­п­ле­ния час­тиц в твёр­дых те­лах. Не су­мев раз­ре­шить эту про­бле­му, Ломоносов мно­гие свои фи­зические «дис­сер­та­ции» ос­та­вил не­окон­чен­ны­ми.

Ломоносов по­пы­тал­ся пре­вра­тить хи­мию в нау­ку «об из­ме­не­ни­ях в сме­шан­ном те­ле» на ос­но­ве сво­ей кор­пус­ку­ляр­ной тео­рии. Он счи­тал, что хи­мическим раз­де­ле­ни­ем мож­но дой­ти до не­ко­то­рых эле­мен­тар­ных ве­ществ, ко­то­рые не мо­гут раз­де­лять­ся и со­сто­ят из оди­на­ко­вых час­тиц. Та­кие ве­ще­ст­ва он на­звал на­ча­ла­ми или эле­мен­та­ми и по­ка­зал, что ка­ж­дое те­ло со­сто­ит из слож­ных кор­пус­кул, вклю­чаю­щих различные со­че­та­ния пер­вич­ных кор­пус­кул. Наи­бо­лее удач­ной хи­мической тео­ри­ей Ломоносова бы­ла тео­рия рас­тво­ре­ния, в ко­то­рой ло­ги­че­ски строй­но из­ло­жен ме­ха­низм рас­тво­ре­ния и вы­ска­за­но мне­ние о при­чи­нах эк­зо- и эн­до­тер­мических про­цес­сов. Ломоносов имел чёт­кое пред­став­ле­ние о хи­ми­че­ски чис­том ве­ще­ст­ве, что не при­ни­ма­лось во вни­ма­ние хи­ми­ка­ми Ев­ро­пы то­го вре­ме­ни (и при­во­ди­ло к не­од­но­знач­но­сти ре­зуль­та­тов). Ломоносов ввёл тер­мин «фи­зи­че­ская хи­мия», оп­ре­де­лив её как «нау­ку, объ­яс­няю­щую на ос­но­ве по­ло­же­ний фи­зи­ки то, что про­ис­хо­дит в сме­шан­ных те­лах при хи­мических опе­ра­ци­ях», на­чал со­зда­вать курс фи­зической хи­мии, но и эта его ра­бо­та ос­та­лась не­окон­чен­ной.

При­да­вая боль­шое зна­че­ние прак­тическому при­ме­не­нию на­учных ре­зуль­та­тов, Ломоносов за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем ре­цеп­ту­ры фар­фо­ро­вых масс и за­ло­жил ос­но­вы на­учного по­ни­ма­ния про­цес­са при­го­тов­ле­ния фар­фо­ра, про­во­дил ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию фаб­рич­но­го про­из-водства «кра­по­вой» крас­ки из отечественного сы­рья. Ломоносов под­роб­но опи­сы­вал спо­соб по­лу­че­ния и очи­ст­ки «креп­кой вод­ки», как в то вре­мя на­зы­ва­ли азот­ную ки­сло­ту. Раз­ра­бо­тав ре­цеп­ту­ру цвет­ных не­про­зрач­ных стё­кол, Ломоносов за­нял­ся соз­да­ни­ем из них мо­за­ич­ных кар­тин, воз­ро­див тем са­мым в Рос­сии мо­за­ич­ное ис­кус­ст­во.

Ломоносов внёс зна­чительный вклад в раз­ви­тие на­ук о Зем­ле. Ука­зы­вал на важ­ность изу­че­ния и ос­вое­ния Си­би­ри для уси­ле­ния мо­гу­ще­ст­ва Рос­сии и был ав­то­ром пер­во­го про­ек­та Сев.верного мор­ско­го пу­ти, про­ек­тов трёх гео­гра­фических экс­пе­ди­ций в раз­ные кон­цы Рос­сии (1759-1764), ко­то­рые позд­нее осу­ще­ст­ви­ли его по­сле­до­ва­те­ли и уче­ни­ки. В ра­бо­те «Рас­су­ж­де­ния о боль­шой точ­но­сти мор­ско­го пу­ти» (1759) Ломоносов пред­ло­жил ряд но­вых при­бо­ров и ме­то­дов для оп­ре­де­ле­ния дол­го­ты и ши­ро­ты мес­та, внёс пред­ло­же­ние об ор­га­ни­за­ции меж­ду­народной Мо­ре­пла­ва­тель­ской ака­де­мии для со­вме­ст­но­го ре­ше­ния наи­более важ­ных на­уч­но-тех­нических про­блем мо­ре­пла­ва­ния. За­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем мор­ских льдов и дал пер­вую их клас­си­фи­ка­цию. Ввёл тер­мин «эко­но­ми­че­ская гео­гра­фия» (1760), пред­ло­жил ста­ти­сти­че­ский и ан­кет­ный ме­то­ды в гео­гра­фических ис­сле­до­ва­ни­ях. Для со­став­ле­ния но­во­го «Ат­ла­са Рос­сий­ско­го» раз­ра­бо­тал ан­ке­ту с во­про­са­ми по фи­зической и эко­но­мической гео­гра­фии, ста­ти­сти­ке и гор­ной промышленности, со­б­ран­ный с её по­мо­щью ма­те­ри­ал (1760) яв­ля­ет­ся цен­ней­шим пер­во­ис­точ­ни­ком для вос­ста­нов­ле­ния ис­то­рии гор­ной, ме­тал­лур­ги­че­ской и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти.

Ломоносов внёс в нау­ку ма­те­риа­ли­стический под­ход к изу­че­нию яв­ле­ний при­ро­ды, до­верие к экс­пе­ри­мен­ту как выс­ше­му кри­те­рию ис­ти­ны, ра­цио­на­лизм мыш­ле­ния и многое другое. Его про­све­ти­тель­ская, по­пу­ля­ри­за­тор­ская дея­тель­ность вы­зва­ла в об­ще­ст­ве но­вое от­но­ше­ние к нау­ке, не толь­ко как к по­лез­но­му для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва и промышленности яв­ле­нию, но и как к ду­хов­ной цен­но­сти.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­ло­гии и ис­кус­ст­ва

В «Пре­ди­сло­вии о поль­зе книг цер­ков­ных в рос­сий­ском язы­ке» (1758) по­ста­вил про­бле­му со­су­ще­ст­во­ва­ния в со­ста­ве литературного язы­ка цер­ков­но­сла­вян­ских «об­вет­ша­лых» слов и русских на­род­ных про­сто­реч­ных эле­мен­тов; из­ло­жил трёх сти­лей тео­рию, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой вы­стро­ил ие­рар­хию литературных жан­ров. Ломоносов по­ла­гал, что ба­зой для соз­да­ния русского литературного язы­ка долж­на стать письменная и разговорная речь на­ро­да, в то вре­мя как из книж­ных ис­точ­ни­ков и цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка в ли­те­ра­тур­ном долж­ны ос­тать­ся по­нят­ные и ос­во­ен­ные эле­мен­ты. Вы­ска­зал ги­по­те­зу об ус­той­чи­во­сти основного сло­вар­но­го фон­да русского язы­ка, об осо­бен­но­стях его ис­то­рии, о боль­шой спа­ян­но­сти диа­лек­тов. Счи­тал русский язык од­ним из са­мых раз­ви­тых язы­ков ми­ра, вы­сту­пал за его вне­дре­ние в об­щественную и государственную жизнь.

За­ни­мал­ся так­же во­про­са­ми лек­си­ко­гра­фии, срав­ни­тель­но-ис­то­рического язы­ко­зна­ния, вы­дви­нул по­ня­тие «срод­ст­вен­ных» и «не­срод­ст­вен­ных» язы­ков, чёт­ко оп­ре­де­лил груп­пу славянских язы­ков и на­ме­тил их де­ле­ние (на юго-восточные и северо-западные груп­пы), от­ли­чал древ­не­рус­ский язык от ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка.

Сочинения:

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;

Избранные про­из­ве­де­ния. М., 1986. Т. 1-2.

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов. Порт­рет ра­бо­ты не­из­вест­но­го ху­дож­ни­ка;

2. Архив БРЭ. И. К. Фё­до­ров. «Им­пе­рат­ри­ца Ека­те­ри­на II у М. В. Ло­мо­но­со­ва». 1889. Ча­ст­ное со­бра­ние;

3. Фото А.В. Андреева. Па­мят­ник М.В. Ло­мо­но­со­ву пе­ред зда­ни­ем Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та на Во­робь­ё­вых го­рах. Скульп­тор Н.В. Том­ский;

4. По­рт­рет им­пе­ра­то­ра Пет­ра I. Мо­заи­ка. 1754. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

5. «Пол­тав­ская ба­та­лия». Мо­заи­ка М.В. Ло­мо­но­со­ва в зда­нии Ака­де­мии на­ук в Санкт-Пе­тер­бур­ге. 1762-1764. Фраг­мент. Архив БРЭ.

Источник

Ломоносов: уникальные достижения «универсального» человека

Что внес в историю ломоносов. idei i dostizhenija lomonosova. Что внес в историю ломоносов фото. Что внес в историю ломоносов-idei i dostizhenija lomonosova. картинка Что внес в историю ломоносов. картинка idei i dostizhenija lomonosova.

Пожалуй, сложно найти более разностороннего и разнопланового деятеля науки в истории России, чем Михаил Васильевич Ломоносов. Современники заслуженно считали его «человеком универсальным» (homo universalis), а потомки по сей день изучают его многотомное наследие. Даже простой перечень его открытий и концепций занял бы немало времени, поэтому мы остановимся буквально на нескольких его идеях. Но для начала заглянем в биографию Михаила Ломоносова – быть может, там хранится секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности.

Биография Ломоносова

Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711 года в небольшой деревеньке Архангелогородской губернии. Сегодня это село Ломоносово Архангельской области. Читать и писать его научил дьяк местной церкви. Также Ломоносов самостоятельно занимался по учебникам грамматики и арифметики.

Через неделю после получения паспорта в декабре 1730 года он тайно ушел из дома и отправился пешком в Москву, т.к. транспортного сообщения со столицей в те годы не было. Официальная версия гласит, что сделал он это исключительно из тяги к знаниям, но некоторые биографы склонны считать, что катализатором событий послужило решение отца женить достигшего совершеннолетия Михаила.

Пеший переход в Москву занял три недели, а по прибытии Михаил попросился учеником в Славяно-греко-латинскую академию. Он изучил 12-летний курс за 5 лет, после чего получил приглашение на учебу в Академию наук в Петербург. Там Ломоносову пришлось срочно изучать немецкий язык, т.к. в Академии это был один из основных языков преподавания.

За свои успехи в 1736 году Ломоносов был отмечен и отправлен учиться в Германию. Там его наставниками были философ, математик и правовед Христиан Вольф, химик-минеролог Иоганн Фридрих Генкель и другие авторитетные ученые того времени. Параллельно Ломоносов самостоятельно изучал основы стихосложения, иностранные языки (французский и итальянский), живопись, фехтование, хореографию.

По возвращению в Петербург Михаил Ломоносов продолжил изучать естественные науки под руководством профессора Иоганна Аммана, работал над двумя диссертациями (по физике и химии) и в 1745 году в 34-летнем возрасте стал профессором химии.

Достижения Ломоносова в области химии

Т.к. химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, остановимся подробнее на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал приоритет тем исследованиям, результаты которых могли бы быть полезны на производстве. К слову, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов предвосхитил современную теорию химического строения вещества. Тот постулат, что свойства вещества зависят от состава молекул и способа соединения атомов в них, будет сформулирован только через 100 лет.

В эпоху Ломоносова понятия «молекулы» не было, поэтому он ввел в рабочий оборот термин «корпускулы», что, в принципе, одно и то же. Ломоносов первым пришел к выводу, что, цитируем: «Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом». Атомно-корпускулярную теорию до сих пор считают одним из величайших научных достижений Ломоносова.

Кроме того, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы, в т.ч. физики, количественных измерениях и расчетах. После длительного периода деятельности алхимиков и смешения различных веществ чуть ли не на глазок это было настоящим прорывом.

Химическая лаборатория, созданная под руководством Михаила Васильевича, имела целый арсенал весовых приспособлений, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. Это было большим достижением для середины 18 века. Для точности получаемых результатов опытов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, причем всегда настаивал, что их должно быть в достатке.

Важным достижением Михаила Ломоносова считается открытие им закона сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций. Правда, есть также основания полагать, что у этого закона нет первооткрывателя в общепринятом смысле слова, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в одно время, когда наука достигла достаточного для такого открытия уровня.

Но сей факт ни капли не умаляет заслуг Ломоносова, т.к. конкретно для российской науки это открытие было очень важным. В частности, это помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом же сфера прикладных интересов ученого была очень велика.

Темы и опыты, над которыми работал Ломоносов:

В итоге Ломоносов установил факт понижения температуры раствора при растворении солей и снижения точки замерзания соляного раствора по сравнению с чистым. Эти и другие работы Ломоносова положили начало физической химии как науки. Именно Ломоносов наметил пути исследования химических процессов методами из физики, и именно он ввел в научный оборот термин «физическая химия».

Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических наработок, получивших внедрение в промышленности. Так, Ломоносов разработал технологию варки цветного стекла и производства изделий из него. Она была внедрена на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной под руководством и по чертежам Ломоносова в 50-х годах 18 столетия. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.

Также он занимался разработкой рецептуры фарфоровых масс, уделяя особо внимание роли стеклообразного вещества в структуре фарфора. Лабораторные исследования Ломоносова помогли впоследствии наладить выпуск краски на основе отечественного сырья.

Столь обширные исследования требовали нового инструментария и более совершенных технических средств. Ломоносов пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Это, например, газовый барометр и вискозиметр для определения динамической либо кинематической вязкости вещества. Многие из этих приспособлений еще долгое время использовались в практических целях, а открытые Ломоносовым принципы функционирования этих приборов легли в основу более новых прогрессивных разработок.

Достижения Ломоносова в области физики и астрономии

Ломоносов всегда считал важным опираться в химических опытах на законы природы, поэтому вел немало исследований в области физики и смежных с ней областях: гео- и биофизике, метрологии, астрономии, физике атмосферы, минералогии, физике северных сияний.

Как результат множества исследований, Ломоносов разработал теорию теплоты, предложив молекулярно-кинетическую трактовку тепловых явлений. Проще говоря, объяснил это движением частиц, составляющих материю. На этом основании он предположил возможность существования абсолютного нуля, когда любое движение частиц прекращается.

Основываясь на своей атомно-корпускулярной теории и теории теплоты, он смог объяснить свойства атмосферного воздуха. В частности, он объяснил, почему атмосферный воздух должен быть все более разреженным по мере удаления от земли. А также предположил, что в природе должен существовать предел, при котором воздух не сможет разрежаться далее. К слову, он пришел к выводу о трехслойности атмосферы, что было прорывом для тогдашнего уровня развития науки.

Также Ломоносов занимался изучением природы грозовых разрядов и атмосферного электричества, объяснил причину возникновения электрического разряда в грозовых облаках конвекцией теплого воздуха, поднимающегося от поверхности Земли, и холодного воздуха, спускающегося из верхних слоев атмосферы.

Исследования в области астрономии подтолкнули Ломоносова к мысли усовершенствовать зеркальный телескоп, конструкция которого не менялась со времен Ньютона, для большей точности наблюдений. В итоге, наблюдая 26 мая 1761 года уникальное астрономическое явление прохождения Венеры через солнечный диск, Ломоносов предположил существование атмосферы у поверхности Венеры.

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.

И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!

А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *